«Путешествие в прошлое электрической лампочки

«Путешествие в прошлое электрической лампочки».

Цели занятия:

Познакомить с историей электрической лампочки;

Развивать у детей интерес к развитию цивилизации;

Уточнить и расширить представления детей об : показать роль взрослых в преобразовании предметов;

Активизировать словарь детей;

Воспитывать коммуникативность.

Оборудование:

Стол, для демонстрационного материала: факел, лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, энергосберегающая лампочка;

Иллюстрации огня;

Демонстрационный материал: огонь, свеча, факел, керосиновая лампа, электрическая лампочка, лучина;

Предметные картинки, по количеству детей;

Мольберт;

Столы, по количеству детей;

Блокноты, по количеству детей.

Ход занятия

Дети заходят в группу и встают вокруг воспитателя. Воспитатель обращается к детям.

Воспитатель: Ребята, сколько к нам гостей пришло. Давайте с ними поздороваемся.

А теперь послушайте меня:

«Кто-то бросил мне в оконце,

Посмотрите письмецо.

Может это лучик солнца,

Что щекочет мне в лицо?

Может это – воробьишко.

Пролетая, обронил?

Может, кто письмо, как мышку,

На окошко заманил?»

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие. А куда? Вы узнаете, если отгадаете загадку.

«Дом – стеклянный пузырёк,

А живёт в нём огонёк.

Днём он спит, а как проснётся,

Ярким пламенем зажжется».

Дети: Лампочка.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно отгадали загадку. Это электрическая лампочка. Поэтому мы сейчас с вами отправимся в прошлое электрической лампочки.

Но сначала закройте глаза, а я произнесу волшебные слова. С их помощью мы с вами окажемся рядом с предметами, которые расскажут о прошлом лампочки.

Раз, два, три – все открыли глаза!

Ребята, а что это за предметы лежат на столе?

Дети: (перечисляют предметы, лежащие на столе ).

Воспитатель: А скажите мне, что общего у всех этих предметов?

Дети: Они зажигаются, и дают свет.

Воспитатель: Правильно, молодцы!

А теперь, ребята, прошли и сели за столы.

Дети проходят на свои места.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поговорим о том, как человек придумал свет.

Как вы думаете, всегда ли была электрическая лампочка?

Дети: Нет.

Воспитатель: Конечно, нет.

Как вы думаете, чем люди в древности освещали свои пещеры?

Показ детям иллюстрации.

Дети: ……..

Воспитатель: Верно ребята, они разжигали огонь, на котором готовили пищу. От огня в пещере становилось светлее.

Подумайте и скажите, какую пользу принёс огонь людям?

Дети: Тепло, свет, готовую пищу, отпугивание животных.

Воспитатель: А почему огонь не очень удобен в применении?

Дети: Его приходится поддерживать, чтобы не потух от ветра и дождя: он очень опасен, его нельзя перенести на другое место.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Ребята как вы думаете, нашим далёким предкам не страшно было ходить по улице ночью?

Дети: Страшно.

Воспитатель: Почему?

Дети: Ничего не видно, темно.

Воспитатель: А как вы думаете, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью?

Дети: Фонарики.

Воспитатель: Да, но они появились позже.

А до них люди придумали факелы.

Факел - это короткая палка с намотанной на неё просмоленной паклей. С факелами ходили по улице; их также укрепляли на стене. И тогда они освещали помещение.

Затем люди стали использовать лучину. Как вы думаете, что это такое ребята?

Дети: ……..

Воспитатель: Это самая обычная щепка, только заострённая на конце. (Показ детям лучины ).

Обычно лучину делали из берёзы, она лучше горит. Один конец лучины закрепляли, а другой вверху зажигали. Лучину нужно правильно установить, чтобы она лучше светила.

Воспитатель зажигает лучину, дети наблюдают, как она горит. Воспитатель обращает внимание на то, что от лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит.

Воспитатель: Ребята. Скажите, какое освещение удобно, факел или лучина?

А почему вы так думаете?

Дети: Факел удобнее. Потому что от лучины очень мало света, она очень быстро сгорает и сильно коптит.

Воспитатель: Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения – свечу. Её делали из пчелиного воска, бараньего сала.

Воспитатель показывает свечу, обращает внимание детей на то, что свечи есть фитиль, сделанный из ниток; он и зажигает свечу. Показывает, как горит свеча.

Воспитатель: Как вы думаете ребята, чем неудобна свеча?

Дети: Ею можно обжечься, от неё может быть пожар, она коптит, даёт мало света.

Воспитатель: Правильно, молодцы. А теперь мы с вами немножко отдохнём.

Физминутка:

1. Если свет погаснет вдруг, - шаги на месте, руки на поясе

У меня есть верный друг. - руки на поясе, повороты влево и вправо

2. Мне с фонариком не страшно - руки держим в фонариках

Я иду вперёд отважно

3. Шаг на месте раз, два, три - ходьба на месте, руки на поясе

Плечи шире разверни.

4. Проведём одну игру: - присели, руки на поясе

Все присядем, скажем «у».

5. Быстро встанем - встали, руки на поясе

Скажем «а».

6. Нам пора уж за дела. – сели на свои места.

Воспитатель: Ребята давайте продолжим наше интересное путешествие.

Люди хотели придумать более удобное освещение для своего жилья. Со временем они научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы.

Воспитатель показывает керосиновую лампу, объясняет принцип её действия, зажигает.

Воспитатель: Как вы думаете, удобной ли была керосиновая лампа? Почему?

Дети: Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было наливать керосин.

Воспитатель: Да, правильно, молодцы. Керосиновая лампа, ребята, ещё была не безопасна. Если вдруг кто-то нечаянно опрокидывал лампу, то керосин разливался, и вспыхивал огонь.

Прошло много лет. Люди искали всё новые способы удобного освещения своего жилища.

Когда появилось электричество, русский изобретатель Александр Николаевич Ладыгин придумал электрическую лампочку.

Воспитатель показывает Электрическую лампочку.

Воспитатель: Ребята, что изобрёл русский изобретатель?

Дети: Электрическую лампочку.

Воспитатель: Молодцы. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных, красивых светильников.

Я покажу вам картинки, а вы внимательно посмотрите, и назовите предметы быта в которых используется электрическая лампочка. Кто знает?

Показ картинок: люстры, бра, торшеры, настольные лампы.

Воспитатель: А сейчас ребята появилась новая энергосберегающая лампочка. Вот она какая (показ лампочки ). Она даёт много света, а расходует электроэнергию мало. Дома у вас, наверное, у многих такая есть.

Ребята, мы с вами сейчас узнали прошлое нашей обыкновенной электрической лампочки. Давайте вспомним, с чего начиналось рождение лампочки.

У вас на столах лежат предметные картинки, нужно расположить их в том порядке, как начиналось появление электрической лампочки. Вспоминайте, мы сейчас с вами об этом говорили. А вы расположите карточки по порядку, каждый на своём столе.

А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Маша выходи, расположи картинки. А мы все проверяем, правильно ли разложили картинки. Ребята, кто правильно выполнил, задание поднимите руку.

Молодцы, все справились с заданием.

Сегодня мы с вами узнали историю электрической лампочки, как она развивалась, совершенствовалась. Но лампочка не безопасна, она работает от электричества. Поэтому детям её нельзя откручивать, разбирать, вставлять в розетку посторонние предметы.

Помните: это опасно для жизни.

Также нельзя брать самостоятельно спички и зажигать свечу.

Ребята, что нового вы сегодня узнали.

Дети:…….

Воспитатель: Вы сегодня все молодцы.

Ой, а у меня на столе лежит красивый, волшебный чемоданчик. Давайте посмотрим, что там лежит.

А лежат тут вам подарки, за то, как хорошо вы сегодня работали на занятие.

Раздача подарков детям.

Приложение.

http://pandia.ru/text/78/054/images/image002_54.jpg" width="534" height="516">