Презентация на тему "игорь северянин". Презентация на тему игорь северянин Чем так привлекал поэт своих читателей-современников

Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев, родился 4 (16) мая 1887 г., умер 20 декабря 1941 г) Родители

  • Отец его, Василий Петрович, - военный инженер (выходец из "владимирских мещан"), дослужившийся до штабс-капитана, умер в 1904 г. сорока четырех лет. Мать происходила из известного дворянского рода Шеншиных, к коим принадлежал и А.А. Фет (1820-1892), нити родства связывали ее также со знаменитым историком Н.М. Карамзиным (1766-1826). Небезынтересно, кстати, что по материнской линии Игорь Северянин находился в родственных отношениях с А.М. Коллонтай (1872-1952). В 1896 г. родители развелись, и будущий поэт уехал с отцом, вышедшим к тому времени в отставку, в Череповец; незадолго до смерти отца побывал с ним на Дальнем Востоке и в 1904 г. поселился у матери в Гатчине.
В детстве Первые стихи
  • Закончил четыре класса Череповецкого реального училища. Стихи начал писать в 8 лет. Одно из первых ярких впечатлений - влюбленность в Женечку Гуцан (Злату), которая и вдохновляла будущего поэта. Впервые опубликовался во втором (февральском) номере журнала "Досуг и дело" за 1905 год: там под фамилией Игорь Лотарев было помещено стихотворение "Гибель Рюрика".
  • В 1896 году отец Игоря – Василий Петрович Лотарев, поручик 1-го железнодорожного батальона, привез сына в Нелазскую волость Череповецкого уезда Новгородской губернии, где были земельные владения его брата Михаила Петровича Лотарева и его сестры Елизаветы Петровны Журовой. По совету брата, Василий Петрович определил сына в Череповецкое реальное училище. На выходные дни и каникулы Игорь приезжал в усадьбу Е.П.Журовой Сойвола, которая находилась на берегу Суды неподалеку от речки Сойволы. Близ деревни Владимировка, в двух верстах от Сойволы, в 1899 г. М.П.Лотарев начал строительство усадьбы.
Вид на усадьбу Владимировку со стороны реки Суда (1910 г.) Хозяин усадьбы "Суда" М.П. Лотарев с женой Е.Н. Лотаревой в саду усадьбы. Фото 1910 г На берегу реки Суда Лида и Володя Лотаревы.Фото 1910 г
  • О Суда! Голубая Суда, Ты, внучка Волги! дочь Шексны! Как я хочу к тебе отсюда В твои одебренные сны!..
Усадьба "Суда". Веранда малого дома. Фото 1902 г. Усадьба дяди
  • Большой усадебный дом был двухэтажным, бревенчатым (позднее его обшили тесом), на каменном фундаменте. Близ дома был разбит парк, в котором росли жасмин, барбарис, сирень, акация, спирея, шиповник, черемуха, липы и красовались цветочные клумбы.
  • Место для нее было выбрано живописное: в окружении лесов, на высоком берегу, омываемом водами двух рек – Суды и впадающей в нее Кемзы
«…моя муза»
  • Игорь принимал живое участие во всех устраиваемых обитателями усадьбы увеселениях” в “грибных походах”, любительских спектаклях, в домашних вечерах (файфоклоках, как он их шутливо называл)… Дядина усадьба стала для Игоря-Северянина родной и желанной: здесь он черпал впечатления для своего поэтического творчества, здесь – в кругу добрых и милых родственников – находил отдохновение от забот и шумной столичной жизни. Он говорил о здешних местах: “У поэта должны быть народные корни, питающие его вдохновение. Здесь мне является моя муза”.
Первые сборники
  • Литературе сразу же отдался самозабвенно, издавал за свой счет тоненькие брошюры стихов и рассылал их по редакциям. 20 ноября 1907 года (Этот день Северянин потом ежегодно праздновал) он познакомился со своим главным поэтическим учителем - Константином Фофановым (1862-1911), который первым из поэтов оценил его талант. В 1908 году стали появляться первые заметки о брошюрках, издаваемых в основном самим Северяниным. В 1911 г. Валерий Брюсов (1873-1924), тогдашний поэтический мэтр, написал ему дружеское письмо, одобрив брошюру "Электрические стихи". Другой мэтр символизма, Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников, 1863-1927), принял активное участие в составлении первого большого сборника Игоря Северянина "Громокипящий кубок" (1913), сопроводив его восторженным предисловием и посвятив Игорю Северянину в 1912 г. триолет, начинавшийся строкой "Восходит новая звезда". Затем Федор Сологуб пригласил поэта в турне по России, начав совместные выступления в Минске и завершив их в Кутаиси.
  • Я, гений Игорь - Северянин,
  • Своей победой упоен:
  • Я повсеградно оэкранен!
  • Я повсесердно утвержден!
Эгофутуризм
  • Игорь Северянин основал собственное литературное направление - эгофутуризм (еще в 1911 г. "Пролог эгофутуризма"), в группу его приверженцев входили Константин Олимпов (сын К.М. Фофанова, 1889-1940), Иван Игнатьев (Иван Васильевич Казанский, 1892-1914), Вадим Баян (Владимир Иванович Сидоров, 1880-1966), Василиск Гнедов (1890-1978) и Георгий Иванов (1894-1958), вскоре перешедший к акмеистам. Эгофутуристы в 1914 г. провели совместно с кубофутуристами, Д. Бурлюком (1882-1907), В. Маяковским (1893-1930) и Василием Каменским (1884-1961), в Крыму олимпиаду футуризма.
Война
  • Начавшаяся первая мировая война, пусть и не сразу, сменила общественные интересы, сместила акценты, ярко выраженный гедонистический восторг поэзии Северянина оказался явно не к месту. Сначала поэт даже приветствовал войну, собирался вести поклонников "на Берлин", но быстро понял ужас происходящего и опять углубился в личные переживания, заполняя дальше дневник своей души.
Эстония
  • 27 февраля 1918 г. на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь-Северянин был избран "королем поэтов". Вторым был признан В. Маяковский, третьим В. Каменский. Через несколько дней "король" уехал с семьей на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла, а в 1920 г. Эстония отделилась от России. Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции, но чувствовал себя уютно в маленькой "еловой" Тойле с ее тишиной и покоем, много рыбачил. Довольно быстро он начал вновь выступать в Таллине и других местах.
Фелисса
  • В Эстонии Северянина удерживает и брак с Фелиcсой Круут. С ней поэт прожил 16 лет и это был единственный законный брак в его жизни. За Фелиссой Игорь-Северянин был как за каменной стеной, она оберегала его от всех житейских проблем, а иногда и спасала. Перед смертью Северянин признавал разрыв с Фелиссой в 1935 году трагической ошибкой.
Эмиграция
  • В 20-е годы он естественно держится вне политики, (называет себя не эмигрантом, а дачником) и вместо политических выступлений против Советской власти он пишет памфлеты против высших эмигрантских кругов. Эмигрантам нужна была другая поэзия и другие поэты. Игорь-Северянин по-прежнему много писал, довольно интенсивно переводил эстонских поэтов: в 1919-1923 гг. выходят 9 новых книг, в том числе "Соловей". С 1921 года поэт гастролирует и за пределами Эстонии: 1922год - Берлин, 1923 - Финляндия, 1924 - Германия, Латвия, Чехия... В 1922-1925 годах Северянин пишет в довольно редком жанре - автобиографические романы в стихах: "Падучая стремнина", "Роса оранжевого часа" и "Колокола собора чувств"
Последние сборники
  • Большую часть времени Северянин проводит в Тойла, за рыбной ловлей. Жизнь его проходит более чем скромно - в повседневной жизни он довольствовался немногим. В 1931 году вышел сборник стихов "Классические розы", обобщающий опыт 1922-1930 гг. В 1930-1934 годах состоялось несколько гастролей по Европе, имевшие шумный успех, но издателей для книг найти не удавалось. Небольшой сборник стихов "Адриатика" (1932 г.) Северянин издал за свой счет и сам же пытался распостранять его. Особенно ухудшилось материальное положение к 1936 году, когда к тому же он разорвал отношения с Фелиссой Круут и сошелся с В.Б. Коренди.
Смерть
  • А в 1940 поэт признается, что "издателей на настоящие стихи теперь нет. Нет на них и читателя. Я пишу стихи, не записывая их, и почти всегда забываю". Поэт умер 20 декабря 1941 г. в оккупированном немцами Таллинне от сердечного приступа, в присутствии младшей сестры Веры Коренди (эстонизированная фамилия, собственно Коренова), его последней сожительницы. и был похоронен там на Александро-Невском кладбище. На памятнике помещены его строки:
  • Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!
Могила поэта в Таллине В 2002 году в Череповце вышла книга В. Минина "Усадьба "Сойвола"
  • Шексна моя, и Ягорба, и Суда, Где просияла первая любовь, Где стать поэтом, в силу самосуда, Взбурленная мне предрешила кровь
Судьба усадьбы
  • 20 декабря 1993 года стараниями администрации Череповецкого района и сотрудников Череповецкого музейного объединения в санатории была открыта выставка, посвященная И.-Северянину. 24 января 1994 года дом М.П.Лотарева в деревне Владимировка Череповецкого района был принят под государственную охрану и отнесен к категории памятников республиканского (общероссийского) значения. В 1996 году усадьбу М.П.Лотарева передали Череповецкому музейному объединению для организации в ней литературного музея.
Музей поэта в Череповце (с 1996 г.) Реальное училище Памятная доска И. Северянину












1 из 11

Презентация на тему: Игорь Северянин 1887 - 1941

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Детство Настоящее имя - Игорь Васильевич Лотарёв. Родился 4(16) мая 1887г. в Петербурге в семье военного инженера Василия Петровича Лотарёва. По материнской линии являлся троюродным братом русской революционерки и советского государственного деятеля А. М. Коллонтай, а также приходился дальним родственником историку Н. М. Карамзину, поэту А. А. Фету. Семья Игоря Северянина была образованной, в ней любили литературу и музыку. Первые 9 лет провёл в Петербурге. После разрыва родителей жил у тётки и дяди в их имении в Новгородской губернии (ныне Вологодская область, под Череповцом, в этом имении сейчас находится музей Игоря Северянина). Закончив четыре класса Череповецкого реального училища, в 1904 году уехал с отцом на Дальний Восток. Затем вернулся назад в Петербург, к матери.

№ слайда 3

Описание слайда:

Начало творчества Первые публикации появились в 1904 году (за свой счёт), в дальнейшем на протяжении девяти лет Северянин издавал тонкие брошюры со стихами, приносившие долгое время лишь скандальную известность (например, растиражированный возмущённый отзыв Льва Толстого на одно из его стихотворений в начале 1910 года). Из поэтов старшего поколения поначалу обратил внимание на молодого Северянина лишь Константин Фофанов (впоследствии его и Мирру Лохвицкую Северянин объявил учителями и предтечами эгофутуризма).

№ слайда 4

Описание слайда:

На пике популярности Успех пришёл к поэту после выхода сборника «Громокипящий кубок» (1913). В течение 1913-14 гг. Северянин выступал со многими вечерами («поэзоконцертами») в Москве и Петербурге, встречая огромную популярность у публики и сочувственные отзывы критиков разной ориентации, в том числе критиков, скептически относившихся к футуризму. Для его лирики характерна смелая для тогдашнего вкуса (до грани пародийности) эстетизация образов салона, современного города («аэропланы», «шоффэры») и игра в романтический индивидуализм и «эгоизм», условные романтически-сказочные образы. Стих Северянина музыкален (во многом он продолжает традиции Бальмонта), поэт часто использует длинные строки, твёрдые формы (некоторые изобретены им самим), аллитерацию, диссонансные рифмы.

№ слайда 5

Описание слайда:

Северянин был основателем литературного движения эгофутуризма (начало 1912), однако, поссорившись с претендовавшим на главенство в движении Константином Олимповым (сыном Фофанова), осенью 1912 года покинул «академию Эго-поэзии» (о выходе из движения объявил знаменитой «поэзой», начинающейся словами «Я, гений Игорь-Северянин…»). Впоследствии ездил в турне по России в 1914 г. с кубофутуристами (Маяковским, Кручёных, Хлебниковым).

№ слайда 6

Описание слайда:

Начавшаяся первая мировая война, пусть и не сразу, сменила общественные интересы, сместила акценты, ярко выраженный гедонистический восторг поэзии Северянина оказался явно не к месту. Сначала поэт даже приветствовал войну, собирался вести поклонников "на Берлин", но быстро понял ужас происходящего и опять углубился в личные переживания, заполняя дальше дневник своей души.

№ слайда 7

Описание слайда:

Вышедшие после «Громокипящего кубка» сборники 1914-1915 гг. («Victoria regia», «Златолира», «Ананасы в шампанском») воспринимались критикой более прохладно, чем «Кубок»: Северянин включал в них в большом количестве ранние, незрелые «поэзы», а новые тексты из этих книг во многом эксплуатировали образность «Кубка», не добавляя ничего нового. В 1915-1917 гг. Северянин поддерживал ряд молодых авторов, большинство из которых никакого следа в литературе не оставили; самым заметным учеником Северянина этого периода был Георгий Шенгели, который сохранил признательность учителю и после смерти Северянина посвятил его памяти несколько стихотворений. Поэтика Северянина этого периода оказала также определённое влияние на раннее творчество таких известных поэтов, как Георгий Иванов, Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев, впоследствии примкнувших к другим направлениям. Северянин был избран публикой «Королём поэтов» на выступлении в московском Политехническом музее в 1918 г.

№ слайда 8

Описание слайда:

В эмиграции Через несколько дней "король" уехал с семьей на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла, а в 1920 г. Эстония отделилась от России. Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции, но чувствовал себя уютно в маленькой "еловой" Тойле с ее тишиной и покоем, много рыбачил. Довольно быстро он начал вновь выступать в Таллине и других местах. В Эстонии Северянина удерживает и брак с Фелиcсой Круут. С ней поэт прожил 16 лет и это был единственный законный брак в его жизни. За Фелиссой Игорь-Северянин был как за каменной стеной, она оберегала его от всех житейских проблем, а иногда и спасала. Перед смертью Северянин признавал разрыв с Фелиссой в 1935 году трагической ошибкой.

№ слайда 9

Описание слайда:

В 20-е годы он держится вне политики, (называет себя не эмигрантом, а дачником) и вместо политических выступлений против Советской власти он пишет памфлеты против высших эмигрантских кругов. Эмигрантам нужна была другая поэзия и другие поэты. Игорь Северянин по-прежнему много писал, довольно интенсивно переводил эстонских поэтов: в 1919-1923 гг. выходят 9 новых книг, в том числе "Соловей". С 1921 года поэт гастролирует и за пределами Эстонии: 1922год - Берлин, 1923 - Финляндия, 1924 - Германия, Латвия, Чехия... В 1922-1925 годах Северянин пишет в довольно редком жанре - автобиографические романы в стихах: "Падучая стремнина", "Роса оранжевого часа" и "Колокола собора чувств"!.

№ слайда 10

Описание слайда:

Большую часть времени Северянин проводит в Тойла, за рыбной ловлей. Жизнь его проходит более чем скромно - в повседневной жизни он довольствовался немногим. С 1925 по 1930 год не вышло ни одного сборника стихотворений. Зато в 1931 году вышел сборник стихов "Классические розы", обобщающий опыт 1922-1930 гг. В 1930-1934 годах состоялось несколько гастролей по Европе, имевшие шумный успех, но издателей для книг найти не удавалось. Небольшой сборник стихов "Адриатика" (1932 г.) Северянин издал за свой счет и сам же пытался распостранять его. Особенно ухудшилось материальное положение к 1936 году, когда к тому же он разорвал отношения с Фелиссой Круут и сошелся с В. Б. Коренди: Стала жизнь совсем на смерть похожа: Все тщета, все тусклость, все обман. Я спускаюсь к лодке, зябко ёжась, Чтобы кануть вместе с ней в туман...

№ слайда 11

Описание слайда:

Умер в оккупированном немцами Таллине от сердечного приступа, в присутствии Валерии, младшей сестры своей гражданской жены Веры Борисовны Коренди (девичья фамилия - Запольская, Коренди - эстонизированная фамилия её первого мужа Коренова). Похоронен на Александро-Невском кладбище в Таллине.

1 слайд

2 слайд

3 слайд

4 слайд

Из-за сложных отношений между родителями провел отрочество в Сойволе близ г. Череповца Новгородской губернии, где находилась усадьба дяди. Учился в Череповецком реальном училище, затем уехал на Дальний Восток, где его отец получил место коммерческого агента.

5 слайд

Хозяин усадьбы "Суда" дядя поэта М.П. Лотарев с женой Е.Н. Лотаревой в саду усадьбы. Фото 1910 г Отец его, Василий Петрович, - военный инженер (выходец из "владимирских мещан"), дослужившийся до штабс-капитана, умер в 1904 г. сорока четырех лет. Мать происходила из известного дворянского рода Шеншиных

6 слайд

7 слайд

Игорь принимал живое участие во всех устраиваемых обитателями усадьбы увеселениях” в “грибных походах”, любительских спектаклях, в домашних вечерах (файфоклоках, как он их шутливо называл)…

8 слайд

Литературе сразу же отдался самозабвенно, издавал за свой счет тоненькие брошюры стихов и рассылал их по редакциям. 20 ноября 1907 года (Этот день Северянин потом ежегодно праздновал) он познакомился со своим главным поэтическим учителем - Константином Фофановым (1862-1911), который первым из поэтов оценил его талант.

9 слайд

И.Северянин дебютировал в 1905 г. и до 1912 г. издал более 30 брошюр-сборников. Поэта сопровождала скандальная известность, восторженные славословия и злобные нападки.

10 слайд

В 1908 году стали появляться первые заметки о брошюрках, издаваемых в основном самим Северяниным. В 1911 г. Валерий Брюсов (1873-1924), тогдашний поэтический мэтр, написал ему дружеское письмо, одобрив брошюру "Электрические стихи".

11 слайд

Игорь Северянин «впечатления скуки не производит, он странен, часто нелеп, порой вульгарен, но самостоятелен». В. Брюсов

12 слайд

В 1911 г. Северянин создал группу эгофутуристов. Название «эгофутуризм» ставит в центр «эго», т.е. «Я» поэта, отсюда самовозвеличивание, раздражавшее многих

13 слайд

Северянин выдвинул программу изобретённого им направления. Душа – единственная истина. Самоутверждение личности. Поиски нового без отвергания старого. Осмысленные неологизмы. Смелые образы, эпитеты. Борьба со стереотипами. Разнообразие мира.

14 слайд

Другой мэтр символизма, Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников, 1863-1927), принял активное участие в составлении первого большого сборника Игоря Северянина "Громокипящий кубок" (1913), сопроводив его восторженным предисловием и посвятив Игорю Северянину в 1912 г. триолет, начинавшийся строкой "Восходит новая звезда". Затем Федор Сологуб пригласил поэта в турне по России, начав совместные выступления в Минске и завершив их в Кутаиси.

15 слайд

В «Автопредисловии» к сборнику «Громокипящий кубок» И.Северянин признавался: «…я, очень строго по-своему, отношусь к своим стихам и печатаю только те поэзы, которые мною не уничтожены, т.е. жизненны. Работаю над стихом много, руководствуясь только интуицией…»

16 слайд

В 1913 Северянин издал в московском издательстве «Гриф» свою первую большую книгу стихов «Громокипящий кубок», с предисловием Ф.Сологуба. В первой части сборника, «Сирень моей весны», детская чистота и непосредственность чувств сочеталась с манерным эстетизмом. Вторая часть, «Мороженое из сирени», была посвящена теме вмешательства цивилизации в мир естественных человеческих отношений.

17 слайд

Четвертая часть сборника – поэтический манифест эгофутуризма. «Я царь страны несуществующей», – сказал Северянин в этой части «Громокипящего кубка». В третьей части, «За струнной изгородью лиры», поэт обретал идеал в искусстве и облагороженной человеком природе. Северянин утверждал в стихах мысль о том, что мир спасется благодаря красоте и поэзии.

18 слайд

19 слайд

Северянин пытался обновить поэтический язык, вводя в него неологизмы и пользуясь самыми смелыми метафорами. Неологизмы встречаются в стихотворениях Северянина на каждом шагу: «быстро-темпный», «олунённый», «разузорены», «огимнив».

20 слайд

Кроме неологизмов поэт использует непривычные словосочетания: «вы такая эстетная», «вдохновляюсь порывно», «пора популярить изыски», «водопадное сердце» и др.

21 слайд

Восемь лет эту местность я знаю. Уходил, приходил, - но всегда В этой местности бьёт ледяная Неисчерпываемая вода. Полноструйный родник, полнозвучный, Мой родной, мой природный родник, Вновь к тебе (ты не можешь наскучить!) Неотбрасываемо я приник. И светло мне глаза оросили Слёзы гордого счастья, и я Восклицаю: ты – символ России, Изнедривающая струя! 1914. Июль

22 слайд

Особой популярностью пользовались «поэзоконцерты», где Северянин нараспев читал свои «поэмы», рассчитанные, скорее, на слушателя, чем на читателя: «Кто не слушал меня, тот меня не постиг». Поэт появлялся на сцене в длинном, узком в талии сюртуке цвета воронова крыла. Держался он прямо, глядел в зал свысока, встряхивая нависающими на лоб чёрными, подвитыми кудряшками.

23 слайд

Игорь Северянин Эгополонез Живи, Живое! Под солнца бубны Смелее, люди, в свой полонез! Как плодоносны: как златотрубны Снопы ржаные моих поэз! В них водопадит Любовь и Нега, И Наслажденье, и Красота! Все жертвы мира во имя Эго! Живи, Живое! – поют уста. Во всей вселенной нас только двое, И эти двое – всегда одно: Я и Желанье! Живи, Живое! – Тебе бессмертье предрешено!

24 слайд

Он стал одним из поэтических кумиров, а в 1918 г. в Политехническом музее на поэтическом вечере был избран «королём поэтов», опередив Маяковского и Бальмонта. По этому поводу он написал: «Я избран королём поэтов – да будет подданным светло!»

25 слайд

Северянин сознательно культивировал свой образ изысканного поэта-кумира. Он появлялся на поэтических вечерах с орхидеей в петлице, называл свои стихи «поэзами», читал в напевном ритме, отвечавшем их ярко выраженной музыкальности. Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден!

26 слайд

Чем так привлекал поэт своих читателей-современников? Северянин очаровывал необычным, ярким, новым – звуками, ощущениями, красками, ритмами. Он превращал будничную жизнь в праздник, уводил в выдуманный мир роскоши и красоты.

27 слайд

Эстония 27 февраля 1918 г. на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь-Северянин был избран "королем поэтов". Через несколько дней "король" уехал с семьей на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла, а в 1920 г. Эстония отделилась от России. Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции, но чувствовал себя уютно в маленькой "еловой" Тойле с ее тишиной и покоем, много рыбачил. Довольно быстро он начал вновь выступать в Таллине и других местах.

Игорь Северянин «впечатления скуки не производит, он странен, часто нелеп, порой вульгарен, но самостоятелен».

В. Брюсов

Слайд 2

Игорь Васильевич Лотарев

Игорь Васильевич Лотарев (он взял себе звучный псевдоним Северянин) родился 4 (16) мая 1887 в Петербурге в семье офицера. Из-за сложных отношений между родителями провел отрочество в Сойволе близ г. Череповца Новгородской губернии, где находилась усадьба дяди. Учился в Череповецком реальном училище, затем уехал на Дальний Восток, где его отец получил место коммерческого агента.

Слайд 3

Дебют поэта

  • И.Северянин дебютировал в 1905 г. и до 1912 г. издал более 30 брошюр-сборников.
  • Поэта сопровождала скандальная известность, восторженные славословия и злобные нападки.
  • Он стал одним из поэтических кумиров, а в 1918 г. в Политехническом музее на поэтическом вечере был избран «королём поэтов», опередив Маяковского и Бальмонта.
  • По этому поводу он написал: «Я избран королём поэтов – да будет подданным светло!»
  • Слайд 4

    «Поэт и его слава»

    Северянин сознательно культивировал свой образ изысканного поэта-кумира. Он появлялся на поэтических вечерах с орихедеей в петлице, называл свои стихи «поэзами», читал в напевном ритме, отвечавшем их ярко выраженной музыкальности.

    «Поэт и его слава» – эта тема заняла важное место в творчестве Северянина. Ему принадлежат знаменитые строки:

    «Я, гений Игорь Северянин,
    Своей победой упоен:
    Я повсеградно оэкранен!
    Я повсесердно утвержден!»

    Слайд 5

    «Громокипящий кубок»

    В 1913 Северянин издал в московском издательстве «Гриф» свою первую большую книгу стихов «Громокипящий кубок», с предисловием Ф.Сологуба.

    В первой части сборника, «Сирень моей весны», детская чистота и непосредственность чувств сочеталась с манерным эстетизмом. Вторая часть, «Мороженое из сирени», была посвящена теме вмешательства цивилизации в мир естественных человеческих отношений.

    В третьей части, «За струнной изгородью лиры», поэт обретал идеал в искусстве и облагороженной человеком природе. Об этом свидетельствуют названия стихов – «Врубель», « Коктебель» и др. Северянин утверждал в стихах мысль о том, что мир спасется благодаря красоте и поэзии.

    Четвертая часть сборника – поэтический манифест эгофутуризма. «Я царь страны несуществующей», – сказал Северянин в этой части «Громокипящего кубка». Выход «Громокипящего кубка» сделал Северянина кумиром читающей публики. В течение двух лет книга выдержала семь изданий.

    Слайд 6

    В «Автопредисловии» к сборнику «Громокипящий кубок» И.Северянин признавался: «…я, очень строго по-своему, отношусь к своим стихам и печатаю только те поэзы, которые мною не уничтожены, т.е. жизненны. Работаю над стихом много, руководствуясь только интуицией…»

    Слайд 7

    Особой популярностью пользовались «поэзоконцерты», где Северянин нараспев читал свои «поэзы», рассчитанные, скорее, на слушателя, чем на читателя: «Кто не слушал меня, тот меня не постиг». Поэт появлялся на сцене в длинном, узком в талии сюртуке цвета воронова крыла. Держался он прямо, глядел в зал свысока, встряхивая нависающими на лоб чёрными, подвитыми кудряшками.

    Слайд 8

    Группа эгофутуристов

    В 1911 г. Северянин создал группу эгофутуристов. Название «эгофутуризм» ставит в центр «эго», т.е. «Я» поэта, отсюда самовозвеличивание, раздражавшее многих. Северянин пытался обновить поэтический язык, вводя в него неологизмы и пользуясь самыми смелыми метафорами. Неологизмы встречаются в стихотворениях Северянина на каждом шагу: «быстро-темпный», «олунённый», «разузорены», «огимнив». Кроме неологизмов поэт использует непривычные словосочетания: «вы такая эстетная», «вдохновляюсь порывно», «пора популярить изыски», «водопадное сердце» и др.

    Слайд 9

    Северянин выдвинул программу изобретённого им направления.

    • Душа – единственная истина.
    • Самоутверждение личности.
    • Поиски нового без отвергания старого.
    • Осмысленные неологизмы.
    • Смелые образы, эпитеты.
    • Борьба со стереотипами.
    • Разнообразие мира.
  • Слайд 10

    Чем так привлекал поэт своих читателей-современников?

    Северянин очаровывал необычным, ярким, новым – звуками, ощущениями, красками, ритмами. Он превращал будничную жизнь в праздник, уводил в выдуманный мир роскоши и красоты.

    Слайд 11

    Начавшаяся в России гражданская война застала И.Северянина в Эстонии, где он и остался до конца жизни. Жил в уединении в рыбачьем посёлке Тойла. Ему удалось издать несколько поэтических книг, в числе которых «Падучая стремнина» (1922), «Соловей» (1925) и др. В стихотворении «Классические розы» (1925) Северянин пророчески написал:

    «Как хороши, как свежи были розы,
    Моей страной мне брошенные в гроб!»

    Слайд 12

    «Нынче мне дорог и близок Игорь Северянин… Над памятью его смеялись, его освистывали, называли пошлым и салонным, и всё это оскорбительное месиво звучало ещё при его жизни. К счастью, во мне всё-таки нашлись силы, чтобы разобраться во всём этом. И я постепенно стал его приверженцем. И я увидел, что это поэт …не замаравший себя на протяжении всей жизни ни скоропроходящими политическими, ни какими-то иными пристрастиями.

    Б.Окуджава

    Обложка книги о Северянине Аллы Марченко

    Слайд 13

    Родник

    Восемь лет эту местность я знаю.
    Уходил, приходил, - но всегда
    В этой местности бьёт ледяная
    Неисчерпываемая вода.
    Полноструйный родник, полнозвучный,
    Мой родной, мой природный родник,
    Вновь к тебе (ты не можешь наскучить!)
    Неотбрасываемо я приник.
    И светло мне глаза оросили
    Слёзы гордого счастья, и я
    Восклицаю: ты – символ России,
    Изнедривающая струя!

    Посмотреть все слайды

    Слайд 1

    Описание слайда:

    Слайд 2

    Описание слайда:

    Детство, дебют, раннее творчество Игорь-Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) родился 4 (16) мая 1887 г. в Петербурге. Отец его, Василий Петрович, - военный инженер (выходец из "владимирских мещан"), дослужившийся до штабс-капитана, умер в 1904 г. сорока четырех лет.

    Слайд 3

    Описание слайда:

    Слайд 4

    Описание слайда:

    Слайд 5

    Описание слайда:

    Слайд 6

    Описание слайда:

    Слайд 7

    Описание слайда:

    Слайд 8

    Описание слайда:

    Слайд 9

    Описание слайда:

    Впервые опубликовался во втором номере журнала "Досуг и дело" за 1905 год (стихотворение «Гибель Рюрика» под фамилией Игорь Лотарев). Издавал за свой счет тоненькие брошюры стихов (от 2 до 16 стихотворений) и рассылал их по редакциям "для отзыва". Всего издал их с 1904 по 1912 г. 35. Стихи особого отклика не имели. Впервые опубликовался во втором номере журнала "Досуг и дело" за 1905 год (стихотворение «Гибель Рюрика» под фамилией Игорь Лотарев). Издавал за свой счет тоненькие брошюры стихов (от 2 до 16 стихотворений) и рассылал их по редакциям "для отзыва". Всего издал их с 1904 по 1912 г. 35. Стихи особого отклика не имели.

    Слайд 10

    Описание слайда:

    Слайд 11

    Описание слайда:

    Успех нарастал. Игорь Северянин основал собственное литературное направление - эгофутуризм (еще в 1911 г. "Пролог эгофутуризма"). Эгофутуристы в 1914 г. провели совместно с кубофутуристами, Д. Бурлюком, В. Маяковским и Василием Каменским в Крыму олимпиаду футуризма. Успех нарастал. Игорь Северянин основал собственное литературное направление - эгофутуризм (еще в 1911 г. "Пролог эгофутуризма"). Эгофутуристы в 1914 г. провели совместно с кубофутуристами, Д. Бурлюком, В. Маяковским и Василием Каменским в Крыму олимпиаду футуризма.

    Слайд 12

    Описание слайда:

    Слайд 13

    Описание слайда:

    Начавшаяся первая мировая война, пусть и не сразу, сменила общественные интересы, сместила акценты, восторг поэзии Северянина оказался явно не к месту. Сначала поэт даже приветствовал войну, собирался вести поклонников "на Берлин", но быстро понял ужас происходящего и опять углубился в личные переживания, заполняя дальше дневник своей души. Начавшаяся первая мировая война, пусть и не сразу, сменила общественные интересы, сместила акценты, восторг поэзии Северянина оказался явно не к месту. Сначала поэт даже приветствовал войну, собирался вести поклонников "на Берлин", но быстро понял ужас происходящего и опять углубился в личные переживания, заполняя дальше дневник своей души.

    Слайд 14

    Описание слайда:

    27 февраля 1918 г. на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь Северянин был избран "королем поэтов". Вторым был признан В. Маяковский, третьим В. Каменский. Через несколько дней "король" уехал с семьей на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла. 27 февраля 1918 г. на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь Северянин был избран "королем поэтов". Вторым был признан В. Маяковский, третьим В. Каменский. Через несколько дней "король" уехал с семьей на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла.

    Слайд 15

    Описание слайда:

    В 1920 г. Эстония отделилась от России. Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции, но чувствовал себя уютно в маленькой "еловой" Тойле с ее тишиной и покоем, много рыбачил. Довольно быстро он начал вновь выступать в Таллине и других местах. В 1920 г. Эстония отделилась от России. Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции, но чувствовал себя уютно в маленькой "еловой" Тойле с ее тишиной и покоем, много рыбачил. Довольно быстро он начал вновь выступать в Таллине и других местах.