Проект по плаванию в детском саду. Плавание - моё хобби. Физическая подготовка на суше и в воде

Трапезников Андрей

Актуальность настоящей темы обусловлена решением проблемы сохранения здоровья детей и подростков при помощи регулярных занятий по плаванию. Объектом исследования является система воздействий занятий плаванием на здоровье человека. Предметом исследования является процесс сохранения здоровья у детей и подростков. Целью исследования является изучение положительного влияния занятий плаванием на состояние опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. В данной работе хочется показать на своем примере, что плавание – это редкий случай, когда занятия спортом одновременно приносят и удовольствие, и замечательный оздоровительный эффект.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 г. Оха

Секция: «Формирование безопасного здорового образа жизни»

Исследовательская работа

ПЛАВАНИЕ. СТОИТ ЛИ ИМ ЗАНИМАТЬСЯ?

Трапезников Андрей 8 класс

руководитель: Привалова В. В.

учитель ФК МБОУ СОШ № 5 г. Охи

Саяпина Е. Г.

учитель ОБЖ МБОУ СОШ № 5 г. Охи

Южно – Сахалинск, 2016

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3

1.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЛАВАНИЯ ………………………………….......4

2.ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ОФП)……………………….....5

3. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЕМ ПЛАВАНИЕМ НА ЗДОРОВЬЕ…………….......6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....9

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………...10

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40%- хронические заболевания. Актуальность настоящей темы обусловлена решением проблемы сохранения здоровья детей и подростков при помощи регулярных занятий по плаванию. Объектом исследования является система воздействий занятий плаванием на здоровье человека. Предметом исследования является процесс сохранения здоровья у детей и подростков.
Целью исследования является изучение положительного влияния занятий плаванием на состояние опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что регулярные и систематические занятия плаванием улучшают уровень физического состояния детей и подростков. Теоретическая значимость заключается в обобщении теоретического материала о роли плавания как физического занятия в укреплении здоровья человека и опорно-двигательного аппарата, изучении и систематизации методов антропометрических исследований. Практическая значимость заключается в оценке уровня физического состояния детей, занимающихся и не занимающихся плаванием, определении роли занятий по плаванию в улучшении работы опорно-двигательного аппарата, систематизации методов исследования и проведения оценочной и аналитической работы. База исследования – ДЮСОШ по плаванию г. Оха на Сахалине. Методы исследования – анализ, обобщение, антропометрия, математическая обработка данных.

В данной работе я хочу показать на своем примере, что плавание – это редкий случай, когда занятия спортом одновременно приносят и удовольствие, и замечательный оздоровительный эффект.

1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЛАВАНИЯ

Плавание известно человеку с древнейших времен. Спортивное плавание зародилось на рубеже 15-16 веков. Среди первых соревнований по плаванию были состязания пловцов в 1515г. в Венеции. В 1538г. вышло первое руководство по плаванию датчанина П. Винмана. Первые школы плавания появились во второй половине 18 начале 19 века в Германии, Австрии, Чехословакии, Франции.

В России еще задолго до начала развития плавания на Западе успешно проводилось организованное обучение плаванию, причем имелись достаточно многочисленные кадры профессионалов-преподавателей, среди которых были не только военнослужащие, но и специалисты, работавшие по вольному найму.

Популярной русской школой плавания, где была довольно широко поставлена спортивная работа, являлась Шуваловская школа, организованная в 1908г. по инициативе В. В. Пескова на Суздальском озере в пригороде Петербурга – Шувалове. В этой школе осуществлялось обучение спортивным способам плавания, и организовывались водные праздники и соревнования по плаванию, прыжкам в воду и водному поло, проводились испытания на магистра и кандидата плавания.

В 1928г. в Москве состоялась Всесоюзная спартакиада, которая способствовала дальнейшему распространению и развитию плавания в нашей стране. В период 1926-1929 гг. советские спортсмены проводят свои первые международные соревнования по плаванию. Плавание развивается во всех советских республиках. В сравнительно короткий срок в нашей стране был заложен прочный фундамент развития массового плавания.

2. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

ОФП является действенным средством укрепления здоровья: большинство физических упражнений выполняются на суше в хороших гигиенических условиях. Кроме того, многочисленные упражнения позволяют улучшать физическое развитие пловцов, способствуют уменьшению и ликвидации физических недостатков (искривление позвоночника, слабая подвижность в суставах, недостаточное развитие мускулатуры и др.), закаливают организм детей, прививают необходимые гигиенические навыки.

Рис. 1 Физические показатели

Физические упражнения

Сентябрь

2014-2015

Октябрь

2014-2015

Сентябрь

2015-2016

Прыжок в длину с места (см)

6-минутный бег (м)

1000

1125

1200

Наклон туловища из положения сидя (см)

6, 5

6, 5

12, 5

Челночный бег 3*10 м (с)

9, 52

9, 27

9, 06

3. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Мы заинтересовались, а действительно ли плавание оказывает благотворное влияние на здоровье пловцов так, что оно отличается от здоровья людей не занимающихся плаванием?!

Для начала мы решили сравнить показатели выносливости и объем легких у пловцов, занимающихся регулярно и с пропусками занятий.

Рис. 2 Показатели развития выносливости пловцов 4-го г. обучения

Пловец

Объем легких

Задержка дыхания (сек.)

Сен.2014г.

Май 2015 г.

На вдохе

На выдохе

Сен. 2014 г.

Май 2015 г.

Сен. 2014 г.

Май 2015 г.

Трапезников А.

2400

2900

Пловец 1

1600

1600

Пловец 2

2000

2100

Пловец 3

3200

3200

Пловец 4

2100

2100

Данные таблицы говорят о том, что выносливость развивается и у тех и у других, однако объем легких увеличивается лишь при систематических нагрузках при регулярных тренировках.

Затем, мы решили выяснить, насколько укрепилось мое физическое здоровье?! Мы проанализировали количество заболеваемости моего брата (который занимался 8 лет) и свои собственные показатели, отраженные в амбулаторных картах. Анализ показал, что в то время, пока мы не занимались плаванием, мой брат болел 28 раз (за 6 лет) и лишь 2 раза, в то время, когда он начал тренировки (за 8 лет). Мои же показатели равны 16 заболеваниям за 8 лет без занятий плаванием, и 6 заболеваниям в период занятий (7 лет).

Рис. 3 Количество заболеваний ОРВИ и ОРЗ до и после начала занятий плаванием Трапезников С.

Рис. 4 Количество заболеваний ОРВИ и ОРЗ до и после начала занятий плаванием Трапезников А.

И последнее наше исследование подтверждает сказанное раннее об укреплении здоровья людьми, занимающимися плаванием. Анализ пропусков уроков по причине болезни моих одноклассников, не посещающих занятия в СОК и тех, кто занимается в бассейне регулярно, говорит о том, что первые (пропускающие занятия по тем или иным причинам) болеют в два, а то и в три раза чаще.

Рис. 5 Показатели пропусков уроков (по причине болезни)

обучающихся 8 б класса МБОУ СОШ № 5

Известно, что здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Ранее, с помощью анализа объективных показателей здоровья, мы показали, что плавание может обеспечить физическое здоровье. А влияет ли плавание на духовное здоровье человека?

Проведенный нами опрос позволяет сделать выводы о том, что, человек, регулярно занимающийся плаванием, более коммуникабелен, более работоспособен, более организован, чем те, кто не занят во внеурочной деятельности, связанной с таким видом спорта, как плавание.

Рис. 6 Субъективные показатели здоровья.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Плавание - один из самых доступных видов спорта. Плавание – это идеальная тренировка. При полной безопасности для связок и суставов оно дает великолепную нагрузку на мышцы и сердечно - сосудистую систему. Кроме того, многие исследования показывают, что еще и отличный сжигатель жира и калорий. Также особенно сильное положительное воздействие плавание оказывает на дыхательную систему, мышечный аппарат (мышцы рук, бедер, ягодиц, живота, плечей). Этот вид спорта является одним из видов закаливания, оказывает положительное влияние на иммунную систему.

Огромный плюс плавания заключается также в том, что оно практически не имеет побочных эффектов и противопоказаний. Наоборот, этому виду спорта обучают даже грудных детей от самого рождения, его также рекомендуют беременным и пожилым людям.

Плавание способствует развитию гибкости тела, повышению выносливости, увеличению работоспособности, поднятию настроения и эффективной борьбе со стрессовыми ситуациями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. "Энциклопедия для детей" Т. 20. СПОРТ / Глав. ред. Э68 В.А. Володин. - М.: Аванта+, 2001.

2. Булгакова Н. Ж. Обучение плаванию в школе. М., « Просвещение»,2004.

3. Гордон С. М. Техника спортивного плавания. М., « Физкультура и спорт»,2002.

4. Аксельрод С.Л. Спорт и здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 2004. – 132 с.

5. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: Физкультура и спорт, 1990. – 95 с.

6. Детская спортивная медицина/Под ред. С.Б.Тихвинского, С.В.Хрущева. –М.: Медицина, 1991. – 560 с.

7. Хрипкова, А.Г. Гигиена и здоровье школьников / А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов. – М.: Просвещение, 2008. – 110 с.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г. Нягань «Гимназия»

ПРОЕКТ

Спортивная секция «Я умею плавать»

на 2014-2018 учебный год

Направление деятельности: спортивно-оздоровительное

Возраст обучающихся - 6-11 лет

Срок реализации –4 года

Программа разработана и составлена педагогом дополнительного образования Канавцевой Натальей Георгиевны

г. Нягань, 2014 г.

Пояснительная записка

Настоящийпроект по плаванию составлена на основании государственного документа «Примерной программыплавания спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва» под реакцией авторского коллектива кафедры теории и методики спортивного плавания.

Проект предназначена для подготовки пловцов в спортивно-оздоровительных группах.

Проект включает нормативную и методическую части и содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию, организации и осуществлению оздоровительного процесса для подготовки спортивно-оздоровительных группах. Содержание проекта предполагает разностороннюю плавательную подготовку; способствует укреплению физического и психического здоровья ребенка, приобретению навыков здорового образа жизни.

Актуальность и практическая значимость проекта заключается в том, что учащиеся имеют большой интерес к занятиям плаванием - это тот вид спорта, в котором развиваются гармонично все группы мышц одновременно, могут приобрести жизненно необходимый навык, в условиях общеобразовательной школы. Плавание один из самых сложных координационных видов деятельности человека и развивать это физическое качество лучше с детства. Систематические занятия плаванием способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям. Поэтому плавание очень полезно и детям с ослабленным здоровьем. На внеурочном занятии плаванием, каждый учащийся может заниматься независимо от уровня его физической подготовленности или уровня двигательных умений, плавание способствует развитию этих качеств.

Цели и задачи проекта

Целью проекта является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Основные задачи проекта:

    Укреплять здоровье учащихся, повышать и поддерживать на оптимальном уровне физическую и умственную работоспособность, спортивную тренированность

    Устранение недостатков физического развития;

    Овладение жизненно необходимым навыком плавания;

    Обучать и совершенствовать технику основных стилей спортивного плавания;

    Развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей);

    Формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям плаванием к здоровому образу жизни;

    Воспитание морально-этических и волевых качеств;

    Разносторонняя физическая подготовка на суше;

    Овладение минимумом теоретических знаний по спортивному плаванию, основам спортивного режима, умениями и навыками по гигиене спорта;

    Выявление спортивно одаренных детей для дальнейших занятий плаванием.

спортивно одаренных детей для дальнейших занятий плаванием.

    Воспитывать высокие нравственные качества: чувство коллективизма, взаимопомощи.

Спортивно-оздоровительная подготовка (СОП). К спортивно-оздоровительной подготовке допускаются все лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинские противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача).

В группах СОП осуществляется физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности и овладение основами техники плавания.

Сроки реализации проекта: четыре года (2014-2018 учебный год)

Охват учащихся.

В проекте «Я умею плавать» участвуют все обучающиеся начальных классов (1-4 классы)

Задачи и ожидаемые результаты.

Задачи программы 1 года обучения

3. Обучение основам техники плавания способами кроль на груди, на спине.

Ожидаемый результат:

3. Уметь проплывать способом в полной координации 25-50 метров.

4. Уметь проплывать под водой небольшое расстояние - 25-50 метров.

Задачи программы 2 года обучения

1. Привлечение максимально возможного числа детей к занятиям плаванием, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям спортом и к здоровому образу жизни.

2. Овладение жизненно необходимыми навыками плавания.

3. Совершенствование техники плавания способами кроль на груди, на спине.

4. Обучение техники способом брасс в полной координации.

4. Приобретение детьми разносторонней физической подготовленности.

5. Приобретение учащимися уверенности в своих силах.

Ожидаемый результат:

1. Уметь выполнять многократные выдохи в воду 10-12 раз подряд.

2. Уметь выполнять скольжение на груди и спине.

3. Уметь проплывать кроль на груди и кроль на спине в полной координации 50-100 метров.

4. Уметь проплывать брассом в полной координации 25-50 м

Задачи программы 3 года обучения

1. Привлечение максимально возможного числа детей к занятиям плаванием, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям спортом и к здоровому образу жизни.

2. Овладение жизненно необходимыми навыками плавания.

4. Обучение техники способом баттерфляй в полной координации.

4. Приобретение детьми разносторонней физической подготовленности.

5. Приобретение учащимися уверенности в своих силах.

Ожидаемый результат:

1. Уметь выполнять многократные выдохи в воду 10-12 раз подряд.

2. Уметь выполнять скольжение на груди и спине.

3. Уметь проплывать кроль на груди и кроль на спине в полной координации 50-200 метров.

5. Уметь проплывать баттерфляем с доской (работа ног) 25-50 м

Задачи программы 4 года обучения

1. Привлечение максимально возможного числа детей к занятиям плаванием, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям спортом и к здоровому образу жизни.

2. Овладение жизненно необходимыми навыками плавания.

3. Совершенствование техники плавания способами кроль на груди, на спине, брасс,

4. Совершенствование техники способом баттерфляй в полной координации.

5.Обучение техники комплексного плавания.

6. Обучение техники простейших поворотов кроля на груди, кроля на спине, брасс и баттерфляй.

7. Приобретение детьми разносторонней физической подготовленности.

8. Приобретение учащимися уверенности в своих силах.

Ожидаемый результат:

1. Уметь выполнять многократные выдохи в воду 10-12 раз подряд.

2. Уметь выполнять скольжение на груди и спине.

3. Уметь проплывать кроль на груди и кроль на спине в полной координации 100-200 метров.

4. Уметь проплывать брассом в полной координации 50-100 м

5. Уметь проплывать баттерфляем в полной координации 50-100 м

6.Уметь проплывать комплексное плавание 100 м.

7. Уметь выполнять технику стартов и поворотов кроля на груди, на спине, брасс, баттерфляем.

РЕЖИМ РАБОТЫ

Наименование этапа

Год обучения

Минимальный возраст для зачисления

Минимальное число учащихся в группе

Максимальное количество учебных часов в неделю

Требования по физической, технической и спортивной подготовке

выполнение нормативов по ОФП и СФП

Максимальный состав определяется с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях.

Занятия проводятся в группе по 15- человек ,

Проводится 3 раза в неделю.

Продолжительность занятий - 45 минут

Программа рассчитана на 1 год

1 год – 101 час

Структура курса

Впредлагаемом проекте учебныеразделывыделенывсоответствии с двигательной деятельностью: «Общая физическая подготовка», «Специально-физическая подготовка», «Специально-техническая подготовка», «Теоретическая подготовка» и «Соревнования и контрольные нормативы»

Раздел «Теоретическая подготовка» разработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: овладение минимум знаний, необходимых для понимания сущности спорта и его социальной роли. Одним из важнейших направлений теоретических знаний является воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине и гордости за неё, формирование спортивного образа жизни.

Теоретическая подготовка в спортивно-оздоровительных группах проводится в виде коротких сообщений, объяснений, рассказов и бесед в начале учебного-тренировочного занятия или в форме объяснений во время отдыха.

Раздел «Общая физическая подготовка» процесс развития двигатель­ных способностей, не специфических для избранного вида мышечной де­ятельности, но косвенно влияющих на успех в спорте. ОФП направлена на укрепление здоровья, повышение уровня развития физических качеств и функциональных возможностей органов и систем организма.

«Общая физическая подготовка» - направлена на разностороннее комплексное воздействие на организм спортсмена, повышение уровня развития выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости; оздоровление пловцов, закаливание, выработка иммунитета к сменам температур.

Раздел «Специально-физическая подготовка», процесс развития дви­гательных способностей, отвечающих специфическим требованиям сорев­новательной деятельности в избранном виде спорта. На суше к средствам СФП относят упражнения на специальных тренажерах, в воде - подавля­ющее большинство видов тренировочной нагрузки«Специально-физическая подготовка» направлена на развитие качеств и возможностей, непосредственно определяющих спортивные результаты пловцов.Задачи специальной физической подготовки решаются относительно ограниченным количеством тренировочных упражнений. Это так называемые соревновательные и специально-подготовительные упражнения.Специально-подготовительными являются упражнения, включающие элементы соревновательных, а также двигательные действия, сходные с ними по специфике проявляемых физических качеств и способностей.

Раздел «Специально-техническая подготовка» - процесс обучения спортсмена основам техники двигательных действий и совершенствова­ния избранных форм спортивной техники, а также развития необходимых для этого двигательных способностей

«Специально-техническая подготовка» направлена на эффективность техники пловца. Совершенствование техники спортивных способов плавания проводится в следующих основных направлениях:

    Совершенствование обтекаемого положения тела, уменьша­ющего сопротивление воды.

    Постановка эффективных гребковых движений, обеспечива­ющих мощные тяговые усилия и хорошее продвижение пловца.

    Постановка дыхания с коротким и энергичным вдохом, стро­го подчиненного ритму плавательных движений.

    Улучшение общего согласования движений.

    Устранение излишнего напряжения мышц и скованности движений, повышение экономичности техники

Основой для хорошей техники является умение:поддерживать обтекаемое, уравновешенное положение тела с оптимальным углом атаки и эффективными движениями ногами;

выполнять рациональный гребок руками в согласовании с ды­ханием и общее согласование движений.

Мощный и эффективный гребок обеспечивается рациональной траекторией движений, которая зависит от подвижности в суста­вах и силы мышц.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ, всего на изучение спортивно-оздоровительной группе выделяется 101 часа, (часа в неделю, 34 учебные недели);

В проекте выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, что представлено в табличной форме ниже.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ДЛЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (СОГ)

Разделы подготовки

Возраст занимающихся

Количество часов в неделю

Количество занятий в неделю

Физическая подготовка на суше и в воде:

Общая физическая подготовка

Специально-физическая подготовка и специально-техническая подготовка

Соревнования и контрольные испытания

Теоретическая подготовка

Общее количество часов:

Теоретическая подготовка:

    Развития спортивного плавания в России и за рубежом

    Правила поведения в бассейне. Меры безопасности.

    Гигиена физических упражнений и профилактика заболеваний

    Основы техники плавания и методики тренировки

    Правила организации и проведения соревнований.

    Спортивный инвентарь.

п/п

ТЕМА

ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Развитие спортивного плавания

в России и за рубежом

Правила поведения в

бассейне. Меры безопасности.

Гигиена физических упражнений и

профилактика заболеваний.

Основы техники плавания и методики

тренировки

Правила организации и проведения

соревнований.

Спортивный инвентарь и

Оборудование.

ВСЕГО ЧАСОВ

Общая физическая подготовка:

Лёгкая атлетика (техникабега с высоким подниманием бедра, бег с переходом на поочередные прыжки на правой и левой ноге, бег с ускорением, бег с изменяющим направлением. Челночный бег 3*10м., высокий старт с последующим ускорением., техника низкого старта, техника стартового ускорения, техника финиширования, прыжки на месте, на одной ноге, с поворотом на 180° и 360°; с продвижением вперед, и назад, левым правым боком, прыжок в высоту с разбега, прыжки в длину с места; прыжки на скакалке.,броскинабивногомяча(1кг)снизуизположениястояивседе,метание малого мяча из-за головы в вертикальную цель и на дальность)

    различные виды передвижения (обычная ходьба и бег, боком, спиной вперед, с различными движениями рук, в полуприседе и т.п)

    кроссовая подготовка

    общеразвивающие и акробатические упражнения (без предметов, с партнером в упорах и висах, кувырки вперед, назад, стойка на лопатках, мост)

    подвижные и спортивные игры, эстафеты с элементами общеразвивающих упражнений; (Пионербол, баскетбол, «Борьба в квадратах», «Сороконожка», «Чехарда», «Мяч капитану», основы техники ведения, приема, передачи, ловли и броска мяча по упрощенным правилам (мини –баскетбол, мини-футбол и др),

    лыжная подготовка (попеременный двухшажный, одновременным бесшажным, одношажный и двухшажный ход, подъёмы ступающим шагом, «лесенкой», «елочкой», спуски, торможения, лыжные прогулки до 1часа)

Специально-физическая подготовка:

    упражнения на развитие выносливости

    упражнения на развитие силы

    упражнения на развитие скоростных способностей

    упражнения на развитие гибкости и координационных способностей

Специально-техническая подготовка:

    Упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды;

    Упражнения на погружения в воду с головой, подныривания и открывания глаз в воде;

    Упражнения навсплывания и лежания на воде;

    Упражнения выдохи в воду;

    Упражнения техники кроля на груди (упражнения для изучения движений ногами и дыхания, упражнения для изучения движения руками и дыхания, упражнения на общее согласования движений, в полной координации). Движения ног: сидя на краю бортика, с опорой руками о бортик бассейна; то же с выполнением выхода в воду. Выдохи в воду с поворотом головы на вдох. Скольжение с доской, без доски, с движением ног. Гребковые движения рук: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, без работы ног, с работой ног. Согласование движений рук с дыханием: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, с работой ног. Скольжение на груди с движением рук, проплывание отрезков с задержкой дыхания, плавание с дыханием через 2 гребка, через 3 гребка, плавание с помощью ног и гребков одной рукой: с различными положениями другой руки, вдох в сторону прижатой руки. Плавание в полной координации.

    Упражнения техники кроля на спине (упражнения для изучения движений ногами и дыхания, упражнения для изучения движения руками и дыхания, упражнения на общее согласования движений, в полной координации) Скольжение на спине. Скольжение с последующим движением ног; то же с движением рук.плавание с помощью только ног, то же с помощью только рук. проплывание отрезков в полной координации. Старт из воды

КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ 1 года обучения

Контрольный раздел.

Контрольные упражнения

Мальчики

Девочки

Общая физическая подготовка

Челночный бег 3 х 10 м; с

Бросок набивного мяча 1 кг; м

Наклон вперед с возвышения

Прыжок в длину с места

Техническая подготовка

Длина скольжения

Выполнение стартов

Проплывание дистанции 25-50 м избранным способом

Кроль на груди и кроль на спине

КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ 2 года обучения

Контрольный раздел.

Учащиеся 1 года обучения должны уметь плавать двумя видами плавания кроль на груди и кроль на спине, проплывать без остановки 25-50метров без учета времени.

Контрольные упражнения

Мальчики

Девочки

Общая физическая подготовка

Челночный бег 3 х 10 м; с

Бросок набивного мяча 1 кг; м

Наклон вперед с возвышения

Выкрут прямых рук вперед-назад

Прыжок в длину с места

Техническая подготовка

Длина скольжения

Техника плавания всеми способами:

а) 25 м с помощью ног кроль на груди и спине, брасс

б) 25 м в полной координации кроль на груди и спине

Выполнение стартов

Проплывание дистанции 100 м кроль на груди

Кроль на груди и кроль на спине

КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ 3 года обучения

Контрольный раздел.

Учащиеся 1 года обучения должны уметь плавать двумя видами плавания кроль на груди и кроль на спине, проплывать без остановки 25-50метров без учета времени.

Контрольные упражнения

Мальчики

Девочки

Общая физическая подготовка

Челночный бег 3 х 10 м; с

Бросок набивного мяча 1 кг; м

Наклон вперед с возвышения

Выкрут прямых рук вперед-назад

Прыжок в длину с места

Техническая подготовка

Длина скольжения

Техника плавания всеми способами:

а) 25 м с помощью ног кроль на груди и спине

б) 25 м в полной координации кроль на груди и спине

в) 25 м в полной координации брасс

Кроль на груди, кроль на спине, брасс

КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ 4 года обучения

Контрольный раздел.

Учащиеся 1 года обучения должны уметь плавать двумя видами плавания кроль на груди и кроль на спине, проплывать без остановки 25-50метров без учета времени.

Контрольные упражнения

Мальчики

Девочки

Общая физическая подготовка

Челночный бег 3 х 10 м; с

Бросок набивного мяча 1 кг; м

Наклон вперед с возвышения

Выкрут прямых рук вперед-назад

Прыжок в длину с места

Техническая подготовка

Длина скольжения

Техника плавания всеми способами:

а) 50 м с помощью ног кроль на груди и спине

б) 50 м в полной координации кроль на груди и спине

в) 50 м в полной координации брасс

г)25 м в полной координации баттерфляй

д) 100 м комплексное плавание

Выполнение поворотов и стартов

Проплывание дистанции 200 избранным способом

Кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй

Итоговая оценка технической подготовленности выставляется по пятибалльной шкале, руководствуясь следующими критериями [Л.П. Макаренко, 1983]:

5 баллов - пловец правильно выполняет все элементы техники (положение тела в воде обтекаемое и уравновешенное; гребки рука­ми эффективные, продвижение вперед от гребков отличное; ноги выполняют движения правильно и помогают движениям руками; дыхание ритмичное, вдох выполняется своевременно; в целом дви­жения можно охарактеризовать как непринужденные, свободные);

4 балла - у пловца отмечаются небольшие ошибки в выполне­нии отдельных элементов движений или в их согласовании - при хорошем продвижении вперед, отсутствии напряженности и ско­ванности;

3 балла - у пловца отмечаются существенные ошибки в выпол­нении отдельных элементов техники или в их согласовании; про­движение вперед с помощью гребков - среднее по величине; за­метна излишняя мышечная напряженность;

2 балла - пловец выполняет отдельные элементы техники с гру­быми ошибками; движения скованные, продвижение вперед не­эффективное;

1 балл - пловец не проплывает до конца контрольный отрезок или нарушает правила соревнований, регламентирующие плава­ние данным способом.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    Спортивный зал

    Стенка гимнастическая

    Перекладина гимнастическая

    Скамейка гимнастическая жесткая

    Коврики гимнастические

    Маты гимнастические

    Скакалки

    Эстафетная палочка

    Мишень для метания

    Теннисные мячи

  1. Секундомер

    Барьеры легкоатлетические

  2. Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой

    Мячи баскетбольные

    Стойки волейбольные

    Сетка волейбольная

    Мячи волейбольные

    Ворота для мини футбола

    Сетка для ворот мини-футбола

    Плавательный бассейн 3м*25м

    Плавательные доски

    Нарукавники

    Мячи пляжные

Список литературы

    Плавание«Примерной программы плавания спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва» - М. 2004

    Плавание 100 лучших упражнений Блат Люсеро– Москва 2010 г.

    Учебное пособие для вузов «Плавание» А.Д. Викулов – Москва 2004 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ЛИЦЕЙ КАЗАЧЕСТВА И НАРОДОВ КАВКАЗА ИМЕНИ А.Ф. ДЬЯКОВА»

НАУЧНО-ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

XI -я открытая общелицейская научная конференция младших школьников

Секция: Валеология

Тема: Плавание – это здорово!

4 -б класс МБОУ ЮРЛК и НК

имени А.Ф. Дьякова

Научный руководитель:

Святоха А.В., учитель

физической культуры

г. Железноводск, п. Иноземцево

2018 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………...3

I .История возникновения плавания

I .1. Зарождение плавания…………………………………………………...4 - 6

I .2. Плавание как олимпийский вид спорта……………………………….6 - 7

I .3. Основные стили плавания……………………………………………...7 - 8

I .4. Основные правила плавания…………………………………………..8 – 9

I .5. Интересные факты………………………………………………………....9

II . Практические исследования. II .1.Анкетирование……………………………………….,,,,10

II .2.Интервьюирование…………………………………………………..10 - 11

Заключение…………………………………………………………………….12

Список использованных источников………………………………………...13

Введение

В детстве у меня были проблемы с шейным отделом позвоночника. Поэтому в 5 лет мама привела меня в бассейн. С тех пор я занимаюсь плаванием.

Здоровье – это самое большое богатство и его нужно беречь. Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения. А так как плавание помогло мне избавиться от проблем со здоровьем и достигнуть определённых вершин, я хочу рассказать об этом всем и тем самым привлечь учащихся к занятиям этим видом спорта.

Я считаю, что эта тема актуальна , потому что современный человек мало двигается, т.к. его труд на производстве заменяется специальной техникой, развиваются средства транспорта, а телевидение и компьютеры не желают отпускать от своего экрана.

Цель исследования: выявить роль плавания, как одного из лучших средств для укрепления и закаливания организма.

Задачи исследования:

    Изучить и проанализировать научную литературу.

    Оформить презентацию

    Рассказать лицеистам о плавании как средстве сохранения и укрепления здоровья.

Объект исследования: плавание

Предмет исследования: плавание как одно из лучших средств закаливания и укрепления организма.

Методы работы:

Теоретические: сбор и изучение информации по теме.

Практические: опрос (анкетирование, интервьюирование), анализ, обобщение

Гипотеза: плавание не только удовольствие, но огромная польза для здоровья.

Работа имеет практическое значение , так как может быть использована на уроках и при проведении внеклассных мероприятий по данной теме.

I . История возникновения плавания

I .1. Зарождение плавания

Со времени своего появления на Земле человек всегда был связан с водой.

Вода имела огромное значение в жизни первобытных людей, что послужило причиной обожествления этой стихии, внушавшей, слабому еще в борьбе с природой человеку, чувство преклонения и страха. Культ воды существовал практически у всех народов с самых древних времен. Одним из главных олимпийских богов, владыкой морей у древних греков был Посейдон. Много позднее (III в. До н.э.), у древних римлян он стал отождествляться с Нептуном.

Пока люди не научились строить лодки и корабли, единственная возможность перебраться через водное препятствие заключалась в том, чтобы преодолеть его вплавь. Это подтверждают и многочисленные археологические находки. Так, археологи обнаружили наскальные рисунки времён каменного века, изображающие человека, плывущего способом, похожим на брасс или «по-собачьи». Так же была найдена глиняная печать, датируемая примерно V-VI тысячелетиями до н. э., на которой можно увидеть пловца стилем, отдалённо напоминающим современный кроль (вольный стиль).

В XIV - XVIII вв плавание ассоциируется с военными делами. В этот период пловцы изображаются в доспехах, нередко - с облегчающими плавание приспособлениями. Известно, что в Средние века одним из важнейших качеств достойного рыцаря считалось именно умение плавать

О том, что древние греки придавали большое значение умению плавать, свидетельствует и известное изречение Платона: "Можно ли людям, которые являются противоположностью мудрого, плавать и читать не умеют, вверить службу?" В Афинах человека, не умеющего плавать, считали ущербным. Крайнюю степень человеческого бескультурья выражала поговорка "Он не умеет ни плавать, ни читать».

В то время плавание носило чисто прикладной характер - при рыбной ловле, охоте за водоплавающей дичью, подводном промысле, в военном деле. Водоёмы, около которых поселялись люди, были нужны им не только как источник необходимой для жизни воды, но и как место добывания пищи, и как преграда, защищавшая от неожиданных нападений, и как удобный путь сообщения и торговли.

В старинной летописи запечатлён замечательный подвиг русского юноши, который, несмотря на преследование, переплыл из внезапно осаждённого врагами Киева на другой берег Днепра, добрался до военного стана князя Святослава и сообщил ему о нашествии врага. Таким образом, отважный пловец спас столицу от разграбления и разрушения, а население - от гибели и плена.

В середине XVII века обучение плаванию вводится в русских войсках. Пётр I включает его в программу подготовки офицеров армии и флота. В одном изданий 1776 года пишется “Надлежало бы каждому молодому человеку учиться плавать, поскольку во многих случаях от умения плавать зависит спасение жизни”

Великий полководец Александр Васильевич Суворов тоже учил солдат плавать, переправляться через реки вброд и вплавь.

А в XIX веке в России появляются первые школы плавания. Так, в Петербурге, в 1834 году у Летнего сада открывается школа плавания, одним из её посетителей был Александр Сергеевич Пушкин.

В 1879 г. по указанию баварского короля Людвига II построен первый плавательный бассейн с искусственными волнами, с подогреваемой и подсвечиваемой электрическими лампами водой. Со временем бассейнов появлялось все больше и спортивное плавание приобрело широкую популярность в различных странах мира.

Первые соревнования по плаванию тоже носили ярко выраженный прикладной характер. Примером могут служить массовые соревнования древних славян на реке Почайне, притоке Днепра, где собирались лучшие пловцы - ныряльщики. Все они одновременно прыгали в реку и должны были в течение определенного времени ловить рыб руками. Тот, кому удавалось поймать самых крупных рыб, объявлялся победителем и получал в подарок шелковую рыбацкую сеть.

I .2. Плавание как олимпийский вид спорта

Первые международные соревнования по плаванию состоялись 1889г. в Будапеште с участием пловцов Венгрии, Австрии, Германии и Швеции.

Необходимо было развиваться дальше, и новой великолепной идеей, появившейся в светлых головах людей, стало возрождение и проведение Олимпийских игр. Вдохновителем и организатором олимпийского движения выступил француз Пьер де Кубертен.

И в 1896 г. плавание было включено в программу первых современных Олимпийских игр, которые оказали большое влияние на дальнейшее его развитие.

Первая Олимпиада современности прошла в Афинах - на исторической родине олимпийских состязаний. В соревнованиях по плаванию разрешили участвовать только мужчинам, соревновавшимся в таких дисциплинах, как 100, 500, 1200 м вольным стилем.

Был также проведён специальный заплыв на 100 м среди матросов, которые стартовали с борта гребной лодки. Первым в истории олимпийским чемпионом по плаванию стал венгр Альфред Хайош, завоевавший сразу две золотые медали. Примечательно, что заплывы проходили не в бассейне, а в море.

По мере того как олимпийское движение набирало свои обороты, приобретало популярность и плавание. Весьма интересным был заплыв

на 200 м с препятствиями (в реке против течения) в программе Олимпиады 1900г. в Париже: пловцы должны были по ходу дистанции дважды перелезть через лодку и один раз проплыть под ней.

Впервые были введены такие дисциплины, как плавание на спине и водное поло. Продолжала развиваться и техника. Плавание кролем становилось все быстрее и эффективнее.

На Олимпийских играх 1904 г. к плаванию вольным стилем и на спине официально добавился и третий стиль - брасс .

В 1908г. основана Международная федерация плавания, которая и сегодня ответственна за проведение международных соревнований по плаванию.

В 1912г. в олимпийских соревнованиях по плаванию впервые приняли участие женщины - это произошло в Стокгольме.

Первую золотую медаль для советских пловцов завоевала 16 – летняя школьница из Севастополя Галина Прозуменщикова на Олимпиаде в Токио (1964) на дистанции 200 м брассом.

Выдающимися пловцами из Советского Союза и России были победитель двух Олимпиад Владимир Сальников (1980,1988гг.), а также рекордсмен мира в спринтерском плавании, четырехкратный олимпийский чемпион Александр Попов (1992,1996гг.).

I . 3. Основные стили плавания

Спортивное плавание включает 4 вида: вольный стиль (кроль), плавание на спине, брасс, баттерфляй.

Самый простой и медленный вид плавания – брасс. Долгое время этот вид так и называли – плавание «по-лягушачьи». Название стиль «брасс» получил в 19 веке. Хотя и не очень быстро движешься, зато долго не устаёшь. Поэтому для сверхдлинных заплывов пользуются именно брассом.

В конце 19 века появился самый быстрый стиль плавания – кроль. Поэтому, когда спортсменам разрешают пользоваться вольным стилем, они все и всегда, точно сговорившись, выбирают именно кроль. Что же значит само это слово? «Ползти». А кто этот стиль выдумал? Туземцы Австралии.

В середине 30-х годов 20 века появился новый стиль плавания - баттерфляй, что в переводе с английского означает «бабочка». Руки пловца порхают над водой, словно крылья бабочки. И ещё спортсмен, плывя баттерфляем, напоминает прыгающего над водой дельфина.

Каждый стиль плавания даёт хорошую нагрузку на мышцы. Чемпион по энергозатратам - кроль. Брасс немного отстаёт, зато отлично тренирует дыхательную систему.

I .4. Основные правила плавания

Существуют несколько основных правил плавания:

1. Плавать следует с пустым желудком. Вода оказывает сильное давление на всю брюшную полость. Во избежание проблем, за 2 часа до занятий лучше не есть. Через час после тренировки можно слегка перекусить (фрукты, йогурт). Лучшее время для нагрузки период между 16 - 19 часами.

2. Плавать следует в купальном костюме, плотно прилегающим к телу.

3. Резиновая шапочка на голове надевается для защиты корней волос от расшатывания потоками воды. Поэтому волосы нужно тщательно прятать.

4. В бассейне может подстерегать такая неприятность, как грибок. Поэтому ни в коем случае не следует ходить босиком по бассейну, душевой, сауне. Специалисты советуют смазывать стопы ног противогрибковым кремом.

5. Прежде чем нырять в бассейн, нужно принять теплый душ. Он заменит легкую разминку перед плаванием, под кожей, на которую начинает воздействовать горячая вода из душа, активизирует кровообращение, мышцы разогреваются. Если сразу прыгнуть в воду без разминки, существует великая вероятность того что могут сводить мышцы голени, это не только больно, но и опасно.

6. Для похудения и укрепления мышц, тренироваться следует регулярно, не менее 3 раз в неделю. Плавать нужно без остановки 40 минут.

Секрет плавания: ПЛАВАНИЕ ПРИНЕСЕТ БОЛЬШУЮ ПОЛЬЗУ, ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ НЕГО.

Регулярно плавающий человек защищает себя от всех болезней (это я знаю точно, потому что очень редко болею).

I .5. Интересные факты

1.В воде человек ощущает себя на 90% легче, поскольку разгружается опорно - двигательный аппарат, улучшается осанка. Недаром после травм и при проблемах с позвоночником рекомендуют восстанавливаться в воде.

2. Новорожденного можно обучать плаванию уже на третьей неделе. После 3 месяца врожденная способность держаться на воде у младенцев пропадает. Регулярные занятия плаванием способствуют увеличению у детей объема кратковременной памяти.

3.Плавание – второй после бега на лыжах вид спорта, который тренирует все основные группы мышц.

4.Даже если минуту постоять в воде температурой +20 градусов, в крови повышается уровень гемоглобина. А плавание в холодной воде увеличивает выработку половых гормонов, улучшает кровообращение (в том числе мозговое), замедляет процессы клеточного старения.

5.Большинство кошек боится воды. Однако многие кошки пород Турецкий Ван, курильский бобтейл и Мейн - Кун с удовольствием плавают.

II . Практическое исследование

I I .1. Анкетирование

В практической части моего исследования я также провёл опрос 97 учащихся лицея (2 классы-47 уч-ся; 4 классы-50уч-ся) и попытался выяснить ответы на следующие вопросы:

1. Надо ли человеку заниматься спортом? Все ответили – да. (100%)

2. Умеете ли вы плавать? 2-е классы (33чел/70%),4-е классы (48 чел/90%)

3. Посещаете ли вы бассейн? 2-е классы (21чел/45%),4-е классы (28 чел/56%)

4. Получаете ли вы удовольствие от плавания? 2-е классы (41чел/87%),4-е классы (48 чел/94%)

5.Какие стили (способы) плавания вы знаете? Знают:2-е классы (11чел/23%),

4-е классы (32 чел/64%)

6. Какая польза для здоровья от плавания? Знают о влиянии плавания на опорно – двигательную систему (59 чел/61%); на дыхательную систему (7 чел/7%); о пользе плавания на закаливание организма (25 чел/26 %). Не знают дать о пользе плавания- (22 чел/23%).

Вывод: анкетные данные показали, что многие ребята умеют плавать, и почти получают удовольствие от плавание. но также анкетирование показало, что учащиеся недостаточно знают о стилях и пользе плавания.

II .2. Интервьюирование

Чтобы убедиться в правильности своих выводов, основанных на исследовании и анкетировании, я провёл интервью с медсестрой лицея Григорян Н.Н. и тренером по плаванию Диогеновой Татьяной Вячеславовной.

Они подтвердили мои знания о пользе плавания:

1.Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит, благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная ёмкость лёгких.

2.Занятия плаванием способствуют укреплению тонуса и повышению силы дыхательных мышц, благотворно влияют на кровообращение и усиливают вентиляцию лёгких.

3.Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

4.Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие человека, но и на формирование его личности. Не всем общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, опасаясь глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде - не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремлённость, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.

Заключение

В заключении хочу сказать, что плавание – это не только удовольствие и огромная польза, но и образ жизни человека.

Во всём этом я убедился на собственном примере:

    Польза. Я практически не болею, а если и заболеваю, то мой организм быстро справляется с инфекцией. Так же мне удалось избавиться от проблем в шейном отделе позвоночника.

    Удовольствие. Имею III разряд по плаванию и с удовольствием участвую в соревнованиях разных уровней.

    Образ жизни. Я не могу обходиться без плавания даже несколько дней. И отдыхать я люблю на море.

Занимайтесь плаванием! Плавание – это круто!

Давайте же плавать учиться,
Нырять и в воде веселиться
Пусть в жизни везде и всегда
Вам радость приносит вода!

Список использованных источников

    Учебное пособие / физкультура.

    Физкультура студента Н.С. Дядичкина. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2004.

    Хрестоматия по физической культуре: Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, Н.И. Пономарева, В.И. Григорьева. – СПб.: изд-во СПБГУЭФ, 2001.

    Викулов А.Д. Плавание М. Владос пресс 2004.

    Основы теории физической культуры /И.В. Еркомайшвили. Екатеринбург УГТУ, 2006.

    Теория и методика физического воспитания. Учебник Л.П. Матвеев и А.Д. Новиков / 2006.

    Плавание. Учебник для высших учебных заведений. М. ФиС 2006.

Любовь Владимировна Павленко
Проект по обучению плаванию дошкольников 3–7 лет «Дельфиненок»

Пояснительная записка….4

Планируемые результаты освоения …. 18

Учебно-методическое и информационное обеспечение ….21

Смета необходимого инвентаря и оборудования для реализации проекта… .…. 22

Список используемой литературы….….….….24

Приложения….…. 26

Пояснительная записка

Очень важно с первых лет жизни использовать свой мышечный аппарат и соответствующие ему центральные образования для того, чтобы не привыкать к трафаретам, организационным формам движения, а иметь возможность тренировать все естественные способности, которые природой заложены. (Орбели Л. А. Вопросы высшей нервной деятельности, 1949г.)

Система обучения плаванию в МБДОУ детский сад №76 «Капелька» рассчитана на 4 года.

К концу первого года обучения , выявляются дети, наиболее склонные к плаванию , которым становится неинтересно рядом с основной массой детей и для полного раскрытия способностей данных детей одного занятия в неделю – мало. Эти дети готовы воспринять и научиться большему, нежели предлагает основная программа. Анкетирование родителей показало, что многие желали бы, чтоб их ребенок продолжал заниматься плаванием и после окончания детского сада.

Данные причины подтолкнули к организации дополнительных занятий в бассейне. Таким образом, в МБДОУ организовывается кружок «Дельфин » , предназначенный для дошкольников и рассчитанный на 4 года обучения . При разработке программы использовались :

Образовательная программа «Послушные волны» (А. А. Чеменева, Т. В. Столмакова) ;

Современные программы обучения дошкольников плаванию (Т. И. Осокина, Е. К. Воронова) ;

Литература, касающаяся различных аспектов содержания и методики

преподавания плавания (Н. Ж. Булгакова, Л. Ф. Еремеева, Ю. Ф. Курамшин и др.)

Введение

Актуальность и новизна проекта :

Необходимость введения дополнительных занятий по плаванию определяется высокими требованиями к состоянию здоровья дошкольников , проживающих в условиях воздействия на них неблагоприятных климатоэкологических факторов ХМАО - Югры. Исследования, проведенные в городе Сургуту в 2011 году показали, что состояние здоровья детей и подростков ухудшилось за последние 10 лет. По данным углубленного медосмотра, на сегодняшний день лишь 27-28 % осмотренных в дошкольных и школьных учреждениях детей можно отнести к первой группе здоровья. По сравнению с 1994 годом этот показатель снизился, в среднем, на 17 % по городу Сургуту.

Различают плавание оздоровительное , лечебное, статическое, синхронное (художественное) и спортивное.

В этой программе охвачено два направления, которые неразрывно связаны между собой : спортивное и оздоровительное плавание . К спортивной подготовке допускаются все дети, желающие заниматься плаванием и не имеющие медицинских противопоказаний. Спортивное плавание направлено на обучение детей всеми способами : дельфин , на спине, брасс, кроль, а также стартов и поворотов; на развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей); на формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям плаванием и здоровому образу жизни.

Оздоровительное плавание направлено на профилактику и коррекцию деформаций позвоночника и грудной клетки, улучшение осанки, формирование правильного дыхания, повышение тонуса мышц - разгибателей позвоночника, брюшного пресса, а также улучшение деятельности сердечно - сосудистой системы. Лечебное плавание также решает задачи закаливания организма, укрепления общего физического состояния. Занятия плаванием способствуют утверждению себя как личности. Ранее боявшийся воды ребенок, преодолевая подсознательное стремление к самосохранению, приобщается к активным действиям в воде и приобретает уверенность в своих силах. Необходимость создания данной программы вызвана тем, что практически здоровые дети сегодня составляют 1-5% от всего детского населения. Количество детей с нарушением осанки постоянно растет.

Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушение осанки затрудняет работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития. В такой круг попадают многие дети. Разорвать его можно, только обеспечив правильное физическое воспитание и адекватный двигательный режим для конкретного ребенка.

Новизна программы заключается в том, что она направлена на решение ни одной задачи обучения , а комплексного подхода обучения и оздоровления дошкольников .

Отбор детей в группу осуществляется с учетом их желания и способностей, антропометрических показателей, результатов ежегодной диагностики, анкетирования родителей.

Данная программа осуществляется параллельно с основной, что дает возможность для более углубленного и детального обучения . Программа включает в себя материал, освоение которого дает возможность добиваться хороших показателей не только в плавании , но и по физической культуре вообще, развивает творческое воображение, фантазию, знание некоторых вопросов физиологии. Дети, посещающие кружок, являются активными участниками открытых спортивных и интеллектуальных мероприятий, праздников на воде.

Основные отличия программы кружка «Дельфин » от остальных программ обучения плаванию дошкольников представлены наличием в ней :

-обучения плаванию в ластах ;

Использования современных видов оздоровительной гимнастики на воде (в данном случае – аквааэробика под музыку) ;

Использования элементов лечебной физической культуры;

Использования упражнений дыхательной гимнастики;

Занятий по «сухому плаванию » в сухом бассейне с применением современного плавательного и хореографического инвентаря;

Теоретических занятий по каждому стилю плавания , по правилам безопасности на воде.

Цель проекта заключается в гармоничном физическом и психическом развитии личности дошкольника , развитии способностей к плаванию , воспитании морально-волевых качеств, необходимых дальнейшему обучению спортивным способам плавания , охране и укреплению здоровья дошкольника , формированию необходимых знаний, умений и навыков необходимых не только в сфере спортивного плавания , но и в повседневной жизни детей.

Основные задачи реализации проекта :

Задачи :

Оздоровительные :

Укрепить здоровье детей, содействовать их гармоничному психофизическому развитию;

Содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма;

Совершенствовать опорно-двигательный аппарат, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма;

Осуществлять профилактику двигательного дефицита в специфических климатических условиях Крайнего Севера.

Образовательные :

Прививать культурно - гигиенические навыки, способствовать осознанию значения плавания в жизни человека , формировать потребность в регулярных занятиях физической культурой и плаванием в частности ;

Формировать теоретические и практические основы освоения водного пространства;

Обучить всем стилям плавания ; плаванию в ластах , современным видам оздоровительной гимнастики на воде (аквааэробика под музыку) .

Развивающие :

Содействовать гармоничному развитию организма дошкольников ;

Совершенствовать состояние функционального здоровья дошкольников ;

Расширять спектр двигательных умений и навыков в воде;

Развивать творческое самовыражение в игровых действиях в воде.

Воспитательные :

Формировать устойчивый интерес к занятиям по плаванию , обеспечить эмоциональное благополучие при выполнении упражнений в водной среде;

Воспитывать силу воли, смелость, уважение к товарищам, способность прийти на помощь, умение работать в коллективе – сообща; умение достойно не только побеждать, но и проигрывать своим соперникам.

Ожидаемые результаты :

Повысится уровень здоровья детей, понизится уровень заболеваемости;

Произойдёт расширение адаптивных возможностей детского организма;

Повысятся показатели физического развития детей;

Расширится спектр двигательных умений и навыков в воде;

Усовершенствуется творческий потенциал и личностный рост ребёнка;

Усовершенствуется эмоциональное и двигательное раскрепощение в воде, будут наблюдаемы чувства радости и удовольствия от движения;

Сформируются нравственно-волевые качества.

Проект опирается на общепедагогические принципы :

Систематичности - занятия проводятся в определённой системе, регулярные занятия несравненно больший эффект, чем эпизодические;

Доступности, сознательности – формирование устойчивого интереса детей, как к процессу обучения , так и к конкретной задаче на каждом занятии;

Наглядности – создание у детей полного представления о разучиваемых движениях и способствование лучшему их усвоению;

Комплексности и интегрированности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса;

Личностной ориентации – учёт разноуровневого развития и состояния здоровья каждого воспитанника, умение адаптировать содержание к категориям разного возраста;

Сопровождения – систематическое наблюдение за развитием ребёнка и оказание ему своевременной помощи в случаях опережения и отставания в развитии.

Содержание материала каждого занятия направлено на решение нескольких задач, которые взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга, объединяясь в одну общую. Содержание занятий строится в порядке возрастающей трудности, постепенного увеличения нагрузки, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При повторении упражнений, используются задания одного типа, но разного содержания. Упражнения должны опережать имеющийся у детей в данный момент уровень умений и навыков, хотя индивидуальные данные каждого ребёнка могут внести свои коррективы.

Физкультурно-оздоровительный кружок «Дельфин » является одной из форм работы по оздоровлению и укреплению детского организма, гармоничного психофизического развития.

Деятельность физкультурно-оздоровительного кружка осуществляется на основе программы «Послушные волны» А. А. Чеменевой и Т. В. Столмаковой.

Программа по плаванию адаптирована к условиям МБДОУ №76 «Капелька» , рассчитана на 4 года обучения для детей групп младшего, среднего, старшего дошкольного возраста и подготовительной к школе группы. Формирование групп детей для занятий плаванием осуществляется путём заключения договора с родителями об оказании платных дополнительных услуг по плаванию на основе учёта индивидуальных и возрастных особенностей, состояния их здоровья и уровня освоения плавательных умений и навыков .

Занятия проводятся по подгруппам (до 10 человек) во вторую половину дня, продолжительностью 30 - 40 минут. Структура занятий традиционная и состоит из вводной, основной, заключительной частей. Занятия проводятся с октября по май месяц. Количество занятий : в неделю – 2; в месяц – 8; в год – 64; за весь период обучения – 256 ; их количество в год, а также за весь период обучения может варьироваться в зависимости от праздничных и карантийных дней. Один раз в месяц проводятся полностью игровые занятия : это могут быть и подвижные игры, и эстафеты и различного рода соревнования.

Обязательно проводится табелирование детей. В конце каждого месяца данные о посещении детей предоставляются в бухгалтерию учреждения для начисления оплаты. Перед каждым занятием медицинская сестра бассейна осматривает детей и ведёт контроль за самочувствием каждого ребёнка.

«Методическая копилка педагога начальной школы»

Лаврентьева Анфиса придумала тему проекта и защищала его на общешкольной научно-практической конференции, а затем и на городском НПК (2 место).

Осуществить работу ей помогли одноклассники, ученики 2 «Ж» класса. Они собирали материал, проводили анкетирование, придумывали содержание и оформление альбома «Плавание секрет - здоровья» и буклета «Идем в бассейн!», занимались распространением буклетов.

Анфиса ходит на занятия плаванием уже несколько лет, а после завершения работы над проектом в эту же секцию записались еще три человека. А все остальные с удовольствием посещают бассейн раз в месяц всем классом. Это объединяет детей и делает их не только более здоровыми, но и дружными, активными и сплоченными.

Гипотеза : большинство думают, что если заниматься плаванием, то здоровье улучшится.

Цель наших исследований: изучение и осмысление, почему плавание полезно для человека.

Задачи:

  • изучить историю плавания в интернет-источниках;
  • выяснить, какую пользу здоровью приносит плавание;
  • определить с руководителем вопросы анкеты, провести анкетирование, проанализировать результаты;
  • подобрать статьи для альбома-справочника «Плавание - секрет здоровья», оформить альбом, буклет для учащихся начальной школы о правилах поведения в бассейне « Идём в бассейн!»

Объект исследования : учащиеся 2 класса.

Предмет исследования : знания младших школьников о пользе плавания

Методы работы :

  • Теоретические: сбор и изучение информации по теме.
  • Практические: опрос (анкетирование, интервьюирование), анализ, обобщение

План работы над проектом

1. Организационно-подготовительный этап.

  1. Определение темы и выдвижение гипотезы.
  2. Составление плана действий.
  3. Обсуждение возможных источников информации по поставленной проблеме.

2. Исследовательский этап.

  1. Проанализировать уровень знаний учащихся вторых классов о плавание.
  2. Взять интервью у мам второклассников об изменении в здоровье их детей при посещении бассейна регулярно.

3. Заключительный этап .

  1. Оформление результатов в виде альбома- справочника «Плавание - секрет здоровья» и буклета« Идём в бассейн!»
  2. Защита проекта.
  3. Представление проекта ученикам вторых классов

В процессе поиска доказательств гипотезы проекта «О пользе плавания», мы узнали об истории возникновения плавания, когда была написана первая книга о плавании и сделан первый набросок плавательного круга, в каком году этот вид спорта вошёл в программу Олимпийских игр.

Мы выяснили, какие существуют способы плавания, и чем они отличаются друг от друга. Оказывается, что однажды приобретённый навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь.

Мы узнали, какое влияние оно оказывает на здоровье человека. Природа наделила человека умением плавать с самого рождения, но не все родители закрепляют это с самого раннего возраста. Известны случаи, когда дети становились мировыми рекордсменами или олимпийскими чемпионами. Мы узнали, что многие животные умеют плавать, а дельфинотерапия помогает при лечении самых разных болезней. Плавание изображается на марках, монетах.

В процессе поиска ответа на вопрос: «Почему плавание полезно для человека?», мы выяснили, что не все дети умеют плавать и единицы занимаются профессионально с тренером. Но многие считают его полезным видом спорта.

Гипотеза нашей работы, что если заниматься плаванием, то здоровье улучшится, подтвердилась. Польза плавания для здоровья очень большая. Самым интересным фактом для нас оказалось то, что ребёнок умеет плавать с самого рождения.

Цель исследования достигнута. Я и мои одноклассники узнали, когда возникло плавание, как оно развивалось на Руси, и когда было включено в Олимпийские игры. Мы различаем разные способы плавания. Многие из нас стали чаще бывать в бассейне. Разработаны правила поведения в бассейне.

Плавание - вид спорта очень красивый и увлекательный. К тому же это очень полезный и одновременно приятный вид спорта. Мы призываем всех: пойдемте в бассейн!

Исследовательский проект «О пользе плавания»