Написание безударных окончаний имен существительных. Кому чему окончание и или е. Неодушевленные существительные, стоящие во множественном числе

У имен существительных есть три «ошибкоопасных» падежа: родительный, дательный, предложный. Данный урок поможет вам справиться с трудностями при склонении имен существительных.

У существительных первого склонения в родительном падеже в окончании пишется буква И, а в других «ошибкоопасных» падежах - дательном и предложном - буква Е.

У существительных второго склонения трудности вызывает только предложный падеж, в котором пишется буква Е. У существительных третьего склонения во всех «ошибкоопасных» падежах пишется буква И.

Чтобы узнать, какую гласную следует писать в безударном окончании имени существительного, нужно вначале определить, к какому склонению относится это имя существительное, затем выяснить, в каком падеже оно употреблено, и вспомнить, какая гласная буква пишется в этом «ошибкоопасном» падеже.

2. Закрепляем изученное

Рассуждаем так:

Улыбнуться при встреч…. Встреча - имя существительное первого склонения, употреблено в предложном падеже, пишем букву Е в окончании.

Стремиться к цел… Цель - это имя существительное третьего склонения, у которого во всех «ошибкоопасных» падежах пишется буква И.

При написании безударных падежных окончаний имен существительных можно пользоваться другим способом проверки. Можно использовать «подстановочные» слова с ударными окончаниями во всех «ошибкоопасных» падежах. Для имен существительных первого склонения таким «подстановочным» словом будет слово лиса .

Рассуждаем так:

Писать в тетрадк…. Тетрадка - имя существительное первого склонения. Не определяя падеж, используем «подстановочное» слово лиса . Писал в тетрадке - писал в лисе.

Мы с вами помним о том, что у имен существительных, оканчивающихся на -ИЯ, -ИЕ,

ИЙ (армия, сочинение, планетарий ), во всех «ошибкоопасных» падежах действует правило двух букв И.

У существительных, оканчивающихся на -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ, в родительном, дательном и предложном падежах мы пишем две буквы И на конце (одна буква И принадлежит основе, вторая буква И относится к окончанию).

Рассуждаем так:

Подойти к Мари… Мария - имя существительное, оканчивающееся на -ИЯ. Во всех «ошибкоопасных» падежах в нем две буквы И на конце. Поэтому мы пишем подойти к Марии.

Побывать в планетари… Планетарий - имя существительное, оканчивающееся на -ИЙ. В «ошибкоопасных» падежах в нем работает правило двух букв И. Поэтому мы пишем побывать в планетарии (две буквы И на конце).

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.

Домашнее задание

Задание №1

Перепишите, раскрывая скобки. Определите тип склонения существительных и их падеж. Графически обозначьте окончания.

Томиться в (неволя), играть на (рояль), слух о (поражение), стоять на (площадь), думать об (осуществление) (идея), путешествовать по (Средняя Азия), в тихом (уединенье), приезд (парламентарий), идти по (тропинка), играть роль в (развитие) сюжета, успокоиться при (мысль), стреляться на (дуэль), приехать к (мать), побывать на (строительство), подготовиться к (ревизия), участвовать в (экскурсия).

Задание №2

Перепишите, поставив существительные (в скобках) в соответствующей падежной форме. Укажите падеж существительных и обозначьте их окончания.

1. Гаврилу охватила волна (воспоминания) о своей (деревенька), сбегавшей по крутой горе вниз к (речка), скрытой в (роща) (М. Г.). 2. Так он жил с (ощущение), что можно позвонить и прийти к (Любовь Петровна) (Сол.). 3. Сижу я в (полузабытьё): ни сплю, ни бодрствую (Сладк.). 4. Снег в (изножие) деревьев напоминал постный сахар (Наг.). 5. Я жил в (очарование) (непостижимость) окружающего (Наг.). 6. В ожесточенном (пение) ветров не слышит сердце правильных (созвучия) (Забол.). 7. А сколько (дела), (события), (судьбы), людских (печали) и (победы) вместилось в эти десять (сутки), что обратились в десять лет! (Твард.). 8. Стволы (яблони), (груши), (вишни) и слив выкрашены от червей в белую краску (Ч.). 9. В (отдаление) еще толпились тяжелые громадные тучи (Т.).

Разделы: Начальная школа

Опыт показывает, что одной из самых трудных орфограмм для учащихся начальных классов является правописание падежных окончаний –е и -и в именах существительных. Источником ошибок в указанных случаях является звуковое совпадение безударных окончаний существительных в сочетаниях типа по деревне – из деревни, в роще – из рощи, на площадке – на площади и т. п.

Дети очень часто неправильно пишут окончания в словах потому, что неправильно определяют падеж. Младших школьников затрудняет различение падежей. Впрочем, бывает и так: ученик грамотно пишет окончания в словах, а разбирает формы имён существительных неверно.

Казалось, такая простая на первый взгляд тема: “Имя существительное”, но сколько важных вопросов решается при её изучении. Самый главный и важный – как научить грамотно писать?

Три года учитель кропотливо отрабатывает умения детей быстро находить имя существительное в группе других частей речи по существенным признакам, готовит к работе на важном этапе – правописанию окончаний.

Сначала целесообразно познакомить учащихся с падежами, не соотнося их с каким-либо определённым склонением. Дети знакомятся с названиями падежей, с падежными вопросами. Они учатся ставить вопросы к именам существительным при определении падежа.

На этой первоначальной ступеньке знакомства с падежами учащиеся не соединяют падеж существительных с конкретными окончаниями.

Для выяснения понятия “падеж” целесообразно давать учащимся существительные разных склонений (мужского, женского и среднего рода; 1, 2, 3-го склонения). Тогда падеж будет восприниматься детьми как показатель связи существительных с другими словами в предложении (или словосочетании). На данном этапе важно, чтобы дети поняли, что падеж зависит

от слова, с которым связано имя существительное, и от вопроса, который ставится от другого слова. Например: видели кого? (что?) собаку, медведя, рысь – один падеж (винительный) для всех существительных; купались в чём? в реке, в озере, в заливе – один падеж (предложный) для всех существительных, отвечающих на вопрос где? (В чём?).

При изучении трёх типов склонений такое понимание падежа будет утверждаться и укрепляться. В результате первоначального знакомства с падежами учащиеся усвоят, что всего падежей шесть; каждый падеж отвечает на определённый вопрос; любые существительные, если они отвечают на один и тот же вопрос, стоят в одном и том же падеже (например: вижу кого? синичку, соловья; делаю что? табуретку, стол).

При склонении различие между существительными заключается в окончаниях, а не в падежах. Существительные, принадлежащие к разным склонениям, отличаются друг от друга окончаниями.

Изучение темы: “Изменение по падежам” происходит в определённом порядке. Прежде всего детям даётся понятие о том, что имена существительные изменяются по вопросам в зависимости от других слов. После этого идёт ознакомление с отдельными падежами и с падежными вопросами. Каждый падеж сначала берётся без предлогов, затем учащиеся узнают, какие предлоги соединяются с теми или с иными падежами.

Очень важно на первых порах давать имена существительные с ударными окончаниями, используя такие виды работ, как разбор предложений, словосочетаний, с установлением связи между словами, составлением предложений и словосочетаний с изученными падежными формами имён существительных, в частности существительных, отвечающих на вопросы где? куда? откуда?

Важно и то, чтобы в процессе изучения данной темы учащиеся чётко сопоставляли падежи друг с другом, выясняли роль каждого из падежей и предлогов.

Чтобы дети поняли различие в падежных окончаниях имён существительных и правильно их писали необходимо научить определять и тип склонения имён существительных по их родовым признакам. Дети должны понять, что по роду и ударным окончаниям можно определить тип склонения: к 1-му склонению относятся им.сущ. ж.р. и м.р. с окончаниями -а,-я (земля, сестра, ….). Каждое склонение имеет различные окончания в одном и том же падеже.

А дальше идёт изучение каждого склонения в отдельности. Используются все возможности для сопоставления склонений друг с другом, с тем чтобы дети научились находить сходство их в падеже и различие в окончаниях (Р. – школы, дома, степи; Д.- школе, дому, степи и т.д.).
С другой стороны, дети учатся правильно писать безударные окончания по аналогии с ударными у существительных, принадлежащих к одному и тому же склонению и стоящих в одном и том же падеже (по комнате , по деревне по воде ).

Задача, которая стоит перед учителем при изучении в IV классе имён существительных 1-го склонения, состоит в том, чтобы помочь детям понять, что ударные и безударные окончания существительных указанного склонения одинаковы, и научить детей проверять правописание безударных окончаний существительных на сопоставлении между собой падежей: родительного и дательного, родительного, дательного и предложного и т.д. Окончания этих падежей легко перепутать, поэтому важно отработать и развить у детей способности проверять написание окончаний подставляя вместо существительного с безударным окончанием существительное того же склонения и того же падежа с ударным окончанием (из деревни - из земли ; к деревне – к земле). Теперь легко усвоить, что окончание родительного падежа - -и (-ы), дательного и предложного падежей – е. Умение различать падежи помогает и различению окончаний, например: около деревни (Р.п.), по деревне (Д.п.), в деревне (П.п.). Все эти слова отвечают на один и тот же вопрос где?, но имеют разные окончания, т.к. в разных падежах.

Правописание окончаний имён существительных 2-го склонения вызывает меньше затруднений. Безударное окончание предложного падежа звучит ближе к и, чем к е: “ в доми, парки”. Вопрос где? характерен не только для предложного падежа. Поэтому детям могут помочь: 1)знания того, что характерное окончание предложного падежа существительных 2-го склонения –е; 2) сопоставление с существительным того же падежа и склонения, но с ударным окончанием (в городе , в парке, в Смоленске - в столе , в селе, в Орле ).

3-е склонение противопоставляется 1-му и 2-му склонению. Важно показать, что имена существительные 3-го склонения никогда не имеют окончание –е, что только в трёх падежах имеется окончание -и (степи –Р.п., к степи – Д.п., о степи – П.п.).

Всё выше сказанное ещё раз доказывает, что одной из наиболее актуальных тем русского языка в правописании слов с безударными гласными в слове является “Правописание безударной гласной в окончании имени существительного”.

Даже умение склонять имена существительные и определять у них падеж не всегда приводит к грамотному написанию данной орфограммы. В классе встречаются такие дети, которые не могут использовать слова-помощники при письме: дети с низким уровнем внимания своевременно не могут определить нужную орфограмму в слове, с низким уровнем памяти не могут быстро запомнить нужное окончание существительного в определённом склонении и падеже.

В данной ситуации учитель обязан использовать все формы и приёмы работы, чтобы добиться сознательного усвоения данной темы и применения знаний в практической деятельности.

Большую помощь в работе учителя со всем классом могут оказать карточки с индивидуальными заданиями.

Т.е. “важно стремиться к тому, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии.” (Деменёва Н.Н. “Дифференциация учебной работы младших школьников)

В современном образовании решается вопрос о развитии навыков обучения каждого ребёнка на определённом уровне. Вот почему важен индивидуальный подход, который должен реализоваться путём дифференцированного обучения.

Используя разные методы и приёмы психологического обследования детей (методика “Исследование словесно –логического мышления”, исследование памяти по методикам Т.Ротановой и Богдановой Т.Г., внимание – методика Бурдона, наблюдения, устные и письменные работы детей) показали, что по степени обучаемости можно выделить три группы детей:

первая - с низкой степенью обучаемости;

вторая - группа со средней степенью обучаемости;

третья - группа с высокой степенью обучаемости.

Фрагменты урока по теме: “Имя существительное”

Цели . 1. Учить сравнивать и писать ударные и безударные окончания
имён существительных одного и того же склонения.
2. Формировать устойчивость и распределение внимания, аналитико-синтетическое мышление,
навыки самопроверки.

Объяснение нового материала

К – №1

Внимательно рассмотрите таблицу. Просклоняйте данные слова.

1) Прочитайте задание на карточках, выберите задание по своим возможностям и выполните его.

    3) Самостоятельная работа. (По одному ученику каждого уровня задание выполняют на плёнке, проверка осуществляется с помощью кодоскопа.)

2) Сравнение ударных и безударных окончаний имён прилагательных (начинаю с 1-го уровня).

Какие ударные окончания выписали ребята, выполняющие первую карточку? (просмотр и сравнение выполненного задания учениками 1-го уровня);
- Посмотрите внимательно как выполнили задание ребята на второй карточке.
В какой части слова стоит ударение?
- В окончании.
- Сравните окончания с первой карточки и со второй. Сделайте вывод.
- Окончания ударные.
- Посмотрите на 3 карточку. Что вы заметили в сравнении с первыми двумя?
- На первых двух карточках окончания ударные, а на третьей – безударные.
- Кто заметил ещё одну особенность?
- Ударные и безударные окончания имён существительных пишутся одинаково.
- Какие слова можно использовать в помощь, когда будем писать слова с безударным окончанием?
РЕКА, ЗЕМЛЯ, ДВОР, КОНЬ, ОКНО, СТЕПЬ.
- Прочитайте вывод на 82 странице учебника.

Первичная проверка нового материала

(дифференциация по уровню трудности)

К – №2

Проверка осуществляется с помощью кодоскопа (по одному ученику из каждого уровня выполняли задание на плёнке).

  • Прочитайте задание и проверьте свои работы и работы своих товарищей.
  • Назовите слова – помощники 1-го, 2-го, 3-го склонения.
  • Прочитайте задание второй карточки, возьмите сигналы “да” и “нет”, проверим свои работы.

Если ребята считают, что окончание поставлено верно, показывают “да”, если не согласны – показывают “нет”.

  • Какие слова-помощники вы использовали в своей работе?
  • (Аналогичная работа проводится по проверке третьей карточки)

Закрепление изученного материала

(задание можно проработать в двух вариантах)

В –1.
(Дифференциация по объёму учебного материала.)

Задание упражнения :

  • Поставьте существительные из скобок в нужном падеже. Напиши словосочетания.

Определите падеж и склонение существительных. Выделите окончания. Обозначьте ударение.

  1. Первое предложение выполняется с комментированием.
  2. Самостоятельная работа
  3. 1-й уровень - 2, 3 предложение;

    2-й уровень - 2, 3, 4 предложение;

    3–й уровень - 2, 3, 4, 5 предложение, указать проверочные слова.

    Проводится с помощью карточек с безударными падежными окончаниями:
    -е, -и, -а, -я, -ой, -ей, -ом, -ем, -у, -ю.

В – 2.
(Дифференциация по уровню самостоятельности)
Упражнение 181 страница 83.

  1. Ознакомление с заданием.
  2. Дети 3-го уровня приступают к выполнению задания.
  3. С помощью учителя учащиеся 1 и 2 –го уровней работают над 1, 2 предло- жениями.
  4. Учащиеся 2-го уровня продолжают работать самостоятельно, а учащиеся 1-го уровня выполняют работу самостоятельно под контролем учителя.
  5. Проверка выполненного задания.
    (осуществляется с 3-го предложения)

Формирование умений и навыков

1-й уровень

О мякот…, по пустын…, на пароход…, от радост…, из берлог…,
к побед…, для библиотек…, на горизонт…, об осен…, по горст…,
о мыш…, о капел… .

2-й уровень
Спишите, поставьте ударение, определите склонение и падеж им. существительных, вставьте и выделите пропущенное окончание.
От кашк… к гвоздик…, по дорожк… к рощ…, по осинк… к сирен…,
на макушк… ел…, от деревн… к речк…, около грядк… на капуст…, от веточк…к ветв.. .

3-й уровень
Напишите словосочетания по данным схемам. Окончания имён существительных должны быть безударными.

В (1скл., ж.р.. П.п) около (2скл., м.р., Р.п.)
У (1скл., ж.р., Р.п.) (3скл., Р.п.)
На (2скл., м.р., П.п.) по (1скл., м.р., Д.п.)
У (1скл., ж.р., Р.п.) на ((1скл., ж.р.,П.п.)
По (1скл., ж.р., Д.п.) на (2скл., м.р., П.п.)
На (2скл., ср.р., В.п.) к (1скл., ж.р., Р.п.)

1-й уровень
Запиши слова в два столбика по окончаниям.
На ладон…, на топол…, от бол…, по комнат…, о геро…, до полк…, в деоевн…,
В конкурс…, в зелен…, от радост…, о молодёж…, на свирел… .

2-й уровень
Спишите. К словам подберите однокоренные слова другого склонения в том же числе и падеже.

На брош… - __________________________

Около постельк… - ____________________

По колыбельк… - ______________________

О медал… - ___________________________

В бутылк… -__________________________

О ноч… - _____________________________

На снег… _____________________________

3-й уровень

  1. Образуйте 2-3 существительных от глаголов: СГИБАТЬ, СБИТЬ, СДАТЬ, СЖАТЬ.
  2. Поставьте полученные слова в Р.п, Д.п, П.п., Т.п.

(Дифференциация по объёму учебного материала)
Подобрать слова – помощники, указать склонение.
1-й уровень – поставить им.существительные в форму ед.ч., Р.п и В.п.;
2-й уровень – поставить им.существительные в форму ед.ч., Р.п., В.п., Д.п.,
3-й уровень – поставить им.существительные в форму ед.ч., Р.п., В.п., Д.п., Т.п., П.п.

К - №8

(Дифференциация по уровню трудности и творчества)

1-й уровень - Найти в словаре слова, обозначающие людей и поставить их в Р.п и П.п.
2-й уровень Найти в словаре слова, обозначающие людей и поставить их в Р.п. и П.п. .
Найти лишнее слово и объяснить свой выбор (пассажир – удвоенная согласная).
3-й уровень - Найти в словаре слова, обозначающие людей и поставить их в Р.п. и П.п.
Разделить слова на две группы и объяснить своё решение.

  • Профессии людей.
  • Названия людей.
  • Подобрать синонимы к словам: солдат, ученик, товарищ, ученик, учитель.

    К- №9

    (Дифференциация по уровню трудности)

    1-й уровень
    Списать, раскрывая скобки. Поставить ударение, выделить окончание, определить склонение и падеж.

    Говорить о (сказка, повесть), писать в (тетрадка, тетрадь), плыть на (лодка, пароход), купаться в (речка, озеро), встретиться около (беседка, пристань), отдыхать в (деревня, лагерь), встретиться около (беседка, пристань), мчались на (машина, лошадь), рассказать о (случай, жизнь).

    2-й уровень
    Записать имена существительные в три столбика, поставить ударение, выделить окончание, указать падеж. (слова из задания для 1-го уровня).

    3- уровень
    Найти и исправить допущенные ошибки, в скобках написать проверочное слово, выделить окончание, поставить ударение, определить падеж и склонение.

    Говорить о сказки, повести; писать в тетрадке, в тетраде; плыть на лодке, на пароходе;
    Купаться в речке, в озер…; встретиться около беседки, пристани; отдыхать в деревне, в лагере; мчались на машине, на лошаде; рассказать о случаи, о жизне.

    Первичное закрепление темы:

    “Правописание безударных окончаний имён существительны х”

    К- №10 (дифференциация по степени трудности)

    1-й уровень
    Определить склонение и падеж имён существительных. Выделить окончания.

    Без кисти, по капле, с неба, о речке, после друг…, к дубраве, на колосе, над лесом, у горы, под дверью, у товарища, о матери, на солнце, к дяде.

    2-й уровень.
    Списать, вставить и выделить окончания, определить склонение и падеж имён существительных.

    Без кист…, по капл…, с неб…, о речк…, после друг…, к дубрав…, на колос…, над лес…, у горк…, под дверь…, у товарищ…, о матер……, на солнц…, к дяд… .

    3-уровень.
    Поставить имена существительные в нужном падеже с предлогом.
    Кисть – Р.п., капля – Д.п., речка – П.п., (после) друг – Р.п., дубрава - Д.п.,
    Колос – П.п., лес – П.п., горка – Д.п., дверь – Р.п., товарищ – П.п., мать – П.п.,
    Мать – Р.п., солнце – П.п., дядя – Р.п., дядя – П.п.

    К - №11

    1-й уровень
    Составить предложения, используя данные слова; у существительных выделить окончания, указать склонение и падеж.

    а) из-за, солнышко, выглянуло, тучки;
    б) по, поездки, ребята, из, вернулись, Калуги;
    в) на, охотники, опушке, около, отдыхали, пристани, леса.


    Найди лишние.

    2-й уровень
    Составить предложения, используя данные слова, вставить пропущенные окончания.
    Указать склонение и падеж имён существительных.

    а) из-за, солнышко, выглянуло, тучк…;
    б) по, поездк…, ребята, из, вернулись, Калуг…;
    в) на, охотники, опушк…, около, отдыхали, пристан…, лес….

    Все ли слова понадобятся для составления предложений?
    Найди лишние. Расскажи о его значении.

    3-й уровень
    Используя данные слова составить и записать предложения. Имена существительные поставить в нужном числе и падеже, используя предлоги.

    а) солнышко, тучка (ед.ч., Р.п.), выглянуло;
    б) ребята, поездка(ед.ч., Р.п.), вернулись, Калуга(ед.ч., Д.п.)
    в) охотники, опушка (ед.п., П.п.), отдыхали, пристань(ед.ч, Р.п.), лес (ед.ч, Р.п.).

    Все ли слова понадобятся для составления предложений?
    Найди лишнее. Расскажи о его значении. Подбери слова на ту же тему, что и слово пристань.

    Какие же безударные окончания надо проверять, а какие надо просто запомнить. Проверять надо безударные окончания -е, -и в существительных родительного, дательного, а также предложного падежа. Запомнить следует безударные окончания в существительных в творительном падеже.

    1-е склонение: -ой(-ей) памяткой, деревней.

    2-е склонение: -ом(-ем) годом, полем.

    Для проверки правильного определения безударного окончания существительного следует определить падеж. Затем определить склонение. Далее вспоминаем окончание существительного определенного склонения в требуемом падеже.

    Пример:

    Летом ребята купались в озере.

    Ребята купались (где? в чем?) в озере , значит это предложный падеж.

    Озеро (оно, мое) - существительное среднего рода, имеет окончание -о, значит оно относится ко второму склонению. Существительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание -е. Итак, записываем:

    Ребята купались (где? в чем?) ПП 2-е скл., -е) в озере .

    Еще один способ проверить окончание существительного - вставить вместо существительного с безударным окончанием, подставить существительное того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием: ребята купались в реке, в озере .

    Теперь разберем правописание безударных окончаний существительных во всех падежах.

    Склонение существительного определяется по именительному падежу .

    Родительный падеж

    Существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего? (откуда? где?) . Используемые предлоги: от, до, из, без, у, для, около, с .

    Окончания:

    1-е склонение: -и, -ы.

    2-е склонение: -а, -я.

    3-е склонение: -и.

    Пример: У овцы мягкая длинная шерсть . → Шерсть (у кого?) у овцы - 1-е склонение.

    Дательный падеж

    Существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему? (где? куда?) . Используемые предлоги: к, по .

    Окончания:

    1-е склонение: -е.

    2-е склонение: -у, -ю.

    3-е склонение: -и.

    В предложении играет роль второстепенного члена.

    Пример: Мальчик бежал к озеру . → Бежал (куда? к чему?) к озеру - 2-е склонение.

    В родительном падеже существительные первого склонения имеют окончание -и, в дательном - окончание -е.

    Существительные третьего значения в обоих падежах имеет окончание -и.

    Винительный падеж

    Существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что? (куда? где?) . Используемые предлоги: в, на, за, через, про .

    Окончания:

    1-е склонение: -у, -ю.

    2-е склонение: -а, -я.

    Пример: На болотах часто можно встретить цаплю . → Встретить (кого?) цаплю - 1-е склонение.

    Существительные в родительном и винительном падеже можно различить по предлогам. В первом склонении существительные в этих падежах различаются по окончанию.

    Творительный падеж.

    Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? (где? куда?) . Используемые предлоги: с, за, под, над, между .

    1-е склонение: -ой(-ей).

    2-е склонение: -ом(-ем).

    3-е склонение: -ю.

    В предложении играет роль второстепенного члена.

    Пример: Рыбу ловят удочкой . → Ловят (чем?) удочкой - 1-е склонение.

    Предложный падеж

    Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем? (где?) . Используемые предлоги: о (об), в, на, при .

    1-е склонение: -е.

    2-е склонение: -е.

    3-е склонение: -и.

    В предложении играет роль второстепенного члена.

    Пример: Мы говорили об осени . → Говорили (о чем?) об осени - 3-е склонение.

    1 вариант

    1. Закончи предложения.

    Постоянные признаки имени существительного - это ____________________

    Непостоянные признаки – это _________________________________________

    Начальная форма имени существительного – этот форма _________________, например _______________________________________ .

    Изменение существительных по падежам называется ___________________. В русском языке _____________ склонения. Примеры существительных 1-го склонения ____________________________________; 2-го склонения ______

    ______________________________; 3-го склонения ______________________. Чтобы определить падеж имени существительного, нужно _______________

    _________________________________________________________________.

    Усталый день склонился к ночи , затихла шумная волна.

    Погасло солнце, и над миром плывёт задумчиво луна. (С.А. Есенин)

    _________________________________________________________________

    Имя существительное, неодушевлённое, мужского рода, 2-го склонения, ед. числа, Т.п.

    А) день б) над миром в) к ночи г) волна

    3) Найди имя существительное, в котором нужно дописать окончание -е. Обведи букву около выбранного ответа.

    А) письмо по памят__ в) букет для подруг__

    Б) поступил по совест___ г) шла к подруг__

    Какие окончания в П.п. у существительных тополь и моль

    А) У этих слов одинаковые окончания ______, так как __________________

    _________________________________________________________________

    Б) У этих слов разные окончания _______ и _______, так как _____________

    Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных.

    2 вариант

    1. Закончи предложения.

    Имена существительные имеют _________________ ____________________,

    Относятся к одному из трёх __________________________________________, и изменяются по _________________________________________

    __________________________________________________________________.

    Число и падеж – это ______________________ признаки существительного, род и склонение - _______________________________________ .

    Форма ед. числа И.п. называется ___________________ формой имени существительного. Изменение имён существительных по _____________

    Называется склонением. Примеры существительных 1-го склонения ____________________________________; 2-го склонения ______

    ______________________________; 3-го склонения ______________________. В русском языке _______________ падежей. Падеж имени существительного можно определить по _________________________________.

    1. Разбери выделенное слово как часть речи.

    Золотою лягушкой луна

    Распласталась на тихой воде.

    Словно яблонный цвет, седина

    У отца пролилась в бороде. (С.А. Есенин)

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    Определи к какому слову относятся эти признаки. Обведи букву около выбранного ответа.

    Имя существительное, одушевлённое, женского рода, 1-го склонения, ед. числа, Т.п.

    А) лягушкой б) луна в) на воде г) в бороде

    3) Найди имя существительное, в котором нужно дописать окончание -и. Обведи букву около выбранного ответа.

    А) деревья в ине__ в) жил на окраин__

    Б) сбился с дорог___ г) ждал на дорог__

    Какие окончания в Д.п. у существительных пустошь и рукопись ? Обведи букву выбранного ответа и кратко объясни.

    А) Одинаковые окончания ______, так как __________________

    _________________________________________________________________

    Б) Разные окончания _______ и _______, так как _____________

    __________________________________________________________________


    Правописание падежных окончаний имен существительных

    Правописание окончаний имен существительных зависит от того, к какому типу склонения они относятся. Ошибки в выборе окончаний или -и возникают обычно не во всех падежных формах, а только в формах трех падежей : родительного, дательного и предложного.

    Существительные I склонения (страна, земля, аллея) в формах родительного падежа имеют окончание -ы (-и) , а в формах дательного и предложного :

    Род. п. (кого? чего?) страныземли аллеи

    Дат. п. (кому? чему?) странеземле аллее

    Предл. п. (о ком? о чем?)(о) стране (о) земле(об) аллее

    Существительные II склонения в форме предложного падежа имеют окончание : (в) доме, (на) коне, (на) окне, (о) зное, (в) инее. Здесь обычно ошибок не допускают.

    Существительные III склонения (степь, ночь, тишь) в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание :

    Род. п. (кого? чего?) степи ночи тиши

    Дат. п. (кому? чему?)степи ночи тиши

    Предл. п. (о ком? о чем?)(о) степи(о) ночи(в) тиши

    Рекомендация. Чтобы проверить правописание безударного окончания в существительном, достаточно вспомнить ключевое слово с ударным окончанием в этой же форме (согласно морфологическому принципу русской орфографии). Для I склонения это может быть слово земля , для II -го - окно , для III -го - степь .

    Разносклоняемые существительные

    Слово путь , а также десять существительных на -мя (знамя, пламя, племя, стремя и др. ) являются разносклоняемыми и в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание :

    Род. п. (кого? чего?) путизнаменипламени

    Дат. п. (кому? чему?)путизнаменипламени

    Предл. п. (о ком? о чем?)(в) пути(на) знамени(в) племени

    Падежные формы существительных на -ий, -ие, -ия

    1. Существительные с неодносложной основой мужского и среднего рода на -ий и -ие в предложном падеже женского рода на -ия в дательном и предложном падежах единственного числа имеют в безударном положении окончание (а не по общему правилу), например:
    гений – о гении, натрий – о натрии, радий – о радии, Василий – о Василии, Юрий – о Юрии;
    отделение – в отделении, возвращение – по возвращении, содействие – при содействии;
    армия – к армии, об армии, линия – по линии, на линии, станция – к станции, на станции; Болгария – по Болгарии, в Болгарии; Мария – к Марии, о Марии
    .

    Примечание. При наличии вариантов на -ие и -ье , -ия и -ья указанные падежные формы имеют разные окончания. Существительными на –ья и -ье склоняются по общему правилу и имеют в формах дательного и предложного падежей окончание :
    об умении – об уменье, в цветении – в цветенье, о многословии – о многословье, о Наталии – о Наталье, к Марии – к Марье .

    2. Немногочисленные существительные на -ий, -ия с односложной основой имеют в указанных падежах в безударном положении по общему правилу окончание –е: змий – о змие, кий – о кие, Кий (легендарный основатель Киева) – о Кие, чий (растение) – о чие, «Вий» – в «Bue», Пий – о Пие, при папе Пие; Бия (река) – по Бие, на Бие; Ия, Лия, Вия (женские имена) – к Ие, о Лие, о Bиe; Гия (мужское имя) – к Гие, о Гие. (§ 40 Свода правил 1956 года)

    3. У немногих существительных на -ие , -ия , имеющих ударение на окончании, указанные падежные формы оканчиваются на -и либо на -е , напр.: судия – к судии, о судии, лития – в литии-, ектения – в ектении, бытие – о бытии, житие – о житии, в житии, но: остриё – на острие, об острие, Алия, Зульфия (личные имена) – об Алие, к Зульфие .

    Гласные в некоторых неударяемых падежных окончаниях

    Существительные с суффиксом -ищ- , если они мужского или среднего рода, оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: домище, верблюдище, удилище, болотище . Если же они женского рода, то оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: коровища, ручища, грязища .

    Существительные мужского рода с суффиксами -yшк-, -юшк-, ишк-, ышк- , обозначающие предметы одушевленные, а также все существительные женского рода с теми же суффиксами оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: дедушка, батюшка, мальчишка, старичишка, человечишка, соловушка, нянюшкa, ручишка .

    Существительные мужского рода, обозначающие предметы неодушевленные, а также все существительные среднего рода имеют в им. пад. ед. ч. после этих суффиксов окончание , например: хлебушко, дворишко, перышко, пальтишко .

    В окончании им. пад. ед. ч. одушевленных существительных мужского рода после суффиксов -к- и -л- пишется а , например: гуляка, запевала, верзила, объедала ; так же пишутся просторечные собственные имена типа Гаврила, Кирила, Михайла (употребляющиеся наряду с Гавриил, Кирилл, Михаил).

    Исключение составляют древнерусские и украинские имена и фамилии на -ко , например: Михалко, Шевченко , а также старинные и областные собственные имена на -ло , например: Ярилo, Михайло Ломоносов .

    В род. пад. множ. ч. от существительных, оканчивающихся в ед. ч. на неударяемые -ья и -ье , пишется -ий , а от существительных, оканчивающихся на -ья и -ье под ударением, пишется -ей , например: шалу нья – шалу ний, уще лье – уще лий , но: скамья – скаме й, ружье – ру жей .

    Склонение имен собственных

    В фамилиях на -ин (-ын) и на -ов (-ев) пишется в твор. пад. ед. ч. -ым (согласно склонению прилагательных), напримеp: Павел Лисицын – Павлом Лисицыным, Иван Тургенев – Иваном Тургеневым .

    Примечание. В иностранных фамилиях на -ин и -ов пишется в твор. пад. ед. ч. -oм (согласно склонению существительных), например: Грин – Грином, Дарвин – Дарвином, Бюлов – Бюловом .

    В названиях населенных пунктов на -ин (-ын), -ов (-ев), -ино (-ыно), -ово (-ево) пишется в твор. пад. ед. ч. -ом , например:

    город Псков – городом Псковом
    город Львов – городом Львовом
    город Саратов – городом Саратовом
    город Канев – городом Каневом
    город Калинин – городом Калинином
    город Киров – городом Кировом
    село Марьино – селом Марьином
    село Лисицыно – селом Лисицыном
    село Крюково – селом Крюковом