Блока «Двенадцать. Особенности композиции поэмы А.А. Блока «Двенадцать Особенности композиции поэмы 12

Следует отметить, что поэма содержит двенадцать глав; героями поэмы являются двенадцать красногвардейцев, образ Христа, идущего впереди красногвардейцев, вызывает ассоциации с двенадцатью апостолами, все это, вероятно, может объяснить название поэмы.

«Двенадцать» - эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую и передающих неразбериху, сумятицу того времени, которые царили и на улицах, и в умах. Действие происходит в революционном Петрограде. Ночь, зима, кабак, лихачи, патруль, уличные сцены, убийство женщины.

Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы.

«Слушайте музыку революции», - призывает Блок. В поэме слышится эта музыка.

Звучат интонации марша:

В очи бьется

Красный флаг.

Раздается

Мерный шаг.

Слышен городской романс: «Не слышно шуму городского...»

Часто встречается частушечный мотив: «Запирайте этажи // Нынче будут грабежи!»

Прямо цитируется революционная песня: «Вперед, вперед, // Рабочий народ!»

Следует отметить своеобразие образов-символов в поэме.

Любимый образ Блока - ветер – здесь особый. Ветер космический, вселенский, вьюга, перемешивающая белый снег с черным вечером. Черный и белый вступили в противоборство.

Город тоже необычен: плакаты, реплики. Через этот город идут двенадцать человек, идут они из старого мира в мир новый, прекрасный. В «страшном мире» жили барыня в каракуле, старуха, поп, писатель-вития, пес. Образ пса в литературе вообще имеет богатую историю: мефистофелями, псами, чертями вся мировая литература обозначала что-то темное, злобное, античеловеческое. Вероятно, используя такой образ, Блок выражает свое отношение к наследию «страшного мира».

Однако главный в поэме не бытовой, а иносказательный, внутренний, план. В поэме звучат темы и мотивы «трилогии вочеловечения»: неукротимой стихии, «страшного мира», надежды на «преображение» мира и человека, борьбы света и тьмы.

Двенадцать красногвардейцев - это и «апостолы революции» (как их традиционно называют), и символическое обозначение массы, устремившейся к «новой жизни, путь к которой пролегает через насилие, невинную кровь (грабежи, погромы, убийство Катьки). Бойцы проходят путь от свободы «без креста» к свободе с Христом.

Любовная интрига играет главную роль в раскрытии темы напрасной крови в период исторических возмездий, темы неприятия насилия. Конфликт интимный перерастает в конфликт социальный. Красногвардейцы воспринимают любовное вероломство Ваньки, его гулянье «с девочкой чужой» как зло, направленное не только против Петрухи, но и против них. Убийство Катьки рассматривается как революционное возмездие.

Так в поэме проявляется мотив ненависти и прослеживается затем в семи главах. Ненависть проявляется как святое чувство: «Злоба, грустная злоба // Кипит в груди…// Черная злоба, святая злоба…»; может она быть и святотатством: «…Пальнем-ка пулей в Святую Русь…».

Эпизод с убийством Катьки тесно связан с появлением в конце поэмы образа Христа как идеи прощения грешных, т.е. убийц. Это место в поэме Н.Гумилеву казалось «искусственно приклеенным». А.Блок ему ответил: «…я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа». Иисус не с двенадцатью бойцами, он – впереди. Он, с кровавым флагом, олицетворяет не только веру Блока в святость задач революции, но и идею искупления Христом очередного кровавого греха людей, и идею прощения и надежды на то, что переступившие через кровь придут к идеалам любви, к вечным ценностям.

Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, к их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» - великое произведение об одной из самых непростых эпох в истории России, потому что революция это беспощадная схватка различны сил за душу человеческую. Поэма «Двенадцать» - честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить или оправдать, а понять. Именно в этом непреходящее значение Блока и его творчества.

Так заканчивается «трилогия вочеловечения», написанная одним из величайших лириков. Так заканчиваются поиски его лирическим героем смысла бытия, гармонии, обретённой им в единстве с судьбой России.

Значение творчества А.А. Блока

Имя А.А. Блока стало одним из самых заметных имен русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего Х1Х века и открыл поэзию ХХ века.

Литературовед В.Жирмунский сказал: «От своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель – с отвлеченной идеей, а как поэт…с любовью».


Список литературы

Гордович, К.Д. История отечественной литературы ХХ века: сборник статей/ К.Д.Гордович. – 2 изд., перераб. и доп.- Санкт-Петербург: С-Петербургский институт печати, 2005.

Литература. Практикум: учеб. пособие для общеобразовательных учебных заведений. – В 2ч. / Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова.; под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Высшая школа, 2007..

Русская литература ХХ в.11кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2 ч. /В.В. Агеносов [ и др]; под ред. В.В. Агеносова. – 4 изд.- М.: Дрофа, 2005.

Русская литература ХХ век. Хрестоматия 11 кл. для общеобразовательных учреждений. – В 2-х частях/ составители А.В. Баранников, Т.А. Калганова, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2009.

Русская литература XIX в. 11кл.: учебник-практикум для общеобразовательных учебных заведений. - В 3 ч. под ред. Ю.И. Лыссого. – 3 изд.- М.: Высшая школа, 2003.

Русская литература ХХ в. 11 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2ч. / под ред. В.П. Журавлева. – М.: Владос, 2001.

Чалмаев, В.А Литература ХХ в.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2-х ч./ В.А. Чалмаев. – М.: Просвещение, 2009.

История русской литературы ХI–XIX вв.: учебное пособие / под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М.: Дрофа, 2005.

Кожинов, В.В. Пророк в своем Отечестве: биографии и мемуары / В.В. Кожинов. – М.: Высшая щкола, 2007.

Михайлов, А.А.. Жизнь А.Блока/ А.А. Михайлов. – М.: Молодая гвардия, 2003.

Мусатов, В.В. История русской литературы первой половины ХХ в.: учебное пособие / В.В.Мусатов. – М.: Высшая школа, 2001.


Письменная консультация по дисциплине «Литература»

Е. Эткинд выдвигает гипотезу о том, что главы-эпизоды поэмы оказываются попарно симметричными: первая глава имеет смысловое и образно-тематическое соответствие с двенадцатой, вторая — с одиннадцатой, третья — с десятой и т.д. Давайте разберемся, какова композиция поэмы Блока «Двенадцать».

В самом деле, соответствие на образно-тематическом уровне первой и двенадцатой глав представляется очевидным: их объединяют городской пейзаж, на фоне которого развивается действие, образы ночи и вьюги, покрывших собой всю вселенную, холодного ветра, дующего на «всем белом свете». Но в первую очередь именно пространство позволяет соотнести первую и двенадцатую главы: оно предельно расширено, включает в себя не только пространство Петрограда, но и ночь, простирающуюся над всем миром, вьюгу, продувающую мир. Во всех других главах-эпизодах художественное пространство предстает более узким, действие происходит лишь в ограниченном пространстве петроградского патруля.

Кроме того, художественное пространство в первой главе поэмы «Двенадцать» Блока сужается, из вселенной становится Петроградом, обретает реальные черты, появляются прохожие, здания, признаки политической власти. Канат, протянутый от здания к зданию, как бы стягивает, сужает художественный хронотоп, обозначает его пространственные и временные координаты: это петроградская улица, на которой и будут разворачиваться события поэмы, а содержание плаката «Вся власть Учредительному Собранию!» точно определяет время действия поэмы.

В последней, двенадцатой главе наблюдается обратное движение. Смысловое пространство поэмы вновь стремится к расширению. Но если в первой главе сужается пространство, имеющее в художественном мире поэмы статус реального (пространство конкретизируется, появляются реальные детали городского пейзажа, слышатся голоса людей на улице), то в последней главе раздвигается образно-смысловое пространство. Это видно в том, как голодный пес — реальный обитатель городской подворотни, плетущийся почему-то за отрядом, — теряет эти реальные очертания, превращаясь во всеобъемлющий и страшный образ старого мира:

Отвяжись ты, шелудивый,

Я штыком пощекочу!

Старый мир, как пес паршивый,

Провались — поколочу!

Образ старого мира, поджавшего хвост и скалящего зубы в беспомощной волчьей злобе, оправдывает мироощущение отряда, идущего по собственному городу и чувствующего в отношении к себе неумолимую и трусливую враждебность окружающего.

Образ нищего голодного пса, обретающего метафизические черты и воплощающего обреченность старого мира, делает закономерным появление и образа хохочущей вьюги («Только вьюга долгим смехом / Заливается в снегах...»), и образа Христа, завершающего поэму.

Обратите внимание на то, что обе главы построены на контрастах. Как в последней главе объясняется и конкретизируется антитеза, заявленная в первой: «Черный вечер. / Белый снег»? Кроме того, сходство глав подчеркивается еще и тем, что ни в первой, ни в последней главе не говорится о двенадцати. В первой главе отряд лишь угадывается: кому же еще могут принадлежать реплики «Что впереди? Проходи!» или «Товарищ! Гляди / В оба!». В двенадцатой главе первый же стих лишен подлежащего: «...Вдаль идут державным шагом...», их присутствие угадывается по репликам: «— Кто еще там? Выходи!», но поэмное действие переносится с изображения событий внутри отряда во внешнее пространство, стремительно расширяющееся в последней главе.

Между первой и последней главами поэмы, формирующими ее кольцевую композицию, находятся десять глав, тоже попарно симметричных. Главы вторая и одиннадцатая повествуют о движении отряда, который в обоих случаях назван «двенадцать», содержат множество словесных и образно-тематических соответствий. Покажите эти соответствия, проанализируйте их. Кроме того, эти главы связывает музыкальная тема марша, в обеих содержится упоминание о недремлющем враге: двустишие из второй главы «Революцьонный держите шаг! / Неугомонный не дремлет враг!» находит подтверждение в одиннадцатой: «Вот — проснется / Лютый враг...»

Третья и десятая главы поэмы «Двенадцать» тоже образуют композиционное кольцо. Третья глава, состоящая из трех песен, поющихся на разный мотив и разными голосами, вновь создает ощущение многоголосия, хаоса, царящего в мире. В десятой главе конструкция повторяется. Она начинается народно-песенным четверостишием, а затем идет песня из второй главы, перефразированная в лозунг и вновь создающая ощущение близости недремлющего врага:

Шаг держи революцьонный!

Близок враг неугомонный!

Это двустишие сменяется напевом «Варшавянки». Обе главы полифоничны, многоголосы, нестройны, в обеих преобладает песенный хорей. Но главное, что объединяет обе главы — это художественное пространство: действие происходит внутри отряда, в обеих содержатся песни, распеваемые красноармейцами, и диалоги, которые они ведут между собой.

Четвертую и девятую главы объединяет образ врага, как его видят и представляют двенадцать. В четвертой главе появляется образ Ваньки, уже знакомый по второй главе. Покажите, как этот образ конкретизируется в четвертой главе. Как в ней возникает мотив ненависти и ревности? Можно ли предположить, что в ней воспроизведены эмоции Петрухи, ревнующего свою возлюбленную?

В девятой же главе мы видим аллегорически данный образ врага (буржуй на перекрестке, старый пес), как он предстает в сознании петроградского патруля:

Стоит буржуй на перекрестке

И в воротник упрятал нос.

А рядом жмется шерстью жесткой

Поджавший хвост паршивый пес.

В следующей строфе эта, казалось бы, бытовая уличная зарисовка обретет символический, бытийный смысл, превратившись в обобщенный образ старого, уходящего мира.

Главы пятую и восьмую поэмы Блока «Двенадцать», композиция которой нас интересует, объединяет в первую очередь художественное пространство: оно еще более сузилось, в них представлено эмоциональное состояние одного героя — Петрухи. Пятая глава — его внутренний монолог, обращенный к Катьке, монолог, исполненный ревности, отчаяния, муки от утраты возлюбленной. Восьмая глава как бы зеркально отражает пятую, но уже после убийства.

Центральные главы поэмы, шестую и седьмую, объединяет драматическое начало: их структуру характеризуют действие и диалоги, обе главы полифоничны. Но главное конечно же то, что они связаны сюжетно: в одной совершается убийство, в другой переданы переживания Петрухи и утешения его товарищами после — убийства. Именно в седьмой главе обнаруживается, сколь трагически переживает герой случайное убийство, сколь глубоки его чувства к Катьке. Совершенное убийство резко изменяет героя, выделяя его из среды товарищей. Утешения товарищей, стремящихся его подбодрить, вызывают его на исповедь о том, что значили для него отношения с Катькой, — так, как он может их осмыслить, находясь на своем уровне культурного и интеллектуального развития.

Разумеется, убийство (6-я глава) и последующие события (7-я глава) оказываются кульминацией поэмы, в которой пересекаются две ее сюжетные линии: общественно-политическая (движение отряда по петроградским улицам, соотнесенное со внутренними изменениями, которые переживают красноармейцы) и частная, любовная, связанная с развитием любовного треугольника (Петруха, Ванька, Катька). Кульминация (убийство) вызвана не только точкой совпадения любовного и конкретно-исторического сюжета (личная обида Петрухи на Ваньку, с которым «гуляет» теперь Катька, накладывается на классовую вражду к нему, который «стал теперь богат», который мыслится двенадцатью как «буржуй»), но и столкновением неких противоположных начал, изображенных в поэме. Эти противоположные начала, присутствующие в художественном мире поэмы, символизируют образы двух ветров: один врывается в поэму с самого начала, дует в спину петроградскому патрулю, помогает идти, как бы сопутствует ему, рвет плакат враждебного большевикам политического содержания. Другой «врывается» в поэму из последних глав, дует красноармейцам в лицо («И вьюга пылит им в очи...»), препятствует им, превращаясь в пургу: «Ох, пурга какая, спасе!», — восклицает один из двенадцати. Вьюга сыпет снег в лицо, не дает оглянуться, мешает идти вперед.

Эти два ветра, дующие как бы навстречу друг другу, символизирующие некие противоположные начала, сталкиваются в самом центре поэмы, порождая слепое, нелепое, случайное убийство Катьки, которая совсем уж не заслужила такой участи.

Таким образом, поэма «Двенадцать» имеет строгую, симметрично выстроенную пространственную композицию. Главы здесь попарно симметричны, художественное пространство сужается от первой главы до шестой и расширяется от седьмой до двенадцатой. Столкновение в композиционном центре двух ветров, символизирующих разные начала бытия, совпадает с кульминацией сюжета и порождает трагедию убийства (которое, в сущности, вовсе не осмысляется двенадцатью как трагическое — покажите это, обратившись к словам утешения, которые слышит от своих товарищей Петруха).

И опять идут двенадцать.
А. Блок
Александр Александрович Блок - гениальный мастер слова, одним из первых русских поэтов сумевший услышать и перелить в стихи «музыку революции». В поэме «Двенадцать» Блок пытался запечатлеть время такое необычное, бурное и интересное. Поэма состоит из двенадцати глав, это число еще раз повторится в двенадцати революционных солдатах, охраняющих порядок в Петрограде, и в полунамеке на учеников Иисуса, идущего впереди, «хороняся за дома». Поэма удивительно музыкальна: у каждой главы свой ритм и мелодия. Начинаясь бесшабашной русской частушкой:

Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить -
В красной гвардии служить -
Буйну голову сложить!

Вдаль идут державным шагом...
- Кто еще там? Выходи!
Это - ветер с красным флагом
Разыгрался впереди...

Поэт высокой культуры и изысканного вкуса, Блок «не боится» включать в свое произведение разговорную лексику простого солдата, старушки, прохожего. Эти слова не экзотические вкрапления, а существенная деталь поэмы. Автор показывает жизнь революционного Петербурга с реальными героями. Вон барыня в каракуле К другой повернулась:
- Уж мы плакали, плакали...
Поскользнулась И - бац - растянулась.

Поэма «Двенадцать» построена на излюбленном блоковском приеме - антитезе.

Черный вечер, Белый снег.
Ветер, ветер! На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер - На всем божьем свете!

Два контрастных цвета, белый и черный, господствуют в поэме. Лишь в конце появится красное знамя. Почему поэт видит революцию двухцветной?! Эта поэма совсем не так проста, как может показаться на первый беглый взгляд. Блок восторженно приветствовал революцию, несущую обновление, а в своей поэме он рисует беспощадный портрет участников и победителей.

Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни,
Кругом - огни, огни, огни...
В зубах цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!

Никакого романтизма, загадочности. Совершенно определенная характеристика участников - каторжников. Отчего же завораживает читателя повествование? Почему-то веришь, что эти двенадцать создадут необыкновенный, доселе неизвестный мир. Совершенно неожиданно впереди этих бойцов оказывается Иисус, олицетворяющий святость помыслов и самой революции.

Позади - голодный пес,
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим.
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.

Поэма «Двенадцать» на долгие годы стала хрестоматийным олицетворением революции, а ее создатель - большевистским поэтом. Сам Блок не был столь категоричен в оценке этого произведения. Будучи символистом, он и в этой поэме остался верен себе.

В творчестве Александра Блока нашли выражение сомнения, колебания и приступы отчаянья поэта. Но они отступили перед верой в то, что придет «новый век» и наступит настоящая «человечески-простая» жизнь. «Рано или поздно все будет «по-иному, потому что жизнь прекрасна»».

Источником спасительной веры была для Блока Россия – страна назревающей революции. Росла уверенность поэта в том, что его родине предстоит сыграть решающую роль в исторических судьбах человечества.

Блок встретил революцию восторженно, заявил о своей готовности сотрудничать с большевиками. Отвечая на анкету одной из буржуазных газет о том, может ли интеллигенция работать с большевиками, он ответил: «Может и обязана». В статье «Интеллигенция и революция» он писал: «Устроить так, чтобы все стало новым: чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью… Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию».

В январе 1918 г. он создал поэму «Двенадцать». Закончив ее, обычно беспощадно строгий к себе, Блок запишет в дневнике: «Сегодня я – гений». С большим поэтическим мастерством поэт запечатлел образ свободной, революционной родины. Он понял и принял революцию как стихийный, неудержимый «мировой пожар», в огне которого должен до тла сгореть весь старый мир.

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови –
Господи, благослови!

Блок видел в революции разрушение старого мира, а будущее для него оставалось неясным. Прогнивший старый мир осужден в поэме с беспощадной суровостью и «со святой злобой».

Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.

Герои поэмы – 12 красногвардейцев, вышедшие из старого, разрушенного мира. Их социальная и классовая природа определена четко в поэме: это «рабочий народ». Но в героях поэмы больше от анархической «вольницы», чем от авангарда рабочего класса, который обеспечил победу революции.

Вводя в поэму образ Христа, Блок исходил из своего представления о раннем христианстве, как о великой нравственной силе, которая сокрушала языческий мир, сопоставляя распад римской империи с падением царского строя в России. Образ Христа – символ нового мира, во имя которого герои поэмы творят историческое возмездие над старым миром. Главное в поэме – это высокий революционно-романтический пафос, ощущение величия и исторического значения Октября, которым проникнута поэма. Блок не сумел до конца понять нового героя революции, но он верно отразил беззаветную преданность делу революции, беспощадность к врагам, силу и твердость. «Вдаль идут державным шагом…» - сказано в поэме о ее героях. Это и есть главное, что определяет смысл и значение поэмы «Двенадцать». На эту идею указывал и Горький. В ритмах и интонациях поэмы, в напряженности и прерывистости ее стихового темпа отозвался шум крушения старого мира, услышанный Блоком.

Новое, революционное содержание требовало новой стихотворной формы, и Блок обращается к народным, песенно-частушечным формам стиха.

Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить –
В красной гвардии служить -
Буйну голову сложить!

Он обращается к живой разговорной речи петроградской улицы:

Эй, откликнись, кто идет?
Кто там машет красным флагом?
Приглядись-ка, эка тьма!

к чеканному языку лозунгов и прокламаций:

Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

Простота стиля поэмы сказалась в ее пейзаже, очерченном резко, «в две краски»: «черный вечер, белый снег». На чередовании мотивов ночной черноты и снежной вьюги строится изобразительная сторона поэмы.

Взволновавшееся до самых глубин бушующее народное море Блок рисует разными ритмами. Каждая из 12 главок написана своим размером: здесь и свободный стих, и ямб, и хорей.

Сочинение

Поэма А. А. Блока «Двенадцать» была создана в 1918 году. Поэма родилась как вдох-новенный порыв, гармонически цельно, но многие образы оказываются неясны самому поэту, что лишь доказывает сложность и глубину произведения. Поэма была напечатана в газете «Знамя труда» 18 февраля 1918 года.

Поэма «Двенадцать» характеризуется соединением реалистического и симво-листического начал. В содержании поэмы - история. Блок стремился запечатлеть переломный этап в развитии истории России. Это обуславливает жанр и поэтику. Образы, детали, не теряя своей конкретности и реалистичности, приобретают обобщающий и символичный смысл, что характерно для всего творчества Блока.
Александр Александрович Блок - гениальный мастер слова, одним из первых русских поэтов сумевший услышать и перелить в стихи «музыку революции». В поэме «Двенадцать» Блок пытался запечатлеть время такое необычное, бурное и интересное.

Композиция поэмы достаточно сложна, но чрезвычайно важна для восприятия и понимания произведения. Постараемся рассмотреть ее.

Важен для восприятия композиции поэмы ее сюжет. В основе сюжета -любовная история, отношения Катьки и Петрухи, и его попытка расправиться с Ванькой. Случайное убийство Катьки отражает блоковское понимание революции, в которой чаще всего гибнет невинный человек. Убийство Катьки отражает убийство старой России. Стихия бушует не только на улицах Петербурга, но и в душах людей. Основной конфликт поэмы - борьба старого - нового, света - тьмы, добра - зла - получает отражение в судьбах героев. Жизненная обстановка, в которой осуществляется первая в мире социалистическая революция укрупняет масштаб изображения до всемирно-исторического. Каждая деталь имеет символическое значение.

Одним из композиционных приемов, которые использует А. Блок, является совмещение реального и символического планов. Так, например, образ ветра. С одной стороны, ветер воспринимается как примета зимы 1918 года, а с другой стороны, «ветер веселый» олицетворяет собой революцию, которую А. Блок воспринимал как стихию.

Приведем еще один пример. Известно, что отряды, патрулировавшие Петроград 1918 года, состояли из двенадцати человек. В то же время число «двенадцать» отсылает нас к библейскому сюжету о двенадцати апостолах. Поэтому можно говорить о том, что двенадцать красногвардейцев в поэме - это не только историческая примета времени, но и образ глубоко символичный.

Еще один художественный прием - кольцевая композиция поэмы. Поэма состоит из двенадцати глав, что также не случайно. I и XII главы соотнесены между собой. В I главе происходит сужение реального пространства. Сначала это весь мир:

Ветер, вете -
На всем божьем свете!

Но постепенно появляются здания, социальные приметы времени (лозунг «Вся власть Учредительному Собранию»), наконец, отдельные прохожие: старушка, «буржуи на перекрестке», «товарищ поп» и другие. Канат между зданиями как бы стягивает реальное пространство.
В последней же главе происходит обратный процесс: пространство начинает расширяться. Причем расширяется не только реальное пространство (из-за вьюги пропадают очертания домов, конкретные детали, характеризующие город), но и символическое. На наших глазах паршивый пес превращается в символ старого мира:

Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый, Провались - поколочу!

Действие остальных глав заключено в строгие рамки городских улиц: патруль из двенадцати человек идет по Петрограду. А. Блок прибегает к сужению пространства, чтобы как можно более полно и объемно показать ту жизнь, которой живет страна после революции. Расширение же символического пространства автор использует, чтобы событиям, происходящим во внутренних главах, придать вселенский масштаб.

Поэма состоит из двенадцати глав, это число еще раз повторится в двенадцати революционных солдатах, охраняющих порядок в Петрограде, и в полунамеке на учеников Иисуса, идущего впереди, «хороняся за дома». Поэма удивительно музы-кальна: у каждой главы свой ритм и мелодия. Начинаясь бесшабашной русской час-тушкой:

Как пошли наши ребята В красной гвардии служить -В красной гвардии служить -Буйпу голову сложить!

Вдаль идут державным шагом... - Кто еще там? Выходи! Это - ветер с красным флагом Разыгрался впереди...

Блок не боится включать в свое произведение разговорную лексику простого солдата, старушки, прохожего. Эти слова - не экзотические вкрапления, а суще-ственная деталь поэмы. Автор показывает жизнь революционного Петербурга с реальными героями:

Вон барыня в каракуле

К другой повернулась:

Ужмы плакали, плакали...
Поскользнулась
И- бац -растянулась.

Поэма «Двенадцать» построена на излюбленном блоковском приеме - антитезе:

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем божьем свете!

Два контрастных цвета, белый и черный, господствуют в поэме. Лишь в конце появится красное знамя. В этой поэме революция представлена в двух цветах. В поэме Блок рисует беспощадный портрет участников и победителей революции:

Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. Винтовок черные ремни. Кругом - огни, огни, огни... В зубах цигарка, примят картуз. На спину б надо бубновый туз!

Композиционным центром поэмы являются VI и VII главы. В VI главе происходит убийство Катьки. Глава стилистически сумбурна, много возгласов, многоточий, но все перекрывает один призыв:

Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!

А в VII главе мы видим раскаяние убийцы, появляется лирический мотив воспо-минания, но в конце уже звучат залихватские крики:

Эх, эх!
Позабавиться не грех!... Отмыкайте погреба -Гуляет нынче голытьба!

Поэт показывает, что пролитие крови - событие повседневное для того времени.

Еще один композиционный прием - постоянно меняющийся размер стиха. Этот прием служит для того, чтобы точно передать хаос, царивший в это время в Пет-рограде. В поэме звучит и мотив марша («Вперед, вперед, рабочий народ!»), и частушки («Эх, эх, попляши! Больно ножки хороши!»), и романса («Не слышно шуму городского...»), и панихиды («Упокой, Господи, душу рабы твоея...»).

Все эти приемы, сочетаясь и переплетаясь в поэме, выражают всю глубину этого произведения и авторского отношения к происходящим событиям.

Другие сочинения по этому произведению

"...Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа". (Поэма А.А.Блока "Двенадцать".) "Раздается мерный шаг..." (По поэме А.А.Блока "Двенадцать".) «Большевики правы, опасаясь «Двенадцати» (по поэме А. Блока «Двенадцать») «Дети страшных лет России» И идут без имени святого (по поэме «Двенадцать») «Раздается мерный шаг…» (По поэме А. Блока «Двенадцать») Старый мир" в поэме А. А. Блока "Двенадцать Александр Блок и Революция (на примере поэмы «Двенадцать» и статьи «Интеллигенция и Революция») Александр Блок и революция (Поэма “Двенадцать”) Анализ поэмы «Двенадцать» Анализ поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Библейские аллюзии в поэме А. Блока «Двенадцать» Борьба двух «миров» в поэме А. Блока «Двенадцать» Борьба двух «миров» в поэме Блока «Двенадцать» В чем смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»? В чем смысл названия поэмы А. Блока «Двенадцать»? Вечные вопросы и их решение в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XX века. (А.А. Блок. «Двенадцать»,) Идейно-художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать» Изображение революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Изображение революции в поэме А. Блока «Двенадцать» Изображение старого мира в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Как в поэме А. А. Блока «Двенадцать» обнаруживается сломленность старого мира Как выражается авторская позиция в поэме А. Блока «Двенадцать»? Каков смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»? Какова символика вьюги в поэме Блока «Двенадцать»? Какова символика образа вьюги в поэме А. А. Блока «Двенадцать»? Образ революции в поэме А. Блока «Двенадцать» Образ революционной эпохи в поэме А.Блока "Двенадцать" Образ Христа и загадка финала поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Образ Христа и загадка финала поэмы А.А. Блока "Двенадцать". Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать» Особенности изображения двух миров в поэме Блока «Двенадцать» Особенности композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Поэма Блока «Двенадцать» Поэтическая версия революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Прием контраста в поэме А. А. Блока "Двенадцать" Роль композиции в раскрытии идейного содержания поэмы А. А. Блока “Двенадцать” Роль символов в поэме А. А. Блока "Двенадцать" Роль символов в поэме А. Блока «Двенадцать». Символика в поэме А. Блока «Двенадцать» Символика и её роль в поэме А. Блока «Двенадцать» Символические образы и их смысл в поэме А. Блока «Двенадцать» Смысл образа Христа в поэме А. Блока «Двенадцать». Тема революции в поэме А. Блока “Двенадцать” Тема святости и греха в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Тема святости и греха в поэме А. Блока «Двенадцать» Христианская символика поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Человек в революции: рождение или гибель? (по поэме А. Блока «Двенадцать») Что услышал А. Блок в «музыке революции»? (по поэме «Двенадцать») Сочинение по поэме Блока «Двенадцать» Почему Христос? (по поэме «Двенадцать») Смысл финала поэмы А. Блока «Двенадцать» История создания поэмы «Двенадцать» А. А. Блока Тема революции в поэме Блока “12” Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать» Революция в поэме Блока «Двенадцать» Символические образы и их смысл в поэме “Двенадцать” Поэма «Двенадцать» - гимн революции или осуждение «свободы без креста»? (План) Тема революции и ее воплощение в поэме А.Блока «Двенадцать» ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ В ПОЭМЕ А.А.БЛОКА "ДВЕНАДЦАТЬ". Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Первый вариант) Художественный разбор стихотворения Блок А. А. «Двенадцать» Христианские мотивы в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Образец сочинения – Анализ финальной главы поэмы А. Блока «Двенадцать» «Старый мир» в поэме Блока «Двенадцать» Двенадцать – символическое обозначение массы Вечные" вопросы и их решение в поэме А.А. Блока "Двенадцать Особенности изображения двух миров в поэме А.Блока «Двенадцать». Старый и новый мир в поэме А. Блока "Двенадцать". Значение символических образов в поэме А. Блока «Двенадцать». Позиция автора в поэме «Двенадцать» «Новый» мир в поэме Блока «Двенадцать» Художественное своеобразие и вечные образы поэмы А. Блока «Двенадцать» Борьба двух «миров» в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Восприятие революции в поэме «Двенадцать» Понимание Блоком Октябрьской революции Особенности изображения двух миров в поэме А. Блока «Двенадцать»