Современен ли образ прекрасной дамы блока эссе. Образ Прекрасной дамы в лирике (Блок Александр). Несколько интересных сочинений


Юлий Айхенвальд в книге «Силуэты русских писателей» назвал Александра Александровича Блока певцом Прекрасной Дамы, вспоминая, безусловно, о знаменитых блоковских «Стихах о Прекрасной Даме», появившихся в печати в самом начале XX века. Прекрасная Дама – образ, возникший в глубоком средневековье в эпоху рыцарского поклонения даме сердца и воспетый трубадурами Прованса. Прекрасной Дамой Александра Блока стала, как известно, Любовь Дмитриевна Менделеева, дочь великого русского химика. Незадолго до появления своей первой поэтической книги Блок писал Менделеевой: «Ты – моё солнце, моё небо, моё блаженство». Действительно, Любовь Дмитриевна отличалась необыкновенным обаянием, поэтому едва ли случайно то, что Блок, тонко чувствующий красоту, видел в Менделеевой земное отражение божества, воплощение Вечной Женственности. Известно, что образ вечной женственности зародился в учении древнегреческого философа Платона, которое Блок очень хорошо знал.

Платоновский космос был расколот на два мира: мир вещей – сферу земной жизни растений, животных и человека, бытия предметов и мир идей – поднебесную сферу, воплощающую красоту, гармонию и мудрость. Стремление к миру идей – это и есть Эрос, представляющий собой духовную энергию, любовь и музыку, исходящую из космоса.

В пору увлечения философией Платона А.А. Блок знакомится с поэзией и философией Владимира Соловьёва, в работах которого образ вечной женственности был центральным. Начало XX века Соловьёв предлагал встретить новой религией, в центре которой окажется Бог. Всевышний явится на землю уже не в образе Иисуса Христа, а в образе Великой Премудрости – Божественной Софии. Этот образ со времён античности претерпел множество изменений, главное из которых заключается в том, что безликая энергия музыкального первоначала мира, согласно христианской традиции, приобрела плоть и кровь в женском облике. Вечное женственное начало вошло в историю мировой культуры в храмовом зодчестве (блистательный Софийский собор в Киеве), в строгом лике Богородицы с печальными глазами. В. Соловьёв подчёркивал, что не только христианское, но и языческое начало наполняет образ вечной женственности, поскольку она есть воплощение души природы и самой вселенной. София стала душой мира, той всемирной любовью, которая объединила небо и землю.

Для А.А. Блока была важна в философии Соловьёва именно эта идея объединения музыкальной природы с образом вечной женственности. Все события, происходящие вокруг, Блок воспринимал как таинственные символы.

Такими настроениями была проникнута первая книга стихов Блока. Под прекрасной дамой, каков бы ни был реальный прообраз, вызвавший посвящённые ей стихи, поэт видел божественное, вечно женственное начало, которое должно возродить, воскресить мир. Эта идея получила отражение, например, в стихотворении Блока «Сбылось пророчество моё…». Лирический герой этого текста, увидев её святилище, «весь исполнен торжества, … упоён великой тайной». В своих стихах поэт изображает себя то рыцарем, то «стражником во храме», «хранящим огонь лампад», то одним из верных рабов, сторожащих царицу у входа в её терем, то человеком, свершающим «в тёмном храме бедный обряд» в ожидании прекрасной Дамы, то пажом, который несёт за красавицей покрывало. Вся книга первых стихов Блока проникнута пафосом ожидания, неоднократно в поэтических текстах повторяются слова «я жду», «мы ждём» и т.д. Например, в стихотворении «» поэт пишет:

«Предчувствую Тебя. Года проходят Предчувствую Тебя мимо –

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя».

Это же чувство выражено и в стихотворении «Я жду призыва, жду ответа», где есть строки: «Я жду – и трепет объемлет новый,

Всё ярче небо, молчанье глуше…

Ночную тайну нарушит слово…

Помилуй, Боже, ночные души!»

В реальной жизни герой книги «Стихи о Прекрасной Даме» чувствует себя одиноким, земля для него пустынна. Только в идеальном мире поэт ощущает свободу и радость бытия. Всем предметам и переживаниям поэт придаёт смысл иносказания. Например, в ранних стихах Блока река предстаёт не только как водный поток, но и как символ границы, отделяющей лирического героя от идеала. Такие слова, как дверь, ступени, небеса, заря, берутся поэтом в особом, условном значении. Только в последних стихотворениях книги образы обретаю конкретность, становятся более жизненными, из-за куполов таинственных храмов проступают стены простых домов и даже фабрик, исчезают лики ангелов, но появляются лица людей. Мир намёков и отзвуков постепенно исчезает, появляется мир танца.

Если в самых ранних стихах Блока (1904) Прекрасная Дама показана чаще всего как Богоматерь, то начиная с поэтических текстов 1905 года этот образ трансформируется. Например, в стихотворении «Пляски осенние» (1905г). Прекрасная дама явлена в нём как женщина танцующая, и её пляска сопровождается «волнением», полыханием сразу трёх стихий: воды («ниспадают струи», «реющая влага», «всплески»), воздуха («в небеса уходит мольба», «легкокрылая младость») и огня, который здесь образно характеризует яркие краски осени («ткань золотая», «золотое кольцо»). Осенняя пляска в этом стихотворении – это не только движения влажного воздуха, ветра, листьев по золотому лесу, не только кружение осенней девы и её подруг, но и музыка сначала «золотой трубы», а потом и «звенящего голоса», и, в конце концов, «музыка влаги». В этом стихотворении перед нами олицетворена душа языческой природы, языческий вариант Вечной Женственности, лик которой растворяется в бесконечности природных стихий.

Прекрасная Дама будет появляться в стихах Блока то как Незнакомка, то как снежная маска, то как Кармен, то как Коломбина. Существует версия, что Последней прекрасной Дамой Блока стала главная героиня поэмы «Двенадцать» «толстоморденькая» Катька.

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (1901–1902) стал центральным в первом томе лирической трилогии А. Блока. В нем поэт ориентировался на «новую поэзию», которая отражала философское учение Вл. Соловьева о Вечной Женственности, или о Душе мира. «Стихи о Прекрасной Даме» были связаны для Блока с его юношеской любовью к будущей жене Л. Д. Менделеевой и поэтому были дороги для него всю жизнь. Вл. Соловьев в своем учении утверждал, что только через любовь можно постичь истину, соединиться с миром в гармонии, победить в себе эгоизм и зло. Он верил, что все женское несет в себе животворное начало. Мать, жена, возлюбленная – именно они спасают жестокий мир от гибели. «Высокая» любовь к женщине может открыть сокровенные тайны мира, соединить человека с небом.
В этом цикле лирический герой Блока уже не испытывает тоски, одиночества, как в ранних стихах, изменяются восприятие мира и эмоциональный тон стихотворений. Они приобретают элегический оттенок и мистическое содержание. В то время поэт напряженно ждал откровения, призывал Прекрасную Даму. Ему хотелось, чтобы скорее наступило время истины и счастья, преображение мира. Свои чувства выражал средствами символизма. Он одушевлял саму Женственность, называл свою мечту Вечно Юная, Вечная Жена, Царевна, Святая, Дева, Заря, Купина.
Образы Прекрасной Дамы и лирического героя, ее рыцаря, двойственны. Стихи, где речь идет о любви «земной», к реальной женщине, относятся к интимной лирике. Герой ждет свою Даму, дает ее описание:

Она стройна и высока,
Всегда надменна и сурова.

Для героя она – божество, которому он поклоняется, хотя видит ее только издалека или вечером «на закате». Каждая встреча с ней – радостное и долгожданное событие. То она одета в «серебристый мех», то в «белое платье», уходит «в темные ворота». Эти черты реальной женщины вдруг исчезают, и поэт видит уже мистический образ «Девы Радужных Ворот», называет ее «Ясной», «Непостижимой». С самим героем происходит то же самое. То он «молод, и свеж, и влюблен», то представляет себя иноком, зажигающим свечи перед алтарем в Храме Девы, то ее рыцарем. Перед нами и живые герои, и напряженная работа их душ, способных глубоко и сильно чувствовать. Драматическое ожидание прихода Прекрасной Дамы вызвано сомнениями героя. Он чувствует себя недостойным Ее. Блок противопоставляет земное и небесное, физическое и духовное. Лирический герой страстно жаждет прихода Прекрасной Дамы, но он – земной человек, со слабостями и недостатками, живет по земным законам. Сможет ли он начать жить по законам любви, истины и красоты? Герой зовет свет и божество, но выдержит ли он?
Герой всей душой стремится к свету, но находится пока во тьме. Отсюда одной из центральных тем цикла является тема пути к свету. Герой повторяет «Приди!», обращаясь к Прекрасной Даме. Ее образ – это воплощенная тайна, которую она может открыть людям. Трезво оценивая состояние человеческих устремлений, поэт не надеялся на скорые перемены в душах людей, поэтому он пишет: «Ты далека, как прежде, так и ныне…» Блок, используя символы, пытался сказать читателям, что если люди не пойдут по пути добра, любви и справедливости, то их ждет вселенская катастрофа. Но все же его герой верит, что когда-нибудь жизнь изменится к лучшему: «Но верю, ты взойдешь»; «Ты откроешь Лучезарный Лик».
Свои личные переживания Блок использовал и преобразовывал в творчестве. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» следует рассматривать как любовную и пейзажную лирику, как мистико-философскую повесть о пути поэта к Софии, то есть к мудрости, и о пути мира к духовному Преображению.

Тема пути является одной из основных лирических тем поэтов серебряного века и особенно поэтов-символистов. Их стихи - это точная фиксация пути лирического героя и его поколения. Три тома лирики А. Блока - это его дневник, последовательное описание всех душевных переживаний, событий, происходивших в его жизни. «Таков мой путь, и я твердо уверен, что все мои стихи - трилогия вочеловечения. От мгновения слишком яркого света через болотистый лес к возмездию и к рождению человека общественного, художника», - сказал сам поэт.

Первый том лирики А. Блока пронизан ожиданием Прекрасной Дамы. Первый цикл - «Ante lucem» - исполнен предчувствия прихода в мир великой женственности, отсюда и мотивы темноты, затем грядущей гармонии. А. Блок культивирует поэтику пределов, крайностей и при этом создает мир, пронизанный синим и пурпуровым цветами, сотканный из бликов, наполненный удивительной мелодией стиха: «Я любил, я люблю неустанно любить...» С появлением Прекрасной Дамы связан мотив обновления. Ключевые слова второго цикла первого тома лирики - « » - свет и пламя. Поэт обретает гармонию, находит идеал вечной женственности и боится лишь того, что окажется недостойным этого идеала.

Третий цикл стихов, входящих в первый том лирики, «Распутья», приобретает трагическое звучание. Поэт ощущает, как постепенно ускользает от него гармония, как постепенно удаляется он от идеала. Сон, забвенье - вот основные мотивы этого цикла. В образах преобладает серый цвет, размытые полутона, а в мир врывается стихия балагана. В душе лирического героя сплетаются высокое и низкое, высокая трагедия и фарс. Переход к миру паяцев, масок и балагана трагичен, и ведут в этот мир «гробовые ступени»:

Я отпраздновал светлую смерть,

Прикоснувшись к руке восковой,

Остальное - бездонная твердь

Схоронила во мгле голубой.

Все это подготовило тот трагический перелом в восприятии мира, который осуществился во втором томе лирики А. Блока. «Она не придет никогда», - говорит поэт о Прекрасной Даме. Идеалы лирического героя А. Блока разрушаются, он отдается стихии, а его мир наполняют болотные чертенята (цикл «Пузыри земли»). В лирике второй книги стихов осуществляется переход от неземной гармонии к земному, хаотичному, появляется устойчивый мотив балаганчика и «адской свиты». В цикле «Город» поэт показывает, как в мире сосуществуют две реальности. Неземная гармония и пытаются ужиться с бесчеловечностью города Петра, его дьявольским смехом, уродливыми карликами:

И мелькала за парою пара...

Ждал я светлого ангела к нам,

Чтобы здесь, в ликованье тротуара,

Он одну приобщил к небесам...

А вверху - на уступе опасном -

Тихо съежившись, карлик приник,

И казался нам знаменем красным

В городе лирический герой Александра Блока находит призрачный идеал Незнакомки - идеал, существующий лишь в душе поэта:

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Незнакомка и «пьяницы с глазами кроликов» и есть те две реальности, которые совмещены в душе лирического героя.

С удивительным постоянством в стихах этого цикла появляется мотив смерти. Жизнь сравнивается с восковой куклой, герой живет в постоянном предчувствии остановки жизни, прихода власти хаоса. Поэт чувствует «отдаленного восстанья приближающийся гул», ожидает прорыв стихии.

Цикл «Снежная маска» разделен на два одинаково важных подцикла: «Снега» и «Маски». Снега - это олицетворение вихря, стихии, неограниченности, хаоса. Маска же появляется потому, что в мировом водовороте человек постепенно теряет свое лицо:

Возврати мне, маска, душу,

Горе светлое мое!

В цикле «Фаина» лирический герой А. Блока получает новое мировосприятие. «Пала темная вуаль...», и герой вновь обращается к жизни. Мотив встречи с жизнью, судьбой становится ведущим в стихах этого цикла. Но жизнь уже воспринимается по-другому, она являет собой удивительное слияние противоречий («Осенняя любовь»). А. Блок переосмысливает понимание поэзии, теперь он видит, что она всегда меньше жизни, а поэт «любит небо и землю» меньше, «чем рифмованные и нерифмованные речи о земле и небе». С этим ощущением узости поэзии связано и появление в цикле «Фаина» стихов, написанных вольным стихом - верлибром.

Так постепенно вызревает основная мысль, нашедшая воплощение в третьей книге стихов А. Блока, - мир несовершенен, но переделать его невозможно, необходимо лишь любыми средствами попытаться его понять. «План третьей книги моих стихов - неизбежная драматическая последовательность жизни», - записывает поэт в 1908 году. В последней книге лирики Александр Александрович исследует человеческую душу, в стихах появляется мотив двойника - человека, говорящего правду о жизни лирического героя.

До появления Незнакомки в стихотворении явственно звучат трагические ноты, тема «страшного мира», «непроглядного ужаса жизни».

Поэт описывает вечернюю жизнь: рестораны, где «горячий воздух «дик и глух», переулки. Периодически повторяется строка «и каждый вечер». То есть реальный мир открывается автору только вечером, когда в небе «бессмысленно кривится диск».

Читая стихотворение, можно услышать много разных звуков, например «детский плач», скрип уключин, «женский визг», крик пьяниц «с глазами кроликов».

Образ «страшного мира» выражает не только серые будни, из которых лирический герой не видит выхода, но и опустошённость его внутреннего мира, которую он ощущает с неменьшим трагизмом. В реальном мире отсутствует гармония. Автор ищет, что же принесёт ему ощущение гармонии. Изменения в душе лирического героя происходят с появлением Незнакомки, которая «каждый вечер, в час назначенный… В туманном двинется окне». Перед лирическим героем встает вопрос: «Иль это снится мне?» Незнакомка появляется, когда «все души… излучины Пронзило терпкое вино»

Блок пишет:

В мое душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Этими строками автор показывает то, что любовь и красота находятся в душе человека, а не в окружающем «страшном мире». Судьбу любви определяет сам человек. Чтобы воспользоваться «ключом» от «сокровища», лирический герой напивается, и понимает, что для него «истина в вине». И видит он не только прекрасную Незнакомку, но и «брег очарованный». И нет уже того «страшного мира», от вида которого бросает в дрожь, а есть прекрасное чувство любви и бесконечная «очарованная даль».

Великий русский поэт XX века Александр Александрович Блок прошел непростой жизненный и творческий путь. Он начинал как,символист, верящий в мистику, а в конце своего творческого пути пришел к идее беззаветного служения Родине. Александр Блок родился в семье ректора Петербургского университета, поэтому с детства он был окружен высокой культурой. Он рано начал писать стихи и так же рано увлекся философией. Все это повлияло на то, что юноша стал поэтом.

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» - главное лирическое произведение в раннем творчестве Александра Блока. Он составлен из стихотворений 1899-1902 годов и отражает романтически возвышенное мироощущение юноши, находящегося в мистическом ожидании встречи с прекрасной возлюбленной. Однако цикл вышел отдельным изданием в 1904 году, в тот период, когда поэт отошел от «мигов моих пророческих стихов» и переживал духовный кризис.

3. Гиппиус так отозвалась о только что вышедшем сборнике молодого поэта: «Книжка эта родилась точно вне временности, - вне современности во всяком случае. Она и стара, и нова, хотя, может быть, все-таки не вечна, ибо соткана из слишком легкой паутины». В этом отзыве верно угадана особенность знаменитого блоковского лирического цикла - слишком легкая ткань стихотворений, которая лишь очерчивает образ Прекрасной Дамы. Тем не менее у Блока были настоящее чувство и настоящее переживание, из которого рождалась поэзия.

Все молодые годы Александр Блок был увлечен философией

В.Соловьева, который говорил, что в основе мира лежит красота. Эта красота доступна человеку лишь как недостижимый Идеал Вечной Женственности. Блока поразила эта идея, и он стал искать во всех девушках отзвуки этого идеала. Эти философские взгляды переплелись с зарождающимся чувством, так в творчестве юного поэта появился образ Прекрасной Дамы. Эта Дама является Божественным идеалом красоты и любви.

В душе Блока образ реальной девушки Любови Менделеевой и образ Вечной Женственности неразрывно связаны, их невозможно отделить друг от друга. Именно встреча с Любовью Менделеевой стала причиной создания цикла. Чувством к ней окрашены все ранние стихи Блока:

Вечереющий сумрак, поверь,

Мне напомнил неясный ответ.

Жду - внезапно отворится дверь,

Набежит исчезающий свет.

Словно бледные в прошлом мечты.

Мне лица сохранились черты

И отрывки неведомых слов,

Словно отклики прежних миров...

Стихи Блока полны грез о явлении Прекрасной Дамы, он ждет ее прихода, тоскует и мучается. Ее явление - это явление красоты и гармонии в земной мир, оно должно разрешить все существующие противоречия. Интересно, что для создания образа Прекрасной Дамы Блок пользуется в основном белым цветом. Прекрасная Дама несет с собой свет, разгоняющий мрак, а значит, любовь, счастье и радость жизни. Прекрасная Дама - это божество, она живет в ином измерении, чем поэт, поэтому он не может удержать в памяти ее образ. Для него она -прекрасное воспоминание, сон, легкая тень, видение. Он поклоняется ей, молится на нее, как на икону, и боится, что она изменит ему.

Юный Александр Блок действительно верил в то, что возможно нисхождение Красоты на землю и что это случится в современности, при его жизни. Себя он считал пророком этого явления, а имение своего деда - Шахматово - местом, куда Вечная Женственность должна явиться. Именно поэтому волны, по которым плывет ее белая ладья, -это стихи поэта. Это обстоятельство заставляет поэта упорно, вопреки сомнениям и разуму, несмотря ни на что, ждать ее прихода:

В этой выси живу я, поверь,

Смутной памятью сумрачных лет,

Смутно помню - отворится дверь,

Набежит исчезающий свет.

Лирический герой цикла неотделим от поэта, Блок совершенно не дистанцируется от него, что создает особую интимность тона цикла. Многие считали, что этот цикл - отражение любовных отношений

А.Блока и Л. Менделеевой. Но это не совсем так: здесь еще отражены философские представления поэта. Поэт видит свой идеал в том, чтобы через любовь постичь бесконечное в конечном, духовное в материальном, вечное в современном. Он пытается соединить в своем творчестве мистическое и обыденное и тем самым приблизить долгожданный момент.

Прекрасная Дама все же является своему поклоннику, но он не может ее узнать. Он замер от восхищения и ждет ее слов, но она молчит. Момент их встречи очень краток, а потом она уходит. Он даже не подозревал, что все может так повернуться: поэт считал, что Дама всегда будет с ним. Но она ведь неземная, а значит, она не может находиться в пошлом мире повседневности. Это обстоятельство причиняет поэту острую боль, его мечты разбиты, и он прозревает. Поэт не может удержать Прекрасную Даму, потому что она недостижима, как мечта. Вместе с ней он теряет все свои юношеские иллюзии и мечты, остается один на один с реальным миром. Так начинается новый этап жизни и творчества А. Блока.

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» был необычным для русской поэзии. Он очень понравился символистам, хотя сам Блок не очень любил этот цикл. Современным читателям эти стихи кажутся сложными и непонятными, потому что они написаны в стиле символизма. Однако в них Блок хорошо передал драму любовного чувства, которую все испытывали в юности.

С именем Блока в нашем мировоззрении, связан, прежде всего, образ романтического поэта, воспевающего в своих стихах идеальную возлюбленную, воплощение свершившийся женственности и красоты. Появление этого мотива (скорее, даже лейтмотива раннего творчества автора) связано с эстетикой символизма и с философией и поэзией В. Соловьева. Обучение последнего о Всемирной Душу или Вечную Женственность, призванную обновить и возродить мир, прошло сквозь призму поэтического таланта Блока. При этом «Стихи о Прекрасной Даму» во многом автобиографичны, насколько это слово может быть применимо к поэтическому произведению. Блок воплотил в них любовно лирические переживания своей юности. Любимая девушка становится в его стихах Святой, Пречистой Девой, символом женственности и красоты. Весь цикл стихов о Прекрасной Даму пронизан пафосом целомудренной любви к женщине, рыцарского служения ей и преклонения перед ней как перед олицетворением идеала духовной красоты, символом всего возвышенно прекрасного. Героиня поэзии Блока видится герою не как земная женщина, а как божество. У нее несколько имен: Прекрасная Дама, Вечно Юная, Святая Дева, Володарка Вселенной. Она — небесная, таинственная, недоступная, отстранена от земных бедствий. Она недоступна герою, потому что он — только человек, земной, грешный, смертная. Лирический герой цикла, двойник поэта —

Порой слуга, порою милый, И вечно — раб. Рыцарь, коленопреклоненный монах, раб — он осуществляет свое служение прекрасной царице, Пречистой Деве: Вхожу я в темные храмы, Делаю бедный обряд, Там жду я Прекрасной Даму В мерцании красных лампад.

Во всем герою чудится ее присутствие — в бездонной лазури неба, в весеннем ветре, в песне скрипки. При этом героиня почти бесплотная, ее образ не предполагает ничего конкретного, «ощутимый», ведь все земное ей чуждо:

Вот лицо возникает из кружев, Возникает из кружев лицо … Вот плывут ее вьюжную трели, Звезды светлые шлейфом волоча …

«Мне не слышны ни вздохи, ни речи», — говорит герой. Для описания объекта своего поклонения автор использует эпитеты типа «лучезарный», «таинственный», «несказанным», «озаренный», «утешительный». Но в некоторых стихах о Прекрасной Даму ее образ принимает более конкретные, земные черты, лишенные налета мистики:

Встану я в утро моросящий,

Солнце ударит в лицо.

Ты, подруга желанная,

Сходишь ко мне на крыльцо?

Перед нами уже не предотвращен образ, а земная женщина. В стихах, которые пошли вслед за циклом о Прекрасной Даму, можно проследить дальнейшее развитие ее образа. Героиня цикла так и осталась небожительницею, не сжалилась герою и его любви. В более поздних стихах возникает фигура новой героини, также по-своему воплощала идеал красоты и света. Небесный ангел, Звездная Дева неожиданно падает на землю:

Звездой кровавой ты текла, Я измеинициировал твой путь в сумме, Когда ты падать начала.

Метафизическое падение Девы тревожит и огорчает героя, но потом он понимает, найдя свою возлюбленную на неосвященном земли, в «неосвещенных воротах», что

И этот взгляд не менее светлый, Чем был в туманных высотах.

Спустившись с «небес», героиня не потеряла своей красоты, прелести, очарования. Так рождается на свет Незнакомка — ангел, сошедший на землю, «гений чистой красоты», говоря словами А. С. Пушкина. В стихотворении «Шлейф, заляпанный звездами» героиня сравнивается с кометой, падает вниз, соединяющий этим своим падением небо и землю:

Шлейф, заляпанный звездами, Синий, синий, синий взгляд. Меж землей и небесами Вихрем поднятый костер.

Так образ мистической «Вечной Женственности» сменяется в поэтическом мире Блока романтическим образом живущим на земле Незнакомки. И тогда возникает другой конфликт:

Среди этой пошлости таинственной, Скажи, что делать мне с тобой — недостижимой и единственной, Как вечер дымно-голубой?

Героиня обречена на пребывание в мире пошлости и грязи. Как возможно сосуществование прекрасного и безобразного, возвышенного и повседневного? На этот вопрос Блок пытается дать ответ в своем стихотворении «Незнакомка». Он построен на противопоставлении двух миров. В первой части поэт дает картину уродливой повседневной реальности (духота улиц, скука, пыль, плач, визг. Обыденность, привычность происходящего подчеркиваются неоднократным употреблением сочетания «и каждый вечер. И в то же время —

… В час назначенный, (Но это только снится мне?) Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне.

Образ Незнакомки нельзя толковать однозначно. Да разве только видение, что привиделось сидячем за стаканом вина герою? То реальная женщина, наделенная атрибутами романтической возлюбленной — опять же, не без воздействия алкоголя? Наследник романтизма, Блок не избегает двусмысленности и иронии. Несомненным представляется одно: мечта и действительность несовместимы, в мире быта нет места идеалу. Последние строки выглядят саркастическим выводом:

Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине.

Но — как знать? может быть, это — вино поэзии? Романтический по своему характеру образ Прекрасной Дамы придает трагическое звучание блокивським произведениям. Идеальная возлюбленная далека, недоступна, безжизненную она лишь символ. Впоследствии ее образ наполняется жизненным содержанием: поэт ищет свою героиню в этом мире. Но встреча не может принести ему ни радости, ни успокоения, так как невозможность существования ее на земле очевидна. Так развивается и находит свой конец в поэзии Блока образ Прекрасной Дамы — Вечной Женственности желанной подруги — падшего ангела — Незнакомки.

Весь горизонт в огне, И близка появление Но страшно мне — изменишь облик Ты, И дерзкое разбуди подозрение сменив конце привычные черты А. Блокившы конце привычные черты А. Блок