Работа вокруг нас проект по английскому. Исследовательская работа на тему: "Английский язык вокруг нас". Интернет Астральное тело Блокбастер

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Северодвинская городская гимназия»

Проектная работа по теме:

Английский вокруг нас.

ученца 5 «А» класса

Волкова Кристина

Руководитель:

учитель английского языка

Мокичева Ольга Сергеевна

Северодвинск

2015

Содержание

1. Введение

    2. Теоретическая часть

    3. Практическая часть

    Анкетирование

    Полученные результаты исследования

    Заключение

5.Список источников

6. Приложение

Введение.

Актуальность.

К началу XX века английский язык становится языком международного общения. Действительно, исторически так сложилось, что именно английский язык выполняет сегодня функцию языка международного общения, своего рода «linguafranca» мирового сообщества эпохи глобализации

Цель моей работы:

убедиться в том, что английский язык становится неотъемлемой частью нашей повседневной жизни и исследовать сферы, в которых распространен английский язык.

Для этого я поставила такие задачи:

    Определить причины распространения английского языка в современной жизни.

    Проанализировать причины увеличивающегося влияния английского языка.

    Провести анкетирование учащихся 5а класса.

    Изучить литературу по данному предмету.

Гипотеза:

Знания английского языка необязательны для русского человека. Так ли это?

Теоретическая часть.

По данным известного английского лингвиста Д. Кристалла, число людей в мире, говорящих на английском языке, составляет более 1млрд. человек, из которых только четверть признает английский своим родным языком. Для подавляющего большинства людей английский – это либо второй язык повседневного и делового общения, либо первый или второй иностранный язык, необходимый для выполнения профессиональных задач.(см. приложение 1,2)

Английский язык - язык компьютеров. Более 80% всей компьютерной информации на английском языке. 85% всех международных телефонных разговоров совершаются на английском языке, также как и три четверти мировой почты, телексов и телеграмм. Инструкции к компьютерным программам и сами программы часто бывают только на английском языке.

Английский язык - это язык международного бизнеса. Сегодня преимущественно на английском языке проводятся международные встречи: конференции, симпозиумы, Интернет-конференции, подписание международных документов, хартий и т. д., осуществляются контакты и извлекается необходимая информация через компьютерную сеть Интернет.

Английский язык - язык путешествий и связи на международных авиалиниях. Во всех международных аэропортах пилоты и диспетчеры говорят на английском.

Практическая часть.

Английские слова можно встретить повсюду: в газетах, в аэропорту, в журналах, магазинах, в банках и в других общественных заведениях.

Кроме этого, английские слова и выражения можно прочитать:

    На этикетках к промышленным товарам , в рекомендациях по уходу за одеждой , например : Color: Light brown; Size: 16; Linen garments: never wash in hot water; dry clean if possible; must be ironed with hot iron but not pressed in a way to form an ironing trace.

    На одежде и обуви : California; Montana; Texas; Smoking is Disaster; Milk is better than Wine; Don’t worry, Be Happy; I love you; Basketball Sport Shoes и т . п .

    На упаковках пищевых продуктов и напитков : Milky Way, chocolate, Starburst, Nuts, Orbit, Mirinda, Fanta, Sprite, Kit Kat.

    В названиях парфюмерных и косметических товаров : Almost, Reasonable, Envy me, Attraction, Angel, Skin, Affection, Kingdom и т . д .

    В названиях компьютерных игр : Need for speed, Spider-Man 2, Caribbean Sea, Alpine skiing, Underground и т . д .

    В аэропорту : Exit , Entrance, Push/ Pull, Men/ Women, Phones Duty-free shop, Tickets, Check-in, Departures, Flight No., Departures,No smoking;

    В названиях журналов : Glamour, Cosmopolitan ,Girl, Yes!, Forbes

    В спортивных терминах : названияхигр (football, basketball, volleyball, tennis, hockey)

    В правилах игры: аут (out ), плей офф ( playoff )

Английский язык нужен везде: на отдыхе и на работе. Где бы вы ни были, он всегда придет вам на помощь. Объявления во всех аэропортах мира, обозначения на картах, указатели на дорогах - в большинстве стран всё это дублируется на английском языке. Зная английский язык, человек не пропадет ни в одной точке земного шара.

Анкетирование.

С каждым годом английского языка в нашей жизни становится все больше. Этот факт подтверждают результаты проведенного мною анкетирования среди ребят 5а класса нашей гимназии. Было опрошено 29 ученика. В анкету были включены следующие вопросы:

    Сколько часов в неделю Вы занимаетесь английским языком в школе?

    Сколько часов в неделю Вы пользуетесь Интернетом?

    Какую музыку Вы предпочитаете слушать: зарубежную, отечественную или то и другое?

    Как Вы относитесь к вывескам, объявлениям на английском языке: положительно, мне все равно или отрицательно?

    Нравится ли Вам, когда в названиях промышленных товаров и продуктов используется английский язык: больше да, чем нет; мне все равно; больше нет, чем да?

При анализе анкеты я получила следующие результаты:

Вопрос №1- Из диаграммы № 1 видно, что количество часов, затраченных на изучение английского языка, велико. В среднем, ученик 5 класса в день тратит на английский язык 45 минут в учебное время и 4.5 часа во внеурочное время(выполнение домашнего задания, прослушивание музыки, просмотр фильмов и мультфильмов на английском языке).(см.приложение 1)

Вопрос №2 - Интернет уже прочно вошел в нашу повседневную жизнь. И оно, как никакое другое явление, повлияло на распространение английского языка. Количество часов, проведенных в Интернете нашими обучающимися видно на диаграмме. (см.приложение 3)

Вопрос №3 - Музыка является еще одним мощным фактором распространения английского языка. Предпочтения наших обучающихся видны на диаграмме.(см.приложение 4)

Вопрос №4 - Ученики пятого класса относятся к вывескам на английском языке положительно.(см.приложение 5)

Вопрос №5 - Данная диаграмма показывает, что ученики высказывают положительное или безразличное отношение к тому, что в названиях товаров используются англоязычные слова. Отрицательное отношение к англоязычным товарам минимально.(см.приложение 6)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Во время работы над проектом я убедилась в том, что английский язык становится неотъемлемой частью нашей повседневной жизни и исследовала сферы, в которых распространен английский язык.

Для этого я:

    Определила причины распространения английского языка в современной жизни.

    Проанализировала причины увеличивающегося влияния английского языка.

    Провела анкетирование учащихся 5а класса.

    Изучила литературу по данному предмету.

И пришла к выводу, что гипотеза неверна, потому что английский язык давно уже стал обязательным для образованного человека. И дело не только в том, что свободное владением им позволит вам занять более высокую ступень в обществе и общаться с интересными людьми, но и в том, что, как говорят жители Лаоса: «Знать чужой язык – это всё равно, что прожить ещё одну жизнь».

Английский язык надолго, а может быть, навсегда сохранит свою позицию в качестве глобального языка международной коммуникации.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

    1.Ощепкова В.В.,Шустилова И.И. Краткий лингвострановедческий словарь. М: Флинта: Наука,1999

    2.Беляева М.А.Грамматика английского языка. Изд.6-е. Учебное пособие для неяз.ВУЗов.М:Высшая школа,1997

    3.О.А.Бережная.300 современных тем по английскому языку. Кредо,2007

    4.Кубарькова Г.Л.Английский язык без проблем. «Рипол Классик»,2006 См. диаграмму №5

Дата публикации: 06.10.16

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»

Исследовательская работа

Секция «Лингвистика»

«АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ВОКРУГ НАС И ЕГО ЗНАЧИМОСТЬ В НАШЕЙ ЖИЗНИ»

Выполнила:

Мошкова Анастасия,

обучающаяся 8 «В» класса

Руководитель:

Садрыева Гузал Рамельевна,

учитель английского языка

Надым 2016 г.


План

Введение ………………………………………………………………………………………...

ГЛАВА I. Английский язык в мировом сообществе……………………..............................

Вывод по I главе ………………………………………………………………………………..

ГЛАВА II. Английский язык в жизни современных школьников …………………………

2.1. Как меняется наш русский язык с появлением в нём английских слов ………………..

2.2.Основные причины изучения английского языка современными школьниками (материалы сети Интернет) ……………………………………………………………………...

2.3. Английский язык в жизни моих сверстников …………………………………………...

Вывод по II главе ……………………………………………………………….........................

Заключение ………………………………………......................................................................

Список литературы ……………………………………………………….………………….

Приложение 1. « Самые распространенные языки мира» ……...…………………...………

Приложение 2. « Страны, в которых люди говорят на английском языке» .........................

Приложение 3. Анкета «Английский язык в моей жизни» ..………….……………………

Приложение 4. Диаграмма анкетирования учащихся «Роль английского языка в моей жизни» …………………………………………………………………………………………..


Введение

Где бы вы ни оказались на земном шаре, вы наверняка везде услышите английскую речь.

Актуальность выбора темы обусловлена тем, что английский язык популярен во всем мире, как глобальный язык мирового сообщества.

Цель исследования – изучить происхождение английского языка, его роли в мире, в жизни современных людей в наше время.

Объект исследования – английский язык.

Предмет исследования – роль английского языка в мировом сообществе.

Выдвинутая цель исследования определила следующие задачи :

  • Изучить материалы учебной литературы, ресурсов сети Интернет для выяснения роли английского языка в современном мире.
  • Проанализировать материал Интернет-форумов с целью изучения роли английского языка в жизни моих сверстников.
  • Разработать анкету «Английский язык в моей жизни».
  • Провести анкетирование среди моих сверстников для определения места английского языка в их жизни.

Структура и объем работы

Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Во введении определяются цель исследования, актуальность, объект, предмет исследования, а также структура работы.

В первой главе речь идет о роли английского языка в мировом сообществе.

Во второй главе представлены результаты анализа материалов Интернет-форумов о роли английского языка в жизни современных школьников.

В третьей главе представлены результаты проведенного анкетирования среди моих сверстников по проблеме «Роль английского языка в моей жизни».

В заключение подводятся итоги проделанной работы.

Приложения включают текст анкеты «Английский язык в моей жизни», графики, карты, выдержки из материалов Интернета.

Глобализация и развитие интернета приводят к общению представителей разных наций; знание коммуникативных особенностей помогает лучше понять друг друга, существенно дополняя знание языка. Затронутая нами проблема заинтересует людей, будущее которых так или иначе связано с необходимостью непосредственного общения с англичанами, будь то учеба за рубежом, работа или туризм. Данная работа поможет доказать, что роль английского языка в мире не преувеличивается в средствах массовой информации.


ГЛАВА I.

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ

Когда-то в 19 веке международным языком общения между людьми и государствами был французский язык. А вот уже по происшествию века, то есть в 20 веке использование французского языка в качестве международного сошло на минимум, и на его место пришел английский язык, который и по сей день является признанным языком международного общения.

Из всех существующих языков, английский имеет больше шансов стать международным. Общее число языков в мире огромно: между 4000 и 4500. Но только на пяти языках разговаривает очень большое число людей, а именно на китайском, английском, испанском, хинди и русском (именно в такой последовательности). Из вышеперечисленных языков только английский может претендовать на статус универсального языка.

Из представленной в приложении 1 таблицы мы видим, что наиболее распространён китайский язык. На нем говорит 1 миллиард человек. Это легко объяснимо. Китай – самая густонаселённая страна в мире. Поэтому каждый шестой человек говорит на китайском.

За китайским следует английский. Прошли дни, когда Соединённое Королевство было великой империей. Ему на смену пришло Содружество наций. Содружество наций было основано законом о Вестминстере, принятым Британским Парламентом 31 декабря 1931 года, Содружество наций явилось преемником Британской империи. Все государства в составе Содружества имеют равный статус и признают Британского монарха официальной главой данной организации. Содружество является добровольной организацией, главная функция которой – способствовать сотрудничеству между государствами-членами Содружества.

С самого начала в Содружество наций входили Австралия, Канада, Ирландия, Ньюфаундленд, Новая Зеландия, ЮАР и Соединённое Королевство. Ирландия и ЮАР вышли из организации в 1949 и 1961 годах соответственно, ЮАР позже вновь вошла в Содружество в 1995. Пакистан вышел в 1972 году, вновь присоединился в 1989 году. Вот почему английский распространён на такой большой территории, и мы называем его мировым языком.

На представленной в приложении 2 карте можно увидеть окрашенные в зеленый цвет страны, в которых люди говорят на английском языке.

Больше 600 миллионов людей говорят на английском языке как на первом или втором и, следовательно, могут взаимодействовать посредством английского.

Что особенно важно, это число включает большинство мировых лидеров. Английский является самым полезным языком с точки зрения бизнеса, политики и науки. В каждой области знаний больше написано на английском, чем на других языках. Большинство телевизионных программ используют его. Многие газеты на английском языке важны во многих городах, где английский язык не является родным. Если мы собираемся принять международный язык, то им, скорее всего, будет английский.

Громадное, не поддающееся учету число людей пользуется английским языком не как родным, а как вторым языком. Английский язык используют почти во всех портах мира, в портах Китая, Индокитая и т. д. Население Востока главным образом общается на английском языке с Европой, не знающей восточных языков. При таком радиусе распространения английский язык не может быть вполне единообразным. Целый ряд особенностей (фонетических и лексических) отличает речь жителя Англии, Канады, США, Австралии и т. д. Но эти особенности почти не мешают пониманию ими друг друга в устной речи и совершенно не мешают в речи письменной. Так обстоит дело с так называемым литературным английским языком. Но наряду с ним масса рабочего, городского и сельского населения местами сохраняет замирающие понемногу старые локальные диалекты. Однако есть диалекты, проявляющие жизненную силу. Это диалекты социальные.

В настоящее время распространение английского языка в мире ведется в основном опосредованно, через специальные информационно-пропагандистские организации, якобы призванные способствовать всестороннему развитию новых независимых государств. Одной из таких организаций является, например, Британский совет, по программам которого в более чем ста странах работают тысячи английских специалистов, в том числе преподавателей английского языка. Кроме Британского совета, распространением английского языка занимается, прежде всего, радиовещательная корпорация Би-Би-Си, которая организует радио - и телевизионные курсы английского языка, издает большое количество учебных пособий, предназначенных для обучения этому языку иностранцев.

Что же касается США, то они стали активно и целенаправленно заниматься пропагандой английского языка в мире намного позже, чем Англия. Немалое значение в этом отношении имела вторая мировая война, во время которой американские войска находились во многих странах (в некоторых из них они остаются до сих пор). С тех пор масштабы деятельности американских информационно-пропагандистских органов по распространению английского языка за рубежом неуклонно возрастали. Сегодня наиболее активно в этом направлении действуют ЮСИА, "Корпус мира", Центр прикладной лингвистики, Агентство международного развития, различные общественные и частные фонды.

В некоторых случаях распространению английского языка способствуют административные меры целых групп стран, объединенных общими целями и задачами. В странах Европейского Союза в связи со снятием таможенных и пограничных барьеров между его членами было предложено, чтобы европейцы, в первую очередь соответствующие государственные чиновники, владели тремя языками: своим родным, английским и еще третьим языком. Английский является официальным языком Европейского Центрального банка, хотя сам банк находится во Франкфурте-на-Майне и его членом не является Британия или какая-либо другая англоязычная страна. Английский является обязательным языком командования НАТО, рабочим языком азиатской торговой группы АСЕАН, различных других специализированных международных организаций.

Очевидно, что те, кто учит английский, развивают тесные связи с англоговорящими странами. Они читают книги, написанные в этих странах и узнают об их истории и традициях. Молодые люди изучают английский язык в школе и в университете, люди средних лет путешествуют и занимаются там бизнесом.

Итак, мы считаем, что будущее мирового языка определено. Некоторые люди пытаются опровергнуть это, предлагая эсперанто для этих целей. Что касается эсперанто, то он не может быть мировым языком, потому что это синтетический язык и люди отказываются его изучать.


ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ

Самым распространенным в мире языком становится английский язык. Он является родным языком 500 миллионов людей в 12 странах мира. Еще 600 миллионов говорит на английском в качестве второго языка. И еще несколько сотен миллионов обладают определенными знаниями английского языка, который имеет официальный или полуофициальный статус примерно в 62 странах.

Английский язык, бесспорно, более распространен географически. Сегодня в мире на английском языке говорят примерно 1,5 миллиарда людей.

В 90 странах английский – либо второй язык, либо широко изучается.

Английский, являющийся наиболее преподаваемым языком, не заменяет противоположных языков, а дополняет их. К примеру, 300 миллионов китайцев – больше, чем все население Соединенных Штатов, – учат английский язык.

В школах Японии учащиеся должны изучать английский язык в течение шести лет до окончания средней школы.

В Норвегии, Швеции и Дании обязательно изучают английский язык.

Из всех европейских стран, не считая Великобритании, Голландия находится на первом месте по количеству знающих английский язык.

С тех пор, как Португалия вступила в Европейское сообщество, спрос на уроки английского языка заменил спрос на занятия французским языком.

Во Франции в казенных средних школах для учащихся обязательно изучение в течение четырех лет английского или немецкого языка, большинство – как минимум 85% – выбирает английский.

В России, где изучение иностранных языков для детей обязательно, большинство учит английский язык.


ГЛАВА II.

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Как меняется наш русский язык с появлением в нём английских слов?

Как известно, словарный запас любого языка постоянно обогащается. То же самое происходит и с русским языком. Один из способов обогащения русского языка – это заимствование. В последнее время наблюдается огромный приток заимствованных слов из английского языка.

К появлению новых слов привело усиление информационных потоков, развитие мирового экономического рынка, культурных связей, международного туризма, появление компьютерной сети Интернет.

Существует ряд причин заимствований из иноязычной речи:

  • потребность назвать новые предметы, понятия и явления (сканер, ноутбук, принтер, плейер);
  • отсутствие соответствия в родной речи (хотдог, видео-салон, чипсы);
  • необходимость выразить многозначный описательный оборот одним английским словом (лифтинг, пиллинг);
  • пополнение русского языка более экспрессивными средствами (пиар, бизнесвумен, фейсконтроль);
  • восприятие иностранного слова как более ученого (эксклюзивный);
  • необходимость конкретизировать значение (гамбургер вместо бутерброд).

Включая радио или телевизор мы слышим, например, «Саммит двух стран о заключении перемирия», «для подключения сети Интернет вам необходимо обратиться к провайдеру». В сфере политики мы уже привыкли к новым понятиям – парламент, инаугурация, консенсус, спикер. Иноязычные термины стали господствующими в самых передовых отраслях науки и техники – компьютер, дисплей, а также в финансово-коммерческой деятельности – бартер, инвестиция, конверсия, спонсор, холдинг. В культурную сферу вторгаются бестселлеры, вестерны, триллеры, хиты, блокбастеры, и. т.п. Живо меняется бытовая речь с их нерусскими названиями – сникерс, твикс, спрайт, скитлз, тостер, миксер, ламинирование.

Опросив своих сверстников, я узнала, что все они довольно часто используют заимствованные из английского языка слова. Когда они удивляются, говорят: «Вау!», если они согласны с чем-то, говорят: «Окей!» Часто, когда мы с друзьями здороваемся, мы говорим: «Хай!», а когда прощаемся, мы говорим: «Бай!». Действительно, в речи современной молодежи все чаще встречаются заимствования. Молодым людям намного проще выразить свои чувства и мысли, используя средства английского языка.

Кто-то считает, что проникновение иностранных слов в русский язык крайне опасно, а кто-то считает, что это даже очень полезно. Я, прочитав несколько статей в сети «Интернет», расспросив своих родных и знакомых, пришла к выводу, что проникновение английского языка в русский язык не так страшно, а в какой-то мере даже полезно для жизни людей. Ведь английский не забирает у нас русские красивые слова и выражения, не меняет русскую грамматику, не переделывает наши сложнейшие правила и орфограммы, а всего-навсего пополняет русский словарный запас. Я считаю, что английский язык только помогает нам в развитии русского языка.


2.2 Основные причины изучения английского языка современными школьниками (материалы сети Интернет)

Для того, чтобы выяснить роль английского языка в жизни школьников разных стран мира, я воспользовалась материалами различных Интернет-форумов, посвященных отношению учащихся к изучению иностранных языков в целом и английского языка в частности.

Среди основных причин изучения английского языка современные школьники выделили следующие:

  • английский язык изучается в школе;
  • английский язык – международный язык, он помогает общаться людям разных национальностей;
  • английский язык необходим для путешествия;
  • английский язык необходим для работы;
  • английский язык необходим для пользования Интернетом;
  • английский язык полезен для прослушивания и понимания английских песен;
  • для чтения книг, журналов и газет, написанных на английском языке;

2.3 Английский язык в жизни моих сверстников

В своем исследовании я попыталась проанализировать тенденции престижности английского языка. Так как английский язык является обязательным для изучения школьным предметом, я провела анкетирование 49 своих сверстников (учащихся 5 классов), с целью выяснить, какую роль играет английский язык в их жизни, и насколько интересен данный школьный предмет для них.

Для этого учащимся была предложена анкета «Английский язык в моей жизни». В данной анкете ребятам было предложено выбрать не более трех вариантов ответов.

(Тексты анкет можно найти в приложении 3).

Наиболее популярными ответами были:

  • для пользования Интернетом – 36 ответов;
  • для прослушивания популярной музыки – 27 ответов;
  • для общения с заграничными друзьями – 24 ответа;
  • изучение языка для будущей профессии – 18 ответов;
  • для веселья и удовольствия – 18 ответов;
  • учителя заставляют – 9 ответов;
  • для чтения книг в оригинале – 6 ответов;
  • затруднились ответить – 6 ответов.
  • для просмотра спутниковых программ – 3 ответа;

Другие ответы учащихся:

Диаграмма ответов учащихся 5 классов представлена в приложении 4.

Анализируя полученные данные, я пришла к выводу, что среди моих сверстников изучение английского языка носит практический характер. Учащиеся изучают английский язык, что послушать песни своего любимого певца или прочитать статью о любимом фильме. Так как в этом возрасте главным является общение, то учащиеся предпочитают общаться не только со своими друзьями, но и со сверстниками из других стран, а помочь им в этом может Интернет. Из графика видно, что довольно большая часть учащихся не связывает знание английского языка с будущей профессией, видимо, по той причине, что они еще не определились с выбором профессии.

ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ

Еще несколько лет назад английский язык воспринимался всеми как иностранный. Но с течением времени роль английского языка возросла настолько, что теперь он считается во всем мире международным. Изучение английского языка для большинства из нас становится, чуть ли не самой большой проблемой в жизни. Каждый взрослый человек мечтает овладеть английским хотя бы на разговорном уровне и готов выкладывать кучу денег, чтобы их ребенок ЗНАЛ английский.

Почему так?

  • Знание английского языка – критерий, необходимый для успешной карьеры. Принято считать, что через несколько лет при трудоустройстве на престижную работу анкеты кандидатов без знания английского языка даже не будут рассматриваться.
  • Английский язык – язык бизнеса. Всем крупным бизнесменам желающим выйти на международный рынок, просто необходимо владеть английским языком на высоком уровне.
  • Большая часть страниц в интернете распространяется на английском.
  • Большая часть компьютерным программ и приложений составляется на английском.
  • Английский язык – язык международного общения. Человеку, приехавшему за границу и знающему английский язык, не придется объясняться на пальцах.

Значение английского языка в современном мире трудно переоценить. Ведь нельзя же не считаться с выбором более 1 миллиарда человек, которые его используют. И если для половины из них он является родным, то приблизительно около 600 миллионов выбрали именно его в качестве иностранного.


Заключение

Значение английского языка в жизни современного человека очень трудно переоценить. Считаясь одним из наиболее популярных в мире – английский язык по праву остается языком межнационального общения, владея которым легко чрезвычайно комфортно чувствовать себя абсолютно в любой стране. По прогнозам к 2015 году по-английски будет разговаривать почти полмира.

Зная английский язык, имеется возможность, не опасаясь оказаться без переводчика преспокойно разъезжать по разным государствам, без проблем обсуждать дела со своими зарубежными деловыми партнерами, работать и проходить обучение в учебных заведениях фактически любой страны мира, заводить новые знакомства. Хорошая школа английского и качественные языковые навыки – это свобода перемещения и богатые возможности, чтобы построить свою жизнь и бизнес, именно так, как бы вам самим этого хотелось.


Приложение 1

Наиболее распространенные языки мира


Приложение 2

Страны, в которых люди говорят на английском языке


Приложение 3

Анкета «Роль английского языка в моей жизни»

Я учу английский язык …

А) Для будущей профессии

Б) Для веселья и удовольствия

В) Для общения (связи и переписки) с заграничными друзьями

Г) Для прослушивания популярной музыки на английском языке

Д) Для просмотра спутниковых программ

Е) Для использования Интернета

Ж) Для чтения книг иностранных писателей и поэтов в оригинале

З) Потому что учителя заставляют меня

И) Я затрудняюсь ответить


Приложение 4

Диаграмма анкетирования учащихся

«Роль английского языка в моей жизни»

Английский язык играет в нашей жизни большую роль. Каждый год его изучает всё больше людей, причём далеко не ради простого расширения кругозора, английский становится универсальным языком общения людей разных национальностей и культур.

Во время своего летнего путешествия, мы все чаще стали обращать внимание на обилие иностранных слов вокруг нас и задумываться о значениях и причинах их употребления. Это может говорить о том, что английский язык становится необходимым для современных людей. Вот некоторые вывески, которые мы видели на магазинах “Steak house”, “Hotel”, “Fashion”, “Forward”, “Wonderhall” и многие другие. Человеку, незнакомому с английским языком, трудно понять их значение, трудно найти нужное здание. А заходя в обычный супермаркет в нашем родном городе, да и не только в Яранске, мы видим множество названий продуктов на английском языке. А также возникли и другие вопросы.

    Почему у продукции английские имена?

    Откуда взялись названия на английском языке?

    Как появляются названия?

СЛАЙД
Все это повлияло на выбор темы нашего исследования «Английские пришельцы в супермаркетах» или «Английский вокруг нас» . Выбор данной темы обоснован ее актуальностью, большинство жителей не понимают смысл написанного на английском языке и не придают особого значения, которые могут содержать важную информацию. О чём же говорят эти надписи в магазине? Мое исследование направлено на поиск ответа, на этот вопрос.

Объектом исследования - англоязычные надписи в супермаркетах города Яранска.

Предметом исследования - соотношение надписей на английском и русском языках.

Гипотеза - уровень владения английским языком позволяет ориентироваться в надписях и правильно использовать написанную информацию.

СЛАЙД

Цель – выявить основную тематику текстов, встречающихся в надписях на продукции магазинов и выяснить роль английского языка в нашей жизни;

Доказать, что изучать английский язык не сложно, надо только стать чуть более внимательным и наблюдательным к «миру слов», который ежедневно и повсюду нас окружает.

В соответствии с данной целью в работе предполагается решить следующие задачи:

    Изучить научную литературу по вопросу.

    Ознакомиться с продукцией местных магазинов, в которых есть слова на английском языке.

    Проанализировать и классифицировать собранный речевой материал.

    Провести анкетирование

    Сделать выводы

Практическая ценность исследования заключается в использовании материалов исследования непосредственно в процессе обучения английскому языку. Во-первых , работа будет полезна и интересна тем, что позволит учащимся обратить внимание на перевод надписей и правильно использовать информацию. Во-вторых , результаты и выводы нашей работы мы рекомендуем использовать на уроках английского языка по теме «Покупки», классных часах и внеклассных мероприятиях. В-третьих , хотим отметить, что данный материал поможет повысить интерес к изучению иностранного языка, будет способствовать расширению филологического и общеобразовательного кругозора.

В ходе работы мы столкнулись с тем, что литературы по рассматриваемому вопросу, к сожалению, немного. В данной работе использовалась следующая литература:

1.Артёмова А.Ф. Английские товарные знаки//Иностр. языки в школе. - 2005.- №5

2..Англо-русский словарь (под редакцией В.К. Мюллера). – М., Русский

язык, 1987, 845с.

4.Ленник Т.Г. Проблемы языкового заимствования «Языковые ситуации и взаимодействия языков» - Киев, 1989.

4. Маукивская Ю. //Заимствованная из английского языка лексика на уроках развития речи. - Первое сентября, Русский язык. - №34, 2003

Наша работа делится на две части :

    теоретическую;

    практическую;

В первой части мы рассмотрели роль английского языка в нашей жизни.

Во второй части работы представлены результаты обработки полученных анкет, лингвистической экспертизы надписей продукции в супермаркетах.

СЛАЙД

Исследование проводилось следующими методами :

    Анализировали и систематизировали материал;

    анкетирование;

    использование Интернет-ресурсов;

    консультации (с учителями русского и английского языков);

    перевод;

    обобщение.

СЛАЙД

Английский язык - самый распространенный в мире. Он является официальным языком Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, Канады, Ирландии, Ганы, Гренады, Нигерии. Им пользуется население некоторых государств Азии и Африки.

Сегодня, куда бы вы ни захотели поехать, в любой стране, как к иностранному туристу, к вам обратятся сначала именно на английском языке. Но даже если вам и не придется выезжать за пределы своей родины, в жизни все равно может возникнуть потребность в знаниях английского, так как вы пользуетесь товарами других стран, а инструкции не всегда содержа перевод.

Каждый год его изучает всё больше людей, причём далеко не ради простого расширения кругозора, английский становится универсальным языком общения людей разных национальностей и культур.

Английский язык играет в нашей жизни большую роль. Теперь даже чтобы выключить или включить телевизор, нужно знать, что же означает та красная кнопочка «standby».

И сейчас уже нельзя представить человека, который не пользуется или не пользовался бы компьютером. Это стало для нас уже привычкой, мы ежедневно проводим свой день за ним, общаемся, играем, работаем. И ежедневно сталкиваемся с ситуацией, когда английский язык, помог бы решить наши проблемы. В поездке у вас гораздо меньше шансов оказаться в неприятной ситуации и гораздо больше возможностей, не говоря уже о новых знакомствах, друзьях, деловых партнерах и связях.

Исходя из полученной информации, мы решили задать вопрос жителям Яранска «Устраивает ли вас обилие иностранных слов английского происхождения в средствах массовой информации?» Соцопрос показал, что надписи на английском языке устраивают жителей нашего города. (Приложение № 1). Значит тема наша- актуальна .

Наше исследование мы строили следующим образом:

1.Задавали покупателям вопросы следующего характера:

    Встречали ли вы продукцию с названиями на английском языке?

    К какой группе товаров относится эта продукция

    Можете ли Вы перевести эту надпись?

    Нужно ли изучать английский язык?

2.Находили, переписывали или фотографировали наиболее интересные в магазинах надписи на английском языке

Мы зафиксировали и проанализировали ответы 50 покупателей, в котором принимали участие наши ровесники, родители и пожилые люди, данные отразили графически в таблице.

По данным нашего исследования все покупатели имеют в своей корзине продукцию, содержащую надписи на английском языке. (Приложение № 2).

СЛАЙД
Когда мы работали с надписями, пришли ещё к одному выводу, что названия можно так же разделить на группы

Результаты опроса покупателей мы разбили на группы по темам: пищевая продукция, средства ухода за телом, моющие и чистящие средства, средства ухода за волосами и ротовой полостью (см. Приложение № 3)

Самыми популярными оказались надписи на кондитерских товарах, а менее распространённые на средствах по уходу за полостью рта.

СЛАЙД

Из 50 опрошенных только 30% покупателей точно знают перевод надписи на покупках, 45% - догадываются о значении этих слов, а остальные 25% затрудняются перевести данные названия, после того как эти надписи были для них переведены, они признались, что никогда не задумывались о смысле того, что на них написано, но теперь заинтересованы и будут переводить все, что написано на их покупках. Ещё нужно отметить, что пожилые люди не знают, что написано на английском языке. И оставшаяся часть респондентов так же затрудняются с переводом иностранных надписей (см. Приложение №4).

СЛАЙД

Поэтому проанализировав данные, мы можем сказать, что изучение английского языка необходимо в нашем современном мире (см. Приложение №5).

Во время прохождения исследования, возрос интерес и у школьников к надписям, и можно было буквально наблюдать, как в коридорах, останавливая друг друга, учащиеся читают и пытаются перевести то, что они купили в магазине. Таким образом, можно констатировать, что многие люди не придают особого значения надписям на своих покупках, хотя знают или догадываются о значении, в которые в свою очередь могут содержать важный смысл. Однако нашему исследованию удалось вынести на поверхность данную проблему и предложить всем задуматься, прежде чем купить очередную продукцию с непонятным текстом.

Наше исследование показывает, что чрезвычайно актуальным и важным является тот факт, что мы должны знать, что мы покупаем. Делаем вывод, что заходя в магазин, мы видим очень много английских слов. Чтобы хорошо ориентироваться среди них и купить нужный товар, нужно уметь читать по- английски и понимать эти надписи.

СЛАЙД

Изучив достаточное количество англоязычных названий продукции, мы пришли к выводу, что основным источником названий может быть:

    названия, образованные от имен собственных - фамилий, имен производителей или изобретателей (Cadbury фамилия изобретателя) .

    назначение продукции соответствует переводу (Pampers с. анг.- пелёнки Kleenex с англ.- бумажный носовой платок, косметическая салфетка, Clearasil с англ. –clear очищать, sil сокр. от single единственный);

    названия, связанные с различными сторонами жизни (сюрпризы, спорт, животные и т.д.(Twix, Bounty - райское наслаждение, дословно с английского языка: «Вкус рая») (см. Приложение №6).

Всю эту продукцию можно назвать не популярная, абрендовая.

При этом можно выделить 11 самых крупных брендов (см. Приложение №7). Бренд-это продукт или группа продуктов, которые имеют собственное название и производятся отдельной компанией.

Названия разнообразны, и они имеют свою историю возникновения (см. Приложение №8). Названия продукции- это не простые слова, а уникальный мир, который представляет собой своеобразную систему среди имён собственных. проанализировали особенности англоязычных надписей

Гипотеза - уровень владения английским языком позволяет ориентироваться в надписях и правильно использовать написанную информацию -подтвердилась.

Бесспорно, личное дело каждого человека, что ему покупать в магазине. Многие не в ладах с иностранными языками, а просить помощи знающих людей просто стесняются. Изучить английский язык не в такой мере тяжело, как иногда кажется. Проблема часто прячется в нас самих. В наше время английский язык встречается повсюду: на товарах и вывесках магазинов, на электротехнике, одежде, в интернете. Его изучают в школах, университетах, на специализированных курсах. Но как проще и быстрее выучить английский язык? Надписи на английском языке могут стать тем самым экспресс способом, который поможет быстро, дешево и эффективно пополнить свой словарный запас. Проведя исследование, мы убедились, что культура других стран, в частности, английская неизбежно проникает во многие области жизни даже такого небольшого города, как Яранск. Значение английского языка в наши дни трудно преувеличить. Он давно уже превратился в некий универсальный язык.

Английский язык нужен везде: на отдыхе и на работе. Где бы вы ни были, он всегда придет вам на помощь. Объявления во всех аэропортах мира, обозначения на картах, указатели на дорогах - в большинстве стран всё это дублируется на английском языке. Зная английский язык, человек не пропадет ни в одной точке земного шара.

Большинство родителей стремятся, как можно раньше начать учить ребенка иностранному языку, в особенности английскому.

Английский язык давно уже стал обязательным для образованного человека. И дело не только в том, что свободное владением им позволит вам занять более высокую ступень в обществе и общаться с интересными людьми, но и в том, что, как говорят жители Лаоса: «Знать чужой язык – это всё равно, что прожить ещё одну жизнь».

Но это не главное, а главное то, что изучать английский язык можно даже в магазине. Это интересно и увлекательно!

Проектная методика развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность, так необходимые им в процессе обучения. Использование метода проектов реально превращает учащегося из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Учитель же выступает в роли помощника и консультанта.

В последние годы в связи с расширением международных контактов в наше окружение проникает все больше элементов иностранной речи; особенно английской. Вот кратко те сферы, где молодые люди нашей страны могут в первую очередь встретиться с фактами применения английского языка: появление в широкой продаже иностранных товаров, образование совместных предприятий, популярные у молодежи стили западной музыки, вывески магазинов, указания и объявления в общественных местах, указания на клавишах управления (Push; Stop; Wind; Low; High; Light; Noise); на радиоаппаратуре и кассетах можно увидеть надписи: это обозначение фирмы – изготовителя, характеристика аппарата (Watson; Precision; Cassette; Sound Breeze; Chrome Position).

Школьниками была проделана большая подготовительная работа: интересно подобранный материал и оригинальное представление.

Защита проектов.

Все участники разделились на 4 группы, каждая защищала свой проект. Было обдумано оформление, представлены часто встречающиеся лексические единицы (английские слова и словосочетания). Защита проходила в форме монолога и ролевой игры, при этом учащиеся старались приблизить свою речь к естественной жизни. Решили, что чаще всего английский встречается на предметах одежды и обуви, в названиях продуктов, в технике, в парфюмерии. Оформили 4 отдела в супермаркете.

В начале одна ученица рассказала о значении английского языка в нашей жизни в настоящее время.

Goals: To increase the motivation to learn the English language, the culture of the English speaking countries and aid them to enlarge vocabulary to teach respect for the native culture, and to develop reading and listening skills.

I. Foods Stuffs.

Составили словарь наиболее часто встречающихся английский слов на этикетках.

Подготовили краткое описание фирмы Кэдбери.

“Cadbury is the name of a firm. This is an English firm; it was opened in Birmingham, England, in 1824. John Cadbury opened this business. They sold tea, coffee, cocoa and drinking chocolate. He used a pestle (пестик) and mortar (ступка). Today Cadbury’s bars and boxes of chocolates are sold in more then 120 countries. They continue to produce hot drinking chocolate from Cadbury’s recipe.

(“Wispa”, “Fruit & Nuts”, “Picnic”).

Диалоги и ролевые игры.

(Sh opassistant, C ustomer)

– Sh.: Can I help you?

– C.: No, thank you. I’m just looking.

– Sh.: Would you like boxes of chocolates?

– C.: Yes, please. And have you got any sweet apples, please?

– Sh.: These are very sweet.

– C.: I’d like two pounds and a pound of those black grapes and this pineapple.

– Sh.: That’s ? 3.60 … and 40 pence change.

– C.: Thank you.

– C.: I planed to buy honey.

– Sh.: It makes sense to buy a big jar because it is cheaper.

– C.: Okay. What is the next in my shopping list? Well, I also have to buy some tea and cream and butter.

– Sh.: With pleasure. Get all these things and go to the cash register.

– C.: thank you very much.

Talks among people in the shop:

Have you ever drunk Cadbury’s chocolate? (Yes, I have. No, I haven’t).

Did you enjoy it? (Yes, I did. No, I didn’t).

When it is nice to drink Cadbury’s chocolate? (When the weather is rainy; when it is raining cats and dogs; when it is cold (frosty), etc.).

Can you relax with a cup of Cadbury’s drinking chocolate? Why? (Yes, of course. It’s nice to sit and drink a cup of Cadbury’s chocolate).

What should you add to the chocolate? Which do you think tastes better – chocolate with hot milk or chocolate with hot water?

Are the products of this firm of good quality? (I think, they are. Yes they are. Yes, of course).

II. Clothes. Shoes and Boots.

На каждом предмете одежды этикетки (labels).

Например:

Kinds of Materials

One hundred percent cotton
Pure cotton
Synthetic silk
Synthetic wool
Genuine leather

Названия стран – изготовителей

Turkey
Japan
Hungary
Poland
China
Korea
Germany
England
Great Britain
The USA
Poland
Spain
Italy
Canada
New Zealand
Etc.

Don’t wipe! (wipe)
Rinse only (на бритвенных изделиях)

Carry What You Wish;
It Won’t Let You Down (на дорожных сумках)

Различные надписи на одежде и обуви.

California; Montana; Texas; Cowboy; Beatles;
Peace; Smoking is Disaster; Milk is Better than Wine; Star Wars; Basketball Sport Shoes; US Best (на кроссовках).

Phrases for dialogues.

I want to try it on.
I want to try these jeans (that coat, this dress, this suit).
It fits well.
It looks good on you.
I want a smaller (lager) size.
The colour doesn’t suit me.
I need size…
eight / ten / twelve
forty – two / fifty
How much is … ?
Yes, I’ll take it.
Wrap it up, please.
Where do I pay?

III. Perfumery.

In England it was a custom, during the 17 th and 18 th centuries, for all ladies of fashion to paint their faces and to blacken their eyebrows. In the 19 th century there was a change of taste, however, and until about the end of the century, ladies who used make – up were not accepted in high society. Girls were advised, just before entering the ballroom, to bite and lick their lips and slap their cheeks hard to bring some colour to the face.

Today the use of cosmetics is accepted everywhere and has become big business. It is even common today to see women and girls putting on make – up in public, especially lipsticks.

Задача участников проекта дать соответствующую этому товару рекламу.

One day you may notice that the skin of your face don’t look too attractive. Don’t worry! Come to our shop and get “Honey and Almond skin Cream”. This water – based formula cream helps to soothe the skin and maintain a healthy soft appearance. The price is very reasonable. Use it regularly. Better before your sleep.

Almost
Skin
Attractive
To soothe
Maintain
Reasonable
Cosmetics
Etc.

В отделе были выставлены различные виды крема, губной помады, духов, одеколона и ко всем продумана реклама.

IV. Electronic Technics.

Microwave oven

Video cassette recorder

Phone answering system

A – number identificator

Dubbing Position

Electronic appliances

The electrical department.

The electronic department.

Floppy-disk Monitor
[R]ead a document from disk.

[S]tart a new document

[P]rint a document

Swap panels.

Invalid parameters.

Invalid directory.

EGA lines.

Insufficient memory.

Insufficient disk space.

В диалогах учащиеся рассказывали о качестве реализуемого холодильника (телевизора, телефона, микроволновой печи, стиральной машины, электропечи и т.д.), показывали, как ими пользоваться, предлагали свои услуги по доставке по адресу покупателя и т.д.

Information for the Customers.

Troubleshooting.

Before taking the units for repair check the following sections. Should any problem persist after you have made these checks, consult your nearest Sony dealer.

The unit does not operate.
No sound comes from the speaker.
FULL is displayed and you cannot start recording.
Noise is heard.

После защиты всех проектов вопросы к участникам:

Learning English is becoming more popular in Russia. Why do people learn English in our country? Do you think you can do without English in your future life? Why do you learn English? Why is English the world’s top language? What will the role of English be in the 21 st century?

Каждая группа учащихся была награждена книгами на английском языке. Затем все участники написали свои впечатления об оформлении и защите проектов одноклассниками.


Основные причины заимствования английской лексики Появление новых понятий, предметов. Приобретение английским языком статуса языка международного общения. Изменения в сфере политической жизни, экономики, культуры и нравственной ориентации общества. Разработка новейших информационных и компьютерных технологий, появление глобальной сети Интернет. Поп-культура.


Результаты исследования Опрошено 129 человек. Опрошено 129 человек. В повседневной жизни со словами из английского языка встречаются В повседневной жизни со словами из английского языка встречаются - часто – 69 человек - время от времени – 25 человек - редко – 35 человек




Результаты исследования Сферы жизни, в которых чаще всего используются слова из английского языка Сферы жизни, в которых чаще всего используются слова из английского языка - культура и спорт – 19 человек - СМИ и политическая жизнь – 36 человек - повседневная жизнь – 53 человека - наука и техника – 21 человек


Вывод по результатам исследования 1.Все группы опрошенных отметили высокую частотность употребления английских слов в русском языке. 2. Большинство участников опроса часто употребляют английские заимствования в речи. 3. Наиболее часто англицизмы встречаются в повседневной жизни, СМИ и политике, науке и технике.




Англицизмы в культуре и спорте Волейбол Волейбол Футбол Футбол Баскетбол Баскетбол Хоккей Хоккей Бейсбол Бейсбол Шейпинг Шейпинг Фитнес Фитнес Дайвинг Дайвинг Боулинг Боулинг Спортсмен Спортсмен Джаз Джаз Блюз Блюз Сингл Сингл Вестерн Вестерн Триллер Триллер Рок Рок Рэп Рэп Поп-группа Поп-группа Хип-хоп Хип-хоп Бестселлер Бестселлер


Английские заимствования в повседневной жизни Джинсы Джинсы Свитер Свитер Жакет Жакет Бейсболка Бейсболка Микс Микс Клуб Клуб Кафе Кафе Супермаркет Супермаркет Секонд-хенд Секонд-хенд Мотель Мотель Сникерс Сникерс Гамбургер Гамбургер Чипсы Чипсы Хот-дог Хот-дог Спрайт Спрайт Видеосалон Видеосалон Студент Студент Байкер Байкер Шопинг Шопинг Менеджер Менеджер


Английский в науке и технике Конвейер Конвейер Контейнер Контейнер Радар Радар Миксер Миксер Тостер Тостер Ростер Ростер Блендер Блендер Ноу-хау Ноу-хау Троллейбус Троллейбус Комбайн Комбайн Компьютер Компьютер Дисплей Дисплей Файл Файл Сайт Сайт Плеер Плеер Пейджер Пейджер Бульдозер Бульдозер Грейдер Грейдер Лазер Лазер Траулер Траулер


Вывод: 1. Частота использования заимствований из английского языка в речи русскоязычного населения очень высока. 1. Частота использования заимствований из английского языка в речи русскоязычного населения очень высока. 2. Наиболее часто англицизмы встречаются в повседневной жизни, СМИ и политике, науке и технике. 2. Наиболее часто англицизмы встречаются в повседневной жизни, СМИ и политике, науке и технике. 3. Целесообразность использования английских слов средствами массовой информации не всегда оправдана. 3. Целесообразность использования английских слов средствами массовой информации не всегда оправдана.