Что такое непроизносимые согласные. Непроизносимые согласные в корне слова. Пишутся с непроизносимыми согласными

Непроизносимые согласные

Чтобы узнать, есть ли в слове непроизносимый согласный, надо подобрать однокоренное слово, где согласный чётко слышится или отсутствует, например
опас?ный => опасен => опасный
грус?ный => грусть => грустный

Если ты не можешь подобрать проверочное слово, то загляни в словарь (например, на Грамоте.ру).

Упражнения с непроизносимыми согласными

Вставьте пропущенные буквы: в именах прилагательных – непроизносимые согласные (если таковые имеются), а в именах существительных – парные по признаку глухости-звонкости согласные.

1. парус...ная ло...ка
де...ская крова...ка
капус...ные пиро...ки
радос...ная улы...ка
прекрас...ная бро...ка
горо...ская площа...ка
грус...ная ска...ка
интерес...ная кни...ка

2. прелес...ные серё...ки
гиган...ская ве...ка
вкус...ные оре...ки
опас...ные пры...ки
извес...ный лё...чик
чудес...ная незабу..ка
несчас...ная ко...ка

Прилагательные и существительные

Соедините имена прилагательные с подходящими по смыслу именами существительными. Вставьте, где это необходимо, непроизносимые согласные.

Образуйте однокоренные прилагательные

От данных имён существительных образуйте однокоренные имена прилагательные с непроизносимой или парной по глухости-звонкости согласной в корне слова.

город – городской
дети – ____________________________
ярость – __________________________
грусть – __________________________
ненастье – _______________________
несчастье – _______________________
капуста – ________________________
уста – __________________________
честь – _________________________
лесть – __________________________

Вставьте пропущенные буквы

Лес...ница, праз...ник, окрес...ность, сер...це, чес...ность, со...нце, поез...ка, мес...ность, чу...ство, извес...ность, капус...ник, де...ство.

Вставь пропущенные буквы (3 кл.)

Наступила поз...няя в...сна. П...года стоит ч...дес...ная. Лучи со...нца л...скают землю. (Из)з...мли (по)казалас... м...л...дая тра...ка. Появились (под)снежники и ландыш... . (На)д...рев...ях (на)бухли поч...ки. В лесу запахло сла...ким б...рёзовым соком. Скоро на д...рев...ях заз...ленеют лист...я. Вот уже в...дны их первые з....лёные языч...ки. Хорошо в...сной!
Птицы поют весёлые песни. Радос...но чирикают в...роб...и. Прыгают шустрые синич...ки. Все рады весне!

упражнение прислала Седых Вера Николаевна

Интерактивные тесты онлайн

При произношении слов некоторые морфемы (обычно корни) в определенных сочетаниях с другими морфемами утрачивают тот или иной звук. Вследствие этого в написаниях слов оказываются буквы лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. К числу непроизносимых согласных относятся:

1) т - в сочетаниях стн (ср.: косный и костный), стл (счастливый), нтск - ндск (ср.: гигантский – интриганский, голландский – хулиганский), стск (ср.: марксистский и тунисский);

2) д – в сочетаниях здн (ср.: праздник, безобразник). Рдц (ср.: сердце и дверца);

3) в – в сочетаниях вств (ср.: чувствовать и участвовать), льств (безмольствовать);

4) л – в сочетании лц (ср.: солнце и оконце).

5. Произношение согласных звуков, обозначенных двумя одинаковыми буквами.

В русских словах сочетания двух одинаковых согласных обычно находятся между гласными на стыке морфологических частей слова: приставки и корня, корня и суффикса. В иноязычных словах двойные согласные могут быть долгими и в корнях слов. Так как долгота звуков не свойственна фонематической системе русского языка, иноязычные слова утрачивают долготу согласных и произносятся с одиночным звуком (ср.: то[н]ель, те[р]аса, те[р]ор, а[п]арат, а[п]етит, ко[м]ерцияи и т.п.

Двойной согласный обычно произносится в положении после ударного согласного (ср.: ва[нн]а, ма[сс]а, гру[пп]а, програ[мм]а и т.п.).

Произношение двойных согласных как в русских словах, так и в иноязычных регламентировано в словарном порядке (см.: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник», М. 1959).

6. Произношение отдельных звуков.

1. Звук [г] перед гласными, согласными звонкими и сонорными произносится как звонкий согласный взрывной: гора, где, град; перед глухими согласными и на конце слова – как [к]: ожёгся, ожёг [ Lжокс ъ], . Произношение фрикативного звука [j] возможно в ограниченных случаях, причем с колебаниями: в формах слов бог, господь, благодать, богатый; в наречиях когда, всегда, тогда, иногда; в междометиях ага, ого, эге, гоп, гопля, гав-гав. На месте [у] на конце слов бог, благ (от благо) допускается произношение [х]: [бох], [блах].

2. На месте букв ж, ш, ц во всех положениях произносятся твердые звуки [ж], [ш], [ц]: парашют, брашюра - [пър Lшут], [брLшуръ]; канца, концом - [кLнца], [к Lнцом], но в слове жюри предпочтительно произношение [ж ури].

3. На месте букв ч, щ , всегда произносятся мягкие согласные [ч], [ш] или [шч]: час, чур - [ч ас], [ч ур]; роща, Щорс, Щебет, щука - [рош ъ], [шорс], [ш ебеът], На месте буквы и после ж,ш,ц произносится звук[ы]: жил, шил, цикл - [жыл], [шыл],[цыкл].

5. На месте буквы с в возвратных частицах –ся -, -сь-произносится мягкий звук [с]: боюсь, боялся, боялась - [б Ljус], [бLjалс ъ], [бLjалъс ].

6. На месте всех согласных букв (кроме ж, ш, ц) перед [е] произносятся соответствующие мягкие согласные (сел, пел, мел, дел и т.п.) [сел], [пел], [мел], [дел].

7. Произношение отдельных грамматических форм.

1. Безударное окончание именительного падежа ед. ч. мужск. рода имен прилагательных –ый, -ий произносится как [ъi], [ьi]: [добръi], [гордъi], [нижньi], но широко распространенным является и произношение указанных окончаний соответственно написанию: [добрыi], [гордыi], [нижниi].

Произношение окончания -ий после [к], [г], [х] допустимо в двух вариантах: [н искъi – н иск иi|], [убогъi – убог иi], [т ихъi – тих иi].

2. На месте буквы г в окончании родительного падежа ед. ч. прилагательных мужского и среднего рода – ого –его произносится достаточно отчетливый звук [в] с соответствующей редукцией гласных: острого, этого, того, кого - [остръвъ], [этъвъ], [т Lвъ], [к Lвъ]. Звук [в] произносится на месте буквы г в словах: сегодня, сегодняшний, итого.

3. Безударные окончания прилагательных –ая, -ое при произношении совпадают: добрая, доброе [добръiъ – добръiъ].

4. Окончание (безударное) прилагательных –ую, -юю произносится в соответствии с написанием: тёплую, летнюю [т оплуiу], [л ет н уiу].

5. Окончание –ые – ие в именительном падеже множественного числа прилагательных, местоимений, причастий, произносятся как [ыи], [ии]: добрые, синие - [добрыи], [син ии].

6. на месте безударного окончания 3-го лица множественного числа глаголов 2-го спряжения -ат – ят произносится [ът]:дышат, ходят - [дышът], [ход ът]. Произношение тих форм с гласным [у] в окончании выходит из употребления (ср.: [прос ът – прос ут]).

7. Формы глаголов на –кивать, - гивать, хивать произносятся с мягкими [к`], [г`], [х`]: [вскак ивъл], [вздраг ивъл], [рLзмах ивъл]. Допустимо произношение этих глаголов и с твердыми [к], [г], [х].

Непроизносимые согласные - это звуки, которые не произносятся или плохо различаются в скоплении согласных в слове. В словах русского языка встречаются труднопроизносимые скопления согласных звуков:

вств (здравствуй, чувствовать, явственный, девственный),
здн (праздновать, праздник, поздний, поздно, бездна, звёздный),
ндск (голландский, шотландский, финляндский),
нтск (гигантский, дипломантский, дилетантский),
стл (постланный, счастливый, совестливый, участливый),
стн (доблестный, захолустный, яростный),
лнц (солнце),
рдц (сердце),
стск (расистский, националистский)

и другие.

При произнесении таких слов выпадают звуки в, д, т, л. Их называют непроизносимыми.

В таких случаях написание слова с непроизносимым согласным требует проверки.

Правило!

Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным, нужно изменить его форму или подобрать родственное слово таким образом, чтобы в нем после первого или второго согласного этой группы согласных стоял гласный звук.

Для согласного звука, если после него находится гласный, эта позиция в слове является сильной, то есть тогда согласный слышится ясно и отчетливо.

Позиция непроизносимого согласного становится сильной также в конце слова и в случаях, если за ним следует непарный сонорный звук (л, м, н, р, й):

солнце - солнечный, счастливый - счастье (е = [й’э], перед й);

агент ство - агент, постная (пища) - пост, жалостливый - жалость.

Примеры применения правила

Примеры слов с непроизносимыми согласными

При произнесении слов «груст ный», «кост ный», «ярост ный» в скоплении согласных звуков стн пропадает звук т . Чтобы правильно их написать, воспользуемся орфографическим правилом.

Груст ный - грустен, грустить, грусть;

кост ный - косточка, кость, кости, окостенеть;

ярост ный - в ярости, ярость.

Отличные результаты дают задания детям сделать карточки из слов с непроизносимым согласным. На карточке дети пишут 5-10 слов, пропуская опасное место. Затем на уроке ученики меняются карточками и пишут к словам проверочные слова. Примеры слов, в которых есть непроизносимый согласный:

Свист нуть (свистеть), агент ство (агент), безвест ный (весть), вест ник (вести), власт ный (власть), гигант ский (гигант), голланд ский (Голландия), горест ный (горести), громозд кий (нагромоздил), дилетант ский (дилетанты), доблест ный (доблесть), звёзд ный (звезда), захолуст ный (захолустье), здрав ствовать (здравие), корыст ный (корысть), кост ный (кость), мест ный (место), ненавист ный (ненависть), ненаст ный (ненастье), неизвест ность (известие), област ной (область), окрест ность (окрест), паст бище (пасти), позд но (опоздал), празд ность (празден), прелест ный (прелесть), пристраст ный (пристрастие), радост ный (радость), свист нуть (свистеть), серд це (сердечко), счаст ливый (счастье), трост ник (тростинка), хлест нуть (хлестать), хруст нул (хрустеть), целост ный (целость), яв ственный (наяву), ярост ный (ярость).

Примеры слов, в которых нет произносимой согласной

В ряде слов нет непроизносимого согласного звука. Примеры слов, где нет непроизносимой согласной т :

безгласн ый, вкусн ый, гнусн ый, живописн ый, интриганс кий, искусн ый, искусн ица, интересн ый, живописн ый, небесн ый, косн ый (отсталый), кудесн ик, опасн ый, словесн ый, словесн ость, ужасн ый, ровесн ик, чудесн ый.

Чтобы убедиться в отсутствии непроизносимого согласного звука в приведенных словах, поступаем точно также: изменяем их форму или ищем однокоренное слово, в котором в сомнительном месте появится гласный звук.

Опасн ый - опасен, искусн ый - искусен, интересн ый - интересен, ужасн ый - ужасен, вкусн ый - вкусен;

словесн ый - словеса, чудесн ый - чудеса, небесн ый - небеса, живописн ый - живопись.

Прилагательные «чудесный», «небесный», «словесный» имеют в своем составе формообразующий суффикс –ес–, с помощью которого образованы формы множественного числа и косвенных падежей существительных «чудо» , «небо», «слово».

Чудо - чудеса - чудесный;
небо - небеса - небесный;
слово - словеса - словесный, словесность, словесник.

Не следует вставлять лишний согласный в сочетания ств в следующих словах:

участвовать, чествовать, шествовать, яства.

Но есть слова исключения, которые не подчиняются правилу. Это словарные слова:

блесн уть (но блестеть, блёстки), плесн уть (но плеск), лест ница (но лесенка), склянка (но стекло, стеклянный).

ровесник (ровный по вёснам) - сверст ник (одинаковый по возрасту);

шествовать (шествие) - шеф ствовать (шефы);

яства (старославянское ясти - есть) - яв ственный (явь, явиться, явление);

наперсник (старославянское перси - грудь) - напёрст ок (перст - палец);

косный (отсталый, реакционный) - кост ный бульон (кости).

Слова «ровесник» и «сверстник» считаются словарными, написание которых следует запомнить.

Существительное «сверстник» восходит в общеславянскому слову «верста», которое служило мерой не только длины, но и возраста. Знание этого поможет написать букву т в слове «сверстник».

Пример карточки из 10 слов

доблес...ный -

трос...ник -

свис...нуть -

небес...ный -

искус...ный -

ненас...ный -

влас...ный -

лес...ница -

> упражнять учащихся в написании слов с непроизносимыми согласными;

> развивать орфографическую зоркость;

> работать над предложением, развивать речь, внимание;

> воспитывать аккуратность, прививать интерес к предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слова с непроизносимыми согласными.

Цель:

> упражнять учащихся в написании слов с непроизносимыми согласными;

> развивать орфографическую зоркость;

> работать над предложением, развивать речь, внимание;

> воспитывать аккуратность, прививать интерес к предмету.

ХОД УРОКА.

I. Сообщение темы урока.

- Тема нашего урока: «Слова с непроизносимыми согласными».

Цель урока: упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными; развивать умение пользоваться правилом при написании слов с непроизносимой согласной; работать над предложением; развивать орфографическую зоркость.

1. Чистописание.

Сейчас минутка чистописания. Пишем безотрывно, красиво, аккуратно.

А сейчас пишите.

- /1

О чём эта пословица? (беречь время)

А бережёте ли вы своё время?

Какие пословицы о труде и времени вы ещё знаете?

Труд кормит, а лень портит,

Без труда не выловишь и рыбки из пруда.

Человек познается в труде.

Делу время, потехе час.

И девиз нашего урока: «Каждой секундой в труде дорожи». Запишите.

II. Напоминаю, что тема урока: «Слова с непроизносимыми согласными» и мы приступаем к работе над темой урока.

а) Давайте вспомним:

Какие согласные не произносятся, но пишутся? (л, д, т) (в)

Как они называются?

Назовите слова с непроизносимыми согласными.

Проблема наша такая:

б) Давайте посмотрим, какие слова требуют проверки, какие являются проверочными.

Я читаю:

Ярос... ный ветер гнёт деревья до земли.

Лев был в сильной ярос... и.

1. Назовите слова, в которых пропущены буквы.

(яростный, ярости)

2. Какое слово можно написать без проверки?

(ярости)

3. Почему?

(пропущена непр. согл., но этот звук произносится чётко)

4. Почему слово «яростный» прежде чем написать, нужно проверить?

(так как пропущена непр. согл., она не произносится)

5. Чем является слово ярости для слова яростный?

(проверочным однокоренным словом)

6. Возвращаемся к проблеме.

Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?

Вывод: Нужно подобрать однокоренные слова, в которых эти звуки произносятся.

Зашипите сначала второе предложение, а потом первое. Подчеркните пропущенные буквы.

Разберите слова по составу: ярости

Яростный

Сравните, одинаково ли написаны корни в словах ярости, яростный?

Итак, ещё раз.

Прочитаем правило в учебнике.

в) - Вы мне доказывали, что любую непроизносимую согласную можно проверить.

Замените одним словом и запишите, (с комментированием)

Пасмурный, серый, хмурый день. (ненастный)

Сухой, гибкий, тонкий. (тростник)

Способность ощущать, воспринимать, переживать. (чувство)

Шумный, радостный, весёлый. (праздник)

Сверкало, сияло, блестело, светило. (солнце)

- Найдите слова, которые нужно запомнить, как пишутся (праздник, чувство).

Так всегда ли можно проверить непроизносимую согласную в корне слова? (нет)

Что это за слова? (их надо запомнить, т. е. словарные слова)

Вывешиваю на доску.

праздник

чувство

Откройте словарь и запишите ещё одно слово со словаря с непроизносимой согласной, которую нельзя проверить (лестница).

Вывешиваю на доску.

лестница

Что нужно сделать с этими словами? (запомнить)

г) Над закреплением данной темы работаем по таблице устно.

Я читаю слово, они называют проверочное.

мес…ный

здра...ствуй

сер...це

радос...ный

со...нце

грус...ный

ярос...ный лес...ница праз...ник свис...нул звёз...ный

Так как же проверить непроизносимую согласную?

Физ - пауза.

д) - А сейчас очень интересное упражнение. Оно меня заинтересовало. Давайте посмотрим его в учебнике.

Читаем.

Какими словами я могла заинтересоваться и думала, что вы ошибаетесь?

(2 строка властный, устный, грустный, скоростной)

Пишем.

Проверка.

У кого так?

Поставьте оценки карандашом сами.

Какой частью речи являются данные слова? (прил.)

Какие окончания в данных словах имеют им. прил.? (-ый, - ой)

Хорошо! Молодцы!

Д/з. работа по учебнику, выучить правило (устно разобрали д/з).

2. А сейчас поработаем над предложением.

Какое время года сейчас? (конец осени)

Кажется, совсем недавно было лето. Но оно прошло, и у нас остались самые прекрасные воспоминая о лете. Наши предложения будут воспоминанием о лете.

Пишем с комментированием, выделяя орфограммы.

Погода стояла прелестная.

Ярко светило солнце.

Летом распускаются чудесные цветы.

III. Итог урока:

Какие согласные не произносятся, но пишутся? (л, д, т, c)

Как они называются? (непр. согл.)

Как проверить непроизносимую согласную в корне слова?

Молодцы, вы хорошо работали на уроке и следовали нашему девизу: «Каждой

секундой в труде дорожи».

Выставление оценок.


В этой статье мы поговорим о том, как проверить:

  • правописание глухой или звонкой согласной в корне слова. Например, в словах: болотце, глаз или походка.
  • правописание непроизносимых согласных в корне слова. В таких словах, как свистнет, тростка или бессовестный.
  • правописание слов с удвоенными согласными. Например: коллекция, русский или аккуратный.

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Для того, чтобы проверить правописание глухой или звонкой согласной в корне слова следует изменить проверяемое слово или подобрать родственное слово, таким образом, чтобы за проверяемой согласной следовала гласная или согласные л, р, м или н .

Например:

прос ьба – прос ить

низ кий – низ ок

лёд – лед овый

А каким образом можно изменить слова?

В некоторых случаях, если проверяемое слово – существительное в единственном числе, достаточно изменить это слово, представив его во множественном числе:

глаз – глаз а

цеп ь – цеп и

сосед – сосед и

берег – берег а

Иногда изменение существительного не дает возможности проверить правописание согласной, тогда можно представить слово во множественном числе, но в другой форме:

блуз ка – блуз ки – (много) блуз ок

шляп ка – шляп ки – (много) шляп ок

Также для проверки некоторые существительных можно их представить в уменьшительно – ласкательном виде:

шап ка – шап очка

подуш ка – подуш ечка

берез ка – берез онька

игруш ка – игруш ечка

Или наоборот:

блюд це – блюд о

погод ка – погод а

трав ка – трав а

Бывают слова, в которых правописание согласных нельзя проверить предложенным способом.

Например, такие слова как вокзал, футбол, оптом .

Правописание таких слов следует запомнить, а в случае сомнений воспользоваться орфографическим словарем.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Для того чтобы проверить правописание непроизносимой согласной в корне слова, надо подобрать такое родственное слово, чтобы в нем эта согласная четко произносилась. В этом слове проверяемый согласный звук должен оказаться перед гласным звуком.

Например:

уст ный – уст а

здрав ствуй – здоров ый

капуст ный – капуст а

Но если при проверке в корне слова проверяемой буквы не оказывается, то эта буква в слово не вставляется.

Например:

чудесн ый – чудеса

опасн ый – опасаться

ужасн ый – ужасы

Но есть слова, правописание которых не проверить предложенным способом, эти слова являются словарными, их правописание следует запомнить:

чув ствовать

лест ница (но лесенка)

ск лянка (но стекло)

блесн уть (блестеть)

словесн ый

яств а

ровесн ик

наперсн ик

Правописание слов с удвоенными согласными в корне слова

К сожалению, нет правила позволяющего проверить правописание слов с удвоенными согласными в корне слова. Правописание таких слов надо запомнить. Слова, в которых слышится долгий согласный звук, пишутся с удвоенной согласной:

суббота, коллекция, касса

Перенос таких слов осуществляется по слогам, как и других, но сдвоенные буквы делятся:

суб-бота, те-ле-грам-ма