Когда педагогам повысят зарплату. «Увеличили оклады и свели к минимуму все остальные доплаты…» - учителя не верят Минпросвещения. Составные части заработной платы учителей

Год 2019 готовит много серьезных испытаний в связи с пенсионной реформой, а также рядом других изменений в экономике.

Правительство внесло в федеральный бюджет на 3 года предложение повысить заработную плату учителям в 2019 году.

Министерство образования и науки Российской Федерации выступило с предложением увеличить зарплаты учителям, начиная с 2019 года и далее. Соответствующее письмо было направлено представителями ведомства в Министерство труда еще 19 марта. Так на какую же ставку смогут впредь надеяться педагоги?

Для учителей есть приятная новость: с января их ежемесячный заработок увеличится на 6%. В следующем году повышение составит уже 5.4%. Так, зарабатывать значительно больше станут школьные учителя, те, которые преподают в лицеях, колледжах, иных средне-специальных, а также специализированных заведениях, интернатах. Указанные проценты – минимальные: в каждом регионе дополнительно проводятся в бюджет отдельные надбавки к зарплатам.

В состав учительской заработной платы в 2019 году входит:

  1. фиксированный оклад;
  2. дополнительные начисления (за классное руководство, внеклассные уроки с секциями);
  3. квалификация.

Размер зарплаты не может равняться менее чем 11 280 рублей. Правительство обещает, что до 2020–2022 года средняя зарплата учителей вырастет до 70 000 – 75 000 рублей по всей России.

В наступившем году на повышение зарплат бюджетников выделили порядка 5 миллиардов рублей. Данную сумму средств решили поделить:

  1. 1.4 миллиарда рублей перечислят на увеличение зарплат сотрудников федеральных учреждений;
  2. 3.6 миллиарда рублей – для сотрудников учреждений регионов и муниципалитетов.

Тем временем Татьяна Голикова напомнила: максимум 8 000 рублей и минимум 1 900 рублей составит размер пособия по безработице.

Как рассчитывается заработная плата

Зарплата преподавателей и педагогов складывается сразу из нескольких составляющих, одни из которых являются фиксированными, а другие – полагающимися за хорошую работу, опыт и пр. Речь идет про:

  1. Оклад. Именно этот показатель имеет для представителей образовательной сферы особую важность, т.к. он исчисляется в соответствии с фактически отработанными часами. Отталкиваясь от суммы оклада учителя, как правило, формируют свой бюджет, планируют расходы и пр.
  2. Премиальные выплаты.
  3. Доплаты (например, за работу сверхурочно, подготовку внеклассных мероприятий с детьми и пр.).
  4. Надбавка за квалификацию рабочий стаж. Для опытных и компетентных педагогов предусматривается возможность получения процентной надбавки, которая исчисляется в зависимости от ряда факторов – собственно квалификации и стажа, а также региона, должности, достижений, загруженности и пр.

Хорошая новость заключается в том, что учителя увидят увеличение как окладов, так и премий. Это означает, что, с одной стороны, улучшится общий уровень жизни бюджетников вообще, а, с другой, они окажутся заинтересованы в максимально возможной отдачей с целью получения премии – впредь более высокой.

Мнение экспертов

Около 60% педагогов были недовольны значениями своих заработных плат в 2017 году. За целый год (с 2016 по 2017 года) их трудовые доходы оставались практически на неизменном уровне примерно в 34 000 рублей, а в 4 российских регионах они даже снизились, пусть и незначительно. Это все еще меньше, чем получают работники институтов и университетов (около 36 000 рублей ежемесячно).

Несмотря на то, что планируемая реформа должна частично разрешить существующие проблемы и смягчить негативные общественные настроения, далеко не все смотрят на грядущие изменения позитивно. Например, последние новости о повышении зарплат педагогам с настороженностью воспринял сопредседатель профессионального союза «Учитель» Всеволод Луховицкий. Он заявил, что с 2019 года регионы почувствуют на себе небывалую финансовую нагрузку, ведь все расходы, вероятнее всего, понесут именно они. В итоге реформы могут привести к сокращениям, хотя официально этого и не планируется. Однако чтобы не платить много и сразу всем, придется уволить библиотекарей, психологов и часть учителей, в то время как другая часть погрязнет в переработках.

Аналогичного взгляда на ситуацию придерживается и старший специалист Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства Александр Шураков. По его подсчетам, после вступления изменений в силу регионам придется тратить больше – примерно на 500-600 млрд. рублей в год. Федеральной власти понадобится поддерживать субъекты в финансировании реформы, однако все это способно привести разве что к росту региональных долгов, необходимости реструктуризации бюджетных кредитов и пр.

Вся правда о зарплате учителя: видео

Время чтения ≈ 4 минут

Зарплата учителей в 2019 году, согласно последним новостям из Госдумы на сегодня может увеличиться. В марте нынешнего года в Министерство труда поступило письмо от Министерства образования РФ, в котором присутствовали рекомендации по увеличению дохода работников образовательной сферы.

Планируемое повышение

Увеличение заработной платы учителей коснется всех субъектов Российской Федерации и будет производиться в соответствии с показателями средней зарплаты конкретного региона. Размер довольствия должен измениться в сторону повышения на 50%.

Еще в 2012 году Правительство начало формирование реформ в отношении бюджетных организаций. Особое внимание уделялось оплате труда научных работников, учителей, преподавателей высших учебных заведений и т. д. Президентом страны было подписано более 10 указов о предстоящих постепенных поправках.

Все это делалось с целью упорядочения, уравнивания заработной платы учителей, работников культурной и социальной сферы, медицинских сотрудников, а также приведения к 100-200% от среднего дохода по региону. Действия Правительства РФ направлены на укрепление социального статуса каждого из представителей указанных областей, а также защиту их финансового состояния.

По последним новостям из Госдумы на сегодня увеличение будет как у педагогов начальной, средней школы, так и у преподавателей дошкольного, дополнительного образования.


Зарплату величат всем учителям

Варианты изменения зарплаты учителей

В настоящее время органами государственного управления рассматривается два варианта изменения начислений:

  1. Повышение заработной платы работникам общего образования (учителя, социальные деятели, психологи, библиотекари) . Данный способ предусматривает ежегодную индексацию до 2024 года на 10%. В таком случае можно ожидать повышение качества жизни педагогов системы среднего звена, а также увеличение зарплаты с 37,8 тыс. руб. до 76,5 тыс. руб. Минусом такого способа является необходимость пополнения фонда оплаты труда учителей в течение 5-6 лет. В настоящее время Правительство затрудняется ответить, как будет восполняться недостача финансовых средств в условиях экономического кризиса.
  2. Повышение зарплаты только учителям. Такой вариант наиболее оптимален для сложившейся финансовой ситуации в стране. в 2019 году может увеличиться на 150% (на 59 тыс. руб. и более). Чтобы воплотить в реальность данный план, необходимо в 2019 году в фонд оплаты труда внести более 255 миллиардов рублей, а в 2020 году более 270 миллиардов рублей. Тем самым конечная сумма фонда составит около 820 миллиардов рублей (сейчас числится около 475 миллиардов рублей).

Неважно, какой выбирать вариант, главное, чтобы труд педагогов оценивался по достоинству.


Зарплата и нагрузка учителя

Составные части заработной платы учителей

Заработная плата любого работника образовательной системы состоит из нескольких параметров, среди которых есть фиксированные, а также формируемые в соответствии с показателями хорошей работы, стажа и пр.:

  1. Оклад сотрудника. Вычисление данного показателя происходит согласно фактически отработанного времени. Планирование расходов педагога напрямую зависит от этой суммы, которая рассматривается как основная.
  2. Премия .
  3. Доплата . Сверхурочная работа, проведение внеклассных мероприятий с детьми и пр.
  4. Надбавка за . Учителя, имеющие многолетний опыт и профессионализм, могут поощряться денежными доплатами, которые начисляются в соответствии с наработанным стажем, имеющейся квалификацией, преимуществами, степенью загрузки и пр.

Из чего состоит зарплата учителя

В сторону увеличения будут изменяться как оклады работников образовательной сферы, так и премиальные выплаты. Это позволит улучшить эффективность работы преподавателей, а также всех трудящихся в бюджетных организациях.

Более 50% педагогов огорчены размером своих зарплат. В некоторых регионах страны было произведено уменьшение окладов, что негативно отразилось на качестве жизни работников образовательных учреждений. Планируемые изменения могут ликвидировать многие проблемы, а также улучшить настрой каждого трудящегося в сфере образования. Однако не все видят в этом положительную составляющую.

01.10.2018

Педагоги не верят данным Минпросвещения России о повышении средней зарплаты учителя до 42,2 тысячи рублей

Читаем письма, которые приходят на нашу почту [email protected] , и комментарии в социальных сетях по поводу зарплаты учителей. В последние месяцы большинство из них касались трех тем – средней зарплаты, начисления стимулирующих и разницы в оплате труда в столице и регионах.

Учителя рассказывают о своих зарплатах:

«На тему зарплаты в школе говорить запрещают »
Немало откликов получила новость о том, что ОНФ провел мониторинг, в результате которого выяснили, что каждый третий учитель в России не знает, как рассчитывается его зарплата, начисляются ли стимулирующие и компенсационные выплаты. Из-за низкого заработка и в то же время высокой нагрузки каждый пятый педагог подумывает об уходе из школы. Вот, что вы пишете, в связи с этим.

"Прочитала вашу статью про учительские зарплаты и хотела бы добавить ещё такие подробности. <...> Стимулирующие пропали полтора года назад. Сведений о зарплате вообще никаких, даже собственные расчетки год не видим.

Директор за экономию получает огромные премиальные. Ранее, в 2014 году были опубликованы зарплаты директоров всех школ района. <…> Так вот, уже в 2014 году, например, некоторые директора не очень крупных школ получали около 60 и более тысяч. Я в то время, работая на 2 ставках по первой категории, получала лишь 19-21 тысяч.

Ещё такой удивительный факт. За проведение консультаций учителю математики вообще никак не платят, при этом учитель труда получает ежемесячно около 30% (так было ранее, сейчас даже тарификацию не показывают) за работу на участке за 2 - 2,5 месяца. Причем, работает ведь она в своё же рабочее время с другими учителями, которых бесконечно выгоняют на субботники. Из-за чего получается такой перекос в оплате? Подозреваю, что причина в родственных связях ", - Наталья, Челябинская область.

"Я работаю в Свердловской области, г. Нижний Тагил. В нашей школе хорошие стимулирующие выплаты получают только те, кто является другом или родственником директора, остальные - 1,5-2 тысячи рублей. За замещения других учителей часто вообще не платят, за многие другие виды деятельности тоже, и вообще на тему зарплаты в школе говорить запрещают, многие молодые специалисты ищут себе другую работу ", - Анастасия, Нижний Тагил.

Словно в продолжение темы министр просвещения РФ Ольга Васильева заявила, выступая перед участниками форума "Территория смыслов на Клязьме", что молодые учителя могут повлиять на то, как именно в школе начисляются надбавки в стимулирующей части оплаты труда.

"Когда в вашей школе решается вопрос о начислении надбавок, участвуйте в этом вместе с коллективом и вашей профсоюзной организацией, изучайте закон об образовании, нормативные акты вашей школы. Вопрос о надбавках принимается коллегиально. Это не может быть единоличное решение только директора и ещё двух-трёх человек, которые есть около него, эти вопросы так не обсуждаются. У вас есть все основания, чтобы внутри своего трудового коллектива эти вопросы решать. Под лежачий камень вода не течёт. Нам очень важно, чтобы эта система "70+30" реально работала ", - сказала глава ведомства.

Наши читатели рассказали, как эта система реализуется в их школах. Например, Сергей из Владимирской области, где и проходил форум, пишет:

«Не работает этот принцип 70×30 никоим образом. К примеру, у нас во Владимирской области учителей, что обращаются к руководству с законом, стараются увольнять. Ладно мы, педагоги, найдём дополнительный заработок. Но это сказывается на качестве нашей работы, страдают дети.

Интересный механизм, вынуждающий родителей все же нам платить за образование, репетиторство. Хорош он и безотказен для учителей основных необходимых предметов, а что делать остальным - ОБЖ, труд, физкультура... И допобразование? Что самое интересное, когда заниматься со своими детьми, когда в целях должного обеспечения мы занимаемся чужими ».

Николай, учитель из Мордовии, также не согласен с министром:

"Если весь коллектив будет принимать окончательное решение, то совещание затянется до ночи и все перегрызутся. Если делегировать полномочия комиссии, то главную роль будет играть завуч, административные рычаги у нее, а потом свою Точку (цифру) поставит директор. Было раньше всё понятно: квалификация, стаж, нагрузка. Всё. Сейчас, чтобы получить хорошие стимулирующие, надо работать РАДИ СЕБЯ! Только результат. Подготовил (написал) исследовательскую работу ученику и катайся с ним по конференциям ".

"А если в классе у учительницы сидят ученики - "те ещё фрукты", и всё её достижение состоит в том, что на уроках они друг друга не поубивали и записали в тетрадку слова "классная работа", вот тогда что? Не видать ей стимулирующих? Да может она в два раза больше работает, чем учительница, выпустившая 100-балльника с хорошими задатками, из благополучной семьи и с репетитором? ", - задается вопросом Наталья из Воронежа. И судя по лайкам, которые собрал ее комментарий, этот вопрос волнует многих учителей.

«Где остальные?»

Педагоги продолжают делиться данными о своей зарплате. Тем более, что в июле губернатор Хабаровского края сообщил, что средняя зарплата учителя в регионе составила 45,4 тысячи рублей. Правда, немногие дальневосточники откликнулись на наш призыв прокомментировать слова главы региона.

"Если средняя, то нормально. Если Магадан и Бикин [самый южный город Хабаровского края] сравнить, то нормально. Плюс работа на 2-2,5 ставки ", - написал Сергей из Хабаровска.

"Ну, при работе на полторы-две ставки нормально. Вам же среднюю говорят. Никто не учитывает, что это не за 18 часов! У нас на Камчатке, по словам властей, мы вообще в шоколаде! Справедливости ради, на зарплату не жалуюсь, но это 2 ставки плюс классное руководство ", - Виктория, Камчатский край.

Ажиотаж вызвали слова Ольги Васильевой о том, что с января по июнь 2018 года средняя зарплата учителей выросла с 38,6 тысячи рублей до 42,2 тысячи рублей. Об этом министр заявила на совещании в правительстве. Новость собрала десятки комментариев, подавляющее большинство которых были… очень эмоциональными. Мы обратили внимание на отклики с конкретными суммами.

"За ставку 18 часов моя з/п составляет 7400 рублей + районный коэффициент + стимулирующие (если заработала, 20-25 рублей балл) + проверка тетрадей + северный коэффициент = 16,5 тысячи рублей. Где еще мои 18 тысяч? ", - задается вопросом Дарья, учитель сельской школы в Томской области.

"В Дагестане мы получаем 10-15 тысяч. 15 тысяч еле набираем ", - Дианна, Республика Дагестан.

"Видимо, дагестанские учителя со своей зарплатой в 15-16 тысяч живут на другой планете ", - вторит ей Альбина.

"У меня 32 часа, зарплата 14 тысяч, где остальные-то? " - пишет Алик из Адыгеи.

Не менее эмоционально была воспринята новость о том, что в Москве выплаты за классное руководство повысили до 12,5 тысячи рублей.

"Почти целая зарплата! ", "А у нас зарплата такая " – можно было прочитать в комментариях под этой информацией. Учителя считают несправедливым такой разрыв в оплате труда в столице и регионах.

"Интересно, в столице дают более качественное образование, чем в провинции? Зачем так разделять людей? ", - задается вопросом Ольга из Петрозаводска.

"Почему так происходит? Почему на федеральном уровне нельзя поднять доплаты до 5 тысяч? Пока Москва и другие крупные города будут так делать, в регионах будет кадровый голод. Куда смотрят руководители министерства просвещения? ", - недоумевает Владимир.

"Коллеги, наверное, мы в провинции работаем в 6 раз хуже, чем в Московской области и в 10 раз хуже, чем в Москве! И как научиться так работать, чтобы столько платили? " - риторический вопрос от Татьяны из Кировской области.

Еще сообщения о зарплате в регионах.

"Мурманск - стабильно не индексируется. Оклад 8900 ", - Снежана.

"Ульяновск. 7900. Многие увольняются ", - Нина.

"Сейчас принесли новый приказ - увеличили оклады, при этом свели к минимуму все остальные доплаты, в результате получать будем меньше. Да здравствует повышение! ", - Елена, Воркута.

Людмила, педагог дополнительного образования из Оренбургской области, прислала нам Exсel-таблицу "Оперативная информация о размере среднемесячной заработной платы учителей общеобразовательных организаций за январь-июль с учетом отпускных 2018 года (по сведениям муниципальных образований)". Согласно ей, в среднем по области зарплата составила 28 321 рубль. Самая низкая - 20 367 рублей - в Шарлыкском районе. Самая высокая - 31 590 рублей - в Оренбургском районе.

На связи – СПО

Нам пишут не только учителя школ, но и преподаватели колледжей и техникумов. Так, в самом начале нового учебного года мы получили два письма о ситуациях, которые сложились в организациях СПО.

"Я работаю в колледже. Бывший техникум, где я работала, объединили с профтехучилищем. Теперь у нас 2 корпуса в самых разных концах города. В корпусе бывшего училища обучаются 200 человек. У нас в прошлом году - 1200. Но с объединением решили, что главный корпус у нас - училище (оно губернаторское). И после этого началось... Весь руководящий состав техникума был снят. На их места пришли: генеральный директор (это в бюджетной-то организации!) <...> Все решает гендиректор. И есть еще куча замов генерального. Коллективный договор подписала от лица всего коллектива одна из них. Наш кампус отказался подписывать (педсостав и профсоюз). Только это не имеет никакого значения.

Не буду описывать, что у нас творится, но расскажу про зарплату. Мы работаем в районе с северным и дальневосточным коэффициентом. Т.е. все, что получилось, нужно умножить на 2 (грубо). Это 50% доплаты. Так вот, мне увеличили оклад на 3%. Он у меня 7043. У уборщиц нашего заведения его повысили до 11 тысяч. Я, работая на 1,5 ставки, с 25% выслуги (которые идут только на одну ставку) + доплата за мастера 1600 + заведование кабинетом 400-600 р. <...> получала 32000 (это с северными и районными чистыми на руки). Это много, скажете вы? Посчитайте тогда, сколько я получу на одну ставку. 7043×2=14086. И минус 13% подоходного. Меньше, чем уборщицы. Интересно, правда? Это наша политика руководства. Вы же на руки получаете больше? Ну да. Правда, я с дипломниками сижу до 19-21 ч. И кучу документов [пишу] ночью. Пишу кучу отчетов каждый месяц. Хожу на педсоветы и повышаю свою квалификацию в свободное от занятий время. Работаю по субботам и готовлю разные конкурсы и мероприятия. Кто-то скажет: "Иди в уборщицы". Спасибо за совет. Получается, я - человек с 2 высшими образованиями, 2 дополнительными профпереподготовками зря получала образование. И кто будет учить детей, если все педагоги уйдут в уборщицы? Очень грустно. Обидно за свой труд и как его ценят ".

"Добрый день, я преподаватель в медицинском колледже, и хотел бы поинтересоваться, почему преподавателем СПО не поднимают зарплату, а точнее, с каждым годом она становится меньше. Когда я пришёл в подмосковный колледж я получал 18 500 р., потом зарплата упала до 15 500 р.. Пришлось взять кураторство, чтобы выровнять зарплату до 17 500 р. ".

В ответ на одну из публикаций мы получили и такой комментарий: "Учительская газета" переходит на сторону оппозиции. Ведь тот, кто говорит правду в нашей стране - подкупленный западом оппозиционер" .

Дорогие читатели, "Учительская газета" – независимое педагогическое издание. Газета никогда не стояла на чьей-то стороне и не переходила на другую. Мы занимаемся журналистикой и стремимся к правде, какой бы она ни была. И верим, что, в том числе с вашей помощью, сможем составить объективную картину происходящего.

Учителя и врачи, проверив счет на своей зарплатной карте, с удивлением обнаружили, что им подняли зарплату. С чем это связано - с «майскими указами» или с увеличением нагрузки?

Повышение зарплат бюджетникам. Некоторые сотрудники рассказали об окладах в три и даже в пять раз выше обычного. Министр труда Максим Топилин объяснил это выполнением «майских указов».

Удивление, наверное, мягкое слово для того, что на днях испытали бюджетники. Как выяснил РБК , например, в МГУ зарплата у преподавателей выросла в два с половиной — три раза. А по другим данным, в пять раз. Причем руководство ничего не объяснило, и выглядело это, как чудо или подарок к выборам. Одна из преподавателей МГУ, которая просила не называть ее имени, подтвердила Business FM, что жалованье выросло, но не только оно:

«Действительно, зарплата стала выше, но я, честно говоря, в бухгалтерии не спрашивала, с чем это было связано. Но та зарплата, которая приходит, я даже удивилась. Но у меня, в принципе, нагрузка выросла, то есть мне так сложно сказать, что, может, это было и с нагрузкой связано».

Позже министр труда Максим Топилин объяснил: это «майские указы». За последние шесть лет было много сообщений, что они не выполняются в полном объеме. И Путин не раз подгонял чиновников. В итоге по большей части указы выполнены, зарплаты врачей, учителей и ученых повысили. Не всем успели к 2018 году, как обычно, запаздывали перечисления из бюджета. Но зато успели как раз к марту.

Это снимает главный вопрос, который наверняка задали себе удивленные бюджетники, проверив счет зарплатной карты: один раз или так будет всегда? Впрочем, повысили не всем.

Светлана учительница литературы из Москвы «Никаких особых надбавок зарплаты и повышений в нашей школе, у нас по крайней мере, я не заметила, и не было. На 8 Марта премию мы получили все, одинаково нас поздравили. Ну и все то же самое, та же самая зарплата. Ничего особого я не заметила, правда».

Владимир Путин, когда давал «майские указы», не объяснил, на что их выполнять. Из центра, конечно, шли дотации, но основная тяжесть легла на плечи местных бюджетов. И тут старался кто как мог. Главврач 64-й московской горбольницы Ольга Шарапова объясняет, что с этого года в Москве повысились тарифы ОМС. Соответственно, в больницы пришло больше денег, и врачам подняли зарплаты.

Ольга Шарапова главврач 64-й московской горбольницы «Увеличивают стоимость услуги. Это по высоким технологиям произошло увеличение значительное, по высокотехнологическим видам оказания медицинской помощи и по специализированной медицинской помощи, тоже увеличены тарифы на обязательное медицинское ПО, обязательное медицинское страхование. Это дает возможность каждому главному врачу увеличивать оплату труда».

Вместе с ростом жалованья бюджетники познали еще и все прелести бюрократии. Многих повышение познакомило с модным словом KPI, от которого теперь зависят доходы. И, чтобы доказать эффективность, приходится постоянно писать отчеты о проделанной работе. Подмосковный фельдшер и председатель независимого профсоюза работников скорой помощи Дмитрий Беляков рассказывает, что в его Железнодорожном зарплату подняли еще осенью. В Москве у врачей скорой тоже подняли, но не совсем.

Дмитрий Беляков фельдшер, председатель независимого профсоюза работников скорой помощи «Ну, у нас зарплата повысилась чуток. Нормально. Более-менее. Было хуже. Раньше получал где-то 33, сейчас — где-то 40. А в Москве пересчитали зарплату — там было повышение окладов, но вместе с тем снизили доплаты за работу по одному человеку, снизили доплату за ночные. В общем, за одно повысили, за другое понизили».

Об этом говорят многие бюджетники: зарплата осталась прежней, но появились надбавки. А пока длились шесть лет, прибавилась выслуга или повысилась квалификация. Так что «майские указы» выполнились не только за счет простого «дали денег», но и старой доброй «усушки и утряски». Что же касается этих удивительных мартовских дней, то еще не все успели получить зарплату. Фельдшер Дмитрий Беляков ждет ее 14 марта. До чуда или отсутствия такового осталось совсем чуть-чуть.

В Государственной Думе придумали, как вернуть в российские школы педагогов. По мнению народных избранников, ситуацию, при которой учебные заведения испытывают острую нехватку кадров, поможет изменить повышение зарплаты учителям. Законопроект об этом парламентарии планируют рассмотреть уже на своей осенней сессии.

Сейчас всё чаще учителя берут 2 ставки сразу

Авторство проекта принадлежит депутату от КПРФ Олегу Смолину, который является заместителем председателя думского комитета по образованию и науке. Олег Николаевич предлагает установить для учителей базовую ставку, которая бы равнялась не менее чем двум минимальным заработным платам, существующим в каждом конкретном регионе.

Депутат Олег Смолин считает, что повышение зарплат позволит привлечь в школы молодых педагогов

Депутат полагает, что только так удастся привлечь в школы молодых выпускников педагогических вузов. Кроме того, это должно повысить и качество образования. Ведь на сегодняшний день многие преподаватели ради получения более-менее достойной зарплаты берут не одну, а сразу две ставки. И это тут же сказывается на уровне подготовки к занятиям, на самочувствии учителей; лишает педагогов личного времени, которое необходимо для повышения эрудиции и самообразования.

Кстати, с каждым годом число педагогов, которые «тянут на себе» сразу две ставки, традиционно увеличивается. Например, в нынешний учебный год показатель вновь подрос - ещё на 4,7 процента к прошлогоднему уровню.

При этом с нехваткой учителей в наступившем новом учебном году столкнулась половина школ России. В них не хватает как минимум одного (а чаще - больше, чем одного) педагога-предметника. Особенно остро проблема обстоит с учителями иностранного языка, математики и русского. Хуже всего положение дел на селе, где проблему решают по-разному:

  • за счёт ускоренного преподавания курса;
  • с помощью привлечения к ведению предмета других учителей;
  • благодаря использованию возможностей дистанционного образования и обучения по интернету (которое, впрочем, сдерживается в глубинке невысоким уровнем скорости доступа в сеть).

Увы, результатом такого подхода становится низкий уровень знаний, который получает школьник.

Чтобы получать более-менее достуйную заработную плату, преподаватели вынуждены брать дополнительные часы

Повышение заработной платы учителей до двух уровней МРОТ может решить сразу несколько проблем. Она из них - обеспечение достойного уровня жизни педагогов. Работа в школе - ответственный, напряжённый и эмоционально тяжёлый труд, который должен оплачиваться на должном уровне. Увы, пока этого нет. Как, впрочем, не было и десять, и двадцать и даже тридцать лет назад - во времена Советского Союза. Теперь ситуация с учительскими зарплатами может наконец измениться. Законопроект уже передан в Госдуму РФ.