Карта психолого-логопедического обследования ребенка старшего школьного возраста. Материал для учителей-логопедов "логопедическое сопровождение детей с овз" Название разделов, тем занятий

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

«Центр психолого-медико-социального сопровождения «ДАР»

УТВЕРЖДАЮ: Программа рекомендована к работе

Директор МБОУ научно-методическим советом центра

ППМС-центр «ДАР»

Протокол № _________

Н.И. Балакирева «___»___________2012 г «____» ___________2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Составитель:

учитель-логопед Сапегина Е. С.

Новокузнецк, 2012

Пояснительная записка

В общеобразовательных школах, где обучаются дети с ОВЗ, в рамках инклюзивного и дистанционного обучения, большинство школьников с различными нарушениями речи. Следовательно, основной задачей учителя-логопеда является коррекция и профилактика дефектов устной и письменной речи у детей с ОВЗ, а также формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ. Эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько грамотно была проведена диагностика речевого недоразвития и учтены особенности детей с ОВЗ.

Предлагаемая диагностическая программа составлена на основе методик Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной и Н. В. Нищевой и предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста с ОВЗ: качественной оценки нарушения речи, анализа структуры дефекта.

Цель программы – определение речевого статуса ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата для выбора коррекционно-развивающего маршрута.

В соответствии с целью выделяются следующие задачи:

    Изучить анкетные и анамнестические данные ребенка с ОВЗ.

    Обследовать состояние артикуляционной, общей и мелкой моторики.

    Выявить особенности дыхательной и голосовой функций.

    Определить соответствие развития фонетико-фонематической стороны речи возрастным нормам.

    Выявить соответствие возрасту уровня сформированности операций языкового анализа и синтеза.

    Определить состояние лексико-грамматического строя и связной речи в сравнении с возрастными нормами.

    Исследовать продукты письменной речи младших школьников с ОВЗ для выявления стойких специфических нарушений.

Диагностика речевого развития проводится в первые две недели сентября и является стартовым логопедическим обследованием (поступивших в группу / продолжающих обучение) или при поступлении детей в течение учебного года. В январе, в течение одной-двух недель рекомендуется проводить промежуточное обследование уровня речевого развития детей с тем, чтобы можно было своевременно выявить как достижения, так и трудности в реализации индивидуальных коррекционных программ, провести их необходимую корректировку. В конце учебного года (последние две недели мая) логопед проводит итоговое обследование детей, делает сопоставительный анализ данных, составляет годовой отчет с указанием направлений деятельности и эффективности работы.

Обследование проводится в индивидуальной форме и рассчитано на два-четыре занятия по 20-30 минут, в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Последовательность предъявления диагностических заданий и количество времени, отведенное на обследование, может меняться с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Программа состоит из четырех блоков: сбор анкетных и анамнестических данных, обследование речевого аппарата, обследование устной речи и обследование письменной речи, каждый из которых решает соответствующие задачи.

I блок. Сбор анкетных и анамнестических данных (по ходу обследования)

    Анкетные данные

    Общая характеристика ребенка

    История речевого развития

    Слух и зрение

    Понимание речи

    Состояние общей моторики

II блок. Обследование речевого аппарата (5-10 мин)

III блок. Обследование устной речи (30-35 мин)

    Состояние звукопроизношения (2-3 мин)

    Сформированность звуко-слоговой структуры слова (2-4 мин)

    Сформированность операций языкового анализа и синтеза (10-12 мин)

в) Фонематические процессы

4. Состояние лексико-грамматического строя речи (8-12 мин)

а) Словарь

б) Словообразование

в) Словоизменение

5. Связная речь (8-10 мин)

IV блок. Обследование письменной речи (25-30 мин)

    Чтение (5-7 мин)

    Письмо (20-23 мин)

а) Списывание

б) Диктант

Для обследования младших школьников с ОВЗ 1 класса применяются задания 1-3 блоков, для детей 2-4 классов – задания 1-4 блоков. В ходе проведения диагностики учитель-логопед получает данные, позволяющие составить индивидуальные планы развития на каждого ребенка. Качественный подход позволяет определить примерные сроки формирования умений и содержание коррекционной работы. Результаты диагностики фиксируются в специальной речевой карте, где отмечаются данные о речевом развитии ребенка (Приложение №1) .

Данная диагностическая программа разработана для учителей-логопедов общеобразовательных школ, работающих с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ в рамках инклюзивного и дистанционного обучения.

Обязательным условием реализации программы является индивидуальная очная форма проведения обследования речи детей с ОВЗ, в связи с их особенностями развития.

Для достижения цели и поставленных задач диагностики используются следующие методы :

    изучение анамнестических данных;

    наблюдение;

    беседа с ребенком, родителями и педагогами;

    анализ письменных работ (не менее 8 – 10 работ).

Диагностический материал

I блок. Сбор анкетных и анамнестических данных

    Анкетные данные

Отмечаются фамилия, имя, возраст ребенка, класс, наименование учреждения

    Общая характеристика ребенка

Отмечаются устойчивость внимания, усидчивость, мотивация, особенности эмоционально-волевой сферы и другие индивидуальные особенности ребенка

    История речевого развития

Отмечается, как протекало речевое развитие (была ли задержка речи и почему)

    Слух и зрение

Отмечается состояние слуха, зрения

    История обучения чтению и письму

Отмечается время начала обучения грамоте и возникшие при этом трудности

    Понимание речи

Отмечается понимание отдельных слов и фраз, а также умение выполнять инструкции и поручения

    Состояние общей моторики

Отмечается состояние общей моторики

    Сформированность графомоторных навыков

Отмечаются наличие и особенности графомоторных навыков

II блок. Обследование речевого аппарата

    Произносительная сторона речи

Отмечается степень разборчивости речи, ее темп и ритм Отмечаются особенности дыхания и голоса

    Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Отмечаются особенности строения губ, зубов, твердого и мягкого неба, языка, особенности прикуса

    Состояние артикуляционной моторики

Отмечаются объём, амплитуда, темп, точность выполнения, переключение

III блок. Обследование устной речи

1. Состояние звукопроизношения

Свистящие

Шипящие

Сонорные

В слове

Собака, колбаса, автобус

Семь, письмо, гусь

Зубы, звезда, коза

Зебра, обезьяна, земляника

Цапля, пуговица, огурец

Шапка, машина, душ

Жук, ножницы, ножи

Чайник, бабочка, ключ

Щётка, овощи, плащ

Рыба, корова, топор

Ремень, верёвка, фонарь

Лампа, молоток, дятел

Лейка, телефон, метель

Во фразе

Стол накрыт скатертью.

Гусеница сидит на листе.

За забором розовый куст.

В зеленой корзине газеты.

У крыльца курица с цыплятами.

На вешалке шуба, шапка и шарф.

Пожарники едут на пожар.

На столе чашка с горячим чаем.

Щенок в ящике.

На черной крыше красная труба.

Дом на берегу моря.

На балконе стол и стул.

Лимон лежит на блюдце.

    Сформированность звуко-слоговой структуры слова

Односложные слова: дом, мак, сыр

Двусложные слова из открытых слогов: ива, дети, фата

Двухсложные слова со стечением: банка, ветка, губка

Двухсложные слова из закрытых слогов: компот, тюльпан, лыжник

Трехсложные слова из открытых слогов: охота, малина, лебеди

Трехсложные со стечением: таблетка, матрешка, космонавт

Многосложные слова: черепаха, государство, сковорода, велосипедист, чистильщик, экскаваторщик

Словосочетания: слесарь-инструментальщик, космонавт-исследователь, строгий регулировщик

Предложения: У фотографа фотоаппарат со вспышкой. Регулировщик руководит движением на перекрестке.

    Сформированность операций языкового анализа и синтеза

а) Анализ (определить количество слов в предложении, назвать первое, второе, третье и т.д.) и синтез предложений

Предложение из 3-х слов без предлога:

Стоят теплые деньки.

Предложение из 4-х слов без предлога:

Осенью часто льют дожди.

Предложение из 5-ти слов с предлогом:

Желтые листья падают на землю.

Предложение из 4-ех слов с предлогом:

На, столе, лежит, книга.

Предложение из 5-ти слов с предлогом, предъявленных в нарушенной последовательности:

Катя, с, кувшин, увидела, водой.

Предложение из 5-ти слов с предлогом (слова даны в начальной форме):

Ира, купить, шапка, в, магазин.

б) Слоговой анализ и синтез (определить количество слогов в слове; составить слово из слогов)

Односложные слова с закрытым слогом: сом, мак, мышь

Односложные слова со стечением: стул, взрыв, вброд

Двухсложные слова: муха, ухо, кошка

Двусложные слова со стечением: кровать, поднос, крыша

Трехсложные слова: капуста, картофель, собака

Трехсложные слова со стечением: ласточка, карандаш, осьминог

Двухсложные слова: ка-ша, цве-ток, те-традь

Трехсложные слова: ка-на-ва, а-на-нас, чу-че-ло

Многосложные слова: ско-во-ро-да, за-мо-ро-жен-ный

в) Фонематические процессы:

    Повторение слогов с оппозиционными звуками

Дифференциация парных звонких и глухих фонем: ба-па, са-за, да-та, жа-ша, ва-фа, ка-га, па-ба и т.д.

Дифференциация свистящих – шипящих фонем: са-ца, са-ша, жа-за, ча-тя, ца-са, ша-са, за-жа, тя-ча и т.д.

Дифференциация сонорных фонем: ла-ра, ра-ла

    Повторение слов с оппозиционными звуками

Почка-бочка, класс-глаз, софа-сова, уточка-удочка, трава-дрова

Крыса-крыша, сук-жук, лес-лещ, сайка-чайка

Лейка-рейка, баран-баян, гайка-чайка, ложки-рожки

Мышка-миска, угол-уголь

    Выделение звука на фоне слова

Звук [м] в слове: мышка, дерево, норка, мочка, сон, дом, гном, стол, кошка, комната, шапка, горка

    Выделение первого звука в слове

Гласного звука: астра, удочка, иней

Согласного в словах со стечением: гребешок, кран, свисток

Согласного в открытом слоге: соловей, мухомор, танкист

    Выделение последнего звука в слове

Согласного в закрытых слогах: мак, дом, карандаш

Согласного в слогах со стечением: танкист, аист

Гласного: радуга, кошка, окно

    Определение места звуков в слове (начало, середина, конец) (Приложение №2)

Где прячется звук [а] в словах: аист, лак, пила, мак, рука, арбуз

Где прячется звук [п] в словах: палка, шапка, укроп, пони, стоп, кепка, кнопка, пол

    Определение последовательности звуков в слове

Какой первый, второй, третий и т.д. звук в словах: лапа, почта, малина

    Определение количества звуков в слове

Односложные с закрытым слогом: дым, сок, лук

Двухсложные слова: козы, шапка, каша

Двухсложные со стечением: диктант, крышка

    Определение места звука относительно других звуков

Назови соседей [т] в словах: кактус, пальто, ватка

    Навыки звукового синтеза

Односложные с закрытым слогом: [ч]-[а]-[с], [п]-[ы]-[л "] , [т "] -[м]-[а]

Односложные со стечением согласных: [п]-[а]-[р]-[к], [з]-[в]-[у]-[к]

Двух-трехсложные со стечением согласных: [ф]-[у]-[т]-[б]-[о]-[л], [а]-[л]-[ф]-[а]-[в " ]-[и]-[т]

    Фонематические представления

Назвать три слова, в которых есть звук [м]

Назвать три слова, в которых 4 звука

Показать картинки, в названии которых 5 звуков: зонт, лопата, кукла, свисток, горка, молоток, лимон, шапка (Приложение №3)

4. Состояние лексико-грамматического строя речи

а) Словарь

Название предметов по описанию:

предмет, которым причесывают волосы?

предмет, которым режут хлеб?

предмет, которым рубят дрова?

предмет, которым копают землю?

дети, которые учатся в школе?

домик, сделанный для скворцов?

Подобрать антонимы к словам: добро, друг, грязь, хороший, больной, широкий, давать поднимать, покупать.

Назови предметы, относящиеся к: мебели, инструментам, насекомым, обуви, грибам и т.д.

б) Словообразование

Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Приложение №4) :

стол, машина, носок, ведро, нож, рукавица, чашка, окно, одеяло

Образование имен существительных, обозначающих детенышей (Приложение №5) :

У кошки… (у лисы, у слона, у утки, у зайца, у волка, у козы, у белки, у медведя, у бобра, у собаки, у барсука, у коровы)

Образование относительных имен прилагательных (из чего сделано):

дерево, бумага, мех, шерсть

Образование притяжательных имен прилагательных (Приложение №6) :

Хвост зайца чей? … (лисы, волка)

Образование приставочных глаголов (Приложение №7) : по-, под-, об-, за-, вы-, от-, пере-, при-

в) Словоизменение

Употребление имен существительных в форме Им. падежа ед. и мн. числа (Приложение №8) :

лист, стул, воробей, дерево, пень, глаз, рот, река, ухо, кольцо, лев

Употребление имен существительных в форме Р. падежа мн. числа (Приложение №9) :

шары, березы (деревья), ложки, ключи, карандаши, окна, книги, вёдра, листья, вилки

Употребление предложно-падежных конструкций (Приложение №10) :

в, на, под, перед, из-под, из-за, к, за, из

Употребление имен существительных в форме косвенных падежей без предлогов:

У меня есть ручка.

У меня нет … .

Я не вижу … .

Я рисую … .

Согласование имен прилагательных с именами существительными. Назвать признаки предметов (Приложение №11) :

мяч, шапка, ведро, апельсин, бабочка, блюдце, колокольчик, платье, ворона

Согласование имен числительных с именами существительными (сколько предметов – 2, 5) (Приложение №12) :

коты, машины, розы, мячи, окна, пни, воробьи, платки, вёдра

5. Связная речь

а) Составление рассказа по серии сюжетных картинок (Приложение №13)

б) Пересказ прослушанного текста

5 – 6 лет Муравей.

Муравей нашёл зерно. Оно было такое тяжёлое, что муравей не мог его поднять. Тогда муравей позвал на помощь своих товарищей, других муравьев. Все вместе муравьи легко дотащили зерно до муравейника.

6 – 7 лет Умная галка.

Хотела галка пить. Увидела кувшин с водой. А вода в нём на самом дне. Галка скакала, скакала – всё без толку. Никак не смогла галка достать воду. Стала галка кидать камешки в кувшин. Кидала, кидала и накидала столько, что вода поднялась и галка смогла напиться. Вот какая умная галка!

(Адаптированный текст по Л.Н. Толстому)

1 класс Рыбалка.

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошёл к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

2 класс Бабушкины куры.

У бабушки были куры. Надя спросила: «Можно я их покормлю?» «Можно». Надя взяла мисочку с зерном. Стала звать: «Куры, куры, сюда!» А куры не идут. «Бабушка, они не идут!» «А ты им скажи: цып, цып». Тут со всех сторон набежали куры и давай клевать зерно.

3 класс Котёнок.

Вася и Катя пошли гулять. Они взяли с со бой котёнка. Котёнок был серый с белыми лапками. У дороги рос щавель, дети стали рвать его. И забыли про котёнка. Вышел охотник с двумя собаками. Собаки побежали к котёнку. Они хотели его схватить. Котёнок испугался и прижался к земле. Вася бросился к котёнку. Он накрыл его своим телом и спас от собак.

4 класс Горошины.

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

IV блок. Обследование письменной речи

1. Чтение

2 класс Волчица и заяц (Приложение №14)

Ночью волчица охотилась на зайца. Шустрый заяц перебежал через шоссе. Волчица наблюдала за ним из кустов. Свет фар проезжавшей машины ослепил волчицу. Волчица поджала хвост и скрылась.

Вопросы:

    О ком этот рассказ?

    Когда охотилась волчица?

    Куда побежал заяц?

    Почему волчица не поймала зайца?

3 класс Соседи (Приложение №15)

В нашем подъезде пять этажей. На первом этаже живёт дед Василий. Он защищал нашу землю на войне. Дед Василий – ветеран. Все соседи его уважают. На третьем этаже живёт Ярослав. Он учится в четвёртом классе. Ярослав помогает дедушке, приносит письма и продукты.

Вопросы:

    О ком этот рассказ?

    Кем был дед Василий?

    Как помогает Ярослав дедушке?

4 класс Орёл (Приложение №16)

Высоко летает могучий орёл. Часами парит он над землёй. Зорко смотрит он на землю: не мелькнет ли где шустрый заяц или осторожная куропатка. Стрелой падает он на добычу и уносит её в своё далёкое гнездо. Там ждут орла голодные орлята. Издалека слышен их мощный крик. Жадно и быстро поедают они добычу. И снова орёл летит на охоту.

Вопросы:

    О ком этот рассказ?

    Зачем орёл зорко смотрит на землю?

    Куда и кому орёл уносит свою добычу?

2. Письмо

а) Списывание

2 класс (Приложение №17)

На берегу реки стояла дача. В парке растут большие липы и берёзы. Мама надела новый фартук. Распустились набухшие почки дерева. Алёша и Ульяна несут сестре пелёнки. Закачались на выступах гор жёлтые цветы.

3 класс (Приложение №18)

Лиза и Соня спешат на заснеженную поляну. Щедрый медовый запах наполнил вечерний воздух. У Гриши под крыльцом жили ежи. Мальчики сели под ель. Бабушка Поля развесила сушиться бельё. На лиственницах запестрели шишечки. Запахло прелыми листьями.

4 класс (Приложение №19)

Ребята ждут больших перемен в природе. Пушистые снежинки закружились в морозном воздухе. Щенок Тузик хотел лизнуть ежиху и уколол язык. Бабушка хвалит девочек за помощь. В чужой лодке всегда большие рыбки. Зимой дети ходят на озеро кататься на коньках. Ульяна страшно боялась щекотки и мышей.

б) Диктант

2 класс

Начало года Собака.

Люба и Надя играли. Во двор забежала чужая собака. Детям стало страшно. Лёня бросил ком грязи. Собака сразу убежала.

Конец года Весна.

На улице шумят ручейки. Прилетели грачи и кричат в роще. На яблоне набухли почки. А на березе и орешнике уже висят серёжки. Дети целый день пускают кораблики.

3 класс

Начало года Наша дача.

Это наша дача. За рекой чудесная дубовая роща. Туда мы часто ходим гулять. В роще много груздей и рыжиков. Есть и ягоды. Один раз Лариса набрала целый кувшин малины.

Конец года Часы.

На стене в нашей комнате висят большие часы. У часов две стрелки и блестящий маятник. Большая стрелка показывает, сколько минут, а маленькая – который час. Через каждый час часы бьют. Нежный бой часов слышен по всей квартире.

4 класс

Начало года Овца.

Зачем человек держит овцу? От овцы человеку большая польза. Человеку нужна овечья шерсть на чулки и на сукно. Кожа идёт на сапоги. Мясо идёт в пищу. Колхозники разводят овец. Летом их пасут на лугу. Зимой овцы живут в хлеву на скотном дворе.

Конец года Ночной праздник.

Ночь наступила лунная, росистая. Порхали огромные ночные бабочки. Тихо чертили небосклон летучие мыши. Раскрывались белые ночные цветы. Вскоре закружились в воздухе зелёные огоньки светлячков. Еще гуще засеребрилась трава. Ярче забелели ночные цветы. Даже шорохи затихли в чащобе. Тайга начинала свой ночной праздник.

Список литературы:

    Гайдина, Л.И. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи: 1-4 классы / Л.И. Гайдина, Л.А. Обухова. – М.: ВАКО, 2008. – 112с.

    Данилова, Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом./ Л.А. Данилова. – Л., 1977.

    Ефименкова, Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова. – М.: Просвещение, 1972. – 206с.

    Забрамная, С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психол-мед.-пед. комис. / С. Д. Забрамная – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 32с.

    Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 280с.: ил.

    Косинова, Е.М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребенка его возрасту / Е.М. Косинова. – М: ОЛИСС; Эксмо, 2007. – 64с.: ил.

    Нищева, Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. –85с.: ил.

    Нищева, Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 48с.

    Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом./ Под ред. М. В. Ипполитовой. – М.,1989.

    Фотекова, Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 176с.

ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Выполнила: Маханькова Л.А.


Технология организации логопедического обследования .

  • Этапы логопедического обследования:
  • I этап. Ориентировочный.
  • II этап. Диагностический.
  • III этап. Аналитический.
  • IVэтап. Прогностический.
  • V этап. Информирование родителей.

1. Ориентировочный этап

Задачи первого этапа :

  • сбор анамнестических данных;
  • выяснение запроса родителей;
  • выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.
  • Виды деятельности:

Изучение медицинской и педагогической документации;

  • изучение работ ребенка;
  • беседа с родителями.

  • 2. Диагностический этап

Диагностический этап представляет собой собственно процедуру обследования речи ребенка. При этом взаимодействие логопеда и ребенка направлено на выяснение следующих моментов:

  • какие языковые средства сформированы к моменту обследования;
  • какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;
  • характер несформированности языковых средств.
  • в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорении, аудировании, чтении, письме);
  • какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.

  • Методы логопедического обследования:
  • педагогический эксперимент;
  • беседа с ребенком;
  • наблюдение за ребенком;
  • игра.
  • В качестве дидактического материала могут быть использованы реальные объекты действительности, игрушки и муляжи, сюжетные и предметные картинки, предъявляемые единично, сериями или наборами, устно предъявляемый вербальный материал* карточки с напечатанными заданиями, книги и альбомы, материализованные опоры в виде схем, условных значков.

3. Аналитический этап

Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда, независимо от его места работы.

  • В речевой карте, как правило, представлены следующие разделы:
  • паспортная часть;
  • анамнестические данные;
  • данные о физическом и психическом здоровье ребенка;
  • раздел, посвященный общей характеристике речи, связной речи, словарному запасу, грамматическому строю, звуко-произношению и фонематическому восприятию, слоговой структуре слова, чтению и письму;
  • специальное место для записи логопедического заключения.

  • 4. Прогностический этап
  • Прогностический этап - очень важное звено в системе логопедического обследования, поскольку на основании имеющихся фактов и их осмысления специалистом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, выясняются основные направления коррекционной работы с ним, решается вопрос о его индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте .
  • Образовательные маршруты могут быть реализованы в различных формах:

Индивидуальные занятия по индивидуальной программе в условиях специализированного учреждения.

Групповые занятия по определенной образовательной коррекционной программе в условиях специализированного учреждения.


5. Информирование родителей.

Информирование родителей - деликатный и сложный этап обследования ребенка. Он проводится в виде беседы с родителями в отсутствие ребенка.

  • Особые требования

Во-первых, беседу с родителями следует строить на доступном для них уровне использования терминологии, четко структурируя предъявляемый материал по результатам обследования.

Во-вторых, беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребенку: необходимо подчеркивать достоинства и достижения даже самых тяжелых детей, подробно разъяснять сущность дефекта и тут же давать конструктивные предложения по их преодолению

В-третьих, беседа должна быть построена в конструктивном направлении, так как коррекционная работа будет недостаточно эффективной, если мы не найдем активных союзников в лице родителей.


  • А). Обследование речи дошкольников и школьников.

Начинается с изучения состояния связной речи ребенка, которое может иметь диалогическую и монологическую форму. Соблюдается принцип от общего к частному и от простого к сложному.

  • Б). Словарный запас .
  • В). Грамматический строй речи (объем запаса грамматических форм и конструкций, объем запаса грамматических форм при собственном высказывании и при восприятии чужого высказывания, адекватность использования грамматических средств в собственной речи и при восприятии, механизмы появления специфических ошибок).
  • Г). Звукопроизношение .
  • Д). Слоговая структура слова.
  • Е). Строение и функции артикуляционного аппарата.
  • Ж). Фонематическое восприятие.
  • З). Блок заданий, направленный на изучение письменной речи и чтения.


























Дополнительная

Основная

Левченко И. Ю. Патопсихология: Теория и практика. - М., 2000. Основы психодиагностики / Под ред. А. Г. Шмелева. - Ростов н/Д, 1996.

Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. - М., 1970.

Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М., 2002.

Бурлачук Р. Л., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989.

Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. - М., 1980.

Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. - М., 1996.

Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций у ребенка. Выполняя функцию общения ребенка со взрослым, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом. В связи с этим в современной специальной педагогике и психологии утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений, которые являются общей закономерностью аномального развития, т.е. встречаются у большинства детей с различными отклонениями в развитии (В.И.Лубовский) и могут затрагивать различные компоненты речи. Одни из них касаются только процессов произношения и обнаруживаются в снижении внятности речи без сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, влекущим за собой нарушения чтения и письма. Третьи представляют собой коммуникативные нарушения, которые могут препятствовать обучению ребенка в школе и его социальной адаптации.

Дети с нарушениями речевого развития - это особая категория детей с отклонениями в развитии; у них сохранен слух и

101 интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики.

Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками речи представлена в трудах Р.Е.Левиной, Т.Б.Филичевой, Г. В. Чиркиной, О. Е. Грибовой и др.

Наиболее сложные речевые нарушения охватывают как фоне-тико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны языка, приводя к общему недоразвитию речи, которое может иметь различный механизм и соответственно различную структуру нарушения и наблюдается при наиболее сложных формах детской речевой патологии (алалии, дизартрии и т.д.). Р. Е.Левиной были выделены три уровня общего недоразвития речи (ОНР), т.е. системного нарушения всех сторон речи при сохранном физическом слухе.


На первом уровне наблюдается полное или почти полное отсутствие словесных средств общения в возрасте 5 - 6 лет, когда у детей без речевой патологии речь в основном сформирована. Словарный запас состоит из звуковых и звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами. Дети с такими особенностями относятся к так называемым «безречевым».

На втором уровне появляются общеупотребительные слова, хотя и искаженные. Намечается различение некоторых грамматических форм. Вместе с тем произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы.

Третий уровень характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии взрослого и с его помощью. Свободное общение крайне затруднено.

В современных работах выделяется еще и четвертый уровень (Т. Б. Филичева), характеризующийся легкими лексико-граммати-ческими нарушениями, которые затрудняют овладение детьми письменной речью в начале школьного обучения.

Дети с общим недоразвитием речи имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции.

Неполноценная речевая деятельность отражается на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У наиболее слабых детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется также в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы - плохая координация движений, снижение скорости и ловкости при их выполнении. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

Особую группу детей с нарушениями речи составляют дети с заиканием, ринолалией, дисфонией. При всем разнообразии патологических проявлений (судорожность в процессе речевого акта при заикании, грубые нарушения звукопроизношения и несформированность фонематического восприятия при ринолалии, нарушения качества голоса при дисфонии) существует ряд общих психолого-педагогических особенностей, характеризующих этих детей. Это прежде всего личностные нарушения - фиксирован-ность на дефекте, трудности вербальной коммуникации, речевой и поведенческий негативизм, усложняющие структуру речевых расстройств и ведущие к трудностям социальной адаптации. В школьном возрасте у этих детей отмечаются своеобразная структура связного высказывания, снижающая его информативность, устойчивые специфические ошибки при письме; усиливаются нарушения в эмоционально-волевой сфере.

Итак, у детей с речевыми нарушениями отмечаются также трудности полноценной коммуникативной деятельности, формирования саморегуляции и самоконтроля, разнообразные недостатки познавательной деятельности и моторики, а также нарушения эмоционально-волевой сферы.

Уровень развития речи - важный диагностический критерий при оценке общего уровня развития ребенка. Поэтому обследование речи является неотъемлемой составной частью психолого-педагогического изучения ребенка с проблемами в развитии.

Изучение речи проводится в рамках логопедического обследования и включает в себя изучение устной и письменной речи.

Изучение устной речи

В отечественной логопедии основным методологическим принципом анализа речевых нарушений выступает принцип системного анализа, разработанный Р.Е.Левиной. Основой этого анализа являются современные представления о речевой деятельности как сложной, многоуровневой функциональной системе, составные части которой взаимно обусловливают друг друга. Первичная несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечет за собой вторичные, третичные и т.д. изменения в речевой системе. Таким образом, логопедическое обследование включает в себя изучение основных составляющих речевую систему компонентов:

Связной самостоятельной речи;

Словарного запаса (лексики);

Грамматического строя речи;

Звукопроизносительной стороны речи (звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического восприятия).

В процессе логопедического изучения ставятся определенные цели:

Выявить объем речевых навыков у ребенка;

Сопоставить его с возрастными нормами, а также с уровнем психического развития;

Определить соотношение нарушения и компенсаторного фона, речевой активности и других видов психической деятельности.

Ориентировочный этап логопедического обследования начинается с изучения специальной документации и беседы с родителями. Задача данного этапа - дополнить анамнестические данные сведениями о ходе речевого развития ребенка. Отмечаются следующие основные моменты речевого развития:

Время начала гуления, лепета, первых слов, фразовой речи;

Не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то по какой причине и как восстанавливалась речь);

Характер речевого окружения (особенности речи близких, двуязычие, требования к речи ребенка со стороны взрослых и т.д.);

Отношение ребенка к своему речевому дефекту;

Оказывалась ли логопедическая помощь и каковы ее результаты.

Поскольку нарушения речи иногда обусловлены снижением слуха, необходимо убедиться в полной его сохранности у обследуемого ребенка.

При обследовании слуха рекомендуется пользоваться звучащими или озвученными игрушками (барабан, бубен, кошка, птичка), а также специально подобранными картинками. Необходимо проверить, как слышит ребенок шепотную и разговорную речь. Ребенка ставят спиной к логопеду на расстоянии 6 -8 м. Логопед делает полный выдох и шепотом обычной громкости называет слова, которые ребенок должен повторить, например, школа, чайник, машина, чемодан и т. д. В случае затруднения восприятия логопед повторяет те же слова на расстоянии 4 м, а затем 3 м. В заключении необходимо указать, на каком расстоянии ребенок воспринимает шепот.

При нормальном слухе ребенок должен слышать и повторять слова и фразы, сказанные шепотом на расстоянии 6 - 7м. При проверке слуха должно быть исключено зрительное восприятие речи. Восприятие шепота на расстоянии не более 3 м указывает на необходимость специальной консультации в сурдоцентре для уточнения состояния слуха.

Значительно труднее обследовать слух у детей, совсем не владеющих речью или только начинающих говорить. В таких случаях рекомендуется использовать картинки с нарисованными на них простыми и знакомыми детям предметами. Ребенка просят не повторять слова, сказанные логопедом, а показать соответствующую картинку. Сначала логопед предлагает показать, где кукла, мячик, кошка, находясь рядом с ребенком, затем - постепенно удаляясь от него. При выявлении снижения слуха обследуемый направляется на аудиометрическое исследование к специалисту.

Обследование речи предполагает изучение как собственной (экспрессивной) активной речи ребенка, так и понимания им речи окружающих (импрессивной). Процедуру обследования трудно разделить по указанным видам речи. Это обусловлено сложным системным строением речевой функции. Поэтому целесообразно чередовать приемы, направленные на выявление особенностей как одной, так и другой речи.

Основными видами заданий при обследовании импрессивной речи являются:

Называние предметов, их частей, качеств, действий с ними на предъявленных логопедом картинках (обследование понимания слов);

Выполнение предъявленных на слух инструкций различной сложности (обследование понимания предложений);

Выбор предмета или картинки в соответствии с названной логопедом грамматической формой (обследование понимания грамматических форм);

Пересказ текста, ответы на вопросы к нему, работа с деформированным текстом и т.п. (обследование понимания текста).

Характеристика уровня сформированное™ импрессивной речи в дальнейшем находит отражение в логопедическом заключении:

Понимание обращенной речи сформировано в полном объеме;

Понимание обращенной речи на бытовом уровне;

Понимание обращенной речи ограниченно (в пределах ситуации);

Обращенную речь не понимает.

Обследование активной (экспрессивной) речи начинается с беседы с ребенком, цель которой - выявить его общий кругозор, владение связным высказыванием.

Анализ ответов ребенка в ходе беседы позволяет сформулировать предварительную гипотезу и определить дальнейшие этапы обследования. Так, при отсутствии у ребенка элементарной фразовой речи изучение таких компонентов речевой системы, как грамматический строй речи и фонематические процессы, не представляется возможным. Если же в процессе предварительной беседы ребенок так или иначе демонстрирует владение самостоятельным связным высказыванием, то возникает необходимость определить степень сформированности развернутой самостоятельной речи и установить соответствие ее возрастным нормам. В этом случае обследование речи проводится по традиционной схеме и предполагает изучение всех компонентов речевой системы.

Обследование связной речи может проводиться в ходе беседы и включает серию заданий по углубленному изучению развернутого самостоятельного высказывания:

Составление рассказа по сюжетной картинке;

Составление рассказа по серии сюжетных картинок;

Пересказ;

Составление рассказа-описания;

Составление рассказа по представлению.

Критерии оценки связной речи. При оценке состояния связной речи следует помнить, что на четвертом году жизни дети овладевают простым распространенным предложением. КЗ - 4 годам начинают употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. После 4 лет могут пересказывать простую знакомую сказку, охотно рассказывают стихотворения. К 5 годам дети могут пересказывать короткие тексты, прослушав их два раза. После 5 лет подробно и последовательно рассказывают об увиденном и услышанном, могут объяснить причину и следствие. После 6 лет дети могут составить собственный рассказ, развернутый и логичный по содержанию.

Характерные особенности связной речи при речевом недоразвитии:

Бедность и однообразие синтаксических конструкций; в самостоятельной речи ребенок пользуется в основном простыми предложениями;

Неумение распространять предложение однородными членами;

Ребенок ограничивается перечислением предметов или действий;

Нарушение логики рассказа: рассказывая о несущественном, ребенок опускает главное.

Выявить соответствие или несоответствие словаря возрастной норме; охарактеризовать активный словарь (наличие существительных, глаголов, прилагательных, использование других частей речи);

Выяснить точность употребления лексических значений слов. В обследование необходимо включить:

Предметный словарь.

Существительные, обозначающие предмет и его части (чайник, крышка, носик, донышко);

Существительные со сходными лексическими значениями (платье - сарафан);

Обобщающие слова (овощи, фрукты, посуда, одежда и т.п.);

Названия времен года;

Названия животных и их детенышей;

Названия профессий. Глагольный словарь:

Глаголы, обозначающие действия с предметами;

Глаголы, обозначающие состояния, чувства, явления.

Глаголы предъявляются не только в форме инфинитива (бегать, мыть, рисовать), но и в различных временных формах с различными приставками (бежал - прибежал), в различных залогах (моем - моется).

Словарь признаков: прилагательные, обозначающие:

Величину предметов (высокий, низкий, узкий);

Цвет (основной и его оттенки);

Форму (круглый, овальный, квадратный);

Качества (молочный, пушистый, гладкий);

Сезонные признаки (летний, осенний, зимний, весенний). К словарю признаков относят и употребление наречий типа:

быстро, медленно, громко, высоко.

Дополнительно к этому обследуется словарь антонимов.

Наиболее простым приемом обследования словарного запаса является называние предметов, качеств по специально подобранным по тематическому (игрушки, мебель, транспорт) либо по ситуационному признаку (магазин, мастерская, класс) картинкам.

Критерии оценки словарного запаса. При оценке лексических возможностей необходимо помнить, что при нормальном речевом развитии ребенка и благоприятных условиях воспитания его активный словарь увеличивается очень быстро. В возрасте 3- 4 лет словарь составляет от 600 до 2000 слов. Дети правильно называют окружающие их предметы и явления, владеют достаточным количеством слов, обозначающих качества предметов, действия.

В возрасте 4 лет активно пользуются как видовыми, так и родовыми понятиями, антонимами, синонимами; свободно используют в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (пальчик, зайчик, лобик, куколка, платьице).

В 5 - 6 лет усвоение детьми навыка словообразования позволяет использовать в речи слова, обозначающие качества предметов (железный, деревянный, пластмассовый), а также слова разных частей речи, образованные от одного корня (плавать - пловец - плавучий).

Преобладающие лексические ошибки при речевом недоразвитии:

Замена наименования части предмета названием самого предмета в целом (воротник, рукав - рубашка; носик, донышко - чайник);

Замена названия предмета названием действия (шнурки - завязывать чтобы);

Замена слов другими, близкими по ситуации и внешним признакам (панама, шляпа, берет - шапка; кресло, табурет - стул; подшивает - шьет);

Замена видовых понятий родовыми (ромашка, колокольчик, роза - цветок);

Замена названий признаков (узкий - неузкий; короткий - маленький; длинный, широкий - большой);

Использование обобщающих понятий, в основном бытового характера (игрушки, посуда, одежда, цветы);

Неиспользование антонимов, редкое использование синонимов.

Важный момент логопедического обследования - изучение сформированности грамматического строя речи. Выявляются:

Правильность построения грамматической структуры предложения;

Характер использования падежных форм существительных;

Правильность употребления рода существительных, форм единственного и множественного числа;

Правильность согласования различных частей речи;

Характер употребления предложных конструкций;

Степень владения навыками словообразования и словоизменения.

При обследовании грамматического строя речи используются следующие задания:

Составить предложение по сюжетной картинке (при этом отмечается преобладающее количество слов в предложениях, соответствие последовательности слов в предложении грамматической норме);

Составить предложение по картинке, сюжет которой предусматривает употребление заданных грамматических форм («Дети видели в зоопарке слона, льва, обезьяну, белку»);

Вставить пропущенный предлог или слово в нужной падежной форме («Самолет летит... лесом»; «Мяч лежит... столом»);

Преобразовать заданную грамматическую форму единственного числа во множественное («Один стол, а много...?»);

Образовать формы родительного падежа единственного и множественного числа («На этой картинке есть дерево, а на этой нет чего?» (дерева, деревьев);

Согласовать имена прилагательные и числительные с существительными.

При обследовании грамматического строя речи особое внимание следует уделить выявлению навыка словообразования. Основными видами заданий здесь являются:

Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (стульчик, ложечка, глазки и т.п.);

Образование прилагательных от существительных (стакан из стекла - стеклянный, стол из дерева - деревянный и т.п.);

Образование названий детенышей животных в единственном и множественном числе (у белки - бельчонок, бельчата; у лошади - жеребенок, жеребята);

Образование глаголов с помощью приставок.

Критерии оценки грамматического строя речи. При оценке состояния сформированности грамматического строя речи следует помнить, что при нормальном развитии речи дети к 5 годам правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падежах множественного числа (стулы, деревы, колесов, карандашов).

Усвоение предложных форм протекает в такой последовательности. В 3 - 4 года дети правильно употребляют все простые предлоги (у, в, на, под, с, из, к, за, по, после), свободно пользуются ими в своих высказываниях.

В 5 - 6 лет правильно используют в речи сложные предлоги (из-за, из-под и т.п.).

Первые словообразовательные навыки формируются в 4 года. Это образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

К 5 годам дети справляются с заданиями на образование прилагательных от существительных по аналогии. В этом же возрасте формируется правильное употребление сочетания прилагательных с существительными и числительными в именительном падеже.

Специфические ошибки грамматического оформления речи при речевом недоразвитии. Нарушение понимания и употребления грамматических средств языка определяется термином «аграмматизм».

Соответственно выделяют импрессивный и экспрессивный аграмматизм. Импрессивный аграмматизм проявляется в недостаточном понимании изменения значения слов при изменении приставки, суффикса и т.д. Экспрессивный аграмматизм характеризуют следующие специфические ошибки грамматического оформления речи:

Нарушение порядка слов в предложении (инверсия);

Неправильное использование падежных форм;

Ошибки в употреблении рода существительных;

Ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными;

Замена или пропуск предлога;

Несформированность навыков словообразования.

Наряду с изучением связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи логопедическое обследование включает изучение звукопроизносительной стороны речи, которое необходимо начинать с обследования слоговой структуры и звуконаполня-емости слов.

С этой целью подбираются слова с разным количеством и типом слогов: слова со стечением согласных в начале, середине и конце слова. При произнесении данных слов предлагается как отраженное, так и самостоятельное называние картинок.

Для выяснения степени владения слоговой структурой слова основными видами заданий являются следующие:

Повторение вслед за логопедом слов разной структурной сложности (елка, паук, стол, шкаф, пушка, бабушка, карандаш, мотоцикл, телевизор, велосипед, аквариум и т.д.);

Самостоятельное называние картинок, специально подобранных логопедом. Слова при этом варьируются в зависимости от зву-конаполняемости (смородина, поросенок, стрекоза, учительница, жеребенок, ящерица, пирамида);

Повторение предложений, включающих в себя заданное слово, трудное по слоговой структуре («Библиотекарь выдает книги», «Водопроводчик чинит водопровод»).

При грубом нарушении слоговой структуры и звуконаполняе-мости необходимо предложить ряд слогов на переключение:

Из разных гласных и согласных звуков (тамоку);

Из разных согласных, но одинаковых гласных звуков (мабата);

Из разных гласных, но одинаковых согласных звуков (какоку);

Из одинаковых согласных и гласных звуков, но с разным ударением (па-папа, папа-папапа, папа-па и т.д.);

А также отстучать ритмический рисунок слова: // /// /// //

Ошибки слоговой структуры слова и звуконаполняемости при речевом недоразвитии:

Сокращение количества слогов, чаще - при стечении согласных в слове (тол - стол, вок - волк);

Добавление лишних звуков и слогов (лимонт - лимон, глазики - глазки);

Перестановка звуков и слогов (коловода - сковорода);

Замена звуков и слогов (саф - шкаф);

Персеверация (застревание) слогов (хокист - хоккеист);

Антиципация (предвосхищение) слогов (астобус - автобус). Важное звено в общей системе изучения речевой деятельности представляет обследование звукопроизношения, которое включает изучение не только произносительной стороны речи, но и уровня восприятия звуков, способности дифференциации их на слух.

Прежде всего, необходимо изучить строение и подвижность органов артикуляционного аппарата: губ, языка, зубов, челюстей, нёба. Отмечается, насколько их строение соответствует норме. При обследовании можно обнаружить следующие аномалии:

Губы - толстые, мясистые, короткие;

Зубы - редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками; отсутствуют резцы, верхние, нижние;

Челюсти (прикус) - открытый передний, открытый боковой односторонний или двусторонний; прогнатия (выступание верхней челюсти); прогения (выступание нижней челюсти);

Нёбо - высокое, готическое, узкое, плоское, укороченное, низкое;

Язык - массивный, маленький, укороченная уздечка, испещренный.

При проверке подвижности органов артикуляции ребенку предлагают различные задания по подражанию:

Облизать языком губы;

Дотянуться языком до носа, подбородка, левого, а затем правого уха;

Пощелкать языком;

Сделать язык широким, распластанным, а затем узким;

Поднять кончик высунутого языка вверх и как можно дольше удерживать его в этом положении;

Перемещать кончик языка то в левый, то в правый угол губ, менять ритм движения;

Вытянуть губы вперед трубочкой, а затем растянуть их в широкую улыбку и т. д.

При этом отмечается свобода и быстрота движений органов артикуляции, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому.

При обследовании произношения звуков выявляется умение ребенка произносить тот или иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи. Следует отмечать возможные недостатки звукопроизношения: замену, смешение, искажение или отсутствие отдельных звуков - при изолированном произнесении, в словах, во фразах.

Для исследования произношения звуков в словах необходимо иметь набор специальных предметных картинок. Самым простым приемом при обследовании звукопроизношения является следующий: ребенку предъявляются для называния картинки с изображением предметов, в названиях которых исследуемый звук находится в разных позициях - в начале, конце, середине и в стечении согласных.

Далее проверяется, насколько правильно ребенок произносит проверяемые звуки в речевом потоке. Для этого следует предложить произнести подряд несколько фраз, в которых бы возможно часто повторялся исследуемый звук.

При обследовании фонематического восприятия необходимо выяснить, как ребенок различает на слух отдельные звуки. В первую очередь это относится к звукам, сходным по артикуляции или близким по звучанию. Проверяется различение всех коррелирующих фонем из групп:

Свистящих и шипящих (са-ша, за-жа, са-за, са-ца, са-ча и т.д.);

Звонких и глухих (та-да, па-ба, га-ка и т.д.);

Сонорных (ра-ла, ри-ли и т.д.);

Мягких и твердых (са-ся, ла-ля и т.д.).

Основным приемом при этом является повторение вслед за логопедом различных оппозиционных слогов типа са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа и т.д. Если у ребенка нарушено произношение некоторых звуков, то ему предлагается ответить каким-либо действием (поднять руку, хлопнуть в ладоши), если он услышит заранее оговоренный слог в ряду слогов, содержащих оппозиционные звуки.

При изучении фонематического восприятия выявляется также способность различать слова, близкие по звучанию: жук-сук-лук; том-дом-ком; мишка-миска; коза-коса; день-тень-пень. С этой целью ребенку предлагается выбрать нужную картинку либо объяснить смысл каждого из парных слов, содержащих смешиваемые звуки.

Характеристика звукопроизношения при нормальном развитии. В 3 - 4 года ребенок правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза. В это время допускается смягчение звуков речи. Звуки с, з, ш, ж произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются звуками т, д, ф, в; аффрикаты ч, щ на ть, ц, сь; звуки р, л могут пропускаться или заменяться на ль.

В 4 -5 лет исчезает смягченное произношение звуков, замена свистящих и шипящих звуков на звуки т-д. Шипящие могут произноситься недостаточно четко. Еще не у всех детей формируется звук р.

В 5 -6 лет правильно произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Могут быть ошибки при дифференциации, недостаточно сформированны сонорные звуки.

В 6 - 7 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического речевого аппарата дети правильно пользуются всеми звуками родного языка.

Полученные данные о состоянии речевого развития ребенка должны быть всесторонне проанализированы с опорой на достаточно большое количество примеров детской речи и на динамическое наблюдение.

Результаты комплексного обследования речи обобщаются в виде логопедического заключения, где указываются уровень речевого развития ребенка и форма речевого нарушения (ОНР III уровня у ребенка с дизартрией; ОНР II уровня у ребенка с алалией; ОНР II -III уровней у ребенка с открытой ринолалией и т.п.).

Логопедическое заключение раскрывает состояние речи и нацеливает на преодоление специфических трудностей ребенка, обусловленных клинической формой речевой аномалии. Это необходимо для правильной организации индивидуального подхода на фронтальных и подгрупповых занятиях.

Наталья Хрулева
Логопедическое обследование детей с нарушениями речи в условиях введения ФГОС

Хрулева Н. В., учитель – логопед МОУ ППМС ЦДК «Шанс» , 2014год

«Логопедическое обследование детей с нарушениями речи в условиях введения ФГОС ».

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО ) учитывает образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – в программу «От рождения до школы» включен раздел «Коррекционная и инклюзивная педагогика» .

Созданный с учетом особенностей речевого и общего развития детей с ОВЗ , Стандарт обеспечивает обучение через деятельность, открывает широкие возможности для педагогического творчества, предоставляя возможность создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию , развитие способности детей самостоятельно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями.

Реализация программы «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС предполагает оценку индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики.

В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы педагогической диагностики : оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения .

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем , что исследуются все стороны речи и все ее компоненты , притом на фоне всей личности обследуемого , с учетом данных его развития - как общего, так и речевого.

Так что же такое логопедическое обследование ?

Логопедическое обследование – это комплекс мероприятий, направленных на выявление нарушений речи у обследуемого путем всестороннего и полного изучения речи , ее отдельных компонентов, с учетом данных развития личности с раннего возраста.

Основная цель логопедического обследования состоит в следующем :

Изучить условия воспитания и развития ребенка на основе беседы с родителями и анализа документов;

Выявить уровень развития ведущей деятельности и оценить в соответствии с возрастными нормативами;

Выявить характерные особенности эмоционально-личностной и познавательной сферы общего психического развития ребенка;

Оценить состояние связной речи с точки зрения предметно-смыслового и лексико-синтаксического ее оформления;

Определить степень овладения компонентами языковой системы.

В основе логопедического обследования лежит «речевая карта» .

Логопедическое обследование в соответствии с речевой картой, включает следующие пункты :

1. Имя, фамилия, возраст.

2. Данные раннего развития :

а) общего (кратко) ;

б) речевого (подробно, по периодам) .

4. Зрение.

5. Интеллект.

6. Строение органов артикуляции, их подвижность.

7. Состояние общей моторики.

8. Краткая характеристика ребенка в настоящее время.

9. Речь : а) импрессивная; б) экспрессивная - с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли раздернутой речью.

10. Заключение.

Первые пункты заполняются со слов матери, сопровождающей ребенка, и на основании медицинской документации.

Этот сбор данных занимает достаточно большой объём времени.

Мы оптимизировали этот процесс и используем анкеты для сбора анамнестических данных.

Анкета не исключает беседы с родителями, но значительно сокращает ее время.

Данные из анкеты логопед переносит в речевую карту, а саму анкету вкладывает в индивидуальную папку ребенка. Такие папки мы завели на каждого ребенка и собираем в нее весь материал по обследованию (рисунки, карточки с выполненными заданиями и т. д. + вкладываем и речевую карту).

Данные о строении органов артикуляции получаем на основании осмотра ротовой полости. Мы от этого никуда уйти не можем. Подвижность артикуляционного аппарата устанавливаем, предлагая ребенку произвести основные движения каждого из органов (губ, языка, мягкого нёба, при этом отмечается свобода и быстрота движения, его плавность и равномерность движения правой и левой стороны (языка, губ, мягкого нёба, а также легкость перехода от одного движения к другому.

Обследование начинается с беседы . Тему для беседы и пособия используем, согласно речевой карте.

Другим методическим приемом обследования будет активное наблюдение за ребенком в процессе его деятельности, которую мы организуем, предлагая ему различный материал (игрушки, картинки) и ставя перед ним различные задания игрового и учебного плана.

На занятиях по музыкальному, физическому развитию, во время приема пищи выявляем состояние общей и мелкой моторики, и вносит данные в речевую карту.

В процессе специально организованной деятельности наблюдаем за тем, как дети выполняют учебные и игровые задания, направленные на исследование общего развития ребенка.

Н – р : Задание «Четвертый лишний» на индивидуальных листах. Дети должны были обвести лишний, по их мнению, предмет, а остальные предметы, объединенные общим признаком, раскрасить цветными карандашами. Во время наблюдения за детьми, отмечаем, кто затрудняется в правильном выполнении задания, и просим этого ребенка объяснить свой выбор.

Это и другие виды заданий для обследования мы берем из «Альбома индивидуального обследования дошкольника » - автор Татьяна Александровна Ткаченко, серия «Практическая логопедия » . Карточки с выполненным заданием вкладываем в индивидуальную папку ребенка.

Эти задания мы используем для выявления уровня владения детьми обобщающими понятиями.

Используются и настольные игры, например лото «Кому, что нужно для работы?» , или же картинки с вопросом : «Кому чего не хватает?» Игру может провести воспитатель. Логопед в это время наблюдает за действиями детей , слушает их ответы и фиксирует данные в речевой карте. Этот прием мы используем для выявления объема словарного запаса.

Полноценное понимание речи - необходимая предпосылка для правильного пользования речью и для дальнейшего успешного обучения. Поэтому, приступая к обследованию ребенка , логопед изучает все стороны речи : импрессивную и экспрессивную ее стороны.

Обследуя импрессивную сторону речи (понимание речи , мы ориентируется на то, как понимает ребенок :

а) названия различных обиходных предметов;

б) обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, транспорт и т. п.) ;

в) фразы обиходного характера;

г) небольшой рассказанный или прочитанный ему текст.

При обследовании экспрессивной стороны речи изучаем :

а) словарь;

б) грамматический строй речи ;

в) звукопроизношение;

г) фонематический слух;

д) слоговую структуру слова ;

Анализируя ответы детей , определяем бедность или богатство словаря (называния предметов и их действий, качества, положения в пространстве (для выявления употребления предлогов ) и т. д.

При обследовании грамматического строя выявляется характер оформления ответов, употребления фразы (короткие, элементарные, стереотипные или развернутые, свободные, особое внимание обращается на правильное согласование в глагольных и падежных окончаниях, правильность употребления предлогов .

Для обследования звукопроизношения подбираем предметные картинки так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки в начале, середине и конце слов.

Для обследования мы подбираем необходимый иллюстративный материал,

удобно дифференцированный по разделам и темам :

«Альбом по развитию речи » - автор Виктория Семеновна Володина;

«Логопедические карточки для обследования звукопроизношения , слогового состава слов , лексико – грамматического строя и связной речи » - автор Наталья Николаевна Белавина.

«Альбома индивидуального обследования дошкольника » - автор Татьяна Александровна Ткаченко.

Инновации, изменяющие образование в нашей стране, предполагают активную деятельность всех участников образовательного процесса, побуждают анализировать свою работу и вносить в неё необходимые коррективы. Мы оптимизировали процесс логопедического обследования :

ввели анкету в процесс беседы с родителями;

для обследования общего развития ребенка используем метод активного наблюдения в процессе специально организованной деятельности и во время занятий;

на каждого ребенка завели папку, куда собираем весь материал по обследованию (рисунки, карточки с выполненными заданиями, анкету родителей, речевую карту).

В результате обследование становится всесторонним, комплексным и динамическим и дает возможность не только проанализировать нарушения речи , но и наметить план наиболее эффективной помощи.

С ХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ: I. Цель (жалобы родителей и ребенка). II. Ознакомление с педагогической документацией. III. Выяснение акушиерского анамнеза и анамнеза развития ребенка (моторного,речевого,психического). Особое внимание обращают на: предречевые вокализации (гуканье, гуляние); появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз; качество первых слов, фраз (наличие нарушиений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношение).


IV. Объективное исследование ребенка. 1. Установление эмоционального контакта с ребенком, создание правильного отношения к обследованию: выявление интересов ребенка, его любимых занятий, игр, особенностей представления об окружающем. 2. Исследование невербальных функций: изучение психомоторики, тесты Озерецкого (пересчет пальцев, проба на пальцевой гнозис по подражанию, по словесной инструкции), наличие персевераций, застревания, соскальзывания, выраженной замедленности. 3. Сукцессивные способности: повтор цифрового ряда в прямом и обратном порядке, звуковых рядов по ритму, рядов по сенсорным эталонам. 4. Исследование предметного гнозиса (по контуру, по пунктиру, на зашумленном фоне, с недостающими элементами). 5. Исследование буквенного гнозиса и праксиса (по контуру, по пунктиру, на зашумленном фоне, с недостающими элементами).


6. Исследование мышления (расклад серии сюжетных картинок, выявление причинно-следственных связей, определение уровня смысловой целостности рассказа). 7. Исследование импрессивной речи: понимание связной речи; понимание предложений: понимание различных грамматических форм (предложно-падежных конструкций, дифференциация единственного и множественного числа существительных, глаголов, дифференциация глаголов с различными приставками и т. п.); понимание слов (противоположных по значению). 8. Исследование фонематических процессов. а) Фонематический анализ: выделение звука на фоне слова; выделение звука из слова; определение места звука в слове по отношению к другим звукам; определение количества звуков в слове; дифференциация звуков по противопоставлениям (звонкость-глухость, мягкость-твердость, свистящие-шипящие и т. п.). б) Фонематический синтез: составление слов из последовательно данных звуков; составление слов из звуков, данных в нарушиенной последовательности. в) Фонематические представления: придумать слово на определенный звук.


9. Исследование экспрессивной речи. а) Строение и подвижность артикуляционного аппарата, исследование орального праксиса. Отметить параметры движений: тонус; активность; объем движения; точность выполнения; длительность; замена одного движения другим; добавочные и лишние движения (синкинезии). б) Состояние звукопроизношения: изолированный вариант; в слогах: открытых, закрытых, со стечением согласных; в словах; в речи; произношение слов различной слоговой структуры.


Отмечается сокращение числа слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, перестановка слогов. в) Исследование словарного состава языка: самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда; подбор синонимов, антонимов, родственных слов; выявление общих категориальных названий. Отметить: соответствие словаря возрастной норме; наличие в словаре глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных; точность употребления слов. При моторной алалии отметить разницу между активным и пассивным словарем.


Г) Обследование грамматического строя речи. Отметить: характер употребляемых предложений (однословные, двусложные и более); характер употребления предложно-падежных конструкций; состояние функции словоизменения: преобразование единственного числа существительных во множественное в именительном падеже; образование формы родительного надежа существительных в единственном и множественном числе; согласование с числительными; состояние функции словообразования: образование существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов; образование прилагательных (относительных, качественных, притяжательных); образование названий детенышей животных; образование глаголов с помощью приставок.


10. Состояние связной речи (воспроизведение знакомой сказки, составление рассказа по серии сюжетных картинок и др.). Отметить: логическую последовательность в изложении событий; характер аграмматизма; особенности словаря. 11. Исследование динамических характеристик речи (темп, интонационная выразительность; наличие скандированной речи; запинки, спотыкание, заикание). 12. Особенности голоса; громкий, тихий, слабый, сиплый, хриплый.


V. Состояние письменной речи. 1. Состояние навыка письма: проанализировать представленные письменные работы в школьных тетрадях; выявить навыки звукового анализа и синтеза: отметить особенности звукового анализа и синтеза; отметить особенности слухо-речевой памяти; проверить слуховую дифференциацию фонем; состояние динамического праксиса; определить ведущую руку (пробы А. Р. Лурия на леворукость и скрытое левшество); проанализировать разные виды письменной деятельности (списывание, диктант, самостоятельное письмо); отметить особенности почерка; отметить характер демографических и орфографических ошибок.


2. Состояние навыка чтения: умение правильно показать печатные и прописные буквы; способность правильно называть буквы; чтение слогов, слов, предложений, текста. Отметить характер ошибок (замены, искажения, пропуски, перестановки букв, семантические замены); отметить характер чтения (побуквенное, послоговое, слитное, выразительное); выявить понимание прочитанного; отметить отношение ребенка к чтению (любит или не любит самостоятельно читать). VI. Логопедическое заключение (речевой диагноз: степень и характер нарушиения устной и письменной речи). VII. Рекомендации.


Необходимые материалы для логопедического обследования. I. Материал для исследования фонетической стороны речи. Предметные картинки, содержащие звук в разном положении в слове (в начале, в середине, в конце). Речевой материал (слова, словосочетания, предложения, тексты, содержащие различные звуки). II. Материал для исследования фонематической стороны речи. Картинки и речевой материал для определения способности дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость-глухость, твердость-мягкость, свистящие-шипящие и т. д.). Материал для исследования лексики и грамматического строя речи. Предметные ми сюжетные картинки по лексическим темам. Картинки с изображением действий. Картинки с изображением разного количества предметов (стол – столы, диван - диваны и т. д.). Картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина и т. д.).


IV. Материал для исследования состояния связной речи. Сюжетные картинки. Серии сюжетных картинок (2,3,4,5) для разных возрастных групп. V. Материал для исследования языкового анализа и синтеза. Речевой материал (предложения, слова различной звуко-слоговой структуры). Предметные и сюжетные картинки. VI. Материал для исследования состояния письменной речи. Тексты для чтения (различной сложности). Слоговые таблицы. Буквы. Тексты диктантов и изложений. Печатные и рукописные тексты для списывания.


Образец заключения по результатам логопедического обследования. На комиссии Данис Р., ученик третьего класса массовой школы с трудностями в обучении и общении в сопровождении отца по направлению администрации школы.Мальчик не справляется с программой по русскому языку, чтению и математике, не складываются отношения со сверстниками и учителями, нет желания ходить в школу. Из анамнеза. Мальчик от III беременности, протекавшей с угрозой прерывания. Во время беременности – кислородная недостаточность средней степени. Роды II, на сроке 7 месяцев, вес – 2120, рост – 44 см. Состояние с рождения тяжелое. Рос и развивался с задержкой. Ходит с 2 лет. Первые слова появились к 1,5 годам, фразовая речь – с 3 лет. В 2 года перенес черепно-мозговую травму. Обследовался в больнице, получал противосудорожное лечение. Детский сад не посещал. До школы проводилась коррекция звукопроизношения в условиях поликлиники. На момент поступления в школу читал слова, считал в пределах 10, знал цифры, писал печатными буквами. Трудности в обучении начались во II полугодии 1-го класса. В настоящее время материал по русскому языку, чтению, математике не усвоен, на уроках не работает.


Во время обследования. Мальчик не общительный. Речь фразовая. Словарный запас беден. Производит элементарные обобщения («овощи», «посуда», «фрукты», «мебель», транспорт – «машины», «домашние животные», дикие животные – «лесные, горные, живут в Африке», домашние птицы – «животные»). Подбирает простые антонимы, не всегда точно используя слова (широкий – «маленький»). Затрудняется в подборе синонимов, однокоренных слов. Рассказ по серии сюжетных картинок составил самостоятельно, фразы распространенные, причинно-следственные отношения устанавливаются с помощью логопеда. В речи чаще употребляет глаголы, существительные, местоимения, реже – прилагательные и наречия.


Практическими способами словообразования и словоизменения владеет недостаточно. Допускает ошибки при преобразовании единственного числа существительных во множественное в именительном падеже (ухо – «ухи», стул – «столы», пень – «пени» и т. п.), при образовании формы родительного падежа существительных в единственном и множественном числе (ухо – «уши», окно – «окно в», перо – «перов» и т. п.), при образовании названий детенышей животных («лошадки», «овечки» и т. п.). Звукопроизношение без дефектов. Слоговая структура слов сохранна. Фонематические процессы сформированы недостаточно. Слабо дифференцирует оппозиционные фонемы (т-д, к-г, п-б, с-з). Затрудняется придумать слово на заданный звук. Звуки на фоне слова выделяет, допускает ошибки при определении количества звуков в слове и места звука по отношению к другим звукам. Синтезирует слова из 5–6 звуков.


В письменных работах много орфографических и специфических ошибок: замены букв по акустическому (с-ц, к-х и др.) и оптическому сходству (п-т, б-д, и-у), пропуск гласных и согласных букв, аграмматизмы. Программа по русскому языку усвоена слабо, затрудняется в объяснении орфограмм. Читает целыми словами, в трудных случаях – по слогам, в очень быстром темпе, монотонно, с большим количеством ошибок. При более медленном чтении ошибок нет. Прочитанное понимает, пересказ затруднен, только при помощи вопросов. У мальчика слабая речеслуховая память. Зрительно-пространственные представления сформированы недостаточно. Затрудняется определить левую и правую стороны.




Рекомендуемая литература: Волкова Г. А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушиениями речи. - СПб., Воронова A.M. Нарушиение письма у детей: Методические рекомендации. - СПб., Грибанова Г.В. Руководство по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) // Дефектология, 2001, 6, - с Садовникова И.Н. Нарушиение письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1995 Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое сопровождение детей с проблемами в развитии. - СПб., Логопедическое обследование ребёнка. / Сост. С.Е. Большакова. - М., 1987