История пилотируемых космических полетов. Космический полёт Гагарина: что следует знать об одном из главных событий XX века Как осуществлялась подготовка

Обычно в рубрике «Как всё устроено» представители разных профессий анонимно рассказывают о тонкостях своей работы. Космонавт - слишком почётная профессия, чтобы оставаться анонимом. О своей работе нам рассказал лётчик-космонавт Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина, полковник ВВС Валерий Токарев.

О страхе


Я не сказал бы, что там страшно. Ты профессионал и адаптируешься к работе, поэтому тебе некогда думать о страхе. Я не боялся ни на старте, ни на спуске - у нас же постоянно фиксируются и пульс, и давление. На станции вообще через какое-то время чувствуешь себя как дома. Но есть щекотливый момент, когда надо выходить в открытый космос. Прямо-таки не хочется туда выходить.

Это как первый прыжок с парашютом. Вот перед тобой открытая дверь и высота 800 метров. Пока сидишь в самолёте и под тобой вроде какая-то твердь - не страшно. А потом надо шагнуть в пустоту. Победить в себе естество человеческое, инстинкт самосохранения. Такое же чувство, только гораздо более сильное, когда ты выходишь в открытый космос.

Перед выходом ты надеваешь скафандр, в шлюзовой камере сбрасываешь давление, но находишься ещё внутри станции, которая летит со скоростью 28 тысяч километров в час по орбите, но это твой дом. И вот ты открываешь люк - открываешь вручную, - а там темнота, бездна.

Когда ты на теневой стороне, ты не видишь ничего под собой. И понимаешь, что внизу сотни километров бездны, мрака, темноты и тебе из освещённой обжитой станции надо идти туда, где ничего нет.

При этом ты в скафандре, а это не деловой костюм, в нём неудобно. Он жёсткий, и эту жёсткость надо преодолевать физически. Двигаешься только на руках, ноги висят балластом. К тому же ухудшается обзор. А тебе надо перемещаться вдоль станции. И ты понимаешь, что если отцепился, то смерть неминуема. Достаточно на два сантиметра промахнуться, тебе может одного миллиметра не хватить - и будешь вечно дрейфовать рядом со станцией, а оттолкнуться-то не от чего, и тебе уже никто не поможет.

Но даже к этому привыкаешь. Когда выплываешь на солнечную сторону, становится видно планеты, родную голубую Землю, становится спокойнее, пусть она от тебя в тысячах километров.

О том, каких берут в космонавты

Космонавтом может стать любой гражданин России, подходящий под определённые требования. Это только первый, гагаринский, набор был из военных лётчиков, потом стали брать ещё и инженеров, и представителей других специальностей. Сейчас заявку в космонавты можно подать, имея любое высшее образование, хоть филологическое. А потом уже людей отбирают по стандарту: проверяют здоровье, проводят психологические тесты... В последнем наборе, например, только один лётчик.

Но в космос в итоге летят далеко не все, по статистике около 40−50 % из тех, кто прошёл обучение. Кандидат постоянно готовится, но не факт, что в конце концов полёт состоится.

Минимальное время подготовки - пять лет: полтора года общая космическая подготовка, потом полтора года подготовка в группе - это ещё не экипаж, ещё полтора года подготовка в экипаже, с которым предстоит лететь. Но в среднем до первого полёта проходит гораздо больше времени - у кого-то десять лет, а у кого-то и дольше. Поэтому юных и неженатых космонавтов практически не бывает. В центр подготовки люди приходят обычно уже в возрасте около 30, как правило, женатые.

Космонавт должен изучить Международную космическую станцию, корабль, динамику полёта, теорию полёта, баллистику... В наши задачи на орбите также входит вести съёмки, монтировать и отправлять на Землю сюжеты с борта станции. Поэтому космонавты осваивают и операторскую работу. И, безусловно, требования к поддержанию физической формы постоянные, как у спортсменов.

О здоровье

У нас шутят: космонавтов отбирают по здоровью, а спрашивают потом как с умных. Проблема здоровья даже не в том, чтобы пережить перегрузки, это не так сложно, как принято считать, сейчас даже неподготовленные люди летают в космос как туристы.

Но туристы всё-таки летают на неделю, а профессиональный космонавт проводит на орбите много месяцев. И мы там работаем. Это туриста на взлёте к креслу пристегнул - и всё, его задача - выжить. А космонавт должен работать, невзирая на перегрузки: и связь поддерживать с Землёй, и быть готовым взять на себя управление в случае отказов, - в общем, должен контролировать всё.

Медицинский отбор в космонавты сейчас, как и раньше, очень сложный. Мы проходили его в Седьмом научном испытательном госпитале ВВС в Сокольниках и называли это место «гестапо». Потому что там тебя насквозь сканируют, что-то заставят пить, что-то уколют, что-то вырвут.

Тогда модно было удалять гланды, скажем. Они у меня и не болели совсем, но мне сказали, что надо вырезать. И когда ты проходишь отбор, противоречить врачам себе дороже.

Хотя у некоторых было гораздо хуже. Многие лётчики просто боялись идти в космонавты, потому что многих из них после медосмотра списывали с лётной работы. То есть ты и в космос не летишь, и на самолёте тебе летать запрещают.

О первом полёте

Ты к нему долго готовишься, ты профессионал, всё умеешь, но ты же никогда по-настоящему не испытывал ощущение невесомости.

Всё происходит очень быстро: предполётное волнение, потом сильная вибрация, ускорение, перегрузки и тут - раз! Ты в космосе. Двигатели выключаются - и полная тишина. И одновременно весь экипаж всплывает, то есть вы пристёгнуты ремнями, но тело уже обезвешено. Вот тогда наступает чувство эйфории. За окном - ярчайшие краски. В космосе нет полутонов, там всё насыщенное, очень контрастное.

Сразу хочется всё ощутить, покрутиться в воздухе, поддаться чувству радости, но когда ты член экипажа, в первую очередь надо работать. Очень много всего происходит одновременно: надо следить за тем, как раскрываются антенны, проверять герметичность и так далее. И только после того, как ты убедился, что всё в порядке, можно снять скафандр и по-настоящему насладиться невесомостью - покувыркаться.

Опять же, кувыркаться опасно. Помню, опытные космонавты начинали двигаться очень плавно, а мы, новички, крутились-вертелись. А потом вестибулярный аппарат сходит с ума. И ты понимаешь, что с ним надо аккуратнее, потому что могут начаться приступы тошноты.

О запахах

Это ты на Земле добежал до туалета, а даже если не добежал - ничего страшного. А там, если промахнулся, всё это будет летать внутри в атмосфере. И надо будет собирать специальным пылесосом. Но запахи пылесосом не соберёшь. А атмосфера одна, и она портится.

Запахи на станции постоянно накапливаются, так что, когда первый раз туда прибываешь, чувствуешь себя не очень комфортно. Мы же там и спортом занимаемся, а форточку не откроешь, не проветришь.

Но человек к запахам привыкает очень быстро. Так что нельзя сказать, что всё время на орбите ты чувствуешь дискомфорт. Только первое время, когда открываешь люк корабля и вплываешь на станцию. Хотя ещё несколько месяцев назад время со старта до стыковки составляло 34 часа, так что атмосфера и на самом корабле успевала наполняться разными запахами и особой разницы не чувствовалось. Это сейчас летишь всего шесть часов, так что в корабле остаётся более-менее свежий воздух.

О невесомости

Первые дни сложно спать: голова не чувствует никакой опоры, это очень непривычно. Некоторые привязывают голову к спальнику. Никакие вещи нельзя оставить незакреплёнными: улетят. Но уже через неделю ты полностью привыкаешь к невесомости и живёшь в штатном режиме, вырабатывается распорядок дня: сколько спать, когда есть.

Ногами в невесомости ты не пользуешься вообще, некоторые мышцы атрофируются, несмотря на то, что каждый день ты тренируешься на специальных тренажерах. Поэтому и возвращаться на Землю гораздо труднее, чем улетать, перегрузка переносится сложнее.

А потом первое время на Земле ты всё не можешь привыкнуть, что надо нести вес своего тела. Там же пальчиком оттолкнулся - полетел. Передавать предметы товарищу не надо, кинул предмет - он полетел. Чем грешили некоторые после того, как полгода провели в космосе? Застолье, кто-то просит передать что-нибудь, рюмку, например. Ну космонавт и кидает рюмку через стол.

О международной космической станции

Станция, как и космический корабль, состоит из модулей. Это отсеки метра четыре в диаметре и не больше 15 метров в длину. У каждого космонавта есть свой уголок: ночью приходишь, привязываешь спальник, сам туда заплываешь. Рядом обычно плавает ноутбук, радио, чтобы можно было тебя, если что, быстро поднять.


Это похоже на общежитие. Ничего нет изолированного, даже каюты без ширмы, только в туалете можно немного уединиться. Хотя в американских кораблях полностью изолированные каюты.

Нахождение на станции не похоже ни на тюрьму, ни на больницу. Это просто твоя работа с конкретными задачами. Надо проводить эксперименты, уводить станцию от столкновения с мусором, поддерживать её работу, менять какое-то оборудование, если понадобится.

Считается, что космонавтов в экипажи тщательно подбирают по психологическим характеристикам, но это не совсем так. Если экипаж многонациональный, то каждая страна просто предоставляет своего человека. Во время подготовки врачи, конечно, наблюдают, как вы друг другу подходите.

Но мне с экипажами всегда везло. Некоторые космонавты после совместного полёта на Земле друг с другом не общаются, а я вот со всеми своими коллегами поддерживаю отношения.

Хотя в космосе эмоции, как и цвета, очень насыщенные. Они протекают сильнее, достаточно малейшего толчка - и сразу скандал. То есть главное искусство - искусство управлять собой. Как и на земле, в общем-то.

О смысле

Мой путь в космонавты был довольно последовательным. Я отучился в лётном училище, лётная работа мне нравилась, но хотелось постоянно испытывать новую технику. Тогда я отучился на лётчика-испытателя, испытывал новейшие самолёты палубного базирования - это когда тебе надо посадить свою машину на палубу корабля. При таких упражнениях пульс у лётчиков зашкаливает сильнее, чем когда влетаешь в зону боевых действий. Потом, когда я стал лётчиком-испытателем первого класса, я понял, что всё, выше в атмосфере не прыгнешь. И очень логично было пойти и полетать на космической птичке. То есть для меня это был последовательный путь. Это свойственно мужчине и космонавту. Хотя космонавты тоже бывают разные.


Ну а бога в космосе не увидать, это мы ещё от Гагарина знаем. Но могу вам сказать, что космос - живой. Когда ты там, через тебя проходит какая-то информация, надо только к ней прислушаться. Инопланетян мы не видели, но, когда побываешь там, есть твёрдое убеждение, что мы во Вселенной не одни, есть те, кто умнее и сильнее нас.

Иллюстрации: Саша Похвалин

Легендарный полет Гагарина в космос до сих пор вызывает множество вопросов, ответы на которые так и остаются неразгаданными.

Первый запуск человека в космос должен был произойти раньше

Всего несколько лет назад исследователям удалось выяснить, что Юрий Алексеевич должен был отправиться в космос впервые не погожим апрельским днём, а ещё за несколько месяцев до этого - в декабре. Об этом было сказано в Постановлении и Совета Министров от 11 октября 1960 года. Старту же «Востока» зимой воспрепятствовала трагическая случайность: 24 октября на Байконуре, не успев стартовать, взорвалась военная ракета, заправленная топливом. В итоге погибло 268 человек, среди которых был и маршал Неделин. Большая часть людей буквально сгорели заживо. Из-за того что Госкомиссия бросила все силы на расследование этого инцидента, полет Гагарина в космос был перенесён.

Оборудование было надежным только на 50%

Естественно, в советские времена эта информация тщательно скрывалась. Однако статистика говорит сама за себя: из шести тестовых стартов, которые предшествовали запуску человека в космос, три имели трагический исход. 15 мая 1960 года, меньше чем за год до того, как состоялся полёт Гагарина в космос, запущенный корабль из-за неисправности системы ориентации так и не спустился на землю, и продолжает летать до наших дней. 23 сентября того же года прямо на старте взорвалась ракета, на борту которой были собаки Красавка и Дамка. 1 декабря запуск прошёл более удачно: собаки Пчёлка и Мушка благополучно перенесли старт, однако из-за того, что траектория спуска в конце полёта оказалась слишком крутой, корабль сгорел вместе с находившимся в нём животными.

И это не говоря уже о том, что трагедии происходили не только в космосе, но и на Земле: во время одной из тренировок прямо в сурдокамере погиб В. Бондаренко - самый молодой кандидат в космонавты.

Место первого космонавта мог занять Титов

Америка не могла оставаться в стороне и всеми силами старалась первой совершить запуск человека в космическое пространство. Испытания шли полным ходом, правда, на Западе вместо собак пассажирами ракет были обезьяны. США с нетерпением ожидали 2 мая 1961 года - ведь именно на этот день был назначен важнейший первый старт. Однако Сергей Королёв не мог допустить, чтобы американец был первым человеком, отправившимся в космос. Несмотря на соотношение 50/50, которое не давало вообще никаких гарантий, что Юрий Алексеевич вернётся живым, запуск советского космического корабля был назначен несколькими неделями ранее. В те дни всерьёз рассматривалась идея заменить Гагарина, у которого были две маленькие дочки, на бездетного Однако Королёв настоял на кандидатуре Юрия Алексеевича и, по его собственным словам, всю оставшуюся жизнь был горд тем, что не ошибся в своём выборе.

В первые 20 секунд полёта космонавт находился в наибольшей опасности

Наконец, наступило 1961 года - дата полета Гагарина в космос и одно из самых значимых событий ХХ века. Больше всего риска таил в себе именно старт ракеты. Схема полёта предполагала различные варианты для спасения космонавта на разных его этапах. Кроме первых 20 секунд. В случае взрыва ракеты-носителя кресло Юрия Алексеевича катапультировалось бы на высоту, недостаточную для того, чтобы раскрылся парашют. Именно с этой целью была придумана «система аварийного спасения», представлявшая собой четырёх крупных парней, которые сидели неподалёку от старта в специальном убежище и держали наготове большую сетку из нейлона. Если бы авария произошла, они должны были выскочить из укрытия и поймать космонавта так, как пожарные ловят людей, прыгающих с верхних этажей горящих зданий.

Власти заготовили сразу три обращения к народу

Ни у кого не было уверенности в том, что полет Гагарина в космос пройдет успешно. Поэтому для ТАСС были заготовлены три обращения: на случай, если эксперимент завершится удачно, второе - если не сможет выйти на орбиту, и третий - о трагической смерти космонавта.

Если бы уже в космосе произошло ЧП, в результате которого тормозные двигатели отказали бы, корабль остался бы на орбите Земли. «Восток» был сконструирован таким образом, чтобы в подобной ситуации корабль смог, «цепляясь» за верхний замедлить движение и спокойно приземлиться или приводниться где-то. Однако произошло бы это не через 1 час, а на 7-10-й день. С этой целью был создан запас воды, пищи и воздуха, которого должно было хватить на десять суток.

Опасность таилась также и в том, что, несмотря на многие проверки и дни подготовки, оставался риск нервно-психического срыва у космонавта. Чтобы этого не случилось, Гагарину приказали постоянно вести переговоры с Землёй. И он делал это все 108 минут своего полёта.

Взлёт ракеты был чудом?

Несмотря на все уверения советских властей, старт и сам полёт проходили не по плану. Неоднократно возникали К примеру, в самом начале не сработал датчик герметичности ракеты. Из-за этого за пару минут до старта конструкторы вынуждены были раскрутить, а затем прикрутить обратно 32 болта на крышке люка. Следом возник сбой на линии связи. Вместо сигнала «5» внезапно пошла цифра «3», которая означала, что на корабле случилась авария. Агрегатный отсек долго не отделялся, что могло привести к возгоранию ракеты, клапан скафандра заклинило и Гагарин лишь чудом не задохнулся, при спуске корабль начал беспорядочно кувыркаться…

Однако полёт закончился успешно и стал одним из самых знаковых событий в истории «холодной войны» между СССР и США, да и в истории всего человечества в целом.

Ошибки с приземлением «Востока» скрывали много десятилетий подряд

Советские власти уверяли, будто Гагарин приземлился в заданном районе. На самом же деле учёные несколько раз проводили перерасчёт и ни один из результатов не оказался верным. На самом деле приземлился Юрий Алексеевич, катапультировавшись из корабля, в Саратовской области. Первыми людьми, которые увидели космонавта, были Анна Тахтарова, жена лесничего, и её внучка Рита. Увидев человека в странном костюме, старушка поначалу испугалась, но космонавт успокоил её, прокричав: «Свой, свой, советский!»

Так закончился полёт Гагарина в космос. Год и день этого события - 12 апреля 1961-го - бесспорно, стали началом новой эпохи в истории развития человечества.

Ровно 55 лет назад, 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин стал первым человеком, который совершил полет в космос. Time for rest восстанавливает хронологию этого дня и рассказывает о том, как Гагарин провел в космосе 108 минут.

«Здравствуйте, мои милые, горячо любимые… Сегодня правительственная комиссия решила послать меня в космос первым… Можно ли мечтать о большем? Ведь это - история, это - новая эра! Через день я должен стартовать…» - так писал Юрий Гагарин в письме своей жене накануне полета.

Юрий Гагарин действительно узнал о том, что в космос летит именно он, буквально за пару дней до полета - кандидатура первого в мире космонавта была утверждена на заседании Государственной комиссии 8 апреля. Борис Черток, ученый-конструктор, один из ближайших соратников Сергея Королева, писал в своей книге «Ракеты и люди»: «После открытой части заседания комиссия осталась в узком составе и утвердила предложение Каманина допустить в полет Гагарина, а Титова иметь в запасе. Теперь это кажется смехотворным, но тогда, в 1961 году, Госкомиссия со всей серьезностью приняла решение, что при публикации результатов полета и регистрации его в качестве мирового рекорда «не допускать разглашения секретных данных о полигоне и носителе». В 1961 году мир так и не узнал, откуда стартовал Гагарин и какая ракета вывела его в космос».

10 апреля состоялась неформальная встреча на берегу Сырдарьи, во время которой Сергей Королев сказал: «Здесь присутствуют шесть космонавтов, каждый из них готов совершить полет. Решено, что первым полетит Гагарин, за ним полетят и другие... Успеха вам, Юрий Алексеевич!»

«До этой встречи у нас возникали кулуарные споры: Гагарин или Титов? - вспоминает Борис Черток. - Помню, что Рязанскому (Михаил Рязанский, ученый-конструктор) больше нравился Титов. Воскресенский (Леонид Воскресенский, ученый-испытатель ракетной техники) сказал, что в Гагарине затаилась некая удаль, которую мы не замечаем. Раушенбаху (Борис Раушенбах, один из основоположников советской космонавтики), который экзаменовал космонавтов, в равной мере нравились оба. Феоктистов (Константин Феоктистов, член первого в истории освоения космоса экипажа из трех человек, вместе с Владимиром Комаровым и Борисом Егоровым, совершивший полет в космос 12–13 октября 1964 года.) очень старался, но не мог скрыть своего желания быть на их месте. До встречи на берегу мне казалось, что оба кандидата слишком молоды для предстоящей всемирной славы».

«Последняя предстартовая подготовка производилась утром. По мнению врачей, самочувствие было хорошее. Сам я чувствовал себя хорошо. Перед этим отдохнул. Выспался. После чего производилось одевание скафандра. В технологическом кресле пробовали, как на скафандре лежит подвесная система, вентиляцию скафандра. Проверили связь через скафандр. Все действовало хорошо», - вспоминал Юрий Гагарин.

«Затем состоялся выезд на стартовую позицию в автобусе. Мы вместе с товарищами - моим заместителем был Титов Герман Степанович - и все мои друзья-космонавты, наше начальство поехали на старт. Вышли из автобуса, но тут я немножко растерялся. Доложил не председателю Государственной комиссии, а доложил Сергею Павловичу и Маршалу Советского Союза. Просто в какой-то момент растерялся.

Затем подъем на лифте, посадка в кресло штатным расчетом, в состав которого входили тов. Востоков, Олег Генрихович Ивановский. Посадка в кабину произошла нормально... Проверка оборудования прошла хорошо. При проверке связи сначала меня не слышали, потом стали слышать хорошо... Связь была двусторонняя, устойчивая. Хорошая связь», - так описывал Юрий Гагарин подготовку к полету.

Не обошлось и без небольшой накладки. «Настроение в это время было хорошее, самочувствие хорошее. Доложил о проверке оборудования, о готовности к старту, о своем самочувствии. Затем произвели закрытие люка №1. Слышал, как его закрывают, как стучат ключами. Потом начинают отворачивать. Смотрю: сняли люк. Я понял, что-нибудь не в порядке. Мне Сергей Павлович говорит: «Вы не волнуйтесь, один контакт не прижимается чего-то. Все будет нормально». Переставили плиты, на которых концевые выключатели ставятся. Подправили, закрыли крышку люка. Все нормально», - вспоминал Гагарин.

Несмотря на убеждения в том, что полет пройдет хорошо, Юрий Гагарин постарался подготовить свою семью и к самому неблагоприятному исходу событий.

«В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Ну, а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша (Валентина - жена Юрия Гагарина.), не убиваться с горя… Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь… Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чем-нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им и не положено было знать» - такое письмо написал своим родным Гагарин на случай своей гибели.

«Поехали!» - крикнул Юрий Гагарин (позывной – Кедр) в момент старта корабля «Восток» с космодрома Байконур.
Начальником стартовой команды во время запуска был инженер-подполковник ракетных войск Анатолий Кириллов - он отдавал команды по этапам пуска ракеты и контролировал их выполнение, наблюдая ракету в перископ из командного бункера. Его дублером у второго перископа был ученый-испытатель ракетной техники Леонид Воскресенский

Произошло отделение первой ступени ракеты-носителя, заработала вторая ступень. «Я буквально был вдавлен в кресло, - писал Гагарин. - Как только «Восток» пробил плотные слои атмосферы, увидел Землю. Корабль пролетал над широкой сибирской рекой. Отчетливо были видны островки на ней и освещенные солнцем лесистые берега. Смотрел то в небо, то на Землю. Четко различались горные хребты, крупные озера. Видны были даже поля. Самым красивым зрелищем был горизонт – окрашенная всеми цветами радуги полоса, разделяющая Землю в свете солнечных лучей от черного неба. Была заметна выпуклость, округлость Земли. Казалось, что вся она опоясана ореолом нежно-голубого цвета, который через бирюзовый, синий и фиолетовый переходит к иссиня-черному».

Сброс головного обтекателя ракеты-носителя. В эфире раздался голос Гагарина: «Вижу Землю… Красота-то какая!»

Отделение второй ракеты-носителя, заработала третья ступень.

Выход космического корабля на околоземную орбиту.

Гагарин объявил, что наступило состояние невесомости. «Невесомость, к которой я быстро привык, сыграла со мной злую шутку, - вспоминал космонавт. - После одной из записей в бортовой журнал я отпустил карандаш, и он свободно поплыл по кабине вместе с планшетом. Но неожиданно развязался узелок шнурка, на котором был закреплен карандаш, и он нырнул куда-то под сиденье. С этого момента я его больше не видел. Дальнейшие свои наблюдения пришлось передавать по радио и записывать на магнитофон».

«Слышимость отличная. Быков сияет. Его Заря впервые говорит из космоса голосом живого человека», - вспоминает Борис Черток.

«Перед входом в тень Земли в магнитофоне кончилась вся лента, - вспоминал Юрий Гагарин. - Я принял решение перемотать ленту, чтобы произвести дальнейшие записи. Переключил его на ручное управление и перемотал. По-моему, не до конца перемотал. И затем, когда производил доклады, то запись на магнитофон производил вручную, так как при автоматической работе магнитофона он почти все время работает и, естественно, много расходует ленты. Это вызвано высоким уровнем шума в кабине».

Космический корабль вошел в тень Земли. «Вход в тень Земли очень резкий. До этого приходилось временами наблюдать сильное освещение через аварийный иллюминатор. Приходилось отворачиваться или прикрываться, чтобы свет не попадал в глаза. А тут смотрю в один иллюминатор - на горизонте ничего не видно. Темно. В другой, «Взор», тоже смотрю - темно. Включилась солнечная система ориентации» - так описывал Гагарин впечатления от темной стороны Земли.

«Начал расходоваться воздух. К моменту выхода из тени было примерно 150–152 атм. Я почувствовал, что, когда включилась система ориентации, угловое перемещение корабля изменилось и стало очень медленным, почти незаметным. По самому горизонту наблюдал радужную оранжевую полосу, напоминавшую по своей окраске цвет скафандра. Далее окраска немного темнеет и цветами радуги переходит в голубой цвет, а голубой переходит в черный... Вскоре корабль приобрел устойчивое исходное положение для спуска. В это время была очень хорошая ориентация по «Взору». Во внешнем кольце весь горизонт был вписан совершенно равномерно. Видимые мною предметы двигались строго по стрелкам «Взора»... Приготовился к спуску. Закрыл правый иллюминатор. Притянулся ремнями, закрыл гермошлем и переключил освещение на рабочее».

Гагарин сообщил, что пролетает над Америкой.

Вышло сообщение ТАСС о запуске космического корабля. «12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич. Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли… Период выведения корабля-спутника «Восток» на орбиту космонавт товарищ Гагарин перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально. Полет корабля-спутника «Восток» с пилотом-космонавтом товарищем Гагариным на орбите продолжается».

Космический корабль вышел из тени Земли.

Телетайпы (электромеханические печатные машины, используемые для передачи между двумя абонентами текстовых сообщений по простейшему электрическому каналу) закончили передачу первого сообщения ТАСС. Сотни корреспондентов разных стран мира штурмом брали здание Телеграфного агентства

Гагарин сообщил, что пролетает над Африкой. «Лечу, смотрю - северный берег Африки, Средиземное море, все четко видно. Все колесом крутится - голова, ноги», - вспоминал Гагарин.

Включилась тормозная двигательная установка, и корабль пошел на спуск. «В 10 часов 25 минут автоматически было включено тормозное устройство, - писал Гагарин. - Корабль вошел в плотные слои атмосферы. Сквозь шторки, прикрывавшие иллюминаторы, я видел багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки вновь прижали меня к креслу. Они увеличивались и были сильнее, чем при взлете».

Происходит разделение. «В 10 часов 25 минут 57 секунд должно быть разделение, а произошло в 10 часов 35 минут, - писал Гагарин. - Разделение я резко почувствовал. Такой хлопок, затем толчок, вращение продолжалось. Все индексы на ПКРС погасли, включилась только одна надпись «Приготовиться к катапультированию». Затем чувствуется, начинается торможение, какой-то слабый зуд по конструкции идет, это заметил, поставив ноги на кресло. Потом этот зуд проходит. Здесь я уже занял позу для катапультирования, сижу, жду».

«Начинается замедление вращения корабля, причем по всем трем осям. Корабль стало колебать примерно на 90 градусов вправо и влево. Полного оборота не совершалось. По другой оси также колебательные движения с замедлением. В это время иллюминатор «Взора» был закрыт шторкой, но вот по краям этой шторки появляется такой ярко-багровый свет. Такой же багровый свет наблюдал и в маленькое отверстие в правом иллюминаторе. Слышно потрескивание. Я не знаю, или конструкция, или, может быть, расширяется тепловая оболочка при нагреве, или еще что, но потрескивает нечасто. Так, в одну или, может быть, две-три минуты иногда треснет. В общем, чувствуется, температура высокая была».

На 108-й минуте корабль завершил полет, выполнив один оборот вокруг Земли. «Восток» благополучно опустился на поле колхоза «Ленинский путь» у деревни Смеловки. Юрий Гагарин катапультировался на парашюте в 8 км от корабля.

«После успешного проведения намеченных исследований и выполнения программы полета 12 апреля 1961 года в 10 часов 55 минут по московскому времени советский космический корабль «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза, - так звучало сообщение ТАСС.
- Летчик-космонавт майор Гагарин сообщил: «Прошу доложить партии и правительству, что приземление прошло нормально, чувствую себя хорошо, травм и ушибов не имею».

Осуществление полета человека в космическое пространство открывает грандиозные перспективы покорения космоса человечеством».

«В ярко-оранжевом скафандре я, наверное, выглядел странно, - делился Гагарин. - Первые «земляне», женщина и девочка, боялись подойти ко мне поближе. Это были Анна Акимовна Тахтарова и ее внучка Рита. Потом с полевого стана подбежали механизаторы, мы обнялись, расцеловались. За те неполных два часа, которые я провел в космосе, радио донесло и сюда, и во все концы Земли весть о запуске. Моя фамилия уже была известна тем, кто меня встретил. «Восток» спустился в нескольких десятках метров от глубокого оврага, в котором шумели весенние воды. Корабль почернел, обгорел, но именно поэтому казался мне еще более красивым и родным, чем до полета. Внучка лесника Рита Тахтарова сейчас уже ходит в школу. Я никогда не забуду, что она и ее бабушка были первыми людьми, встретившими меня после возвращения из космоса».

Важно, что перед полетом правительство СССР заранее подготовило три сообщения ТАСС о запуске человека в космос - в том числе известие о трагической гибели космонавта и известие о невыходе корабля-спутника на орбиту и его экстренном приземлении (в нем же содержалось обращение к зарубежным странам с просьбой оказать содействие в поиске и спасении космонавта).

К месту приземления прибыла группа специалистов, которые должны были встретить Юрия Гагарина.

«Всенародное ликование 12 апреля 1961 года сравнивают по масштабности происходившего с Днем Победы 9 мая 1945 года. Такое сравнение при внешнем сходстве мне представляется неправомерным. День Победы был неизбежным, долгожданным, запрограммированным самой историей праздником «со слезами на глазах» для всего народа. Официальное объявление об окончательной победе – о подписании акта о безоговорочной капитуляции Германии – послужило сигналом для открытого выражения восторгов и горя. Массовое торжество было исторически закономерным, - рассказывал Борис Черток. Подготовка полета человека в космос была засекречена, как и все наши космические программы. Сообщение о полете в космос никому не известного майора Гагарина для жителей Земли было полной неожиданностью и вызвало ликование во всем мире. Москвичи вышли на улицы, заполнили Красную площадь, улыбались, несли самодельные плакаты: «Все в космос!»

Впрочем, после полета майора Гагарина никому не известным было уже назвать нельзя. «Сейчас мне уже трудно так, как раньше, никем не замеченным и не узнанным, походить по вечерней Москве, прийти на Красную площадь, - вспоминал первый в мире космонавт. - Популярность - вещь непоправимая. Приходится лишь думать: чему и кому ты ей обязан. Один иностранный корреспондент спросил меня: «Не устали ли вы, Гагарин, от той известности, которую получило ваше имя после 12 апреля 1961 года? Теперь, наверное, вам обеспечен отдых до конца жизни...» - «Отдыхать? - возразил я ему. - У нас все трудятся и больше всего - самые известные люди. Герои Советского Союза и Герои Социалистического Труда, а их в стране тысячи, стараются работать как можно лучше, увлекая других своим личным примером».

Успешный полет Гагарина в космос действительно стал началом нового этапа работы. «На следующий день после пуска Гагарина мы, оставшиеся на полигоне по «злой воле Королева», как выразился Калашников, приобщались к ликованию всей страны, изредка включая приемники. Я утешал друзей тем, что мы тоже «первыми в мире» получили возможность изучать пленки телеметрических записей поведения в полете систем исторического носителя и корабля, - пишет в своей книге Борис Черток. - Подробности о демонстрациях в Москве, приеме в Кремле и восторженных откликах мира мы узнавали из репортажей Левитана и «Би-би-си»! Обида на Королева усилилась еще более после того, как из разговора по ВЧ мы от дежурного в Подлипках узнали, что Мишину и мне на дом правительственная служба из Кремля доставила приглашения «пожаловать на вечерний прием вместе с супругами».

А дом? Семья?.. Нет, он не зря прожил свои тридцать четыре весны. И словами не передать всего богатства и красоты души этого человека».

Но все это - лишь часть его дел. Подготовка к полетам, тренировки экипажей, совещание в конструкторском бюро, посещение заводов, учеба. Да разве перечислишь все, с чем он был связан!

Но вот об одном я, пожалуй, сказать не могу. Не смогу объяснить, как он успевал переделать уйму дел, которые постоянно сваливались на его плечи. Депутат Верховного Совета СССР, член ЦК ВЛКСМ, президент общества «СССР - Куба», представитель многих комиссий... Он находил время и на встречи с писателями и учеными, бывал у пионеров и воинов: он очень много ездил по стране и часто выезжал за рубеж...

О жизни Гагарина после полета вспоминал и Алексей Леонов, летчик-космонавт, впервые в мире совершивший выход в открытый космос. «О нем можно много рассказывать. Юра - открытая душа, без хитростей, без подвоха. Он весь на виду...

Завершаем хронологию событий 12 апреля 1961 года словами майора Юрия Гагарина: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!»

История пилотируемых космических полетов

Первый в мире полет человека в космос состоялся 12 апреля 1961 года. В 6 часов 7 минут с космодрома Байконур со стартовой площадки был осуществлен пуск ракеты-носителя "Восток-К72К", которая вывела на околоземную орбиту советский космический корабль "Восток". Космический корабль пилотировал Юрий Гагарин (позывной первого космонавта Земли - "Кедр"). Дублером был Герман Титов, запасным космонавтом - Григорий Нелюбов. Полет продолжался 1 час 48 минут. После совершения одного оборота вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку на территории СССР в Саратовской области.

Первый суточный космический полет совершил космонавт Герман Степанович Титов с 6 по 7 августа 1961 года на космическом корабле "Восток-2".

Первый групповой полет двух кораблей - "Востока-3"(космонавт Андриян Николаевич Николаев) и "Востока-4"(космонавт Павел Романович Попович) - состоялся 11-15 августа 1962 года.

Первый в мире полет в космос женщины осуществила Валентина Владимировна Терешкова с 16 по 19 июня 1963 года на космическом корабле "Восток-6". 12 октября 1964 года стартовал первый многоместный космический корабль "Восход". В экипаж корабля вошли космонавты Владимир Михайлович Комаров, Константин Петрович Феоктистов, Борис Борисович Егоров.

Первый в истории выход человека в открытый космос осуществил Алексей Архипович Леонов во время экспедиции 18-19 марта 1965 года (космический корабль "Восход-2", в составе экипажа - Павел Иванович Беляев). Алексей Леонов удалился от корабля на расстояние до 5 метров, провел в открытом космосе вне шлюзовой камеры 12 минут 9 секунд.

Следующий этап российской пилотируемой космонавтики - создание многоцелевого корабля "Союз", способного совершать сложные маневры на орбите, сближаться и состыковываться с другими кораблями, и долговременных орбитальных станций "Салют".

Первый полет на новом корабле "Союз-1" совершил 23-24 апреля 1967 года космонавт Владимир Михайлович Комаров. При завершении программы полета, когда во время спуска на Землю не вышел основной парашют спускаемого аппарата, Владимир Комаров погиб.

С 1 по 19 июня 1969 года первый длительный космический автономный полет совершили Андриян Николаевич Николаев и Виталий Иванович Севастьянов на космическом корабле "Союз-9".

11 января 1975 года началась первая экспедиция на космическую станцию "Салют-4" (экипаж: Алексей Александрович Губарев, Георгий Михайлович Гречко, космический корабль "Союз-17"), которая завершилась 9 февраля 1975 года.

За всю историю отечественного освоения космоса случились только две катастрофы, приведшие к гибели космонавтов, пишет "Время новостей" . 24 апреля 1967 года при посадке разбился первый спускаемый космический аппарат из серии "Союз" – отказала парашютная система. Погиб пилот "Союза-1" Владимир Комаров. Кстати, его дублером числился Юрий Гагарин.

Вторая катастрофа случилась через четыре года: 30 июня 1971 года космический корабль "Союз-11" разгерметизировался при спуске. Экипаж - командир Георгий Добровольский, бортинженер Владислав Волков и инженер-исследователь Виктор Пацаев - погибли при резкой декомпрессии. После этого было введено правило, требующее от космонавтов надевать скафандры при возвращении с орбиты.

Первый международный космический полет - 15-21 июля 1975 года. На орбите была произведена стыковка космического корабля "Союз-19", пилотируемого Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым, с американским кораблем "Аполлон", пилотируемым астронавтами Т.Стаффором, Д.Слейтоном, В.Брандом.

На смену "Салютам" пришло третье поколение околоземных лабораторий - станция "Мир", которая представляла собой базовый блок для построения многоцелевого постоянно действующего пилотируемого комплекса со специализированными орбитальными модулями научного и народнохозяйственного значения.

Орбитальный комплекс "Мир" находился в эксплуатации до июня 2000 года - 14,5 лет вместо пяти предусмотренных. За это время на нем было проведено 28 космических экспедиций, в общей сложности на комплексе побывали 139 российских и зарубежных исследователей космоса, было размещено 11,5 тонны научного оборудования 240 наименований из 27 стран мира.

Космический комплекс "Мир" сменила на орбите Международная космическая станция (МКС), в строительстве которой участвовали 16 стран. При создании нового космического комплекса широко использовались российские достижения в области пилотируемой космонавтики. Эксплуатация МКС рассчитана на 15 лет.

Первая долговременная экспедиция на МКС началась 31 октября 2000 года. В настоящее время на Международной космической станции работает 13-я международная экспедиция. Командир экипажа - российский космонавт Павел Виноградов, бортинженер - астронавт NASA Джеффри Уильямс. С экипажем 13-й экспедиции на МКС прибыл первый бразильский космонавт Маркос Понтес. После реализации недельной программы он вернулся на Землю вместе с экипажем 12-й экспедиции МКС: россиянином Валерием Токаревым и американцем Уильямом Макартуром, которые работали на станции с октября 2005 года.