Работает ли станция арбатская арбатско покровской линии. Станция Арбатская (арбатско-покровская). Супермаркеты и продуктовые магазины на Арбате

Арбат – это творческая душа Москвы, колыбель для разума и пристанище для уставших от суеты.

Эта прекрасная улица находится в историческом центре столицы и привлекает своей чарующей атмосферой как множество туристов, так и жителей города на неспешную приятную прогулку. Даже живя в Москве уже четвёртый год, я сама не упускаю возможность пройти по любимому Арбату!

Как добраться

  • До Старого Арбата можно дойти от метро Арбатская синей и голубой ветки, а также от станции Смоленская (оптимально синей ветки – она ближе), которая позволит оказаться по другую сторону улицы.
  • Также можно доехать на наземном транспорте, о котором подробнее можно прочитать . Остановка называется «Дом книги» на Новом Арбате, идут автобусы 6 и 39, троллейбусы 2 и 44, а также ночной автобус Н2. В конец улицы можно попасть с остановки «Метро Смоленская». Здесь выбора маршрутов ещё больше – автобусы 64 и 132, ночной автобус Бк, троллейбусы 10, 39, 79, кольцевые Б, Бк, а также дневной и ночной троллейбус Бч. Ещё вариант: выйти на остановке «Арбатская площадь» чуть левее от начала улицы. Маршруты этой остановки – автобус 6, троллейбусы 1, 2 ,15, 31, 44.
  • А вообще, если хорошая погода, а главное светло и ясно у вас на душе, конечно же, лучше прогуляться! Например, от Красной площади к Арбату вас выведут улицы Воздвиженка и Знаменка, а ещё я вам советую сделать небольшой крюк и, пройдя вдоль набережной к Храму Христа Спасителя, прямо по Гоголевскому бульвару напрямик выйти к нашему Арбату!

Что стоит посмотреть

Что же интересного можно увидеть на Старом Арбате? Скорее, проще сказать чего на Арбате нет, чем перечислять бесчисленное количество всевозможных развлечений!

Уличные артисты

В первую очередь – это большое количество художников, музыкантов и прочих творческих личностей, развлекающих публику всеми возможными способами! Разумеется, все уличные артисты рассчитывают на прибыль за свою работу, но решение поощрять ли их труд остаётся за вами.

Приближение вечера, теплая погода и наличие выходного дня существенно повышают шансы увидеть мастеров уличного искусства!

Стена Цоя

Поклонникам группы Кино и просто почитателям творчества Виктора Цоя стоит заглянуть на Кривоарбатский переулок, где расположена стена его имени, на которой красуется множество надписей во хвалу незабвенного рок-идола.

Этому дому присвоен адрес Арбат, 37.

Театр им. Евгения Вахтангова

А ценителям театрального искусства советую заглянуть в Театр имени Вахтангова, расположенный прямо посередине Арбата в доме, украшенном колоннами, под номером 26, где по сей день творит Этуш и Василий Лановой. Посветить вечер просмотру спектакля в стенах театра будет отличной идеей! В этом сезоне вы можете увидеть такие спектакли, как Анна Каренина, Бесы, Бег, Гроза, Дядя Ваня, Записки сумасшедшего, Пристань и многие другие шедевры, воплощённые гениями сцены.

Цена билетов колеблется от 200 до 3000 рублей.

Музеи Арбата

На Арбате расположено множество различных музеев! Разумеется, не такие великие, как Третьяковская галерея или Питерский Эрмитаж, о котором можно прочитать . Здесь они нацелены на то, чтобы вам было максимально весело и интересно.

Старый Арбат, 16

К примеру, по адресу Старый Арбат, 16, расположен целый комплекс развлечений подобного рода:

  • Дом вверх дном,
  • Ленточный лабиринт,
  • Зеркальный лабиринт,
  • Дом великана,
  • Контактный зоопарк.

Каждый из них стоит 300 рублей. Более экономно, всего за 200 рублей, вы сможете поколотить тарелки в антистрессовом аттракционе с названием «Бей посуду!» по тому же адресу.

Режим работы с 11:00 до 00:00 без выходных. Да, детям до 4 лет вход свободный!

Музей Иллюзий

Ещё один Музей Иллюзий можно посетить по адресу Малый Николопесковский пер, 4. Не забудьте захватить отличное настроение, фотоаппарат и 350 рублей. Вход открыт для посетителей любого возраста с 11:30 до 23:00. Для детей до 4 лет вход также бесплатный.

Музей Истории Телесных Наказаний

По адресу Арбат, 25/36, расположен Музей Истории Телесных Наказаний, где возможно воочию увидеть реконструкцию пыточных инструментов и одновременно ужаснуться и восхититься. Дети до 18 лет допускаются строго в сопровождении взрослых. Работает музей ежедневно с 12:00 до 22:00. А вот расценки у них странные: женский билет стоит 300 рублей, а вот мужской отчего-то 400.

Московский Музей Парфюмерии

Прямо у входа в музей по адресу Арбат, 36/2 стр.1 становится понятно уже по одному нежно витающему в воздухе запаху, чему он посвящён. Московский Музей Парфюмерии обещает переместить посетителей сквозь время посредством ароматов, которыми предлагают насладиться в изобилии. Двери музея открыты с 12:00 до 22:00. Цена экскурсий от 1 тысячи рублей до 5 тысяч.

Мемориальная квартира А.С.Пушкина

А если вам хочется посетить что-то «посерьёзнее», рекомендую сходить в Мемориальную квартиру А.С.Пушкина в конце улицы по адресу Арбат, 53, где вы сможете буквально побывать в гостях у великого писателя и поэта! В этой квартире Александр Сергеевич провёл три месяца после свадьбы. На втором этаже сохранены предметы мебели той эпохи, а на первом представлена экспозиция «Пушкин и Москва», которая позволят полностью прочувствовать жизнь Пушкина. Кроме того, в музее проходит множество различных выставок, спектаклей и концертов.

Попасть туда можно далеко не каждый день: музей открыт ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30), по четвергам с 12.00 до 21.00 (касса до 20.30). Выходные дни: понедельник, вторник. Последняя пятница месяца – санитарный день.

Стоимость полного входного билета – 200 рублей. Однако многие попадут под льготные категории - студенты дневного очного отделения, студенты ВУЗов, пенсионеры, дети с 7 до 17 лет могут пройти всего за 50 рублей. Дети до 7 лет включительно посещают музей бесплатно.

Московский мемориальный музей им. А.Н. Скрябина

Расположен на Большом Николопесковском переулке, 11, хранит обстановку в квартире в первозданном виде с дней жизни композитора ! В музее также проводятся концерты, музыкальные фестивали, семейныеи образовательные программы для детей и многое другое.

В режиме работы музей во многом солидарен с квартирой Пушкина: среда, пятница - воскресенье - c 11.00 до 19.00, четверг - с 13.00 до 21.00. Понедельник, вторник - выходные. Последняя пятница месяца - санитарный день. Входная плата совсем символическая: для взрослых - 120 рублей, льготные категории (школьники, пенсионеры) - 20 рублей, дошкольники, дети-сироты, дети-инвалиды, военнослужащие, ветераны войны, студенты дневных отделений проходят бесплатно.

Книжный развал

Что касается культурного просвещения: ещё один из прекрасных плюсов Арбата – это наличие книжного сбыта, расположенного обычно в конце улицы! Там вы найдёте несколько прилавков с множеством различной литературы, которую можно купить от 20 рублей за книгу! Это может быть и Пауло Коэльо, и Лев Толстой, и детские сказки, и даже издания прошлых веков, но за них и стоимость назначают немалую!

Кинотеатр «Художественный»

Рядом с метро Арбатская (обеих линий) расположен отличный кинотеатр! Более всего он замечателен тем, что стоимость билетов не превышает 250 рублей. Я раз с огромным удовольствием смотрела фильм, лёжа на пуфике всего за 50 рублей! Правда, не рассчитывайте там увидеть новинки, но ведь сколько всего ещё не смотрено из старого репертуара?

Где остановиться на Арбате

На Арбате можно даже пожить! Вариантов масса, и все они минимум от 500 рублей за сутки (16ти- или 10ти- местные номера).

BEAR HOSTELS

Хостел по адресу улица Большая Молчановка, д.23, стр. 2 (рядом с Новым Арбатом) очень демократичен в своей ценовой политике и предлагает забронировать место от 449 рублей за ночь в многоместном номере. Многоместный - номер в котором проживают два и более человек. Возможно выбрать размещение в смешанном, мужском или женском номере. Если хочется больше уединения, то можно взять двухместный номер по цене 3 тысячи за место. Бесплатно предоставляются Wi-Fi, постельное белье и полотенца, гостевая кухня, круглосуточная стойка регистрации, личный запирающийся шкафчик. Найти этот хостел очень просто: от станции метро Арбатская филевской (голубой) линии вам нужно повернуть направо, перейти улицу по подземному переходу и двигайтесь прямо до дома № 21А, («Промсвязьбанк»). Затем пройти в арку и повернуть налево. Во втором подъезде, на пятом этаже он распахнёт свои двери для вас!

Гостиница Арбат

Кто любит отдыхать более комфортно может воспользоваться услугами гостиницы Арбат, расположенной по адресу Плотников пер., д. 1. Двухместное размещение представляется от 7 тысяч рублей в сутки, одноместное - от 6 тысяч. Площадь номера 18 кв. метров с кроватью и душем. В номере: фен, холодильник, телефон, телевизор, спутниковое и кабельное телевидение, интернет, кондиционер. В стоимость номера включён завтрак (шведский стол).

Где покушать

Ещё одна необъятная тема! На Арбате представлено огромное разнообразие мест на любой вкус: от ресторана 19 века «Прага» в начале улицы до всеми известного «Макдональдса» в конце.

Но я, пожалуй, выделю пару самых интересных на мой взгляд:

Хард Рок Кафе

Старинный трёхэтажный особняк расположен по адресу Арбат, 44, у метро Смоленская синей ветки. Потянув на себя дверь за ручку в форме гитары, вы войдёте в мир рок-н-ролла и не захотите его покидать! Атмосферу создаёт не только отличная музыка, но и интерьер – все стены украшены меморабилиями (например, костюм Оззи Озброна, пальто Джими Хендрикса, письмо Нэнси и так далее). Кроме того, у них есть свой магазин, а также проводятся живые выступления.

В меню упор сделан на напитки, из еды здесь в основном фастфуд и весьма не дешёвый, но не обязательно иметь толстый кошелёк, чтобы посетить это крутое заведение! Я вот беру картошечку фри и просто медленно наслаждаюсь за 210 рублей =) А если вы попадёте в счастливые часы, то вам удастся выпить два стакана пива по цене одного (220 рублей) – обычно это вечера будней.

Режим работы: Пн, вт, ср, чт - 11:00 - 24:00. Пт - 11:00 - 05:00. Сб - 09:00 - 05:00. Вс - 09:00 - 24:00.

Красти Краб

Идеально для любителей Спанч-Боба! Данное заведение стилизованно под весёлый мультфильм, что создаёт лёгкую радостную атмосферу. Штурвалы на столах, корабельные бочки вместо стульев. В меню – фастфуд, супы, салаты со средним чеком в 1500 рублей.

Расположено заведение по адресу Арбат, 4. Работает с 11:00 до 23:00.

Не могу выделить фаворита среди кафе, так как сама таковых не имею, но выбора действительно много! Бюджетно можно перекусить в столовой Му-Му, полакомиться в кафе булочками с корицей Синнабон, поесть с друзьями пиццу в итальянском ресторане Руколла, выпить кофе в Старбаксе, а также найти ещё множество заведений с европейской кухней, азиатской, восточной, традиционной русской и так далее.

Продуктовые магазины

Отличный вариант для быстрого перекуса! ;) Несколько небольших магазинчиков расположены вдоль улицы с яркой вывеской «Продукты». Цены доступные, а за качество товара не очень уверена. Так что лучше зайти в проверенный «Седьмой континент» в конце улицы (напротив высокой сталинки МИД) по адресу Арбат 54/2с1. Работает магазин 24 часа в сутки и изобилует гастрономией. Кроме того, внутри на входе есть лавка с сухофруктами, где продаются невероятно вкусные финики и восхитительная сушёная дыня, заплетённая косичкой!

Антикафе на Арбате

И вот вы набрали целый пакет вкуснятины в Седьмом континенте и хотите провести время в замечательной компании друзей. Куда деваться? Идти в антикафе! Таковых опять же несколько в районе Арбата. А стоимость у них обычно стандартная – 2,5 рубля в минуту.

Немного о специфике антикафе – здесь вам предложат уютное местечко с настольными играми, безлимитными чаем с печеньками, домашними животными и прочими плюшками, создающими комфорт!

Jeffrey"s coffee

Джеффри – это лось =) Но очень гостеприимный, раз его имя носит тайм-кафе.

Находится оно совсем близко к Арбату - Староконюшенный переулоок, 45. Время работы: пн-чт: 8.30–23.00, пт: 8.30–0.00, сб-вс: 10.00–0.00. С собой можете приносить еду и напитки. Вам определённо понравится!

Ах, Арбат, Арбат…

Столько здесь всего, что не перечислить. И сувениры приобрести, и людей интересных повстречать, и себя показать. Много удивительного на этой старой чарующей улице! Можно даже никуда не заходить, а просто неспешно шагать мимо фонарей, любуясь памятниками архитектуры, скульптурами, вдыхать эту неповторимую атмосферу, чувствуя каждый клеточкой своего тела тонкую связь с духом Арбата и его тайнами!..

March 5th, 2017

Станция "Арбатская" Арбатско-Покровской линии относится к той не очень большой группе станций Московского метро, построенных и открытых в золотой век в самый расцвет большого имперского сталинского стиля. Более ранние станции испытывали на себе влияние функционального конструктивизма. После развенчания культа личности из архитектуры тоже исчезли все декоративные элементы, и построенные в 60-е годы станции метро, да и все остальные здания проектировались без излишеств. А вот начало 50-х, тут есть на что посмотреть. Станция открыта в составе участка "Площадь Революции" - "Киевская". Как уже упоминалось в рассказе про соседнюю " ", участок "Арбатская" - "Киевская" Арбатско-Покровской линии заменил собой закрытый в 1953 году кусок нынешней Филевской линии. Линии, если поглядеть на карту, идут параллельно. Только станции начала 50-х лежат на большей глубине, там им не страшны бомбежки, метро после войны стало еще и объектом гражданской обороны. Но, давайте уже ближе к делу. Посмотрим на станцию метро "Арбатская"

Начнем, как всегда с исторических фото. Порой изучая исторические фото можно увидеть то, чего сейчас мы увидеть не можем. Например наземный вестибюль. Который сохранился, но... увидеть его не получится. Вокруг него построено здание Генштаба. Здание поглотило павильон вестибюля и теперь оно находится в его внутреннем дворе. Вестибюль, как и положено помпезный. Поглядите какой богатый декор. То же украшение лепниной, что мы видим и внутри.

Красота-то какая.

Кроме того, перед павильоном, на площади был фонтан. Было очень красиво.

Великолепно, что есть фото и интерьеров вестибюля. Вот входная группа. Сейчас эти проемы заложены.

Мне всегда было интересно, неужели вот эта вот огромная рамка перед эскалаторами так и была белой и пустой внутри. Конечно же нет. Еще одной особенностью сталинских послевоенных станций было обязательное изображение вождя. Рамка почти 4 метра в высоту. И портрет Сталина тут был выполнен в технике флорентийской мозаики. Портрет просуществовал до 1955 года (по некоторым данным до 1956). После этого он... исчез. Говорят, что его разобрали за одну ночь. Некоторые думают, что панно просто заштукатурили. Но скорее всего там действительно Сталина уже нет. Автор Григорий Иванович Опрышко просил даже оставить ему часть мозаики - голову вождя, но ему отказали. Честно говоря... можно было избавиться от мозаики и менее варварским способом. Все же это произведение искусства, безотносительно к личности изображенного на нем. Вполне уместно было бы не дестроить всех Сталиных, убранных со станций метро, а собрать их в каком-нибудь музее.

О, еще замечательные фото. Фот на "Арбатской" проводят какие то замеры воздуха. Это сейчас очень модно быть открытым к населению и даже Московский метрополитен приглашает блогеров и показывает им изнанку своей работы, а раньше такие вот жанровые сценки из работы метро было редки. Не часто это попадало на пленку.

Вот тоже отличный постановочный кадр. Слишком уж... осмысленные лица простых пассажиров.

Интересно, что в проемах между пилонами раньше висели бра. Теперь понятно зачем там лепнина, это рамки для светильников.

Еще прекрасный кадр. Уборка в самом разгаре.

Ну и еще вид центрального зала, тут уже нет бра. Когда их вообще убрали?

1. Вернемся в недалекое прошлое. Тут, на поверхности, около входа в наземный вестибюль в свое время тоже прошла "Ночь длинных ковшей", здесь нахер снесли целую линейку палаток. И теперь перед входом просторно.

2. Кроме самостроя есть еще кое-что, что скрывает от нас исторический павильон вестибюля. Это вот это вот массивное здание Генштаба (хотя, что тут сейчас непонятно, генштаб вроде переехал, хотя это все наверное военная тайна). Для входа в вестибюль сделали такой вот входной портал и проход через толщу здания до павильона, который теперь находится во внутреннем дворике здания министерства обороны. Вход теперь находится со стороны левой стенки исторического вестибюля.

3. А вот внутри все осталось почти таким же, как при открытии. Справа проемы заложены. Причем не только входных групп но светопрозрачных витражей сверху. Это можно понять. так как там, за этой стенкой уже секретный военный объект. Причем заложили верхние проемы похоже в результате последней реконструкции вестибюля. Оформление кассового зала очень помпезное, и хотя в лепных рамках картушей явно планировалось разместить панно и они выглядят пустыми, все равно интерьер шикарен. Сводчатые потолки, отделка камнем, огромные позолоченные бронзовые люстры - типичный дворцовый интерьер.

4. Эскалаторный зал еще круче. Тут высоченный свод.

5. С 2006 по 2007 год вестибюль был закрыт на реконструкцию и теперь он выглядит довольно неплохо.

6. В эскалаторный зал из кассового ведут боковые проходы.

7. Тут висят памятные таблички. Люстры гораздо проще. Это те же самые люстры, но без нижнего ряда рожков и массивного декоративного шара внизу. Все из-за высоты потолков тут. Еще здесь красивая ажурная решетка за которой вход в служебные помещения. Над проемом видны металлоконструкции, я так понимаю, это какие-то элементы для запирания гермодверей. А вот где сами двери мне непонятно. Могу лишь предположить, что дверь - это часть пола перед проемом. Кто знает точно, подскажите.

8. Декоративные решетки в эскалатороном зале. Видимо за ними радиаторы отопления.

9. Двери после реконструкции оставили деревянными - это круто.

10. Вид в сторону эскалаторов.

11. Вид в другую сторону. Тут был Сталин. Теперь тут пустота. Кстати мозаика с вождем, единственная, которая была реализована, еще более 20 мозаик не успели изготовить. П. Корин сделал зарисовки на патриотические темы, во многом перекликающиеся с еще одной его эпичной работой - панно для станции "Комсомольская" кольцевой линии. Но с мозаиками не сложилось. А после того, как пропал и Сталин, станция приобрела белоснежный вид, без каких-либо декоративных элементов и сейчас это все выглядит вполне гармонично.

12. В архитектуре станции прослеживаются элементы так называемого московского барокко. Это дань уважения архитекторов этому стилю. Теперь и сама станция является объектом культурного наследия, как и образцы архитектуры прошлого к которым обращались создатели станции. Это замечательно.

13. Спускаемся по эскалатору вниз. Здесь еще один гермозатвор.

14. После него длинный проход до платформы. Освещается он двумя рядами свтетильников.

15. Красота.

16. Внезапно еще вход в служебные помещения. Двери конечно огромные, зачем такие? Что там?

17. Вместе со станцией открылся и переход на станции "Александровский сад" и "Библиотека имени Ленина"
18. Очень крутые таблички, сейчас такие не делают. А какой шрифт. Какая "ножка" у буквы "Я", например.

19. Роскошные перила на спуске со ст.м. "Александровский сад". Очень круто!

20. Перед аванзалом стоят роскошные торшеры. Металлическое литье и хрусталь (стекло?). Снова какие то двутавры торчат над проемом, наверное действительно для гермозатворов.

21. Аванзальчик перед эскалаторным наклоном на "Арбатскую". Налево к ст.м. "Библиотека имени Ленина". Аванзал открыт вместе с "Арбатской" это видно по отделке. А какая тут роскошная люстра висит. 24 рожка - это круто.

22. В сторону перехода. Картуш над проходом похожий на такой же в вестибюле наверху.

23. Эскалаторный наклон также обрамляют светильники - торшеры. Проем также отделан лепниной. Красота.

24. Как по мне, так "Арбатская" не сильно уступает моей любимой станции нашего метро - "Комсомольской" Кольцевой линии. Собственно так и должно было бы. Однако отказ от мозаик сделано ее более скромной но и более лаконичной, что тоже неплохо.

25. Лаконичность конечно присутствует, однако все равно станция довольно богато декорирована.

26. Торец станции. Что за рамка над тоннелем, там что то раньше было? И еще меня всегда занимал такой вопрос. Почему на одних линиях одна нитка волновода, а на некоторых, как вот тут, их две? Это что резервирование?

27. На архивных фото мы увидели, что раньше тут были бра, но их убрали. Как жаль.

28. Некоторые элементы лепнины выкрашены под бронзу, это перекликается с бронзой на люстрах. Но к сожалению кое-где, когда подновляли и красили пилоны побелкой, закрасили и "бронзу". Поглядите на предыдущее фото.

29. Люстры тут такие же как и в вестибюле. Вообще отделка вестибюля и платформенной части очень хорошо перекликаются. Обычно все же мы видим два несколько по разному оформленных пространства. Это повелось еще с самых первых станций Московского метро, когда проекты выбирались на основании конкурсов и подземную часть мог проектировать один архитектор, а подземную - другой.

30. В центральном зале люстры висят не по центру, а обрамляют такие вот лепные рамки. В них должны были быть мозаики.

Вот как-то так могло быть, но не судьба. Кстати тема такая же, как и на "Комсомольской". Героическое военное прошлое и все те же персонажи. Представляете себе какая могла бы быть красота.

31. Путевые стены отделаны плиткой, из керамики выполнены и декоративные элементы, а также название станции - красота. Плитка тут держится хорошо и на падает, слава богу, значит не придет никому в голову ее менять.

32. На "Арбатской" всегда полно народу, тут есть пересадка на Серпуховско-Тимирязевскую линию, вот она в центре зала, а также на Филевскую и Сокольническую - крупный пересадочный узел.

33. Постоянный большой пассажиропоток. Это несколько мешает восприятию красоты интерьеров. Остановишься посреди зала, задерешь голову вверх, и станешь препятствием для хаотичного неупорядоченного движения пассажиров, поэтому приходится не сопротивляться людскому потоку. На станциях - крупных пересадочных узлах всегда так.

34. Нашел такую вот цитату "конструкция сводов подземного распределительного зала станции выполнена по подобию Арбатского рынка, как выдающегося инженерного сооружения первой пятилетки... Декорация станции должна возрождать уважение советских граждан к образцам самобытной русской архитектуры первой трети XVIII столетия (в каковой были декорированы быв. Воздвиженская церковь". Вообще да, сталинские станции порой похожи даже не дворцы, а скорее на культовые сооружения, древние храмы. Ну чем не церковный интерьер?

35. Красивая станция с интересной историей.

P.S.
Все архивные фото найдены на замечательном сайте

«Арбатская» — станция Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Площадь Революции» и «Смоленская».

Открыта 5 апреля 1953 года в составе участка «Площадь Революции» — «Киевская». Станция имеет статус выявленного объекта культурного наследия. Название получила по улице Арбат, как и одноимённая станция Филёвской линии. Станция входит в состав крупнейшего в Москве пересадочного узла и имеет переходы на станции: «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии, «Александровский сад» Филёвской линии и «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии.


Фото с сайта oldmos.ru

В 1970-х годах вестибюль был встроен в новое здание Генерального штаба Министерства обороны СССР (позднее — Министерства обороны РФ). Вход и выход, расположенные на фасаде в сторону Арбата, были перенесены в сторону Воздвиженки. Старый вестибюль остался во дворе Министерства обороны, а фонтан, как видно на снимке, утерян.

Может когда нибудь Министерство обороны выведут из центра нашего города, снесут здание МО и мы увидим то, что сейчас можно увидеть только на старых фото.


Фото с сайта oldmos.ru

Вестибюль состоит из двух прямоугольных залов — кассового и эскалаторного.

В стене напротив эскалаторного зала находятся пост полиции и театральные кассы. Напротив них — кассы метрополитена.

Кассовый зал разделяется на два коридора, которые ведут в эскалаторный зал.

Свод эскалаторного зала опирается на четыре взаимно пересекающиеся параболические арки. На стене напротив эскалаторной арки изначально был установлен ростовой портрет И. В. Сталина, выполненный Г. И. Опрышко в технике флорентийской мозаики с использованием яшмы и порфира. В 1955 году мозаика была разобрана по решению Советского правительства.

Вообще по проекту на станции должно было быть 25 мозаик Павла Корина в потолочных виньетках, но они так и остались проектом.

Во время реконструкции вестибюля станции с 18 мая 2006 года по 2 сентября 2007 года произведён большой объём ремонтных и строительных работ. Был укреплен грунт и усилена конструкций станции. Полностью реконструирован эскалаторный наклон. Фундамент эскалаторов был демонтирован и построен заново. Плитка на полу вестибюля была заменена на более долговечный гранит. Отдельные мраморные плиты на стенах вестибюля заменены с применением метода искусственного старения. Светильники и люстры были отреставрированы, на них восстановили утраченные детали. Лампы накаливания были заменены на современные энергосберегающие. Многие детали отделки после реконструкции выглядят как дешевый новодел.

Внимание, раскрою самую большую тайну ст. "Арбатская"! За этой дверью есть ТУАЛЕТ!!!
Причем, служебные туалеты есть на каждой станции. Не пора ли их все отремонтировать и открыть для пассажиров, все таки метро довольно таки публичное место.

Тайна поменьше, это то, что стены станции, в некоторых местах, просто побелены. Если к ним прислониться, то побелка остается на одежде.

Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения. Сооружена по специальному проекту: по сравнению с типовым сближены тоннели, уменьшено поперечное сечение пилонов, центральный зал в сечении эллипсовидный. Длина подземного зала 220 метров — это вторая по длине станция после «Воробьёвых гор». Глубина залегания станции составляет 41 метр. Архитекторы: Л. М. Поляков, В. В. Пелевин, Ю. П. Зенкевич при участии А. Г. Рочегова. Художник М. А. Энгельке.

Внутреннее убранство станции относится к стилю «московского барокко», сложившегося в результате синтеза русской архитектуры XVII века с элементами ордерных композиций. Расположение станции в непосредственной близости к Кремлю определило характер её архитектуры в стиле русского зодчества. Архитекторы применили приём переплетения параболических арок, которые перекинуты поперёк станции и несут на себе всю тяжесть сводов с малыми арками.

Центральный зал имеет огромную протяжённость, и в нём отсутствует замкнутая перспектива. Пилоны отделаны внизу красным мрамором «салиэти» и украшены выполненными из керамики букетами цветов. Пол выложен серым, красным и чёрным гранитом в виде коврового рисунка. Путевые стены облицованы глазурованной керамической плиткой, белой вверху и чёрной внизу.

Станционный зал освещается подвесными двумя рядами люстр в золочёной бронзовой оправе, декорированных орнаментом. Стены подходных коридоров облицованы серовато-белым пятнистым мрамором с цоколем из красного мрамора. Возле каждого пилона со стороны бокового зала и со стороны центрального зала находятся скамейки.

Раньше в виньетках на пилонах висели бра. В 70-х годах прошлого века их сняли и сейчас, увы, остались только виньетки.

«Арбатская» — станция Филёвской линии Московского метрополитена. Расположена на линии между станциями «Александровский сад» и «Смоленская» .

Была открыта 15 мая 1935 года в составе участка первой очереди «Улица Коминтерна» (ныне — «Александровский сад») — «Смоленская» .

Названа по улице Арбат, как и одноимённая станция Арбатско-Покровской линии. Была возведена на месте храма Тихона, епископа Амафунтского, построенного в 1689 году.
Примечательно, что строительство станции велось под сводом Арбатского рынка. После сооружения наземного вестибюля часть рынка была разобрана и станция "вышла" на Арбатскую площадь.

Фотография 1938 - 1940 года с сайта oldmos.ru

Наземный вестибюль имеет в плане форму пятиконечной звезды. Вестибюль стал одним из первых символов Московского метрополитена. Также он является одним из немногих вестибюлей, на которых сохранилась надпись «МЕТРО». На крыше вестибюля сначала хотели установить скульптуру «Метростроевец и красноармеец», но от этой идеи отказались и установили там шпиль со звездой и красные флаги. Архитектор станции — Л. С. Теплицкий.

Ступени мне понравились, в виде амфитеатра. Потолок наземного вестибюля украшает красная звезда.

Кассовый зал. Для меня остается загадкой, зачем неработающие кассы в стене и кассы в деревянном сооружении.

Конструкция станции — колонная мелкого заложения. Глубина заложения — 8 метров.

На станции имеется и второй выход к улице Арбат, который бездействует с момента строительства.

Колонны отделаны розовым мрамором. Пол выложен красным гранитом. Облицовка путевых стен — глазурованная керамическая плитка кремового цвета.

На станции мне повстречался вот такой агрегат.

А так это выглядело раньше. И моечная машина советского производства и девушка тоже ничего. Правда, на фото станция "Арбатская" глубокая. А еще видите, у пилона белая урна стоит. В наше время это вообще роскошь.


Из книги: "Московскому метрополитену 50. Страницы истории метрополитена" Московский рабочий 1985 год.

А еще на станции есть буфет, который работает и просто для пассажиров. Когда снимал, к сожалению он был закрыт. Буду мимо ехать, сфотографирую внутри. Мне даже кажется, что в детстве я видел, как подменные машинисты меняли бригаду, те обедали, и когда поезд возвращался с "Калининской" опять занимали места в кабине поезда.

Как и обещал, добавляю внутренний вид буфета. Ассортимент вполне: пирожки, напитки, сигареты, мороженное, шоколад. Также есть горячие блюда. Прайс очень даже приятный:).


"Осторожно, двери закрываются. Следующая станция "Александровский сад"

Все отснятые мной станции Московского метрополитена " Московское метро в фотографиях ".


Григорий Опрышко. Мозаика "Иосиф Сталин" в вестибюле Арбатской.


Станция построена в стиле барокко. Богато украшенный наземный павильон исполнен в виде трехпроходной триумфальной арки (ныне надстроен другим зданием), а залы станции украшают бронзовые люстры и шикарные лепные рамы на сводах и стенах. На этих рамах, расположенных на своде центрального зала, я и хотел заострить внимание. Как известно, в то время практически любая станция украшалась мозаиками различного исполнения. Мозаики предусматривались и в проекте Арбатской. Для большой рамы, расположенной напротив эскалаторов, в наземном вестибюле, планировался мозаичный портрет И.Сталина в полный рост. Он был заказан художнику Г.Опрышко, изобразившего Сталина на фоне победных знамен. Заказ на 25 мозаик, для сводов центрального зала был отдан художнику П.Д.Корину, закончившему как раз работу над мозаиками Комсомольской. За 1952 год он выполнил эскизы на тему «Становление Руси». Корин продолжил развивать патриотическую тему метро того времени. Он изобразил портреты полководцев, включая всех, кого перечислил Сталин в своей речи 7 ноября 1941 года. Также был изображен Юрий Долгорукий, Иван Третий, изображенный в момент попирания ханской грамоты, в знак свержения ига. На некоторых мозаиках предлагались портреты маршалов времен ВОВ. Некоторые мозаики должны были изображать не людей, а воинские эмблемы и оружие: перекрестные мечи, ружья, автоматы; орден Победы, Красную Звезду и т.д.


Павел Корин. 1952. "Юрий Долгорукий". Эскиз для станции Арбатская


К сожалению, мозаики реализованы не были. Не могу сказать, что послужило причиной для этого. Мозаики на некоторых станциях устанавливались и после смерти Сталина, но видимо и без того насыщенный декор станции решили не перегружать. Также при Хрущеве стал осуждаться культ отдельных людей и руководителей, в искусстве стал насаждаться «культ народа», неизвестных героев, абстрактных людей – эскизы не подходили под этот принцип, что тоже могло помешать их реализации. Примерно в 1956 году была разобрана единственная мозаика той станции с портретом Сталина.


Павел Корин. 1961. "Петр Великий". Эскиз для станции Арбатская


В 1961 году, после прошедшего 22 съезда КПСС, осудившего преступления Сталина и решив избавиться от наследия культа вождя, Корина попросили переработать 2 мозаики Комсомольской и некоторые эскизы для Арбатской (видимо, еще теплилась надежда на их реализацию). Для Арбатской вместо попавших в опалу политических деятелей Корин изобразил Петра Первого и несколько других рисунков. В 1963-64 годах на Комсомольской были установлены новые мозаики, но 25 великолепных мозаик Арбатской так и остались в проекте.