История саамов. Саамы — таинственные жители Лапландии. Современное положение саамов

Территория расселения саамов протянулась с востока на запад более чем на полторы тысячи километров - от восточной оконечности Кольского полуострова через север Финляндии и Норвегии до центральной части Скандинавского полуострова . Саамы живут в Норвегии , России , Финляндии , Швеции , а также в Северной Америке (потомки переселенцев на Аляску) и, в небольшом количестве, на Украине . Сами саамы называют свою страну Sápmi (Сапми).

Общая численность саамов - от 60 до 80 тысяч человек (по оценке Саамского парламента Финляндии - около 75 тысяч человек ), из которых в Норвегии проживает от 40 до 60 тысяч, в Швеции - от 17 до 20 тысяч , в Финляндии - от 6 до 8 тысяч, в России - две тысячи человек .

Центром культурной жизни саамов в России является село Ловозеро . Здесь проводятся различные саамские праздники и фестивали, в том числе международные; действует Саамский национальный культурный центр.

Численность саамов в некоторых населённых пунктах Мурманской области (2002) :

  • сельское поселение Ловозеро - 860;
    • в том числе село Ловозеро - 724;
  • посёлок городского типа Ревда - 144;
  • город Мурманск - 137.

Этнонимы

Самоназвание народа - «са́ми», «саа́ми» (sami ) - согласно одной из версий восходит к балтийскому слову *ẑeme («земля»). [ ]

Распространено устаревшее название саамов - «лапландцы», которое на самом деле несколько шире по смыслу, поскольку может означать жителей области Лапландия в целом. Его распространение в Европе связывают с викингами , которые в начале II тысячелетия находились в районе Ладожского озера , [ ] и от которых, вероятно, это название (lapp ) появляется в шведском языке в XII веке . [ ] Одним из первых письменных источников, которое фиксирует название lapp , является «Описание северных народов» Олафа Магнуса (1555). Этимологию названия lapp исследователи традиционно сводят к финскому (есть и в других родственных языках) слову lappalainen , которым финны называли не только саамов, но и всех диких лесных жителей, дикарей . Именно это название в несколько изменённом виде («лопь») с XIII века встречается в русских летописях для именования саамов.

Существует гипотеза, что первым экзонимом саамов было слово finn [ ] - именно так назывался народ, близкий, по мнению некоторых учёных, к саамам, [ ] описание которого было дано в некоторых хрониках раннего Средневековья . Кроме того, в современных Швеции и Норвегии прозвища саамов lapp и finn остались тождественны, причем lapp носит более пренебрежительный оттенок. При этом жители Северной Норвегии собственно финнов называют «квены» (kvæn, kven ) .

Саамские языки

Саамские языки образуют особую подгруппу финно-угорских языков уральской языковой семьи , занимая в ней несколько обособленное место, потому что треть субстратной лексики не находит соответствия в финно-угорских языках. [ ] В связи с этим некоторые учёные [кто? ] выделяют его в третью, отдельную группу уральских языков наряду с самодийскими и финно-угорскими [ ] [ ] .

Саамский язык-основа распался уже много столетий назад. В настоящее время насчитывается десять разных диалектов, объединяемых в две группы: западную (Норвегия, Швеция, часть Финляндии) и восточную (Россия, часть Финляндии), - различия между которыми настолько велики, что взаимопонимание сильно затруднено, и финские языковеды считают их отдельными языками. Всего выделяется девять живых языков, у шести из них имеются собственные литературные формы.

В России были распространены четыре диалекта (языка): йоканьгский (терско-саамский) , кильдинский , нотозерский диалект колтта-саамского языка и бабинский (аккала) , из них последний можно считать вымершим, а остальные близки к исчезновению. [ ]

В Финляндии, как и в Норвегии, саамский язык получил статус официального в 1992 году , в Швеции позже - в 1999 году . [ ] В России саамские языки официального статуса не имеют.

Алфавит

Первый саамский алфавит был создан на основе латиницы . [когда? ] Первые советские опыты по созданию саамской письменности относятся к концу 1920-х годов. В 1931 был разработан и утверждён унифицированный с алфавитами других народов Севера алфавит на латинской основе. В 1933 и 1934 годах он реформировался. Алфавит 1934 года:

Aa, Bʙ, Cc, Çç, Ꞓꞓ, Dd, D̦d̦, Ʒʒ, Зз, Ee, Əə, Ff, Gg, Ģģ, Hh, Ii, Ьь, Jj, Kk, K̦k̦, Ll, L̦l̦, Mm, M̦m̦, Nn, N̦n̦, Ŋŋ, Oo, Pp, Rr, R̦r̦, Ss, Șș, Ꞩꞩ, Tt, Țț, Uu, Vv, V̦v̦, Zz, Z̦z̦, Ƶƶ.

А а Ӓ ӓ Б б В в Г г Д д Е е Ё ё Ж ж З з Һ һ

/a/ /*a/ /b/ /v/ /g/ /d/ /je/ /jo/ /ʒ/ /z/ /ʰ/

И и Й й Ҋ ҋ Ј ј К к Л л Ӆ ӆ М м Ӎ ӎ Н н Ӊ ӊ

/i/ /j/ // /ç/ /k/ /l/ /ɬ/ /m/ /m̥/ /n/ /n̥/

Ӈ ӈ О о П п Р р Ҏ ҏ С с Т т У у Ф ф Х х Ц ц

/ŋ/ /o/ /p/ /r/ /r̥/ /s/ /t/ /u/ /f/ /x/ /ʦ/

Ч ч Ш ш Щ щ Ъ ъ Ыы Ь ь Ҍ ҍ Э э Ӭ ӭ Ю ю Я я

/ʧ/ /ʃ/ /ʃj/ // /ɨ/ /j/ * /e/ /*e/ /ju/ /ja/

Полумягкий знак Ҍ (на конце слов и перед следующими согласными) и буквы ӓ, ӭ обозначают полумягкость предыдущих «д», «т», «н».

Распространение саамских языков

  • Западносаамская группа
    • южносаамский язык - Норвегия и Швеция
    • уме-саамский язык (ууме) - Норвегия и Швеция
    • луле-саамский язык (лууле) - Норвегия и Швеция
    • пите-саамский язык (пите) - Норвегия и Швеция
    • северносаамский язык - Норвегия, Швеция и Финляндия
  • Восточносаамская группа
    • бабинский саамский язык (аккала) † - Россия
    • кеми-саамский язык † - саамы центральной финской Лапландии
    • инари-саамский язык - Финляндия
    • йоканьгско-саамский язык (терско-саамский) - Россия
    • кильдинский саамский язык - Россия
    • колтта-саамский язык - Финляндия, Россия, Норвегия (сколт, включая нотозерский диалект в России).

Исторические сведения

Современные популяции саамов имеют чёткие гаплотипические отличия от всех ДНК доисторических охотников-собирателей Европы, а гаплогруппа U5b1b1, к которой принадлежат саами, распространилась с юга после последнего ледникового периода, что и создало заблуждение о родстве саамов и басков. Предки саамов частично пришли в Фенноскандию из Западной Европы (10–11 тыс. лет назад), кроме того наличие генов U5b1 и V у саамов в Фенноскандии говорит о их частичном происхождении от общих предков с народами Русской Арктики (наибольшая генетическая близость с якутами и другими народами Восточной Сибири) около 7,5 тыс. лет назад . Генеалогическое древо саамов имеет «эффект бутылочного горлышка », что говорит о сильно сокращавшемся в прошлом количестве прародителей саамов и их репродуктивной изоляции из-за сложных условий жизни в субарктической тундре .

Древнее саамское население жило на существенно более обширной территории по сравнению с нынешней территорией их обитания: южная граница страны саамов находилась в районе Ладожского озера . Саамы были известны ещё древнегреческим (под названием finoi упоминание об этом народе встречается в 325 году до нашей эры у историка Пифея) и древнеримским авторам (под названием fenni ).

Традиционные промыслы саамов - домашнее оленеводство , охота и рыболовство , однако постепенно, по мере проникновения в Лапландию переселенцев, а также по мере промышленного освоения этой территории, всё меньшее число саамов занимались традиционными промыслами.

Некоторые положительные моменты, связанные с существованием саамов как самобытного народа со своей особой культурой, наблюдаются и в России: статус саамов как коренного народа закреплён в Уставе Мурманской области , в селе Ловозеро (центре культурной жизни российских саамов) действует Саамский национальный культурный центр, проводятся различные саамские праздники и фестивали, осуществляет вещание Кольского саамского радио , работает Музей истории, культуры и быта кольских саамов .

Культура и особенности хозяйствования

Хозяйство

Основными занятиями саамов в зависимости от территории обитания той или иной группы и природных условий являлись оленеводство, рыболовство, морская и сухопутная охота.

В XIX - начале XX вв. саамы вели полукочевой образ жизни, совершая небольшие по протяжённости сезонные перекочёвки.

У западных кольских саамов (нотозерских, бабинских, екоостровских) ведущую роль играло озёрно-речное рыболовство, у северо-западных (пазрецких, печенгских, мотовских) - морское рыболовство. В конце XVIII - начале XX вв. около 70 % взрослого саамского населения занималось промыслом трески. У восточных саамов значительную роль играло оленеводство, дополняемое промыслом сёмги. В XIX в. каменские саамы охотились на дикого оленя. Все саамы охотились на крупных (лось, волк) и мелких животных, птиц.

С начала 1990-х гг. многие промысловые участки сдаются саамами в аренду приезжим.

Особенностью саамского оленеводства являлся вольный выпас животных летом. Размер стада составлял несколько десятков голов. Круглый год олени находились на подножном корме.

В конце XIX - начале XX вв. саамы заимствовали отдельные черты от коми-ижемцев и ненцев: тип нарт с копыльями и упряжь.

Для передвижения и перевозки груза на оленях саамы используют особый тип вьючного седла (ташке), до 1930-х гг. бытовала нарта-сани (керёжа) в форме лодки.

Традиционная одежда

Традиционная одежда саамов приспособлена в первую очередь для длительного пребывания на открытом воздухе, что связано с традиционным полукочевым образом жизни. Наиболее известные виды традиционной одежды: гакти - традиционная верхняя наплечная одежда у саамов, живущих в Норвегии и Финляндии; юпа - традиционная верхняя суконная одежда у саамов, живущих на Кольском полуострове ; печок - верхняя зимняя глухая одежда со стоячим воротником, сшитая из двух оленьих шкур мехом наружу; торк - зимняя одежда, сшитая мехом внутрь .

Традиционные поселения и жилища

Поселениями саамов до начала ХХ в. являлись погосты . С декабря по март-апрель саамы жили в зимних погостах, где находились богатые ягелем угодья, а в другой период года расходились по промысловым участкам группами родственных семей (западные группы) или перекочёвывали к летним погостам всей общиной (восточные группы).

Зимние погосты располагались во внутренних районах Кольского полуострова, на границе тундры и леса, на берегу водоёма. Через 20-30 лет, после истощения пастбищ и охотничьих угодий, место погоста переносилось.

Традиционное зимнее саамское жилище вежа представляло собой бревенчатую постройку в форме четырёх- или шестигранной усечённой пирамиды высотой 2,5 м. и площадью 3×3 м. с дымовым отверстием вверху. Остов вежи покрывали оленьими шкурами или плотной тканью, а сверху клали кору, хворост, дёрн. В центре жилища устраивали каменный очаг, пол покрывали оленьими шкурами. Вход был обращён к югу.

С XIX в. вежу начинает вытеснять тупа (пырт) - срубная постройка площадью 12-13 кв. м., высотой 2 м., с одним-двумя небольшими окнами и плоской, покрытой землёй и дёрном, крышей. В углу у входной двери устраивался очаг - камелёк из обмазанных глиной камней. Появляется простейшая мебель.

Во время перекочёвок использовалась переносное жилище - кувакса. Оно имело конусообразный каркас из нескольких шестов, соединённых вершинами, на который натягивали чехол из оленьих шкур, из бересты или из парусины. В центре куваксы раскладывался костёр.

В жилище обычно обитали одна или две семьи. Напротив входа находилось наиболее почётное, так называемое чистое место.

К началу ХХ в. многие саамы вместо традиционных жилищ стали использовать русскую избу и ненецкий чум.

Пища

Зимой основной пищей саамов было оленье мясо. Для предохранения от цинги употребляли мороженое мясо и свежую оленью кровь. Чаще мясо жарили, вялили, варили, добавляя в похлёбку муку, ягоды. Первое жидкое блюдо варили из куропаток. Долгое время ритуальной пищей считалось медвежье мясо.

Летом основу пищевого рациона составляла рыба, прежде всего озёрная (щука, сиг, налим, окунь и др.). Её варили, жарили, вялили. От русских саамы научились запекать рыбу в тесте.

Меньшее значение имела растительная пища. Заготавливали внутренний слой сосновой коры, который после сушки и толчения добавляли в похлебку. Из муки (покупной) пекли лепёшки.

Из напитков наибольшее распространение получил чай. Доение важенок (самок оленя) у кольских саамов не практиковалось.

Социальная организация

Главной хозяйственной и социально-экономической единицей саамов была территориальная община - сийт (сыйт) (siida (сев.-саам.) syjjt (колтта-саам.) ). Она состояла из отдельных семей. Её объединяли общность территории, где находились промысловые угодья, единая хозяйственная деятельность, взаимопомощь и религиозные культы. Сыйт насчитывал от 70 до 300 человек. Хозяйственные и некоторые административные вопросы решались на собраниях глав семей. Родовая организация у саамов не зафиксирована.

Община контролировала семейно-брачные отношения. В XIX в. преобладала малая семья. До конца XIX в. предпочитались однонациональные браки. До 60 % браков заключалось в своих погостах, остальные - преимущественно с жителями соседних погостов. Были распространены браки с сыном или дочерью кузена, а также такие союзы, при которых братья или сестры из одной семьи становились мужьями или женами для сестёр или братьев из другой семьи. На рубеже XIX-ХХ вв. обычный брачный возраст девушек был 17-20 лет, а юношей - 21-25 лет. Мнение девушки не учитывалось.

Большие встречи саамов происходили обычно только несколько раз в год, по особенным праздникам. Выборы невест происходили именно на таких встречах .

Существовало половозрастное разделение труда. Мужчины занимались промысловой деятельностью, перевозками, женщины вели домашнее хозяйство, воспитывали детей, а иногда вместе с подростками помогали ловить рыбу и охотиться на куропаток.

Религия саамов

Традиционные верования саамов, как у многих других народов северной Евразии, представляли собой прежде всего промысловый культ - почитание различных духов, являющихся хозяевами различных традиционных промыслов или явлений природы. Одно из отличий верований саамов от верований большинства сибирских народов - существование культа предков .

Религия современных саамов - большей частью лютеранство (в том числе лестадианство); среди части саамского населения распространено православие .

Саамская литература

Фольклор саамов представлен мифами, сказками, преданиями, импровизированными песнями; включает сказки («майнс»): для детей, о Тале (глупом людоеде), о равках (вурдалаках), о чаклях (карликах). Распространены сказки-легенды о явлениях и объектах природы, мифы («ловта»), например, об олене-человеке Мяндаше . Исторические предания («сакки») повествуют о войнах, о примечательных горах, водных объектах. Известны также бывальщины («бойса») и импровизации («муштоллы»).

Известные российские саамские поэты и писатели - колтта-саами Аскольд Бажанов , тер-саами Октябрина Воронова и кильдин-саами Александра Антонова .

Фильмы о саамах

  • «Проводник » (Ofelaš , другие переводы - «Следопыт», «Первопроходец») - норвежский фильм 1987 года . В 1988 году фильм был номинирован на Оскар . В фильме главные роли исполняют норвежские актёры, говорящие на саамском языке.
  • «Восстание в Каутокейно » (Kautokeino-opprøret ) - норвежский фильм 2008 года , основанный на реальных событиях. Рассказывает о борьбе оленеводов-саамов (1850-е годы) с алкогольным бизнесом, спаивающим людей и забирающим у них имущество за долги. В одной из главных женских ролей - финская саамская актриса Анни-Кристина Юусо .
  • «Кукушка » - российский фильм 2002 года . Главная героиня фильма - саами; её сыграла финская саамская актриса Анни-Кристина Юусо .

Саамы в художественной литературе

В книге современного российского писателя Андрея Буторина «Север» (2010) рассказывается о саамском племени, выжившем после ядерной войны. Главному герою, Нанасу, предстоит совершить путь от Ловозера до Видяево, а после до Полярных Зорь. Книга является частью серии Вселенная Метро 2033 . В 2011 году вышел роман-продолжение - «Осада рая». А в 2013 году вышел последний роман трилогии - «Дочь небесного духа», где главные герои возвращаются в Ловозеро, а затем на место гибели Надиного отца.

Современное положение саамов

Правовое положение саамов

В настоящее время права саамов в той или иной степени законодательно закреплены в Норвегии , России , Финляндии и Швеции . В частности, в Финляндии саамское население согласно § 17 действующей Конституции страны имеет право на сохранение и развитие своего языка и своей культуры . В этом же параграфе Конституции закреплено право саамов пользоваться своим языком в органах власти. Кроме того, согласно § 121 Конституции на территории Саамского региона саамы имеют автономию в вопросах языка и культуры . В России статус саамов как коренного народа закреплён в Уставе Мурманской области .

Национальные символы саамов

Основные национальные символы саамов - флаг и гимн. Национальный флаг саамов был утверждён в 1986 году на Конференции северных саамов; четыре цвета флага (красный, синий, зелёный и жёлтый) - цвета гакти , традиционного саамского костюма, круг отражает форму саамского бубна и символизирует солнце и луну.

Национальный гимн саамов - положенное на музыку стихотворение норвежского школьного учителя и политического деятеля Исака Сабы (1875-1921). В 1986 году на Саамской конференции стихотворение было принято в качестве национального саамского гимна, а в 1992 году на очередной Саамской конференции была одобрена музыка гимна, написанная композитором Arne Sørli .

Международный день саамов

Международный день саамов отмечается 6 февраля . Именно в этот день в г. в норвежском городе Тронхейм состоялось первое саамское собрание, когда норвежские и шведские саамы объединились несмотря на государственные границы для решения общих проблем.

Решение о праздновании было принято в г. на 15-й конференции Союза саамов, объединяющего представителей этой национальности на всей территории Скандинавии и Кольского полуострова. Праздник отмечается в Норвегии, Швеции, Финляндии и в Мурманской области Российской Федерации, где компактно проживает саамское население.

Примечания

  1. Sami in Norway
  2. Саамы в Швеции: Древний народ, чей дом - Арктика (неопр.) . на сайте Sweden.se (Ноябрь 2011). Дата обращения 30 июля 2014. Архивировано 30 июля 2014 года.
  3. Население Финляндии
  4. Национальный состав населения Российской Федерации // Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года на сайте Федеральной службы государственной статистики . (Проверено 22 декабря 2011)
  5. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  6. Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык (Проверено 16 октября 2011)
  7. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Какие ассоциации возникают у нас при упоминании о саамах? Олени, Лапландия, северное сияние, полярная ночь и, может быть, «Снежная Королева» Андерсена. Sapmi – так правильно называется страна саамов – раскинулась перед Полярным кругом к северу, до Норвежского моря на западе и до Белого – на востоке.

Сегодня cаамы живут на территории Норвегии, Швеции, Финляндии и России. «Мы – олений народ» говорят сами про себя представители этой уникальной северной народности, умудрившейся сохранить традиции предков и по сей день. 6 февраля в Финляндии отмечается национальный день саамов.


На территории Финляндии численность саамского населения составляет примерно 9 000 человек, а сохранение саамского языка и культуры, находящихся под угрозой исчезновения, обеспечивает собственный автономный парламент. Несмотря на суровые природные условия и малочисленность саамов, их культура по-прежнему сохраняется, остается невероятно богатой и даже дополняется новыми веяниями.

История саамов, коренного народа Финляндии

Чудные земли «к востоку от Солнца и к западу от Луны» из старых скандинавских сказок с древних времен были населены саамами. Первое доказательство присутствия человека на юго-востоке Финляндии относится к периоду примерно 10 500-летней давности. По мере таяния льда, начиная с побережья и продвигаясь вглубь страны, последовали тропы человека, соединяющие нынешние Россию и Норвегию.

Коренные жители Финляндии, ныне называемые саамами, происходили из этих ранних обитателей. По разным теориям, происхождение саамов восходит ко времени 4 000 или больше лет назад. Люди смогли приспособиться к суровому северному климату. Они добывали пропитание с помощью охоты, рыбалки, собирали ягоды.

К XV веку образовалось широкомасштабное развитое оленеводство. Жили в жилищах типа вигвамов. Традиционное жилище саамов называется кота. Это древний переносной лапландский чум, напоминающий жилище североамериканских индейцев, но более вертикальный. Такое жилище позволяло саамам передвигаться по безлесным сопкам Лапландии вслед за оленями. Даже в наши дни саамов называют «народом 8 сезонов» по 8 сезонам в оленеводстве: отела, клеймения, счета, кастрации, забоя и др.


Традиционный уклад жизни саамы сохраняли достаточно долго. Еще в начале прошлого века большинство из них жили в глухих деревушках, никогда не покидали пределов Лапландии и не умели говорить по-фински.

Но все изменилось во время второй мировой войны. Саамов эвакуировали на юг Финляндии, после чего молодежь захотела остаться в больших городах, а не возвращаться к образу жизни предков. Сегодня 40 % саамов живут вне Лапландии. В наши дни финны шутят, что самая большая саамская деревня – это Хельсинки.

Саамский наряд: gákti, шапка «четырех ветров» и меховые унты

Представители саамов активно подчеркивают принадлежность к своей народности. Молодежь часто дополняет свою обычную одежду частями национального костюма gákti: к нагрудной части рубашки крепится национальное украшение risku, с брюками используется национальный пояс, на шее вместо шарфика может красоваться лапландский нашейный платок silkki, а на ногах вместе с джинсами могут быть надеты лапландские башмаки sisna.

Меховые унты (nutukkaat) шьются из шкуры оленя, и в этой обуви не страшны даже самые лютые морозы. Это саамская зимняя обувь, которую носят и по сей день.


Традиционный саамский наряд называется gákti, и хотя он постоянно обновляется в соответствии с веяниями моды, традиции строго соблюдаются. У мужчин это неизменная шапка с четырьмя концами на макушке и пестрыми ленточками у основания. Экстравагантный головной убор имеет не менее впечатляющее название – шапка четырех ветров. Каждый угол соответствует стороне света.

По особым случаям в дополнение к шапке надеваются синие штаны и расшитая рубаха такого же цвета. У женщин головной убор менее оригинальный: обыкновенный кокошник, который к тому же мало кому идет, так что саамские женщины чаще ограничиваются ношением синего платья с яркой оторочкой и широким поясом.

Саамский язык: право на использование

В Финляндии саамы говорят на трех языках: северо-саамском, инари-саамском и колта-саамском. Во второй половине XX века много усилий было приложено для утверждения официального языкового статуса. Чаяния о праве на использование родного языка были услышаны общественностью: ныне саамские языки признаны официальными в трех северных коммунах Финляндии.

Саамы отвоевали многие гражданские права: учить родной язык, требовать переводчика в госучреждениях, если не знаешь финского, кроме того, все священники Финляндии должны уметь вести службу на языке жителей Лапландии.


Первый учебник саамского языка появился только в 70-х годах прошлого столетия, сейчас большинство учебников издается на северо-саамском языке. Он – самый распространенный.

На саамском языке в Лапландии печатаются законы, дорожные указатели, преподают в учебных заведениях и проводят службы в церквях, ведут суды. Финская телерадиокомпания Yle ведет трансляции на саамском языке. Саамы имеют свое радио и свой орган государственной власти – парламент.

Саамские языки постепенно становятся обиходными и в молодежной среде, хотя происходит это непросто: в саамских языках просто не существует всех современных слов. На саамском языке издается и классическая литература. Это, например, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Причем был издан сразу на трех саамских языках, и первый тираж разлетелся мгновенно!

Саамские песни «йойут» – древняя стихия ритма

Западным людям трудно понять традиционные саамские песни. У саамов не существовало своих музыкальных инструментов; музыкальные эмоции они выражали посредством пения. Саамские песни лишены художественных образов. Они представляют собой импровизацию с совершенно конкретным содержанием.

В песнях саамы рассказывают об охоте, природе, женитьбе, поездке в гости, оленях. На протяжении всей песни в особом ритме повторяются слова, красиво звучащие, но не имеющие прямого смысла.


Изучавший саамскую музыку В. Ю. Визе в 1911 году писал: «Я позволю себе сказать несколько слов о своеобразной манере пения лопарей. Прежде всего, в пении лопарей обращает на себя внимание непомерная вибрация, которой они поют каждую ноту. Эта вибрация настолько сильна, что иногда бывает трудно уловить определенный тон: звук все время как бы качается вверх и вниз, задевая соседние полутоны.

Вторым характерным свойством лопарского пения является постоянная смена грудных звуков горловыми; создается впечатление, как будто поющий лопарь все время срывается. Когда лопарь начинает петь, он вначале поет без слов, употребляя на каждом звуке все один и тот же слог «лы-лы-лы». Затем постепенно он начинает вводить в песнь слова, время от времени вставляя снова это «лы-лы-лы».

На вопрос, что это «лы-лы-лы» означает, певец отвечает, что «ничего не значит, а поется для того, чтобы разойтись». Чтобы почувствовать красоту этих песен, надо лишь на время отключить разум и отдать себя на волю древней стихии музыки и ритма.

Саамский парламент: какие вопросы решают законодатели

Наверное, главное из достижений саамов – свой парламент, учрежденный в нынешней организационной форме в 1996 году. Действующий парламент является преемником предыдущего парламента, утвержденного в 1973 году. С 2012 года саамский парламент Финляндии работает в саамском культурном центре Сайос.

Саамский парламент – единственный в Финляндии орган, который имеет право выражать официальную точку зрения саамов в вопросах, которые затрагивают жизнь саамского населения этой страны. В ведении саамского парламента Финляндии находятся в первую очередь вопросы, связанные с реализацией прав саамского населения Финляндии, как одного из коренных народов, на сохранение и развитие своего языка и своей культуры.


Кроме того, парламент решает вопросы, связанные с правом саамов пользоваться своим языком в органах власти, а также с автономией, которую имеют саамы на территории саамского региона. Существует у саамов и свой флаг – сине-красный с желтой и зеленой полосами, в центре – круг, символ шаманского бубна.

Быть саамом – это как дар

Так кем же является проживающий в Финляндии саам – финном, саамом или финским саамом? Многие молодые люди – это наполовину саамы, т. е. один из родителей финн. Поэтому финская культура занимает прочное место в таких семьях. Когда растешь в семье, где присутствуют две культуры, то с детского возраста понимаешь, что это богатство, и что одна культура не мешает другой.

Cаамский этнос наиболее емко определила одна девочка школьного возраста, когда на вопрос «что значит быть саамом» ответила: «Быть саамом – это как дар».

Саамы прибыли в Финляндию первыми – и быть может, если климат начнет охлаждаться и огромные полосы льда снова покроют землю, они уйдут последними.

Саамы, живущие в сказочной, но такой далекой и холодной Лапландии, не верят в Санта-Клауса, ведь у них свой «Дед Мороз». Коренной народ севера, выживший на недружелюбной арктической территории, очаровывает самобытностью, бережным отношением к природе и духам предков.

Название

Раньше народы, занимавшие территории современной Лапландии и Ладожского озера, называли «лопарями», или «лапландцами», в древнерусской Новгородской летописи 1216 года встречается имя «лопь». Похожи по звучанию и финские экзонимы lappi, или lappalainen: так называли не только саамов, но и всех представителей диких племен. Есть версия, что к ним относится наименование finn, встречающееся во многих Средневековых источниках.

Исследователи считают, что это выражение принесли викинги, обитавшие в Скандинавии и районе Ладожского озера в начале второго тысячелетия нашей эры. От них слово lapp переместилось в шведский язык, закрепилось в письменных источниках и до XX века употреблялось в отношении лапландцев. Определение нельзя назвать корректным, поскольку оно относится ко всем жителям региона Лапландия, который населяют представители разных народностей.
Самоназвание нации абсолютно другое - sami, «саами», «сами», а также «саммъ» и «саммьленч» для саамов Кольского полуострова. Основная версия происхождения относит к корням ẑeme, sabme, zemas балтийского типа, которые означают «земля», «низменный», «низкий». Еще одна версия отсылает к уральским этнонимам с корнем sa(a)m, значащим «речной», «водный».

Где живут

Саамы живут на территории Лапландии, простирающейся с восточной части Кольского полуострова, через север Норвегии и Финляндии, до центра Скандинавского полуострова. Уникальное положение народности состоит в том, что Лапландией обобщенно называют регион, в состав которого входит несколько стран, в которых фактически и обитают саамы.
К ним относятся Россия, Норвегия, Швеция и Финляндия, где саамы имеют статус коренного народа. Незначительная часть народности живет на Украине и в Северной Америке: к числу последних относятся потомки мигрировавших на Аляску. Можно выделить 4 этнографические группы саамов, отличающиеся по месту проживания и роду деятельности:

  1. Горные саамы. Живут преимущественно в Швеции, небольшие группы в Финляндии и Норвегии. Кочуют и занимаются горным оленеводством.
  2. Лесные. Занимают лесные массивы Финляндии и Швеции. Занимаются охотой на пушных зверей и диких оленей, в слабой степени практикуют оленеводство. Образ жизни - полукочевой.
  3. Оседлые береговые и приморские саамы. Преимущественно живут в Норвегии и занимаются рыболовством: весной в приоритете треска, а летом и осенью ведется добыча семги.
  4. Кольские саамы. Проживают на территории Кольского полуострова в России. В последнее время ведут оседлый образ жизни, хотя ранее кочевали. Сочетают все описанные выше типы, занимаются рыболовством, оленеводством и охотой.

В последние годы саамы остро чувствуют свою национальную принадлежность, называют свою страну Sápmi, или Сапми, имеют национальный гимн и флаг, в исторических странах проживания есть выборный парламент, играющий представительские функции. С 1992 года 6 февраля отмечается День саамского народа.

Численность

По оценкам, число саамов колеблется от 60 до 80 тысяч человек. Численность саамов по странам составляет:

  • Норвегия: 40-60 тысяч.
  • Швеция: 17-20 тысяч.
  • Финляндия: 6-8 тысяч.
  • Россия: 2 тысячи.

Меньше всего саамов живет в России, подавляющее большинство из них ведет оседлый образ жизни в поселках Мурманской области. Самым «саамским» считается район сельского поселения Ловозеро, где постоянно проживают 860 представителей народности. Примерно одинаковые показатели у села Ревда - 144 человека, и города Мурманска - 137 человек.
Число саамов в России на протяжении последнего столетия держится на уровне двух тысяч человек. Так, в 1897 году их численность составляла 1812 человек, а в 2010 ненамного меньше - 1771 человек.

Язык

Группу саамских языков относят к уральской языковой семье, ее финно-угорской ветви. Он занимает обособленное место, поскольку треть слов не входит в эту категорию. Происхождение лексики не удалось установить до сих пор.
Считается, что она пришла в саамский из языка древнейшего европейского населения, которое позднее было ассимилировано саамами или угро-финнами. Существует и более интересная версия, которая говорит, что саамы и были тем самым коренным населением, жившим на территории Лапландии и чуть южнее уже в четвертом тысячелетии до нашей эры.


  1. Восточная - на нем разговаривают саамы Финляндии и России.
  2. Западная - язык саамов Швеции, Норвегии и части Финляндии.

Конечно, общие элементы сохранились, однако глобальные различия настолько значимы, что исследователи выделяют их как разные языки, а представители народности разных стран с трудом понимают друг друга.
В Норвегии и Швеции саамский язык носит статус государственного, наряду с другими национальными. В России официальный статус ему не присвоен, а изучение его в школах ведется лишь в начальных классах в местах проживания народности. Первый алфавит, схожий с латинским, был создан в 1920 году, после, вплоть до 1934 года, несколько раз модернизировался. Уже к 1937 году был создан кириллический алфавит, однако издание книг на нем практически не велось. Окончательную форму нормы письменности у российских саамов приняли лишь к 1970 году.

История

Саамов можно считать одним из наиболее аутентичных коренных народов севера, на протяжении веков сохранившим национальную принадлежность. Считается, что их предки пришли из Западной Европы еще 10-11 тысяч лет назад, заняв земли, так называемой, Фенноскандии. Это обширная северо-европейская территория, площадью чуть менее 2 миллионов км2, в которую входят Финляндия, Норвегия, Швеция, запад Архангельской губернии и Олонецких островов.
Здесь они ассимилировались с местным населением. Около 7 тысяч лет назад в их формировании приняли участие арктические народы: схожие гаплогруппы нашли, например, с якутами. В этот и последующий период происходит смешение с другими племенами финно-угорской группы.


О саамах было известно еще древним римским и греческим авторам. В том числе под названием finoi о них упоминает Пифей в 325 году до нашей эры. В этот период саамы занимались охотой, рыболовством и собирательством, вели полукочевой образ жизни.
В VII - X веках начинается давление славянских и финно-угорских племен, которое заставляет народ мигрировать все дальше на север, спасаясь от угнетения и налогов. В IX-XI веках они все же попадают в зависимость от Новгородского царства, а затем Московского царства на Кольском полуострове, а также от Дании в регионах Скандинавии.
Из-за неразберихи с принадлежностью северных территорий часто к саамам одновременно приходили сборщики податей от двух, а то и от трех правителей. В XIII-XIV веках ситуация стала более определенной, во многом благодаря походам и политическим решениям Александра Невского.
Русские князья заставляли саамов платить дань пушниной, рыбой, а позже и оленьими шкурами. Именно это привело к изменениям в традиционном укладе их жизни: оленеводство стало стратегически важной отраслью, поскольку позволяло в срок отдавать налоги. С отменой крепостного права дань отменили, однако пришла новая проблема: купцы, зная о слабости всех северных народов до водки, откровенно спаивали саамов, за бесценок выкупая у них промысловые товары.
С приходом советской власти традиционные промыслы и уклад жизни саамов был разрушен. Практика коллективизма, создание колхозов, принуждение к оседлости заставили народность утратить свои знания и навыки. Еще один негативный фактор - разрушение традиционного семейного уклада. Мужчины теперь уезжали на промысел в одиночестве, а жены оставались с детьми в поселках. Это приводило к утрате традиционной передачи знаний от отца к сыну с раннего детства, еще больше погружало мужчин в пьянство.

Внешность

Антропологи относят саамов к уральскому типу, выделяя в нем особую лапоноидную группу. Ее можно определить как переходную от уральской к большой европеоидной. Некоторые исследователи считают, что это промежуточный вариант, сформировавшийся от контактов европеоидов с монголоидами. Третья группа ученых приходит к мнению, что саамы сохранили в себе множество черт древнейшего населения Восточной Европы.


Генетики привносят к портрету собственные черты. По женской линии обнаружены общие гены с басками и берберами - верхнепалеолитического европейского населения. Гаплогруппы V и U5b четко указывают на связь с переселенцами из Восточной Европы, пришедшими в регион сразу после ледникового периода. У мужчин распространена гаплогруппа N, связывающая народность с финнами, якутами, бурятами и удмуртами.
К отличительным чертам внешности саамов можно отнести:

  • низкий рост;
  • чуть согнутые колени;
  • руки, несоразмерно длинные по отношению к телу;
  • светлая кожа и светлые яркие глаза;
  • низкое лицо с большим лбом и малой нижней частью;
  • широко посаженные глаза;
  • иногда встречается эпикантус;


Одежда

Мужская и женская одежда саамов была практически идентичной, у женщин более яркой и украшенной. Нательная одежда состояла из просторной рубахи, сшитой из покупных хлопчатобумажных тканей. Нательные штаны из белой ткани носили в основном мужчины. Летом сверху надевали шерстяные штаны, а зимой все носили стикаки - глухие штаны из замши или оленьих шкур, крепившиеся с помощью шнурка на поясе.


Летом поверх рубахи надевали суконный кафтан с высоким воротником-стойкой, длинными рукавами и разрезом на груди. В Норвегии и Финляндии носили гакти - кафтан черного или синего цвета с вышивками и отделкой в виде лоскутков тканей. На Кольском полуострове ее заменяла суконная прямая рубаха юпа из цельного отреза. У мужчин она была серого цвета, у женщин белого. Манжеты, верхний проем и рукава украшали бисером, цветными лоскутами синего, желтого, зеленого или красного цветов, подол оторачивали меховой тесьмой.
Древняя зимняя одежда саамов - торк, длинная куртка, сшитая из овечьих или оленьих шкур мехом внутрь. Позже сверху или отдельно начали надевать печок: длинную прямую шубу с высоким воротником, сшитую из шкур мехом наружу.

Семейный уклад

Саамы жили поселениями-погостами, в которые входило порядка 80-150 человек, объединенных родовыми связями. Община имела выборного старейшину, вела общее хозяйство, вместе охотилась, летом выходила на промысел, а к зиме возвращалась на прежнее место.
Жили малыми двухпоколенными семьями, число детей доходило до 10-12. Старшие братья уходили из родительского дома и жили собственными семьями, младший оставался с родителями.
Брачный возраст у девушек и юношей был примерно одинаковым: 20-25 лет. Свадьбы проводились по сговору, но мнение невесты учитывалось, и насильно замуж никого не выдавали. Выбор пары происходил на общих праздниках, проходивших несколько раз в год. Затем сваты без жениха направлялись к дому выбранной невесты, куда привозили подарки и обсуждали условия будущего союза.
После невеста с родственниками совершала ответный визит. На этом этапе в дело вступал жених: он должен был подойти к девушке и поцеловать ее в губы, прижавшись носом: без этого поцелуй у саамов считался «ненастоящим».


Если невеста отвечала согласием на предложение, договаривались о дате свадьбы. К ней жених готовил выкуп, обычно состоявший из оленей, невеста тоже приходила в новую семью с собственным стадом. По традиции, на рождение ребенку дарили оленей - сколько позволяло материальное положение. Поэтому к совершеннолетию у девушки могло быть большое стадо.
В большинстве общин был патриархальный уклад, но женщина чувствовала себя в доме свободно. Из-за кочевой жизни семьи проводили значительную часть времени наедине, были друг для друга помощниками и партнерами. Обязанности часто могли взаимозаменяться, однако традиционно мужчина занимался промыслами и торговлей, а женщина готовила пищу, обустраивала быт, воспитывала детей. Ремеслами занимались вместе: мужчины изготовляли кухонную утварь из дерева, а женщины делали ее из бересты.
У саамов Кольского полуострова был матриархат: считалось, что у женщины более сильная душа. Она решала все бытовые и общественные вопросы, имела бойкий нрав, часто у нее могло быть несколько мужей. В отличие от других племен, женщины могли быть и шаманами - их называли нойды.

Жилище

Традиционно саамы жили в деревянных домах из досок, а затем и из бревен. Пол и стены покрывали оленьими шкурами, в потолке организовывали окошко для выхода дыма, в центре устраивали очаг из камня. Постройки были прямоугольной или квадратной формы, входная дверь всегда была обращена на юг. В ряде селений дома устанавливали на одном или четырех шестах.


В летнее время, в период кочевания, строили куваксу: это конусообразная постройка наподобие чума. Число опорных боковых шестов различалось в зависимости от требуемого размера жилища. Покрывали его оленьими шкурами, затем более современными материалами наподобие брезента. Часто строили обычные шалаши на земле между деревьев, которые покрывали ветками, травой и мхом. В XX веке многие саамы переселились в традиционные русские избы, скандинавские дома, использовали технологии строительства ненецких чумов.

Жизнь

Традиционные занятия саамов - охота и рыболовство, с XVI столетия важную роль стало играть оленеводство. Оленей пасли небольшими стадами до 50 голов, при этом использовали технологию вольного выпаса. Она заключалась в том, что олени сами выбирали маршрут перемещения на новое пастбище: в жестких арктических условиях природное чутье животных спасало лучше, чем догадки человека. Олени круглый год были на подножном корме, при длительных стоянках им строили загоны, кормили, лечили, помогали в родах.


Охота издревле была основным способом пропитания: ей занимались все, независимо от места проживания. В основном добывали дичь, птицу, мелких пушных зверей, особенно ценились дикие олени и лоси.
Неоднозначно относились к охоте на медведя. В одних племенах его считали нечистым и после убийства сдирали шкуру, а мясо оставляли в лесу. Другие же, наоборот, практиковали традиционный для северных народов медвежий праздник. На нем были ритуальные песни и танцы, шаманы проводили обряды, задабривая духов. Прежде чем нести тушу убитого медведя в поселок, ему в рот вставляли кусок рыбы, приговаривая, не возвращаться из леса ненакормленным, и наказывая передать товарищам, что и их накормят, если те придут.
Основной сезон рыбной ловли приходился на лето. Озерные саамы добывали щуку, налима, окуня, морские - треску, камбалу, скумбрию и, конечно, семгу. Эта рыба, наряду с оленьими шкурами, была основным предметом торговли.

Культура

Фольклор саамов, в основном, представлен индивидуальными вокальными напевами. Из музыкальных инструментов использовался шаманский бубен, колокольчики, надевавшиеся на шею оленю-вожаку, флейты свисткового типа.


Еще один важный пласт фольклора - легенды и сказания. Они передают религиозные и мифологические предания, рассказы о славных богатырях и нашествиях врагов, значительную часть занимают бытовые истории.

Интересна легенда об олене Мяндаш. Он был сыном шамана и оленихи, способной принимать женский облик, сам мог при желании обращаться в человека. Он нашел жену из саамок, но она не смогла исполнять его заветы, поэтому ему пришлось уйти в лес к стаду. Видя, как она голодает, он рассказал ей об искусстве охоты, дав лишь один наказ: не убивать беременных самок. Саамы так и делают: причем важенок не только не убивают, но и приводят в стойбища, чтобы те не замерзли в лесу.

Религия

Саамы с древних времен были язычниками, верили в наличие верхнего, среднего и подземного миров. Выделялось 3 основных направления духовной культуры:

  1. Промысловый культ. Поскольку жизнь зависела от успеха в добыче пищи, саамы поклонялись духам, которые покровительствовали промыслам. За рыбную ловлю отвечали человек-рыба Аккрува и дух, принявший облик моржа. Охотники молились Мецу - хвостатому, покрытому шерстью хозяину леса. Покровителями оленей была оленья хозяйка Луот-хозик, которая имела человеческое лицо, однако была покрыта шерстью.
  2. Культ предков. В отличие от других народов севера, саамы почитали умерших: их задабривали, приносили им угощения, просили об успехах в промысле.
  3. Культ идолов и сейдов. Часть племен устанавливала на видных местах идолов, однако большинство саамов почитало сейды - священные места. Они имели природное происхождение: таинственные пещеры и расщелины, похожие на животных камни. Возле них совершали обряды и устраивали жертвоприношения.

Сегодня основная часть российских саамов православные, скандинавская народность исповедует лютеранство. Сохранилась у них и вера в духов. Так, несмотря на то, что Лапландия считается родиной Санта-Клауса, у саамов есть собственный «Дед Мороз»: лесной дух по имени Мунь Каллсы, который выручает охотников, заблудившихся в зимнем лесу.

Известные саамы

Одной из известных представительниц саамов является актриса Рене Зельвегер. К древней северной нации принадлежала ее мама, подарившая девушке необычную внешность, сделавшую ее знаменитой.


Саамы сумели пронести свою аутентичность, верования, мифологию и отношение к жизни сквозь века. Рост национального самосознания позволит даже в век технологий сохранить уникальную культуру коренного северного народа.

Видео

Саамы — коренной народ Северной Европы.

Фри́тьоф На́нсен - норвежский полярный исследователь, называл Арктику «ледяным ужасом».

Кольский полуостров, расположенный за Северным полярным кругом, входит в состав
арктических материковых земель. Значит, саамы живут в преддверии «ледяного ужаса».

Норвежские саамы, 1901 — 1920 годы.

Саа́мы - малочисленный финно-угорский народ; коренной народ Северной Европы, называвшийся в своей праистории лопарями. Отсюда происходит название Лапландия, то есть «земля лопарей». Лапландия никогда не являлась единым государственным образованием. В настоящее время она поделена между четырьмя государствами: Норвегией, Швецией, Финляндией и

Российские саамы XIX века. Общая численность саамов — 60-80 тысяч.
Кольские саамы составляют около 2 тысяч.

Очень интересное описание древних лопарей оставил Тацит в I веке н.э… «у них нет ни оборонительного оружия, ни лошадей, ни постоянного крова над головой; их пища — трава, одежда — шкуры, ложе — земля; все свои упования они возлагают на стрелы, на которые, из-за недостатка в железе, насаживают костяной наконечник. Та же охота доставляет пропитание как мужчинам, так и женщинам; ведь они повсюду сопровождают своих мужей и притязают на свою долю добычи. И у малых детей нет другого убежища от дикого зверя и непогоды, кроме кое-как сплетенного из ветвей и доставляющего им укрытие шалаша; сюда же возвращаются фенны зрелого возраста, здесь же пристанище престарелых. Но они считают это более счастливым уделом, чем изнурять себя работою в поле и трудиться над постройкой домов и неустанно думать, переходя от надежды к отчаянью, о своем и чужом имуществе; беспечные по отношению к людям, беспечные по отношению к божествам, они достигли самого трудного — не испытывать нужды даже в желаниях…»


Старый саам на кочевье.

На санях укреплен сборно-разборный чум, обтянутый оленьей шкурой, транспортное средство — олени, одежда — из остатков оленьих шкур мехом внутрь.
Собака — для общения. Бесконечная тундра вокруг — для размышлений о высоком.


Олени на пастбище. Олени обеспечивают саамов очень многим жизненно необходимым,
при этом они остаются друзьями.

Саамское стойбище: чум с печкой, или вежа — деревянный сруб, укрытый дерном, с окнами,
дверьми и плитой, амбар на «курьих ножках» для защиты припасов.


Оленье мясо и рыба — основная пища и скандинавских, и финских саамов.

В пищу употребляли всего оленя за исключением головы и легких, которыми обычно кормили собак. Любили саамы и свежую оленью кровь, которую пили как лекарственное средство.

Саамские дети — светловолосые, голубоглазые, в праздничных нарядах.Чаще саамы относятся к условно «монголоидному типу»: они темноволосы, у них более широкие и уплощенные лица.
Для полного счастья кроме ощущения родства с Природой ничего не нужно.
Коло — Солнце, что согревает Кольский полуостров и его жителей — солнцепоклонников



Подарки от гипербореев,

Подарки от гипербореев,
что рассказывают об устройстве Мироздания…

Подарки от гипербореев,
что рассказывают об устройстве Мироздания…

Сигнальная система для путешественников
во времени и пространстве…

Они летят, летят, летят… Нет, это мы радуемся, когда удается увидеть на небе северное сияние. А саамы считали, что северное сияние — это души умерших людей, и увидеть их на небе – к несчастью. Из поколения в поколение учили осторожности: увидел северное сияние – накинь капюшон, поправь шапку – чтобы злые духи не могли схватить тебя за волосы и утащить на небо.

Не кажется ли и вам, что коренные жители, населявшие Русский Север тысячи лет назад, знали об окружающем мире гораздо больше, чем современные, и это знание позволяло им, оставаясь один на один с Природой — без защиты цивилизации, жить с ней в полной гармонии?

Саамы — это немногочисленный народ, который проживает на землях Северной Европы и Кольском полуострове. Второе название — финно-угорская народность. Себя они называют кильдами, а еще к неофициальным названиям относят — лапландцев и лопарей.

Численность

Всего в мире насчитывается примерное количество саамов от 60 до 80 тыс. человек. Больше всего их проживает в Норвегии — 38 тыс. Также саамы встречаются в Швеции — 20 тыс. и в Финляндии — 6 тыс. человек. В России проживает примерно 1,8 тыс. саамов, больше всего в Мурманской области.

Языковая группа

Саамы разговаривают на родном саамском языке, а также на одном или нескольких языках прилежащих территорий. Территорию саамов называют Лапландией, но она никогда не была самостоятельным государством, а лишь разделена между такими странами:

  • Россия (Кольский полуостров);
  • Финляндия;
  • Швеция;
  • Норвегия.

Помимо этого, существует 11 разновидностей саамского языка. Только один из них считается мертвым языком, а 6 — имеет даже свою письменность. Все они входят в группу финно-угорских языков уральской семьи, но имеют особенность, потому как отличаются от других составляющих группы. Диалекты саамов:

  • западный (умеоский (ууме) и питеоский (пите));
  • северный (лулеоский (лууле));
  • южный;
  • восточный (торнеоский, кемский (кемми)), кильдинский, йокаганьгский (терско-саамский), нотозерский (колта), бабинский (аккала — вымерший язык), инари.

Письменность на основе латиницы была в саамов изначально введена, но в наше время пользуются кириллицей. Саамский язык требует поддержки в сохранении со стороны государств, в которых проживают народности, иначе они также будут на пороге исчезновения.

Происхождeниe народа

Научные исследования показывают, что саамы имеют сходство с басками и берберами, а также с сибирскими народностями. Саамы для историков остаются загадкой, потому как происхождение в саамов одно, а язык относиться совершенно к другим группам, которые не свойственны первым. Предположений и гипотез очень много, но единственное точное утверждение, что этот народ возник только в процессе слияния многих народностей, племен и общин на протяжении длительного времени, то есть веков.


Религия

Выбор религии зависит от страны проживания, традиций общин и духовного наследования. И так, в саамов встречается христианство таких форм:

  • православие;
  • лютеранство;
  • лестадианство (скандинавская разновидность лютеранства).

Также отдельное место занимает шаманство.

Быт, культура и традиции

Так как этот народ проживает на северной части Земли и здесь постоянные холода, то и занятия были соответствующими: охота, рыболовля, разведение оленей. Это полукочевой народ в прошлом.

Очень красивая традиционная одежда в ярком красно-синем тоне. Но костюмы отличаются, в зависимости от места проживания. Так в финнов и норвежцев в летнее время — гакти, а в зимнее — печок, в россиян — юпа и торк.

Жилье имело различные формы:

  • амбары;
  • избы;
  • вежа;
  • погосты;
  • тупа;
  • кувакса;

В питании саамы отдают предпочтение оленине и рыбе, пьют чай. Из сосновой коры делают муку и пекут лепешки.

В быту делятся обязанности на мужские и женские, а также по возрастным категориям. Своих детей женили и выдавали замуж только в своем погосте, разрешался брак кузенов. Обычно выбор невесты происходил на семейных сборах по праздникам, без мнения будущей жены.

Очень суеверны, существует множество поверий, которых придерживаются или опасаются. К примеру, женщина не может ввойти через ту дверь, в которую ввошел охотник, иначе быть беде. Верят также в духов, загробную жизнь и привидений.

Саамы — самый загадочный народ нашего времени. И самое важное, что имея разные национальности на одной ”Большой Саамской земли” в разных странах, не имея своего государства, саамы стараются поддерживать связь друг с другом. Они создают общины разные, чтобы сохранить и пронести культуру, быт и традиции через многие годы. Все для того, чтобы их потомки смогли увидеть кто они. Возможно, что когда-то придуманная страна Лапландия станет реальной.