Необычное приключение маяковского бывшее анализ. Анализ стихотворения «Необычайное приключение» (В. Маяковский). Литературные средства выразительности

История создания стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» написано в 1920 году. Шли первые послереволюционные годы, в стране еще продолжалась гражданская война, царила разруха, начинался голод. Молодое государство остро нуждалось в поддержке и пропаганде своих идей, и с этой целью в Москве при Российском телеграфном агентстве были созданы «Окна РОСТА»: в центре города в витрине бывшего магазина были вывешены плакаты на злобу дня.

В 1919-1922 годах в «Окнах РОСТА» много работал Маяковский, создав в общей сложности более пятисот плакатов. Эта трудная, повседневная работа сочинителя плакатов и лозунгов, очень нужных для молодой страны, утомляла Маяковского и вызывала сомнение: не растрачивает ли он себя как поэт, отдавая свой талант и время? Ответ на этот традиционный вопрос о назначении поэта и поэзии Маяковский дает в стихотворении «Необычайное приключение…». Тема поэта и поэзии в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

В стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» создается образ мастера, который для Маяковского сравним с солнцем, возвышенным и повседневным. Следуя традициям Пушкина, Лермонтова, Некрасова, поэт прибегает к сравнению роли поэта с действием природных сил, поддерживающих жизнь на земле. Так, Пушкин сравнивает силу человеческого разума и таланта с сиянием солнца и восклицает: Да здравствуют музы, да здравствует разум! Ты, солнце святое, гори! Как эта лампада бледнеет Пред ясным восходом зари. Так ложная мудрость мерцает и тлеет Пред солнцем бессмертным ума.

Да здравствует солнце, да скроется тьма! («Вакхическая песня», 1825) Особенности композиции стихотворения. Композиционно стихотворение делится на две части: изображение обычного (пейзаж, поэт за работой) Пригорок Пушкино горбил Акуловой горою, а низ горы - деревней был, кривился крыш корою. А за деревнею - дыра, И в ту дыру, наверно, спускалось солнце каждый раз, медленно и верно. А завтра снова мир залить вставало солнце ало. И день за днем ужасно злить меня вот это стало.

И необычного, фантастического (встреча и разговор поэта с солнцем, осознание поэтом родства их деятельности и общности задач): Что я наделал! Я погиб! Ко мне, По доброй воле, само, Раскинув луч-шаги, шагает солнце в поле. Хочу испуг не показать - и ретируюсь задом. Уже в саду его глаза. Уже проходит садом. В окошки, в двери, в щель войдя, валилась солнца масса, ввалилось; дух переведя, заговорило басом: «Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня?

Чаи гони, Гони, поэт, варенье!» Такая структура наглядно раскрывает одну из мыслей стихотворения: величие подлинно поэтического будничного труда, несущего истину и откровение, смысл которого выражает глагол «светить», родственный пушкинскому «жечь глаголом» в «Пророке»: И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем. Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли. Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли. Глаголом жги сердца людей».

Обычное значение глагола «светить» постепенно перерастает в символическое, получающее нравственно-эстетическое и общественно-политическое звучание: Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить - и ниоких гвоздей! Вот лозунг мой - и солнца! Художественные особенности стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Основным в стихотворении является прием фантастики - лирический герой зовет солнце к себе на чай, и оно откликается на приглашение: И так однажды разозлясь, что в страхе все поблекло, в упор я крикнул солнцу: «Слазь! Довольно шляться в пекло!» Я крикнул солнцу: «Дармоед! Занежен в облака ты, а тут - не знай ни зим, ни лет, сиди, рисуй плакаты!» Я крикнул солнцу: «Погоди!

Послушай, златолобо, Чем так, Без дела заходить, ко мне На чай зашло бы!» Поэт не просто использует фантастическое допущение, он делает это настолько мастерски, что ситуация кажется почти правдоподобной. Сначала Маяковский объединяет два устойчивых речевых выражения: «солнце заходит» и «человек заходит в гости». Таким образом, заход солнца утрачивает свое небесное значение, и солнце запросто заходит к человеку на землю.

Солнце впервые нарушило свой вечный круг вращения ради человека, что показано благодаря приему олицетворения: оно зашагало по небу своими лучами, вот проходит садом, озаряя его жарким взглядом, его огромное тело - масса просачивается во все щели и отверстия дома и разговаривает, как и должно грузному существу, басом. Связь двух планов - обычного и необычного - и их переход друг в друга подчеркнуты каламбуром - «игрой» значений многозначных слов: чем так, Без дела заходить, ко мне На чай зашло бы!

Стихотворение представляет собой диалог. Отсюда неизбежное олицетворение «собеседника». Солнцу придан человеческий облик: оно говорит, рассуждает, поучает, пьет чай: «Уже в саду его глаза», «Дух переводя, / заговорило басом», «бью по плечу его я». «Необычайное приключение…», как и вся необычная поэзия Маяковского, требовало от поэта поиска новых художественных средств для выражения поэтических идей.

Маяковский часто разбивает традиционную строку и выстраивает стихи в лесенку, чтобы нужные слова и выражения были выделены, звучали особо, отдельно. Например: А мне, ты думаешь, Светить Легко? Здесь, с одной стороны, проявляются важные для смысла стихотворения слова «светить» и «легко», а с другой - передается разговорная, непринужденная и дружеская интонация беседы героев, солнца и человека.

Особенностью поэтического языка Маяковского является также использование большого числа неологизмов - слов и словосочетаний, созданных самим поэтом для придания поэтическим выражениям дополнительной точности и выразительности: «взорим», «тупая сонница», «светаю», «день трезвонится». Конец стихотворения примиряет внутренние противоречия поэта - лирического героя: солнце, как и поэт в «Окнах РОСТА», выполняет свою ежедневную, будничную, но жизненно важную работу. Поэтому оба должны Светить и никаких гвоздей! Вот лозунг мой - и солнца.

ПОЭМА «НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, БЫВШЕЕ С ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ ЛЕТОМ НА ДАЧЕ» (1920)
Жанр: лирическая поэма.
КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
⦁ Диалог поэта с солнцем, которое олицетворено: шагает в поле, разговаривает басом, пьёт чаи и т. д.
⦁ Сопоставлена жизнь солнца и творчество поэта, их ежедневный труд.
⦁ Договариваются объединить свои усилия в общем деле: «я буду солнце лить своё, а ты — своё, стихами … » и клянутся: «светить всегда, светить везде»,
ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
⦁ Тема: предназначение поэта.
⦁ Идея: солнце и поэт — светила: лучи солнца согревают, лучи поэзии наполняют умы и сердца людей огнём жизни.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
⦁ Гипербола: в сто сорок солнц закат пылал.
⦁ Разговорная лексика: дармоед, шляться, задом.
⦁ Неологизмы: златолоба, занежен.

Пушкина называли «солнцем русской поэзии», а Владимир Маяковский сравнил саму поэзию с солнцем и написал стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» , об анализе которого пойдет речь далее.

Уже первые строки этого стихотворения помогают читателю погрузиться в атмосферу веселой сказки , забавного приключения. Перед его взором возникает, с одной стороны, совершенно конкретная местность (Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева), с другой стороны, появляется ощущение чего-то необычного, что встречается лишь в сказках: что-то вроде «в некотором царстве, в некотором государстве» . Само название настраивает на восприятие какого-то приключения, которое произойдет с героем, носящим то же имя, что и автор. Подобное абстрагирование от своего имени разовьют в прозе ХХ века Венедикт Ерофеев.

Привычная, на первый взгляд, картина захода солнца вдруг превращается в фантастическую картину: «в сто солнц закат пылал» (характерная для стиля Маяковского гипербола ). Слегка замедленное, обстоятельное, наполненное легким юмором начало постепенно усиливает, как бы «подогревает» интерес к повествованию, заставляет с нетерпением ожидать того события, которое было обещано в заглавии.

Само же необычайное событие преподносится очень эмоционально:

Что я наделал! Я погиб!

Такие разговорные интонации придают стихотворению доверительность, свойственную всей поэзии Маяковского. Не случайно так много у него «Писем» и «Разговоров». Кроме того, оживление вносит и использование в буквальном смысле стершейся метафоры : у поэта солнце действительно заходит и садится, как если бы это было какое-то существо. Не без юмора рисует он свою необычайную встречу с солнцем, только скрадывает фантастику, окружая ее незатейливыми приметами быта, сопровождая скупыми, но очень красочными деталями: «ввалилось, дух переведя, заговорило басом…» , «сконфужен, я сел на уголок скамьи…» , «И скоро, дружбы не тая, бью по плечу его я» .

Беседа между поэтом и светилом протекает неторопливо и непринужденно. Поэт в шутливо-озорном тоне подразнивает солнце, а то, в свою очередь, подзадоривает: «Поди, попробуй!» . В диалоге и в авторских ремарках множество разговорной лексики : «Ну что ж, садись, светило!» ; «Слазь! Довольно шляться в пекло!» ; «Дармоед!» ; «… и ретируюсь задом» .

Так же искусно обращается Маяковский и омонимами :

Чем так, без дела заходить ,
Ко мне на чай зашло бы.
Гоню обратно я огни впервые с сотворенья.
Ты звал меня? Чаи гони ,
гони , поэт, варенье!

Конечно, герои стихотворения весьма своеобразны: сильное, но при этом ласковое и трудолюбивое солнце и поэт, немного усталый, сперва даже слегка раздраженный, но безмерно любящий жизнь, знающий цену себе и своему творчеству. Наверное, поэтому он позволяет себе так запросто разговаривать с «самим» небесным светилом.

Произведение удивляет смелостью сюжета и красотой мысли: поэт и солнце – два товарища: «Ты да я, нас, товарищ, двое!» . Но за бытовым планом отчетливо проступает иной – серьезный, даже патетический. Маяковский на самом деле утверждает созидательную роль поэзии, которая не только преобразует все вокруг. Подобно солнцу, живое слово поэта согревает людей, освещая самые темные закоулки их жизни, разрушает предрассудки, рассеивает сомнения, как тьму, окружавшую многих на протяжении всей жизни. Именно поэтому и сходятся во мнении эти два светила, что позволяет утверждать:

Светить всегда, светить везде,
до дней последних донца,
светить - и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой и солнца!

Необычность произведения создается и целым каскадом рифм : от точной: «РОСТА – просто» до абсолютно не совпадающей по звучанию: «не тая – ты да я» . Традиционное разделение строки на небольшие отрезки-ступеньки позволяет выдерживать паузы и ставить логическое ударение на самых значимых словах. Большое количество неологизмов : «златолобо» , «занежен» , «вспоем» - придает стихотворению неповторимый стиль. Некоторые их них требуют пояснения. Например, «взорим» может означать «взойдем над землей, чтобы озарить ее».

Таким образом, поэт размышляет не только о поэтическом творчестве, но и защищает непреходящее значение любого, самого скромного, незаметного труда, если он посвящен высокой цели.

  • «Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского
  • «Прозаседавшиеся», анализ стихотворения Маяковского

В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Язык поэзии В. В. Маяковского до сих пор служит то предметом восторгов, то хулы: некоторым его язык казался смелой революционной ломкой самых основ русской речи, другим - порчей и гибелью той русской традиции, которая была создана классической литературой начала века. Каков же в самом деле язык Маяковского? Это новатор языка или его разрушитель? Ответ на данный вопрос таится в тщательном, скрупулезном анализе конкретных текстов поэта, который позволит установить, насколько новаторство В. Маяковского мотивировано художественным, коммуникативным заданием каждого конкретного текста.

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» занимает особое место в творчестве поэта. Сам Маяковский считал его «вещью программной».

Фантастическая встреча с солнцем выливается в реальный, «земной» разговор о высоком назначении поэта и преобразующей роли поэзии, о радости творческого труда и величии простых, будничных дел.

Данное стихотворение построено как диалог двух персонажей - поэта и солнца, причем В. Маяковский не просто перенес сюда реальную разговорную речь, он сделал ее объектом изображения. Здесь слито несколько диалогов: 1) эксплицитный диалог, реализованный в тексте через прямую речь лирического героя-поэта, ведущего разговор от первого лица /«я»/, и солнца; 2) диалог названных лиц с Автором, который выступает здесь в особой роли: как заинтересованный свидетель, слушатель, собеседник, который в конце стихотворения призывает: «Стихов и света кутерьма, сияй во что попало!»;

3) имплицитный, внутренний диалог, под которым понимается контакт с читателем. С точки зрения М. Бахтина, всякий текст (том числе и поэтический) диалогичен, ибо ориентирован на активность читателя, который стремится точнее воспринять мысль автора, чтобы ответить на нее поступком, репликой, мыслью. Такая диалогичность повышает уровень понимания текста, помогает более эффективному воздействию на читателя.

Начинается эксплицитный диалог в стихотворении как предметный (по классификации Н. Д. Арутюновой), в котором преобладает обмен информацией: «Дармоед! занежен в облака ты, а тут - не знай ни зим, ни лет, сиди, рисуй плакаты /» - «Чаи гони, гони, поэт, варенье!» В конце стихотворения диалог становится модальным, в нем преобладает обмен мнениями: «Ладно, не горюй, смотри на вещи просто! А мне, ты думаешь, светить легко?» и т.д.

Композиционно стихотворение делится на две части: 1) реальное, будничное (описание места и времени действия - с начала стихотворения и до слов: «Вупор я крикнул солнцу “Слазь!..”»); реальность усиливается подзаголовком: «Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.»; 2) фантастическое, необычайное, которое также усилено заголовком «Необычайное приключение...»

В столкновении реального и ирреального идет основное содержание текста - отношение к выполнению своего долга, к труду, друг к другу.

В начале стихотворения поэт показан за работой, а его отношение к солнцу - это отношение к праздному светилу: «Дармоед!», «Слазь!»

В ходе беседы поэта и солнца выясняется, что оно тоже - труженик: «А мне, ты думаешь, светить легко?» Сходное отношение к делу, к труду и явилось основанием для дружбы поэта и солнца: «И скоро, дружбы не тая, бью по плечу его я». Дружба закрепляется пониманием сходства их деятельности, общности задач: «Я буду солнце лить свое, а ты - свое, стихами».

Стремясь усилить экспрессивность и тем самым воздействующую силу на читателя, В. Маяковский обращается к единицам различных языковых уровней, умело трансформируя и неожиданно объединяя их.

Немало выразительных возможностей находит поэт в словообразовательных единицах, в том числе - в словообразовательных моделях. Причем, Маяковский не изобретает небывалых звукосочетаний, он работает с тем, что есть в языке как намек и скрытая, потенциальная возможность; он как бы намеренно демонстрирует словообразовательные возможности языка. Так, поэт часто использует усечение основ (ясь - образовано от прилагательного ясный), обычные аффиксы, но прибавляет он их к тем словам, с которыми эти аффиксы в норме не сочетаются (сонница = сон + ниц (а), трезвониться = трезвонить + ся, взорим - от зори), словосложение (луч-шаги).

Смело использует В. Маяковский возможности морфологической системы языка, переводя, например, слова из одного морфологического класса в другой (из неизменяемого в изменяемый), меняя его признаки внутри одного класса (например, род; число в классе изменяемых слов): чаи гони - существительное «чай» поэт употребляет во множественном числе; не знай ни зим, ни лет : вставало солнце ало - краткое прилагательное использует не в предикативной функции, как того требует норма русского языка, а в атрибутивной (в значении «алое»).

Самым необычным способом В. Маяковский сталкивает обычные слова, рождая при этом новые экспрессивные смыслы: в июль катилось лето; пригорок Пушкина горбил Акуловой горою; кривился крыш корою; занежен в облака ты; раскинув луч-шаги, шагает солнце в поле; уже в саду его глаза; взорим, вспоем у мира в сером хламе.

В области использования лексических средств новаторство В. Маяковского не только в довольно большом количестве авторских окказионализмов, но и в свободном употреблении сниженных и разговорных слов, которым, казалось бы, не место в высокой поэзии: дармоед (разг.), гони варенье (прост.), слазь (разг.), шляться (прост.) и др.

Как смелый новатор пользуется В. Маяковский фразеологическими единицами. В данном стихотворении можно отметить своеобразную борьбу с тем омертвением отдельного слова, которое превращает свободное словосочетание во фразеологизм. Автор трансформирует фразеологизмы, вводя в их структуру свободные слова и выражения: например, во фразеологизм смотреть в оба Маяковский вводит два свободных глагола и возникает трасформация «идешь и смотришь в оба»; фразеологизм кричать во всю мочь превращается в стихотворении «Вдруг я во всю светаю мочь»; фразеологическая единица сколько зим, сколько лет трансформируется так, что становится трудноузнаваемой - «не знай ни зим, ни лет».

Что касается синтаксиса, то Маяковский стремился к выделению слова, к его освобождению от синтаксических зависимостей, т.е. «к своеобразному преодолению синтаксиса», по словам Г. О. Винокура. Существует неразрывная связь между особенностями синтаксического построения стихотворной речи Маяковского и ее ритмикой, так что, в сущности, ритм и синтаксис Маяковского как бы объясняют друг друга:

В окошки, в двери, в щель войдя, ввалилась солнца масса, ввалилось; дух переведя...

Специфика синтаксиса В. Маяковского вовсе не в том, что у него много необычных конструкций, а в том, что все они порождены определенным стилистическим заданием, определенной коммуникативной установкой автора.

Кроме названных языковых средств разных уровней, В. Маяковский использует различные приемы. Наиболее распространенным в данном стихотворении становится повтор, который выполняет различные функции. Во-первых, повтор способствует динамичности и экспрессивности изображения: «Уже в саду его глаза, уже проходит садом». Во-вторых, на его основе строится каламбур: «Гоню обратно я огни впервые с сотворения. Ты звал меня ? Чаи гони, гони, поэт, варенье!»

В-третьих, благодаря повтору последовательно раскрывается, например, вся гамма значений одного из центральных глаголов стихотворения - светить (от физического до общественно-политического) :

А мне, ты думаешь, светить

легко ?

- Поди, попробуй! -

А вот идешь -

взялось идти.

идешь - и светишь в оба!

Светить всегда. Светить везде, до дней последних донца, светить - и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой - и солнца!

Здесь взаимодействуют два ряда повторов - глаголы идти и светить, которые усиливают друг друга, делают их более значимыми и важными в выражении авторской идеи.

Основная идея стихотворения неоднократно подчеркивается стилистическим приемом параллелизма в изображении поэта и солнца: «Я буду солнце лить свое, а ты - свое, стихами», «а вот идешь - взялось идти, идешь - и светишь в оба!» и др.

В стихотворении встречаются и другие приемы: а) гипербола - «в сто сорок солнц закат пылал»; б) метафоры - «лето катилось», «жара плыла», «шагает солнце», «вспоем у мира в сером хламе» и др.; в) олицетворения - «уже в саду его глаза», (солнце) «дух переведя, заговорило басом». Кроме того, различные приемы, объединяясь в стихотворении, усиливают друг друга, увеличивая воздействующую силу текста, его экспрессивность, например: «бью по плечу его я» - гипербола и олицетворение одновременно.

Владимир Маяковский - поэт, принявший революцию с распростертыми объятиями, человек, открывший для творчества революционную поэзию. Стихотворения поэта насквозь пропитаны боевым настроением и патриотическим духом. Одна из послереволюционных работ — «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» увидело свет в 1920 году. Если до революции в работах поэта звучали минорные мотивы, то после революции, в том числе и в данном стихотворении, можно увидеть призыв к светлому будущему и светлый оптимизм.

Известно, что Маяковский умело обращался с метафорами, и это произведение — не исключение, автор создал необычайную работу, которая схожа с настоящим русским народным эпосом, сказкой.

Жанр, направления, рифма

«Необычайное приключение…» — это настоящая русская сказка, которая написана во времена футуризма. В стихотворении есть такие интонации, из-за которых доверяешь поэту, чувствуешь каждую строчку, и это особенность в стихах Маяковского.

Здесь как никогда кстати та самая лесенка, которой пользовался автор - она помогает выделять паузы и логические ударения, чтобы читатель ничего не упустил.

Рифмы здесь встречаются самые необычные: вот вам точная рифма «РОСТА - просто», а здесь уже придется смириться с не совсем обычной «не тая - ты да я».

Главные герои

Главный герой в «Необычайной приключение…» действительно необычайный - это солнце. Еще одно сравнение со сказками приходит нам на ум, ведь солнце, как и многие вещи в сказках, одушевленное.

Другой герой стихотворения - лирический поэт, который трудится не покладая рук, на что он и жалуется солнцу во время их беседы.

Основная тема

Тема произведение простая - какова же роль поэта в жизни общества? Разговаривая, солнце и поэт рассуждают, что если человек и может вместо пера взять инструменты в руки, то светило себе такого позволить не может.

В конце концов, поэт понимает, что у него дела обстоят лучше, чем он предполагал, и смысла жаловаться нет. Сходятся новые знакомые на том, что каждый должен выполнять своё дело - пускай солнце светит людям собой, а поэт продолжит изливать свет своими стихами.

Смысл

Мысль, которую вложил в свою работу Маяковский, на самом деле предельно проста. В заключении стихотворения её можно прочитать между строк - каждый на земле должен понять своё предназначение и идти по выбранному пути, и если делать что-то, то делать хорошо.

Не важно, говорит поэт, какая у вас профессия, важно, как вы её исполняете и сколько души туда вкладываете.

Средства художественной выразительности

В «Необычайном приключении…» множество средств выразительности, которые делают его невероятно красивым. Масса неологизмов, таких как «занежен», «златолобо» делают стихотворение неповторимым, а омонимы и разговорная лексика заставляют читателя проникнуться беседой, забывая, что поэт разговаривает с самим солнцем.

Конечно же, не обошлось и без метафор, пускай зачастую и скрытых: солнце в стихотворении садится и заходит будто бы действительно нечто живое.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!