Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных. Упражнение на закрепление темы урока. Отношение паронимов к омонимам, синонимам, антонимам

21. Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках.

1. У билетной кассы предъявляли свои... (командировочные - командированные ) удостоверения. 2. Мне кажется, что я припоминаю... (лицо - личность ) этого человека. 3. На мебель были... (одеты - надеты ) чехлы. 4. Молодая актриса играет... (главную - заглавную ) роль в спектакле "Анна Каренина". 5. Напрягая последние (силы - усилия ), мы достигли вершины горы. 6. На выставке представлен большой выбор красивой и... (практичной - практической ) обуви. 7. Группа школьников... (пришла - зашла ) в музей на лекции. 8. Мы все... завтра (придем - выйдем ) на стадион, чтобы посмотреть игру своей любимой команды. 9. В порту судно... (стало - встало ) на якорь. 10. Перед подвигом защитников отечества мы... (преклоняем - склоняем ) голову. 11. Он внимательно слушал лекцию, делая... (пометы - заметки ) в блокноте. 12. Мы так давно не виделись, что вначале я его не... (узнал - признал ).

22. Составьте предложения или словосочетания с паронимами. За справками обращайтесь к словарям трудностей русского языка.

Добрый - добротный, дружеский - дружественный, дефектный - дефективный, конструкторский - конструктивный, эффектный - эффективный, блудить - блуждать, отражать - отображать, проводить - производить, представить - предоставить, опробовать - апробировать, укрывать - скрывать, осудить - обсудить; новшество - новинка, урожай - урожайность, существо - сущность.

23. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их, правильно выбирая слова.

1. Изменения, прошедшие в стране за последние 5-6 лет, необратимы. 2. Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных. 3. Дети близко к сердцу воспринимают огорчения родителей. 4. Он был настоящим сподвижником книги, плоды его просветительной деятельности заметны и поныне. 5. Больше ста человек заселилось в общежитие, которое только что отстроили сами студенты. 6. Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок. 7. Первое время научная работа поддавалась нелегко. 8. Вследствие неблагоприятных погодных условий и понесенного в связи с этим ущерба урожайность в этом году значительно уменьшилась. 9. Третий сорт яблок охватывает всю продукцию, не подлежащую перевозке на длительные расстояния. 10. Мастер цеха высказал, что обувь его комбината пользуется большим спросом у покупателей. 11. Первый выпуск журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью. 12. Самолеты значительно укоротили путь от Камчатки до Якутска 13. Утверждая документацию, директор совхоза ставит на ней свою роспись. 14. Обмороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра. 15. Стены имеют неприглядный вид, они не покрашены, вместо вешалок набиты гвозди. 16. Произведение - та же жилая площадь, поэтому перенаселять ее очень опасно. 17. Пером писателя водит не стремление к внешней эффективности, а желание глубже осмыслить существо происходящего. 18. При решении этой проблемы потребовались экскурсии в математику и биологию.

Определите, что представляет собой каждая пара слов: омо­нимы, паронимы, синонимы или антонимы. Распределите пары слов в таблице 3.

Мягкий - жесткий, запустить (ракету) - запустить (учебу), искус­ный - искусственный, искусный - умелый, (крепкий) брак - брак (в работе), доктор - врач, усвоить - освоить, горячий - жаркий, тру­долюбие - лень, край (обрыва) - край (область), невежа - невежда, взрослый - детский, глиняный - глинистый, дефект - недостаток, радость - грусть, ненастный - пасмурный, горн (музыкальный ин­струмент) - горн (в кузнице).

Таблица 3

Типы системных отношений в лексике

Примечание.

Упражнение может выполняться несколькими учащимися у доски в форме распределительного диктанта. Остальные учащиеся делают упражнение в тетрадях и проверяют работу у доски, внося в нее исправления, если в этом есть необ­ходимость.

Чтобы понять системные отношения в лексике, вам нужно знать,не только то, какими они бывают, но и то, как они работают втексте.

3. Вопросы и задания по теме «Омонимы».

Какие виды омонимов вы знаете? Дайте определение каж­дого из них.

Определите, на основе каких видов омонимов создается каждый из приведенных ниже текстов.

А)Много разных есть ключей:

Ключ - родник между камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной. (Полные омонимы.)

Б) Нес медведь, шагая к рынку,

На продажу меду кринку.

Вдруг на мишку - вот напасть! –

Осы вздумали напасть.

Мишка с армией осиной

Дрался вырванной осиной.

Мог ли в ярость он не впасть,

Если осы лезли в пасть.

Жалили куда попало,

Им за это и попало.

(«Крынку» и «кринку» - омофоны, «напасть» и «напасть» - омо­формы, «осиной» и «осиной» - омоформы, «впасть» и «в пасть» - омофоны, «попало» и «попало» - омоформы.)

Выполните упражнение 10 (с. 16).

К каким словарям нужно обращаться, если вы не знаете точного значения слов-омонимов? (К словарям омонимов или толковым словарям.)

4. Вопросы и задания по теме «Паронимы».

Какие слова обычно вступают в паронимические отно­шения? (Родственные слова, принадлежащие к одной части речи.)



Что нужно знать, чтобы избегать ошибок в употреблении паронимов? (Лексическое значение слов-паронимов, их смыс­ловое различие.)

К каким словарям нужно обращаться, если затрудняетесь в правильном выборе слова? (К словарям паронимов или тол­ковым словарям.)

Объясните разницу в лексическом значении паронимов. Для этого можно составить с паронимами словосочетания, подобрать к ним синонимы или антонимы. Например: буд­ний - обычный, будний день, антоним к слову «выходной». Будничный - будничная одежда.

Жалостный - жалостливый. Ответный - ответственный. Тактичный - тактический. Фактичный - фактический. Воспитательный - воспитательский. Длинный - длительный. Запасный - запасливый. Злой - злостный. Нестерпимый - нетерпимый. Освоить - усвоить. Описка - отписка.

5. Вопросы и задания по теме «Синонимы».

Какие виды синонимов вам известны? Дайте определение каждого из них. (Идеографические и стилистические.)

Выполните упражнение 19 (с. 19).

С помощью Толкового словаря русского языка С.И. Оже­гова определите различие между словами синонимического ряда, установите, каждому ли синониму соответствует ан­тоним.

Горячий - жгучий - знойный - палящий - раскаленный.

Известие - извещение - весть - новость - сообщение.

Наружность - вид - внешность - облик - портрет.

Бедствие - несчастье - беда - катастрофа - злоключение.

Эпоха - период - время - век - пора.

Старый - древний - ветхий - дряхлый - старинный.

Цепи - оковы - узы - путы - вериги.

Прочный - твердый - крепкий - долговечный - нерушимый.

Смелый - бесстрашный - храбрый - отважный - доблестный.

Учить - изучить - штудировать - твердить - зубрить.

Умный - понятливый - толковый - сметливый - смышленый.

Примечание. Это задание можно выполнять в парах или малых группах, в зависимости от количества человек в классе. Проверкой могут служить либо устное выступление каждой пары (группы), либо работа над умением правильно употребить синоним в тек­сте (например, написание мини-сочинения по группе синонимов на заданную тему).



6. Вопросы и задания по теме «Антонимы».

Могут ли быть антонимами однокоренные слова? (Да. На­пример, народный - антинародный.)

С помощью каких средств однокоренные слова приобре­тают противоположные значения? (С помощью приставок с отрицательным значением, например честный - нечестный, атака - контратака.)

Как используются антонимы при создании текста? (Они используются для создания антитезы, т. е. резкого противо­поставления предметов и явлений.)

Выполните упражнения 23, 25, 27.

III. Итог урока

Итак, какие типы системных отношений в лексике вы знаете? (Омонимические, паронимические, синонимические и антонимические.)

Какие функции выполняют синонимы, антонимы, омони­мы и паронимы? (Используются мастерами слова при созда­нии текстов.)

Омонимы могут служить основой для каламбуров, паронимы помогают выразить оттенки значений, синонимы разнообразят речь и делают ее выразительнее, с помощью паронимов создаются резкие противопоставления описываемых предметов и явлений.

Домашнее задание (может быть дифференцированным)

1. § 8-10 (с. 22-29).

2. Упражнение 1 . Отредактировать предложения: найти слу­чаи неправильного употребления паронимов и исправить ошибки.

Изменения, прошедшие в стране за последние несколько лет, необратимы.

Дети близко к сердцу воспринимают огорчения родителей.

Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок.

Первый выпуск нового журнала был встречен читателями с боль­шой заинтересованностью.

Самолеты значительно укоротили путь от Камчатки до Якутска.

Под текстом заявления нужно поставить роспись.

Обмороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра.

Пером писателя водит не стремление к внешней эффективности, а желание глубже осмыслить существо происходящего.

Для решения этой проблемы потребовались экскурсии в мате­матику и биологию.

3. Упражнение 2. Подобрать по одному синониму и одному антониму к каждому слову. Отметить однокоренные анто­нимы.

Радость, жить, красивый, ловкость, понятный, аккуратный, серь­езно, умный, молодой.

Спишите текст, выберите из скобок слово или словосочетание, наиболее подходящее для данного контекста.

Объясните свой выбор.


Безымя(н,нн)ый мастер

Под старыми фресками вы не найдете подписи мастера. Считалось, что (сохранить, сберечь) в сердце люди должны его (произведения, творения), а не имя. Чтобы роспись храма стала близка и дорога созерцающему её человеку, мастеру необходимо было (вжиться в сюжет, понять сюжет) будущей фрески, искусно подобрать краски.


Объясните орфограммы и пунктограммы.

Как называются слова, заключённые в скобках?

Найдите однокоренные слова в тексте. Как они называются с точки зрения лексики?

Как же называются эти слова с точки зрения лексики?


Паронимы

Парушкина Г.Н.

МБОУ «Петровская СОШ №1»

Омского р-на

Омской обл.


Кто прав?

Время обеда. На кухне Витя ставит на стол два блюда с горячим супом. Прибегает Павлик, садится за стол и бормочет:

Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть.

Не рыбий, а рыбный. Рыбьими только хвосты бывают, - возразил Витя.

Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было.

Кто, по-вашему, прав?


  • Разберём по составу слова “рыбный”, “рыбий” и “роспись”, “подпись”.
  • Сформулируйте, что такое паронимы, каково происхождение этого слова?
  • Паронимы (гр. para – возле+onyma – имя) – это однокоренные слова, которые похожи друг на друга по звучанию, но различные по значению.

  • Алеша безропотно переносил все ТЯЖЕСТИ (ТЯГОТЫ)жизни.
  • Онегин ведет ПРАЗДНИЧНЫЙ (ПРАЗДНЫЙ) образ жизни.
  • Варвара была СКРЫТЫМ (СКРЫТНЫМ) человеком.
  • Кабанова показала себя очень предприимчивой и ЗАПАСНОЙ (ЗАПАСЛИВОЙ) хозяйкой.
  • ДУХОВНОЕ (ДУШЕВНОЕ) равновесие девушки было расстроено.
  • Катерина считала грозу ЗНАМЕНЕМ (ЗНАМЕНИЕМ) несчастья.

«Составьте словосочетания»: подберите к данным словам подходящие по смыслу слова из скобок. Объясните различия в значении паронимов.

Человек, занятия (практический, практичный); вид, метод (эффективный, эффектный); отношение, хозяйка (бережливый, бережный); искусный, искусственный (мастер, мех); разговор, музыка (духовный, душевный), зал, вид (демонстративный, демонстрационный).


«Исправьте ошибки»: найдите и исправьте ошибки в употреблении паронимов.

1) Обед был очень сытым. 2) Жильцы дома обратились с жалобой на плохую работу электриков в РЭС, но получили описку. 3)Шуба была сшита из искусного меха.4) В заглавной роли снялся известный актёр.


Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках (вычеркни ненужное слово).

1. У билетной кассы предъявляли свои... (командировочные - командированные) удостоверения. 2. Мне кажется, что я припоминаю... (лицо - личность) этого человека. 3. На мебель были... (одеты - надеты) чехлы. 4. Молодая актриса играет... (главную - заглавную) роль в спектакле "Анна Каренина". 5. Напрягая последние (силы - усилия), мы достигли вершины горы.


Составьте словосочетания с паронимами:

Добрый - добротный, дружеский - дружественный, дефектный - дефективный, конструкторский - конструктивный, эффектный - эффективный, блудить - блуждать, отражать - отображать, проводить - производить, представить - предоставить, опробовать - апробировать, укрывать - скрывать, осудить – обсудить


Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их, правильно выбирая слова.

1. Изменения, прошедшие в стране за последние 5-6 лет, необратимы. 2.Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных. 3. Дети близко к сердцу воспринимают огорчения родителей. 4. Он был настоящим сподвижником книги, плоды его просветительной деятельности заметны и поныне. 5. Больше ста человек заселилось в общежитие, которое только что отстроили сами студенты. 6. Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок.


  • 1. Какие слова называются паронимами?
  • 2. Как образуются паронимы?
  • 3. Какова роль паронимов в речи?

  • Домашнее задание. Подобрать из художественных произведений 6 предложений с паронимами

1. Дайте свои варианты правки, укажите виды ошибок 3

2. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов, устраните их (на ограничительных линиях укажите выбранные паронимы). 4

3.Отредактируйте предложения. 5

4. Укажите значение слов, составьте с ними по одному предложению: 6

5. Расставьте ударение 8

6.Просклоняйте: двадцать две тысячи четыреста один. 8

7.Приведите не менее 20 примеров нарушений лексических, морфологических, синтаксических норм русского языка из публичной речи (радио, телевидение, газеты, журналы); дайте анализ допущенных ошибок и свой вариант правки. 9

Список литературы. 12

1. Дайте свои варианты правки, укажите виды ошибок

1.Заглавная тема созданных писателем в эти годы произведений – борьба народа за свободу и независимость.

Заглавная тема произведений, созданных писателем в эти годы, - борьба народа за свободу и независимость. (Речевая ошибка – неудачный порядок построения предложения).

2.Разумно были смонтированы громкоговорители, манометры. «Это новое сотворение Бабенко», - пояснил Медведев.

Разумно были смонтированы громкоговорители, манометры. «Это новое творение Бабенко», - пояснил Медведев. (Грамматическая ошибка – ошибочное словообразование).

3.Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах.

Грипп – очень заразен, поэтому его нельзя переносить на ногах. (Речевая ошибка – употребление слова в несвойственном ему значении).

4. Необходимо привить ребенку правила личной гигиены при обращении с животными.

Необходимо привить ребенку правила личной гигиены при общении с животными. (Речевая ошибка – употребление слова в несвойственном ему значении).

5. В этом квартале мы стали выпускать пряники с именами новых сортов: «Москва», «Шоколадные», «Российские». Они обладают отличными качествами.

В этом квартале мы стали выпускать пряники новых сортов: «Москва», «Шоколадные», «Российские». (Речевая ошибка – употребление слова в несвойственном ему значении). Они обладают высоким качеством. (Грамматическая ошибка – ошибка в образовании формы существительного).

6. Создать сытую зимовку для общественного животноводства – первейшая задача полеводов.

Создать сытую зимовку для скота – первейшая задача полеводов. (Речевая ошибка – употребление слово в несвойственном ему значении).

7.Не стремление к внешней эффективности ведет перо писателя, а желание глубже и ярче выявить смысл происходящего.

Не стремление к внешней эффектности ведет перо писателя, а желание глубже и ярче выявить смысл происходящего.

2. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов, устраните их (на ограничительных линиях укажите выбранные паронимы).

1.Изменения, прошедшие в стране за последние десять лет. необратимы.

Изменения, происшедшие в стране за последние десять лет, необратимы. (Паронимы: прошедшие – происшедшие).

2. Он был настоящим сподвижником книги, плоды его деятельности заметны и поныне.

Он был настоящим подвижником книги, плоды его деятельности заметны и поныне. (Паронимы: Сподвижник – подвижник).

3.Первый выпуск журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью.

Первый выпуск журнала был встречен читателями с большим интересом. (Паронимы: заинтересованность – интерес).

4. Утверждая документацию, директор ставит на ней свою роспись.

Утверждая документацию, директор ставит на ней свою подпись. (Паронимы: роспись – подпись).

5. Универсальный стиральный порошок также употребляется для мойки посуды.

Универсальный стиральный порошок также употребляется для мытья посуды. (Паронимы: мойка – мытье).

3.Отредактируйте предложения.

1.В район приехал инструктор для подготовки специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местных жителей.

В район приехал инструктор для подготовки из местных жителей специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями.

2. Третий сорт яблок охватывает всю продукцию, не подлежащую перевозке на длительные расстояния.

Третий сорт яблок охватывает всю продукцию, не подлежащую перевозке на дальнее расстояние.

3. Те, кто не совершал преступлений, могут быть амнистированы.

Те, кто совершал преступления, могут быть амнистированы.

4.Сложилось странное положение: согласно этому соглашению мы должны добиться таких показателей, которых еще никогда не показывали, и показать не можем.

Сложилось странное положение: согласно этому соглашению мы должны добиться таких показателей, которых еще никогда не добивались, и добиться не