Конспект сюжетно-ролевой игры «Лыжная база

Цель: приобщение детей к лыжным видам спорта.

Задачи:

1) Формировать игровые умения у детей в сюжетно-ролевой игре «Лыжная база».

2) Развивать умение самостоятельно развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, согласовывать и распределять роли, создавать необходимые условия для игры.

3) Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей, их социальную значимость.

4) В игре соревновательного характера воспитывать культуру честного соперничества.

Ход игры:

1.Предварительная работа

Для решения первой задачи:

1. Мероприятие: «В мире лыжного спорта» НОД Познание

Цели: познакомить детей с лыжными видами спорта (лыжные гонки, биатлон, сноубординг, горнолыжный спорт, прыжки с трамплина, фристайл, слалом), обогатить словарь детей, упражнять детей в образовании слов, развивать мелкую моторику кистей рук, умение сравнивать предметы.

2. Мероприятие: «Лыжная прогулка» НОД Познание (на улице)

Цели: совершенствовать двигательные навыки детей, способствовать их правильному физическому развитию. Научить их ориентироваться на местности, сформировать устойчивое и доброжелательное отношение к здоровому образу жизни через познание окружающего мира и занятия физкультурой.

Инвентарь: лыжи по количеству детей, аптечка.

3. Мероприятие: Л. Квитко «Лыжники» НОД Художественная литература

Цели: продолжать учить детей запоминать стихи. Учить отвечать на вопросы по содержанию. Развивать память, совершенствовать отчетливое произнесение слов, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к спортивным развлечениям зимой.

Словарная работа: активизировать словарь – ельник, перевал, лыжный кросс.

4. Мероприятие: Просмотр мультфильма «Снежные дорожки» (Союзмультфильм), просмотр презентации «Лыжные виды спорта»

Цель: продолжать формировать знания о профессиях тренер, спортсмен-лыжник.

5. Мероприятие: Экскурсия на лыжную базу МОУ СОШ №18 г. Вологды

Цель: закрепить ранее полученные знания детей о работе тренера, спортсменов, ознакомление с помещением, атрибутикой.

6. Мероприятие: Викторина по лыжным видам спорта

Цель: закрепление знаний детей о лыжных видах спорта

7. Мероприятие: изготовление макета «Лыжный стадион» (совместная деятельность воспитателя с детьми)

Цели: закрепление умений лепить человека в движении, развитие изобразительных навыков обработки изделия на разных этапах деятельности; воображение и фантазию, воспитывать интерес к лыжным видам спорта.

8. Мероприятие: Проведение опытов «Пульсирующая кровь» и «Как измерить объем легких»

Цель: научится с помощью подручных средств измерять пульс и объём лёгких.

9. Мероприятие: Участие во всероссийском массовом спортивном мероприятии «Лыжня России»

Цель: привлечение детей и их родителей к занятию лыжным спортом.

10. Мероприятие: Участие в конкурсе видеороликов Главы г. Вологды «Дорога в Сочи: болеем за наших!»

Цель: воспитание чувства патриотизма и гордости за Российских спортсменов.

Для решения второй задачи:

1. Мероприятие: Костюмерная (дети выбирают костюмы в соответствии с ролью)

Цель: формировать представления о внешнем облике, характере и действиях конкретных персонажей игры.

2. Мероприятие: Конкурс на лучшее название лыжной базы

Цель: Развитие творческого воображения детей.

3. Мероприятие: Изготовление атрибутов для игры (лыжная мазь на разные температурные условия, коробки для хранения мазей, надписи для бейджика сервисной команды и тренера, медали, атрибуты для болельщиков)

Цель: формировать умение самостоятельно изготавливать атрибуты для игры.

4. Мероприятие: Конкурс рисунков на тему «Ах, лыжи мои лыжи»

Цель: развитие творческих способностей.

5. Мероприятие: Беседа на тему «Как выглядит твой персонаж?»

Цель: развивать представление детей об облике персонажа в соответствии с предпочитаемой ролью.

6. Мероприятие: НОД «Составь свою считалку».

Цель: развитие умения сочинять считалки, формирование умения применять выученные считалки для распределения ролей.

Для решения третьей задачи:

1. Мероприятие: Решение проблемных ситуаций (получение спортсменом травмы, как добраться до лыжной базы, сломался какой-либо атрибут для занятий лыжным спортом, заболел тренер, что делать…) или другие ситуации.

Цель: развитие у старших дошкольников творческой активности, формирование стремления использовать личный опыт для принятия самостоятельных решений.

2. Мероприятие: Составление рассказов детей от лица персонажа или на тему: «Кто чем занят на лыжной базе»

Цель: продолжать развивать ролевую речь.

3. Мероприятие: Экскурсия на стадион, наблюдение за открытием и проведением олимпийских игр в МОУ СОШ №21.

Цель: наблюдение за работой тренера, за выступлением участников олимпиады, за поведением болельщиков.

Цель: воспитание патриотических чувств: любви к Родине, чувство гордости за Российских спортсменов. Запомнить, имена лыжников и биатлонистов, выступающих за Российскую сборную.

Для решения четвёртой задачи:

1. Мероприятие: Развлечение «Малые Олимпийские игры» (улице)

Цель: Развивать физические качества детей (скоростные, силовые, выносливость, координацию). Обогащать двигательный опыт детей. Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми, умение вести диалог, выслушивать ответы сверстников. Воспитывать чувство товарищества, коллективизма, умения контролировать свои поступки.

2. Мероприятие: Создание картотеки «Мирилки».

Цель: Содействовать развитию творческих способностей детей. Формировать умение соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения в процессе совместной игровой деятельности. Воспитывать стремление согласовывать свои действия с действиями окружающих.

2. Примерные игровые роли и игровые действия

3. Предполагаемые сюжетные линии и взаимодействие между ними

4. Варианты начала и окончания игры

1 Вариант начала игры

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какое спортивное событие произойдёт зимой в нашей стране, в городе Сочи? (Ответы детей, уточнения воспитателя). Все верно. В Сочи будут проходить Зимние Олимпийские игры. Чтобы победить, нужно быть дружными, сплоченными, стремиться к здоровому образу жизни.

Воспитатель: А теперь отгадайте загадку

Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я!

Стал мне спорт родней и ближе

Кто помог мне в этом? (лыжи)

— Приглашаю вас дети на лыжную базу! Вы готовы?

2 Вариант начала игры

Воспитатель: Ребята, сегодня я прочитала в газете, что открылась лыжная база. Кто хочет покататься на лыжах?

3 Вариант начала игры

После беседы о лыжном спорте, предлагаю посетить лыжную базу.

Варианты окончания игры

1.Закончился рабочий день лыжной базы.

2. Закончились соревнования, награждения, вручение медалей.

3. Изменились погодные условия на лыжном стадионе.

5. Варианты распределения ролей

По считалке, жеребьёвка, по справедливости (дети меняются ролями по предварительной договорённости)

6. Игровые ситуации

1 игровая ситуация: Любители лыжного отдыха и специалист по выдаче инвентаря

На спортивной базе нас встречает специалист по выдаче инвентаря (ребенок).

Специалист: Здравствуйте, вы у нас в первый раз? Ваше Ф.И.О., адрес, телефон. На какое время хотите взять лыжи?

Любители лыжного отдыха: Здравствуйте, да, мы на вашей базе первый раз (дети называют Ф.И.О., адрес, телефон, специалист записывает данные). Мы хотим взять лыжи на 1 час.

Специалист: Пожалуйста. Давайте подберем ботинки по размеру и выберем лыжи (выбирают лыжное оборудование).

Сейчас я выдам жетончики на 1 час пользования лыжами.

Любители лыжного отдыха: Мы не умеем ездить на лыжах и хотели бы первое занятие провести с тренером.

Специалист: У нас очень хороший тренер, он обязательно вам поможет. Хорошо вам отдохнуть, жду вас через час.

Любители лыжного отдыха: Спасибо.

2 игровая ситуация (на улице) Тренер, сервис бригада, спортсмены.

Дети в группе распределяют роли и договариваются о сюжете игры.

Тренер: Здравствуйте! Прошу сервис бригаду проверить состояние лыжни, подготовить лыжи. Соревнования начнутся через час.

Сервис бригада: Здравствуйте! Мы постараемся все подготовить в срок.

(выполняют игровые действия в соответствии с замыслом игры).

Тем временем тренер проводит разминку со спортсменами:

Тренер: Стройтесь! Всем спортсменам физкульт-привет! К разминке готовы?

Спортсмены: Физкульт-привет! Готовы!

Тренер: Отряд, дружно в ряд!

Поверните тело влево, а теперь наоборот.

И еще немного стоя, наклонитесь все вперед

А потом присядьте вниз и припомните девиз:

«Физкультура хороша, занимайся не спеша!»

Надевайте лыжи, сейчас мы поиграем в игру «Холодно – жарко».

(По сигналу «жарко» спортсмены разбегаются в разные стороны, «холодно» – спортсмены останавливаются. Игра проводится 2–3 раза.)

– А сейчас я предлагаю вам выполнить следующие задания: нужно нарисовать палочкой на чистом снегу солнышко, железную дорогу. (Далее спортсмены выполняют повороты способом переступания, определяется, кто лучше всех выполнил задание.)

Сервис бригада: У нас всё готово, лыжня в порядке!

Тренер: Спасибо! Начнём соревнования!

3 игровая ситуация

Спортсмены: Здравствуйте!

Тренер: Здравствуйте! У нас завтра важные соревнования, осмотрите, пожалуйста, спортсменов.

Спортивный врач: Здравствуйте! Как вы себя чувствуете? Откройте рот, не болит горло? Давайте измерим температуру и померим давление. Имеются ли какие-нибудь заболевания? Покажите кожу рук. Можно посмотреть результаты измерений температуры (данные заносятся в карточку).

Тренер: Очень хорошо — противопоказаний нет, все чувствуют себя хорошо.

Спортивный врач: Можно приступать к тренировкам. Проходите на лыжню.

Тренер: Спасибо, что всех осмотрели, можете с нами тренироваться и наблюдать за состоянием спортсменов.

7. Роль педагога в игре

В начале игры педагог выбирает роль тренера, впоследствии либо любителя лыжного спорта, либо болельщика.

8. Использование предметов заместителей

Для игры в лыжную базу использовали помещение спальни. Совместно с детьми изготовили «лыжню» из самоклеящейся бумаги белого цвета. Для смазки лыж использовали пластилин, крупный конструктор «Лего», деревянный конструктор. Изготовили для болельщиков «шуршалки» с помощью цветной бумаги и трубочек для коктейля. Надписи старт и финиш, тоже были сделаны из цветной бумаги.