Новиков александр маршал авиации. Маршал Новиков: биография и интересные факты из жизни. Встреча с Жуковым

Новиков Александр Александрович (06.11.1900 — 03.12.1976) родился в дер. Крюково ныне Нерехтского района Костромской области в бедной крестьянской семье. Окончил начальную и второклассную школы, Кинешемско-Хреновскую учительскую семинарию в 1918 г. Работал учителем в Пешевской начальной школе, заведующим внешкольным центром Нерехтского уезда.

В РККА с осени 1919 г. Служил в 27-м Приволжском пехотном полку в г. Нижний Новгород. Окончил Нижегородские пехотные курсы красных командиров в 1920 г. Участвовал в Гражданской войне против финских войск в составе 384-го сп 43-й сд 7-й армии Северного фронта. С июня 1920 г. командующий разведкой 384-го сп 43-й сд. С 10 марта 1921 г. в составе 128-й стрелковой бригады. Участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа .

Окончил курсы «Выстрел» (1922). С августа 1922 г. преподаватель на XIV командных курсах в г. Батум, помощник командира роты курсов красных командиров в г. Баку. С марта 1922 г. командир роты в Военно-политической школе Отдельной Кавказской армии (г. Тбилиси), с февраля 1923 г. командир батальона. Окончил Военную академию РККА (1930) . С 1930 г. начальник разведки, затем начальник оперативного отдела штаба 11-го стрелкового корпуса в Смоленске.

С 1933 г. в ВВС — начальник штаба 450-й авиабригады. С осени 1935 г. командир 42-й легкобомбардировочной эскадрильи, полковник (28.03.1936). С апреля 1938 г. начальник штаба ВВС Ленинградского ВО. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 гг. — начальник штаба ВВС Северо-Западного фронта, комдив (1940). С августа 1940 г. командующий ВВС Ленинградского ВО, генерал-майор авиации (04.06.1940).

Первым из военачальников высокого ранга, он по достоинству оценил воздушные тараны, которые совершили ленинградские летчики. Нескольким из них, первым в начавшейся войне, было присвоено звание Героя Советского Союза. Он управлял большой авиагруппой в интересах Северного и Северо-Западных фронтов. 10 июля 1941 г. Новиков стал начальником ВВС Северо-Западного направления. Он убрал все лишние, промежуточные звенья управления, умело организовал боевые действия авиации. Александр Александрович стал одним из разработчиков единого плана боевых действий ленинградской авиации — новой формы управления ВВС.

22 августа Новиков А.А. был назначен командующим ВВС Ленинградского фронта . Под его началом активно внедрялось применение радиолокации и системы управления истребителями по радио с земли. Боевая работа авиации под Ленинградом являлась образцом организованности, правильного использования всех ее родов в тактическом и оперативном масштабах. Некоторое время в осажденном Ленинграде Новиков работал под руководством Жукова Г.К. , и тот его хорошо запомнил.

Когда потребовалось заменить Жигарева, тогдашнего командующего ВВС, то Жуков назвал Сталину фамилию Новикова. С 3 февраля 1942 г. Новиков назначается заместителем командующего ВВС. В этот день он прилетает из Ленинграда в Москву. На 19.00 вызов в Кремль — первая встреча со Сталиным . Тот в его присутствии кроет отборным русским матом двух генералов ВВС. Но в тот день разговор с Верховным так и не состоялся. На другой день Сталин вновь вызвал его, был вежлив, внимательно слушал, смотрел изучающе.

Вскоре Новиков был назначен заместителем наркома обороны СССР по авиации . С апреля 1942 г. и до конца войны командовал ВВС Красной Армии. По его инициативе 5 мая 1942 г. принято решение о создании 1-й воздушной армии, а в ноябре 1942 г. их уже будет 17. Под руководством Новикова 31 мая — 4 июня 1942 г. силами ВВС Брянского, Юго-Западного и Южного фронтов проведена воздушная операция с целью ослабления авиационной группировки врага.

На Западном фронте 2-15 августа того же года он впервые организует авиационное сопровождение подвижных групп и авиационное наступление. Как представитель Ставки ВГК Новиков координировал боевые действия авиации нескольких фронтов в битве под Сталинградом . Здесь он решает управлять авиацией по радио в масштабе всего фронта. Весь генералитет штаба ВВС сдавал ему и главному инженеру ВВС Репину А.К. экзамен по использованию радиотехнических средств.

Хорошо понимая, какую роль предстоит выполнить авиации в операции по окружению вражеских войск, Новиков докладывает Жукову, что нужна еще хотя бы неделя для подвоза топлива и боеприпасов. Начало операции переносится на неделю. Ставку Новиков делает на штурмовики, а когда кольцо окружения замыкается, организует надежную воздушную блокаду вражеских войск.

В канун Нового, 1943 г. Новиков попросил своих летчиков обратным рейсом привезти с севера елку. Ее украсили, и он лично внес ее в комнату, где уже собралось все фронтовое командование — Рокоссовский, Василевский, Воронов и другие. Восторг был неописуемый.

Тотчас по возвращении в феврале 1943 г. в Москву, едва успев получить новое воинское звание и орден Суворова I степени за № 8, после доклада Сталину о действиях авиации Новиков отбывает на Северо-Западный фронт. Там, южнее Новгорода, в районе Демянска , немцы в течение полутора лет удерживали большой плацдарм. Новиков помогает командующему 6-й ВА генералу Полынину организовать воздушную блокаду. Немецкое командование под угрозой повторения участи армии Паулюса , поспешно отводит свои войска на восточный берег реки Ловать. После этой операции, в марте 1943 г., Новиков стал первым в стране маршалом авиации.

По указанию Верховного 18 апреля 1943 г. на Тамань прибыли представители Ставки ВГК — Жуков Г.К. и Новиков А.А. Свыше двух месяцев продолжались воздушные схватки на Кубани , шло сражение за господство в небе. В решениях маршала авиации почти всегда присутствовали элементы обоснованного риска. В июле 1943 г., на Курской дуге , он применил ночные бомбардировщики Ил-4 для разрушения оборонительных сооружений в дневных условиях. Осенью 1943 г. Новиков координирует действия авиации в операциях Западного фронта по освобождению Смоленской области. Примечательно, что следующую награду он получит лишь через год.

В феврале 1944 г. немецкие войска оказались окруженными в районе Корсунь-Шевченковского . По приказу Новикова в воздух были подняты штурмовики Ил-2 — всего 91 самолет с 200-250 кумулятивными бомбами каждый. К утру 17 февраля гитлеровский танковый таран был разбит, котел ликвидирован. Через четыре дня по личному указанию Сталина Новикову, первому в Советском Союзе, было присвоено звание Главного маршала авиации.

В том же 1944 г. после успешной операции 1-го Украинского фронта по освобождению Правобережной Украины Новиков был награжден вторым орденом Суворова I степени; после летних операций Ленинградского фронта по освобождению Карельского перешейка и Выборга — орденом Кутузова I степени; после проведения операции «Багратион» по освобождению Белоруссии — третьим орденом Суворова I степени.

В ходе Кенигсбергской операции Новиков лично координировал действия пяти воздушных армий. Стремясь максимально усилить удары с воздуха, Главный маршал авиации решил поднять в воздух тяжелые бомбардировщики 18-й ВА дальнего действия всем составом днем. 7 апреля 1945 г. в 13.10 516 боевых самолетов дальней авиации поднялись в небо. Всего же в операции участвовало 2500 боевых самолетов. 9 апреля гарнизон крепости капитулировал. В апреле 1945 г. Новиков был удостоен звания Героя Советского Союза. В сентябре того же года за умелое руководство авиацией в советско-японской войне он был награжден второй медалью «Золотая Звезда».

Нельзя не затронуть роли сына Сталина Василия в судьбе маршала. Елизавета Федоровна, вторая жена Новикова, подружилась во время войны с женой Василия Сталина, Галиной. Поэтому Василий неоднократно бывал в доме маршала. Новикову докладывали о том, что Василий нарушает дисциплину, устраивает пьянки-гулянки: «Сопляк! В такое время! На фронтах гибнут лучшие летчики! А этот обормот…»

Новиков никогда и никому не позволял разгильдяйства. Он решительно потребовал от Василия неукоснительного соблюдения дисциплины. Из трех машин (одна из них была арестованного в начале войны генерала С. Черных) он оставил у Василия одну. Последний же, пользуясь каждым удобным случаем, докладывал отцу. Шел вызов на ковер, шла проверка изложенных Василием «фактов». Когда сын вождя Василий, будучи командиром 32-го гиап, по глупости во время рыбалки получил ранение, а его подчиненный погиб, Новиков добился его отстранения от командования. Он лично зачитал приказ И. Сталина о снятии Василия перед строем летчиков полка.

Во время Потсдамской конференции Василий, чтобы помириться с отцом, написал письмо, в котором жаловался, что наши самолеты очень плохие, летчики на них бьются, а вот американские самолеты — это настоящие . Вскоре состоялась и их первая встреча после 1943 г. В канун Нового года, несмотря на возражения Новикова, Сталин прямо намекает, чтобы Василию было присвоено генеральское звание.

После возвращения с Дальнего Востока Новиков с присущей ему энергией, начинает подготовку к послевоенному развитию авиации. 16 января 1946 г. представляет Сталину «Служебную записку» по этому вопросу. Его предложения были приняты. 22 марта 1946 г. вышло постановление Совета Министров о перевооружении ВВС, истребительной авиации ПВО и авиации ВМС на современные самолеты отечественного производства. 2 марта 1946 г. Василию Сталину было присвоено звание генерал-майора авиации, а 4 марта командующий ВВС отстранен от своей должности без всяких оснований.

Вскоре были арестованы нарком авиационной промышленности Шахурин А.И. и его сотрудники. В ночь на 23 апреля 1946 г. был арестован и Главный маршал авиации Новиков А.А. Особых доказательств вины не требовалось. «Вопрос о состоянии ВВС был только ширмой, — напишет потом Новиков, — нужен был компрометирующий материал на Жукова. Допрос шел с 22 по 30 апреля ежедневно. Потом с 4 по 8 мая был у Абакумова В.С. не менее семи раз, как днем, так и ночью. Методы допроса Абакумова: оскорбления, провокации, угрозы, доведение человека до полного изнеможения морально и физически…»

Из показаний, составленных следователями и которые измотанный допросами, бессонницей, после угроз расстрела и расправы с семьей Новиков А.А., в конце концов, подписал, следовало, что Жуков Г.К. якобы возглавляет военный заговор. Отмечалось, что Жуков считал Сталина совершенно некомпетентным человеком в военном деле, что он «как был, так и остался «штафиркой». В «показаниях» далее указывалось, что при посещении войск Жуков якобы располагался вдали от фронтов.

В июне 1946 г. Жукова, командовавшего в то время сухопутными войсками, вызвали на заседание Высшего военного совета, где и были зачитаны «показания» Новикова. Но военачальники в целом не поддержали Сталина, Берию и Кагановича. Особенно резко выступил маршал бронетанковых войск Рыбалко П.С. Он прямо заявил, что давно настала пора перестать доверять «показаниям, вытянутым насилием в тюрьмах». В своем выступлении Жуков доказывал, что он ни к какому заговору не причастен. Обращаясь к Сталину, он сказал: «Очень прошу вас разобраться в том, при каких обстоятельствах были получены показания от Новикова. Я хорошо знаю этого человека, мне приходилось с ним работать в суровых условиях войны, а потому глубоко убежден в том, что кто-то его принудил написать неправду».

По приговору Военной коллегии Верховного Суда 10-11 мая 1946 г. «Шахурин, Новиков, Репин… (всего семь человек) были признаны виновными и осуждены за то, что они в период с 1942-го по 1946 г., действуя по преступному сговору между собой, выпускали и протаскивали на вооружение Военно-воздушных сил Советской Армии самолеты и авиационные моторы с браком или с серьезными конструктивными и производственными недоделками, в результате чего в строевых частях ВВС происходило большое количество аварий и катастроф, гибли летчики, а на аэродромах в ожидании ремонта скапливались крупные партии самолетов часть из которых приходила в негодность и подлежала списанию…»

Все арестованные по так называемому «авиационному делу» были осуждены по статье 193-17 п. «а» УК РСФСР — «за злоупотребление властью, халатное отношение к службе». Старые заслуги не в счет. Указом Президиума Верховного Совета Новиков был лишен воинского звания, звания дважды Героя, орденов и медалей. По приговору суда Новиков был осужден на пять лет, но провел в следственной тюрьме на Лубянке без малого шесть лет строгой изоляции. Лишь в феврале 1952 г. он был выпущен на свободу.

В чем же конкретно обвинили Главного маршала? Крестьянская бережливость осталась с ним до конца жизни. И в делах авиационных при принятии решений он всегда руководствовался интересами дела, за что и поплатился. Так весной 1943 г. в период воздушных сражений в небе Кубани, когда на некоторых самолетах Як-1 была обнаружена течь в бензобаках, он не приостановил поступление в войска этого самолета, так как армии они были нужны. Дефект был устранен на месте. В июне 1944 г. он не исключил дивизию бомбардировщиков Ту-2 с боевой работы для доведения и устранения обнаруженных дефектов. Их устранили в порядке доводки.

Роскошество, бестолковые расходы, помпезность всегда его раздражали. Он и воздушные парады всегда за это честил: «Сколько горючего сожгли для показухи!» Дочь, вспоминая о приезде отца в Кострому, где они находились в эвакуации, запомнила, как отец буквально носился из комнаты в комнату, выключая свет: «Почему не экономите?»

Настоящую нужду семье пришлось испытать после конфискации всего имущества. Впрочем, по приговору суда имущество конфискации не подлежало, и часть отобранного им вернули. Никто из бывших сослуживцев отца семье в эти годы не помог. Когда Новикова освободили, к нему, тогда еще не реабилитированному, пришли только двое: Руденко С.И. (в то время командующий Дальней авиацией) и маршал авиации Астахов Ф.А., начальник ГВФ. Когда Сталин умер, Новиков сказал дочери Светлане раздумчиво: «А кто придет на смену? Сталин — не одиночка. Это система».

В мае 1953 г. благодаря вмешательству Л. Берии, который преследовал свои карьерные цели, Военная коллегия Верховного Суда СССР отменила свой приговор и прекратила уголовные дела «за отсутствием состава преступления», в том числе в отношении Шахурина и Новикова. Судимость с них была снята. Берии было выгодно амнистировать вместе с уголовниками и военачальников, так как с августа 1945 г. прямого отношения к деятельности органов госбезопасности он не имел.

2 июня того же года вышло постановление Президиума ЦК КПСС о полной реабилитации. 29 июня Главный маршал авиации был назначен командующим Дальней авиацией. И началось: Сольцы, Тарту, Барановичи, Бобруйск, Зябровка, Быхов, Сеща, Прилуки. Новиков участвует в сентябре 1954 г. в крупном войсковом учении с реальным взрывом атомной бомбы.

Наладилась и личная жизнь — он снова женился, родилась еще одна дочь. Однако счастье было недолгим. На февральском совещании 1955 г. в ЦК на заявление Хрущева Н.С. , что стратегическая авиация — «это уже вчерашний день», Новиков встал и сказал:
— Какими бы боевыми возможностями ни обладали ракеты, они не заменят собой самолеты.

В марте того же года Новикова освободили от должности «по причине технической отсталости». Весной 1955 г. он тяжело заболел, последовал инфаркт, сложная хирургическая операция. Полгода в больнице. 7 января 1956 г. Главный маршал был уволен в запас по болезни с правом ношения военной формы одежды.

По предложению руководства ГВФ он возглавил вновь создаваемое Ленинградское высшее авиационное училище ГВФ и одну из ведущих кафедр «Летная эксплуатация», стал профессором. За заслуги в подготовке специалистов и вклад в развитие науки он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Более десяти лет Новиков проработал в Ленинграде.

В 1966 г. Новиков перенес тяжелый инсульт и отошел от дел. Будучи больным, до последних дней жизни продолжал трудиться над книгой о подвигах ленинградских летчиков в годы войны. Его третья жена, Тамара Потаповна Новикова, заботливо ухаживала за ним, делала все возможное, чтобы продлить ему жизнь. Она проходила службу в Главном штабе ВВС и являлась, по сути, последней живительной нитью, связывающей его с главным делом всей его жизни — с военной авиацией, как он сам потом напишет «сложной, трудной, любимой».

В апреле 1993 г. Военная прокуратура РФ направила в комиссию Верховного Совета РФ представление о признании всех семерых лиц, проходивших по «авиационному делу» незаконно репрессированными по политическим мотивам. 24 мая 1993 г. комиссия признала факт политической репрессии. Дочь Светлана успела сделать рукописную копию с этого документа, но в октябре 1993 г. после расстрела здания Верховного Совета все документы комиссии сгорели.

В конце 90-х вновь по обращению жены Новикова Комиссией жертв политических репрессий были изучены архивные материалы «авиационного дела» 1946 г. Комиссия также пришла к выводу, что дело сфабриковано и носит не уголовный, а политический характер. Главная Военная прокуратура согласилась с рекомендациями комиссии о реабилитации А. Новикова, как подвергшегося политическим репрессиям.

Военная коллегия Верховного Суда Российской федерации в ноябре 2000 года накануне 100-летия со дня рождения полностью реабилитировала Главного маршала авиации, дважды Героя Советского Союза Новикова А.А.

По материалам книги В. Конев «Герои без Золотых Звёзд прокляты и забыты», М., «Яуза», «Эксмо», 2008 г., с. 122 – 139.

Новиков Александр Александрович - командующий Военно-воздушными силами Красной армии, главный маршал авиации. В годы Великой Отечественной войны он умело и творчески использовал основные положения советской военной науки и военного искусства для строительства и развития Военно-воздушных сил, их оперативно-стратегического и стратегического применения.

А.А. Новиков родился 6 (19) ноября 1900 г. в деревне Крюково Блазновской волости Нерехтского уезда Костромской губернии (ныне Нерехтский район Костромской области) в бедной крестьянской семье.


Его отец, Александр Иванович Новиков, - унтер-офицер, георгиевский кавалер, участвовал в Русско-японской и Первой мировой войнах. Мать, Екатерина Ивановна, помимо Александра воспитывала еще троих детей. Отец хотел видеть своего старшего сына учёным человеком. Александр окончил начальную и второклассную школы и в 1915 г. выдержал конкурсные экзамены в Кинешемско-Хреновскую учительскую семинарию. По завершении обучения в семинарии в мае 1918 г. он стал заведующим внешкольного центра Нерехтского уезда, в который входило шесть волостей. Работа оказалась трудной. Транспорта не было, приходилось ходить пешком. Александр создавал сельские библиотеки, организовывал кружки художественной самодеятельности, сортировал литературу, изъятую из помещичьих библиотек. Однако он не оставлял надежды получить высшее образование и подал заявление в Ивановский политехнический институт на агрономический факультет. Но учёба его длилась недолго: время было голодное, и Александру пришлось вернуться в родную деревню.

В июле 1918 г. отца будущего маршала авиации призвали в Красную армию, и Александр остался единственным кормильцем в семье. Он вновь стал учителем, а затем заведующим Пешевской школы, располагавшейся в полутора верстах от родной деревни. Учительствуя, он помогал матери по хозяйству и в воспитании младших сестёр и брата. Жилось им трудно. Вся месячная зарплата А. Новикова составляла пуд ржаной муки, но это был важный источник существования всей семьи.

Осенью 1919 г. и самого Александра призвали на службу в Красную армию, направив его в 27-й Приволжский запасной пехотный полк, который дислоцировался в Нижнем Новгороде. Полк располагался в Тобольских казармах. Не хватало дров, спать приходилось не раздеваясь. Скудным было и питание. Но молодые бойцы не унывали, упорно овладевали азами военного дела, жили в ожидании радостных сообщений с фронта. В начале декабря 1919 г. Новикова как грамотного и развитого красноармейца из запасного полка отправили на пехотные командные курсы, которые находились здесь же, в Нижнем Новгороде. Учась на курсах, Александр организовывал коллективные читки газет, делал сообщения о событиях на фронтах, помогал товарищам с низким уровнем образования. В мае 1920 г. он вступил в ряды РКП(б).



После окончания Нижегородских пехотных курсов комсостава в июне 1920 г. А.А. Новиков был назначен командиром взвода, а затем помощником командира роты 22-го пехотного запасного полка. В июле того же года его переводят помощником командира роты в 33-й стрелковый полк (г. Петрозаводск), в составе которого он участвует в боях с белофинами. В августе 1920 г. Новиков становится заведующим (начальником) разведки 384-го стрелкового полка 43-й стрелковой дивизии. В феврале 1921 г. Александра Александровича назначают адъютантом в продовольственный транспорт 127-й бригады, а уже в марте переводят в Петроград к начальнику штаба 128-й стрелковой бригады, в составе которой он участвовал в подавлении Кронштадтского восстания, осуществляя контроль за войсковой разведкой в полосе наступления со стороны Лисьего Носа. После окончания боёв Новиков был оставлен при штабе 128-й бригады помощником заведующего разведкой. Но мысли об учёбе, об овладении новыми знаниями никогда не покидали молодого командира.


Высшая тактическо-стрелковая школа командного состава РККА имени III Коминтерна. Второй справа в первом ряду А.А. Новиков. 1922 г.

В октябре 1921 г. Александр Новиков становится слушателем Высшей тактическо-стрелковой школы командного состава РККА имени III Коминтерна (впоследствии - курсы «Выстрел»). Окончив их с отличием, в ноябре 1922 г. он был направлен помощником командира роты на 14-е Батумские пехотно-командные курсы, а через месяц на 4-е Армавирские пехотно-командные курсы на ту же должность. В январе 1923 г. по просьбе начальника штаба Отдельной Кавказской армии Б.И. Кузнецова, знавшего Новикова по нижегородским курсам, его переводят курсовым командиром в Красноармейский университет этой армии в г. Тбилиси, а в марте того же года он становится командиром роты военно-политических курсов Кавказской Краснознаменной армии.



До октября 1927 г. на военно-политических курсах А.А. Новиков прошёл по служебной лестнице от временно исполняющего должность начальника строевой части до командира батальона. За время службы принял участие в боях против банд К. Чолокаева и в подавлении меньшевистского восстания в Грузии. Одновременно А.А. Новиков уделял много времени изучению артиллерии, броневых и военно-воздушных сил и другой новой боевой техники. Особенно его интересовала авиация.



Осенью 1927 г. А.А. Новиков поступил в Военную академию им. М.В. Фрунзе. В академии его интерес к авиации не угас. Александр Александрович внимательно изучил труд А.В. Сергеева «Стратегия и тактика Красного Воздушного Флота», встречался и беседовал с профессором А.Н. Лапчинским - автором труда «Тактика авиации». Это позволило параллельно с основным курсом академии глубоко и всесторонне изучить еще и авиационное дело.

Академию А.А. Новиков окончил по первому разряду и в мае 1930 г. получил назначение в Белорусский военный округ (БВО) в г. Смоленск, где он становится начальником разведки, а с февраля 1931 г. - начальником оперативного отдела штаба 11-го стрелкового корпуса, которым командовал Е.И. Ковтюх. В Смоленске весной 1931 г. Александр Александрович знакомится с новым командующим округом И.П. Уборевичем, который вместе с Е.И. Ковтюхом сыграл огромную роль в дальнейшей судьбе Новикова. Именно Уборевич ввёл в практику стажировку штабных командиров-пехотинцев в качестве лётчиков-наблюдателей, где одним из первых в округе стал А.А. Новиков. Это была его первая ступенька на пути в авиацию.


А.А. Новиков – начальник штаба 450-й авиационной бригады, г. Смоленск.


1933 г. В сентябре 1932 г. после удачно проведённых учений Новикова прикомандировали к штабу ВВС округа. А в марте 1933 г. он назначен начальником штаба 450-й авиационной бригады в Смоленске. Глубокие военные знания, природный ум, умение быстро ориентироваться в сложившейся обстановке помогли ему за короткий срок понять особенности службы в авиации, изучить личный состав подчинённых частей, завоевать авторитет у сослуживцев.

Через пять месяцев после перехода в авиацию А.А. Новикову поручили руководить авиационной группой на большом опытном учении, которое проходило в районе Минска. Эскадрильям предстояло атаковать с бреющего полета колонну танков на марше, произвести бомбометание по боевым порядкам пехоты во втором эшелоне обороны полка, вести воздушный бой.
По результатам учений командующий округом И.П. Уборевич в целом положительно оценил действия авиации и её руководства. Попав в авиацию, Новиков решает научиться летать. За короткое время он осваивает самолёт и уже с сорокового полёта самостоятельно управляет машиной. После этого Александр Александрович стремится перейти на лётную работу.

Осенью 1935 г. А.А. Новикова назначают командиром 42-й легкобомбардировочной эскадрильи БВО. Не пропуская ни одной лётной смены, он становится лучшим, наиболее подготовленным в части лётчиком. Примеру своего командира последовали экипажи всей эскадрильи, которая по результатам года вышла в число передовых в округе. За успехи по службе 28 марта 1936 г. Александру Александровичу было присвоено воинское звание полковник. Всё лето эскадрилья под его руководством готовилась к манёврам, проведение которых планировалось осенью 1936 г. Руководил манёврами командарм 1 ранга И.П. Уборевич. На них присутствовали народный комиссар обороны К.Е. Ворошилов, его первый заместитель М.Н. Тухачевский, начальник Генерального штаба РККА А.Е. Егоров, члены ЦК КП(б) и правительства Белоруссии. Шесть раз поднималась в небо 42-я легкобомбардировочная эскадрилья, и все шесть раз её действия были высоко оценены руководством РККА.

Летом 1937 г., после ареста И.П. Уборевича, А.А. Новикова по ложному обвинению сняли с должности и уволили из Красной армии. Ему объявили строгий выговор с предупреждением и с занесением в учётную карточку. Однако в запасе полковник Новиков пробыл только пять дней. По ходатайству члена Военного совета БВО армейского комиссара 2 ранга А.И. Мезиса, только что назначенного на эту должность, к которому Александр Александрович обратился с жалобой на несправедливость, он был восстановлен в воинском звании и должности. Большего А.И. Мезис сделать не успел, так как сам был арестован. Чуть позже с Новикова сняли и партийное взыскание, поскольку в феврале 1938 г. его эскадрилья заняла первое место в 116-й авиационной бригаде по всем показателям в учебно-боевой подготовке.

В апреле 1938 г. Александр Александрович встретился с бывшим командиром 450-й авиабригады Е.С. Птухиным, который теперь возглавлял ВВС Ленинградского военного округа (ЛВО). После этой встречи Новиков был назначен начальником штаба ВВС округа. С первых дней на его плечи легла тяжёлая ноша. Аэродромы округа размещались на огромной территории. Полным ходом шла техническая реконструкция частей и соединений. ВВС округа получали новые по тому времени самолёты. Нужно было контролировать ход боевой учёбы, готовить войска к войне. На основе боевого опыта, полученного у озера Хасан, приходилось вносить коррективы в оперативную и боевую подготовку войск и штабов, уточнять инструкции по применению авиации и организации взаимодействия с наземными войсками.

Наступила зима 1939 г. 30 ноября начались упорные и кровопролитные бои на Карельском перешейке, в которых приняла участие и авиация ЛВО, преобразованного в Северо-Западный фронт. Начальник штаба ВВС фронта комбриг А.А. Новиков разрабатывал планы нанесения бомбово-штурмовых ударов по переднему краю, узлам сопротивления и коммуникациям противника, лично участвовал в боевых вылетах, внёс ряд ценных тактических предложений по боевому использованию авиации. За участие в боевых действиях на Карельском перешейке А.А. Новиков был награждён орденом Ленина и 4 мая 1940 г. ему присвоили воинское звание комдив (с 4.06.1940 - генерал-майор авиации).


А.А. Новиков –
командующий ВВС
Ленинградского военного
округа. 1941 г.

Летом 1940 г. Новиков некоторое время командовал ВВС 8-й общевойсковой армии (г. Псков), но потом вновь был возвращён на должность начальника штаба ВВС ЛВО. В августе того же года он стал командующим ВВС округа.

Вступление Новикова в новую должность совпало с проведением опытного учения с высадкой воздушного десанта. В ходе учения на самолётах доставлялись орудия, миномёты, автомашины, танки и другая техника. В воздушно-десантной бригаде совершались одиночные и групповые прыжки десантников с полным снаряжением и вооружением с высоты 400, 300 и 200 м.

Начальник ВВС округа вникал во все детали учения, знакомился с боевой техникой десантирования, уточнял варианты загрузки транспортных самолётов различных типов. Всё это было необходимо для организации более тесного взаимодействия авиаторов и десантников. Новиков хорошо видел перспективу использования воздушно-десантных войск и всячески содействовал росту темпов их развития.

В должности командующего ВВС ЛВО и застала А.А. Новикова Великая Отечественная война. С первых дней работы он сосредоточил основное внимание на повышении уровня оперативной и тактической подготовки командного состава и авиационных штабов, их боевой готовности и совершенствовании лётной выучки экипажей. Развитие событий накануне и в первые дни войны потребовало от него принятия срочных и энергичных мер. С началом военных действий по инициативе А.А. Новикова было осуществлено рассредоточение районов базирования авиации и маскировка аэродромов, что позволило снизить до минимума потери самолётов и дать должный отпор противнику. Встретившись с опытным и отлично организованным противником (на севере от Ленинграда действовала финская авиация и 5-й германский воздушный флот, численностью в 900 самолётов), учтя уроки первых дней войны, когда в западных округах на аэродромах внезапным налётом была выведена из строя большая часть авиации, Александр Александрович сразу решил перейти к активным боевым действиям: «Нужно не ждать врага, а первым наносить удары по его силам и, прежде всего, вражеским аэродромам».

Грамотно оценив обстановку и получив согласие Ставки, Новиков начал готовить свою авиацию к нанесению массированных ударов по вражеским аэродромам в Финляндии. Для этой цели было выделено 540 самолётов, находящихся в подчинении ВВС Северного фронта, Балтийского и Северного флотов. Впервые в советских ВВС к одновременным действиям привлекалось такое количество боевой техники, причём на всем фронте - от Выборга до Мурманска. За шесть суток, с 25 по 30 июня 1941 г., массированным ударам подверглись 39 наиболее важных аэродромов противника, многие железнодорожные узлы, тыловые базы, районы сосредоточения готовящихся к наступлению финских и немецко-фашистских войск. Потери противника составили 130 самолётов (более 20% боевой авиации, развёрнутой на данном операционном направлении), что вынудило фашистское командование оттянуть свою авиацию на дальние тыловые базы и временно прекратить налёты на Ленинград.

В ходе подготовки и проведения воздушных операций А.А. Новиков действовал как подлинный новатор, постоянно изыскивая новые формы и методы управления войсками: внедрил в войска опыт управления по радио лётными экипажами, а также силами и средствами ВВС в интересах двух (Северо-Западного и Северного) фронтов и Балтийского флота.

За боевые действия на Ленинградском фронте в самые трудные для города месяцы генерал Новиков в октябре 1941 г. был награждён орденом Красного Знамени и получил звание генерал-лейтенанта авиации.

В феврале 1942 г. А.А. Новиков назначен первым заместителем командующего ВВС и членом Военного совета ВВС Красной армии. Вступив в должность и побывав на Западном фронте у Г.К. Жукова, ознакомившись с состоянием и действиями фронтовой авиации, он пришёл к выводу, что авиация разъединена, её не собрать для массированного удара. Каждая общевойсковая армия цепко держалась за свои авиачасти. Исходя из опыта борьбы на Ленинградском фронте, он рекомендовал создать единый ударный авиакулак, хотя бы смешанный авиакорпус, состоявший из истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков. После посещения Северо-Западного фронта он предложил авиации и зимой летать на колёсах, без лыж, которые снижали манёвренность машин.

11 апреля 1942 г. А.А. Новиков стал командующим ВВС Красной армии, а еще через две недели, 26 апреля, - заместителем наркома обороны по авиации. В этих должностях он находился до конца Великой Отечественной войны. Назначение Александра Александровича состоялось в разгар организационных преобразований в Военно-воздушных силах. Полным ходом шло формирование ударных авиационных групп. Части и соединения дальнебомбардировочной авиации были реорганизованы в авиацию дальнего действия во главе с генерал-майором авиации А.Е. Головановым.

Одновременно началась перестройка организационной структуры центрального аппарата ВВС. Почти все отделы штаба были развёрнуты в управления, которые возглавили наиболее подготовленные генералы и командиры, проявившие себя в трудном начальном периоде войны. Создание новых управлений и служб позволило расширить функции штаба в вопросах оперативного использования авиации и руководства штабами ВВС фронтов.

А.А. Новиков постоянно анализировал состояние дел на фронтах и все больше убеждался в том, что распыление авиации по общевойсковым армиям не отвечало основным принципам централизованного управления и массированного применения авиации в масштабе фронта, не обеспечивало достижения высокой результативности её боевых действий. По предложению Александра Александровича с мая 1942 г. на базе ВВС фронтов и общевойсковых армий начали создаваться воздушные армии, а чуть позже авиационные корпуса и авиационные дивизии Резерва Верховного Главнокомандования. Эта коренная перестройка авиационной структуры ВВС имела большое значение: она позволила централизованно управлять всеми силами авиации, решать не только оперативно-тактические, но и стратегические задачи. Новая организационная структура ВВС стала одним из важнейших факторов завоевания советскими ВВС полного господства в воздухе, а затем и победы в воздушной войне.


Маршал авиации А.А. Новиков на командном пункте. 1943 г.



Главный маршал авиации
А.А. Новиков. 1944 г.


В годы Великой Отечественной войны генерал-полковник авиации А.А. Новиков (18.01.1943, с 17.03.1943 - маршал авиации, с 21.02.1944 - главный маршал авиации) являлся представителем Ставки Верховного Главнокомандования.

В этой должности он проявил себя не только как выдающийся военачальник, полководец, но и как смелый новатор, теоретик в вопросах боевого использования авиации, её тесного взаимодействия с наземными войсками. А.А. Новиков был организатором воздушной блокады окружённой группировки войск противника под Сталинградом (декабрь 1942 г. - февраль 1943 г.).

Координировал боевые действия авиации нескольких фронтов по уничтожению авиации противника в воздушных сражениях на Кубани (весна 1943 г.), на Курской дуге (5 июля - 23 августа 1943 г.), участвовал в операциях по освобождению Смоленска и Смоленщины (сентябрь 1943 г.), Правобережной Украины (весна 1944 г.), Карельского перешейка и Выборга (лето 1944 г.), Белоруссии (июль - сентябрь 1944 г.), ликвидации вражеской группировки в Восточной Пруссии и штурме Кёнигсберга и Берлина (весна 1945 г.), а затем и в войне с Японией


Главный маршал авиации
А.А. Новиков. 1960-е гг.


. В ходе боевых действий на Дальнем Востоке в августе 1945 г. А.А. Новиков координировал взаимодействие воздушных армий, где наряду с массированным применением истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков широко использовалась и военно-транспортная авиация: не только для обеспечения войск горючим, боеприпасами и продовольствием, но и для высадки воздушных десантов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 апреля 1945 г. главному маршалу авиации Новикову Александру Александровичу «за образцовое выполнение боевых заданий Верховного Главнокомандования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Вторую медаль «Золотая Звезда» он получил 8 сентября 1945 г. «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с японскими милитаристами».

После Великой Отечественной войны судьба А.А. Новикова сложилась трагически. Несмотря на то, что он являлся депутатом Верховного Совета СССР 2-го созыва (в 1946-1950 гг.), по сфабрикованному «авиационному делу» 22 апреля 1946 г. его сняли с должности командующего ВВС и арестовали. Александр Александрович был обвинён в сознательном выпуске недоброкачественных самолётов, повлекших гибель лётчиков и техники. Под избиениями признал себя виновным. 11 мая 1946 г. Военная коллегия Верховного суда СССР осудила его на пять лет лишения свободы по статье 193-17 п. «а» УК РСФСР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1946 г. А.А. Новиков был лишён воинского звания главный маршал авиации, почётного звания дважды Героя Советского Союза, орденов и медалей.

12 февраля 1952 г. А.А. Новикова освободили из заключения. 29 мая 1953 г. решением Военной коллегии его дело было пересмотрено, а судимость снята за отсутствием состава преступления. 12 июня того же года Президиум ЦК КПСС вынес решение о реабилитации А.А. Новикова. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июня 1953 г. ему были возвращены воинское звание, звания Героя Советского Союза и все государственные награды. 29 июня он был назначен командующим Дальней авиацией. Обязанности командующего Дальней авиацией он выполнял до марта 1955 г., одновременно с 1954 г. являясь заместителем главнокомандующего ВВС. После длительного перерыва А.А. Новиков берётся за пересмотр концепции развития и применения авиации дальнего действия. Он предпринимает энергичные меры по оснащению её самолётами с большим радиусом действия и повышенной грузоподъёмностью. Однако его предложения не нашли должного понимания со стороны военно-политического руководства страны во главе с Н.С. Хрущёвым. Тем не менее, твёрдая, научно обоснованная убеждённость в правоте, позволила ему отстоять свою точку зрения на оснащение соединений и частей Дальней авиации, куда стали поступать самые современные по тому времени стратегические турбовинтовые и реактивные бомбардировщики, способные нести ядерное .

В январе 1956 г. по состоянию здоровья А.А. Новиков был уволен из армии в запас с правом ношения военной формы одежды и уехал в Ленинград. Он решил посвятить себя воспитанию и выучке лётчиков Гражданского воздушного флота. Его просьба была удовлетворена, и в августе 1956 г. он был назначен начальником Высшего авиационного училища Гражданского воздушного флота в Ленинграде. Одновременно А.А. Новиков возглавил кафедру лётной эксплуатации и занялся педагогической деятельностью. В 1958 г. ему присвоили учёное звание профессора.

В училище А.А. Новиков проработал десять лет. Под его руководством была воспитана целая плеяда руководителей гражданской авиации, заложен фундамент материально-технической базы учебного заведения, развёрнута научно-исследовательская работа. За заслуги в подготовке специалистов и вклад в развитие науки в сентябре 1961 г. Александра Александровича наградили орденом Трудового Красного Знамени.

А.А. Новиков выступал с докладами по истории авиации и оперативно-тактическому искусству ВВС в годы Великой Отечественной войны. Его перу принадлежат мемуары «В небе Ленинграда. Записки командующего авиацией», «Нормандия», «В небе России», «Реактивная техника в транспортной авиации», учебные пособия и работы по истории советской авиации (статьи «Советская авиация в боях за Кёнигсберг», «Советские лётчики в боях за Родину», «На дальних юго-западных подступах к Ленинграду», «На Карельском перешейке», «В битве за Берлин» и другие).

В 1966 г. Александр Александрович перенёс тяжёлый инсульт и полностью отошёл от дел. Скончался А.А. Новиков 3 декабря 1976 г., похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.


Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза главного
маршала авиации А.А. Новикова в Костроме.


В соответствии с Положением о звании Героя Советского Союза, в 1958 г. на Комсомольской площади в Костроме установили бронзовый бюст главного маршала авиации А.А. Новикова (скульптор Е.В. Вучетич). В декабре 1972 г. А.А. Новикову было присвоено звание «Почётный гражданин города Костромы». Его именем названы улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Костроме и Калининграде, а также Государственное среднее специальное образовательное учреждение «Авиационно-транспортный колледж Гражданской авиации» (Санкт-Петербург). Имя главного маршала авиации А.А. Новикова носило Балашовское высшее авиационное училище лётчиков (14.05.1977-1.09.2002).

Награжден: 3 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 3 орденами Суворова 1-й ст., орденами Кутузова 1-й ст. и Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, многими медалями, а также иностранными орденами: французским – Почётного легиона 2-й ст., американским – «Легион Почёта» 1-й ст., монгольским – Боевого Красного Знамени.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

65 лет назад в апреле 1946 года был арестован главнокомандующий Военно-воздушными силами СССР главный маршал авиации Александр Новиков. Через месяц его и группу авиаторов приговорили к разным срокам заключения. Длительное время среди историков была в ходу версия о том, что «свинью» Новикову подложил Василий Сталин, якобы отомстив за то, что главный маршал авиации противился при подписании представления о присвоении сыну вождя генеральского звания. Так ли это на самом деле? Корреспондент «СП» ознакомился с некоторыми судебными и следственными документами по «делу авиаторов». Вот что прояснилось.

Миф о злом мальчике Васе

Для начала подробнее расскажу о кочующей по страницам прессы мифической версии про сына генералиссимуса. Якобы незадолго до нового 1946 года главкому ВВС главному маршалу авиации Новикову принесли на подпись представление к генеральскому званию на гвардии полковника Василия Сталина. Маршал бумагу не подписал. А под Новый год ему позвонил сам Хозяин (так называли Сталина в кругах советской элиты) и напрямик спросил, как он смотрит, чтобы Василию Сталину присвоить звание генерала. Александр Александрович стал объяснять, что, дескать, Василий Иосифович слишком молод, ему не хватает образования, надо бы подучиться, окончить Военно-воздушную академию. Сталин выслушал его доводы молча и закончил разговор категорично: «Представление к званию писать не надо. Подавайте общим списком…»

Якобы разговору с Верховным предшествовал звонок шефа сталинской охраны генерала Власика начальнику штаба ВВС маршалу авиации Фёдору Фалалееву: «Срочно представляйте Василия Сталина к лампасам. Он помирился с отцом». — «Для генеральского звания нужны заслуги», - возразил Фалалеев.

Новиков после объяснения со Сталиным якобы позвонил Жукову в Германию: «Что делать, Георгий Константинович?» Полководец в сердцах выругался, но тут же в доходчивых выражениях разъяснил Новикову, что распоряжения Хозяина не оспариваются. И уже 1 марта 1946 года постановлением Совета Народных Комиссаров Василию Сталину было присвоено звание генерал-майора авиации, хотя ему ещё не исполнилось и 25 лет. А спустя буквально три дня главком ВВС Новиков от занимаемой должности был отстранён. Причиной было якобы то, что Василий Сталин «накапал» отцу на Новикова: мол, тот принимал от промышленности в годы войны неготовую технику.

В этой версии лично меня очень смущает то, что вождь якобы просил за сына. Разве это похоже на Сталина, который не удосужился спасти жизнь другого сына - Якова, попавшего в плен, заявив: «Я солдата на маршала не меняю»?

Скорее всего версия о мести Василия Сталина это миф. Сам Василий Сталин писал по этому поводу впоследствии так: «Мне неизвестно, какие обвинения были предъявлены Новикову при снятии его с должности главкома ВВС, так как я был в это время в Германии. Но если на снятие и арест А. Новикова повлиял мой доклад отцу о технике нашей (Як-9 с мотором М-107) и о технике немецкой, то Новиков сам в этом виноват. Он все знал раньше меня. Ведь доложить об этом было его обязанностью как главкома ВВС».

Что же было на самом деле?

«Дело авиаторов»

В феврале 1946 года начальник главного управления контрразведки СМЕРШ генерал-полковник Абакумов попросил у Сталина санкцию на арест главкома ВВС Новикова, наркома авиационной промышленности Шахурина, главного инженера ВВС Репина, члена военного совета ВВС Шиманова, начальника главного управления заказов ВВС Селезнева и начальников отделов управления кадров ЦК ВКП(б) Будникова и Григорьяна. Мотивировалось это тем, что на протяжении войны руководители авиапрома выпускали «сырую» продукцию и по сговору с командованием ВВС при молчаливом согласии курировавших поставки техники в ВВС работников ЦК партии протаскивали на вооружение Красной Армии бракованные самолеты. В результате с ноября 1942 по февраль 1946 года произошло более 45 тысяч невылетов самолетов на боевое задание, 756 аварий и 305 катастроф по причине неполадок матчасти.

Сталин к докладу Абакумова отнесся скептически. Он понимал, что война требовала массированных поставок техники на фронт и если бы руководители авиапрома и ВВС посмели «тянуть волынку», проводя все испытания и приемку машин исключительно по букве инструкций, то были бы расстреляны еще в 1942 году. А поскольку наша авиация сломала хребет «Люфтваффе», значит, большинство самолетов, поступивших в Красную Армию, были все-таки достаточно высокого качества. Поэтому Сталин потребовал от Абакумова перепроверить данные: нет ли натяжек, не желают ли выслужиться на громком деле некоторые работники СМЕРШ?

Вскоре Абакумов предоставил более точные материалы. Например, по истребителю «Як-9у». После заводских испытаний опытного образца Шахурин ввел правительство в заблуждение, доложив, что самолет отработан. Но когда его запустили в серию, оказалось, что истребитель не набирает скорости, необходимой для боевого применения. Его крылья имели настолько низкую прочность, что, бывало, отваливались при полетных перегрузках.

В 1944 году Шиманов и Селезнев выезжали на завод, где представитель военной приемки забраковал около сотни самолетов «Як-9у». С ведома Новикова они распорядились продолжать выпуск «сырой» машины. В результате в части поступило около 4000 этих самолетов и более половины из них — с конструктивными недоделками. Будников и Григорьян знали о ситуации с «Як-9у», но не проинформировали об этом ЦК ВКП(б).

Аналогичное «покрывательство недостатков» люди Абакумова выявили и в отношении истребителя «Як-3». У 40 процентов этих самолетов, поступивших в ВВС, произошли аварии из-за задиров верхней обшивки крыла на больших скоростях. На самолетах «Ил-2», поступивших в ВВС в 1942-1943 годах, была также обнаружена непрочность обшивки крыльев. Кроме того, из-за нарушения технологии производства «давали слабину» стыковые узлы. Были случаи, когда у «Ил-2» в воздухе отваливались крылья и происходили катастрофы, сопровождавшиеся гибелью летчиков.

Ознакомившись с этими и другими материалами, Сталин санкционировал арест всех семерых «злоумышленников» и передачу дела в военную коллегию Верховного суда СССР.

Мягкий приговор

Вскоре «признательные показания» авиаторов легли на стол Сталина. Судя по всему, он в них не поверил. К тому же Новиков с 1942 года считался его любимцем — не зря он стал самым молодым маршалом в Красной Армии. Сталин потребовал от председателя военной коллегии Верховного суда Ульриха, чтобы наказание подсудимым было определено минимальное, — «учитывая их заслуги в войне».

10 и 11 мая 1946 года военная коллегия в закрытом судебном заседании рассмотрела дело по обвинению Шахурина, Репина, Селезнева, Новикова, Шиманова, Будникова, Григорьяна. Подсудимые, как водится, свою вину признали полностью или с некоторыми оговорками. Вот выдержки из выступлений в суде.

Шахурин: «Я совершил приписываемые мне преступления в погоне за выполнением плана и графика, в погоне за количественными данными. Имея сигналы с фронтов Отечественной войны о дефектности наших самолетов, я не ставил в известность председателя Государственного комитета обороны, и в этом самое мое тяжкое преступление».

Репин: «Фронт требовал самолетов, а дефекты устранялись на месте».

Шиманов: «Вместо того, чтобы доложить народному комиссару, что самолеты разваливаются в воздухе, мы сидели на совещаниях и писали графики устранения дефектов на самолетах. Новиков и Репин преследовали лиц, которые сигнализировали о том, что в армию поступают негодные самолеты. Так, например, пострадал полковник Кац».

Селезнев: «Масса моторов выходила из строя. Беру на себя вину, что военпреды сдавали в части формально «годные», а на самом деле дефектные самолеты».

Григорьян: «Будучи заведующим отделом ЦК ВКП(б) по авиационному моторостроению, я знал, что бывший нарком авиационной промышленности Шахурин в погоне за количественными показателями выполнял планы выпуска авиационной техники, не обеспечивая ее надлежащего качества: Я виноват в том, что зная, что Шахурин выпускал и поставлял на вооружение ВВС бракованные самолеты и моторы, не принимал мер к пресечению этой деятельности».

Новиков: «Командовал ВВС с апреля 1942 года по март 1946 года. Порочная система приемки самолетов существовала до меня. На фронтах ощущался недостаток в самолетах, и это обстоятельство меня вынудило не реагировать на различного рода дефекты. К тому же я не инженер, в силу чего ряд технических вопросов я просто недоучитывал».

Кстати, ранее в письме к И.Сталину Новиков писал: «Помимо того, что я являюсь непосредственным виновником приема на вооружение авиационных частей недоброкачественных самолетов и моторов, выпускавшихся авиационной промышленностью, я как командующий военно-воздушных сил должен был обо всем этом доложить Вам, но этого я не делал, скрывая от Вас антигосударственную разболтанность ряда ответственных работников ВВС, что многие занимались своим личным благополучием больше, чем государственным делом, что некоторые руководящие работники безответственно относились к работе. Все это происходило потому, что я сам попал в болото преступлений, связанных с приемом на вооружение ВВС бракованной авиационной техники».

Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Шахурина к семи годам, Репина к шести, Новикова к пяти, Шиманова к четырем, Селезнева к шести, Будникова и Григорьяна — к двум годам тюремного заключения.

Был наложен арест на имущество, принадлежащее осужденным. Гражданский иск к ним был определен в сумме более 500 тысяч рублей. По ходатайству военной коллегии президиум Верховного совета СССР 20 мая 1946 года лишил Шахурина, Репина, Новикова и Селезнева воинских званий. Осужденные были лишены правительственных наград.

В связи с «делом авиаторов» был освобожден от должности второго секретаря ЦК ВКП(б) Маленков и, оставаясь формально заместителем председателя Совета Министров СССР, направлен Сталиным в длительную командировку на периферию. Вторым секретарем ЦК ВКП(б) стал Жданов.

Реабилитация

После смерти Сталина и ареста Абакумова военная коллегия Верховного суда СССР пересмотрела «дело авиаторов» и отменила приговор «за отсутствием состава преступления». Из материалов уголовного дела юристы сделали теперь противоположный вывод — обвиняемые свои служебные обязанности выполняли добросовестно, а производственные дефекты в обстановке спешки, ажиотажа, отсутствия необходимых технологических условий были неизбежны и не могут быть поставлены в вину руководителям авиапрома и ВВС.

Все семеро осужденных в 1953 году были освобождены из ГУЛага. Им возвратили награды и воинские звания. С должностями оказалось посложней — они уже были, естественно, заняты другими. Поэтому многих назначили с понижением: маршала Новикова, например, командующим дальней авиацией, а Шахурина — заместителем наркома авиапрома СССР.

Алекса́ндр Алекса́ндрович Но́виков (19 ноября , дер. Крюково Нерехтского уезда Костромской губернии (ныне Нерехтский район Костромской области) - 3 декабря , Москва) - советский военачальник , командующий Военно-Воздушными Силами РККА (1942-1946). Главный маршал авиации (21 февраля ). Дважды Герой Советского Союза ( , ).

Начало службы

Великая Отечественная война

Арест и заключение

Реабилитирован при участии А. А. Чепцова и восстановлен в звании в 1953 году .

После освобождения

  • .
Предшественник:
Жигарев, Павел Фёдорович
Главнокомандующие ВВС СССР и России

-
Преемник:
Вершинин, Константин Андреевич

Отрывок, характеризующий Новиков, Александр Александрович (маршал)

Наташа, любимица молодых Мелюковых, с ними вместе исчезла в задние комнаты, куда была потребована пробка и разные халаты и мужские платья, которые в растворенную дверь принимали от лакея оголенные девичьи руки. Через десять минут вся молодежь семейства Мелюковых присоединилась к ряженым.
Пелагея Даниловна, распорядившись очисткой места для гостей и угощениями для господ и дворовых, не снимая очков, с сдерживаемой улыбкой, ходила между ряжеными, близко глядя им в лица и никого не узнавая. Она не узнавала не только Ростовых и Диммлера, но и никак не могла узнать ни своих дочерей, ни тех мужниных халатов и мундиров, которые были на них.
– А это чья такая? – говорила она, обращаясь к своей гувернантке и глядя в лицо своей дочери, представлявшей казанского татарина. – Кажется, из Ростовых кто то. Ну и вы, господин гусар, в каком полку служите? – спрашивала она Наташу. – Турке то, турке пастилы подай, – говорила она обносившему буфетчику: – это их законом не запрещено.
Иногда, глядя на странные, но смешные па, которые выделывали танцующие, решившие раз навсегда, что они наряженные, что никто их не узнает и потому не конфузившиеся, – Пелагея Даниловна закрывалась платком, и всё тучное тело ее тряслось от неудержимого доброго, старушечьего смеха. – Сашинет то моя, Сашинет то! – говорила она.
После русских плясок и хороводов Пелагея Даниловна соединила всех дворовых и господ вместе, в один большой круг; принесли кольцо, веревочку и рублик, и устроились общие игры.
Через час все костюмы измялись и расстроились. Пробочные усы и брови размазались по вспотевшим, разгоревшимся и веселым лицам. Пелагея Даниловна стала узнавать ряженых, восхищалась тем, как хорошо были сделаны костюмы, как шли они особенно к барышням, и благодарила всех за то, что так повеселили ее. Гостей позвали ужинать в гостиную, а в зале распорядились угощением дворовых.
– Нет, в бане гадать, вот это страшно! – говорила за ужином старая девушка, жившая у Мелюковых.
– Отчего же? – спросила старшая дочь Мелюковых.
– Да не пойдете, тут надо храбрость…
– Я пойду, – сказала Соня.
– Расскажите, как это было с барышней? – сказала вторая Мелюкова.
– Да вот так то, пошла одна барышня, – сказала старая девушка, – взяла петуха, два прибора – как следует, села. Посидела, только слышит, вдруг едет… с колокольцами, с бубенцами подъехали сани; слышит, идет. Входит совсем в образе человеческом, как есть офицер, пришел и сел с ней за прибор.
– А! А!… – закричала Наташа, с ужасом выкатывая глаза.
– Да как же, он так и говорит?
– Да, как человек, всё как должно быть, и стал, и стал уговаривать, а ей бы надо занять его разговором до петухов; а она заробела; – только заробела и закрылась руками. Он ее и подхватил. Хорошо, что тут девушки прибежали…
– Ну, что пугать их! – сказала Пелагея Даниловна.
– Мамаша, ведь вы сами гадали… – сказала дочь.
– А как это в амбаре гадают? – спросила Соня.
– Да вот хоть бы теперь, пойдут к амбару, да и слушают. Что услышите: заколачивает, стучит – дурно, а пересыпает хлеб – это к добру; а то бывает…
– Мама расскажите, что с вами было в амбаре?
Пелагея Даниловна улыбнулась.
– Да что, я уж забыла… – сказала она. – Ведь вы никто не пойдете?
– Нет, я пойду; Пепагея Даниловна, пустите меня, я пойду, – сказала Соня.
– Ну что ж, коли не боишься.
– Луиза Ивановна, можно мне? – спросила Соня.
Играли ли в колечко, в веревочку или рублик, разговаривали ли, как теперь, Николай не отходил от Сони и совсем новыми глазами смотрел на нее. Ему казалось, что он нынче только в первый раз, благодаря этим пробочным усам, вполне узнал ее. Соня действительно этот вечер была весела, оживлена и хороша, какой никогда еще не видал ее Николай.
«Так вот она какая, а я то дурак!» думал он, глядя на ее блестящие глаза и счастливую, восторженную, из под усов делающую ямочки на щеках, улыбку, которой он не видал прежде.
– Я ничего не боюсь, – сказала Соня. – Можно сейчас? – Она встала. Соне рассказали, где амбар, как ей молча стоять и слушать, и подали ей шубку. Она накинула ее себе на голову и взглянула на Николая.
«Что за прелесть эта девочка!» подумал он. «И об чем я думал до сих пор!»
Соня вышла в коридор, чтобы итти в амбар. Николай поспешно пошел на парадное крыльцо, говоря, что ему жарко. Действительно в доме было душно от столпившегося народа.
На дворе был тот же неподвижный холод, тот же месяц, только было еще светлее. Свет был так силен и звезд на снеге было так много, что на небо не хотелось смотреть, и настоящих звезд было незаметно. На небе было черно и скучно, на земле было весело.
«Дурак я, дурак! Чего ждал до сих пор?» подумал Николай и, сбежав на крыльцо, он обошел угол дома по той тропинке, которая вела к заднему крыльцу. Он знал, что здесь пойдет Соня. На половине дороги стояли сложенные сажени дров, на них был снег, от них падала тень; через них и с боку их, переплетаясь, падали тени старых голых лип на снег и дорожку. Дорожка вела к амбару. Рубленная стена амбара и крыша, покрытая снегом, как высеченная из какого то драгоценного камня, блестели в месячном свете. В саду треснуло дерево, и опять всё совершенно затихло. Грудь, казалось, дышала не воздухом, а какой то вечно молодой силой и радостью.
С девичьего крыльца застучали ноги по ступенькам, скрыпнуло звонко на последней, на которую был нанесен снег, и голос старой девушки сказал:
– Прямо, прямо, вот по дорожке, барышня. Только не оглядываться.
– Я не боюсь, – отвечал голос Сони, и по дорожке, по направлению к Николаю, завизжали, засвистели в тоненьких башмачках ножки Сони.
Соня шла закутавшись в шубку. Она была уже в двух шагах, когда увидала его; она увидала его тоже не таким, каким она знала и какого всегда немножко боялась. Он был в женском платье со спутанными волосами и с счастливой и новой для Сони улыбкой. Соня быстро подбежала к нему.
«Совсем другая, и всё та же», думал Николай, глядя на ее лицо, всё освещенное лунным светом. Он продел руки под шубку, прикрывавшую ее голову, обнял, прижал к себе и поцеловал в губы, над которыми были усы и от которых пахло жженой пробкой. Соня в самую середину губ поцеловала его и, выпростав маленькие руки, с обеих сторон взяла его за щеки.
– Соня!… Nicolas!… – только сказали они. Они подбежали к амбару и вернулись назад каждый с своего крыльца.

Когда все поехали назад от Пелагеи Даниловны, Наташа, всегда всё видевшая и замечавшая, устроила так размещение, что Луиза Ивановна и она сели в сани с Диммлером, а Соня села с Николаем и девушками.
Николай, уже не перегоняясь, ровно ехал в обратный путь, и всё вглядываясь в этом странном, лунном свете в Соню, отыскивал при этом всё переменяющем свете, из под бровей и усов свою ту прежнюю и теперешнюю Соню, с которой он решил уже никогда не разлучаться. Он вглядывался, и когда узнавал всё ту же и другую и вспоминал, слышав этот запах пробки, смешанный с чувством поцелуя, он полной грудью вдыхал в себя морозный воздух и, глядя на уходящую землю и блестящее небо, он чувствовал себя опять в волшебном царстве.
– Соня, тебе хорошо? – изредка спрашивал он.
– Да, – отвечала Соня. – А тебе?
На середине дороги Николай дал подержать лошадей кучеру, на минутку подбежал к саням Наташи и стал на отвод.
– Наташа, – сказал он ей шопотом по французски, – знаешь, я решился насчет Сони.
– Ты ей сказал? – спросила Наташа, вся вдруг просияв от радости.
– Ах, какая ты странная с этими усами и бровями, Наташа! Ты рада?
– Я так рада, так рада! Я уж сердилась на тебя. Я тебе не говорила, но ты дурно с ней поступал. Это такое сердце, Nicolas. Как я рада! Я бываю гадкая, но мне совестно было быть одной счастливой без Сони, – продолжала Наташа. – Теперь я так рада, ну, беги к ней.
– Нет, постой, ах какая ты смешная! – сказал Николай, всё всматриваясь в нее, и в сестре тоже находя что то новое, необыкновенное и обворожительно нежное, чего он прежде не видал в ней. – Наташа, что то волшебное. А?
– Да, – отвечала она, – ты прекрасно сделал.
«Если б я прежде видел ее такою, какою она теперь, – думал Николай, – я бы давно спросил, что сделать и сделал бы всё, что бы она ни велела, и всё бы было хорошо».
– Так ты рада, и я хорошо сделал?
– Ах, так хорошо! Я недавно с мамашей поссорилась за это. Мама сказала, что она тебя ловит. Как это можно говорить? Я с мама чуть не побранилась. И никому никогда не позволю ничего дурного про нее сказать и подумать, потому что в ней одно хорошее.
– Так хорошо? – сказал Николай, еще раз высматривая выражение лица сестры, чтобы узнать, правда ли это, и, скрыпя сапогами, он соскочил с отвода и побежал к своим саням. Всё тот же счастливый, улыбающийся черкес, с усиками и блестящими глазами, смотревший из под собольего капора, сидел там, и этот черкес был Соня, и эта Соня была наверное его будущая, счастливая и любящая жена.
Приехав домой и рассказав матери о том, как они провели время у Мелюковых, барышни ушли к себе. Раздевшись, но не стирая пробочных усов, они долго сидели, разговаривая о своем счастьи. Они говорили о том, как они будут жить замужем, как их мужья будут дружны и как они будут счастливы.
На Наташином столе стояли еще с вечера приготовленные Дуняшей зеркала. – Только когда всё это будет? Я боюсь, что никогда… Это было бы слишком хорошо! – сказала Наташа вставая и подходя к зеркалам.
– Садись, Наташа, может быть ты увидишь его, – сказала Соня. Наташа зажгла свечи и села. – Какого то с усами вижу, – сказала Наташа, видевшая свое лицо.

Непосредственный участник обороны Сталинграда, организатор воздушной блокады окруженной у Волги вражеской группировки, на Кубани, Курской дуге. При подготовке Корсунь-Шевченковской, Белорусской, Львовско-Сандомирской операций Новиков докладывал Верховному Главнокомандующему план и соображения по применению авиации, затем следил за исполнением, координировал действия наших авиационных группировок.

Биография

Родился 19 ноября 1900 г. в деревне Крюково Костромской губернии в крестьянской семье. После окончания школы и учительской семинарии работал сельским учителем. С 1919 г. в Красной Армии, участник Гражданской войны и подавления Кронштадтского мятежа. В 1930 г. окончил Военную академию РККА им. М.В. Фрунзе. Служил в стрелковых частях, а с марта 1933 г. - в Военно-воздушных силах. За короткий срок освоил лётное дело, занимал командные и штабные должности. С 1940 г., генерал-майор Новиков возглавлял ВВС Ленинградского военного округа.

Кем был

В первые дни войны подготовил и осуществил воздушную операцию по ослаблению противостоящей группировки противника путем атаки аэродромов Финляндии. Действия нашей авиации, возглавляемой генералом Новиковым, летом - осенью 1941 г. способствовали срыву гитлеровских планов захвата Ленинграда. В феврале 1942 г. генерал Новиков назначается заместителем командующего ВВС, а с апреля - командующим. Под его началом было завоевано стратегическое господство в воздухе на советско-германском фронте, отработаны многие вопросы взаимодействия авиации с наземными войсками. Большое и неизменное внимание Александр Новиков уделял созданию мощных авиационных резервов как важнейшему звену повышения боеготовности ВВС, выступил инициатором создания воздушных армий. По ложным обвинениям так называемого «авиационного дела» в марте 1946 г. был арестован, лишен званий и наград и почти шесть лет провел в тюрьме, а в июне 1953 г. полностью реабилитирован. В 1953-1955 гг. командующий Дальней авиацией и одновременно в 1954-1955 гг. зам. главнокомандующего ВВС. С 1956 г. - начальник Высшего авиационного училища Гражданского флота. Автор мемуаров «В небе Ленинграда» (1970).



Чем знаменит

Первым объединил усилия авиации на определенном операционном направлении, подготовил и организовал перестройку структуры ВВС применительно к требованиям войны, неоднократно организовывал маневр крупными соединениями как внутри фронтов, так и между ними, одним из первых внедрил практику управления лётными экипажами с использованием радиосредств.

Места сражений

Как представитель Ставки Верховного Главнокомандующего Александр Новиков координировал боевые действия авиации нескольких фронтов в Сталинградской и Курской битвах, в операциях по освобождению Северного Кавказа, Украины, Белоруссии, Прибалтики, при штурме Кенигсберга, в Берлинской операции, при разгроме японской Квантунской армии. Руководил организацией воздушной блокады окруженной группировки войск противника под Сталинградом.

Случай проявления наивысшей степени героизма

При осуществлении Восточно-Прусской операции и штурме Кёнигсберга возглавлял разработку плана боевых действий ВВС, приказал осуществить массированные удары с привлечением к действиям днем дальних ночных бомбардировщиков, что во многом предопределило успех штурма вражеской крепости. Вскоре после капитуляции врага Главному маршалу авиации Новикову за выдающиеся заслуги в руководстве ВВС было присвоено звание Героя Советского Союза, а вторично этого высокого звания удостоился за умелое руководство авиацией по разгрому Квантунской армии.

Обстоятельства смерти

Государственные награды

Дважды Герой Советского Союза награжден тремя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, тремя орденами Суворова 1 степени, орденами Кутузова 1 степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, а также иностранными орденами.