Средневековые университеты и особенности их развития. Средневековые университеты Таблица три периода образования средневековых европейских университетов

Средневековый университет, несомненно, был продуктом именно западноевропейской средневековой цивилизации. В определенном смысле его предшественниками были некоторые учебные заведения классической древности: философская школа в Афинах (4 в. до н. э.), школа права в Бейруте (3-6вв.), императорский университет в Константинополе (424 - 1453 гг). Их организация и программа отдельных курсов напоминают средневековые. Так, например, в Бейруте существовал обязательный пятилетний академический курс с определенными циклами, в Константинополе в одном центре были собраны учителя грамматики, риторики, философии и права. Тем не менее, в античности отсутствовал ряд необходимых предпосылок:

не существовало универсальной религии - христианства,

не было необходимости в массовом выпуске специалистов,

не существовал еще отрыв политической власти от религии, т.е. не было еще светской власти,

не было еще такой специализации знания,

доминировало сельское хозяйство и др.

С другой стороны, средним векам неизвестно было и то значение университета, которым пользуемся мы сейчас. Для 20 -го века, как правило, университет - это совокупность всех наук в противоположность специальным высшим учебным заведениям. В средние же века термин "universitas" означал не универсальность обучения, а любой организованный союз, всякую корпорацию. Для их обозначения применялись также слова "corpus", коллегия. Эти объединения, таким образом, включали в себя людей с общими интересами и независимым правовым статусом. В Болонье, Падуе, Монпелье существовало фактически несколько университетов, но они считали себя частями одной "universitas". Даже город называли университетом граждан (universitas civium), любой ремесленный цех. Только в 14-15вв. университет станет отдельным академическим учреждением. От университетов отличали школы (studium). Они делились на:

генеральные (generale), т. е. не местные, а предназначавшиеся для всех представителей наций, которые благодаря приобретенным ученым степеням имели право преподавать в любом районе христианского мира (facultas docendi ubique terrarum).

studium universale,

studium commune,

studium solempne, т. е. обыкновенные.

Чаще эти школы назывались просто STUDIUM , изредка - Академия. Примерно с 14-го века существует эпитет alma mater , т. е. нежная мать(термин заимствован из канонического права и литургического языка). Это во многом связано с тем, что скопление вокруг некоторых школьных центров (Болонья, Париж, Монпелье, Оксфорд, Саламанка и др.) явилось результатом стихийного паломничества во имя науки молодежи из среды горожан, мелкого рыцарства и низшего духовенства. Отсутствие элементарной безопасности и общественных служб, враждебность городских властей и местной церкви заставляли как учителей, так и учеников объединяться в эти ассоциации в интересах взаимной помощи и борьбы за свои права. К 14-му веку утверждается общее название - universitas scolarium et magistrorum. К этому времени складывается и концепция университета. Университет обладал целым рядом прав и привилегий:

право изучать не только семь свободных искусств, но и право (гражданское и каноническое), теологию, медицину. В средневековых университетах существовало,как правило, четыре факультета: младший - подготовительный, он же - факультет семи свободных искусств, артистический, художественный, философский; старшие - медицинский, юридический, теологический.

право получать часть бенефициальных церковных доходов на обучение.

право обладателя степени из одной школы преподавать в любом другом университете без дополнительных экзаменов (ius ubique docendi).

особая подсудность для школяров по выбору или перед учителями или местным епископом вместо общей подсудности городским судьям.

право издавать свои законы, статуты и распоряжения, регламентирующие оплату труда преподавателям, приемы и методы обучения, дисциплинарные нормы, порядок проведения экзаменов и т. д.

Были и другие привилегии, носившие в основном местный характер. Таким образом, перед нами, по сути, идея "ученого цеха". Везде стало складываться общее обозначение "studentes": так именовались не только учащиеся, но все, кто "штудирует", т. е. посвящает себя научным занятиям, учителя и ученики.

Таким образом, эти ассоциации организовывались по образцу ремесленных и купеческих гильдий и стремились добиться корпоративности, т. е. утвержденного высшей властью права иметь общую собственность, избираемых должностных лиц, составленные самими членами ассоциации статуты, печать, собственный суд. Борьба за эти права тянулась долго и новое слово "университет" вызывало такую же неприязнь, как слово "коммуна".

Возникновение университетов

университет средневековый образование теология

В общей массе средневековых университетов выделяются так называемые "материнские" . Это - университеты Болоньи, Парижа, Оксфорда и Саламанки. По мнению некоторых исследователей, это были своего рода факелоносцы и остальные университеты лишь подражали им. Особенно подражали Парижскому университету, который даже прозвали в средние века "Синаем учености". Таким образом, выражение "материнские университеты" имеет два значения:

это были первые по времени университеты,

на новые учебные заведения после провозглашения их университетами автоматически переходили завоеванные материнскими права и привилегии.

По мнению отдельных исследователей "самым ранним университетом средневековой Европы" был Салернский. Он развивался на основе древнейшей Салернской медицинской школы, первое упоминание о которой относится к 197 г. до н. э. В период существования римской империи небольшой городок Салерн в глубине Пестанского залива в Кампании был своеобразны курортом. В 9в. Он был столицей лангобардского королевства, а с 11 века стал резиденцией норманнского герцога Робера Гюискара. Существовавшая здесь "Гиппократова община" (civitas Hippocratica) хранила и развивала лучшее из античного медицинского наследия. Именно здесь в 820 году был основан госпиталь - первая гражданская больница в Западной Европе, финансировавшаяся за счет средств города. Салернская медицинская школа в качестве одного из крупнейших центров образования была известна вплоть до 1812 года. Однако университетом она все же не стала. Во-первых, потому, что кроме медицины такого же высокого уровня образования по остальным дисциплинам не давала. Во-вторых, широкое распространение с начала 13 века арабской медицины, новых идей, лекарств, созданных на основе идеи химического воздействия на организм, смесь знаний и заговоров поразили воображение Европы. Идеи здорового образа жизни, физического воздействия на организм Галена и Гиппократа были оттеснены в университетах на второй план. Салернская же школа сохраняла слепую преданность античным медикам. Студенты начали разбегаться. Примером продукции салернских медиков стал написанный в 13 веке известным врачом, поэтом и еретиком Арнольдом из Виллановы "Салернский кодекс здоровья" , вышедший у нас уже несколькими изданиями.

По указанным причинам первым европейским университетом традиционно считается Болонский университет возникший на основе Болонской юридической школы. Годом ее основания называют 1088 год. Основателем считается знаменитый правовед того времени Ирнерий, впервые ставший в широкой аудитории читать римское право. Это имело принципиальное значение для тогдашней Европы, где широко распространялся новый тип города - феодальный. Торговля и ремесла нуждались в правовом обосновании своего существования. Именно римское право является универсальным и уже в этом смысле подходило для интегрирующейся христианской Европы. Именно в Болонье впервые стали появляться так называемые нации (землячества).

Иной тип объединения представлен Парижским университетом. Здесь объединение начали не школяры, а преподаватели. Но это были не простые преподаватели, а студенты старших факультетов, успевшие закончить подготовительный факультет. Они являлись одновременно магистрами семи свободных искусств и студентами. Естественно, что они начали противопоставлять себя другим преподавателям, школярам - подготовишкам и горожанам, требовать определения своего статуса. Новый университет развивался бурно, Объединение с другими факультетами происходило постепенно. Могущество университета выросло в ожесточенной борьбе с духовными и светскими властями. Основание университета датируют 1200 годом, когда вышли указ французского короля и булла папы Иннокентия III , освобождавшие университет от подчинения светской власти. Автономия университета была закреплена буллами пап 1209, 1212, 1231 годов.

В 13 веке возникает и Оксфордский университет. Как и Парижский университет, он возникает после массы конфликтов с городскими и церковными властями. После одной из таких стычек в 1209 году студенты в знак протеста ушли в Кембридж и там возник новый университет. Эти два университета настолько тесно связаны друг с другом, что часто объединяются под общим названием "Оксбридж". Здесь в меньшей степени были представлены богословские проблемы, зато гораздо большее внимание уделялось естественным наукам. Особенностью Оксбриджа является и наличие так называемых колледжей (от слова "коллегия"), где студенты не только учились, но и жили. Образование в общежитиях привело к появлению такого феномена децентрализованного университета.

Гордостью Испании является университет в Саламанке (1227г) . Об основании его окончательно было заявлено в грамоте короля Альфонса X в 1243 году. В XIII веке возникает и масса других университетов:

  • · 1220г. - университет в Монпелье(привилегии университета получил, правда, лишь в конце 13 века).
  • · 1222г. - Падуанский (в результате ухода школяров из Болоньи).
  • · 1224г. - Неаполитанский, т. к. сицилийскому королю Фридриху II нужны были опытные администраторы.
  • · 1229г. -Орлеанский, Тулузский (местные власти соблазнили школяров тем, что можно слушать запрещенного Аристотеля и рассчитывать на стабильные цены на вино и продукты питания).

Много университетов появилось в 14-15 вв.:

  • · 1347г. - Пражский.
  • · 1364г. - Краковский.
  • · 1365г. - Венский.
  • · 1386г. - Гейдельбергский.
  • · 1409г. - Лейпцигский.

К 1500 году в Европе существовало уже 80 университетов, численность которых была самая разная. В парижском университете в середине 14 века обучалось около трех тысяч человек, в пражском к концу 14 века - 4 тысячи, в краковском - 904 человека.

Учебный процесс в средневековом университете

В средние века не было отделения высшего образования от среднего, поэтому в университетах и существовали младший и старшие факультеты. После изучения латыни в начальной школе школяр (scolarius) в 15-16, а иногда даже в 12-13 лет поступал в университет на подготовительный факультет. Здесь он изучал "семь свободных искусств" (septem artes liberales), состоявшие из двух циклов- "тривиум" (trivium - "перекресток трех путей знаний": грамматика, риторика, диалектика) и "квадривиум" (quadrivium - "перекресток четырех путей знания": музыка, арифметика, геометрия, астрономия). Только после изучения "философии" предоставлялось право поступать на старшие факультеты: юридический, медицинский, богословский.

Посмотрим на примере подготовительного факультета, что представлял собою процесс обучения.

Учебные занятия в университете были рассчитаны на весь учебный год. Разделение на полугодия или семестры появляется лишь к концу средневековья в германских университетах. Правда, учебный год делился на две неравных части: большой ординарный учебный период (magnus jrdinarius) с октября, а иногда с середины сентября и до Пасхи, а также "малый ординарный учебный период (ordinarius parvus) с Пасхи и до конца июня. Учебный план, однако, составлялся на весь учебный год.

Основных форм преподавания было три.

Полное, систематическое изложение учебного предмета, по программе, изложенной в статутах, в определенные часы называлось lectio . Эти лекции делились на ординарные (обязательные) и экстраординарные (дополнительные). Дело в том, что в средние века школяры не слушали курс какой-то определенной науки, скажем, курс философии или римского права и т. п. Тогда говорили, что такой-то преподаватель читает или такой-то студент слушает такую-то книгу.

Для ординарных лекций, как правило, назначались утренние часы (с рассвета и до 9 часов утра), как более удобные и рассчитанные на более свежие силы слушателей, а экстраординарные читались в послеобеденные часы (с 6 до 10 часов вечера). Лекция продолжалась 1 - 2 часа.

Перед началом лекции преподаватель делал краткое вступление, в котором определял характер работы над книгой и не гнушался саморекламой. Главная задача преподавателя заключалась в том, чтобы сличить различные варианты текстов и дать необходимые разъяснения. Статуты запрещали студентам требовать повторения или медленного чтения. Школяры должны были являться на лекции с книгами. Это делалось для того, чтобы заставить каждого слушателя непосредственно знакомиться с текстом. Книги же в то время были очень дороги, поэтому школяры брали тексты напрокат.

Аудиторий в современном смысле слова долго не существовало. Каждый преподаватель читал определенному кругу своих учеников в любом нанятом помещении или у себя дома. Болонские профессора одни из первых стали устраивать школьные помещения, а с 14 века города стали создавать общественные здания для аудиторий. Так или иначе, школяры, как правило, группировались в одном месте. В Париже это была улица Соломы (Фуар), названная так потому, что студенты сидели на полу, на соломе, у ног учителя. Позднее появилось подобие парт - длинные столы, за которыми умещалось до 20 человек. Кафедра стала устраиваться на возвышении, под балдахином.

Одной из самых распространенных форм преподавания был диспут (disputatio). Руководство университетов придавало им очень большое значение. Именно диспуты должгны были научить школяров искусству спора, защите приобретенных знаний. В них на первое место выдвигалась диалектика.

Целый день мог идти диспут о том, может ли быть оставлена проповедь слова Божьего по запрету светской власти.

Можно ли связать заклинанием демонов и силы тьмы?

Допускается ли поединок и турнир по каноническим законам?

Разрешались и шуточные вопросы, но не предосудительного характера, хотя с точки зрения нашей морали они и могут показаться таковыми:

  • · О верности наложниц священникам.
  • · Вполне серьезно обсуждалось отношение к такому сюжету: поп навестил дочь булочника, но вынужден был спасаться от конкурента, забежал в свиной хлев. Туда вошел булочник и спросил: "Кто там?". Поп в ответ сказал: "Никого кроме нас".
  • · Может ли быть больше одного ангела в одном и том же месте?

Университетские власти стремились на диспутах к академизму. Запрещались резкие выражения, крики и оскорбления. Но тем не менее диспуты действительно часто переходили в сражения магистров и школяров. Не спасал и дубовый барьер.

По окончании обучения студент выдерживал экзамен. Его принимала группа магистров от каждой нации во главе с деканом. Студент должен доказать, что читал рекомендованные книги и участвовал в положенном количестве диспутов (6 у своего магистра и 3 общеуниверситетских). Интересовались здесь и поведением школяра. Затем его допускали к публичному диспуту, на котором полагалось ответить на все вопросы. Наградой была первая степень бакалавра. Два года бакалавр ассистировал магистру и получал "право на преподавание" (licentio docendi), становясь "лиценциатом". Спустя полгода он становился магистром и должен был прочесть торжественную лекцию перед бакалаврами и магистрами, дать клятву, устроить пир.

Таков в самых общих учебный процесс в средневековом западноевропейском университете. Средневековые университеты были сложным организмом, стоявшим в центре культурной жизни Европы и чутко реагировавшим на все перипетии социальной и классовой борьбы. Именно через университеты в Западную Европу проникали материалистические тенденции аверроизма, а в 13 веке Парижский университет стал ареной ожесточенной схватки между аверроистом Сигером Брабантским и столпом ортодоксальной схоластики Фомой Аквинским. Многие школяры жили в соответствии с советом, который давал в 13 веке своим ученикам известный преподаватель из Оксфордского университета Эдмунд Абингдонский: Учись так, как будто тебе суждено жить вечно; живи так, как будто ты должен умереть завтра".

Таким образом, первые университеты возникали самостоятельно, без вмешательства церковных и светских властей, Нередко они превращались в очаги распространения свободомыслия и еретических идей, связанных с городской культурой и бюргерской оппозицией феодальному строю и католической церкви и уже хотя бы поэтому сыграли огромную роль в духовной жизни феодального строя. В них концентрировалась и наука того времени.

Но к 15-16 вв. университетская схоластика и вся система средневекового университетского образования, строго регламентированная, подчиненная теологии, оторванная от жизни стала тормозом для дальнейшего культурного и научного развития. Гуманисты резко отрицательно относились к старому университетскому образованию и быту. Возникновение и развитие опытной науки, потребности зарождавшегося капиталистического производства требовали полной ломки средневековой системы образования, а университеты, за редким исключением, упорно придерживались старой системы, были враждебны опытной науке. Расцвет естествознания 17-18вв., вызвавший к жизни многочисленные академии, научные общества, протекал, в основном, минуя университеты.

Литература

  • 1. http://www.osh.ru/pedia/history/west/middle_ages/med_educ.shtml
  • 2. http://rl-online.ru/articles/Rl03_05/363.html
  • 3. http://bibliotekar.ru/istoriya/53.htm
  • 4. http://istorya.ru/forum/index.php?showtopic=391

Развитие средневековых городов, равно как и другие перемены, которые происходили в жизни общества, всегда сопровождалось изменениями в образовании. Если во времена раннего Средневековья его получали в основном в монастырях, то позже начали открываться и школы, в которых изучалось право, философия, медицина, ученики читали произведения многих арабских, греческих авторов и т. д.

История возникновения

Слово «университет» в переводе с латинского означает «совокупность», или «объединение». Надо сказать, что и сегодня, как и в старые времена, оно не потеряло своего значения. Средневековые университеты и школы представляли собой сообщества преподавателей и учеников. Они были организованы с одной целью: давать и получать образование. Средневековые университеты жили по определенным правилам. Только они могли присваивать ученые степени, давали выпускникам право преподавать. Так было во всей христианской Европе. Получали подобное право средневековые университеты от тех, кто их основывал - пап, императоров или королей, то есть тех, кто в то время обладал высшей властью. Основание таких учебных заведений приписывается самым известным монархам. Считается, например, что основал Альфред Великий, а Парижский - Карл Великий.

Во главе обычно стоял ректор. Его должность была выборной. Так же, как и в наше время, средневековые университеты делились на факультеты. Возглавлял каждый из них декан. Прослушав определенное количество курсов, студенты становились бакалаврами, а затем магистрами и получали право на преподавание. При этом они могли продолжать свое обучение, но уже на одном из считающихся «высшими» факультетах по специальностям медицина, право или теология.

То, как был устроен средневековый университет, практически не отличается от современного способа получения образования. Они были открыты перед каждым желающим. И хотя среди студентов и преобладали дети из богатых семей, однако немало было и выходцев из сословия бедняков. Правда, от момента поступления в средневековые университеты и до получения высшей степени доктора проходило много лет, и потому очень немногие проходили этот путь до конца, но зато ученая степень счастливчикам обеспечивала и почет, и возможности быстрой карьеры.

Студенты

Многие молодые люди в поисках самых лучших преподавателей перебирались из одного города в другой и даже уезжали в соседнюю европейскую страну. Нужно сказать, что незнание языков им ничуть не мешало. Европейские средневековые университеты вели обучение на латыни, которая считалась языком науки и церкви. Многие студенты порой вели жизнь странника, а потому получали прозвище «ваганта» - «бродящего». Среди них были и превосходные поэты, творения которых до настоящего времени вызывают у современников большой интерес.

Распорядок жизни студентов был простым: по утрам лекции, а по вечерам - повторение пройденного материала. Вместе с постоянной тренировкой памяти в университетах Средневековья огромное внимание уделяли и умению спорить. Этот навык отрабатывался во время ежедневных диспутов.

Студенческая жизнь

Однако не только из занятий складывалась жизнь тех, кто имел счастье поступить в средневековые университеты. В ней находилось время и для торжественных церемоний, и для шумных пирушек. Тогдашние студенты очень любили свои учебные заведения, здесь они проводили лучшие годы своей жизни, получая знания и находя защиту от чужаков. Они называли их «альма матер».

Студенты обычно собирались в небольшие группы по нациям или землячествам, объединяя в себя учеников из самых различных регионов. Вместе они могли снимать квартиру, хотя многие проживали в колледжах - коллегиях. Последние тоже, как правило, формировались по национальностям: в каждой собирались представители из одного землячества.

Университетская наука в Европе

Схоластика начала свое формирование в одиннадцатом веке. Ее самой важной чертой считалась безграничное верование в силу разума при познании мира. Однако с течением времени в Средневековье университетская наука становилась догмой, положения которой считались окончательными и непогрешимыми. В 14-15 вв. схоластика, которая использовала одну только логику и полностью отрицала любой эксперимент, стала превращаться в очевидный тормоз на пути развития естественной научной мысли на территории Западной Европы. Практически полностью образование средневековых университетов было тогда в руках и доминиканского орденов. Образовательная система того времени оказала достаточно сильное влияние на эволюцию формирования западноевропейской цивилизации.

Только спустя века средневековые университеты Западной Европы стали способствовать росту общественного самосознания, прогрессу научной мысли и свободы личности.

Законность

Чтобы получить статус образовательного, учреждение должно было иметь папскую буллу, одобряющую его создание. Таким указом понтифик выводил заведение из-под контроля светской или местной церковной власти, узаконивая существование данного университета. Права учебного учреждения подтверждались также получаемыми привилегиями. Это были особые документы, подписанными или папами, или царствующими особами. Привилегиями закреплялась автономия данного образовательного заведения - форма управления, разрешение иметь собственный суд, а также право даровать ученые степеней и освобождение студенчества от воинской повинности. Таким образом, средневековые университеты становились полностью независимой организацией. Профессора, студенты и служащие образовательного учреждения, одним словом, все, подчинялись уже не городской власти, а исключительно выбранному ректору и деканам. И если учащиеся допускали какие-то проступки, то руководство данного населенного пункта могло лишь просить их осудить или наказать провинившихся.

Выпускники

Средневековые университеты давали возможность получать неплохое образование. В них обучались многие известные деятели. Выпускниками этих образовательных учреждений были и Дунс Скотт, Петр Ломбардский и Вильям Оккам, Фома Аквинский и многие другие.

Как правило, окончившего такого заведение ожидала великолепная карьера. Ведь, с одной стороны, средневековые школы и университеты активно контактировали с церковью, а с другой, наряду с расширением управленческих аппаратов различных городов, увеличивалась и потребность в образованных и грамотных людях. Многие вчерашние студенты работали нотариусами, прокурорами, писцами, судьями или адвокатами.

Структурное подразделение

В не существовало разделения высшего и среднего образований, поэтому структура средневекового университета включала в себя как старшие, так и младшие факультеты. После глубокого обучения 15-16-летними молодыми людьми латыни в начальной школе, их переводили на подготовительный уровень. Здесь они изучали «семь свободных искусств» двумя циклами. Это были «тривиум» (грамматика, а также риторика и диалектика) и «квадриум» (арифметика, музыка, астрономия и геометрия). Но только после изучения курса философии учащийся имел право поступать на старший факультет по юридической, медицинской или богословской специальности.

Принцип обучения

И сегодня в современных вузах используются традиции средневековых университетов. Сохранившиеся до наших дней учебные планы составлялись на год, который в те времена делился не на два семестра, а на две неравные части. Большой ординарный период длился с октября до Пасхи, а малый - до конца июня. Подразделение учебного года на семестры появилось только к концу Средневековья в некоторых германских университетах.

Существовали три основные формы преподавания. Lectio, или лекции, представляли собой полное и систематическое изложение в определенные часы конкретного учебного предмета по заранее изложенной в статуте или в уставе данного университета. Они подразделялись на ординарные, или обязательные, курсы и на экстраординарные, или дополнительные. По тому же принципу классифицировались и преподаватели.

К примеру, обязательные лекции обычно назначали на утренние часы - с самого рассвета и до девяти утра. Это время считалось более удобным и рассчитанным на свежие силы студентов. В свою очередь экстраординарные лекции читали слушателям в послеобеденные часы. Они начинались в шесть и заканчивались в десять вечера. Урок продолжался один или два часа.

Традиции средневековых университетов

Главной задачей преподавателей средневековых университетов являлось то, чтобы, сличая различные варианты текстов, по ходу давать необходимые разъяснения. Статутами студентам запрещалось требовать повторения материала или даже медленного прочтения. Они должны были приходить на лекции с книгами, которые в те времена были очень дорогими, поэтому школяры брали их напрокат.

Уже с восемнадцатого века университеты стали накапливать рукописи, копируя их и создавая собственного образца тексты. Аудиторий достаточно долго не существовало. Первый средневековый университет, в котором профессоры стали устраивать школьные помещения - Болонский, - уже с четырнадцатого века начал создавать для размещения в нем комнат для лекций.

А до этого студенты группировались в одном месте. Например, в Париже это было авеню Foir, или улица Соломы, названная этим именем потому, что слушатели садились на пол, на солому у ног своего учителя. Позднее стали появляться подобия парт - длинные столы, за которыми могло уместиться до двадцати человек. Кафедры же стали устраивать на возвышении.

Присвоение степеней

После окончания обучения в средневековом университете студенты выдерживали экзамен, который принимали несколько магистров от каждой нации. Руководил экзаменующими декан. Студент обязан был доказать, что прочитал все рекомендованные книги и успел поучаствовать в положенном статутами объеме диспутов. Интересовалась комиссия и поведением выпускника. После благополучного прохождения этих этапов студент допускался к публичному диспуту, на котором должен был ответить на все вопросы. В результате ему присваивалась первая степень бакалавра. Два учебных года он должен был ассистировать магистру, чтобы получить право преподавать. А уже спустя полгода ему тоже присваивалась степень магистра. Выпускник должен был прочесть лекцию, произнести клятву и устроить пир.

История древнейших университетов берет свое начало с двенадцатого века. Именно тогда зародились такие учебные заведения, как Болонский в Италии и Парижский во Франции. В тринадцатом столетии возникают в Англии, Монпелье в Тулузе, а уже в четырнадцатом первые университеты появились и в Чехии и Германии, Австрии и Польше. У каждого учебного заведения были свои традиции и привилегии. К концу пятнадцатого столетия в Европе насчитывалось около ста университетов, которые были структурированы по трем типам, в зависимости от того, от кого получали зарплату учителя. Первый был в Болонье. Здесь студенты сами нанимали и платили за преподавателей. Второй тип университета был в Париже, где учителей финансировала церковь. Оксфорд с Кембриджем поддерживались и короной, и государством. Надо сказать, что именно факт помог им пережить в 1538 году роспуск монастырей и последующее за этим удаление основных английских католических учреждений.

Все три типа структур имели свои особенности. К примеру, в Болонском, например, студенты управляли практически всем, и этот факт часто доставлял учителям большое неудобство. В Париже же было наоборот. Именно из-за того, что преподавателям платила церковь, основным предметом в этом университете было богословие. Зато в Болонье студенты выбирали больше светские исследования. Здесь основным предметом являлся закон.

В XII в. как результат возросшей потребности в научном знании и людях, им обладающих, – ученых – начался процесс образования на базе соборных школ в крупнейших городах Западной Европы высших школ – университетов. Первоначально понятие «университет» (от лат. universitas – совокупность) означало корпорацию преподавателей, профессоров и студентов, «схоларов», целью которой является изучение и приумножение единого христианского знания.
Первые университеты появились в Болонье (1158), Париже (1215), Кембридже (1209), Оксфорде (1206), Лиссабоне (1290). Именно в этих учебных заведениях были сформулированы основные принципы академической автономии, разработаны демократические правила управления высшей школой и ее внутренней жизнью. Так, университеты имели ряд привилегий, дарованных им римским папой: выдача разрешений на преподавание, присуждение ученых степеней (ранее это было исключительным правом церкви), освобождение студентов от военной службы, а само учебное заведение от налогов и т. п. Ежегодно в университете избирались ректор и деканы.
В XIII в. открылось еще 25 университетов, среди которых университеты в Праге (1347), Пизе (1343), Флоренции (1349) и др. К XV в. в Европе насчитывалось около 60 университетов.
Обычно в структуру университета входили четыре факультета: артистический, юридический, медицинский и богословский. В средневековых высших школах устанавливалась иерархия: старшим считался богословский факультет, затем юридический, медицинский и артистический факультеты. На этом основании артистический факультет, где изучалось «семь свободных искусств», в некоторых историко-педагогических исследованиях называют младшим или подготовительным, вместе с тем правила университета этого не предполагали. На богословском факультете изучали главным образом Священное Писание и «Сентенции» Петра Ломбардского (нач. XII в. – 1160), обучение длилось около 12 лет, студенты, продолжая обучение, могли преподавать сами и занимать церковные должности, в конце обучения им присваивались звания магистра теологии, а затем лиценциата (преподавателя, допущенного к чтению лекций, но еще не защитившего докторскую диссертацию).
На юридическом факультете рассматривалось римское и католическое право, через четыре года обучения студенты получали степень бакалавра, а еще через три года – лиценциата. Обучение на медицинском факультете включало изучение трудов Гиппократа, Авиценны, Галена и других известных врачей. По истечении четырех лет обучения студентам присваивалась степень бакалавра, и в течение двух лет они должны были заниматься врачебной практикой под руководством магистра. Затем после пяти лет обучения им позволялось сдавать экзамены на звание лиценциата.
На основе школьного курса тривиума студенты артистического факультета изучали квадриум, особенно подробно геометрию и астрономию, кроме того, в курсе обучения рассматривали схоластику, труды Аристотеля, философию. Через два года студенты получали степень бакалавра, подготовка магистра длилась от трех до десяти лет. Главной целью обучения на всех факультетах было достижение ученых степеней.
Внутри факультетов студенты по национальному признаку объединялись в землячества, решающую роль в присуждении ученых степеней играла корпорация преподавателей. В управлении университетом ректор опирался на деятельность наблюдательного и ученого советов, последний избирался из числа профессоров и магистров. В некоторых университетах с XIV в. право избрания профессоров перешло к городам. Постепенно к XV в. появляются государственные университеты.
Занятия в университетах длились на протяжении целого дня (с 5 ч утра до 8 ч вечера). Основной формой обучения было чтение профессором лекций. В связи с недостаточным количеством книг и рукописей этот процесс был трудоемким: профессор по нескольку раз повторял одну и ту же фразу, чтобы студенты могли ее запомнить. Низкой продуктивностью обучения отчасти объясняется его длительность. Раз в неделю проводился диспут, нацеленный на развитие самостоятельности мышления, студенты были обязаны присутствовать на диспутах.

Первые университеты в Западной Европе появились именно в классическое Средневековье. Так, в конце XII - начале XIII вв. были открыты университеты в Париже, Оксфорде, Кембридже и других городах Европы. Университеты тогда были важнейшим и часто единственным источником информации. Власть университетов и уни-верситетской науки была исключительно сильной. В этом отношении в XIV-XV вв. особенно вы-делялся Парижский университет. Показательно, что в числе его студентов входили и совершенно взрослые люди и даже старики: все приходили обмени-ваться мнениями и знакомиться с новыми идеями.

Университетская наука - схоластика - формируется в XI в. Ее важнейшей чертой была без-граничная вера в силу разума в процессе познания мира. С течением времени, однако, схоластика все более становится догмой. Ее положения считаются непогрешимыми и окончательными. В XIV-XV вв. схоластика, которая пользовалась одной только логикой и отрицала эксперименты, становится очевидным тормозом для развития естественнонаучной мысли в Западной Европе. Практически все кафедры в европейских университетах тогда были заняты монахами доминикан-ского и францисканского орденов, а обычными темами диспутов и научных работ были такие: «Почему Адам в раю съел яблоко, а не грушу? и «Сколько ангелов может уместиться на острие иглы?».

Вся система университетского образования оказала очень сильное влияние на формирование западноевропейской цивилизации. Университеты способствовали прогрессу в научной мысли, росту общественного самосознания и росту свободы личности. Магистры и студенты, переезжая из города в город, из университета в университет, что было постоянной практикой, осуществляли культурный обмен между странами. О национальных достижениях сразу же становилось известно и в других европейских странах. Так, «Декамерон» итальянца Джаванни Бокаччо был быстро переведен на все языки Европы, его читали и знали везде. Формированию западноев-ропейской культуры способствовало и начало в 1453 г. книгопечатания. Первопечатником считают Иоганна Гутенберга, жившего в Германии.

ФЕРДИНАНД И ИЗАБЕЛЛА

Европа — прекрасное лицо мира: в Испании важное, в Англии смазливое, во Франции иг-ривое, в Италии рассудительное, в Германии румяное. » Эти слова принадлежат испанскому писателю Бальтасару Грасиану, жившему в XVII в. Однако они справедливы и сегодня, а тем более были верны в конце XV столетия — тогда, когда чело Испании обрело эту многозначительную важ-ность.

Изабелла, дочь короля Кастилии Хуана II, как это нередко случалось в среде венце-носных особ Европы, предназначалась в жёны португальскому монарху Альфонсо V . Были и другие претенденты на её руку и сердце, но. 18-летняя принцесса бросила дерзкий вызов традициям и придворному этикету. Немногие ры-царские романы той эпохи могли бы сравниться по остроте и непредсказуемости сюжета с историей её замужества.

Возрождение, Флоренция, Медичи — три слова, неразрывно связанные между собой. Возрож-дение — время блистательного расцвета куль-туры, наступившее в Европе после долгих кровавых смут раннего средневековья. Флоренция — город-республика, ставшая одним из центров Возрож-дения. Семья Медичи — знаменитая флорентий-ская семья, многие члены которой были типичны-ми людьми нового времени — талантливыми, пред-приимчивыми, жестокими, воодушевлёнными, как и все истинные флорентийцы, идеями свободы и преданности родине.

Шерстяными тканями, изготовленными на флорентийских фабриках, торгуют во многих городах Европы, Азии и Африки. Предприимчивое город-ское купечество основывает торговые центры по всему миру. Недаром Папа Бонифаций VIII с иро-нией говорил, что флорентийцы, как и земля, вода, воздух и огонь, являют собой основу мироздания.

Средневековые университеты

Цель науки, образования была та же, что и в Древней Греции, но не являлась заботой частных людей, а провозглашалась всеобщей и обязательной задачей. Забота о душе осуществлялась не самостоятельно, а под контролем церкви.

Наиболее характерной формой познавательской организации стал университет -- корпорация, сообщество людей учения. Первые университеты появились в XII веке. Они создавались для внесения порядка, так как нередко возникали стычки между горожанами и прибывшими студентами.

Организационная структура университета. Образование не делилось на дисциплины. Среди общеобразовательных факультетов были факультеты права, медицины, свободных искусств, но главный -- факультет теологии. Здесь теология -- наука о Священном Писании, попытки формализовать разговор о Боге и другом с целью дефиниции, детерминации. В Парижском университете срок обучения составлял 8 лет. Средневековый университет был сходен с профессиональным цехом, выделялись нации. Обучение начиналось с долгого ученичества, экзамен проходил в форме публичного диспута, успешное выступление на котором являлось допуском к чтению лекций. Обучение в университете было бесплатно, но и сам он воплощал бедность; обычно университет располагался при монастыре. Новое знание в средневековых университетах не вырабатывалось. Целью образования были упорядочение, сохранение и передача имеющегося знания.

Управление университетом. Единой системы финансирования не было, но имелись спонсоры, которые представляли соперничающие церковную и королевскую власти. Государственная власть стала основывать университеты в 14-15 веках, прежде этим занималась только церковь. Поддержка университета осуществлялась не в форме зарплат, а в форме даров, иногда стипендий, и не обязательно деньгами: в качестве даров преподносились, например, библиотеки. Одним из источников финансирования были пошлины. В 16 веке появилась оплачиваемая должность королевский лектор. Средневековый университет -- самоуправляющаяся организация; у каждого факультета своя печать. Но такого права добивались постепенно и не всегда окончательно. Булла Григория IX 1231 года установила подчинение Парижского университета только церкви, в частности, только церковному суду.

Источники: www.bibliotekar.ru, murzim.ru, otherreferats.allbest.ru, lects.ru, revolution.allbest.ru

Аннунаки. Тайна планеты Нибиру

Черный камень Каабы. Часть4

Славянский ад

Мир богов древней Греции

День зверя - можно ли так спасти мир?

Говорят, испанское кино 90-х держалось на Хулио Медем (Julio Medem) и Алекс де ла Иглесиа (Alex de la Iglesia). ...

Как избавиться от простуды

Лето закончилось и быстро наступили холода, не дав нам времени даже подумать о том, что уже нужно одеваться потеплее, а...

Древний Фетхие

Фетхие отличается от многих других курортов безупречной экологической чистотой и ухоженностью. Это место можно рекомендовать людям меланхоличным, ищущим покой и...

Муза Клио

Клио - в греческой мифологии одна из девяти олимпийских муз. Дочь Зевса и титанки Мнемозины, муза, которая изображалась обыкновенно со свитком и грифельной...

Петр I Алексеевич Великий

Русский царь с 1682 г., первый российский император с 1721 г. Младший сын царя Алексея Михайловича Романова. Провел реформы государственного...

Первые высшие школы в Западной Европе появились в Италии. Старейшая среди них -Салернская медицинская школа , основание которой относят к IX в. Школа в Салерно (недалеко от Неаполя) имела светский характер и продолжала лучшие традиции античной медицины.
Слава о ней была так велика, что даже после появления в Салерно школ юристов и философов город продолжали называть civitas Hippocratica (город Гиппократа).

По велению императора Священной Римской империи (1212-1250) ей - единственной в стране - было дано право присвоения звания врача, без лицензии этой школы заниматься медициной запрещалось.

В 1213 г. Салернская школа была преобразована в университет. Обучение в Салерно продолжалось пять лет, после чего следовала обязательная врачебная практика в течение одного года. Со всей Европы стекались в Салерно страждущие исцеления и знаний.

Салернская школа оказала большое положительное влияние на медицину средневековой Европы. Она была тем центром, откуда распространялись идеи, далекие от схоластики. Лучшим сочинением Салернской медицинской школы за всю ее тысячелетнюю историю явилась небольшая поэма«Салернский кодекс здоровья» («Regimen sanitatis Saler-nitanum» ). Ее автор - Арнольд из Виллановы (Arnaldo de Villanova , 1235-1311), прославленный ученый, врач и химик средневековья, впоследствии - магистр университета в Монпелье.

Поэма посвящена диететике и предупреждению болезней. В ней приведены также некоторые сведения о строении человеческого тела (например, о количестве костей, зубов и крупных кровеносных сосудов). В красочной форме описал Арнольд четыре темперамента у людей.
Труд Арнольда из Виллановы, изданный впервые в 1480 г., был переведен на многие европейские языки и переиздавался более 300 раз.

Появление университетов в средневековой Европе

В средние века сообщества людей одной профессии (купцов, ремесленников и др.) называлисьuniversitas (лат. совокупность). По аналогии с ними так стали называть и корпорации преподавателей и учеников - universitas magistrorurn et scolarium .
Так появился термин университет. Становление университетов в средневековой Западной Европе тесно связано с ростом городов, развитием ремесла и торговли, потребностями хозяйственной жизни и культуры.

В 1158 г. статус университета получила юридическая школа в Болонье (Италия). Затем статус университета был присвоен школам в Оксфорде и Кембридже (Британия, 1209), Париже (Франция, 1215), Саламанке (Испания, 1218), Падуе (Италия, 1222), Неаполе (Италия, 1224), Монпелье (Франция, 1289), Лиссабоне (Португалия, 1290), Праге (Чехия, 1348), Кракове (Польша, 1364), Вене (Австрия, 1365), Гейдельберге (Германия, 1386) (рис. 81), Кёльне (Германия, 1388), Лейпциге (Германия, 1409) и др.

Как правило, средневековые университеты имели четыре факультета: один подготовительный и три основных. Термин факультет (лат. facultas - способность, умение, талант) был введен в 1232 г. папой Григорием IX для обозначения различных специальностей в Парижском университете, открытом церковными властями, которые стремились таким образом утвердить свое влияние на подготовку ученых.

Как был устроен средневековый университет

Обязательным для всех учащихся был подготовительный (или артистический) факультет (от лат. artes -искусства), где преподавались семь свободных искусств (septem artes liberales ).
После овладения программой trivium (грамматика, риторика, диалектика) и сдачи соответствующих экзаменов учащемуся присуждалась степень бакалавра искусств.
После овладения курсом quadrivium (арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки) учащийся получал степень магистра искусств и право продолжать обучение на одном из основных факультетов:
богословском, медицинском или юридическом, по окончании которого студенту присуждалась степень магистра (доктора) в соответствии с профилем факультета.

Слово студент произошло от латинского studere - учиться. Студентами называли всех учащихся университета, которые; как правило, были зрелыми людьми с весьма высоким положением в обществе: архидьяконы, прелаты, светские феодалы. Сроки обучения и возраст студентов обычно не ограничивались. Средневековые университеты были многонациональными учебными заведениями, где студенты объединялись в землячества.

Количество студентов было небольшим и в пределах одной специальности редко превышало число 10. Для руководства ими из состава учеников избирался староста десятки-декан (от лат. decem - десять). Во главе университета стоял rector magnificis-simus (лат. rector- управитель).
Оба эти поста занимали лица, имевшие высокий духовный сан. В церковных университетах они назначались и оплачивались церковными властями, а в университетах, основанных по указу короля - королевской властью.

Термин профессор (лат. professor - знаток, публично объявленный учителем) пришел из древнего Рима. В средневековых университетах Европы (примерно с XV-XVI вв.) профессорами стали называть преподавателей-магистров (лат. magistri) и докторов (лаг. doctores).

Обучение в средневековом университете

Как уже отмечалось, языком средневековой учености в Западной Европе была латынь. Книга в средние века являлась большой редкостью и стоила очень дорого. Ее листы изготовлялись из пергамента - особым образом обработанной кожи животных.
Переписчики-монахи трудились над каждой книгой по нескольку лет. Наиболее ценные и редкие книги прикреплялись цепями к полкам или кафедре. Достаточно отметить, что в XV в. на медицинском факультете Парижского университета было всего лишь 12 книг.

Преподавание в средневековых университетах носило догматический характер. Отрецензированные церковью произведения Галена , Гиппократа и Ибн Сины заучивались наизусть.
Практических занятий, как правило, не было.

Представления студентов о строении человека были весьма поверхностными. Церковь запрещала «пролитие крови» и вскрытие человеческих трупов.

Первые вскрытия умерших в Западной Европе стали производиться в наиболее прогрессивных университетах (Салерно и Монпелье) с особого разрешения монархов лишь в XIII- XIV вв.
Так, в 1238 г.. Фридрих II разрешил медицинскому факультету в Салерно вскрывать один (!) труп в пять лет. В 1376 г. Людовик, герцог Анжуйский и правитель Лангедока, приказал своему суду отдавать университету в Монпелье один труп в год.

Университет в Монпелье был одним из самых прогрессивных в средневековой Европе. Свидетельство тому - обязательная врачебная практика за пределами города.
Так, в 1240 г. студенты атестовывались только после работы в больнице в течение шести месяцев, в 1309 г. требовалась уже 8-месячная практика вне Монпелье. Имеются также сведения, о том, что студенты Монпелье уже в XIII в. посещали операции своих учителей-магистров и обучались «слушая и видя».

Однако в подавляющем большинстве средневековых университетов хирургия не преподавалась и в число медицинских дисциплин не входила. Ею занимались банщики, цирюльники и хирурги, которые университетского образования не имели и в качестве врачей не признавались. Первые перемены в отношении к хирургии наметились после распространения в Западной Европе переводов арабских рукописей, а также в связи с крестовыми походами.

Первый в Западной Европе учебник по анатомии, был составлен в 1316 г. магистром Болонского университета Мондино де Луцци (Mondino de Luzzi, 1275-1326). Его сочинение базировалось на вскрытиях всего лишь двух трупов, которые ввиду крайней редкости этого события производились весьма тщательно, в течение нескольких недель.
Многое в этой книге заимствовано из труда Галена «О назначении частей человеческого тела». По учебнику Мондино де Луцци учился анатомии Андреас Beзалий , ставший впоследствии основоположником научной анатомии.

Одним из выдающихся воспитанников университетов в Болонье и Мон-пелье был Ги де Шолиак (Guy de Chauliac, ок. 1300-1368). Его компилятивный труд «Collectorium artis chirurgicalis medicinae» («Обозрение хирургического искусства медицины», 1363) представляет собой хирургическую энциклопедию того времени. До XVII столетия он был наиболее распространенным учебником хирургии в Западной Европе.

Однако в целом средневековая наука и образование в Западной Европе носили схоластический характер. Господствовали культ цитат, механическое заучивание научных текстов, пренебрежение к практическому опыту:

Словами диспуты ведутся, Из слов системы создаются, Словам должны мы доверять, В словах нельзя ни йоты изменять… Гёте. «Фауст»

Известный французский карикатурист Оноре Домье (1808-1879) великолепно представил яростный спор докторов-схоластов: пока каждый из них, повернувшись спиной к больному, доказывает правильность своей цитаты,- смерть уносит больного. Так было и в действительности — средневековая схоластическая медицина Западной Европы во многих отношениях стояла спиной к больному.

Компиляция по книге: Т.С. Сорокина, «История Медицины»