Некрасов современники читать. Поэма «Современники». Построение, сюжет, основные герои, смысл. «Современник» - орган революционной демократии

Читается за 6 минут

Часть 1. Юбиляры и триумфаторы

«Бывали хуже времена, / Но не было подлей», - читает автор о 70-х гг. XIX в. Для того чтобы убедиться в этом, ему достаточно заглянуть в один из дорогих ресторанов. В зале № 1 собрались сановники: празднуется юбилей администратора. В числе главных достоинств юбиляра называется то, что он не довёл до разоренья население вверенного ему края. «Подвижник» не воровал казённое добро, и за это собравшиеся выражают ему глубокую благодарность.

В зале № 2 чествуют деятеля просвещения. Ему подносят портрет Магницкого - знаменитого попечителя Казанского учебного округа, который прославился как «гаситель наук», предлагавший закрыть Казанский университет.

В зале № 3 чествуют князя Ивана. Дед юбиляра был шутом царицы Елизаветы, «сам он - ровно ничего». Князь Иван увлечён водевилями и опереттой, его единственная утеха - заехать в Буфф.

В зале № 4 что-то говорят о сенате, но главное место принадлежит здесь осетру. В зале № 5 «агрономический обед» совмещён с заседанием. Юбиляр посвятил свой досуг скотоводству, думая быть полезным крестьянству. Но в результате своей многолетней деятельности он решил, что русский народ следует оставить «судьбам его и Богу». К юбилею скотовод Коленов награждён медалью «За ревность и старанье», вручение которой и празднуется теперь в ресторане.

В зале № 6 чествуют изобретателя броненосцев и гранат. Собравшиеся прекрасно знают, что смертоносное оружие оказалось никуда не годным, и даже говорят об этом прямо в поздравительных речах. Но - что нужды им в этом? Они празднуют юбилей изобретателя...

В зале № 7 собрались библиофилы, и оттуда сразу «мертвечиной понесло». Господин Ветхозаветный зачитывает отрывок из недавно найденных путевых заметок юноши Тяпушкина, который, «прибыв в Ирбит, дядей был прибит». Собравшиеся восторгаются шедевром, разглядывают рукопись в лупу и размышляют о том, что следует восстановить в России двоеточие над i. Зосим Ветхозаветный признается, что мёртвые писатели куда милее ему, чем живые. Празднество в этом зале напоминает «пир гробовскрывателей».

Из зала № 8 слышны лобызанья и возгласы «ура!». В зале № 9 напутствуют в самостоятельную жизнь студентов, увещевая их не предаваться анархическим мечтам,

В зале № 10 вездесущий князь Иван поднимает тост за «царя вселенной - куш». В зале № 11 собравшиеся умиляются деятельностью благотворительницы Марьи Львовны, призвание которой - «служить народу». Но самая увлекательная беседа идёт в зале № 12: здесь собралось общество гастрономов, здесь «поросёнку ставят баллы, рассуждая о вине», здесь можно без риска подать мнение о салате.

Часть 2. Герои времени

Во всех залах продолжается бесконечное празднование и чествование, приобретающее все более фантасмагорический характер. Савва Антихристов произносит спич в честь производителя работ акционерной компании Федора Шкурина. В молодости «самородок-русак» дёргал щетину у свиней, впоследствии откупил у помещика угодья «до последнего лещика» и, упорно трудясь, стал железнодорожным магнатом. Чествовать Шкурина пришли «почётные лица» в чинах и с орденами, имеющие пай в коммерческих фирмах; «плебеи», поднявшиеся из низов и достигшие денег и крестов; погрязшие в долгах дворяне, готовые поставить своё имя на любой бумаге; менялы, «тузы-иноземцы» и «столпы-воротилы» по прозвищу Зацепа и Савва.

Новый оратор - меняла - высказывает мысль о необходимости учредить Центральный дом терпимости и надеется дать этой мысли грандиозное развитие. Зацепа-столп соглашается с мыслью оратора: «Что сегодня постыдным считается, / Удостоится завтра венца...»

Вскоре речи становятся менее связными, и празднование перерастает в заурядную пьянку. Князь Иван провожает взглядом одного из «современных Митрофанов», в котором виден дух времени: «Он по трусости - скупец, / По невежеству - бесстыден, / И по глупости - подлец!»

Собравшиеся осуждают прессу, адвокатов, австрийцев, судебное следствие... Суетливый коммерсант горячо убеждает еврея-процентщика в том, что брошюрой «О процентах» тот заявил свою связь с литературой и теперь должен направить свой талант на служение капиталу. Процентщик сомневается в своём даровании, ему не хочется прослыть «подставным в литературе». Но коммерсант уверен в том, что «ныне - царство подставных» и «прессой правит капитал».

Князь Иван высмеивает Бёрку-еврея, разбогатевшего на выгодном подряде. Он убеждён в том, что «жидовине» нипочём христианские души, когда он добивается генеральства.

Среди «плутократов» особенно заметны ренегаты-профессора. История их проста: до тридцати лет они были честными тружениками науки, громили плутократию, и казалось, что их невозможно сбить с пути никакими деньгами. Вдруг они пустились в биржевые спекуляции, используя для этого свои ораторские способности - «машинное красноречье». Бывшие деятели науки стали говорильными машинами, «предпочтя учёной славе соблазнительный металл»; они могут говорить, не смущаясь противоречиями в собственных фразах. Эти люди принесли силу своего знания на помощь аферистам, они готовы утверждать «всякий план, в основе шаткий», а гуманные идеи их давно не беспокоят.

Среди собравшихся заметен и Эдуард Иваныч Грош, которого вообще можно встретить в любом собрании, с которым не надо ни телеграфа, ни газетных новостей. Этот человек может куда угодно протиснуть взятку и выхлопотать все: закладную, моську, мужа, дачу, дом, капитал, даже португальский орден.

В самый разгар весёлого пира пьяный Зацепа-столп вдруг начинает рыдать, называя себя вором. Но у собравшихся его откровения вызывают то же чувство, что плач гетеры, которая на склоне блудных дней страдает о потере добродетели. Князь Иван уверен, что «ныне тоскует лишь тот, кто не украл миллиона». Он напоминает об университетском преподавателе Швабсе, который внушал студентам презрение к процентам, и капиталу, а потом стал директором ссудной кассы. Вспоминает он и о графе Твердышове, который всегда страдал о голодных мужичках, а кончил тем, что проложил по пустырям ненужную дорогу, отяготив крестьян новыми налогами.

Жиды тоже успокаивают Зацепу, убеждая его в том, что при наличии денег никакой беды и опасности быть не может. Их обрывает оратор-философ, поднимающий тост за «русскую незыблемую честь», которая, по его мнению, заключается в том, чтобы «целый мир остричь вплотную разом».

Вдоволь нарыдавшись и нафилософствовавшись, герои времени садятся за карточный стол.

Пересказала

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821-го в местечке Немиров Винницкого уезда Подольской губернии. Сейчас это территория Украины.

Его произведения знакомы нам с детства и любимы, стихи Некрасова становятся народными песнями.

Также известно, что Некрасов - редактор "Современника".

Биография поэта

Мать Некрасова, Елена Андреевна Закревская, была одной из самых завидных невест - красивая и прекрасно образованная девушка, варшавянка, из богатой семьи.

Отец - молодой офицер квартировавшего в этом городке полка, кутила и игрок-картежник, поручик Алексей Сергеевич Некрасов, несдержанный, грубый, жестокий, к тому же малообразованный.

Любовь к картам, семейная черта Некрасовых, привела офицера к финансовым трудностям. К моменту знакомства со своей будущей женой он уже имел немало долгов. Но, несмотря на недостатки характера, поручик был любимцем женского пола. Прекрасная полячка влюбилась в него, и он решил воспользовался шансом жениться по расчету.

Родители девушки, конечно, были против этого брака, но Елена тайно обвенчалась с возлюбленным. Но, увы, брак оказался несчастливым для нее, так как муж не любил ее.

В этом союзе родилось 13 детей, выжило из них только трое.

Детство и юность Н. А. Некрасова

Детство поэта прошло в Ярославской губернии, в деревне Грешнево, в имении Некрасовых.

Большая семья переселилась туда после отставки из армии отца, Алексея Сергеевича Некрасова (1788—1862). Сыну Николаю на тот момент было 3 года.

Запущенное имение не давало возможности для того, чтобы достойно содержать семью, и отец устроился работать исправником, то есть начальником полиции.

В его обязанности входило "приведение в повиновение ослушных, преследование воров, разбойников, военных дезертиров и вообще беглых, взыскание податей". В свои разъезды отец часто брал с собой сына. Впечатлительный и ранимый Коля увидел много человеческого горя, что повлияло на его последующее восприятие мира.

В 1832 году Николай и его старший брат Андрей были отправлены на обучение в г. Ярославль, в гимназию. В учебе братья не особенно усердствовали, прогуливая занятия. На уроках Николай откровенно скучал, развлекаясь тем, что писал сатирические эпиграммы на учителей и гимназическое начальство, тем самым испортив с ними отношения. Кое-как доучившись до 5-го класса, гимназист оказался дома, в деревне, так как отец перестал оплачивать учебу, не видя в ней особого смысла.

Жизнь в Санкт-Петербурге

Отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам и стал военным, поэтому по достижении Николаем 16 лет, в 1838 году, отправил его в Санкт-Петербург, чтобы определить в дворянский полк.

Но Николай оказался своенравным сыном, со своими взглядами на собственное будущее. Встретив в Санкт-Петербурге своего гимназического товарища и познакомившись с другими студентами, юный поэт принял твердое решение учиться в Петербургском университете.

Отцу пришлось не по нраву решение сына, и он прекратил оказывать всякую материальную поддержку 16-летнему юноше, оставив его без средств к существованию.

Николай стал готовиться к поступлению в университет, но, к сожалению, не сдал вступительные экзамены. Он смог стать только вольнослушателем на филологическом факультете.

С 1839 по 1841 годы проучился Некрасов в университете, и все это время перед ним очень остро стоял вопрос поиска хлеба насущного, так как ему элементарно было негде жить и нечего есть.

«Ровно три года, — рассказывал он впоследствии, — я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь себе тарелку с хлебом и ешь».

Ужасная нищета закалила характер поэта, заставив находить заработок самостоятельно, но отрицательно сказалась на его здоровье. Она же неблагоприятно повлияла и на его характер: он стал «практиком», но, к сожалению, не в лучшем смысле этого слова.

Начало литературного пути

Потихоньку дела его стали налаживаться: он начал печатать маленькие статьи в «Литературном прибавлении к Русскому Инвалиду», публиковаться в «Литературной газете», писать водевили для Александринского театра (под псевдонимом Н. А. Перепельский), сочинять сказки в стихах.

Когда у поэта появились первые сбережения, он решил напечатать свои стихи в сборнике под названием «Мечты и звуки», подписанном инициалами Н. Н. Это произошло в 1840 году.

Шквал критики, который обрушил на юного поэта, в частности, В.Г. Белинский, заставил Некрасова скупить и уничтожить практически весь тираж.

В наше время этот сборник является библиографической редкостью, хотя собранные в нем первые творения поэта очень незрелые.

Встреча с Белинским

Роль, которую сыграл в судьбе поэта В. Г. Белинский, невозможно переоценить. Это знакомство переросло в дружбу, продолжавшуюся до самой смерти критика.

В начале 1840-х годов Николай Алексеевич Некрасов становится сотрудником библиографического отдела «Отечественных записок».

В. Г. Белинский, руководивший критическим отделом в этом литературном журнале XIX века, получил возможность познакомиться с Некрасовым поближе. Некогда раскритиковавший первые стихотворения юного поэта критик теперь изменил свое мнение о нем, полюбив его и оценив достоинства его ума.

Он понял, однако, что проза Некрасова не представляет литературного интереса, но с восторгом принял его поэзию.

Вышли в свет его альманахи: в 1843 году «Статейки в стихах без картинок», в 1845-м - «Физиология Петербурга», в 1846 - «1 апреля», «Петербургский Сборник».

Публикации Некрасова стали появляться все чаще.

Н. А. Некрасов - создатель нового «Современника»

Успех сопутствует Некрасову, финансовое положение выправляется, и в конце 1846 года он становится владельцем литературного и общественно-политического журнала "Современник", основанного еще А. С. Пушкиным.

Литературная молодежь, работавшая в журнале «Отечественные записки» и составляющая его главный костяк, ушла вслед за Некрасовым в новый журнал.

Как редактор журнала «Современник», Н. А. Некрасов проявил во всей полноте замечательный организаторский талант.

Лучшие литературные силы собрались в этом передовом журнале того времени, к тому же их объединяла ненависть к крепостному праву.

«Современник» Н. А. Некрасова и его соратников стал ярким событием в литературном мире того времени.

«Современник» - орган революционной демократии

Почти двадцать лет, с 1847 по 1866 год, возглавлял Н. А. Некрасов издание, которое превратилось в орган революционной демократии.

Как издатель «Современника», Н. А. Некрасов вел пропаганду идеологии революционных разночинцев, выступая защитником крестьян.

В журнале была напечатана программа крестьянской социалистической революции, которую выработали Чернышевский, Добролюбов и их соратники.

В журнале работали видные писатели того времени — Салтыков-Щедрин, Григорович, Тургенев, Гончаров, Герцен, Толстой, Панаев.

«Современник» Некрасова и Панаева стал журналом, которого никогда раньше не было.

Первооткрыватель талантов

Белинский также перешел в «Современник», передав для публикации и свои материалы, которые он собирал для своего сборника «Левиафан».

В журнале «Современник» Некрасова впервые печатали свои произведения писатели и поэты, которые сами стали впоследствии широко известны, а их творения вошли в золотой фонд литературы XIX века.

Все это происходило благодаря необыкновенному чутью Некрасова на великие произведения и одаренных людей.

Таким образом, Николай Алексеевич Некрасов - организатор и создатель нового «Современника» - стал успешным первооткрывателем в мире литературы талантливых поэтов и писателей.

Кроме того, он печатал здесь свои стихи, приключенческие романы, написанные им в соавторстве с любимой женщиной А. Я. Панаевой, которая по совместительству являлась женой его друга и коллеги И. И. Панаева.

Деятельность Н. А. Некрасова, конечно же, не ограничивалась собственным творчеством: в своем журнале поэт проявил себя как революционер-демократ с активной жизненной позицией.

Как издатель «Современника», Н.А. Некрасов помогал русскому обществу исследовать и наблюдать реальную жизнь, прививал привычку думать и не бояться говорить то, что думаешь.

В 1859-1861 годах, в период революционного брожения в обществе, начались расхождения во взглядах и среди авторского состава «Современника». Л. Н. Толстой и И. С. Тургенев понимали, что в обществе необходимы перемены, глубоко сочувствуя народу.

Но они не соглашались с Чернышевским и Добролюбовым, которые призывали к крестьянскому восстанию.

Запрет "Современника"

Естественно, революционные призывы власть не могла оставить без внимания.

В период 1848-1855 годов Некрасову, редактору журнала «Современник», пришлось очень нелегко: передовую журналистику и литературу стала преследовать царская цензура. Поэту нужно было проявить недюжинную изворотливость для спасения репутации издания.

Как редактор и один из авторов «Современника», Некрасов проделывал огромную работу. Для того чтобы выпустить в печать один номер журнала, ему приходилось читать более 12 тысяч страниц всевозможных рукописей (нужно ведь еще разобраться в чужом почерке), править около 60 печатных листов корректуры, а это почти 1000 страниц, из которых потом больше половины уничтожались цензурой. Он занимался всей перепиской с цензорами, сотрудниками - просто адский труд.

Неудивительно, что Некрасов серьезно заболел, но, к счастью, в Италии ему удалось поправить здоровье.

После выздоровления у поэта начинается счастливый и плодотворный период в жизни. Благодаря своей замечательно чуткой натуре и способности быстро улавливать настроение и взгляды окружения, он становится всенародно любимым поэтом, выразителем чаяний и страданий простых людей.

В 1866 году журнал «Современник» Некрасова все-таки закрыли, и через два года поэт арендовал у своего недруга Краевского «Отечественные записки», подняв этот журнал на тот же уровень, какой занимал «Современник».

Поэма «Современники» Николая Некрасова

Когда журнал оказался под запретом, поэт полностью отдался творчеству, написав много произведений на злободневные темы. Одним из таких произведений является поэма «Современники».

Поэма получилась многоплановой, сатирически обличительной, где при помощи иронии, гротеска, даже фарса отражена вся правда о тогдашней российской буржуазии, показан разгул казнокрадов, финансовых магнатов, которые прибирали к рукам власть и экономику России.

Современные поэту читатели безо всякого труда узнавали в каждом персонаже реальных чиновников. Поэма поражала читателей своей силой и правдой.

Творчество поэта

К 1856 году Некрасов, после семнадцати лет тяжелого труда, издает свой второй сборник произведений.

На этот раз критики приняли плоды многолетнего творчества поэта очень благосклонно - сборник имел огромный успех.

Сборник был глубоко продуман, имел 4 раздела, каждый из которых был посвящен определенной тематике: здесь были и серьезные размышления о судьбе народа, и сатирические произведения, и лирика.

В 1861 году вышла поэма «Коробейники» о жизни простого крестьянина. Песня «Коробушка» из нее стала самостоятельным произведением, превратившись в народную песню.

Параллельно создаются «Крестьянские дети», продолжившие тему крестьянской доли.

В последние годы своей жизни Некрасов был тяжело болен, в это время он создал «Последние песни» (1877). Лучшие стихотворения этого цикла Некрасов посвятил своей супруге, Зинаиде Николаевне Некрасовой (З. Н. Викторовой).

Воспоминания современников

В воспоминаниях современников Некрасов предстает живым, динамичным, обаятельным человеком, талантливой, творческой личностью.

Н. Г. Чернышевский питал беспредельную любовь к Некрасову, считал его великим народным поэтом и был убежденным его последователем, безгранично ему доверяя.

Но, например, И. С. Тургенев отзывался о нем нелестно. Некрасов, как и его отец, был заядлым картежником, пощады в картах не давал никому, ему всегда везло.

Он был очень противоречивым человеком, далеко не идеальным. Он совершал иногда не слишком хорошие поступки, многие на него обижались.

Но, несмотря на все его личные недостатки, он до сих пор остается одним из самых известных и всенародно любимых поэтов. Его произведения берут за душу, читаются легко и написаны просто и красиво, понять их может каждый. Это поистине народный поэт.


Часть первая

Юбиляры и триумфаторы

Я книгу взял, восстав от сна,
И прочитал я в ней:
"Бывали хуже времена,
Но не было подлей".

Швырнул далеко книгу я.
Ужели мы с тобой
Такого века сыновья,
О друг-читатель мой?..

Конечно, нет! Конечно, нет!
Клевещет наш зоил.
Лакей принес пучок газет;
Я жадно их раскрыл,

Минуя кражу и пожар
И ряд самоубийц,
Встречаю слово "юбиляр",
Читаю список лиц,

Стяжавших лавры. Счета нет!
Стипендия... медаль...
Аренда... памятник... обед...
Обед... обед... О, враль!

Протри глаза!.. Иду к друзьям:
Готовит спич один,
Другой десяток телеграмм -
В Москву, в Рязань, в Тульчин.

Пошел я с ним "на телеграф".
Лакеи, кучера,
Депеши кверху приподняв,
Толпились там с утра.

Мелькают крупные слова:
"Герою много лет...",
"Ликуй, Орел!..", "Гордись, Москва!.."
"Бердичеву привет..."

Немало тут "друзей добра",
"Отцов" не перечесть,
А вот листок: одно - "Ура!.."
Пора, однако, есть.

Я пришел в трактир и тоже
Счет теряю торжествам.
Книга дерзкая! за что же
Ты укор послала нам?..

У Дюссо готовят славно
Юбилейные столы;
Там обедают издавна
Триумфаторы-орлы.
Посмотрите - что за рыба!
Еле внес ее лакей.
Слышно "русское спасибо"
Из отворенных дверей.
Заказав бульон и дичи,
Коридором я брожу;
Дверь растворят - слышу спичи,
На пирующих гляжу:
Люди заняты в трактирах,
Не мешают... я и рад...

Зала
No 1

В первой зале все в мундирах,
В белых галстуках стоят.
Юбиляр-администратор
Древен, весь шитьем залит,
Две звезды... Ему оратор,
Тоже старец, говорит:
"Ты на страже государства,
Как стоокий Аргус, бдил,
Но, преследуя коварство,
Добродетель ты щадил.
Голова твоя седая
Не запятнана стыдом:
Дальним краем управляя,
Не был ты его бичом.
В то же время населенья
Ты потворством не растлил,
Не довел до разоренья,
Пищи, крова не лишил!
Ты до собственности частной,
До казенного добра
Не простер руки всевластной -
Благодарность и... ура!.."

Вдруг курьер вошел, сияя,
Засиял и юбиляр.
Юбиляру, поздравляя,
Поднесли достойный дар.

Речь долго, долго длилась,
Расплакался старик...
Я сделал шаг... открылась
Другая дверь - на миг,
И тут героя чтили,
Кричали:"Много лет!"
Герою подносили
Магницкого портрет:
"Крамольники лукавы,
Рази - и не жалей!"

Исчезла сцена славы -
Захлопнул дверь лакей...

На столе лежат "подарки",
В Петербурге лучших нет.
Две брильянтовые арки -
Восхитительный браслет!
Бриллиантовые звезды...
Чудо!.. Несколько ребят
С упоением невесты
На сокровища глядят.
(Были тут и лицеисты,
И пажи, и юнкера,
И незрелые юристы,
И купцов... et caetera.)

"Чудо! - дядька их почтенный
Восклицает, князь Иван,
И, летами удрученный,
Упадает на диван...

Князь Иван - колосс по брюху,
Руки - род пуховика,
Пьедесталом служит уху
Ожиревшая щека.
По устройству верхней губы
Он - бульдог; с оскалом зубы,
Под гребенку волоса
И добрейшие глаза.
Он - известный объедало,
Говорит умно,
Словно в бочку из-под сала
Льет в себя вино.
Дома редко пребывает,
До шестидесяти лет
Водевили посещает,
Оперетку и балет.
У него друзья - кадеты,
Именитый дед его
Был шутом Елизаветы,
Сам он - ровно ничего.
Презирает аксельбанты,
Не охотник до чинов.
Унаследовав таланты
Исторических шутов,
С языком своим проворным,
С дерзким смехом, в век иной
Был бы он шутом придворным,
А теперь он - шут простой.

"Да! дары такие редки! -
Восклицает князь Иван. -
Надо спрыснуть... спрыснуть, детки!..
Наливай полней стакан!..
Нет, постой! В начале пира
Совершим один обряд:
Перед нами нет кумира,
Но... и камни говорят!
Эта брошка приютится
У богини на груди,
Значит, должно преклониться
Перед нею... Подходи!.."

И почтительно к алмазам
Приложился князь Иван,
И потом уж выпил разом
Свой вместительный стакан.
И, вослед за командиром,
Приложилися юнцы
К бриллиантам и сафирам...

"На колени, молодцы!
Гимн!.."

Глядит умильным взором
Старый шут на небеса,
И поют согласным хором
Молодые голоса:

Мадонны лик,
Взор херувима...
Мадам Жюдик
Непостижима!

Жизнь наша - пуф,
Пустей ореха,
Заехать в Буфф -
Одна утеха.

Восторга крик,
Порыв блаженства...
Мадам Жюдик
Верх совершенства!

Военный пир... военный спор...
Не знаю, кто тут триумфатор.
"Аничков - вор! Мордвинов - вор! -
Кричит увлекшийся оратор. -
Милютин ваш - не патриот,
А просто карбонарий ярый!
Куда он армию ведет?..
Нет! лучше был порядок старый!
Солдата в палки ставь - и знай,
Что только палка бьет пороки!
Читай историю, читай!
Благие в ней найдешь уроки:
Где страх начальства, там и честь.
А страх без палки - скоротечен.
Пусть целый день не мог присесть
Солдат, порядочно посечен,
Пускай он ночью оставлял
Кровавый след на жестком ложе,
Не он ли в битвах доказал,
Что был небитого дороже?"

"...Первоприсутствуя в сенате,
Радел ли ты о меньшем брате?
Всегда ли ты служил добру?
Всегда ли к истине стремился?.."

"Позвольте-с!"
Я посторонился
И дал дорогу осетру...

Большая зала... шума нет...
Ученое собранье,
Агрономический обед,
Вернее - заседанье.
Встает известный агроном,
Член общества - Коленов
(Докладчик пасмурен лицом,
Печальны лица членов).
Он говорит: "Я посвятил
Досуг мой скотоводству,
Я восемь лет в Тироле жил,
Поверив превосходству
Швейцарских, английских пород,
В отечестве любезном
Старался я улучшить скот
И думал быть полезным.
Увы! напрасная мечта!
Убил я даром годы:
Соломы мало для скота
Улучшенной породы!
В крови у русской клячи есть
Привычка золотая:
"Работать много, мало есть" -
Основа вековая!
Печальный вид: голодный конь
На почве истощенной,
С голодным пахарем... А тронь
Рукой непосвященной -
Еще печальней что-нибудь
Получится в итоге...
Покинул я опасный путь,
Увы! на полдороге...
Трудитесь дальше без меня..."

"Прискорбны речи ваши!
Придется с нынешнего дня
Закрыть собранья наши! -
Сказал ученый президент
(Толстяк, заплывший жиром). -
Разделим скромный дивиденд
И разойдемся с миром!
Оставим бедный наш народ
Судьбам его - и богу!
Без нас скорее он найдет
К развитию дорогу..."

"Закрыть! закрыть, хотя и жаль! -
Решило всё собранье, -
И дать Коленову медаль:
"За ревность и старанье".

"Ура!.. Подписку!.." Увлеклись -
Не скупо подписали, -
И благодушно занялись
Моделью для медали...

Председатель Казенной палаты -
Представительный тучный старик -
И директор. Я слышал дебаты,
Но о чем? хорошенько не вник.

"Мы вас вызвали... ваши способности..."
- "Нет-с! вернее: решительность мер".
- "Не вхожу ни в какие подробности,
Вы - губерниям прочим пример,

Господин председатель Пасьянсов!"
- "Гран-Пасьянсов!" - поправил старик.
"Был бы рай в министерстве финансов,
Если б всюду платил так мужик!

Жаль, что люди такие способные
Редки! Если бы меры принять
По всему государству подобные!.."
- "И тогда - не могу отвечать!

Доложите министру финансов,
Что действительно беден мужик".
- "Но - пример ваш, почтенный Пасьянсов?.."
- "Гран-Пасьянсов!" - поправил старик...

Шаг вперед - и снова зала,
Всё заводчики-тузы;
Слышен голос: "Ты сначала
Много выдержал грозы.
Весь души прекрасный пламень
Ты принес на подвиг свой,
Но пошел ко дну, как камень,
Броненосец первый твой!
Смертоносные гранаты
Изобрел ты на врагов...
Были б чудо - результаты,
Кабы дельных мастеров!
То-то их принять бы в прутья!..
Ты гранатою своей
Переранил из орудья
Только собственных людей...
Ты поклялся, как заразы,
Новых опытов бежать,
Но казенные заказы
Увлекли тебя опять,
Ты вступил..."
Лакей суровый
Дверь захлопнул, как назло.

Я вперед... Из залы новой
Мертвечиной понесло...
Пир тут, видно, не секретный -
Настежь дверь... народу тьма...
Господин Ветхозаветный
Говорит:
"Судьба сама
Нас свела сегодня вместе;
Шел я радостно сюда,
Как жених грядет к невесте, -
Новость, новость, господа!
Отзывался часто Пушкин
Из могилы... Наконец
Отозвался и Тяпушкин,
Скромный труженик-певец;
Драгоценную находку
Отыскал товарищ наш!
В бедной лавочке селедку
Завернул в нее торгаш.
Грязный синенький листочек,
А какие перлы в нем!.."

"Прочитай-ка хоть кусочек!" -
Закричали...
Мы начнем
С детства. Видно, что в разъезды
Посылал его отец:
Где иной считал бы звезды,
Он..." - "Читай же!" Начал чтец:

Отрывок из путевых
заметок юноши Тяпушкина,
веденных им во время
разъездов его по
России по делам отца

На реке на Свири
Рыба, как в Сибири,
Окуни, лини
Средней долины.
На реке же Лене
Хуже, чем на Оби:
Ноги по колени
Отморозил обе,
А прибыв в Ирбит,
Дядей был прибит...
_____

"Превосходно! поэтично!.."
Каждый в лупу смотрит лист.
"И притом характерично, -
Замечает журналист. -
То-то мы ударим в трубы!
То-то праздник будет нам!"
И прикладывает губы
К полуграмотным строкам.
Приложил - и, к делу рьяный,
Примечание строчит:
"Отморозил ноги - пьяный
И - за пьянство был побит;
Чужды нравственности узкой,
Не решаемся мы скрыть
Этот знак натуры русской...
Да! "веселье Руси - пить!"

Уж знакомлюсь я с поэтом,
Биографию пишу..."

"Не снабдите ли портретом?"

"Дорогонько... погляжу...
Случай редкий! Мы в России
Явим вновь труды свои:
Восстановим запятые,
Двоеточие над i;
Модно будет в духе Миши
Предисловье написать:
Пощадили даже мыши
Драгоценную тетрадь -
Провидения печать!..
Позавидует Бартенев,
И Ефремов зашипит,
Но заметку сам Тургенев
В "Петербургских" поместит..."

"Верно! царь ты русской прессы,
Хоть и служишь мертвецам:
Все живые интересы
Уступают поле нам..."

"Так... и так да будет вечно!..
Дарованья в наши дни
Гибнут рано... Жаль, конечно,
Да бестактны и они...
Жаль!.. Но боги справедливы
В начертаниях своих!
Нам без смерти - нет поживы,
Как аптеке без больных!
Дарованием богатый
Служит обществу пером,
Служим мы ему лопатой...
Други! пьем! За мертвых пьем!.."

Вместо влаги искрометной,
Пили запросто марсал,
А Зосим Ветхозаветный
Умиленно лепетал:
"Я люблю живых писателей,
Но - мне мертвые милей!.."

"Путь, отечеству полезный
Ты геройски довершил,
Ты не дрогнул перед бездной,
Ты..."
Татарин нелюбезный
Двери круто затворил;
Несмотря на все старанья,
Речь дослушать я не мог,
Слышны только лобызанья,
Да "Ура!..", да "С нами бог!.."

"Получай же по проценту! -
Говорит седой банкир
Полицейскому агенту. -
В честь твою сегодня пир!"
Рад банкир, как сумасшедший;
Все довольны; сыщик пьян;
От детей сюда зашедший,
По знакомству, князь Иван
Держит спич:
"Свои законы
Есть у века, господа!
Как пропали миллионы,
Я подумал: не беда!
Верьте, нет глупей несчастья
Потерять последний грош, -
Ни пропажи, ни участья,
Хоть повесься, не найдешь!
А украдут у банкира
Из десятка миллион -
Растревожится полмира...
"Миллион!.." Со всех сторон
Сожаленья раздадутся,
Все правительства снесутся,
Телеграммами в набат
Приударят! Все газеты
Похитителя приметы
Многократно возвестят,
Обозначат каждый прыщик...
И глядишь: нашелся вор!
На два дня банкир и сыщик -
Самый модный разговор!
Им улыбки, им поклоны,
Поздравленья добрых душ...
Уж терять - так миллионы,
Царь вселенной - куш!.."

Чу! пенье! Я туда скорей,
То пела светская плеяда
Благотворителей посредством лотерей,
Концерта, бала, маскарада...

Да-с! Марья Львовна
За бедных в воду,
Мы Марье Львовне
Сложили оду.

Где Марья Львовна?
На вдовьем бале!
Где Марья Львовна?
В читальном зале...

Кто на эстраде
Поет романсы?
Чьи в маскараде
Вернее шансы?

У Марьи Львовны
Так милы речи,
У Марьи Львовны
Так круглы плечи!..

Гласит афиша:
"Народный праздник".
Купил корову
Один проказник:

"Да-с, Марья Львовна,
Не ваши речи,
Да-с, Марья Львовна,
Не ваши плечи,

С народом нужны
Иные шансы..."
В саду корова
Поет романсы,

В саду толпится
Народ наивный,
Рискуют прачки
Последней гривной,

За грош корову
Кому не надо?
И побелели
Дорожки сада,

Как будто в мае
Послал бог снегу...
Пустых билетов
Свезли телегу

Из сада ночью.
Ай! Марья Львовна!
Пятнадцать тысяч
Собрали ровно!

Пятнадцать - с нищих!
Что значит - масса!
Да процветает
Приюта касса!

Да процветает
И Марья Львовна,
Пусть ей живется
Легко и ровно!..

Да-с, Марья Львовна
За бедных в воду...
Ее призванье -
Служить народу!

Слышен голос - и знакомый:
"Ананас - не огурец!"
Возложили гастрономы
На товарища венец.
Это - круг интимный, близкий.
Тише! слышен жаркий спор:
Над какою-то сосиской
Произносят приговор.
Поросенку ставят баллы,
Рассуждая о вине,
Тычут градусник в бокалы...
"Как! четыре - ветчине?.."
И поссорились... Стыдитесь!
Вредно ссориться, друзья!
Благодушно веселитесь!
Скоро к вам приду и я.
Буду новую сосиску
Каждый день изобретать,
Буду мнение без риску
О салате подавать.
Буду кушать плотно, жирно,
Обленюся, как верблюд,
И засну навеки мирно
Между двух изящных блюд...

Серия: "Новая библиотека русской классики: обязательный экземпляр"

В настоящее издание вошли наиболее значительные произведения Н. А. Некрасова в стихах и прозе. Том приурочен к 130-летию со дня рождения великого русского народного поэта и дает достаточно полное представление о его творчестве. Книга адресована учащимся, студентам филологических факультетов вузов и самому широкому кругу читателей.

"Поэт в настоящем смысле", Стихотворения, Тишина, Мороз, Красный нос, Кому на Руси жить хорошо, Современники, Проза, Петербургские углы, Примечания

Издательство: "Парад" (2007)

Формат: 60x90/16, 704 стр.

Дата смерти:
Место смерти:

Санкт-Петербург

Род деятельности:
Произведения в Викитеке .

Никола́й Алексе́евич Некра́сов (28 ноября () (18211210 ) , - 27 декабря 1877 ( ), ) - , писатель и публицист.

Рождение

Принадлежал к дворянской, некогда богатой семье (в наше время - ); родился в Винницком уезде, где в то время квартировал полк, в котором служил отец Некрасова. Это был человек, много испытавший на своём веку. Его не миновала семейная слабость Некрасовых - любовь к картам (Сергей Некрасов, дед поэта, проиграл в карты почти всё состояние). В жизни поэта картам тоже принадлежала большая роль, но он играл счастливо и часто говорил, что судьба делает только должное, возвращая роду через внука то, что отняла через деда. Человек увлекающийся и страстный, Алексей Сергеевич Некрасов очень нравился женщинам. Его полюбила Елена Андреевна Закревская, дочь богатого посессионера . Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, малообразованного армейского офицера; брак состоялся без их согласия. Он не был счастлив. Обращаясь к воспоминаниям детства, поэт всегда говорил о матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды. В целом ряде стихотворений, особенно в «Последних песнях», в поэме «Мать» и в «Рыцаре на час», Некрасов нарисовал светлый образ той, которая скрасила своей благородной личностью непривлекательную обстановку его детства. Обаяние воспоминаний о матери сказалось в творчестве Некрасова необыкновенным участием его к женской доле. Никто из русских поэтов не сделал столько для жён и матерей, как именно суровый и «мнимо-чёрствый» представитель «музы мести и печали».

Ранние годы

Марка СССР, 1971 г.

Детство Некрасова протекло в родовом имении Некрасовых, деревне Грешнёве Ярославской губернии и уезда, куда отец Алексей Сергеевич Некрасов (1788-1862), выйдя в отставку, переселился. Огромная семья (у Некрасова было 13 братьев и сестёр [в живых осталось лишь трое - двое братьев и сестра]), запущенные дела и ряд процессов по имению заставили отца Некрасова взять место . Во время разъездов он часто брал с собой маленького Николая, а прибытие исправника в деревню всегда знаменует собой что-нибудь невесёлое: мёртвое тело, выбивание недоимок и т. п. - и много, таким образом, залегло в чуткую душу мальчика печальных картин народного горя.

Похороны Некрасова, сами собой устроившиеся без всякой организации, были первым случаем всенародной отдачи последних почестей писателю. Уже на самых похоронах Некрасова завязался или, вернее, продолжался бесплодный спор о соотношении между ним и двумя величайшими представителями русской поэзии - и . , сказавший несколько слов у открытой могилы Некрасова, поставил (с известными оговорками) эти имена рядом, но несколько молодых голосов прервали его криками: «Некрасов выше Пушкина и Лермонтова». Спор перешёл в печать: одни поддерживали мнение молодых энтузиастов, другие указывали на то, что Пушкин и Лермонтов были выразителями всего русского общества, а Некрасов - одного только «кружка»; наконец, третьи с негодованием отвергали самую мысль о параллели между творчеством, доведшим русский стих до вершины художественного совершенства, и «неуклюжим» стихом Некрасова, будто бы лишённым всякого художественного значения.

Значение творчества

Все эти точки зрения не односторонни. Значение Некрасова есть результат целого ряда условий, создавших как его обаяние, так и те ожесточенные нападки, которым он подвергался и при жизни, и после смерти. С точки зрения изящества стиха Некрасов не только не может быть поставлен рядом с и Лермонтовым, но уступает даже некоторым второстепенным поэтам. Ни у кого из больших русских поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений.

Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый и неловкий стих. Между стихотворцами «гражданского» направления есть поэты, гораздо выше стоящие Некрасова по технике: изящен, - прямо виртуоз стиха.

Но именно сравнение с этими поэтами, не уступавшими Некрасову и в «либерализме», показывает, что не в одних гражданских чувствах тайна огромного, до тех пор небывалого влияния, которое поэзия Некрасова оказала на ряд русских поколений. Источник его в том, что, не всегда достигая внешних проявлений художественности, Некрасов ни одному из величайших художников русского слова не уступает в силе. С какой бы стороны ни подойти к Некрасову, он никогда не оставляет равнодушным и всегда волнует.

И если понимать «художество» как сумму впечатлений, приводящих к конечному эффекту, то Некрасов художник глубокий: он выразил настроение одного из самых замечательных моментов русской исторической жизни. Главный источник силы, достигнутой Некрасов, - как раз в том, что противники, становясь на узко эстетическую точку зрения, особенно ставили ему в укор - в его «односторонности». Только эта односторонность и гармонировала вполне с напевом «неласковой и печальной» музы, к голосу которой Некрасов прислушивался с первых моментов своего сознательного существования.

Первая по времени большая поэма Некрасов, «Саша», открывающаяся великолепным лирическим вступлением - песнью радости о возвращении на родину, - принадлежит к лучшим изображениям заеденных рефлексией людей , людей, которые «по свету рыщут, дела себе исполинского ищут, благо наследье богатых отцов освободило от малых трудов», которым «любовь голову больше волнует - не кровь», у которых «что книга последняя скажет, то на душе сверху и ляжет». Написанная раньше Тургеневского «Рудина», Некрасовская «Саша» (), в лице героя поэмы Агарина, первая отметила многие существеннейшие черты рудинского типа.

В лице героини, Саши, Некрасов тоже раньше Тургенева вывел стремящуюся к свету натуру, основными очертаниями своей психологии напоминающую Елену из «Накануне». Поэма «Несчастные» () разбросана и пестра, а потому недостаточно ясна в первой части; но во второй, где в лице сосланного за необычное преступление Крота Некрасов, отчасти, вывел Достоевского, есть сильные и выразительные.

Ожесточенный певец горя и страданий совершенно преображался, становился удивительно нежным, мягким, незлобивым, как только дело касалось женщин и детей. Позднейший народный эпос Некрасова - написанная крайне оригинальным размером огромная поэма « » ( -) уже по одним своим размерам (около 5000 стихов) не могла вполне удаться автору.

В ней немало балагурства, немало антихудожественного преувеличения и сгущения красок, но есть и множество мест поразительной силы и меткости выражения. Лучшее в поэме - отдельные, эпизодически вставленные песни и баллады. Ими особенно богата лучшая, последняя часть поэмы - «Пир на весь мир», заканчивающаяся знаменитыми словами: «ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь» и бодрым возгласом: «в рабстве спасенное сердце свободное, золото, золото, сердце народное». Не вполне выдержана и другая поэма Некрасов - «Русские женщины» ( -), но конец её - свидание Волконской с мужем в руднике - принадлежит к трогательнейшим сценам всей русской литературы.

Лиризм Некрасова возник на благодарной почве жгучих и сильных страстей, им владевших, и искреннего сознания своего нравственного несовершенства. До известной степени живую душу спасли в Некрасове именно его «вины», о которых он часто говорил, обращаясь к портретам друзей, «укоризненно со стен» на него смотревших. Его нравственные недочеты давали ему живой и непосредственный источник порывистой любви и жажды очищения.

Сила призывов Некрасова психологически объясняется тем, что он творил в минуты искреннейшего покаяния. Ни у кого из наших писателей покаяние не играло такой выдающейся роли, как у Некрасова. Он единственный русский поэт, у которого развита эта чисто-русская черта. Кто заставлял этого «практика» с такой силой говорить о своих нравственных падениях, зачем надо было выставлять себя с такой невыгодной стороны и косвенно подтверждать сплетни и россказни? Но, очевидно, это было сильнее его. Поэт побеждал практического человека; он чувствовал, что покаяние вызывает лучшие перлы со дна его души и - отдавался всецело душевному порыву. Зато покаянию и обязан Некрасов лучшим своим произведением - «Рыцарь на час», которого одного было бы достаточно для создания первоклассной поэтической репутации. И знаменитый «Влас» тоже вышел из настроения, глубоко прочувствовавшего очищающую силу покаяния. Сюда же примыкает и великолепное стихотворение «Когда из мрака заблуждения я душу падшую воззвал», о котором с восторгом отзывались даже такие мало расположенные к Некрасову критики, как Алмазов и

  • I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  • II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  • II. ИСЧИСЛЕНИЕ БЕСКОНЕЧНО–МАЛЫХ И ЕГО ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ
  • Краткое содержание поэмы:

    ЧАСТЬ 1. ЮБИЛЯРЫ И ТРИУМФАТОРЫ

    «Бывали хуже времена, / Но не было подлей», - читает автор о 70-х гг. XIX в. Для того чтобы убедиться в этом, ему достаточно заглянуть в один из дорогих ресторанов. В зале № 1 собрались сановники: празднуется юбилей администратора. В числе главных достоинств юбиляра называется то, что он не довел до разоренья население вверенного ему края. «Подвижник» не воровал казенное добро, и за это собравшиеся выражают ему глубокую благодарность.

    В зале № 2 чествуют деятеля просвещения. Ему подносят портрет Магницкого - знаменитого попечителя Казанского учебного округа, который прославился как «гаситель наук», предлагавший закрыть Казанский университет.

    В зале № 3 чествуют князя Ивана. Дед юбиляра был шутом царицы Елизаветы, «сам он - ровно ничего». Князь Иван увлечен водевилями и опереттой, его единственная утеха - заехать в Буфф.

    В зале № 4 что-то говорят о сенате, но главное место принадлежит здесь осетру. В зале № 5 «агрономический обед» совмещен с заседанием. Юбиляр посвятил свой досуг скотоводству, думая быть полезным крестьянству. Но в результате своей многолетней деятельности он решил, что русский народ следует оставить «судьбам его и Богу». К юбилею скотовод Коленов награжден медалью «За ревность и старанье», вручение которой и празднуется теперь в ресторане.

    В зале № 6 чествуют изобретателя броненосцев и гранат. Собравшиеся прекрасно знают, что смертоносное оружие оказалось никуда не годным, и даже говорят об этом прямо в поздравительных речах. Но - что нужды им в этом? Они празднуют юбилей изобретателя…

    В зале № 7 собрались библиофилы, и оттуда сразу «мертвечиной понесло». Господин Ветхозаветный зачитывает отрывок из недавно найденных путевых заметок юноши Тяпушкина, который, «прибыв в Ирбит, дядей был прибит». Собравшиеся восторгаются шедевром, разглядывают рукопись в лупу и размышляют о том, что следует восстановить в России двоеточие над i. Зосим Ветхозаветный признается, что мертвые писатели куда милее ему, чем живые. Празднество в этом зале напоминает «пир гробовскрывателей».

    Из зала № 8 слышны лобызанья и возгласы «ура!». В зале № 9 напутствуют в самостоятельную жизнь студентов, увещевая их не предаваться анархическим мечтам,

    В зале № 10 вездесущий князь Иван поднимает тост за «царя вселенной - куш». В зале № 11 собравшиеся умиляются деятельностью благотворительницы Марьи Львовны, призвание которой - «служить народу». Но самая увлекательная беседа идет в зале № 12: здесь собралось общество гастрономов, здесь «поросенку ставят баллы, рассуждая о вине», здесь можно без риска подать мнение о салате.

    ЧАСТЬ 2. ГЕРОИ ВРЕМЕНИ

    Во всех залах продолжается бесконечное празднование и чествование, приобретающее все более фантасмагорический характер. Савва Антихристов произносит спич в честь производителя работ акционерной компании Федора Шкурина. В молодости «самородок-русак» дергал щетину у свиней, впоследствии откупил у помещика угодья «до последнего лещика» и, упорно трудясь, стал железнодорожным магнатом. Чествовать Шкурина пришли «почетные лица» в чинах и с орденами, имеющие пай в коммерческих фирмах; «плебеи», поднявшиеся из низов и достигшие денег и крестов; погрязшие в долгах дворяне, готовые поставить свое имя на любой бумаге; менялы, «тузы-иноземцы» и «столпы-воротилы» по прозвищу Зацепа и Савва.

    Новый оратор - меняла - высказывает мысль о необходимости учредить Центральный дом терпимости и надеется дать этой мысли грандиозное развитие. Зацепа-столп соглашается с мыслью оратора: «Что сегодня постыдным считается, / Удостоится завтра венца…»

    Вскоре речи становятся менее связными, и празднование перерастает в заурядную пьянку. Князь Иван провожает взглядом одного из «современных Митрофанов», в котором виден дух времени: «Он по трусости - скупец, / По невежеству - бесстыден, / И по глупости - подлец!»

    Собравшиеся осуждают прессу, адвокатов, австрийцев, судебное следствие… Суетливый коммерсант горячо убеждает еврея-процентщика в том, что брошюрой «О процентах» тот заявил свою связь с литературой и теперь должен направить свой талант на служение капиталу. Процентщик сомневается в своем даровании, ему не хочется прослыть «подставным в литературе». Но коммерсант уверен в том, что «ныне - царство подставных» и «прессой правит капитал».

    Князь Иван высмеивает Берку-еврея, разбогатевшего на выгодном подряде. Он убежден в том, что «жидовине» нипочем христианские души, когда он добивается генеральства.

    Среди «плутократов» особенно заметны ренегаты-профессора. История их проста: до тридцати лет они были честными тружениками науки, громили плутократию, и казалось, что их невозможно сбить с пути никакими деньгами. Вдруг они пустились в биржевые спекуляции, используя для этого свои ораторские способности - «машинное красноречье». Бывшие деятели науки стали говорильными машинами, «предпочтя ученой славе соблазнительный металл»; они могут говорить, не смущаясь противоречиями в собственных фразах. Эти люди принесли силу своего знания на помощь аферистам, они готовы утверждать «всякий план, в основе шаткий», а гуманные идеи их давно не беспокоят.

    Среди собравшихся заметен и Эдуард Иваныч Грош, которого вообще можно встретить в любом собрании, с которым не надо ни телеграфа, ни газетных новостей. Этот человек может куда угодно протиснуть взятку и выхлопотать все: закладную, моську, мужа, дачу, дом, капитал, даже португальский орден.

    В самый разгар веселого пира пьяный Зацепа-столп вдруг начинает рыдать, называя себя вором. Но у собравшихся его откровения вызывают то же чувство, что плач гетеры, которая на склоне блудных дней страдает о потере добродетели. Князь Иван уверен, что «ныне тоскует лишь тот, кто не украл миллиона». Он напоминает об университетском преподавателе Швабсе, который внушал студентам презрение к процентам, и капиталу, а потом стал директором ссудной кассы. Вспоминает он и о графе Твердышове, который всегда страдал о голодных мужичках, а кончил тем, что проложил по пустырям ненужную дорогу, отяготив крестьян новыми налогами.

    Жиды тоже успокаивают Зацепу, убеждая его в том, что при наличии денег никакой беды и опасности быть не может. Их обрывает оратор-философ, поднимающий тост за «русскую незыблемую честь», которая, по его мнению, заключается в том, чтобы «целый мир остричь вплотную разом».

    Вдоволь нарыдавшись и нафилософствовавшись, герои времени садятся за карточный стол.

    Построение

    Сюжет: Основное действие поэмы развертывается в ресторане Дюссо. И по отношению к этому действию пространство всего отраженного в поэме мира можно разделить на два вида: внутреннее (пространство трактира) и внешнее (возникающее в рассказах героев и авторских отступлениях). Внешнее пространство выходит за границы, установленные фабулой, и переносит героев в разные уголки Петербурга, России, за границу. Однако в какую бы сферу Некрасов ни помещал своих «современников», пространство всегда предстает замкнутым вокруг них. Сюжетный зачин произведения ироничен. Поэту, вроде бы, захотелось опровергнуть излишне резкую оценку его времени, вычитанную им из подвернувшейся под руку книги:

    Бывали хуже времена,

    Но не было подлей.

    Герои: В этой поэме Некрасов выступает мастером коллективного портрета, отличающегося лаконизмом и глубиной сатирического обобщения. Участники ресторанного пиршества различны по социальному положению, возрасту, характерам, но они в изображении поэта представляют собой как бы единый организм, единое существо, отлично приспособленное к делу наживы:

    Во-первых, тут были почетные лица

    В чинах, с орденами. Их видит столица

    В сенате, в палатах, в судах.

    Служа безупречно и пользуясь весом,

    Они посвящают досуг интересам

    Коммерческих фирм на паях.

    Тут были плебеи, из праха и пыли.

    Достигшие денег, крестов,

    И рядом вельможи тут русские были,

    Сидели тут рядом тузы-иноземцы:

    Остзейские, русские, прусские немцы,

    Евреи и греки и много других –