Модальность восприятия по бродману таблица тип поля. Цитоархитектонические поля бродмана в полушариях головного мозга. Структурные звенья рефлекса

Корбиниан Бродман опубликовал карты цитоархитектонических полей коры больших полушарий головного мозга . Бродман впервые создал карты коры. Впоследствии О. Фогт и Ц. Фогт (1919-1920 гг.) с учётом волоконного строения описали в коре головного мозга 150 миелоархитектонических участков. В Институте мозга АМН СССР (ныне - Научный центр неврологии РАМН) И. Н. Филимоновым и С. А. Саркисовым были созданы карты коры головного мозга, включающие 47 цитоархитектонических полей .

Поля Бродмана

  • Поля 3, 1 и 2 - соматосенсорная область, первичная зона. Находятся в постцентральной извилине. В связи с общностью функций используется термин «поля 3, 1 и 2 » (спереди назад)
  • Поле 4 - моторная область. Располагается в пределах прецентральной извилины
  • Поле 5 - вторичная соматосенсорная зона. Располагается в пределах верхней теменной дольки
  • Поле 6 - премоторная кора и дополнительная моторная кора (вторичная моторная зона). Располагается в передних отделах прецентральной и задних отделах верхней и средней лобной извилин.
  • Поле 7 - третичная зона. Расположена в верхних отделах теменной доли между постцентральной извилиной и затылочной долей
  • Поле 8 - располагается в задних отделах верхней и средней лобной извилин. Включает в себя центр произвольных движений глаз
  • Поле 9 - дорсолатеральная префронтальная кора
  • Поле 10 - передняя префронтальная кора
  • Поле 11 - обонятельная область
  • Поле 12 -
  • Поле 13 -
  • Поле 14 -
  • Поле 15 -
  • Поле 16 -
  • Поле 17 - ядерная зона зрительного анализатора - зрительная область, первичная зона
  • Поле 18 - ядерная зона зрительного анализатора - центр восприятия письменной речи, вторичная зона
  • Поле 19 - ядерная зона зрительного анализатора, вторичная зона (оценка значения увиденного)
  • Поле 20 - нижняя височная извилина (центр вестибулярного анализатора, распознавание сложных образов)
  • Поле 21 - средняя височная извилина (центр вестибулярного анализатора)
  • Поле 22 - ядерная зона звукового анализатора
  • Поле 23 -
  • Поле 24 -детектор ошибок
  • Поле 25 -
  • Поле 26 -
  • Поле 27 -
  • Поле 28 - проекционные поля и ассоциативная зона обонятельной системы
  • Поле 29 -
  • Поле 30 -
  • Поле 31 -
  • Поле 32 - дорсальная зона передней поясной коры. Рецепторная область эмоциональных переживаний.
  • Поле 33 -
  • Поле 34 -
  • Поле 35 -
  • Поле 36 -
  • Поле 37 - Акустико-гностический сенсорный центр речи. Это поле контролирует трудовые процессы речью, ответственно за понимание речи. Центр распознавания лиц.
  • Поле 38 -
  • Поле 39 - ангулярная извилина, часть зоны Вернике (центр зрительного анализатора письменной речи)
  • Поле 40 - краевая извилина, часть зоны Вернике (двигательный анализатор сложных профессиональных, трудовых и бытовых навыков)
  • Поле 41 - ядерная зона звукового анализатора, первичная зона
  • Поле 42 - ядерная зона звукового анализатора, вторичная зона
  • Поле 43 - вкусовая область
  • Поле 44 - Центр Брока
  • Поле 45 - триангулярная часть поля Бродмана (музыкальный моторный центр)
  • Поле 46 - двигательный анализатор сочетанного поворота головы и глаз в разные стороны
  • Поле 47 - ядерная зона пения, речедвигательная его составляющая
  • Поле 48 -
  • Поле 49 -
  • Поле 50 -
  • Поле 51 -
  • Поле 52 - ядерная зона слухового анализатора, которая отвечает за пространственное восприятие звуков и речи

Кору головного мозга принято еще разграничивать и по функциональному признаку на сенсорные, моторные (двигательные) и ассоциативные зоны. Конечно же, сенсорные и моторные зоны располагаются на обоих полушариях, но есть и такие функции, которые представлены только на одной, как правило, левой стороне мозга. К ним относятся зона Брока и зона Вернике, участвующие в порождении и понимании речи. Причем, у правшей речевые центры расположены в левом полушарии, а вот у левшей - в правом.

Но есть и другое разделение коры головного мозга - так называемая карта полей Бродмана . В 1903 годугерманский анатом, физиолог, психолог и психиатр К. Бродман опубликовал описание пятидесяти двух цитоархитектонических полей , которые представляют собой участки коры головного мозга, различные по своему клеточному строению. Каждое такое поле отличается по величине, форме, расположению нервных клеток и нервных волокон и, конечно же, различные поля связаны с различными функциями головного мозга. На основании описания этих полей и была составлена карта полей Бродмана, которая делит кору головного мозга на моторную, сенсорную и ассоциативную зоны.

Моторная зона

Моторная зона расположена перед центральной бороздой (поля 4,6,8). Она контролирует произвольные движения тела. Причем, большие участки этой зоны регулируют сокращения мышц пальцев рук, губ и языка, осуществляющие многочисленные и очень тонкие движения (например, речь, письмо, игра на фортепиано). А вот мышцам спины, живота и нижних конечностей, участвующим в поддержании позы и осуществлении менее тонких движений, отведена лишь небольшая область двигательной зоны. Наше тело представлено в моторной зоне как бы в перевернутом виде, т.е., например, за движения ног отвечает верхняя часть зоны, а за движения глаз или губ - нижняя. Кроме того, движениями правой части тела управляет моторная кора левого полушария, а движениями левой части - моторная кора правого полушария.

Сенсорные зоны.

В теменной зоне, отделенной от моторной зоны центральной бороздой, (поля 1,2,3,5,7) находится участок, отвечающий за прием сигналов от рецепторов поверхности кожи тела человека, который носит гордое имя соматосенсорной зоны. Именно здесь происходит определение места и силы раздражения на поверхности тела, здесь же происходит различение местоположения и силы двух одновременно наносимых раздражителей, (так называемая дискриминация) и именно здесь же определяется и само качество раздражителя: острота, шероховатость, температура, т.е. ощущения тепла, холода, прикосновения, боли и ощущения движений тела. Как и в моторной зоне, на верхние отделы соматосенсорной зоны выведены рецепторы кожи нижних конечностей, на средние - туловища, на нижние отделы - рук, головы и т.д. Причем, так же как и в моторной зоне, правая часть мозга «чувствует» левую сторону нашего тела, ну, а левая - правую. Кроме того, как и в моторной, наибольшую поверхность соматосенсорной зоны занимают рецепторы рук, голосового аппарата и лица, а меньшую часть - рецепторы туловища, бедер и голени.

В задней части каждой затылочной доли есть участок коры (17,18,19 поля Бродмана), называемый зрительной зоной . Центральный зрительный путь заканчивается в поле 17, и сообщает о наличии и интенсивности зрительного сигнала. А уже в полях 18 и 19 анализируются цвет, форма, размеры и качества предметов, причем поражение поля 19 коры большого мозга при­водит к тому, что больной видит, но не узнает предмет – так называемая зрительная агнозия, при этом утрачивается еще и цветовая память.

Слуховая зона. Слуховая зона находится на поверхности височных долей обоих полушарий (поля 41, 42, 22) и участвует в анализе сложных и не очень сложных слуховых сигналов. Именно здесь выделяется громкость, высота, тембр звука, определяется местоположение его источника, направление движения, изменение расстояния от источника, речеподобность по звучанию и многое-многое другое.

Оба наших уха имеют свои «официальные представительства» в обоих полушариях за счет того, что слуховые нервы, так же как зрительные, частично идут к «своему» полушарию, но, все же, большая их часть, перекрещиваясь, направляется в противоположные уху участки слуховой зоны коры. Так что и тут - левое ухо, в основном, слышит правое полушарие, а правое - левое.

При разрушении 22 поля - возникают слуховые галлюцинации, сопровождающиеся нарушением слуховых ориентировочных реакций, музыкальная глухота и прочие неприятности, а при разрушении 41 поля – даже корковая глухота.

Другие сенсорные функции, такие как вкус, обоняние, чувство равновесия , в меньшей степени представлены в коре головного мозга, обонятельная система располагаетсяв 34 поле Бродмана, и ее повреждение вызывает обонятельные галлюцинации. Вкусовая зона соседствует с обонятельной расположена на 43 поле, что не удивительно, так как обоняние и вкус очень тесно между собой взаимосвязаны.

Ассоциативные зоны

В коре нашего мозга есть много обширных зон, не связанных непосредственно с сенсорными или моторными процессами. Они называются ассоциативными зонами и занимают около 80% территории коры. Каждая такая ассоциативная область коры тесно связана сразу же с несколькими проекционными (сенсорными или моторными) зонами. Поэтому и считается, что в ассоциативных областях происходит ассоциация (а попросту соединение или совмещение) разно сенсорной информации , в результате чего и формируются сложные элементы нашего сознания.

Наибольшие места скопления и обитания ассоциативных областей у человека обнаружены в лобной, затылочно-теменной и височной и областях .

Каждая проекционная область коры, будь то сенсорная или моторная, окружена ассоциативными областями, причем нейроны этих областей чаще полисенсорны, т.е. умеют реагировать на различные сигналы, поступающие от слуховой, зрительной, кожной и других систем. И вот именно эта вот полисенсорность нейронов позволяет им объединять сенсорную информацию и организовывать и координировать взаимодействие сенсорных и моторных областей коры.

Лобные доли являются ответственными за осуществление высших психических функций, которые проявляются в формировании личностных качеств, разнообразных творческих процессов и влечений.

При повреждении лобных отделов коры большого мозга, резко нарушается построение целенаправленного поведения, основанного на предвидении.

В теменной ассоциативной области коры формируются субъек­тивные представления об окружающем пространстве, о нашем теле. Это становится возможным благодаря соединению и сопоставлению соматосенсорной (чувствительной), проприоцептивной (Проприоцепция - способность воспринимать положение и перемещение в пространстве собственного тела, ну или отдельных его частей) и зрительной информации.

При повреждении ассоциативной зрительной зоны в затылочной доле зрение сохранится, но тут же наступит расстройство узнавания – так называемая зрительная агнозия. Такой человек, будучи абсолютно грамотным, не сможет прочесть написанное, и будет в состоянии признать знакомого человека только после того, как тот заговорит (не узнает он его «глазами» и все тут).

В височной коре расположен слуховой центр речи Вернике, находящийся в задних отделах верхней височной извилины (поля 22, 37, 42 левого полушария). Эта зона асимметрична - у правшей она находиться в левом, а у левшей – в правом полушарии.

Задача этого центра – распознавание и хранение устной речи, как собственной, так и чужой. При поражении слухового центра речи человек может го­ворить, излагать устно свои мысли, но не понимает чужой речи, и хотя слух и сохранен - человек не узнает слов. Такое вот состояние назы­вается сенсорной слуховой афазией. Такой человек часто много говорит (логорея), но речь его неправильная (аграмматизм), при этом наблюдается замена слогов и слов (парафазии).

Но, речевая функция связана не только с сенсорной, но и с двигательной системой. И такой вот двигательный центр речи у нас действительно имеется. Он рас­положен в заднем отделе третьей лобной извилины (поле 44) чаще всего левого полушария (опять же правши и левши) и был описан вначале господином Даксом в 1835 году, а затем уже господином Брока в 1861 году. При поражении моторного центра речи развивается моторная афазия - в этом случае человек понимает речь, но сам, говорить не может.

В средней части верхней височной извилины (поле 22) находится центр распознавания музыкальных звуков и их сочетаний. А на границе височной, теменной и затылочной долей (поле 39) находится центр чтения письменной речи, обеспечивающий распознавание и хранение образов письменной речи. Понятно, что поражения этого центра приводят к невозможности чтения и письма. Оба этих центра так же ассиметричны и находятся в разных полушариях у левшей и правшей.

Так же в височной области расположено поле 37, отвечающее за запоминание слов. Люди с поражениями этого поля не помнят названия предметов. При этом они очень напоминают забывчивых людей, которым постоянно приходится подсказывать нужные слова. Такой человек, забыв название предмета, четко помнит его назначение и свойства, поэтому долго опи­сывает его качества, объясняет, что делают с этим предметом, но назвать его, хоть убей, не может. Ну, например, вместо слова «галстук» человек, глядя на него, говорит примерно следующее: «это то, что надевают на шею и завязывают специальным узлом, чтобы было красиво, когда идут в гости».

Так же с височной корой связывают функцию памяти и сновидений.

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте термин «цитоархитектоника коры головного мозга?

2. С какой долей мозга связаны произвольные движения?

3. Определите функцию экстрапирамидной системы в организации произвольных движений.

4. Какие структуры мозга образуют лимбико-ретикулярный комплекс?

5. Где локализуется корковый отдел чувствительного анализатора?

6. Дайте определение термину «праксис». Где расположен центр праксиса?

7. Какие двигательные функции выпадают при поражении мозжечка?

8. Раскройте значение полей Бродмана.

Наружная поверхность Рисунок 2

Наружная поверхность

1, 2, 3, 5, 7,43 (частично) - представительство кожной и пропри оцептивной чувствительности;

4 - моторная зона;

6, 8,9, 10 - премоторная и дополнительные моторные области;

11 - представительство обонятельной рецепции;

17, 18, 19- представительство зрительной рецепции;

20, 21, 22, 37,41,42,44 -представительство слуховой рецепции;

37, 42 - слуховой центр речи;

41 - проекция кортиева органа;

44 - двигательный центр речи.

(По Бродману)

2.3. Основные принципы строения мозга

Мозг как субстрат психических процессов представляет собой единую систему, единое целое, состоящее, однако, из различ­ных участков и зон, которые выполняют различную роль в реа­лизации психических функций.

Все данные (анатомические, физиологические и клиничес­кие) свидетельствуют о ведущей роли коры больших полуша­рий в мозговой организации психических процессов.

В нейропсихологии на основе анализа нейропсихологических данных (т. е. изучения нарушений психических процессов при различных локальных поражениях мозга) была разработана общая структурно-функциональная модель мозга как субстрата психической деятельности. Эта модель, предложенная А. Лурия, характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной деятельности. Согласно данной модели (рис. 3) весь мозг может быть подразделен на три основных структурно- фун­кциональных блока: а) энергетический блок, или блок регуляции уровней активности мозга; б) блок приема, переработки и хране­ния экстероцептивной (исходящей извне) информации; в) блок программирования, регуляции и контроля за протеканием пси­хической деятельности. Каждая высшая психическая функция осуществляется при участии всех трех блоков, каждый из кото­рых вносит свой вклад в ее реализацию. Блоки характеризуются определенными особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе их работы, и той ролью, кото­рую они играют в осуществлении психических функций.

Первый энергетический блок регулирует два типа процес­сов активации: общие генерализованные изменения актива­ции мозга, являющиеся основой различных функциональных состояний, и локальные избирательные активационные изме­нения, необходимые для осуществления высших психических функций.

Функциональное значение первого блока в обеспечении пси­хических функций прежде всего состоит, как уже говорилось выше, в регуляции процессов активации, в обеспечении того

Структурно-функциональная модель интегративной работы мозга, предложенная а.Р.Лурия

Рисунок 3

А - первый блок регуляции общей и избирательной неспецифической активации мозга, включающий ретикулярные структуры ствола, среднего мозга и диэнцефальных отделов, а также лимбическую систему и медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга:

    Мозолистое тело,

    Средний мозг,

    Медиобазальные отделы правой лобной доли мозга,

    Мозжечок,

    Ретикулярная формация ствола,

    Медиальные отделы правой височной доли мозга,

    Таламус;

Б - второй блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации, включающий основные анализаторные системы (зрительную, кожно-кинестетическую, слуховую), корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий:

    Теменная область (обще-чувствительная кора),

    Затылочная область (зрительная кора),

    Височная область (слуховая кора),

    Центральная борозда;

В - третий блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности, включающий моторные, премоторные и префронтальные отделы мозга с их двусторонними связями:

    Префронтальная область,

    Премоторная область,

    Моторная область (прецентральная извилина),

    Центральная борозда,

(По Хамской)

общего активационного уровня, на котором разыгрываются все психические функции, в поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого любой психической деятельности. Этот аспект работы первого блока имеет непосредственное отношение к процессам внимания, а также сознания в целом. Помимо общих неспецифических активационных функций первый блок мозга непосредственно связан с процессами памяти, с запечатлением, хранением и переработкой разномодалъной информации. Вто­рой блок - блок приема, переработки и хранения информации включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые отделы (зоны) которых расположены в задних отделах больших полушарий. Все три анализаторные системы организованы по общему при­нципу: они состоят из периферического (рецепторного) и цент­ральных отделов. Центральные отделы анализаторов включают несколько уровней, последний из которых - кора больших по­лушарий. В целом анализаторы - это аппараты, подготавлива­ющие ответы организма на внешние раздражители. Кора задних Отделов больших полушарий обладает рядом общих черт, поз­воляющих объединить различные уровни анализаторных сис­тем в единый блок мозга. В коре задних отделов мозга выделяют первичные, вторичные и третичные поля, а по терминологии И. Павлова - «ядерные зоны анализаторов» и «периферию». В Ядерную зону зрительного анализатора входят 17-е, 18-е и 19-е поля, в ядерную зону кожно-кинестетического анализатора - 3,-е 1-е, 2-е, частично 5-е поле, в ядерную зону звукового ана­лизатора - 41-е, 42-е и 22-е поля, из них первичными полями являются 17-е, 3-е и 41-е. Остальные - вторичные.

Вторичные корковые поля осуществляют синтез раздражи­телей, функциональное объединение различных анализатор­ных зон, принимая непосредственное участие в обеспечении различных гностических видов психической деятельности.

Третичные поля коры больших полушарий находятся вне «ядерных зон» анализаторов. К ним относятся верхнетеменная область (7 и 40), нижнетеменная (39), средневисочная область (21 и частично 37). Функциональное значение третичных полей коры многообразно. С их участием осуществляются сложные

надмодальностные виды психической деятельности - симво­лической, речевой, интеллектуальной.

Третий структурно-функциональный блок мозга - блок программирования, регулирования и контроля за протеканием психической деятельности - включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных отделов головного мозга. Кора лобных долей мозга занимает 24% поверхности больших полушарий. В лобной коре выделяют моторную кору (4, 6) и немоторную (9, 10, 11, 12, 46, 47). Эти области имеют различное строение и функции. Моторная лобная кора состав­ляет ядерную зону двигательного анализатора.

Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А. Р. Лурия, предполагает, что различные этапы произвольной опосредованной речи осознанной психи­ческой деятельности осуществляются с обязательным учас­тием всех трех блоков мозга.

Согласно современным психологическим представлениям, каждая психическая деятельность имеет строго определенную структуру: она начинается с фазы мотивов, намерений, замыс­лов, которые затем превращаются в определенную программу деятельности, включающую «образ результата» и представле­ния о способах реализации этой программы, а затем реализу­ется с помощью определенных операций. Завершается психи­ческая деятельность этапом сличения полученных результатов с исходным «образом результата». В случае несоответствия по­лученных данных психическая деятельность продолжается до получения нужного результата. Поражение любого из трех бло­ков (или нарушение каких-либо отделов этих блоков) отража­ется на любой психической деятельности, так как приводит к нарушению соответствующей стадии или этапа ее реализации. Данная общая схема формирования мозга как субстрата сложных сознательных форм психической деятельности нахо­дит конкретное подтверждение при анализе различных нару­шений высших психических функций, возникающих вследствие локальных поражений головного мозга.

Вращающийся глобус и «лоскутное одеяло» изображённых на нём стран - такая карта помогает нам понять, где именно мы находимся, а также то, что государства и народы отличаются друг от друга и имеют весьма конкретные границы. Теперь подобная карта появилась и у внешнего слоя мозга - его коры, на которой каждое полушарие оказалось разделённым на 180 отдельных «стран» . Причём, девяносто семь областей из них никогда не описывались ранее, несмотря на явные различия в структуре, функции и значительную связь с соседями. Новая карта мозга опубликована в Nature .

Иллюстрация: M. F. Glasser, D. C. Van Essen

«Каждая отдельная область на карте содержит клетки со сходными структурой, функциями и взаимосвязями. Но эти «регионы» отличаются друг от друга подобно разным странам и имеют чётко определённые границы, а также уникальную культуру»,

Отмечает Дэвид Ван Эссен (David Van Essen), невролог Медицинской школы Вашингтонского университета в Сент-Луисе, штат Миссури, который курировал исследование.

Нейрофизиологи давно стремились разделить мозг на мелкие части, чтобы лучше понять, как он работает в целом. Одна из самых известных карт мозга разделила кору на 52 области, основанные на различном расположении клеток в ткани (теперь эти зоны известны как поля Бродмана). Более современные карты основывались на данных магнитно-резонансной томографии (МРТ) - например, функциональной МРТ, которая измеряет приток крови в ответ на различные умственные задачи.

Однако, до сих пор большинство таких «картографических» исследований проводились с помощью лишь одного типа измерений, что, как отмечает Томас Йео (Thomas Yeo), нейробиолог из Национального университета Сингапура, не только не даёт полное представление о работе всего мозга, но и может ввести исследователей в заблуждение. Новая карта основана на многократных МРТ измерениях, которые максимально конкретизируют внимание на корковых областях и поэтому помогают наиболее хорошо их оценить.

Разделяй и властвуй

Чтобы построить карту, группа учёных под руководством нейробиолога Мэтью Глассера (Mathew Glasser) из Медицинской школы Вашингтонского университета в Сент-Луисе использовала изображения, полученные у 210 здоровых молодых людей, которые участвовали в проекте «Коннектом человека» по картированию структур мозга и их функциональных связей. В исследование включили информацию о толщине коры, функциях мозга, аксональных связях между регионами, о топографической организации клеток в ткани и содержании миелина - вещества, которое отвечает за электроизоляцию аксонов.

Глассер зонировал кору головного мозга по принципу значительных изменений в двух или более свойствах, которые использовал, чтобы «расставить» границы на карте. Обработка данных велась с использованием алгоритмов машинного обучения.

«Если медленно «ползать» по поверхности коры, то в какой-то момент вы найдёте такое место, где свойства начнут меняться, или даже такое, где обнаружатся несколько независимых изменений на одном и том же месте»,

Отметил исследователь.

Методика подтвердила наличие 83 известных ранее участков мозга и выявила ещё 97 новых. Учёные проверили карту, наблюдая за работой этих регионов у 210 человек. Они обнаружили то, что карта достаточно точная, но размер её зон несколько варьирует от человека к человеку. Эти различия помогут понять по-новому индивидуальную изменчивость когнитивных способностей, а также выявить риски развития заболеваний.

Грани достижимого

«Несмотря на то, что в центре внимания этой работы лежало создание красивого и усреднённого шаблона мозга, он действительно открывает возможность для дальнейшего изучения уникальных сочетаний индивидуальных особенностей с интеллектуальными и творческими способностями, то есть того, что делает каждого из нас уникальным»,

Говорит Рекс Юнг (Rex Jung), нейропсихолог из Университета Нью-Мексико в Альбукерке.

Но при всех очевидных плюсах минусы также есть: карта ограничена в нескольких важных аспектах. Самое важное, она очень немногое рассказывает о биохимических основах работы мозга или об активности отдельных нейронов, их небольших групп.

«Это похоже на фантастическую карту Google «Планета Земля», которая может даже продемонстрировать ваше район города или даже задний двор вашего дома. Тем не менее, вы не можете рассмотреть, как передвигаются ваши соседи, куда они собираются переместиться и какая у них работа»,

Говорит Юнг.

Глассер же предполагает, что этот проект станет версией 1.0.

«Это не означает, что этот вариант окончательный, но то, что мы получили сейчас, гораздо лучше, чем то, что мы имели прежде»,

Резонно замечает учёный.

A multi-modal parcellation of human cerebral cortex

Matthew F. Glasser, Timothy S. Coalson, Emma C. Robinson, David C. Van Essen et all.

Nature (2016) doi:10.1038/nature18933

Головной мозг - сложнейший орган в человеческом организме. Наиболее высокоорганизованная его часть - это кора. Благодаря ее наличию человек способен читать, писать, думать, помнить и прочее. Изучению особенностей строения коры уделяли внимание многие ученые. Существует множество работ о делении коры на так называемые поля Бродмана. Именно о них и пойдет речь далее в статье.

Немного об истории

Построением карты поверхности головного мозга занималось много ученых: Бейли, Бец, Экономо и прочие. Их карты значительно отличались друг от друга по форме полей, их размерам, количеству. В современной нейроанатомии наибольшее признание получили поля головного мозга по Бродману. Всего насчитывается 52 поля.

Павлов, в свою очередь, подразделил все поля на две большие группы:

  • центры первой сигнальной системы;
  • центры второй сигнальной системы.

Каждый центр состоит из ядра, играющего ключевую роль в осуществлении функции определенного центра, и анализаторов, окружающих ядро. Примечательно то, что центры в коре головного мозга регулируют функционирование органов на противоположной стороне тела. Это связано с тем, что проводящие пути нервных волокон делают перекрест на своем пути от центра к периферии.

Поля мозга по Бродману обозначены арабскими цифрами, у некоторых также есть обозначение, из которого можно понять функцию конкретного поля.

Первая сигнальная система: расположение

Центры первой сигнальной системы расположены в полях Бродмана, которые присутствуют и у животного, и у человека. Они отвечают за простую реакцию на внешний раздражитель, формирование ощущений, представлений. Эти центры присутствуют и в правом, и в левом полушарии коры головного мозга. Поля Бродмана первой сигнальной системы есть у человека с рождения и в норме не подвергаются изменениям в течение жизни.

К этим полям относятся:

  • 1 - 3 - находятся в теменной доле коры головного мозга позади от центральной извилины;
  • 4, 6 - расположены в лобной доле кпереди от центральной извилины, имеют в своем составе пирамидные клетки Беца;
  • 8 - это поле находится кпереди от 6-го, ближе к фронтальной части лобной коры;
  • 46 - расположено на наружной поверхности лобной доли;
  • 41, 42, 52 - размещены на так называемых извилинах Гешле, на базальной части височной доли головного мозга;
  • 40 - находится в теменной доли позади 1 - 3 полей, ближе к височной части;
  • 17 и 19 - расположены в затылочной части головного мозга, наиболее дорсально от остальных полей;
  • 11 - одна из наиболее древних структур, находится в гиппокампе.

Первая сигнальная система: функции

Функции полей Бродмана в первой сигнальной системе отличаются в зависимости от локализации центра, особенностей его гистологической структуры. В целом эти ядра выполняют такие функции:

  • осуществление двигательного процесса;
  • узнавание предметов на ощупь;
  • слух;
  • зрение.

Чтобы осуществить точное движение, необходима одновременная активация нескольких полей Брока:

  1. Центры 4 и 6, пирамидные клетки которых несут импульс к скелетным мышцам и обеспечивают их сокращение.
  2. Поле под номером 40, где находятся центры осуществления сложных, стереотипных для конкретного человека движений. Эти центры формируются в течение жизни индивидуума, как правило, во время профессиональной деятельности.
  3. Иногда необходима активация 46 поля, которое отвечает за синхронный поворот глаз вместе с головой.

В узнавании предметов на ощупь, или стереогнозии, участвуют поля под номерами 5 и 7.

Поля 41, 42 и 52 необходимы для того, чтобы человек мог воспринимать звуки окружающего мира. Причем к центру слуха с одной стороны подходят волокна сразу из двух ушей. Поэтому повреждение коры с одной стороны не приводит к слуховым нарушениям. Центр, расположенный в поле 41, отвечает за первичный анализ информации. В 42 поле находятся центры слуховой памяти. А при помощи поля под номером 52 человек может ориентироваться в пространстве.

В полях с 17 по 19 находится зрительный анализатор. По аналогии со слуховыми центрами, в 17 поле происходит первичный анализ информации, в 18 находится зрительная память, а в 19 - оценочные центры и ориентация.

В 11 поле расположены центры обоняния, в 43 - центры вкуса.

Вторая сигнальная система: расположение

Присутствие второй сигнальной системы характерно только для человека. Именно эти центры обеспечивают высшее мышление, которое включает в себя обобщение информации, мечты, логику. По сути, для нормального мышления и речи необходима активация всех полей Бродмана, но можно выделить центры, которые имеют свои специфические функции:

  • 44 - расположено в задней части нижней лобной извилины;
  • 45 - находится кпереди от 44 поля, в переднем участке лобной извилины;
  • 47 - размещено ниже двух предыдущих полей, ближе к базальной части лобной доли;
  • 22 - одна из наиболее передних ;
  • 39 - находится в задней части верхней височной извилины.

Вторая сигнальная система: функции

Как уже было отмечено выше, цитоархитектонические поля Бродмана второй сигнальной системы необходимы для осуществления высшей нервной деятельности. А основное отличие человека от животного - способность к речи.

В 45 поле находится центр Брока. Он необходим для нормальной моторики речи. Именно благодаря наличию этого центра человек способен произносить слова. При его повреждении развивается состояние под названием "моторная афазия".

В 44 поле находится центр письменной речи. Импульсы из этого участка коры поступают к скелетным мышцам пальцев и кисти. При его разрушении человек теряет способность писать, что получило название "аграфия".

47 поле отвечает за пение. Именно при нормальной работе этого центра человек может произносить слова нараспев.

В 22 поле находится центр Вернике. Здесь происходит анализ слуховой речи. Благодаря нормальной работе 22 поля человек воспринимает слова на слух.

39 поле - центр зрительной речи. Функционирование этого поля позволяет человеку различать символы, написанные на бумаге. При его повреждении человек теряет способность читать, что называется сенсорной алексией.

Заключение

Цитоархитектонические поля Бродмана - важные структуры коры головного мозга. Но есть также центры, свободные от этих полей. Они размещены преимущественно в лобной доле, между височной и затылочной областями. Их называют ассоциативными зонами.