Медный всадник. «Медный всадник Медный всадник читать онлайн краткое

Вступление

Во вступлении к поэме «Медный всадник» (см. её полный текст и анализ) Пушкин рисует образ Петра I, который в пустынном месте, где чернеют только одинокие чухонские избы, собирается заложить великий город : «Отсель грозить мы будем шведу… Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно». Этот замысел был исполнен – и перед новой русской столицей померкла старая, Москва. (Читайте и слушайте тексты знаменитых пушкинских отрывков «На берегу пустынных волн... », «Прошло сто лет, и юный град... ».)

…На балкон,
Печален, смутен, вышел он
И молвил: «С Божией стихией
Царям не совладеть». Он сел
И в думе скорбными очами
На злое бедствие глядел.
Стояли стогны озерами,
И в них широкими реками
Вливались улицы. Дворец
Казался островом печальным.

А на центральной площади, у здания, чей подъезд был украшен двумя каменными львами, недвижно сидел бледный Евгений. Ветхий домик, где жила его Параша со старушкой матерью, был расположен у самого залива. Евгений не знал, что с ними теперь. Вокруг себя он видел сплошную воду, из которой невдалеке поднимался с простёртою рукою неколебимый памятник Петру I – знаменитый медный всадник.

Иллюстрация к поэме Пушкина «Медный всадник». Художник А. Бенуа

«Медный всадник», часть вторая – краткое содержание

Но вот Нева стали униматься и входить в берега, оставляя повсюду изуродованные обломки, как шайка разбойников, спеша домой, роняет по дороге добычу. Едва вода немного спала, Евгений отыскал перевозчика с лодкой. Рискуя жизнью, он доплыл среди опасных волн, до места, где жила Параша, но не узнал его. Везде лежали тела утопленников, как павшие солдаты на поле битвы. Дома Параши не было вообще. Евгений долго ходил кругом, разговаривая сам с собою, а потом захохотал, ударяя себя в лоб.

Через несколько дней следы страшной беды были уже убраны с петербургских улиц. Народ снова шёл, как ни в чём не бывало, по будничным делам. Но смятённый ум Евгения не устоял от жестокого горя. Неделю за неделей он скитался по городу, как бродяга, не замечая людей и дороги, ночевал на пристани, питался жалкими подаяниями, подаваемыми в окно.

Проснувшись раз под открытым небом, он от шума дождя вдруг ярко вспомнил весь пережитый ужас. Евгений бросился куда глаза глядят и вдруг оказался на той самой площади, у дома с каменными львами. Перед его глазами так же стоял медный всадник.

Евгений вздрогнул. Глядя на лик Петра, он почувствовал ненависть к правителю, который

…над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы…

Евгению пришло в голову, что жестокий Пётр, воздвигший посреди невских болот подверженный бедствиям город, – главный виновник его беды. Тут ему вдруг показалось, что лицо медного всадника зажглось гневом. Евгений кинулся бежать. Несчастному чудился сзади тяжёлый топот копыт, как будто медный монумент сошёл с пьедестала и скакал за ним. Эта погоня рисовалась в его воспалённом мозгу всю ночь.

С той поры при виде медного всадника Евгений в смятении прижимал руку к сердцу, как бы смиряя его муку, снимал картуз и шёл сторонкой, не поднимая глаз. В такие минуты он ещё сильнее ощущал своё бессилие против роковой судьбы. Смытый домик Параши отыскали на берегу дальнего пустынного островка, куда занесла его вода. Рядом с домиком однажды нашли мёртвое тело безумного Евгения.

Поэма «Медный всадник» – повествование о трагической участи простого обитателя Петербурга, потерявшего во время наводнения любимую девушку, а вместе с ней – все мечты и надежды на будущую жизнь.

В «Медном всаднике» Пушкин поднимает тему «маленького человека» и тему роли Петра I в судьбе России. Основной конфликт произведения – противостояние личности и власти. Для общего ознакомления с произведением предлагаем прочитать онлайн краткое содержание «Медный всадник», выполненное опытным учителем литературы.

Главные герои

Евгений – бедный чиновник, который мечтает о семье, спокойной размеренной жизни. Сходит с ума, не в силах смириться со смертью любимой девушки во время наводнения.

Петр I – оживающий в воображении Евгения образ памятника царю.

Другие персонажи

Параша – возлюбленная Евгения, которая гибнет во время наводнения в Петербурге.

Предисловие

Вступление

У безлюдных берегов Невы стоял когда-то Петр I, размышляя о времени, когда здесь будет основан город:

«Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно» .

По прошествии ста лет на месте, где раньше не было ничего, кроме «тьмы лесов» и болотных топей, «вознесся пышно, горделиво» молодой город. «Юный град» затмил красотой, богатством и мощью саму Москву. Автор признается в любви к городу, «Петра творенью» , и верит, что созданный волею правителя, он будет многие века стоять «неколебимо как Россия» , а побежденная стихия финских волн забудет о своем былом величии и не будет беспокоить «вечный сон Петра» .

Повествователь приступает к рассказу о тяжелом времени, воспоминание о котором еще свежо.

Часть первая

Поздним ненастным вечером ноября герой по имени Евгений вернулся из гостей домой.

«Наш герой
Живет в Коломне; где-то служит,
Дичится знатных и не тужит
Ни о почиющей родне,
Ни о забытой старине» .

Тяжелые мысли о бедности, о своей жизни, в которой еще предстоит заслужить «независимость и честь» , не дают ему заснуть. К тому же из-за непогоды вода в Неве поднималась и, скорее всего, уже смыла мосты, – теперь Евгений несколько дней не сможет увидеть любимую девушку Парашу, живущую «у самого залива» , на другом берегу. Евгений размечтался о жизни с Парашей, об их совместном будущем и, наконец, заснул.

Наступивший день был ужасен:

«Нева вздувалась и ревела,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась» .

Площади превратились в озера, и в них «широкими реками вливались улицы» . Вода разрушала дома и уносила людей, обломки жилищ, мосты, – все, что встречалось на пути.

На мраморном льве возле одного из новых богатых домов города неподвижно сидел среди общего хаоса Евгений. Он не видел и не слышал ни ветра, ни дождя, бьющего по лицу – он тревожился о судьбе возлюбленной. Молодой человек в отчаянии неотрывно смотрел туда, где, «словно горы, из возмущенной глубины вставали волны, буря выла, неслись обломки» , – туда, где жила Параша со своей матерью. Герою казалось, он видит и некрашеный забор, и их ветхую лачугу.

Евгений сидел, не в силах сдвинуться с места. Вокруг везде была вода, а перед ним – обращенный к нему спиной «кумир на бронзовом коне» . Памятник Петру I возвышался над бушующей Невой.

Часть вторая

Наконец вода начала спадать. Евгений, «душою замирая, в надежде, страхе и тоске» , наняв перевозчика, плывет к любимой. Выйдя на берег, герой бежит к дому, где жила Параша, он не верит глазам, ходит вновь и вновь вокруг места, где жила девушка, и не находит ее дома – он смыт Невой. «Полон сумрачной заботы» , Евгений громко говорит сам с собой, а потом смеется.

Наступил следующий день, Нева успокоилась, город вернулся к прежней жизни. Жители шли на службу, возобновилась торговля.

Только Евгений не смог перенести гибели любимой, его «смятенный ум» не выдержал потрясения. Занятый мрачными мыслями, он скитался по городу, не возвращаясь домой. Так прошла сначала неделя, потом месяц. Молодой человек спал, где придется, кормился подаянием. Бывало, дети бросали вслед ему камни, его стегали плети кучеров, когда он, не разбирая дороги, едва не попадал под колеса повозок. Внутренняя тревога съедала его.

«И так он свой несчастный век
Влачил, ни зверь ни человек,
Ни то ни сё, ни житель света,
Ни призрак мертвый…»

Однажды в конце лета, ночуя возле невской пристани, Евгений был разбуежн наступающим ненастьем. Шел дождь, выл ветер, бурлила Нева. Вспомнив пережитый ужас наводнения, герой начал бродить по улицам. Со страхом внезапно остановился – он очутился возле дома, где спасался от бушующей реки в ночь гибели Параши. На крыльце большого нового дома все также сидели изваяния львов, а неподалеку высился на бронзовом коне Петр. Евгений узнал и место, где «потоп играл» , и львов, и того, «чьей волей роковой под морем город основался» . Именно Петра считает виновником своего горя.

Стиснув зубы, сжав пальцы, задрожав от переполнявшей злобы, взглянул он в глаза Петра и прошептал с угрозой: «Ужо тебе!..» И вдруг бросился прочь: герою показалось, что лицо царя вспыхнуло гневом и всадник начал поворачиваться в его сторону. Всю ночь бежал Евгений от мнимого преследования Петра – куда бы ни сворачивал он, везде слышался ему топот конских копыт ожившего «медного всадника» .

С тех пор всегда, когда Евгений оказывался возле памятника, он смиренно опускал глаза, снимал картуз и прижимал руку к сердцу, «как бы смиряя его муку» .

Герой так и не смог пережить потерю и прийти в себя. Мертвого «безумца» Евгения нашли весной у порога ветхой лачуги, которую наводнение занесло на безлюдный остров у взморья. Здесь же, на острове, его и похоронили.

Заключение

Рассказывая историю Евгения, автор подводит нас к выводу о том, что противоречия между властью и маленькими людьми не исчезают и не разрешаются – они всегда трагически взаимосвязаны. Пушкин впервые в русской литературе показал неразрешимость между государственными интересами и интересами простого человека. Именно поэтому образы главных героев в изображении автора неоднозначны: мы видим Петра – преобразователя и Петра-самодержца, Евгения – мелкого чиновника и бунтаря, возмутившегося действиями самого царя.

После чтения пересказа «Медного всадника» читатель готов к восприятию неповторимых пушкинских образов и языка поэмы.

Тест по поэме

Пройдите тест – и узнаете, как хорошо вы запомнили краткое содержание:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 6042.

Год: 1833 Жанр: поэма

Главные герои: молодой чиновник Евгений и возлюбленная героя Параша

"Медный всадник" А. С. Пушкина произведение необычное. В стихотворной форме переплетаются судьбы и человеческая душевная боль. Перекликаются времена. Царь Петр возводит город на Неве, ставший красивейшим городом Петербургом. А простой чиновник Евгений, спустя годы, живет, работает, любит в этом городе. И теряет смысл жизни вместе со смертью невесты, и теряет разум от горя. В безумии обвинив в своих несчастьях памятник пытается убежать от ожившего всадника. Но смерть находит его в доме погибшей невесты и успокаивает безумную душу.

А может ли кто-то быть виноват в природных катаклизмах? Город стоит вопреки всему. Величественный и непокоренный. Город как живое существо. И боль души он может вылечить, но не безумие. Нужно учиться смирению. Никто не виноват в гибели от потопа. Просто природа, просто жизнь иногда заканчивается.

Читать краткое содержание Пушкин Медный всадник

Во вступлении описывается мечтающий Петр на берегу Невы. Он представляет город, который будет украшать этот берег и послужит окном в Европу. Столетие спустя сменив унылый пейзаж вопреки всему город Петербург украшает собой берега Невы. Величественно прекрасный город восхитителен. Он действительно достоин называться столицей России. Померкла старая Москва.

Первая часть повести. Осенний промозглый ноябрьский день. Ужасная пора. Пронизывающий ветер, высокая влажность, постоянно срывающийся дождь. Перед читателем предстаёт молодой чиновник Евгений, вернувшийся домой из гостей. Молодой человек живет в Коломне. Он беден и не очень умён. Но мечтает о лучшей жизни.

Размышляет о том, стоит ли ему жениться. Приходит к выводу что стоит и мечтательно планирует своё будущее с невестой Парашей. За окном завывает ветер и это немного раздражает героя. Евгений засыпает. Наутро Нева вышла из берегов и стала затапливать острова. Началось настоящее наводнение, хаос. Сметая все на своём пути безумная Нева несёт смерть и разрушение. Природа не подвластна ни царю и людям. Все что можно сделать, это пытаться забраться повыше и пережить страшный разгул стихии.

Спасаясь от воды, Евгений сидит на скульптуре льва и с ужасом наблюдает за разгулявшейся рекой. Глаза его устремлены в сторону острова, где был дом его Параши. Кругом вода. И все что видит герой, лишь спину скульптуры Медный всадник.

Вторая часть. Река успокаивается. Вот уже видна мостовая. Евгений, спрыгнув со льва, бежит к ещё бушующей Неве. Заплатив перевозчику он садится в лодку и плывет на остров к любимой.

Достигнув берега Евгений бежит к дому Параши. По пути он видит сколько горя принесло наводнение. Кругом разруха, тела погибших. Место, где раньше дом стоял пусто. Река унесла его вместе с жильцами. Герой мечется там, где раньше жила его Параша. Евгений не может осознать что нет больше возлюбленной. Рассудок его помутился. В тот день домой он так и не вернулся. Стал бродяжничать, превратился в городского сумасшедшего. Скитаясь и мучаясь преследующим его сном питается подаянием. Спит на пристани и терпит насмешки дворовых мальчишек. Одежда на нем обветшала. Он даже не забрал свои вещи из съемной квартиры. Сильные переживания лишили его разума. Он никак не может смириться с потерей смысла своей жизни, с потерей любимой Параши.

В конце лета Евгений спал на пристани. Было ветрено и это вернула героя в тот страшный день, когда он лишился всего. Оказавшись на месте где пережил он бурю, Евгений подходит к памятнику Пётру, к Медному всаднику. Безумное сознание героя обвиняет царя в смерти любимой. Он грозит кулаком памятнику и вдруг бросается бежать. Евгению кажется будто он разозлил всадника. Убегая он слышит топот копыт, преследует его медный всадник.

После этого видения Евгений смиренно проходит по площади мимо памятника и даже снимает картуз, в знак уважения.

Заканчивается все печально. На одном из островов находят занесённый стихией ветхий дом, а на пороге его труп безумного Евгения.

Совершенно потрясающе описывается в поэме величественный Петербург. Возведённый на болотах, он заслужил славу своей красотой. Город Петра и сегодня не оставляет никого равнодушным.

Читая строки рассказывающие о разгуле стихии, кажется что находишься в самом центре событий. Какая боль в образе Евгения. Какая безысходность в его безумии. Потрясающий город одним свалимся существованием доказывает что возможно все. Даже дворцы на болотах. И как бессилен человек перед природой. Как в одно мгновение можно все потерять. Река, вышедшая из берегов изменила жизнь маленького чиновника. Довела его до безумия. Лишила будущего. На примере Евгения автор показывает как хрупко все в этом мире. Мечтам, к сожалению не всегда дано сбыться. И всадник скачущий по мостовой за городским сумасшедшим говорит о бессилии перед природой. Возможно заковать реку в гранит, но невозможно предугадать безумие стихии ни в природе, ни в голове.

Картинка или рисунок Медный всадник

Николай Васильевич сам говорил, что его лучшие произведения получались такими благодаря тому, что писал он их, зная тачные данные, необходимые для хорошего творчества. И уже в раннем возрасте он мечтал послужить народу чем-то полезным

  • Краткое содержание Дикий помещик Салтыков-Щедрин

    В рассказе говорится о зажиточном помещике, у которого было всё, кроме ума. Больше всего на свете его печалили простые мужики, и очень он хотел, чтобы их не было на его земле. Получилось так, что его желание исполнилось, и остался он один в своём поместье

  • Пётр Первый – незаурядный правитель, гений своего времени, сумевший воплотить в реальность оригинальный замысел: расширить границы укрепить флот и построить новую столицу в такой местности, о которой никто другой не посмел бы мечтать. В поэме он предстаёт в двух образах: живым и мечтающим и памятником, хранящим образ могущественного царя.

    Евгений – молодой человек, по статусу бедный военный, который мечтал о хорошей жизни с любимой девушкой. Из-за случившейся трагедии потерял рассудок.

    Поэма «Медный всадник» носит величественный и трагический характер. После торжественного дифирамба в честь Петербурга Александр Сергеевич Пушкин показывает и другую сторону этого великолепия – цену жертв, принесённых и скрытых под водами Невы и истории. И всё же шедевр, созданный могучим умом Петра, заставляет смириться и принять, как данность, что красота и величие требует жертв.

    Вступление. Ода

    «Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно».

    Свою поэму А. С. Пушкин начинает с мечты. С мечты Великого русского императора, ставшего для России символом перемен и возрождения величия. Стоя на берегу Невы, видя лишь пустынный, топкий берег, да тёмный лес, Пётр увидел мечту, новый город в новой империи. Фундамент новой столицы будет заложен на грандиозных победах над шведами и над северной природой. С последней борьба будет нелёгкой и продолжительной, но всё же мечта Великого Петра окажется сильнее. «Окно в Европу» – именно так назовут Петербург, когда царь расширит границы России, укрепив её могущество морским флотом.

    «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит».

    Да, прекрасный Петербург был целиком творением Петра, его замыслом, его детищем. Прошло сто лет, и он своей красотой, мостами, садами, дворцами затмил сестру Москву, став столицей. Пушкин говорит о том, что вечерний вид города, пустынных улиц вдохновляет его писать, сочинять, рождает в нём воспоминания весёлых дней и гордость за торжество и непоколебимость России.

    Ода городу – это лишь вступление к основному повествованию. Автор предупреждает, о том, что рассказ его будет печален.

    Часть первая. Наводнение.

    Петроград омрачён ноябрьской непогодой. Штормило, и Нева была неспокойна. На фоне этих ненастий появляется Евгений – молодой человек и главный герой. Евгений военный, он служит. И в этот вечер вместе с непогодой его осаждают волнения. О чём же он думал? Он был беден, ему трудно приходилось добывать и «независимость и честь». Также юноша размышлял о том, что есть люди, которым в жизни везёт больше. Затем его мысли перетекают в более приятное русло дел сердечных: любимая девушка Параша, женитьба свой дом, ребятишки – под эти сладостные мысли и звуки дождя он засыпает.

    Ночная буря усилилась, своевольная Нева вышла из берегов и своим безудержным потоком она топила и проникала в каждый дом, отнимая имущество богачей и пожитки бедняков.


    Предлагаем ознакомиться с национального русского поэта и прозаика, чьи произведения читают уже почти два века.

    За разыгравшейся стихией наблюдает русский царь. Он печален и смущён, следя за размерами катастрофы и уже предвидя её последствия. Его генералы уже в действии, спасая всё что возможно. Евгений ошеломлён, страх парализовал его, вокруг него вода и обломки, а где-то там ветхий домик и его Параша.

    Часть вторая. Безумие

    Уход воды автор сравнивает с возвращением разбойников с награбленной добычей. Ещё не стихли её «голоса», а наш Евгений уже спешит на другой берег. В этом ему помогает перевозчик, который бесстрашно борется с бурными волнами, гребёт, полагаясь на свой опыт.

    Вокруг Евгений видит страшные разрушения.

    «Всё перед ним завалено;
    Что сброшено, что снесено;
    Скривились домики, другие
    Совсем обрушились, иные
    Волнами сдвинуты; кругом,
    Как будто в поле боевом,
    Тела валяются».

    Что он увидит впереди – как «запечатанное письмо», которое хочется поскорее открыть и в то же время пугает неизвестность. Одна лишь ива …. свидетельница ужасной трагедии поведала обезумевшему от горя Евгению о том, как потерял он свою Парашу.

    «…Утра луч
    Из-за усталых, бледных туч
    Блеснул над тихою столицей
    И не нашел уже следов
    Беды вчерашней; багряницей
    Уже прикрыто было зло.
    В порядок прежний всё вошло.
    Уже по улицам свободным
    С своим бесчувствием холодным
    Ходил народ».

    И только лишь Евгений не смог вернуться к прежней жизни. В его спутанном сознании продолжает завывать буря и бурлить вода. Он стал бродягой, вечным скитальцем. Спал на мостовой, питался подаянием. Евгений стал призраком той бури, того ненастья в одночасье разрушившим его жизнь. Бродя в беспамятстве по улицам Петербурга, он возвращается туда, где настигло его бедствие. Два бронзовых льва и он – памятник творцу этого сурового северного города – Медный всадник.


    На миг в его сознании всё проясняется, он вспоминает тот день и бурю, и потоп, и Медного всадника с простёртой рукой. Вновь дикие фантастические картины затуманивают его рассудок. Во всём виновен, он Великий Пётр… он даже грозит ему. Но даже в его безумных видениях самодержавец остаётся грозным повелителем, и призрак Медного всадника преследует беднягу повсюду. Однажды он его настигнет, того кто посмел усомниться в величии замысла и презрено отнестись к его детищу.

    «Домишко ветхой.
    Над водою
    Остался он как черный куст.
    Его прошедшею весною
    Свезли на барке. Был он пуст
    И весь разрушен. У порога
    Нашли безумца моего,
    И тут же хладный труп его
    Похоронили ради Бога».

    Анализ произведения: кто виноват?

    Образ Евгения – сложный и противоречивый, хотя его можно понять, ведь главный герой потерял любимую девушку, Парашу. В своей огромной беде он ищет виноватого – и постепенно в воспаленном сознании всплывает образ Петра Великого, чья скульптура тревожит взор страдальца. Увы, мало-помалу Евгений сходит с ума. Ему хочется скрыться от мнимого преследования Медного всадника, и, в конце концов, юноша погибает. Увы, он не смог смириться с тяжелой судьбой, с потерей любимой. Но кто виноват в этом? Неужели царь? Нет! Или все-таки нерассудительность самого Евгения, позволившего отчаянию настолько завладеть им? На эти вопросы вдумчивый читатель сможет ответить сам и не судить строго главного героя поэмы, на долю которого выпало такое тяжелое горе.

    В данной статье мы с вами постараемся разобрать насущные вопросы, которые раскрывает Александр Сергеевич Пушкин в своем произведении. Также ниже будет указана история создания бронзового памятника, построенного в честь поэмы, и ее краткое содержание. «Медный всадник» на сегодняшний день является не только гордостью России, но и, как ни странно, до сегодняшнего дня находится в списке наилучших произведений мировой литературы.

    Проблемы, которые затрагивает Пушкин в своем произведении

    Известная на весь мир поэма «Медный всадник», написанная Александром Сергеевичем Пушкиным в 1833 году, несет в себе главную проблему XX века - взаимоотношения между людьми и государством. Вопросы, которые он раскрывает в своем произведении, затрагивают власть и человека.

    Какие жизненные обстоятельства сподвигли Александра Сергеевича написать данное произведение

    Гениальная мысль написать данную поэму пришла к Пушкину только после того, как он 7 ноября 1824 года стал заочным свидетелем петербургского наводнения. Данный потоп воспринялся человечеством как некий крах и шаг к пропасти. Эмоции, которые переполняли в те моменты Петербург, не могли не оставить свой отпечаток в воображении Александра Сергеевича, и уже тогда в его голове промелькнула гениальная мысль написать произведение, посвященное произошедшему событию. Но по иронии судьбы поэма была написана лишь через девять лет. После того как произведение приобрело популярность, мир узнал его краткое содержание. «Медный всадник», по мнению многих ценителей и почитателей творчества поэта, считается одним из лучших его творений.

    Разбор произведения на части

    Для начала необходимо определить в знаменитой поэме как минимум экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и только после описывать краткое содержание. «Медный всадник» включает в себя экспозиционную часть, в которой фигурирует главный герой Евгений, а также прославление «великих дум» Петра Великого и града Петрова. К завязке можно смело отнести описание потопа, кульминацией считается известие о смерти невесты, а вот развязкой, в свою очередь, является сумасшествие и гибель Евгения.

    Краткое содержание поэмы «Медный всадник», А.С. Пушкин

    «Медный всадник». Краткое содержание» - было бы здорово, если бы подобного рода книги существовали и приносили пользу всем подросткам современного мира. Но, к сожалению, их нет, и в 21 веке весь школьный материал подобного рода должен обрабатываться детьми в кротчайшие сроки самостоятельно. Именно поэтому для упрощения данной задачи предлагаем плавно перейти к краткому описанию сюжета поэмы «Медный всадник». Краткое содержание по главам не будет указываться в данном разделе, ниже мы с вами разберем главные события, произошедшие в поэме. Итак, начнем. В начале поэмы Пушкин рассказывает читателям о Петре, который стоит на берегу Невы и мечтает возвести город, который непременно будет служить в дальнейшем народу окном в желанную Европу. Спустя сто лет этой идее суждено было сбыться, и вот теперь на месте пустоты вознесся прекрасный город. Далее речь в произведении идет о мелком чиновнике по имени Евгений, который ежедневно возвращается домой и пытается уснуть, размышляя о своем нынешнем положении, ведь когда-то его семья не нуждалась в помощи, потому как знатный род чиновников имел неплохую прибыль, а теперь все наоборот. Помимо этого, его мысли постоянно заполнены любимой, которую зовут Параша, он мечтает как можно быстрее жениться на ней и построить крепкую неразлучную семью.

    Сладкие мечты заставляют его уснуть, а ближе к утру его сон нарушает разбушевавшаяся Нева, которая вышла из-под контроля, вскоре весь Петербург был затоплен. Многие люди погибли, Пушкин сравнивает потоки реки с солдатами, которые разрушали все на своем пути. Вскоре река возвращается в свои берега, и Евгению выпадает шанс переплыть на другую сторону города, к любимой. Он бежит к лодочнику и просит его о помощи. Попав на другой берег, мелкий чиновник не может узнать былых мест, сейчас они похожи на руины и напоминают поле сражение, усыпанное человеческими телами. Евгений, позабыв обо всем, спешит к домику любимой, но не находит его, осознав, что его невесты нет в живых. Чиновник лишается рассудка, изводя себя диким хохотом. На следующий день, когда природа вернулась к прежнему состоянию, все люди как будто позабыли о происшедшем, и только Евгений не мог спокойно дышать. В течение последующих лет ему постоянно будет слышаться шум бури, он станет отшельником. Лишь однажды, проснувшись рано утром, он вспоминает все, что с ним произошло за последнее время, и выходит на улицу, где видит дом с памятниками у входа. Немного около них походив, бедолага заметил на морде одного из мраморных львов гнев и бросился бежать прочь, слыша за собой невероятный топот коней. После этого он еще долго прятался от непонятного шума в ушах, мечась по всему городу из стороны в сторону. Через время прохожие люди видели, как он снимал свой картуз, прося таким образом прощения перед грозным памятником. Немного позже его нашли мертвым на небольшом островке и сразу «похоронили ради Бога».

    Памятник «Медный всадник»

    Ниже мы с вами остановимся на описании памятника мирового значения. Произведение, о котором в данной статье идет речь, знаменито на весь мир не только своей гениальностью, простотой, некой жизненной философией. Помимо этого, имеет вовсе не краткое содержание «Медный всадник». Он, как ни странно, является неотъемлемой частью Санкт-Петербурга. Это памятник, который воздвигнут в центре города и посвящен рассмотренной поэме и Петру первому. Внешне бронзовая глыба имеет вид скалы с чарующим всадником. Место, где расположен памятный монумент, выбрано по случаю того, что рядом находится Сенат - символ всей царской России. Автором данного шедевра является Этьен-Морис Фальконе - работник фарфорового завода, который против желания Екатерины II решил установить свое произведение искусства неподалеку от Невы. Гонорар за проделанную работу Фальконе получил довольно скромный, другие светские скульпторы на тот момент просили в два раза больше. В процессе работы скульптору поступало множество различных предложений по поводу будущего памятника, но Этьен-Морис был настойчив и в конечном итоге воздвиг ранее им же задуманное. Вот что он по этому поводу написал И. И. Бецкому: «Могли ли Вы себе представить, чтобы скульптор, избранный для создания столь значительного памятника, был лишён способности думать, и чтобы движениями его рук управляла чужая голова, а не его собственная?»

    Разобрав краткое содержание «Медного всадника» и ознакомившись с историей памятника, предлагаю поговорить об интересном. Оказывается, помимо того, что поэма использовалась для скульптурного искусства, российский композитор Р. М. Глиэр, воспользовавшись событиями в произведении Александра Сергеевича, создал свой одноименный балет, фрагмент которого стал Санкт-Петербуржским гимном.