Россия - наша Родина. Что мы Родиной зовём? И берёзки, вдоль которых Дом, где мы с тобой живём, Рядом с мамой мы идём. Стихи о Родине, о России для малышей, дошкольников. Патриотическое воспитание детей и младших школьников в детсаду, начальной школе. Вне

Цели урока :

  • познакомить детей с литературными произведениями, воспитывающими любовь к Родине;
  • сформировать начальное понятие патриотизма (как любовь к Родине на основе примеров литературных произведений).
  • формирование нравственного сознания;
  • развитие нравственных переживаний и чувств;
  • формирование нравственного поведения.

Задачи урока:

  • научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в литературе;
  • развивать умения чувствовать и понимать другого;
  • воспитывать любовь к Родине с точки зрения любви к общечеловеческим ценностям;
  • формировать любовь к книге, как к источнику знаний.

Тема урока:

О, Родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благославляя?

В. Жуковский.

Звучит “Песня о России”, на фоне которой дети заходят в класс и встают у своих мест.

У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички.
У моей России голубые очи,
На меня Россия ты похожа очень.

Припев:
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная
Нет земли красивей!

Учитель объявляет тему урока. Дети садятся на свои места.

Звучит стихотворение в исполнении учащегося:

З. Александрова “ Родина”.

Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка – скромница,
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.

Учитель задаёт детям вопрос: назовите имя нашей Родины.

Действительно, это великая наша держава, имя которой – “Россия”.

В. Степанов “Что мы Родиной зовём?”.

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём.
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём!
“Флаг России”.
Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет.

Учитель. Действительно, подбор цветов неслучаен. В нём отразились многовековые представления людей об окружающем мире. Они напоминают нам, кто мы, откуда и как давно пришли в этот мир, сколько людей и поколений жило на нашей земле до нас.

Цвета Российского флага рассказывают о нашей долгой и славной истории.

(Учитель показывает энциклопедию “История Российского Государства”).

Ученик читает стихотворение:

В. Семернин “Родиной зовётся…”

Есть такое чудо:
Край, навек любимый,
Над рекой под клёном
Отчий дом родимый…
Видя это чудо,
Сердце жарко бьётся,
В жизни это чудо –
Родиной
Зовётся!
Есть такое слово,
Нет его дороже:
В нём – поля и горы,
В нём – сады и рощи.
Вспомнив это слово,
Сердце сладко бьётся,
В жизни это слово
Родиной
Зовётся!

Учитель задаёт вопрос: что для нас означает – отчий дом, малая Родина?

Правильно, дети, – город Снежинск.

Этот город расположен на Урале.

Звучит стихотворение В.В.Степанова:

Уральские горы
По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.

Работа с книгами.

Учитель знакомит с книгами:

– Станислав Романовский “Родина”.

– Рифкат Гадельшин “Родился я на твоей Урал Земле”. (автор читает это произведение).

Учитель сообщает детям, что в городе Снежинске живут и работаю поэты, которые воспевают красоту родного города.

Урок продолжается чтением других произведений о Родине.

М. Матусовский “С чего начинается Родина?”

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.

А может, она начинается
С весенней запевки скворца.
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали.
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается
Со стука вагонных колёс.
И клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс.

М. Пляцковский “Родина”

Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя.

Руки матери твоей,
Звон дождей и шум ветвей,
И в лесу смородина –
Это тоже Родина!

Работа с пословицами.

  1. Жить – Родине служить.
  2. Для Родины своей, ни сил, ни жизни не жалей.
  3. Родина любимая – мать родимая.
  4. Родина – мать, умей за неё постоять.

Игра: Думаем о Родине.

Учитель спрашивает, а дети отвечают,– в каких ситуациях человек любит свою Родину, а в каких – нет:

  • человек вернулся из леса с букетом ландышей;
  • человек сажает возле своего дома деревья;
  • человек пишет плохие слова на стенах;
  • человек подъехал близко к озеру на своей машине;
  • человек выбрасывает мусор в канаву, возле дома, в форточку;
  • человек после отдыха на озере, в лесу закопал мусор или забрал в мешке домой, чтобы выбросить в нужном месте;
  • человек выражается нецензурно;
  • человек уступает место пожилой женщине в общественном транспорте;
  • человек любит свою маму и всегда слушается её;

Здесь учитель задаёт вопрос – Почему мы говорим, если человек любит маму – значит, любит Родину? (предполагаемый ответ – любовь к Родине начинается с любви к своей матери).

Чтение сказки “Семь дочерей”.

Вопросы и задания к сказке.

  • чем седьмая дочка отличалась от своих сестёр?
  • как вы думаете: что труднее – говорить красиво или поступать красиво?

Учитель . Поступать красиво – это, значит, находить смысл жизни.

“Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям” – М. Горький.

Чтение рассказа детьми В. Осеевой “Просто старушка”.

Вопросы и задания к тексту:

  • правильно ли поступил мальчик?
  • как бы поступили вы в подобной ситуации?
  • можно ли сказать, что, правильно поступая в детстве, ты так же правильно будешь поступать и во взрослой жизни?

Учитель подтверждает мысль текста, что правильные поступки говорят о высокой нравственности человека, который любит свою Родину.

Работа с книгами, посвящёнными Родине (работа с выставкой).

Учитель заканчивает открытый урок словами из поэтического произведения В.Жуковского:

Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О, родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благославляя?

«Что мы Родиной зовём?

Дом, в котором мы живём»

(Классный час для учащихся класса раннего эстетического развития)

СОСТАВИТЕЛЬ: Л.Г.Анащенко,

Преподаватель теоретических дисциплин

Муниципального образовательного

Учреждения дополнительного

Образования детей

«Детская школа искусств»

Городского округа ЗАТО Светлый

2009 г.

ЗАТО Светлый

Саратовской области

Что мы Родиной зовём? Дом, в котором мы живём!»

Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией! Вы – россияне! Россия – огромная страна! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Есть у нас высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые берёзовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля. Россия располагается сразу и в Европе и в Азии.

Вопросы:

    В какой стране вы родились?

    Гражданином какой страны вы являетесь?

    Знаете ли вы столицу России?

    В каком военном городке вы живёте?

Мы гордимся нашей великой Родиной, её природой, её трудолюбивыми и талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя Малая Родина – тот уголок земли, где вы родились, где прошло ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревенька, для других – городская улица и уютный зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой.

Словом, малая Родина у каждого своя!

Малая Родина.

Малая Родина –

Островок земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья –

Ласковая малая

Родина моя!

Думаю, не ошибусь, если скажу, что у многих из вас есть своя любимая зелёная полянка возле дома или у озера. Здесь под присмотром мамы или бабушки вы играете с друзьями, любуетесь первыми весенними цветами, наблюдаете за неторопливым полётом важного шмеля или пестрокрылой бабочки.

Когда вы станете взрослыми, память обязательно вернёт вас в безмятежные дни, на солнечную поляну вашего детства.

Поляна детства.

Поляна детства! Как ты далеко…

Лишь в памяти моей ты сохранилась:

С извилистой заросшею рекой,

С плакучей ивой, что над ней склонилась.

С высоким шелковистым колоском

С невинным взглядом белой маргаритки,

С уютным домом-теремом улитки.

Поляна детства есть у нас у всех.

На ней резвятся беззаботно крохи,

Над ней витает радость, льётся смех.

В ней нашей жизни светлые истоки!

Вопросы:

    Расскажите о вашей «поляне детства».

    Какие цветы на ней растут?

    Какие деревья и кусты её окружают?

    В какие игры вы играете с друзьями на этой поляне?

Как вы думаете – почему детство называют «утром жизни»?

Верно! Потому что Утро – начало дня, а детство – начало жизни. У ребёнка впереди вся жизнь! С её открытиями и радостями, трудностями и заботами. Детство – самое беззаботное и счастливое время жизни. Может быть поэтому и называют его «золотым»?!

«Золотое детство»

Почему мы называем

Наше детство золотым?

Потому что мы играем,

Веселимся и шалим.

Потому что окружает

Нас заботою семья,

Потому что обожают

Нас родные и друзья!

Вопросы:

    Почему детство называют «золотым временем жизни»?

    Расскажите о самых интересных и запоминающихся событиях своего детства.

    Какие стихи, песни, рассказы о детстве вы знаете?

Работа с картинками:

из серии «Беседы по картинкам» Л.Б.Фесюковой. (Комплект наглядных пособий –Х. Изд-во «Ранок», 2007г.)

Картинка №1

    Как одеты дети? Что они держат в руках?

    Как вы думаете, кого ребята так торжественно встречают?

    А на какой реке стоит город Саратов?

    Вы видели эту реку? Какая она?

    А как вы думаете, есть ли что-то общее между словами «родители» и «Родина»?

    Что вам особенно нравится в нашем городке?

Физминутка: (все движения дети показывают руками)

«На пеньке лежит комок

Что за маленький зверёк?

Он колючки раскрывает,

Очень широко зевает,

Умывает мордочку,

И ерошит чёлочку!»

Картинка №2

    Чем похожи и чем отличаются дети на картинке?

    Как играют дети? Во что?

    Может ли помешать дружбе детей чёрный цвет кожи или необычное имя?

    Чем их может на прощание угостить девочка?

Упражнение: «Всё прекрасное планете сохраним»

Дети рассказывают, что они сохранили бы на нашей планете Земля.

    Чистый воздух

    Прозрачные реки

    Цветущие поляны

    Колосящиеся луга

    Вековые леса

    Птиц и зверей

    Родники и озёра

Сегодня у нас очень важная встреча с вами, дорогие ребята! Мы должны будем с вами обсудить и принять «Правила настоящего гражданина», который не будет

    Людям досаждать;

    Дом и город обижать;

    В квартире прыгать и скакать;

    Дверь ногою открывать

    В лифте кнопками играть;

    И на стенах рисовать;

    Сор на улице бросать;

    Правила движенья выполнять.

Путешествие – игра: «По всему свету» (Упражнение по карте мира)

К стенке сдвинув табуретку,

На неё проворно влез,

К карте мира в пёстрых клетках

Проявляю интерес.

Я пройдусь по Антарктиде,

Полюс Южный покорю.

А зачем? – меня спросите.

Там пингвинов покормлю!

До свиданья, чудо – страны,

Бирма, Индия, гуд-бай!

Африканская саванна,

Ты теперь меня встречай!

Атлантические воды

Наблюдаю чуть дыша,

Мимо статуи Свободы

Прибываю скоро в США.

По дороге, между прочим,

Парк с названьем «Диснейленд».

Побывать хочу я очень

В мире сказок и легенд.

Н.Григорьева.

Творческое задание: «Чем вы гордитесь?»

Нарисуйте то, чем вы гордитесь в своём городке? Расскажите, где бы вам хотелось побывать в каникулы? Почему?

Все вместе поём выученную ранее песню: «Шире круг»

«Дружат солнце и весна,

Дружат звёзды и луна,

Дружат в море корабли,

Дружат дети всей Земли…»

Сценарий

внеклассного мероприятия

«Что мы Родиной зовем»

Задачи:

    Развивать познавательный интерес к истории и культуре родного края.

    Воспитывать чувство гордости за свою страну, родной край.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, герб Саратовской области и г.Хвалынска.

Ход мероприятия

Слайд 1 (фотография города)

Ученик :

Что остаётся нам в наследство
От наших дедов и отцов?
Конечно, любящее сердце
К земле родной – основе всех основ.


Какая родина красивая! –
Остановись и погляди.
Моя земля, моя Россия,
Мы все наследники твои!

Учитель : Наша жизнь начинается с детства, с того места, где ты родился, где рос, где знаком тебе каждый уголок. Мы живем с вами на прекрасной хвалынской земле..

Ученики:

1. Что мы родиной зовем?

Край, в котором мы растем,

И березки, вдоль которых,

Взявшись за руки идем.

2. Что мы родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

3.Что мы родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

4. Только в родимых краях бывает такое:

Солнце – самое яркое,

Небо – самое голубое,

Вода – самая чистая,

Звезды – самые лучистые,

Березки - самые тонкие,

Песни – самые звонкие!

Песня « Я построю свой дом»

Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия- огромная страна. Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого - то малая Родина – родной город, село. Словом, малая Родина у каждого своя!

Слово Родина произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово РОД обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.

Конкурс «Родня»

Назвать как можно больше слов с корнем «род»:

Родители (отец, мать, у которых рождаются дети)

Родич – родственник, член рода

Родня – родственники

Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

Ученик :

5. Для России Хвалынск– частица,

А для нас – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем.

Ученики:

6. Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

7. У реки березка – скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

8. В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

9. Или степь, от маков красная,

Золотая целина ….

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Песня «Моя Россия»

Ученик :

10. Малая Родина –

Островок земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья –

Ласковая малая

Родина моя!

Учитель: Есть замечательное стихотворение М. Пляцковского «Родина». Сейчас мы все вместе попробуем прочитать его. Я буду задавать вопрос, а отвечать на него мы будем все вместе словами «Это Родина моя»
- Слышишь песенку ручья?

Дети – Это родина моя.

Дети – Это родина моя.

Видишь звездочки Кремля?

Дети – Это родина моя.

Школа, где твои друзья.

Дети - Это родина моя.

Руки матери твоей? Звон дождя и шум ветвей?И в саду смородина?

Дети - Это моя родина.

О том, как бережно относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах:

Ученики

Если дружба велика, будет Родина сильна.

На чужой сторонушке, рад своей воронушке.

Нет земли краше, чем страна наша.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Кто за Родину горой, тот и герой.

Всякому мила своя сторона.

Слайд 2 (портреты известных людей города)

Учитель: Наш небольшой город прославили своими трудами многие земляки. Среди них писатели и художники, люди рабочих профессий и труженики сельского хозяйства. Хвалынск - родина К.С.Петрова – Водкина, его картины знакомы людям разных поколений.

Слайд 3-4 (картины К. С. Петрова- Водкина)

Слайд 5 (портреты местных поэтов и писателей)

Литературное творчество наших земляков известно знаменитыми именами Сергея Наровчатова, Вениамина Богатырева, Риммы Фадиной... Кому не знаком вкус хвалынских яблок. Терпкий и ароматный анис, ядреная антоновка, янтарный скрижапель. Вениамин Богатырев как ни кто другой умел воспеть красоту хвалынских садов.

Слайд 6 (чтение стихотворения В.Богатырева «В хвалынских садах не растут апельсины»)

Учитель: Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек, озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая Родина.

Ученик :

11. Пусть мне твердят, что есть края иные,

Что в мире есть иная красота,

А я люблю свои места родные –

Свои родные милые места!

Учитель : Хвалынск прекрасен в любое время года.

Видео о Хвалынске

Учитель: Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родители, дом, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, теплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине.

Ученик :

12. Почему мы называем

Наше детство золотым?

Потому что мы играем,

Веселимся и шалим.

Потому что окружает

Нас заботою семья,

Потому что обожают

Нас родные и друзья!

Учитель: В народе говорят «Где родился, там и пригодился». Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родной улице, на которой вы живете, любовь к малой Родине.

Ученик :

13. О родине – негромко говорю:

Ведь о большой любви кричать не надо.

Она – моя отрада и награда,

Скажу о ней – молитву сотворю:

«Будь вечно в благоденствии и славе,

Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,

Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво

И пред тобой себя не уронить!»

Учитель: Для многих людей образ Родины неотъемлемо связан еще с одним большим домом, в котором человек получает путевку во взрослую жизнь. Как вы думаете, что это за дом? Это, конечно, школа. Из стен нашей школы вышло много выпускников. Среди них ваши бабушки и дедушки, мамы и папы. Так давайте же мы с вами будем хорошо учиться, чтобы наша малая родина могла гордиться вашими делами.

Конспект непосредственной образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе.

Тема: « Что мы Родиной зовем?»

Цель: Воспитание чувство любви к Родине.

Задачи:

Образовательные:

  • Систематизировать представления о России, активизировать словарь по теме «Родина - Россия»;
  • Уточнить представления о родном крае и понятии «малая родина»;
  • Совершенствовать грамматически правильную речь детей, умение четко выражать свои мысли, отвечать на вопросы воспитателя полным ответом;
  • Упражнять в составлении предложений с заданными словами;
  • Совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, пословиц.

Развивающие:

  • Развивать познавательные интересы, зрительное восприятие, внимание, мышление, память;
  • Развивать координацию речи с движением, длительный речевой выдох;

Воспитательные:

  • Воспитывать патриотические чувства, любовь к большой и малой родине;
  • Воспитывать активность, самостоятельность, чувство товарищества, умение работать в парах.


Необходимое оборудование:

  • Конверты, карточки для упражнений: «Расшифруй слово», «Составь предложение»;
  • Проектор, слайды по теме «Родина – Россия»;
  • Магнитофон, CD диск с аудиосопровождением «Музыка для релаксации», песня «Человек влюбленный в Сахалин» муз. и сл. И. Николаева, «С чего начинается Родина» сл.М. Матусовского, муз. В. Баснера.

Предварительная работа:

  • Экскурсия по городу;
  • Дидактические игры: «Сложи картинку», «Подбери следы Сахалинским зверюшкам», «Чья тень»;
  • Беседы о родном городе Александровск – Сахалинском, о главном городе Москва;
  • Знакомство с пословицами и стихами о России;
  • Слушание песен: «С чего начинается Родина» сл.М. Матусовского, муз. В. Баснера, «Моя Россия» сл. Г. Струве, муз. Н. Соловьевой, «Здравствуй, Родина, моя милая» сл. С. Сологуба, муз. С. Толкунова, «Родина моя» сл.Р. Рождественского, муз. Д. Тухманова, «Три брата» авт. И.Слуцкий, «Ну, что тебе сказать про Сахалин?» сл. М. Танича, муз. Я. Френкеля, «Человек влюбленный в Сахалин» авт. И. Николаев;
  • Домашнее задание для детей совместно с родителями выучить пословицы, поговорки, найти рассказы, стихотворения о флаге, гербе, о родном городе;
  • Рассматривание карточек для занятий в детском саду и дома «Расскажите детям о Московском Кремле»;
  • Рассматривание альбомов:
  • « Моя Россия»,
  • «Мой любимый город»,
  • «Москва – столица нашей Родины»,
  • «Остров Сахалин»;
  • Чтение произведений:
  • В. Степанов «Моя Родина Россия»,
  • Н. Капустюк «В нашем парке», «Озеро лесное – озеро – стрекоз», «У океана на ладошке»,
  • Ю. Шуйская «Наша Родина», «Моя столица»
  • А. орлов « На острове снежном».

Ход непосредственной образовательной деятельности:

I Вводная часть:

Игра «Солнечный зайчик»

(Дети встают все в круг)

Воспитатель : Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на щечке, на подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть. Он забрался за шиворот- погладь его и там. Он озорник- он любит и ласкает тебя, а ты погладь и подружись с ним.

(звучит музыка «С чего начинается Родина» сл.М. Матусовского, муз. В. Баснера)

Слайд 1

Есть такое чудо:

Край, навек любимый,

Над рекой под клёном

Отчий дом родимый...

Видя это чудо,

Сердце жарко бьётся,

В жизни это чудо -

Родиной зовётся!..

Есть такое слово,

Нет его дороже:

В нём - поля и горы,

В нём - сады и рощи...

Вспомнив это слово,

Сердце сладко бьётся,

В жизни это слово -

Родиной зовётся!

Вадим Семернин

Сегодня я хочу вас пригласить в путешествие по России. Вы согласны? Россия очень большая и необъятная страна, как вы думаете на чем можно путешествовать? (ответы детей: называют виды транспорта)

А мы сегодня с вами отправимся на самолете, где же нам взять самолет? Слайд 2

Правильно в аэропорту, сейчас я позвоню и договорюсь.

Алло, аэропорт! Нам срочно нужен самолет, мы хотим отправиться в путешествие по России… Хорошо мы готовы! Слайд 3

Приготовились ребята!

Упражнение «Самолеты»

Руки в стороны, в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре

Полетел наш самолет.

(под звуки самолета

II Основная часть:

Слайд 4

Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

Слайд 5

Посмотрите, мы пролетаем над нашей Родиной. Родина – значит родная как мать и отец. Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живем. Главный город России – Москва. Москва – столица нашей родины.

А какими словами вам хотелось бы назвать ношу Родину?

(ответы детей: большая, огромная, любимая, родная, красивая, непобедимая)

Русские люди ласково называют Россию «Россия – матушка». Народ придумал много пословиц о Родине.

Сейчас мы с вами поиграем. Я буду говорить начало пословиц, а вы её заканчивать:

  • Жить - Родине служить.
  • На чужой стороне Родина милей вдвойне.
  • Береги землю родимую, как мать любимую.
  • Всякому мила своя сторона.
  • Родина любимая- мать родная.
  • Человек без Родины – что соловей без песни.
  • Одна у человека мать - одна у него и Родина.
  • Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

Молодцы! Много знаете пословиц о Родине.

Скажите, пожалуйста, какие государственные символы вы знаете? (Ответы детей: герб, флаг, гимн) Слайд 6

Я вам давала домашнее задание, что бы вы с мамами узнали в умных книжках интересное о государственных символах. Сейчас мы с вами послушаем. (рассказы, стихи рассказанные детьми) Приложение 1

Слайд 7

Сейчас я хочу предложить вам небольшое задание, в котором вы должны будете собрать слово и прочитать его, расположив буквы по росту, начиная с самой высокой.

Работать будем в парах, поэтому вам надо разделиться. Работая парах, вы должны уметь:

Договариваться, в

Не ссориться,

Внимательно выслушивать друг друга.

Если вы сумеете договориться и дружно работать, то вы быстро и правильно соберете и причитаете слово.

Упражнение «Расшифруй слово» Приложение 2

звучит музыка «Музыка для релаксации»

Слайд 8

(звучит песня « Человек влюбленный в Сахалин » муз. и сл. И. Николаева)

Родина, скажите, с чего она начинается? (Ответы детей: с семьи, со слова «мама», с нашего города; с того места, где ты родился).

Эти места мы называем «малая Родина». Это тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом.

Малая родина – островок земли.

Под окном смородина,

Яблони расцвели,

Березка кудрявая,

А под ней скамья.

Ласковая милая

Родина моя!

У каждого человека на земле есть свой маленький уголок - деревня, город, улица, дом, где он родился, все это мы можем назвать - малая родина.

Сейчас каждый из вас скажет, что означает для него малая родина.

Упражнение «Что такое малая родина?»

  1. Родина – это место, где мы родились и живем.
  2. Родина – это земля, на которой живут, трудятся наша дедушки и бабушки.
  3. Родина – это наш город Александровск- Сахалинский.
  4. Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: папа, мама, брат, сестра.
  5. Родина – это место, где стоит наш детский сад.
  6. Родина – это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.

Молодцы, ребята много хороших и добрых слов вы сказали о своей малой родине, о своем любимом городе.

А сейчас давайте встанем в кружок и поиграем.

Физминутка «Мы по городу идем»

Мы по городу идем (маршируют),
Звонко песню мы поем (покачивания головой вправо-влево, напевая: ля-ля-ля).
Мы по улице шагаем (маршируют),
Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги).
Делай шаг – раз, два,
Взмах руками – три, четыре.
Повернулась голова (в любую сторону),
Руки вверх и ноги шире.
Прыгнем вместе высоко и побегаем легко

Много поэтов, писателей, художников создали замечательные произведения о красоте нашего острова Сахалин и города Александровск – Сахалинского. Давайте мы с вами вспомним эти произведения.

Чтение стихотворений детьми. Приложение 3

Оказывается, как много красивых стихотворений есть о нашем городе и острове, молодцы ребята! Слайд 9

Я хочу вам предложить еще поиграть, на столах конверты с заданиями, разделитесь на пары, в которых вы уже работали, откройте конверты, в них лежат карточки со словами. Составьте предложение из предложенных слов и прочитайте их.

Упражнение «Составь предложение» Приложение 4

(звучит музыка «Музыка для релаксации»)

Очень хорошо! Вы сумели составить и прочитать предложения.

Наше увлекательное путешествие подходит к концу, нам пора возвращаться. Слайд 10

Упражнение «Самолеты»

Руки в стороны, в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре

Полетел наш самолет.

(под звуки самолета дети постепенно усиливают дыхательную струю, приводят в движение самолет)

III Заключительная часть:

Вот мы и дома и я хочу спросить, вам понравилось наше путешествие? Что вы еще хотели бы узнать о России?

Что нужно сделать, чтоб об этом узнать? (ответы детей)

Правильно ответы на наши вопросы мы узнаем в умных книжках «энциклопедиях».

Слайд 11

А сейчас я предлагаю вам закончить фразу

Я поняла, что…

Я узнала, что…

Мне было интересно…

Теперь вы знаете, что русский человек без Родины не живет. Дети! Берегите и любите свою Родину, свой родной край! Слайд 12

(звучит музыка для релаксации «Красивая музыка»)

Солнышко, ты в блеске и тепле

Проплываешь у любых ворот.

Где всего прекрасней на земле

И какой понравился народ?

Каждый, шепчет солнышко, хорош

Не могу обидеть никого.

А где ты родился и растёшь

Там, дружок, прекраснее всего.

Горы, море или ширь полей

Родина!

Она всего милей!


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 города Норильска

«Что мы Родиной зовём?

Дом, в котором мы живём»

(Классный час для учащихся начальной школы)

Учитель начальных классов Деменская Лидия Алексеевна

2015 г.

«Что мы Родиной зовём? Дом, в котором мы живём!»

Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией! Вы – россияне! Россия – огромная страна! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Есть у нас высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые берёзовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля. Россия располагается сразу и в Европе и в Азии.

Вопросы:

    В какой стране вы родились?

    Гражданином какой страны вы являетесь?

    Знаете ли вы столицу России?

    В каком городе вы живёте?

Мы гордимся нашей великой Родиной, её природой, её трудолюбивыми и талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя Малая Родина – тот уголок земли, где вы родились, где прошло ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревенька, для других – городская улица и уютный зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Это может быть бабушкин домик в деревне. Нет ничего прекрас­нее этого уголка России. Словом, малая Родина у каждого своя!

И ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина. У каждого человека есть своя малая ро­дина.

Моя малая Родина

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…

МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.

РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

Малая Родина.

Малая Родина –

Островок земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья –

Ласковая малая

Родина моя!

Малая Родина

А в родимом краю и березки другие,
И душистей сирень, зеленей тополек.
Много мест на земле, только в нашей России,
Может каждый по сердцу найти уголок.

Может, где-то, в лесу, в чистом поле, быть может,
Может, у океана, на дикой скале,
Человек, своей жизни, фундамент заложит…
И свой выстроит дом, лучший дом на земле.

И введет в дом жену, без хозяйки он пуст,
И ребенок родится, как положено, в срок…
На большой своей Родине, с именем Русь,
Назовет малой Родиной, тот уголок.

И куда бы он не был заброшен судьбой,
И каких бы дорог после не было пройдено,
Человек будет знать, у него за спиной,
Есть всегда крепкий тыл - его малая Родина.

( Николай Турченков)

Думаю, не ошибусь, если скажу, что у многих из вас есть своя любимая зелёная полянка возле дома или у озера. Здесь под присмотром мамы или бабушки вы играете с друзьями, любуетесь первыми весенними цветами, наблюдаете за неторопливым полётом важного шмеля или пестрокрылой бабочки. Когда вы станете взрослыми, память обязательно вернёт вас в безмятежные дни, на солнечную поляну вашего детства.

Поляна детства.

Поляна детства! Как ты далеко…

Лишь в памяти моей ты сохранилась:

С извилистой заросшею рекой,

С плакучей ивой, что над ней склонилась.

С высоким шелковистым колоском

С невинным взглядом белой маргаритки,

С уютным домом-теремом улитки.

Поляна детства есть у нас у всех.

На ней резвятся беззаботно крохи,

Над ней витает радость, льётся смех.

В ней нашей жизни светлые истоки!

Вопросы:

    Расскажите о вашей «поляне детства».

    Какие цветы на ней растут?

    Какие деревья и кусты её окружают?

    В какие игры вы играете с друзьями на этой поляне?

Как вы думаете – почему детство называют «утром жизни»?

Верно! Потому что Утро – начало дня, а детство – начало жизни. У ребёнка впереди вся жизнь! С её открытиями и радостями, трудностями и заботами. Детство – самое беззаботное и счастливое время жизни. Может быть, поэтому и называют его «золотым»?!

«Золотое детство»

Почему мы называем

Наше детство золотым?

Потому что мы играем,

Веселимся и шалим.

Потому что окружает

Нас заботою семья,

Потому что обожают

Нас родные и друзья!

Вопросы:

    Почему детство называют «золотым временем жизни»?

    Расскажите о самых интересных и запоминающихся событиях своего детства.

    Какие стихи, песни, рассказы о детстве вы знаете?

    А как вы думаете, есть ли что-то общее между словами «родители» и «Родина»?

    Что вам особенно нравится в нашем городе?

Физминутка: (все движения дети показывают руками)

«На пеньке лежит комок

Что за маленький зверёк?

Он колючки раскрывает,

Очень широко зевает,

Умывает мордочку,

И ерошит чёлочку!»

Итог:

Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; дерево у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть - родное место.

Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая прекрасная. Родина там, где тебя всегда ждут, понимают и любят.

Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством.

РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.

РОДИЧ – родственник, член рода.

РОДНЯ – родственники.

РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её

РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.

НАРОД – нация, жители страны.

Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.

Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.

О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах: Родина – мать, умей за неё постоять. Жить – Родине служить. Человек без Родины, что соловей без песни. Где кто родится, там и пригодился.

Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.

Но, где бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.

Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.

Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну.

Гордись тем, что ты - гражданин великой многонациональной России!

Упражнение: «Всё прекрасное планете сохраним»

Дети рассказывают, что они сохранили бы на нашей планете Земля.

    Чистый воздух

    Прозрачные реки

    Цветущие поляны

    Колосящиеся луга

    Вековые леса

    Птиц и зверей

    Родники и озёра

А что есть для вас дорогого в нашем родном городе, что бы вы хотели сохранить? (парк, памятники, музей, деревья, реку, лес, озера…)