Детские железные дороги ссср – история и современность. Традиции детства. Кратовская железная дорога Детская железная дорога где работают дети

Продолжаем наши «паровозные» приключения.
На этот раз мы с Аней побывали пассажирами поезда Московской детской железной дороги (Малой Московской железной дороги), которая находится в пос. Кратово Раменского района МО. Сейчас проходит юбилейный 80й сезон работы ДЖД,

Сведения из интернета

«Протяженность путей детской железной дороги составляет 4,960 км, ширина колеи - 750 мм (ширина обычной колеи - 1520 мм).
На маршруте две станции - »Пионерская" и Юность", а также посадочная платформа - «Школьная». Время в пути составляет 15 - 20 мин.Есть все виды связи, четыре охраняемых переезда, из них два с автоматической светофорной сигнализацией и два неохраняемых, локомотивное депо.На дороге курсирует состав из 6 вагонов. К пассажирам в рейсе может подойти маленький контролер, чтобы осведомится о том, есть ли у Вас билет. В каждый рейс отправляется 25 человек. Еще почти столько же человек обслуживают состав, находясь не в поезде, а на своих рабочих местах. Это кассиры, ревизоры, кондукторы, проводники, стрелочники, машинисты, диспетчеры, дикторы…".

Сначала от станции «Кратово» Рязанского направления мы попали на станцию «Пионерская», как раз в то время, когда на нее прибывал состав.

⁣Посмотрели, как разворачивается локомотив, как работает стрелочник.

⁣Позже видели, как локомотив прицепляют с другой стороны состава. Вот такой небольшой тепловоз.

⁣Он везет 6 вагонов. Один из вагонов отдается под экскурсии для групп. Каждый вагон посвящен какой-либо теме, напр. истории МДЖД, профессиям юных железнодорожников, МДЖД во время ВОВ. Что внутри, попозже расскажу.

Работники детской железной дороги - дети от 10 лет. Они называются юные железнодорожники. Мы видели проводников

⁣контролеров

⁣машинистов тепловоза

сигнальщиков на переездах

⁣дежурных по платформе, сцепщиков (там уже взрослые) и др.

Расписание движения поездов.

⁣Вторая станция «Юность» располагается рядом со ст. «Отдых» Рязанского направления.

⁣Мы брали билеты «туда и обратно».

Входим в вагон

⁣От «Пионерской» ехали в первом вагоне.

⁣На стенах висят фотографии по тематике вагона.

От «Юности» ехали в 5м вагоне, посвященном профессиям юных железнодорожников.

⁣Проезжали по п. Кратово, оно знаменито своими дачами, детскими лагерями и санаториями.

⁣После возвращения на «Пионерскую» посмотрели вагонное депо. Хотели посмотреть, как поезд заведут в депо (т.к. мы попали на последний рейс), но не дождались.

⁣Мы пошли в административное здание МДЖД.

⁣Там юные железнодорожники обучаются, переодеваются, отдыхают...

Посмотрели выставку рисунков к юбилею МДЖД.

И ⁣небольшую выставку работ учащихся кружка железнодорожного и ландшафтного макетирования (часть фото).

⁣Еще был стенд, посвященный истории МДЖД. Меня поразил тот факт, что строительство дороги тоже осуществлялось детьми (с помощью комсомольцев).

⁣После чего мы покинули это здание, еще раз глянули на локомотив, отправлявшийся в депо (вагоны уже увезли) и ушли со станции.

Аня сказала, что ей наше путешествие понравилось. Мне тоже было интересно посмотреть на работу ДЖД и поездить на маленьком поезде.

Малая Московская детская железная дорога (неофициально также Кратовская ДЖД, по названию посёлка Кратово, где она расположена) - единственная в Московской области детская железная дорога, и ближайшая к Москве действующая узкоколейка (с колеёй 750 мм.).
Она находится в Раменском районе Московской области, на территории посёлка Кратово. Решение об её создании было принято 30 октября 1935 года на слёте пионеров Раменского района, а с июня 1936 года началось её строительство. Рабочие депо Перово отремонтировали паровоз(по другим источникам - 2), а в депо Москва-Пассажирская было изготовлено три деревянных пассажирских вагона. Строительство первой очереди было законченно к 7 ноября 1936 года. Протяженность главного пути составила 1,8 км., а общая протяженность путей - 2,3 км, были построены станции Путь Ильича и Школьная. На станции Путь Ильича было построено разворотное кольцо для оборота паровозов, которое до сегодняшнего дня не сохранилось.
Движение было открыто 2 мая 1937 года. Летом 1940 года было построено ещё два километра пути, вокзал на станции Путь Ильича, и новая станция Культбаза с разворотным треугольником.
В настоящее время по линии детской железной дороги проходит граница между городом Жуковским и поселком Кратово.
На линии две станции - «Юность» (историческое название «Путь Ильича») и «Пионерская» (обе конечные), и две промежуточные платформы «Школьная» и «Детская». Платформа «Детская» открыта в 2006 году и является остановкой по требованию.
Станция «Юность» находится у платформы «Отдых», сразу к югу от неё. От неё линия идёт параллельно путям Рязанского хода, пересекая улицу Дзержинского (Жуковский), затем поворачивает на юг, пересекает улицу Молодцова (Кратово) и далее идёт вдоль Нижегородской улицы, пересекая ещё ряд улиц посёлка Кратово. За платформой «Школьная» поворот на юго-восток, линия продолжается параллельно Люберецкой улице, затем сворачивает на северо-восток вглубь посёлка Кратово и заканчивается станцией «Пионерская» на берегу Кратовского пруда в парке культуры и отдыха. Вблизи станции «Пионерская» расположена платформа «Кратово» Московско-Рязанского отделения Московской железной дороги.
Обучение на Кратовской ДЖД проходят школьники 11-15 лет из 25 школ от Москвы до Конобеево. Полный курс обучения 4-5 лет. Сезон движения поездов начинается в июне и заканчивается в последнее воскресенье августа. Кроме того, на Малой Московской проходят летнюю практику учащиеся кружка Юных железнодорожников при Московском государственном университете путей сообщения (МГУПС / МИИТ).
Всё на ММЖД выглядит как настоящее, только рельсы в два раза уже обычных и вагончики маленькие.
Проводники, контролёры, начальники станции - дети разного возраста в настоящей форме.
P.S. Еще на станции Кратово есть довольно большое озеро с пляжами, прокатом лодок и катамаранов. Озеро довольно большое и на первый взгляд вполне себе чистое.

1. С 1937 года в Подмосковье существует достаточно любопытная штука - Малая московская железная дорога (или неофициально Детская железная дорога в Кратово). Сейчас по стране таких мини-дорог десятки, но за мысль воспитывать детей трудом и давать им специальность можно поблагодарить именно коммунистов.

2. Уже 78 сезон.

Проложена дорога очень удобно - от станции «Отдых» (так для маскировки называется основные железнодорожные ворота города Жуковский) почти до станции «Кратово». Но идет она не вдоль путей основной дороги Рязанского направления.

Помимо станций «Юность» (у «Отдыха») и «Пионерская» (у «Кратово») есть еще промежуточная станция «Школьная» , но на ней мало кто садится. А вот всамделишних автомобильных переездов очень много. И они - самые настоящие, со шлагбаумами и зубосверлильной звуковой сигнализацией.

На «Юности» я поснимать не успел (а там есть бюст Ленина!), так как поезд уже отходил.

3. В вагоне.

4. «Сквозь расстоянья и года,
размеренно и строго
идут по БАМу ММЖД поезда,
работает дорога!»

Взрослый билет стоит 70 рублей, а детский - 30 рублей. Причем на станции «Юность» ребенком считается человек с 3 лет, а на «Пионерской» почему-то с 2-х.

5. Плакаты жгут.

6. Поезд прибыл на конечную станцию «Пионерская». Оцените пассажиропоток. Как и на большой РЖД тут (предполагаю) ворочают миллионами рублей.

В фуражке, к нам спиной, стоит начальник поезда.

7. Табличка в коллекцию.

8. Вагоны.

9. Тупик, пост.

10. Все как у взрослых. Перецепка, бригада вагонников ждет подачи локомотива. Возле колокола - дежурный по станции.

11. Пассажиры ждут.

12. Вообще, пассажиры попадаются разные.

13. Подают лок, наконец.

14. Прицепили, бригада подписала бумажку. Все как у больших. Сколько я таких сцен видел на станции Узуново МЖД с локомотивами из Балашова, Лихой, Кавказской...

15. «До отправленья поезда осталось пять минут».

16. Поехали!

17. Вот не знаю, почему молодой человек красную фуражку движенца не надел.

18. Поезд ушел со станции.

19. Платформа опустела.

20. Можно отдохнуть от созерцания буйной железнодорожной деятельности.

21. Но через полчаса поезд возвращается.

22. Как и всегда немало трейнспоттеров.

23. И все происходит заново - работают вагонники, движенцы, проводники, путейцы, кассиры...

24. Опять отцепляют лок.

25. Работники разных специальностей.

26. А вот этой фотографией утят с пруда, возле станции «Пионерская» я символически завершу пост.

Другие посты о ДЖД в этом журнале.

Семейный отдых с детьми должен быть не только веселым, но и познавательным. Станет отличным местом для такого маленького путешествия детская железная дорога в Кратове. Здесь дети и их родители ближе познакомятся с работой железнодорожников и прокатятся на поезде, которым управляют подростки, они же его и обслуживают.

История возникновения

Все работы были закончены в апреле 1937 года. Открытие состоялось 2 мая этого же года. Детская в Кратове с каждым годом все больше развивалась. В 1940 году был построен вокзал и дополнительные километры путей.

Во время ВОВ пути были разрушены. После войны пионеры и комсомольцы их восстановили, и железная дорога заработала в полную силу.

Малая Московская детская железная дорога в Кратово: реконструкции

В 1957 году были проведены ремонтные работы на станции "Пионерская". Это событие было приурочено к получению нового тепловоза с четырьмя вагонами из Польши. 1971 год был обозначен для полной реконструкции путей. На станциях произошли изменения технического характера:

  • маршрутно-релейная централизация ("Пионерская");
  • электрическая централизация ("Путь Ильича");
  • автоблокировка (на перегонах).

В 1979 году на станции "Пионерская" построили корпус для учебных и лабораторных работ. Здесь юные железнодорожники могли заниматься теорией и практикой. В 2002 году на станции "Юность" произошел пожар, и сгорели все строения. В 2003 году постройки были возобновлены и усовершенствованы.

В 2005 году была запланирована и проведена полная реконструкция малой железной дороги. Отреставрирован полностью центральный вокзал. Депо перестроили с использованием современных материалов. Теперь в нем могут помещаться несколько тепловозов и все вагоны. Здесь теперь проводятся экскурсии и лекции.

Деревянные пути заменили на металлические. Внутри вагонов произведен хороший ремонт - сиденья мягкие и удобные. В 2013-2014 годах проведены ремонтные работы офисного здания и станций.

Особенности железной дороги

Общая протяженность путей составляет 4,962 км. Этого расстояния хватит, чтобы взрослые и дети насладились интересной поездкой на необычном поезде. Детская железная дорога в Кратове имеет две станции:

  • "Пионерская".
  • "Юность".

Эти станции имеют две платформы:

  • "Школьная";
  • "Детская".

Пути здесь узкоколейные, и составы спроектированы под них. Все работы выполняют дети под руководством взрослых профессионалов. Платформы и станции отреставрированы и имеют современный внешний вид.

Какие дети работают на железной дороге

Малая детская железная дорога в Кратово - место, где все функции выполняют дети. Но это не обычные ребята с улицы. Они проходят долгое обучение и сдают экзамены. Порой знания у юных железнодорожников глубже, чем у взрослых специалистов. Это обуславливается серьезной подготовкой в течение нескольких лет.

Машинистом может стать только подросток, который определенный период времени сдает все экзамены на отлично. Но это не значит, что он займет эту должность на длительный срок. В случае плохой сдачи экзаменов в очередной раз его понижают в должности. Такой отбор проходит на все профессии.

Учеба происходит в осенне-зимний период по строгому графику. В процессе обучения берут участие профессиональные железнодорожники. Подростки, которые полностью прошли обучение на Малой дороге и хотят связать в дальнейшем свою жизнь с ней, практически всегда поступают в соответствующие университеты на льготных условиях.

Московская детская железная дорога (Кратово): обязанности подростков

Ребята выполняют все работы здесь. Как и на настоящей железной дороге, дети работают на разных специальностях:

  • машинисты;
  • контролеры;
  • проводники;
  • диспетчеры;
  • механики.

Юные работники имеют униформу. Она очень схожа еще с одеждой советских ребят, но это своеобразное совпадение. Сейчас в тех же тонах выполнена официальная форма работников Российской железной дороги. Это строгие сочетания белого и черного тонов с добавлением яркого акцента - красного галстука.

Во время путешествия проводники рассказывают туристам историю возникновения железной дороги и о ее достопримечательностях. Маленькие посетители могут наблюдать за процессом прицепления вагонов к тепловозу. Также можно посетить депо и посидеть в кабине машиниста.

На всей протяженности путей расположено 4 переезда, на них также дежурят дети вместе со взрослыми. Они обучены переводить стрелки как в ручном, так и в автоматическом режиме.

В обслуживании рейса одного поезда берут участие 50 подростков в возрасте 11-16 лет. Это ребята, которые находятся не только в поезде, но и на каждой станции, переездах, в офисе. Поезд имеет 6 вагонов, и они практически всегда заполнены полностью.

Как доехать

Расположена недалеко от Кратово. Как доехать на общественном транспорте в Кратово? Самым простым способом можно считать поездку на электричках, которые ходят по Рязанскому направлению. Выйти нужно на станции "Юность" или "Пионерская".

На автомобиле нужно двигаться по Новорязанскому шоссе до поворота на Жуковский. Доехать надо до светофора и свернуть в сторону города Раменское. Проехать по Нижегородской улице и пересечь два переезда. После последнего припарковаться на стоянке, в 50 м от нее располагается станция "Юность".

Оба способа занимают небольшое количество времени и весьма удобны. Для личного транспорта возле вокзала расположена просторная парковка. Там спокойно можно оставить автомобиль на время путешествия на поезде.

Инфраструктура

В поселке Кратово находится отличный развлекательный центр. Здесь разместились сразу несколько детских современных площадок с яркими аттракционами. Рядом находится кафе и несколько небольших магазинов.

В сосновом лесу недалеко от станции находится чистый пруд с пляжами. На берегу и недалеко от него можно покатать ребенка на электромобилях или лошадях. Чистый сосновый воздух станет отличным дополнением к прогулке.

Вокруг центрального здания расположились удобные лавочки, и вся территория утопает в цветочных клумбах. Везде чистота и порядок. Вот такая она - детская железная дорога в Кратово. Фото на всех ресурсах и в данной статье об этом свидетельствуют.

В магазинах поселка можно приобрести необходимые продукты и напитки. На обратном пути можно прогуляться по красивому и уютному парку. Отдохнуть и подкрепиться можно в небольшом и тихом кафе.

Режим работы

Движение поездов во многом зависит от погодных условий. В дождливые и холодные дни работа не осуществляется. Детская железная дорога в Кратово (2016 год не стал исключением) открывается в обычное время - в конце мая.

Много лет подряд станции работают только в период летних каникул. Обычно сезон открывается в конце мая и длится до конца августа (последнее воскресенье). В остальное время ребята проходят активное обучение.

При плохой погоде движение поездов останавливается во избежание травматических ситуаций и аварий. Иногда пропускаются рабочие дни из-за экзаменов, которые проводятся периодически для ребят-железнодорожников.

В день (при условии хорошей погоды) осуществляется три рейса. Первый поезд отправляется около 10 часов утра. Весь путь занимает 20-25 минут. За это время можно не только полюбоваться пейзажем за окном поезда, но и узнать много нового о железной дороге вообще. Какие имеет детская железная дорога в Кратово отзывы?

Что говорят отзывы?

В Интернете достаточное количество отзывов об отдыхе на Малой железной дороге. Все они в основном положительные. Родители отмечают удобные мягкие лавки и аккуратные маленькие столики в вагонах.

Малышам, по отзывам мам, очень нравится наблюдать за процессом сцепления вагонов. Дети любят сидеть в тепловозе и рассматривать пульт управления машиниста. Старшим детям нравится наблюдать за работой подростков на всех этапах путешествия. Им интересно общаться со своими сверстниками и узнавать от них любопытные истории о поездах.

Уважаемые посетители! Сезон летнего пассажирского движения на МДЖД закрыт.

Московская детская железная дорога - единственная в столичном регионе детская магистраль. МДЖД пользуется популярностью среди местных жителей и гостей: по ней совершают туристические поездки или используют ее как способ передвижения по поселку Кратово.

История

Решение о создании детской железной дороги было принято в октябре 1935 года на слете школьников Раменского района. После окончания учебного года, 24 июня 1936 года, пионеры сами начали строительство дороги. На самых тяжелых участках им помогали комсомольцы Раменского и Ухтомского районов. Они же взялись сделать капитальный ремонт трех деревянных пассажирских вагонов и паровоза, получившего на ДЖД обозначение ВЛ-1 (Владимир Ленин). Уже к 7 ноября 1936 года была сдана первая очередь дороги. Были уложены 2,3 км пути (в том числе 1,8 км главного пути), возведены временные деревянные постройки на станциях Путь Ильича (ныне станция Юность) и Школьная.

Московская детская железная дорога была торжественно открыта 2 мая 1937 года. На дороге курсировали паровозы ВЛ-1 (Владимир Ленин) и ИС-1 (Иосиф Сталин).

Первый набор учеников на Малой Московской в Кратове прошел в 1936 году, в мае 1937 года у юных железнодорожников началась первая производственная практика. Учебный процесс не прекращался даже в военные годы.

ДЖД во время войны

Открытие летнего сезона 22 июня 1941 года совпало с началом Великой Отечественной войны. Весной 1942 года юные железнодорожники откликнулись на призыв "Заменим отцов и братьев, ушедших на фронт" и приняли участие в строительстве и эксплуатации узкоколейных железных дорог Спецлестрансхоза Народного комиссариата путей сообщения в Бронницах, Фаустово, Хоботове. По этим веткам в течение всей войны осуществлялась доставка леса, необходимого для производства шпал, на прифронтовые железные дороги.

По окончании Великой Отечественной войны юные железнодорожники приступили к восстановлению детской железной дороги. 14 июня 1945 года движение было восстановлено, полностью работы завершились летом 1947 года.

С этого времени длина главного пути дороги составила 3,8 км, а полная эксплуатационная длина - 4,962 км. Впоследствии полная эксплуатационная длина несколько уменьшилась за счет того, что разворотные сооружения для паровозов были разобраны и превращены в тупики.

В 1957 году Малой Московской железной дороге взамен выведенного из эксплуатации паровоза ИС-1 был поставлен тепловоз ТУ2-078 и четыре цельнометаллических вагона Pafawag (Польша). В 1972 году на Кратовской ДЖД закончилась эра паровозов.

В 1979 году на станции "Пионерская" построен учебно-лабораторный корпус и новая высокая платформа. В 2003 году на станции Юность возведено новое здание с легким навесом для пассажиров и помещением для обслуживающего персонала станции.

Инфраструктура и подвижной состав

На маршруте детской железной дороги расположены две станции — Пионерская и Юность, а также посадочные платформы Школьная и Детская (последняя используется только по предварительной заявке для перевозки детей из детского лагеря). Станция Юность примыкает к платформе Отдых Рязанского направления МЖД.

В 2005 году произведена полная реконструкция Московской детской железной дороги: заменен путь, построен ангар для вагонов, введена новая микропроцессорная система автоблокировки, полностью сменился подвижной состав (модернизированы тепловозы), построена спортивная площадка.

На магистрали есть все виды связи, четыре охраняемых переезда, из них два с автоматической светофорной сигнализацией и два неохраняемых, локомотивное депо.

Профориентация

Московская детская железная дорога - это учебное предприятие.

В настоящее время на МДЖД занимаются юные железнодорожники из 25 школ Люберецкого, Раменского, Воскресенского районов и г. Жуковского, а также воспитанники клуба "Юный железнодорожник" г. Москвы. Полный курс обучения длится 4-5 лет.

Учебный процесс осуществляют четыре инструктора, старший инструктор и машинист-инструктор во главе с начальником ДЖД.

Во время обучения юные железнодорожники слушают курс лекций об устройстве железных дорог. Инструкторы детской железной дороги знакомят ребят с должностными обязанностями дежурных по перрону, по переезду, стрелочному посту, контролеров и проводников вагона, монтера пути.

Теоретические знания ребята закрепляют во время летней поездной практики. Работа здесь организована по графику и разбита на четыре смены, поэтому каждый воспитанник МДЖД сможет применить полученные навыки и знания в полной мере.

В каждый рейс отправляются 25 человек. Еще почти столько же обслуживают состав, находясь не в поезде, а на своих рабочих местах. Это кассиры, кондукторы, сцепщики, стрелочники, диспетчеры, дикторы, начальники смены, дежурные по переезду.

На детскую железную дорогу принимаются школьники с 5-го класса. Занятия по профориентации проводятся на базе общеобразовательных школ и детской железной дороги. Кружки "Юный железнодорожник" работают с октября по май, практические занятия по знакомству с профессиями проводятся с мая по август.