Манипулятивное поведение. Предпосылки манипулятивного поведения личности

Дети , в отличие от взрослых, быстро ориентируются в семейных отно­шениях. Они точно определяют, кто из родителей не сможет отказать им и го­тов выполнить все их желания. Простые поначалу средства детской манипу­ляции (истерики и плач) с годами становятся более изобретательными. Привыкая к такой модели поведения, ребенок-манипулятор и во взрослой жизни не откажется от своих привычек. Поэтому так важно распознать при­знаки манипулятивного поведения на начальном этапе и научиться правиль­но вести себя с таким ребенком.

Профилактика манипулятивного поведения у детей

Манипуляция - наиболее распространенный вид челове­ческого общения.

В словарях оно трактуется как акт влияния на людей, управления ими с особенно пренебрежительным подтекстом. Когда мы говорим, что ребенок манипулиру­ет взрослыми, речь не идет о настоящей манипуля­ции. В этом возрасте малыш еще не может ста­вить себе цели "добиться контроля над пове­дением и мыслями другого человека", по­скольку сам не всегда осознает свои по­ступки, не говоря уже о планировании действий.

Распознавая признаки манипулятив­ного поведения ребенка, родители за­частую принимают это как проявление "артистизма" или "лидерства". Если поведение в какой-то ситуации можно предугадать, значит, дошкольник уже создал свой сценарий и ожидает соответствующего поведения взрослого. Все дети ма­нипулируют своими родителями и хорошо знают их сла­бые места.

Предпосылки к манипулятивному поведению

Появление в семье маленького манипулятора стано­вится следствием естественной для ребенка любви к по­вторениям. Если однажды у него получилось добиться чего-то подобным способом, он может использовать его много раз, до тех пор, пока будет получать желаемое.

Обучаясь общаться, ребенок нередко подража­ет поведению родителей и других окружающих его взрослых. У них он учится и приемам манипуляции. Например, мама обещает почитать еще одну сказку дочке, если она "разрешит" поставить горчичники. Воспитатель в детском саду отвлекает внимание ре­бенка разговором о новой игрушке, чтобы расстава­ние с мамой было не столь болезненным . Такое обще­ние с дошкольником практикуется почти во всех се­мьях. Оно не будет представлять опасности, если со­провождается уговорами, объяснениями и обсужде­ниями. Постоянное принуждение к принятию реше­ний не будет благоприятствовать тому, чтобы ребе­нок научился договариваться с людьми.

■ никогда не внушайте детям, что они непременно заболеют, если промочили ноги, не надели сви­тер, носки и т, д, - это может запрограммировать их на болезнь, если они станут искать в себе при­знаки недомоганий;

■ старайтесь как можно больше применять безме­дикаментозные средства лечения, чтобы ребе­нок не привыкал к тому, что таблетки - панацея; приучайте к здоровому образу жизни, ответствен­ности за свое здоровье;

■ учите детей выражать свои чувства без стеснения и относитесь к признаниям серьезно;

■ если подозреваете, что ребенок притворяется больным, не ругайте его, скажите, что болезнь не избавит его от трудностей, предложите поделить­ся проблемами, чтобы вместе их решить;

■ обратите внимание на то, как вы переносите бо­лезнь, ваше поведение определяет отношение к ней ребенка.

■ ребенок должен научиться не только требовать испол­нения его желаний, но и сам делать что-то для других;

■ не следует говорить ребенку, что он лучше и главнее всех и его желание - закон;

■ если дошкольнику что-то нужно, не стоит бросать все дела и исполнять его желание, дайте понять, что вы его выполните, как только появится свободное время ;

■ желания ребенка не должны быть во вред окружающим;

■ если ребенок чего-то хочет, объясните ему, что он тоже должен приложить усилия, чтобы добиться желаемого.

Применение некоторых манипуляций также не дает права говорить о том, что у ребенка сформиро­валось подобное поведение. Оно появляется лишь при условии, если дошкольник к трем-четырем годам становится эгоистом, что в действительности неверно, даже если вся семья старается выполнять его запросы. С раннего возраста сознание дошкольника концентри­руется на нем самом, на его собственных телодвижени­ях, потребностях. Именно за счет этого формирует­ся "Я" человека. Если окружающие заботливо ухажи­вают за дошкольником, своевременно удовлетворя­ют его потребности, у него вырабатывается "базовое доверие к миру". То есть ребенок изначально верит в положительный контакт с другим человеком, в то, что это принесет исполнение желаний. Но это чув­ство доверия не имеет ничего общего с эгоизмом.

Условием возникновения эгоизма является пол­ное центрирование семьи на ребенке, готовность пожертвовать всем ради удовлетворения любых его желаний и прихотей. Второе условие - гиперопека. К трем годам ребенок способен выполнять некото­рые действия по самообслуживанию. Если подоб­ного не происходит, он постепенно привыкает пе­рекладывать "эту обязанность" на чужие плечи и удовлетворять свои желания за счет других любы­ми способами.

Зачастую дети прибегают к таким крайним мерам "воздействия на родителей", как болезнь. Они могут "вызывать" температуру, действительно ощущать боль в животе или головную боль, если переживают только что увиденный семейный конфликт, услышан­ную фразу о болезни кого-то из членов семьи и др. Некоторые дети любят болеть, если родители прояв­ляли чрезмерное внимание к ним во время предыдущей болезни. В этом случае недуг - гарантия благ как материальных, так и ду­ховных, возможность стать центром всеоб­щего внимания. Для того чтобы понять, что стало причиной не­домогания, сто­ит проанализи­ровать: погодные условия повлия­ли на плохое само­чувствие или ребенок все же испытывает не­хватку внимания. У мно­гих родителей нет вре­мени не только погово­рить с дошкольником, но и обратить внимание на просьбу, взглянуть, что он смастерил, какой по­лучился рисунок. В этом случае у ребенка остается только один способ при­влечь к себе внимание - заболеть. Правда, если для родителей его плохое самочувствие становится досад­ным препятствием в работе, они, сдерживая раздраже­ние, стараются как можно быстрее вылечить малыша. Последствием этого в лучшем случае может оказаться поиск новых методов борьбы за родительское внима­ние. Нередко ими становятся проказы, очень быстро привлекающие внимание, пусть даже негативное.

Если именно отсутствие внимания родителей ста­ло причиной болезни ребенка, положение можно ис­править следующим образом. Начните уделять вни­мание малышу не только тогда, когда он болеет, но и когда здоров. В конечном итоге на это уйдет гораздо меньше сил и средств. Даже очень занятые родители могут найти для этого время. Общаться с дошкольни­ком нужно в той форме, в какой ему хочется, предо­ставив право выбора. Взаимодействие должно про­ходить "глаза в глаза". Желательно, чтобы отведенное на общение время было не занято посторонними де­лами - общением по телефону, приходом гостей и пр.

Правила поведения с ребенком-манипулятором

В целях профилактики манипулятивного поведения ребенка в первую очередь нужно установить с ним дру­жеские отношения, соблюдая при этом некоторые пра­вила. Так, родители должны быть лидерами в семье. Рас­согласованность их действий плохо сказывается на пси­хическом развитии детей, приводит к формированию неуверенности, тревоги и агрессии. За правило можно взять следующую схему: если ребенку нужно разреше­ние на что-либо, необходимо его получить у каждого из родителей. Тогда вместо манипулирования он будет ис­кать способ убедить папу и маму выполнить его желание.

Важно научить ребенка прямо просить о том, что он хочет, а не прибегать к приемам манипуляции. Ро­дителям нужно твердо держать свое слово: иногда дети манипулируют взрослыми, когда знают, что, на­доедая уговорами достаточно долго, они могут "нет" превратить в "да". Такой способ манипуляции как пря­мой шантаж следует пресекать сразу.

В воспитании детей очень важна дисциплина как аль­тернатива манипуляции ребенка родителями. Различают внешнюю и внутреннюю дисциплину. Внешняя заключа­ется в том, чтобы дети слушали родителей, а внутренняя основывается на выработке у ребенка самодисциплины.

Для внешней дисциплины характерны такие поня­тия, как "награда" и "наказание". Наказание зачастую по­давляет чувства детей, вызывает агрессию, которая про­воцирует повторное наказание. В итоге ребенок ста­новится неуверенным в себе, не чувствует поддержки. Родители ошибочно считают, что жесткое воспитание будет способствовать исправлению дошкольника, на самом деле поведение его будет только ухудшаться.

Ребенок должен чувствовать себя членом обще­ства и ощущать безопасность. Только тогда родители смогут воспитывать его с помощью актуализирующей дисциплины, а не манипуляторской. При этом важно создать в доме благоприятную атмосферу, где ребен­ку спокойно и уютно. В этом случае он сможет нор­мально воспринимать определенные ограничения.

Один из способов справиться с детской манипуляци­ей (в т. ч. в виде капризов и истерик) - переключить вни­мание ребенка. Можно отвлечь его каким-то новым яр­ким предметом или предложить интересное занятие. Например, посмотреть диафильм, мультфильм или по­читать любимую сказку, нарисовать картину. Взрослый также может рассказать ребенку стихотворение, по­тешку, вспомнить забавную пословицу или поговорку.

Еще один вариант - участие дошкольника в выбран­ном взрослым занятии (уборке квартиры , дежурстве. приготовлении пищи и т. д.). Когда он подключается к де­лам родителей или воспитателя, то ощущает свою нуж­ность, приобщается к миру взрослых. Если выбирать за­нятие совместно, то дошкольник учится считаться с мне­нием окружающих его людей.

Взрослые могут сами подключиться к занятиям ма­лыша, перестать на время быть строгим родителем, воспитателем, стать равноправным участником какой-нибудь детской игры. В качестве примера в приложе­нии представлены некоторые "отвлекающие" игры, ко­торые можно проводить как дома, так и в детском саду.

Таким образом, четкая линия поведения родите­лей и других окружающих ребенка взрослых, непод­дельное внимание к его действиям, чувствам и эмоци­ям позволят установить с дошкольником дружеские отношения, помогут сформировать правильные мо­дели поведения.

■ Отделяйте чувства от действия. Даже если ребенок заслужил наказание, не судите его строго, он должен чувствовать любовь. Дайте понять, что действия были неправильные, их нужно исправить. Чтобы изменить действия, нужно понять чувства.

■ Если ребенок испытывает эмоциональные трудности, подход к нему должен быть другим. Не наказывайте его - это может усугубить ситуацию.

■ Отвечайте на чувства ребенка, пусть он рассказывает вам все, дав выход эмоциям.

■ Если все-таки ребенка нужно наказать, пусть он сам выберет, например, остаться ему без воскресного просмотра телевизора или лишиться сладкого на ужин.

■ Если наказываете ребенка, убедитесь, что он понимает за что.

■ Ребенок должен понимать, что вы чувствуете его проблемы и что они ваши общие.

■ Направляйте действия ребенка в благоприятное русло, предотвращайте разрушительные действия. Важно принимать своего ребенка, помогать ему развиваться, не разделяя мир на детский и взрослый.

Приложение

Игры для родителей и педагогов по профилактике манипулятивного поведения у дошкольников

"Утушка"

Взрослый играет роль "утушки", а дети - утят, которые ходят за ним хвостиком. Он зовет их скороговоркой: "Быстрей, быстрей, утятки, Быстрей, быстрей, дикие перышки".Утенок (или несколько утят) выстраиваются друг за другом и ходят вслед за утушкой по комнате, преодоле­вая различные препятствия (проползая под стульями, перелезая через диван, подражая кряканью утят и т. д.).

"Гуси летят"

В этой игре взрослый выступает в роли водящего. Он называет различных птиц, которые летают: "утки летят", "лебеди летят" и т. д. После этих слов дети должны поднять руки и помахать "крыльями", если названная пти­ца действительно летает. Но когда водящий говорит, например, "кошки летят", игроки стоят, не поднимая рук.

Тот, кто ошибается, отдает фант (принадлежащую ему вещь) и затем выполняет какое-либо задание (в со­ответствии с возрастом). Взрослому нужно называть только тех животных и птиц, которые известны детям.

"Суша и вода"

Ведущим может быть как педагог, так и ребенок. К участию привлекаются также и другие члены семьи. Ког­да ведущий произносит слово "суша", игрок или игроки прыгают вперед, когда ведущий говорит слово "вода", игроки делают шаг назад. По желанию задания можно менять. Например, не прыгать, а поднимать руки, при­седать, что-нибудь говорить. Слова ведущего также могут изменяться: "берег - река", "море - земля" и т. д.

"Поиски клада"

Взрослый прячет в комнате какую-нибудь сладость или игрушку. Затем пытается заинтересовать дошкольни­ка описанием "клада" (вкусный или приятный предмет) и его местонахождением. Степень сложности задания зависит от возраста ребенка. Не стоит прятать предмет слишком далеко. Дошкольник должен найти спрятанное.

"Как тебя зовут"

Ведущий дает игроку или игрокам имена, например Пуговица, Метла, Пузырек и т. д. После этого задает во­просы, на которые участники должны отвечать одним словом - своим игровым именем. Если кто-то ошибает­ся или теряется, он проигрывает.

"Что это?"

Для этой игры понадобятся платок, игрушки или различные мелкие предметы. Участники по очереди завя­зывают глаза и на ощупь пытаются определить, что за предмет им дали. Вещи должны быть хорошо знакомы ребенку, чтобы он без особых усилий смог их отгадать. Задача взрослого, наоборот, подольше подумать, сде­лать вид, что он затрудняется с ответом. Осознание своего превосходства очень обрадует и развеселит ребенка.

"Угадай-ка"

Взрослый показывает ребенку несколько предметов (не более 6-8, в зависимости от возраста). Потом он незаметно убирает один или два из них. Дошкольник должен вспомнить, каких предметов не хватает. В игре можно использовать игрушки или картинки с изображениями.

"Что я загадал"

Водящий загадывает какой-либо предмет, находящийся в комнате. Его задача - описать его другому игро­ку, не называя его. Когда тот отгадывает, они меняются местами.

"Снежный ком"

Играющие по очереди называют названия предметов или животных (существительные). Когда первый игра­ющий говорит, например, слово "дом", второй должен сначала повторить его, а потом назвать свое слово. Сле­дующий игрок повторяет все предыдущие слова и предлагает свое. Так продолжается до тех пор, пока кто - нибудь не собьется. Тогда можно начать игру сначала.

Манипуляция представляет собой преднамеренное и скрытое действие по принуждению другого человека к переживанию определённых состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для манипулятора. В чем отличие манипулятивного стиля от агрессивного стиля поведения?

Прежде всего, различие этих стилей состоит в сокрытии целей от объекта манипуляции. Если Вы раскроете цели манипулятора, это приведет к разрушению манипуляций над Вами. К отличительным чертам манипуляции относятся: осознанность манипулятором своих целей и средств, скрытость целей манипулятора, скрытость средств манипулятора, перекладывание ответственности за происходящее на других.

В толковом словаре русского языка «манипуляция» описывается как «проделки, махинации». Ряд отечественных психологов (Е.В. Сидоренко, Л.И. Рюмшина и д. р.) под манипуляцией понимают скрытое психологическое воздействие на человека для достижения своих собственных целей.

Кто такой манипулятор? Это и уважаемый бизнесмен, стремящийся к успеху (своему собственному, разумеется) с помощью служащих, представляющих для него свое время и талант за месячную зарплату. Это и рабочий, которого интересует лишь заработная плата, а не выполняемая им работа. Это и муж, скрывающий размеры своей зарплаты от супруги с тем, чтобы иметь возможность припрятать что-то про запас для личных нужд. Это и депутат, изрекающий длинные бессмысленные речи, так как больше ничего не может предложить своим избирателям. Это и стареющий родитель, цепляющийся за болезнь, чтобы привлечь внимание своих детей. Это и политик, который обещает все в будущем, кроме реальных улучшений.

Манипулятор – сознательно применяет обманные трюки, которые позволяют принизить и обес-ценить Вас, сделать из Вас вещ, подвластную тотальному контролю. Обычно человек не рождается манипулятором. Он развивает способность манипулировать другими людьми с тем, чтобы избегать неприятностей и добиваться желаемого. Благодаря манипуляции существование человека может на время становится более комфортным, но благодаря ей же он утрачивает уважение к себе, теряет друзей, приобретает неизлечимые заболевания. Сокрытие своих истинных эмоций приводит к отсутствию получения радости от жизни – таков удел манипулятора. Его цель – окончательно освободиться от каких бы то ни было чувств по отношению к окружающим людям и начать использовать людей как неодушевленные предметы, как вещи.

Основную свою задачу манипулятор видит в том, чтобы производить некое «должное впечатление». Из живого человека он превращается в озабоченный автомат, не желающий признаваться в своих ошибках и постоянно обвиняющий в них кого-то или что-то другое. Он цепляется за уводящие в сторону объяснения, между тем как язык его тела говорит правду, выдавая манипулятора с головой: отсутствующее выражение лица, надутые губы, каменная отчужденность или профессиональная улыбка – все это печать неискренности, отсутствие коммуникабельности. Не имея своего лица, манипулятор обзаводится маской, которая, как он думает, понравится аудитории и произведет желаемый эффект, или обзаводится холуями, готовыми подобострастно выполнят распоряжения своего «вожака».

Каким же образом могут проявляться манипуляции сотрудников? Это жалобы на бедственное положение дел в фирме, просьбы «войти в положение». Целью такой манипуляция является стремление увеличить собственную прибыль за счёт Вас.

Примером манипуляции при общении внутри организации могут также служить лестные отзывы о Ваших профессиональных качествах, но в дальнейшем сопровождаемые просьбой к Вам о «небольшом» одолжении. Обычно таким способом достигается цель – переложить выполнение работы на Вас.

Основной недостаток манипулятивного стиля заключается в риске раскрытия манипуляции, из-за чего манипулятор всегда находится в нервном напряжении. Многие из нас сталкивались с манипулятивным поведением. Оно вызывает раздражение, досаду, тревогу, подозрения, чувство вины. Эти чувства затрудняют деловое взаимодействие, приводят к возникновению конфликтов и могут приводить к разрыву отношений. Манипулятор также часто становится объектом встречных манипуляций. Например: «спасатель» требует у «жертвы» оказания ответной услуги: «Ну я же тебе помог! Помоги и мне ты». Как правило, манипуляция основана на утаивании информации. Поэтому манипулятивный стиль взаимодействия часто препятствует движению рабочей информации, затормаживает скорость принятия важных решений, что приводит к ошибкам в деятельности и снижению эффективности работы организации.
_________________________________________
Помимо агрессии и манипуляции выделяют третий стиль поведения – разумное поведение. В науке его называют ассертивное поведение. В чем заключаются особенности этого стиля поведения? Разумное поведение предполагает такой способ действий, при котором человек активно и последова-тельно отстаивает свои интересы, открыто заявляет о своих целях и намерениях, уважая при этом интересы окружающих. Можно выделить характерные черты человека проявляющего разумное поведение:

  1. Передает информацию без искажений. «Иван Петрович вчера сказал:…», «Газета «Панорама» сообщила…», и там, где это важно или возможно, ссылается на источник данных. Такой человек редко в общении использует обобщения типа «всегда одно и тоже», «вечно вы…», «никому нет дела…» или «все говорят…».
  2. С готовностью передает хорошие новости и не рвется передавать плохие. Такой человек не передает критические замечания. Он более заинтересован в том, чтобы другой человек чувствовал, что окружающие относятся к нему с симпатией и принимают его, а не думал, что его недолюбливают. Он скорее ошибется в сторону преувеличения положительных черт других, чем в сторону критики. Пример: Наташа говорит Ирине: «Привет, ты видела, какое у Кати новое пла-тье? Оно очень ей идет, хотя она слегка располнела». Ирина говорит Кате: «Наташа говорила мне про твое новое платье, и ты знаешь, она права. Оно очень тебе идет!»
  3. Передает информацию без значительных изменений, а если что-то и пропускает, то стремится пропустить то, что может принести вред или обиду. Такой человек не любит обижать других. Пример: Главный редактор своему секретарю: «Так, фотограф Николай должен представить три фотографии к статье ровно в четыре часа. Он сдает свои фотографии с запаздыванием, и это меня уже бесит! Так что скажи этому недотепе, чтобы ровно в четыре. Хорошо? Секретарь: «Сейчас же сделаю!». Секретарь фотографу Николаю: «Главный редактор требует, чтобы ты сдал ему три фотографии к статье ровно в четыре часа. Хорошо?»
  4. Обычно правильно выбирает те цели, которые действительно требуют исправления. Такой человек чинит спустившую шину, а не пинает проходившую рядом собаку, или оскорбляет прохожих людей.
  5. Обычно завершает начатые им дела. Пример: Иван: «Я отметил возле этого дерева место, где я хочу построить новую мастерскую. У меня тогда будет достаточно места для обеих машин в гараже». Петр: «Это будет выглядеть отлично, Иван, но я точно не захотел бы возиться со всеми нужными юридическими разрешениями». Иван: «Ох, я совсем забыл об этих разрешениях». Две недели спустя… Иван: «Вот мое разрешение на постройку. Теперь я могу действительно начать строить».
  6. Принимает ответственность за свои ошибки. Пример: Ольга своей матери: «Мне очень стыдно, но я вчера не сказала тебе о том, что ты была при выступлении на научной конференции великолепна. Извини меня, мне действительно понравился твой доклад».
  7. Помогает другим людям, содействует созидательной или помогающей кому-то деятельности и оказывает активное сопротивление действиям, которые вредят другим. Пример: «Прекратите ломать деревья возле нашей пятиэтажки! Необходимо организовать субботник по посадке новых саженцев». Пример: Наркоторговец школьнику: «Вот эта белая упаковка поможет тебе быстрее делать домашние задания – с этими штучками школа гораздо веселее! И стоит это всего-то пятьдесят долларов!» Петр, проходивший рядом: «Что здесь происходит? Эй! Да ты даешь этому мальчику наркотики!» Наркоторговец: «О, это просто пустячок, который сделает школу гораздо веселей для него. Я знаю, как он ее не любит…» Петр: «Катись! И если ты еще хоть раз подойдешь к этой школе…»
  8. Для такого человека чужая собственность является чужой, и он не одобряет ее кражу или использование без разрешения. Пример: Алексей: «Слушай, Иван, давай возьмем эти доски? Они уже целую неделю здесь лежат». Иван: «Эти доски привезли для строительства забора. Если тебе необходимы доски – купи их в магазине».
  9. Способствует общению и стимулирует потоки общения. Пример: Директор: «Я хотел бы сказать тебе Петр, что у меня в организации нет секретов от моих сотрудников. Поэтому на любой твой вопрос ты получишь полный ответ». Пример: Жена мужу: «Максим, давай договоримся, что между нами будет откровенность, и мы будем говорить друг другу то, что мы думаем».

В литературе описан набор правил, которые соблюдает в своем поведении разумный человек (М. Дж. Смит): «Разумный человек осведомлён о собственных правах, пользуется ими и, при необходимости, отстаивает свои права. В то же время разумный человек признаёт за окружающими такие же права и стремится строить взаимоотношения без нарушения чьих-либо прав».
М. Дж. Смит также приводит целый список неотъемлемых прав личности:

«Вы имеете право судить о собственном поведении, мыслях, эмоциях и брать ответственность за их последствия на себя.
Вы имеете право не оправдываться.
Вы имеете право решать, должны ли вы брать на себя ответственность за чужие проблемы.
Вы имеете право передумать, изменить свое мнение.
Вы имеете право делать ошибки и отвечать за них.
Вы имеете право сказать: «Меня это не интересует».
Вы имеете право не зависеть от того, как к вам относятся другие.
Вы имеете право сказать: «Я не знаю».
Вы имеете право быть нелогичным в принятии решений.

Разумный стиль поведения наиболее благоприятен в повседневной деятельности организаций. Этот стиль позволяет находить взаимоприемлемые решения и сохранять отношения даже в очень сложных ситуациях. Сложности с применением разумности связаны с тем, что навыки такого поведе-ния требуют серьёзного обучения и тренировки.

Давайте учиться быть разумными и окружать себя разумными людьми!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный архитектурно - строительный университет»

По дисциплине «Конфликтология»

На тему: «Сущность манипулятивного поведения»

Выполнил: студентка 1 курса гр. № МПМ - 16 сз

Красильникова М.Ю.

Заочного отделения

Проверил: доктор психологических наук,

Доцент Дрягалова Е. А.

г. Нижний Новгород 2016 год

Введение

В современном обществе комплексно рассматривается проблема манипулирования людьми с использованием различных средств, способов и технологий информационно-психологического воздействия, ставшего достаточно массовым явлением в повседневной жизни, экономической конкуренции и политической борьбе и представляющего основную угрозу информационно-психологической безопасности личности в современных условиях развития современного общества.

Каждый из нас неоднократно участвовал в манипуляции как в роли манипулятора, так и в роли жертвы манипуляции. Последняя роль неизменно связана с неприятными переживаниями. Часто мы поддаемся на манипулятивную провокацию, чтобы избежать неприятных чувств (страха, стыда, вины и т.д.), или желая заслужить чье-то одобрение, повысить свой престиж, лучше выглядеть в чьих-то глаза. Неудовлетворенность результатом также вызывает неприятные переживания. Вспомните ситуации, когда вскрывалась неискренность наших партнеров, когда мы чувствовали досаду на то, что попались на чужую удочку: проговорились, предложили, пообещали, согласились, сделали, а потом выяснилось, что все действия наших партнеров были направлены на достижение своих собственных целей, о которых мы не знали.

Манипуляция сознанием один из способов господства и подавления воли людей путём воздействия на них через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении. В таком случае цель манипуляций - скрывая свои истинные намерения, побудить другого человека к совершению определенных действий, изменению ценностных установок, представлений и мнений и т.п., одновременно сохраняя у него иллюзию независимости, самостоятельности принимаемых решений или действий. Иными словами, побудить человека к тому, чего он делать не хочет, отвратить от того, к чему он стремится, но при этом создать у него уверенность, что он действует по собственной воле.

Манипулирование- это один из видов психологического воздействия, грамотное исполнение которого приводит к незаметной для человека активизации нужных вам настроений и реакций у него. Манипулируя поведением какого-либо субъекта, зачастую вы активизируете в нем не свойственную ему реакцию. Его ожидаемые и планируемые поведенческие действия оказываются измененными в результате вашего эффективного, но скрытого манипулирования.

Проще говоря, манипуляция- это незаметное управление поведением и эмоциональным состоянием другого субъекта через провоцирование необходимой манипулятору реакции.Инициатора, управляющего воздействием, называют манипулятором, а адресата воздействия - жертвой. Однако очень важно осознавать, что манипулирование- это непростое искусство, несерьезное отношение к которому может не только сделать вашу манипуляцию неэффективной, но и подвергнуть вас опасности общественного обвинения и разрушению всех прежних межличностных контактов.

Манипуляцию можно сравнить с управлением куклой-марионеткой: со стороны кажется, что двигается она самостоятельно, но это иллюзорное восприятие, ведь все ее движения зависят от желаний человека, который ловко дергает за ниточки. Так и в процессе общения: манипулятор умело управляет поведением своего собеседника. В роли «ниточек» в этом случае выступают эмоции.

Оказанное на человека воздействие относят к манипулятивным, если:

Это воздействие психологическое

Человек, на которого оно направлено, рассматривается как средство для достижения каких-либо целей

Воздействие носит скрытый характер

Воздействие исполнено с определенным мастерством.

Последние два условия создают иллюзию самостоятельности действий у объекта манипуляции.

Сущность манипулятивного поведения

Манипулятивное поведение - это особое поведение человека, направленное на взаимодействие с окружающими людьми, возникающее при необходимости достичь желаемого, применяя при этом приемы манипулирования.

Сущность манипулятивного поведения заключается в том, чтобы вызвать у человека намерения, не совпадающие с его актуальными желаниями, побудить его действовать в интересах манипулятора.

Можно выделить три источника информации о существовании манипуляции:

Позиция манипулятора. Каждый человек многократно побывал в ней: то как ребенок, вьющий веревки из взрослых, то как родитель, загоняющий ребенка в позицию виноватого, то как поклонник, добивающийся внимания к себе со стороны объекта обожания, то как покупатель, ищущий благосклонности продавца, то как подчиненный, избегающий ответственности за упущения в работе.

Позиция жертвы манипуляции. Достаточно поменять отмеченные выше ролевые пары - и окажется, что все действия партнеров были направлены лишь на достижение необходимой им цели, о которой они по каким-то своим соображениям жертве не сообщили.

Позиция внешнего наблюдателя. Человеку, не вовлеченному в манипулятивное взаимодействие, приходится заниматься реконструкцией его деталей и характера: восстанавливать недостающие звенья, домысливать за участников. На помощь приходит собственный опыт. С одной стороны, наблюдателю самому приходилось манипулировать, этот опыт позволяет действия других интерпретировать как манипулятивные. С другой стороны, опыт жертвы манипуляции делает его более чувствительным к манипулятивным попыткам.

Существует 3 стратегии манипулятивного поведения:

Активная - манипулятор стремится главенствовать и властвовать любой ценой, с помощью активных методов. Для него жизнь - это постоянная битва за власть, а люди - соперники и даже враги, реальные или потенциальные. Как правило, он пользуется при этом своим социальным положением или ролью: родитель, начальник, учитель и т.д. Он опирается на слабость (физическую, моральную, материальную и пр.) других людей и добивается контроля над ними.

Пассивная - он никогда не вызывает раздражения, вялый и пассивный. Прикидывается беспомощным и глупым. Позволяет другим думать и работать за него. Выигрывает, терпя поражение;

Смешанная - манипулятор использует стратегии активного и пассивного манипулятора в зависимости от обстоятельств или партнера, с которым он общается. Философия смешанного манипулятора - добиваться своих целей (контроль окружающих и избегание ответственности) любыми доступными средствами.

Также существует несколько причин манипулятивного поведения:

Большинство ученых придерживаются мнения, что главная причина, по которой выбирается манипулятивное поведение - это наличие внутреннего конфликта между желанием человека быть самостоятельным, независимым и стремлением найти поддержку у других людей. С одной стороны личность не уверена в собственных силах, но с другой - окружающим она тоже полностью не доверяет, поэтому и выбирает стратегию, при которой может влиять на поступки окружающих, сохраняя видимость непричастности. Этот неосознаваемый конфликт присущ каждому. Именно поэтому все люди независимо от уровня воспитанности и наличия жестких этических принципов склонны к манипулированию.

Другая причина, по которой люди начинают манипулировать - это нежелание просить об одолжении. Когда человек просит о чем-то, он демонстрирует свою беспомощность, некомпетентность, что негативно сказывается на самооценке. Также он автоматически становится должным, а быть обязанным никто не любит.

Еще одна важная причина, почему люди выбирают манипулятивное общение, заключается в том, что подсознательно человек стремится доминировать над другими, подчинять их поведение своей воле. Это дарит чувство превосходства и удовлетворенности собой.

Характерные черты манипулятора:

Ложь- использование различных приемов, методов и маневров, разыгрывание ролей;

Неосознанность действительного значения жизни, ограниченность восприятия локальными целями: апатия, скука;

Закрытость, намеренность, стремление контролировать ситуацию;

Цинизм - не доверяет ни себе, ни другим, делит людей на контролирующих и контролируемых.

Виды и техники манипулятивного поведения

Классификация видов манипулирования сознанием проводится по различным критериям:

по форме проявления - идеология, имиджелогия, гипноз, гадание, слухи, внушение, убеждение;

по степени смысловой обработки - социальные мифы, социальные стереотипы, коммуникативно-семиотическое манипулирование;

по направленности манипулятивных потоков на социальные группы, различные по полу, возрасту, профессии;

по характеру воздействия - агрессивный и неагрессивный типы воздействия.

Классификация манипулятивного поведения:

Вербальная и невербальная манипуляция

При вербальной манипуляции средством воздействия на собеседника служит речь манипулятора, то есть все слова и звуки, произносимые им в ходе общения. Невербальная манипуляция осуществляется при помощи невербальных знаков, то есть это позы, жесты, взгляды, мимика, территориальное расположение и т.д.

Осознаваемая и неосознаваемая манипуляция

Осознаваемая субъектом манипуляция бывает:

Социально желательная - речь идет о манипуляции, которую человек совершает из лучших побуждений, желания помочь ближнему;

Неодобряемая манипуляция - направлена на получение собственной выгоды;

Вынужденная манипуляция - направлена на достижения полезного для всех результата. Манипулятор, независимо от добродетельного или корыстного мотива, осознает социальную нежелательность своего поведения, может чувствовать вину.

Неосознаваемая манипуляция проявляется в использовании вранья. Вранье принципиально отличается ото лжи, как намеренного искажения фактов. Вранье может оказываться внешним проявлением защитных механизмов: стремление защитить внутренний мир, не открывать душу, проявление снисходительности. Защитная манипуляция представляет собой совокупность не выражаемых вслух, скрытых способов воздействия на собеседников, направленных на предупреждение таких возможных их слов и действий, которые потребуют от субъекта актуализации защитных механизмов личности.

Самые применяемые виды манипулирования:

Манипуляция любовью. Одна из самых коварных и жестоких манипуляций, которыми часто пользуются в семьях. Ребенок, привыкший к такому обращению, начинает понимать, что самые близкие люди не принимают его целиком, любят не за то, что он есть, а за то, что он что-то делает или не делает. В партнерских отношениях, такие разговоры также не приводят ни к чему хорошему. Ведь в данном случае на одну чашу весов кладется любовь, а на другую некое условие. Получается, что любовь - это некий товар, который при необходимости можно обменивать на услуги или деньги.

Манипуляция страхом.Использование людских страхов - одни из самых любимых приемов манипуляторов всех типов и мастей. Очень часто они играют на недостаточной информированности человека.

Манипуляция чувством вины. Она очень распространена в семейной жизни, ее частое использование приводит к тому, что муж и жена начинают играть в увлекательную игру - коллекционирование чужих провинностей. Кто больше насобирал, тот выиграл, считай - получил права на реализацию своих сокровенных желаний.

Манипуляция чувством гордости. Тщеславие возведено в ранг главной идеи западной цивилизации. Быстрее, выше, сильнее и дальше со всеми остановками вплоть до конечной. Главное не останавливаться и не задумываться. Хотя Карл Юнг, психолог и философ говорил о том, что первая половина жизни - это учеба, поиски работы, женитьба. Беготня, одним словом, но беготня оправданная. Если во второй половине человек патологически настроен на приобретение и стремление кого-то догнать - он заболевает.

Манипуляция чувством жалости. Существуют очень коварные и тонкие манипуляторы чувством жалости - "жертвы", которые все время жалуются на жизнь и собирают дивиденды - слова ободрения и помощь. Эти "жертвы" также являются вампирами. Они могут бесконечно долго обсуждать с вами их жизненную ситуацию, но никогда не сделают ничего, чтобы что-то изменить. Потому что они - счастливые жертвы.

Также существует несколько техник манипулятивного поведения:

Техника «Полярная реакция». Некоторые люди поступают всегда напротив, нежели им предлагают. Они очень уязвимы с точки зрения внушения, ведь достаточно верно построить фразу и они становятся её рабами, выполняя её наоборот.

Техника «разрыв шаблона». Шаблон - это привычная и отработанная до автоматизма последовательность каких-либо действий. Изменение в такой последовательности вводит человека в транс. Если прервать любой шаблон и вставить в середину чёткую команду или программу, человек, находящийся в замешательстве, лишь бы выйти из этого крайне неприятного положения, сделает то, что просит манипулятор.

Техника «Забалтывание».Манипулятор говорит много, часто перескакивая с одного вопроса на другой, постоянно держа сознание собеседника связанным, и завершает своё внушение тем предложением, с которым пришёл.

Техника допущения. Делается допущение возникновения определенной поведенческой реакции. Для этого предложения конструируются с помощью оборотов речи, указывающих на время или последовательность действий. Типичные обороты речи, используемые в этой технике: «до того как»,«после того как...», «в течение...», «по мере того как...», «прежде чем...», «когда...», «в то время как...»Например: «Прежде чем сообщить мне, над какой проблемой вы хотите работать, сделайте глубокий вдох»; «Прежде чем вы согласитесь с моим предложением, взгляните на эти схемы».

Техника противопоставления.Здесь рассматриваются две поведенческие реакции, которые можно противопоставить. Используя противопоставления, полезно опираться на кинестетику, чтобы создать у человека убеждение в наличии противоположностей. Например: «Чем сильнее вы стараетесь оказать сопротивление, тем скорее вы поймете, что оно напрасно»; «Чем тяжелее кажется проблема, тем легче оказывается подходящее решение»; «Чем тяжелее дается вам изучение этого курса, тем легче будет его практическое применение».

Техника «Выбор без выбора». Вот несколько фраз, которые можно использовать в этой технике. «Вы сможете применять полученные знания сразу или после небольшой тренировки?». Используя технику «выбора без выбора», человеку предоставляется на выбор несколько возможностей, каждая из которых манипулятора вполне устраивает.

Якорная техника. Она является самой мощной техникой манипуляции сознанием. У каждого есть такая песня или мелодия, услышав которую, он вспоминает свое прошлое и как бы возвращается в то время. У каждого образ смеющегося ребенка вызывает определенные чувства. У каждого есть якоря, и этих якорей очень и очень много. И якоря могут быть в любой модальности и зрительные, и слуховые, и кинестетические. Якорь можно использовать для вызывания любого чувства вновь и вновь. Манипулятор может установить якорь, который будет вызывать у другого человека нужные чувства даже тогда, когда его нет рядом.

Таким образом, манипулятор имеет много техник и видов манипуляций, которыми вынуждает человека поступать таким образом, каким будет выгодно именно ему - манипулятору.

манипулятивный поведение выбор страх

Заключение

Манипуляция в современном обществе, является одной из распространенных форм социальной коммуникации. В обществе,манипулятивное поведение необходимо человеку в его борьбе за существование, но большая часть манипуляций негативно влияет на жизнь самих манипуляторов и на жизнь их близких.

В самом определении манипуляции имеется противоречие, с одной стороны, общепризнано, что это негативное явление, однако в работах таких известных ученых как ЭвереттШострома, Евгения Доценко о манипуляции, отмечается ее возможная положительная роль. Манипуляция может производиться и в интересах манипулируемого. Рассмотрение манипуляции в качестве частного случая, разновидности скрытого управления снимает это противоречие: если действия инициатора производятся в интересах адресата, то это социально одобряемое; если же они эгоистичны - то это манипуляция, осуждаемая в общественном сознании.

Склонность человека к манипулятивному поведению в психологии называется макиавеллизм, который рассматривается как личностная черта и как набор поведенческих стратегий. Личности с высоким уровнем макиавеллизма характеризуются как эгоистичные, доминирующие, амбициозные, смелые, умные и настойчивые. Они обладают выраженной способностью к сокрытию негативных характеристик своей личности, они более коммуникабельны и убедительны независимо от того, говорят они собеседнику правду или лгут. Эти личности более целеустремленны и конкурентоспособны, направлены, прежде всего, на достижение цели, а не на взаимодействие с партнерами. Как правило, люди с высоким уровнем макиавеллизма имеют безразличное мнение о других, циничный взгляд на людей вообще. Они четче замечают слабые места других людей и успешно пользуются этим.

Личности с низким уровнем макиавеллизма характеризуются как сентиментальные, нерешительные, трусливые, поддающиеся влиянию, честные и надёжные. Они строят своё поведение по идеальному образцу взаимодействия с другими, где отношения построены по субъектно-субъектному принципу в противовес субъектно-объектному.

Манипулятор имеет много техник и видов манипуляций, которыми вынуждает человека поступать таким образом, каким будет выгодно именно ему - манипулятору.

Ни для кого не секрет, что даже в самых обычных ситуациях практически все люди манипулируют, и те, кто утверждают, что они этого не никогда делают, зачастую просто невнимательны к своему поведению. Что-то человек делает осознанно, а что-то нет, не отдавая себе в этом отчета. Но скрытое влияния друг на друга - это то, без чего нельзя представить современное общество, это реальность человеческих взаимоотношений нашего времени. И знать, кто и как тобой манипулирует, очень важно для любого человека.

Список используемой литературы

Кузьмина Т.В. Эффективное манипулирование поведением человека [Электронный ресурс]/ Кузьмина Т.В.-- Электрон.текстовые данные.-- М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2010.-- 147 c.

Конфликтология: учеб.пособие для студентов гуманитарных вузов / В. И. Курбатов. - 3-е изд., стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 445 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 430-439

Доценко E.Л. Психологическое определение манипуляции //Психологический журнал, 2010. - т.14, №4-с. 132

Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: Алгоритм, 2006. - 528 с.; М.: Эксмо, 2005. - 832 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Манипуляция как предмет психологического анализа. Характеристика видов манипулятивного поведения личности. Анализ характерных особенностей манипулятивного поведения будущих психологов. Программа снижения подверженности манипулятивному воздействию.

    дипломная работа , добавлен 04.05.2015

    Факторы и причины формирования манипулятивного поведения. Особенности использования скрытого способа воздействия на сознание личности в межличностном общении. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей манипулятивного общения.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2011

    Сущность агрессивного поведения среди молодежи. Причины возникновения и механизм действия агрессии. Атмосфера в семье и среди сверстников. Характерные черты агрессивности у мальчиков и девочек. Профилактика и коррекция агрессивного поведения у подростков.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2014

    Определение понятия "гнев". Его причины, возможные проявления. Типичная реакция собеседника. Социальные и клинические проблемы, связанные с данным чувством. Способы открытого проявления раздражения, злости и гнева. Контроль агрессивных эмоций и поведения.

    презентация , добавлен 01.12.2014

    Конфликт как социально-психологический феномен: сущность, основные виды, причины. Стратегии конфликтного взаимодействия. Акцентуации характера: понятие, типологии. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности на поведение в конфликте.

    дипломная работа , добавлен 12.01.2014

    Понятие, сущность и характерные черты пропаганды; история исследования манипулирования сознанием. Психология, сущность и определение PR; изучения в области влияния на целевую аудиторию. Рассмотрение сходства и различий характеристик данных понятий.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2014

    Сущность понятия конфликта как особого социального явления, его виды и причины возникновения; роль конфликтогенов, способствующих его развитию. Основные стили их разрешения. Стратегия поведения в конфликтной ситуации с помощью метода Томаса – Килмена.

    контрольная работа , добавлен 25.06.2010

    Аддикция как одна из форм деструктивного поведения, ее характеристика и отличительные признаки, типы и виды реализации. Деструктивная сущность аддиктивного поведения, степень и основные причины распространения в современном обществе, меры профилактики.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2010

    Виды и формы девиантного поведения. Причины и факторы, детерминирующие это социальное явление. Социальные причины девиантного поведения у подростков. Психологический подход, рассматривающий девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2014

    Определение отклоняющегося поведения и анализ различных форм его проявления: психического заболевания и антисоциального поведения. Понятие, виды и причины возникновения девиантного поведения, три вида теорий. Методы и подходы к изучению проблемы.

Цель манипулятора - "прибрать к рукам" другого человека, но так, чтобы у того создалось впечатление, будто он самостоятельно управляет своим поведением. Проанализируйте манипулятивные признаки поведения оппонента: кто же перед вами и как к нему относиться?

Для начала немного о механизме манипуляции.

Манипуляция - это вид психологического воздействия, которое используется для скрытого внедрения в психику жертвы целей, желаний, намерений, отношений или установок манипулятора, не совпадающих с актуально существующими потребностями жертвы.

Цель манипулятора «прибрать к рукам» другого человека, помыкать им, но делать это настолько искусно, чтобы у того создалось впечатление, будто он самостоятельно управляет своим поведением.

Как выявить манипулятивное поведение своего партнера?

Ну, во-первых, вы можете вычислить манипулятора по следующим действиям. Итак, советую насторожиться, если вы заметили, что ваш партнер:
>>> Старается слишком приблизиться или, наоборот, отдалиться, нарушая границы вашего психологического пространства или разрывая необходимую дистанцию для контакта.
>>> Принимает закрытые позы, систематически подпирает голову или излишне суетится.
>>> Завораживающе смотрит, не отводя глаз, или, наоборот, часто отводит взгляд, смотрит вдаль, мимо вас.
>>> В серьезные моменты трет кос, ухо, шею, прикрывает рот или, наоборот, слишком уравновешен и спокоен, даже в напряженных ситуациях.
>>> Частенько играет фактами вашего прошлого делового опыта - досконально изучил, знает ваши сильные и слабые стороны.
>>> Много внимания уделяет вашей личной жизни (семейное положение, хобби, интересы, здоровье, досуг и т.д.).
>>> Старается вводить в разговор философские темы, а заодно пытается выяснять ваши идеалы, жизненную миссию и обыгрывает это.
>>> Льстит, завышая значимость ваших слов или действий.
>>> Часто упоминает ваш или свой статус, ненавязчиво обозначая, что кто-то из вас выше/ниже.
>>> Драматизирует ситуацию, создает у вас состояние тревожности, а затем использует это.
>>> Часто ссылается на третьих лиц.
>>> Скрытно проверяет ваши знания, возможности.
>>> Много шутит.
>>> Навязывает свои услуги.
>>> Нередко отвечает уклончиво, например, на вопрос вопросом «А что вы сами об этом думаете?», «А как бы вы поступили?».
>>> Использует «технику отзеркаливания» (подстройка к вашему поведению, позам, речи).
>>> Пытается заняться при вас каким-то делом (что-то рисует, усиленно вертит ручку, очки).
>>> В его переговорной команде четко распределены роли: злой - добрый, дотошный - благодушный, провокатор - примиритель и т.п.
>>> В нужный момент при помощи неожиданных вопросов старается изменить ход беседы в выгодную для себя сторону.
>>> Перед принятием важного решения, начинает торопить вас.
>>> Ну и, наконец, для переговоров (по его инициативе) выбрано неудобное для вас время или место.

Кроме того, манипулирование можно ощущать. Для чего полезно каждому заиметь собственный антиманипулятивный барометр.

Какие внутренние ощущения своевременно помогут обнаружить начало манипулирования вами?

Дисбаланс
Вы чувствуете сразу несколько противоречивых эмоций: радость и тревога, воодушевление и дискомфорт, гордость и обида.

Стандартная реакция - при общении с некоторыми людьми у вас возникают определенные повторяющиеся состояния: дискомфорт, чувство вины, никчемности, подавленности, беспричинной благодарности, благодати.

Неадекватность
У вас начинается приступ гнева после какого-либо вроде бы несущественного замечания партнера, появляется безотчетная тревога во время мирного обсуждения малозначительных проблем.

Неадекватность - это не просто индикатор манипуляции, это стрессовое состояние, которое разрушает нашу психику и наше здоровье в целом. Поэтому именно этой реакции нужно уделить особое значение. Когда вместо досады мы ощущаем тоску, вместо огорчения - отчаяние, вместо недовольства - бешенство, это значит, что задето наше чувство социальной значимости, самоуважение, самооценка. Значит, кто-то манипулирует не только нашим поведением, но и нашим самоощущением себя как личности.

Что с этим делать?

Нужно вырабатывать в себе стрессоустойчивость.
Когда человек находится в состоянии стресса (под влиянием ли чрезмерно положительных (!) или отрицательных эмоций), в этот момент усиливается одна из его ролевых субличностей (ворона, возомнившая себя певицей, или Отелло - муж-рогоносец). И, обращаясь к ним, манипулятор воздействует на всю личность, управляет поведением человека.

Не нужно бояться стресса, ведь стресс - это нормальная реакция организма на напряжение. А напряжение - это энергия, которую нужно использовать в своих интересах, подпитывая креативность и целеустремленность. Просто вам нужно научиться правильно обращаться со своей энергией, преобразовывая ее и вырабатывая навыки стрессоустойчивости. Это позволит вам противостоять психологическому воздействию и объективно оценивать поведение окружающих.

Для состояния внутреннего покоя и комфорта можно использовать одну из техник авторского метода креативно-сублимирующей коррекции.

Вы закрываете глаза и мысленно создаете себе убежище - вспоминаете или представляете спокойное и комфортное место, где вас никто не потревожит и не побеспокоит, и мысленно помещаете себя туда на некоторое время.

Убежищем может стать ваш автомобиль, комната, шалаш в лесу, необитаемый остров, в общем, любое уютное и безопасное для вас место. Находясь там, вы можете позволить себе полностью ощутить приятное чувство уверенности, покоя, комфорта. Вскоре вы почувствуете себя успокоившимся и отдохнувшим.

Когда это произойдет, вы можете выйти из своего убежища и вернуться в реальный мир - для этого нужно сделать глубокий вдох, медленный выдох. После чего открывайте глаза.

Это упражнение помогает быстро снимать напряжение возникшего переживания. Если вы будете делать его регулярно, то с каждым разом все быстрее сможете достигать желаемого состояния, потому что у вас выработается и укоренится модель выхода из стресса. И вскоре эта модель будет срабатывать автоматически. От вас потребуется только запустить ее, а дальше все произойдет само собой.
Это довольно простая техника, но работает очень успешно.

Главное, помните, что при выполнении этого упражнения вы работаете с образами, которые возникают у вас. Позвольте себе на это время побыть ребенком, вернуться в то время, когда ничто не мешало фантазировать, представлять себя то на далекой планете, то в собственном дворце, когда вы точно знали, что мир создан для вас, а вы для него...

Как противостоять манипулятору?

Если вы обнаружили, что вами пытаются манипулировать, нужно определить, кто же перед вами и как к нему относиться? Для начала опишите для себя партнера в терминах, например, представителей животного мира или народных волшебных сказок. Занимаясь поиском ассоциативных аналогий, вы отключите свое рациональное сознание, и информация начнет структурироваться в образах различных зверей или сказочных персонажей. Таким образом, у вас будет создана метафора переговоров, которая поможет вам отследить расстановку ролей и контролировать развитие сценария.

Замечено, что манипуляторы, особенно невысокого класса, для придания статуса любят демонстрировать дорогие аксессуары типа «Паркера», швейцарских часов, заколки с камнем, зажигалки «Зиппо». Причем эти вещи нередко диссонируют с недорогим костюмом или обувью.

Не отвлекайтесь на контроль над своими позами и жестами. Дружелюбный (!) настрой не даст вам реагировать на партнера негативно, поэтому будьте естественны, и ваши позы будут соответствовать этой установке. Старайтесь как можно чаще соглашаться с его высказываниями, при этом ваше согласие не означает, что вы во всем с ним согласны. Этим вы подавляете его критику, его интеллектуальную активность. Партнер успокаивается, удовлетворяет свои амбиции и теряет желание спорить. Для этого можете использовать следующие согласительные конструкции: естественно, конечно, верно, само собой, все это так, действительно, безусловно, вы правы, согласен, разумеется, и т.п.

Старайтесь меньше говорить и больше слушать, потому что аргументы и доводы партнера можно использовать в своих целях. Ведь за любым предложением стоит система аргументов и демонстрация всех плюсов этого предложения. Но будьте готовы к тому, что ваши предложения натолкнутся на возражения. Поэтому необходимо прогнозировать возражения и быть готовым встретить их четкой и основательной системой контраргументов. Кстати, желая переубедить, начинайте не с различий в ваших позициях, а с того, с чем вы согласны, тем самым подстраиваясь к партнеру.

После переговоров обязательно проверьте, продолжаете ли вы домысливать чужие идеи, если да, то вероятность того, что вы подверглись психологической атаке, велика. Чем более активно перерабатывается в мозгу чужая мысль, чем дольше вы ее анализируете, тем сильнее вас «зарядили».

Проанализируйте манипулятивные признаки поведения оппонента. Если таковых набирается немало, то можно сделать вывод, что манипулирование состоялось и теперь ваша задача - разрушить вложенные в вас конструкции. Что теперь не так уж и сложно.

Для начала немного о механизме манипуляции.


Манипуляция — это вид психологического воздействия, которое используется для скрытого внедрения в психику жертвы целей, желаний, намерений, отношений или установок манипулятора, не совпадающих с актуально существующими потребностями жертвы.


Цель манипулятора «прибрать к рукам» другого человека, помыкать им, но делать это настолько искусно, чтобы у того создалось впечатление, будто он самостоятельно управляет своим поведением.


Как выявить манипулятивное поведение своего партнера?


Во-первых, вы можете вычислить манипулятора по следующим действиям. Итак, советую насторожиться, если вы заметили, что ваш партнер:


  • Старается слишком приблизиться или, наоборот, отдалиться, нарушая границы вашего психологического пространства или разрывая необходимую дистанцию для контакта.

  • Принимает закрытые позы, систематически подпирает голову или излишне суетится.

  • Завораживающе смотрит, не отводя глаз, или, наоборот, часто отводит взгляд, смотрит вдаль, мимо вас.

  • В серьезные моменты трет кос, ухо, шею, прикрывает рот или, наоборот, слишком уравновешен и спокоен, даже в напряженных ситуациях.

  • Частенько играет фактами вашего прошлого делового опыта — досконально изучил, знает ваши сильные и слабые стороны.

  • Много внимания уделяет вашей личной жизни (семейное положение, хобби, интересы, здоровье, досуг и т.д.).

  • Старается вводить в разговор философские темы, а заодно пытается выяснять ваши идеалы, жизненную миссию и обыгрывает это.

  • Льстит, завышая значимость ваших слов или действий.

  • Часто упоминает ваш или свой статус, ненавязчиво обозначая, что кто-то из вас выше/ниже.

  • Драматизирует ситуацию, создает у вас состояние тревожности, а затем использует это.

  • Часто ссылается на третьих лиц.

  • Скрытно проверяет ваши знания, возможности.

  • Много шутит.

  • Навязывает свои услуги.

  • Нередко отвечает уклончиво, например, на вопрос вопросом «А что вы сами об этом думаете?», «А как бы вы поступили?».

  • Использует «технику отзеркаливания» (подстройка к вашему поведению, позам, речи).

  • Пытается заняться при вас каким-то делом (что-то рисует, усиленно вертит ручку, очки).

  • В его переговорной команде четко распределены роли: злой — добрый, дотошный — благодушный, провокатор — примиритель и т.п.

  • В нужный момент при помощи неожиданных вопросов старается изменить ход беседы в выгодную для себя сторону.

  • Перед принятием важного решения, начинает торопить вас.

Ну и, наконец, для переговоров (по его инициативе) выбрано неудобное для вас время или место.


Кроме того, манипулирование можно ощущать. Для чего полезно каждому заиметь собственный антиманипулятивный барометр.


Какие внутренние ощущения своевременно помогут обнаружить начало манипулирования вами?


Дисбаланс


Вы чувствуете сразу несколько противоречивых эмоций: радость и тревога, воодушевление и дискомфорт, гордость и обида.


Стандартная реакция — при общении с некоторыми людьми у вас возникают определенные повторяющиеся состояния: дискомфорт, чувство вины, никчемности, подавленности, беспричинной благодарности, благодати.


Неадекватность


У вас начинается приступ гнева после какого-либо вроде бы несущественного замечания партнера, появляется безотчетная тревога во время мирного обсуждения малозначительных проблем.


Неадекватность — это не просто индикатор манипуляции, это стрессовое состояние, которое разрушает нашу психику и наше здоровье в целом. Поэтому именно этой реакции нужно уделить особое значение. Когда вместо досады мы ощущаем тоску, вместо огорчения — отчаяние, вместо недовольства — бешенство, это значит, что задето наше чувство социальной значимости, самоуважение, самооценка. Значит, кто-то манипулирует не только нашим поведением, но и нашим самоощущением себя как личности.


Что с этим делать?


Нужно вырабатывать в себе стрессоустойчивость.


Когда человек находится в состоянии стресса (под влиянием ли чрезмерно положительных (!) или отрицательных эмоций), в этот момент усиливается одна из его ролевых субличностей (ворона, возомнившая себя певицей, или Отелло — муж-рогоносец). И, обращаясь к ним, манипулятор воздействует на всю личность, управляет поведением человека.


Не нужно бояться стресса, ведь стресс — это нормальная реакция организма на напряжение. А напряжение — это энергия, которую нужно использовать в своих интересах, подпитывая креативность и целеустремленность. Просто вам нужно научиться правильно обращаться со своей энергией, преобразовывая ее и вырабатывая навыки стрессоустойчивости. Это позволит вам противостоять психологическому воздействию и объективно оценивать поведение окружающих.


Для состояния внутреннего покоя и комфорта можно использовать одну из техник авторского метода креативно-сублимирующей коррекции.


Вы закрываете глаза и мысленно создаете себе убежище — вспоминаете или представляете спокойное и комфортное место, где вас никто не потревожит и не побеспокоит, и мысленно помещаете себя туда на некоторое время.


Убежищем может стать ваш автомобиль, комната, шалаш в лесу, необитаемый остров, в общем, любое уютное и безопасное для вас место. Находясь там, вы можете позволить себе полностью ощутить приятное чувство уверенности, покоя, комфорта. Вскоре вы почувствуете себя успокоившимся и отдохнувшим.


Когда это произойдет, вы можете выйти из своего убежища и вернуться в реальный мир — для этого нужно сделать глубокий вдох, медленный выдох. После чего открывайте глаза.


Это упражнение помогает быстро снимать напряжение возникшего переживания. Если вы будете делать его регулярно, то с каждым разом все быстрее сможете достигать желаемого состояния, потому что у вас выработается и укоренится модель выхода из стресса. И вскоре эта модель будет срабатывать автоматически. От вас потребуется только запустить ее, а дальше все произойдет само собой.


Это довольно простая техника, но работает очень успешно.


Главное, помните, что при выполнении этого упражнения вы работаете с образами, которые возникают у вас. Позвольте себе на это время побыть ребенком, вернуться в то время, когда ничто не мешало фантазировать, представлять себя то на далекой планете, то в собственном дворце, когда вы точно знали, что мир создан для вас, а вы для него...


Как противостоять манипулятору?



Если вы обнаружили, что вами пытаются манипулировать, нужно определить, кто же перед вами и как к нему относиться? Для начала опишите для себя партнера в терминах, например, представителей животного мира или народных волшебных сказок. Занимаясь поиском ассоциативных аналогий, вы отключите свое рациональное сознание, и информация начнет структурироваться в образах различных зверей или сказочных персонажей. Таким образом, у вас будет создана метафора переговоров, которая поможет вам отследить расстановку ролей и контролировать развитие сценария.


Замечено, что манипуляторы, особенно невысокого класса, для придания статуса любят демонстрировать дорогие аксессуары типа «Паркера», швейцарских часов, заколки с камнем, зажигалки «Зиппо». Причем эти вещи нередко диссонируют с недорогим костюмом или обувью.


Не отвлекайтесь на контроль над своими позами и жестами. Дружелюбный (!) настрой не даст вам реагировать на партнера негативно, поэтому будьте естественны, и ваши позы будут соответствовать этой установке. Старайтесь как можно чаще соглашаться с его высказываниями, при этом ваше согласие не означает, что вы во всем с ним согласны. Этим вы подавляете его критику, его интеллектуальную активность. Партнер успокаивается, удовлетворяет свои амбиции и теряет желание спорить. Для этого можете использовать следующие согласительные конструкции: естественно, конечно, верно, само собой, все это так, действительно, безусловно, вы правы, согласен, разумеется, и т.п.


Старайтесь меньше говорить и больше слушать, потому что аргументы и доводы партнера можно использовать в своих целях. Ведь за любым предложением стоит система аргументов и демонстрация всех плюсов этого предложения. Но будьте готовы к тому, что ваши предложения натолкнутся на возражения. Поэтому необходимо прогнозировать возражения и быть готовым встретить их четкой и основательной системой контраргументов. Кстати, желая переубедить, начинайте не с различий в ваших позициях, а с того, с чем вы согласны, тем самым подстраиваясь к партнеру.


После переговоров обязательно проверьте, продолжаете ли вы домысливать чужие идеи, если да, то вероятность того, что вы подверглись психологической атаке, велика. Чем более активно перерабатывается в мозгу чужая мысль, чем дольше вы ее анализируете, тем сильнее вас «зарядили».


Проанализируйте манипулятивные признаки поведения оппонента. Если таковых набирается немало, то можно сделать вывод, что манипулирование состоялось и теперь ваша задача — разрушить вложенные в вас конструкции. Что теперь не так уж и сложно.