Биологические сказки история маленькой почечки. Экологическая сказка о клетке. Сказка о царице Кукурузе

Сказка по биологии

"Приключения хлорофилла"

Учитель биологии и химии Лямова Н.Г .

Автор . Однажды, лет двести тому назад, на небольшой, но солнечной поляне произошли странные события. Они могли привести к гибели всего живого на Земле. Но, к счастью, этого не произошло. В те времена тоже жили добрые и умные люди, которые думали о будущем.

Появляется Хлорофилл.

Хлорофилл .Здравствуйте. ЯХлорофилл. Почему у меня такое странное имя? Да потому, что я зеленый.

Я,Хлорофилл, всегда зеленый

Пускайпрохлада или зной

Но я тружусь, как заведенный,

И каждый раз иду как в бой.

Лишьтолькосолнышко проглянет,(2 раза)

Я первый луч его ловлю.

И сразу воздух чистым станет

Хлорофилл .О, это очень сложный и таинственныйпроцесс.

Появляются Судья, Прокурор и Адвокат.

Судья. Кто здесь произнес слово процесс? Какой процесс может происходить без нас?

Прокурор (разгневанно). Какой-то фотосинтез. Слово непонятное, да и процесс вредный.

Судья. Кто его главный виновник?

Прок урор . Его главный виновник он, Хлорофилл.

Судья . Странное имя.

Адвокат . Его имя в переводе означает « зеленый».
Судья . А отчество у него есть?

Прокурор . Да, его отчество еще более странное - Хлоропластович.

Судья .Хлорофилл Хлоропластович? интересно. А место жительства?

Адвокат . В хлоропластах листьев, зеленых стеблей и зеленых плодов.

Судья . Родзанятий?

Прокурор .Род занятий странный. Ничего у него нет, а питательные вещества рекой текут. Колдун, наверное. Может его на костре сжечь?

Судья .Нет,надо расследовать дело. Из чего ты готовишь пищу?

Хлорофилл .О, господин Судья!Мне для работы всего-то и нужно, что углекислый газ и.

Судья . Откуда ты его берешь?

Хлорофилл .Из воздуха, господин Судья.

Прокурор . А по какому праву ты расхищаешь природное добро?

Адвокат .Но, господин судья, углекислый газ вреден для живых существ. Я могу это доказать.

Судья .Какимобразом?

Адвокат . А вот каким. Я накрою вас и прокурора стеклянными колпаками. Только рядом с вами поставлю зеленое растение, и вы сможете нормально дышать. А Прокурор останется под колпаком один.

Накрывает судью и прокурора колпаками.

Сидят под колпаками

Судья и прокурор,

Амы, ребята, с вами

Продолжим этот спор.

Прокурор .А-а-а-а,не хочу я быть под колпаком.Это Штирлиц был под колпаком. А я не Штирлиц,я прокурор. Мне дышать нужно.

Судья . Всем дышать нужно.

Хлорофилл .Господин судья, теперь вы поняли, для чего мне нужен углекислый газ. Химики о нем говорят проще - СО 2

Судья . Конечно, ведь ясмог дышать даже под колпаком. Значит, растение помогло мне выжить. суд принимаетваши доводы относительно углекислого газа. А что еще вам нужно для работы?

Хлорофилл . Еще мне нужна вода. чистая.

Прокурор . Вот, вот я же говорил! Ворует нашу воду! Разбазаривает наше богатство, в тюрьму его!

Ворует нашу воду

Иуглекислый газ

Ну как же быть народу

Хочу спросить у вас.

Нет я не понимаю

И я толк я невозьму.

Сейчас тебя поймаю

И посажу в тюрьму.

Хлорофилл . Но я беру совсем немного воды.

Адвокат . Но зато, используя воду, углекислый газ и энергию Солнца, он дарит всему живому пищу и кислород, а значит. жизнь.

Прокурор . Как это, как это, не понимаю!

Хлорофилл . Но это же так просто.

Вода, по стеблям поднимаясь,

Идет к зеленому листу

И с СО 2 соединяясь

Дает нам сахар на свету.

Вот так творение природы -

Волшебный, добрый хлорофилл

Способен прокормить народы

Хотя уж к вечеру без сил.

Судья . Как это? Ты, такой маленький, из углекислого газа и воды, на солнышке?Ты что - Маг?

Хлорофилл . Маг не Маг, но могу.

Адвокат . Это еще не все. Он и кислород из воды добывает. Вот почему вы под колпаком остались живы, а Прокурор орал, как резаный.

Судья . Ну и как же все это называется?

Адвокат . Да фотосинтезом это называется, фотосинтезом. Ведь что происходит-то? Новые вещества образуются: сахар, крахмал, кислород. Образуются, значит синтезируются.

Все. Фотосинтез идетна свету круглый год

Из простых минеральных веществ.

Солнце свет свой прольет, луч на лист упадет,

Чтобы всем подарить кислород.

И никак не поймет наш упрямый народ,

Что он дышит, ест и живет,

Потому что с утра, лишь приходит пора,

Сладкий сок производит листва.

Прокурор . Наконец-то я понял. Ты хороший. Я не буду тебя обвинять.

Хлорофилл . Многоуважаемый суд! То, что я создаю, разрушает другой процесс.

Судья . Какой еще процесс? Какое право он имеет что-то разрушать? Почему я в нем не участвую?

Ад вокат. Участвуете, еще как участвуете. Все мы соучастники.

Хлорофилл . Этот процесс - дыхание. Вы все дышите, а значит, разрушаете органические вещества, которые я создаю.

Судья . Что-то я снова ничего не понимаю. Без фотосинтеза жить нельзя, это ясно. Он созидатель. Но ведь не дышать тоже нельзя. Так и помереть можно. Почему же дыхание - разрушитель?

Хлорофилл . Вам двигаться нужно?

Судья . Необходимо.

Хлорофилл . Разговаривать вы должны?

Судья . Конечно, я разговорами на хлеб зарабатываю.

Хлорофилл . А энергию на движение, размышления и разговоры где берете?

Судья . Не знаю. Сама как - то берется.

Хлорофилл . Сама, сама. Ничего не сама. Кислород, которымвы дышите, разрушает вещества, которые я создаю. А при этом выделяется энергия. Вот откуда вы ее берете. Из пищи. Только вы за пищей и энергией в магазин ходите, я ее из Солнца беру.

Все . И в зной и в непогоду, и вечером и днем

Нельзя без кислорода - иначе мы помрем.

Мы дышим, дышим, дышим и он, и ты, и я

Энергию из пищи берем себе, друзья.

Чтоб бегать, прыгать, плавать, смеяться и гулять,

И очень важно, право, учитьсяразмышлять.

Адвокат . Господа, я надеюсь, теперь вы поняли, что кислород, которым вы дышите, поступает в ваши клетки. Там он разрушает органические вещества пищи до углекислого газа и воды. При этом выделяется энергия. Энергия нужна вам для нормальной жизни. А лишняя вода и углекислый газ удаляются в окружающую среду.

Судья . Следовательно, при дыхании выделяются углекислый газ и вода, а это то, что нужно для фотосинтеза.

Прокурор . Правильно, господин судья. Фотосинтез и дыхание - противоположные процессы. Колесо жизни. Замкнутый круг. А запускает его Солнце.

Хлорофилл . Я без дыхания никак не могу, да и оно без меня не обойдется. Мы вместе делаем одно общее дело.

Судья . Значит, так. Фотосинтез происходит на свету, в листьях и других зеленых частях растений. Дышим мы каждой клеточкой нашего организма. Фотосинтез обеспечивает нас и все живое пищей, а дыхание - энергией. И все это благодаря Солнцу и тебе, Хлорофилл. Прекрасно. Ты оправдан, и это решение окончательное и обжалованию не подлежит.

Все . Фотосинтез - дружочек, вот твой домик - листочек

Там творишь ты свои чудеса. Очень нужен ты людям, мы тебя не забудем,

И запомним тебя навсегда.

Пусть нам солнышко светит,

Чтобы взрослым и детям

Было радостно, ясно, светло,

Чтобы каждый цветочек, даже малыйлисточек

Нам давал и еду и тепло.

К сожаленью, мы играем только раз в году.

Мыиграли понарошку, у народа на виду

Ксожаленью, мы играем только раз в году.

Дидактические сказки по биологии

, учитель биологии МБОУ Северная СОШ №13, Зимовниковский район

Дидактические сказки учат детей понимать и беречь природу. В них вымышлены события и разговоры между живыми существами. Основные биологические факты в сказках даются с научной достоверностью. Сказки можно использовать как в начальных, так и в средних классах. Перед чтением сказки необходимо сказать несколько слов о теме, затрагиваемой в ней. В ходе обсуждения школьники охотно ответят на вопросы и сами расскажут о своих наблюдениях в жизни природы. Такая форма общения позволяет легко и непринужденно закрепить новые знания.

Творчески работающий учитель находит программный материал, который можно подать в форме сказочного повествования. Курс биологии для 6 класса «Бактерии. Грибы. Растения» под редакцией позволяет использовать в обучении дидактические сказки.

«Сказка о невидимых драконах»

Ключевые слова: бактерии, кокки, вибрионы, спириллы, бациллы, гигиена.

Давным-давно, еще со дня сотворения мира, жили на Земле маленькие, бесцветные, невидимые существа – драконы. Состояли они из одной клеточки, которая могла делиться через каждые 20 минут. Вскоре вся планета была заселена этими существами. Они поселялись на растениях и животных и даже внутри них. Наиболее смелые бросались в море-океан, которые стали их второй родиной. Другие, при помощи ветра, освоили воздушную среду. Народец этот стал считать себя главнейшим на Земле.

Появление первых людей, Адама и Евы, вызвало среди драконов жуткий переполох. Главный повелитель, Чумная Палочка, протрубил большой сбор старейшин родов. Всего родов было четыре: шаровидные Кокки, палочковидные Бациллы, запятовидные Вибрионы и извитые Спириллы. Холерный Вибрион предложил на сборе объявить людям-пришельцам войну, изгнать их с планеты Земля.

Начались боевые действия. Одни диверсанты стали незаметно поселяться на продуктах питания и портить их. Другие вредители разрушали стога сена, рыболовные снасти, рукописи и книги в книгохранилищах. Третья группа существ, руководимая Холерным Вибрионом, стала проникать внутрь тела людей и травить их. Людское племя несло огромные потери. На военном совете люди решили перейти к тактическим действиям, направленным против драконов.

Для соперников-сладкоежек были выставлены чаны с молоком. Накинувшись на сахар, содержавшийся в молоке, драконы превратили молоко в простоквашу, а сливки – в сметану. Они добровольно согласились работать в пищевой промышленности , квасили овощи, силосовали корма.

Другие существа подружились с бобовыми растениями (горохом, фасолью, соей, викой, чиной и др.) и стали жить в клубеньках на корнях этих растений. Они усваивали азот воздуха и обогащали почву веществами, содержащими азот.

Третьим существам пришлась по душе работа санитаров. Денно и нощно трудились они на «фабрике» переработки отходов - отмерших организмов растений и животных. В ходе утилизации отходов образовывался перегной. Продукция по «конвейеру» шла в «цех», где почвенные бактерии превращали перегной в минеральные вещества, используемые корнями растений

И только группа Холерного Вибриона не сдавалась. При помощи Чумной Палочки, Тифа и других приспешников они продолжали выкашивать людей. Пришлось людям просить совета и помощи у царицы Гигиены. Жила она на океанском острове. Его покрывали леса из мыльного, уксусного, земляничного, тюльпанного и других диковинных деревьев. В долинах били фонтаны гейзеров с целебной водой. Выслушав просьбу людей, царица Гигиена дала им несколько советов. Выполняя их, люди научились побеждать невидимых драконов.

Какие советы получили люди от царицы Гигиены?

Ребята рассказывают о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены. В школах медработники делают им предохранительные прививки. Установлен строгий врачебный контроль над источниками воды и пищевыми продуктами. Школьники знают об очистке питьевой воды , ее хлорировании. Люди научились делать дезинфекции и лекарства, которые убивают болезнетворных бактерий. Для сохранения пищевых продуктов используется консервирование и пастеризация.

Сказка «Путешествие Капельки»

Ключевые слова: круговорот воды в природе, испарение воды, строение листа

Капелька только что появилась на свет. Она качалась на мягкой вате пушистых облаков. Вдруг налетел ветер, облака потемнели, нахмурились – хлынул дождь. Упав с огромной высоты, Капелька полежала немножко, поднялась и, провалилась в подземелье. Там было темно и сыро. Чьи-то мохнатые руки схватили ее и втолкнули в трубопровод. «Это конец» - подумала Капелька. Ее тащило под сильным напором воды, трубы разветвляясь, становились все уже и уже.

Наконец, течение уменьшилось, стало гораздо светлее, и Капелька смогла осмотреться. Она оказалась в зеленой комнате без окон, но с большим количеством дверей. Достаточно поплутав по комнатам, Капелька устало оперлась о косяк двери, но испуганно отстранилась – тянуло холодком. Идя навстречу потока свежего воздуха, Капелька попала в зеленую комнату с большим количеством окон, в которых виднелась ее родина – небо. С грустными мыслями о том, что ей никогда не выбраться из этого подземелья, Капелька пригрелась на солнышке и уснула. И снится ей сон, что становится она, Капелька, легкой, как пушинка. Теплые потоки воздуха поднимают ее к окну и, о, чудо! Капелька полетела вверх, все выше и выше! А вот и мама – мягкая теплая Туча. Капелька уткнулась ей в бок и открыла глаза. Мама действительно была рядом. Капелька облегченно вздохнула: «Значит, я путешествовала во сне!».

А вы как думаете, ребята?

Школьники из курса природоведения знают о круговороте веществ в природе, испарении воды. Знания о строении корня, стебля, листа и их функциях подводят учащихся к ответу на вопрос Капельки.

Сказка «Путешествие братьев-близнецов»

Ключевые слова: спермий, яйцеклетка, семя, эндосперм, двойное оплодотворение цветковых растений

При посещении цветка Тюльпана пчелой братья-близнецы выпрыгнули из пыльника ей на спину. Пчела перенесла их далеко от родного дома в другой цветок. Братья при помощи шипиков, бородавочек, выростов зацепились на влажном рыльце изумрудного замка. Назывался этот замок Пестик. Звали братьев Спермий I (Марс) и Спермий II. Через крышу рыльца, коридоры столбика они попали в нижний этаж замка – завязь. В этой горнице-завязи находились две красивые девушки. После знакомства Марс предложил руку и сердце Венере (Яйцеклетке). А Спермию II приглянулась Центра (Крупная Клетка). Братья-близнецы сыграли свадьбу и зажили счастливо. Плодом любви Марса и Венеры стало Семя. У другой пары родился сын Эндосперм. Жили семьи долго, в мире и согласии. А когда состарились и увяли, цветоножка Тюльпана наклонилась к Земле. Семя с Эндоспермом вошли в нее и стали ждать благоприятных условий.

Какие условия необходимы для прорастания семян?

В этой сказке речь идет о довольно сложной для объяснения и понимания теме «Оплодотворение цветковых растений». Обилие новых терминов вызывает у школьников неуверенность в своих силах. Форма сказочного повествования позволяет включить фантазию и воображение детей. В сказке говорится о двойном оплодотворении, характерном для цветковых растений. Дети довольно легко называют необходимые условия для прорастания семян: тепло, воздух, воду.

Сказка «Друзья Тюльпана»

Ключевые слова: пестик, тычинка, насекомоопыляемые растения

В ковыльной степи жил-был красавец Тюльпан. Каждую весну в подземном царстве из луковицы появляется мощный росток. Ни зимний холод, ни недостаток влаги, ни твердая почва не смогли остановить его. Упорный росток всегда пробирался на поверхность надземного царства. Он раскрывался 3-4 листьями, в которые заворачивался бутон . Держась на прочной цветоножке, склоняясь перед сухими степными ветрами, этот бутон с каждым днем становился все краше. Он умывался по утрам росой, закалялся ночным холодом, нежно окрашивался румянцем под ласковым солнцем.

Настал день и бутон раскрылся. В его центре красовалась статная королева Пестик. Вокруг нее находились стражники – Тычинки. Вдруг послышался гул, похожий на жужжание. Красавец Тюльпан встрепенулся, кумачом заполоскал на ветру его венчик. Тычинки и Пестик радостно закричали: «Гости, гости летят!»

Кого ждали в гости жители цветка Тюльпана?

Ребята знают признаки насекомоопыляемых растений – крупные одиночные цветки, собранные в соцветия мелкие цветки, яркая окраска лепестков или листочков простого околоцветника, нектар и аромат. Пыльца и сладкий нектар – пища многих насекомых. Они переносят пыльцу с цветка одного растения на цветок другого. Данная сказка позволяет повторить строение цветка, рассказать о перекрестном опылении насекомыми.

Необходимо вовлекать в создание сказок самих учащихся. Можно сначала прочитать сказку не до конца и предложить ребятам завершить ее. В повествовании каждого ученика нужно находить только позитивное. Сначала тексты ребят будут короткими и корявыми. Учитель вместе с детьми выбирает лучшие варианты фрагментов сказок, написанных ими. Такая работа учит спокойствию, терпению, совместному творчеству. Освоив этап дописывания сказок, можно перейти к их сочинению по заданным сюжетам. Сказки с удовольствием иллюстрируются школьниками. Ученические постановки являются логическим завершением работы над сказкой. Главное в сказке – мораль. Она должна учить доброте, учить жить в согласии и взаимопонимании с окружающим миром.

Литература

1. На помощь приходит фантазия.

М: Издательство «Школа-Пресс» //Биология в школе №1, 2000.

2 Пасечник. 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. М: «Дрофа». 2007.

3.Шиков сказки. М: Издательство «Школа-Пресс» //Биология в школе №3, 2000.

Сказки на уроках биологии

Одна из задач, которая стоит перед учителем на уроке, - заинтересовать ученика изучаемым материалом. Для этого используются различные методы и формы обучения.

Чтобы уроки были более занимательны и интересны, необходимо вплетать в «канву» урока элементы интерактивных форм деятельности, то есть использовать на определенном этапе урока стихи, загадки, кроссворды, головоломки, чайнворды, дидактические сказки и др. Это активизирует мыслительную деятельность учащихся, повышает интерес.

Предлагаю добавить в эту «методическую копилку» дидактические сказки. Они позволяют установить контакт с ребенком, создать комфортную, соответствующую возрастным особенностям среду, активизировать познавательные и психические процессы, стимулировать детское творчество. Сказки «разговаривают» с ребенком на эмоционально насыщенном, близком ему языке метафор, без прямого наставления.

Дидактическую сказку отличает большая эмоциональность и образность, в ней есть свои одушевленные герои, решать задачи за которых могут только учащиеся .

Сказка – повествование «Про гидру» (7 класс)

На дне небольшого пруда, на стебле растения жила-поживала незаметная маленькая гидра. Была она одна-одинешенька. Но по этому поводу совсем не расстраивалась.

Несмотря на внешнюю безобидность и непривлекательность. Гидра была настоящей хищницей. Целыми днями это животное терпеливо выжидало свою добычу – мелких пресноводных рачков личинок и насекомых и, если вдруг кто-то из них проплывал мимо, хватала их. Для этого у нее имелись щупальца вокруг рта.

Иногда ей хотелось сменить обстановку и подвигаться. Вела она при этом как настоящая гимнастка: изогнув тело и прикрепившись щупальцами к поверхности, подтягивала к переднему концу тела подошву, затем повторяла шагающие движения. Кроме того, гидра умела кувыркаться – для этого поочередно прикреплялась к предметам то щупальцами то подошвой. Особой гордостью гидры были жгучие клетки. Как выскочит из такой клетки острая стрекательная нить - уносите ноги, или попадёте гидре на обед. Не любили за это гидру обитатели пруда, не хотели с ней связываться и не дружили. Так и жила гидра – непонятная, необычная и очень одинокая.

Учитель предлагает поближе познакомиться с гидрой, выполнив следующие задания.

    Рассмотрите живую гидру на часовом стекле или на рисунке. Какими необычными особенностями в строении тела обладает гидра?

    Опишите способ передвижения гидры

    На рисунке или таблице найдите верхний и нижний концы тела, щупальца, окружающие ротовое отверстие, подошву. Назовите части тела гидры, с помощью которых она добывает пищу и защищается от врагов.

    Найдите на рисунках 2 слоя клеток тела и кишечную полость. Определите, какие клетки располагаются в наружном и внутреннем слоях тела. В тексте учебника найдите информацию о функциях этих клеток и заполните предложенную таблицу.

Сказка о царице Кукурузе .

В некотором царстве в тридевятом государстве жила- была царица Кукуруза: высока, стройна, красива. Не было ей равных на земле. Золотые початки украшали её, мощные придаточные корни удерживали её в почве. Все кругом любили её и поклонялись ей. В початках каждый год созревали драгоценные зерновки. Были они вкусны и полезны для всех.

Было у Кукурузы много родственников, дальних и близких, только об этом она не знала и часто грустила в одиночестве. Приказала она слугам разыскать своих близких и позвать их в гости только с одним условием: они должны доказать своё родство.

И вот однажды со всех концов земли стали приезжать гости и доказывать царице, что они состоят с нею в родстве. Самой смелой оказалась пшеница.

“– Я такая же, как и ты, плод у меня зерновка, стебель – соломина, а уж о знатности моей и так всем известно”

“– А я хоть и по пояс в воде расту, но очень на тебя похож и внешне и внутренне. Посмотри внимательно и убедишься сама” - заявил рис. И тут все вместе заговорили: рожь, овёс, просо, и даже злой сорняк пырей – гроза полей тоже оказался родственником Кукурузы. Поняла Кукуруза, что есть у неё большая и крепкая семья и зовут эту семью Злаки.

В качестве иллюстрации к этой сказке используются таблицы и гербарии – портреты злаков.

Вопросы и задания.

    Какие признаки в строении своих органов могли использовать гости кукурузы для доказательства своего родства с ней? При ответе на этот вопрос необходимо отметить и найти на таблицах и рисунках основные биологические особенности растений семейства злаковые: строение стебля, особенности строения листьев, цветка, соцветия.

    Какие растения могут претендовать на роль родственников кукурузы? Учащимся предлагается рассмотреть гербарные экземпляры растений и выбрать из них растения семейства злаковые по внешним признакам.

    Чем прославились растения этого семейства?

Как царь Горох загадки загадывал.

В огороде на грядке жил царь Горох. Родом он был из Индии и гор Афганистана, род его считался одним из самых древних на земле. Не боялся он ни холода, ни голода, только без воды не мог долго обойтись. Царь отличался силой, корни у него были мощные, и по секрету надо сказать, что на корнях тех хранилось несметное богатство в особых клубеньках, о которых он никому не рассказывал. Об этом секрете знали лишь родственники гороха, которые сами этим секретом владели. Очень боялся царь, что все узнают про тайну его рода и тогда пропадёт его сила и могущество.

Любил Горох хвалиться своими достоинствами – и цветками-мотыльками, и плодами – лопатками, только стебель у него был слабый и приходилось ему искать опору, цепляться за других. Вот поэтому – то царь и боялся за себя и хранил секрет своей силы и богатства.

Задания к сказке.

    Как вы думаете, в чём особый секрет гороха и его родственников? Почему там, где растут бобовые растения, улучшаются условия почвенного питания других растений?

    Рассмотрите гербарные экземпляры бобовых, их рисунки в учебнике (стр.85) и опишите их по плану: строение цветка (формула), плод и его название, корневая система, листья(жилкование, простые или сложные)

    Вам загадали загадки о бобовых растениях: люпине, горохе, акации.

Лист – перчатка.
Плод – лопатка,
А цветок – мотылёк.

Что же это за подвох?
Вдруг на дереве – горох!

Цветок – крылатка,
Плод – лопатка.
Плод зелен и молод,
Но сладок, как солод.

Какие признаки позволяют отнести их к семейству Бобовые?

Лесной карлик.

В чаще леса, где сыро и влажно, жил один удивительный карлик. Был он небольшого роста, сверху зелёный, а снизу коричневый. Небольшой его стебелёк, густо усеянный узкими листочками, очень напоминал росток льна. За это его и прозвали кукушкин лён. Почему кукушкин? Да потому, что в чаще леса по соседству жила кукушка и наш карлик подолгу любил слушать её звонкое ку-ку и радовался тому, что кукушка обещала ему долгую жизнь.

В конце лета вырастала у него длинная тонкая ножка, на которой возвышалась особая коробочка. Эта коробочка прикрывалась до поры до времени колпачком, похожим на крохотную шляпку с полями. Приходило время и живые пылинки, созревавшие в этой коробочке, отправлялись в путешествие, попадали в подходящее место и прорастали. Так продолжался род карлика. Всё в жизни у него шло гладко, только вот не мог он понять, почему другие растения смотрели на него свысока и не хотели с ним общаться. «Ты – не настоящее растение, у тебя даже и корней нет»,- говорили они ему и смотрели на него свысока. Не мог с этим смириться кукушкин лён, обижался и постоянно доказывал, что он и его родственники – мхи являются настоящими растениями.

Задания:

    Как вы думаете, мхи – настоящие высшие растения или нет?

    Какие примитивные черты организации можно отметить у мхов?

Один день из жизни амёбы обыкновенной .

В мутной воде старого заброшенного пруда на самом дне жила амёба обыкновенная. Была она крошечная, едва заметная простым глазом, бесцветная и совсем неинтересная. Но она жила, питалась и даже размножалась.

В её маленьком водном царстве всё было просто и понятно. Все куда – то спешили, спасались от хищников, искали себе пищу, продолжали свой род. Так проходил день за днём.

И вот настал день, когда амёба решила изменить свою скучную жизнь и отправиться в путешествие. Сначала она основательно подкрепилась – вытянула свои ложноножки (псевдоподии) и захватила тех, кто был меньше и оказался неподалёку. Затем, не мешкая, отправилась в путь. Передвигалась она медленно, вытягивая свои ложноножки, и довольно скоро устала. Солнце светило ярко, дул лёгкий ветерок, и внезапно небольшая волна выбросила нашу путешественницу на берег. “ Вот и пришёл мой последний час” - успела подумать амёба и заснула крепким сном.

Задания.

    О каких процессах жизнедеятельности амёбы идёт речь в сказке?

    Как вы думаете, какова дальнейшая судьба амёбы? Попробуйте дома дописать сказку.

    Прочитайте по учебнику материал о цисте. Рассмотрите её на рисунке, объясните её значение в жизни амёбы.

Как дружат деревья и грибы.

В молодом осиннике среди шума ещё не опавшей листвы однажды появился крепкий, яркий гриб. Был он настоящим красавцем: на толстой упругой ножке красовалась красная шляпка. Шло время, гриб подрастал и не успевал принимать от лесных жителей многочисленные комплименты. Наконец, он так зазнался, что перестал здороваться со своими соседками - молодыми осинками. Они казались ему уродливыми и скучными. Он говорил, что ему стыдно жить рядом с такими соседями. Не выдержали скромные осинки такой неблагодарности и решили проучить зазнайку. Перестали они его кормить, стал наш гриб на глазах таять, болеть и от его былой красоты не осталось и следа. Собрался он с силами и попросил прощения. Обещал, что никогда не обидит тех, кто помог ему вырасти. С тех пор так и живут они, помогая друг другу каждый по - своему.

Задания:

    Какое биологическое явление описывается в этой сказке?

    Перескажите содержание этой сказки, используя слова симбиоз, микориза, грибница.

Приключения майского жука.

Задание: найдите ошибки.

Однажды в осенний погожий день на поверхности почвы показался крупный майский жук, расправил все свои 4 крыла, пошевелил всеми своими 4-мя парами ножек и полетел. Встречный ветер обдавал прохладой, свежестью, и майский жук с удовольствием вдыхал лёгкими воздух.

Пролетев немного, он решил отдохнуть и перекусить. Майский жук очень любил сладкий сок цветущих растений, он расправил свой длинный хоботок и, найдя красивый цветок, стал лакомиться сладким нектаром.

Вдруг он увидел на земле какое-то уродливое, грязно-белое, неподвижное тело, которое слабо шевелилось. Присмотревшись, он заметил, что тело изогнуто в виде дуги, на большой голове 3 пары ног, а в задней части брюшка просвечивает что-то тёмное. Майский жук был очень любопытным. Подобравшись поближе, он решил заговорить с неведомым существом. Существо слабо пошевелилось, тяжело вздохнуло и стало с аппетитом поедать молодую травку.

Кто ты?” - спросил майский жук.

Я – твоя личинка” - ответила толстая уродина. “Осенью я появляюсь на свет и питаюсь молодой травкой, а через год я превращусь в такого - же майского жука, как и ты.

Ну и ну”- подумал майский жук и полетел навстречу приключениям .

Сказка о спящей царевне и двух богатырях.

(Сказка читается на уроке «Размножение цветковых растений». Слова, помещенные в скобках, не зачитываются, учащимся предлагается самим догадаться, о том, кто является Царевной, Царевичами и т.д.)

В некотором царстве, в некотором государстве Гинецее (Пестике) в глубокой темнице (Завязи ) жила была девица, красавица писаная царевна (Яйцеклетка ). Служили ей службой верною пять служанок. Две служанки Синергиды (Клетки-спутницы ) день и ночь царевну охраняли, а еще три служанки Антиподы в дальнем конце темницы ночевали. Посредине темницы мамка-нянька (Центральная клетка ) дремала, всех покой и сон охраняла.

И все спали сном глубоким, беспробудным. Ничто их покой не тревожило: темница была темная ни окон в ней, ни дверей. Лишь маленькая дверца (Пыльцевход ), да и та до поры до времени крепко-накрепко закрыта была, да для надежности клейкой смолой замазана.

За высокими горами, темными долами в соседнем царстве-государстве Андроцее (Тычинке ) жили-были два царевича-близнеца (Спермии ). Дворец их (Пыльник ) высоко над землей парил (на Тычиночной нити ), а светлица царевичей (Пыльцевое зерно ) всем ветрам была открыта. Жил с царевичами их верный наставник дядька-служка (Вегетативное ядро .)

Прослышали царевичи о том, что в соседнем царстве Гинецее в глубокой темнице спит беспробудным сном красавица девица (Яйцеклетка ). И решили они в то царство добраться, счастье попытаться - царевну разбудить, руку и сердце ей предложить. А кому царевна не откажет – тому и мужем быть.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Как же в то царство попасть? Далеко Гинецей, дорога туда трудная. Решили было на волю ветра положиться, да ветер, как на зло, в ту пору в обратную сторону дул. Обратились они за советом к дядьке (Вегетативному ядру ). Тот подумал, подумал, да и говорит: «А вы, царевичи, дождитесь случая – авось кто к Гинецею полетит в скорости, так может и вас по случаю доставит. Случая долго ждать не пришлось –тут как раз Шмель мимо пролетал. Царевичи и спрашивать не стали, мигом, Шмелю на спину мохнатую запрыгнули, крепко за него ухватились, а следом и дядька прыгнул. Как же он добрых молодцев да в такой путь опасный одних отпустит? Шмель и не заметил. Полетели.

Долго ли коротко летели, а вот уже и Гинецей показался. Спрыгнули царевичи с дядькой на крышу дворца (Пестика ), а дворец какой странный, больше на башню непреступную похож, да и крыша (Рыльце ) какой то липкой смолой намазана. Догадались царевичи, что ждали их, видно, во дворце. Куда же дальше податься? Ни щелочки в крыше, ни отверстия. Да дядька углядел маленькую дверцу, да и туда полезли. Царевичи впереди, дядька следом. Долго царевичи с дядькой по башне (Столбику) пробирались. Лаз узкий, только одному и пролезть. Добрались до темницы и давай дверцу (Пыльцевход ) ломать.

Тем временем в темнице от шума суматоха поднялась. Служанки Синергиды проснулись, давай прихорашиваться. Побежала одна Синергида дверь помочь открыть, тут дверь возми и упади, служанку та и при хлопнула. Вошли царевичи в темницу. Видят- спит царевна (Яйцеклетка ), да так хороша во сне - щечки разрумянились. Не выдержал один царевич, да в щечку царевну и поцеловал. Царевна (Яйцеклетка ) ото сна очнулась, царевича (Спермия) увидала и сразу его полюбила. А второй царевич – не растерялся – подошел к мамке-няньке (Центральной клетке ) и тоже ее поцеловал и она его сразу полюбила. Да второй царевич выгодно женился – приданого за мамкой (Центральной клеткой ) в двое больше взял, богатой она оказалась.

Хватились было дядьки, на свадьбу пригласить, да тот от радости на пороге у темницы и помер.

Родилась у царевны (Яйцеклетки ) и первого царевича (Спермия 1) дочка. Назвали ее Зиготой. А у мамки-няньки (Центральной клетки ) и второго царевича (Спермия2 ) сын. Назвали Эндоспермом. Эндосперм с зиготой дружно жили в доме (Семени) пока не выросла из него новое растение.

Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Сказка по биологии "Противостояние"

Предлагаю вам сказку по биологии. Сказка будет интересна учителям биологии. Данную сказку можно использовать при изучении биологии в 6 классе по теме "Отдел Водоросли", при проведении внеклассных мероприятий и вечеров по биологии.

Цель: Активизация познавательной деятельности учащихся.

Задачи : Развивать познавательный интерес к предмету;
Развивать знания о живой природе, полученные при изучении водорослей;
Воспитывать любовь к растительному миру;

На рифе под тяжелыми морскими волнами, существовало королевство Зеленых водорослей.Им правила королева Ульва. У нее была дочь- прекрасная Каулерпа. Их королевство было огромное на зависть соседям. А соседи у них были не очень то дружелюбно настроены.Одним королевством, Бурых водорослей правила Нереоцистис, а другим, Красных-Хондрус.




Эти три королевства враждовали очень долго, но Каулерпа как будто не обращала на это внимания и часто ходила гулять на соседние рифы.
Однажды в одной из таких прогулок она увидела Саргассума - сына Нереоцистис. Как только она его увидела, то сразу же влюбилась в него, стояла и смотрела на него нежным взглядом. Саргассум же отреагировал иначе: только увидев ее он закричал:
-Чужачка! Чужачка!Хватайте ее! Стража! Стража!
Каулерпу сразу же схватили и посадили в отлично замаскированную тюрьму, которую не было видно даже если приблизиться вплотную.
А тем временем в королевстве, Ульва просто бесилась, Каулерпы не было уже четыре часа, скороходы перебившие ноги приходили и говорили, что нигде ее не нашли, гонцы извещали о том, что пропала принцесса и только Хламидомонада порадовала Ульву, она залезла ей в ухо и сказала, что Каулерпу схватили Бурые Водоросли.
Ульва немедленно начала созывать войско, чтобы идти и ударить по королевству Бурых. Сразу же они двинулись на соседний риф. Стража увидела их, но не подняла тревогу, потому что их усыпили быстроплавающими дротиками со снотворным. Они быстро продвинулись к дворцу, но тут из-за дворца выскочило войско Бурых и из песка, сзади вылетела армия и Зеленые оказались в кругу. Тут на балкон вышла Нереоцистис и сказала: «Сдавайтесь и вас пощадят!»
-Я пришла за дочерью! – крикнула Ульва.
-За этой глупышкой, гм, она зашла на нашу территорию причем незаконно, все по честному Ульва, - ответила Нереоцистис. Но их разговор прервал возглас: «Красные!».
Все повернулись и увидели, что на них нападает войско Красных. Ульва воспользовалась моментом, прорвалась через ряды Бурых и побежала к части рифа которая как будто была приподнята, это была крышка. Она забежала, ударила охранника, забрала у него ключи и открыла все двери и выпустила пленных. Они вылезли из тюрьмы, и все побежали к границе, а войску приказала: «Скорее за мной!». Войско расталкивая всех на своем пути побежало вслед за Ульвой. Но их никто не преследовал, потому что понимали, возле границы Зеленых ждет подкрепление.
Они прибыли в свое царство, Ульва не стала наказывать дочь, потому что видела как переживала Каулерпа. Она была мрачна, запиралась в комнате и выходила только в сад где решилась ее судьба.
Однажды гуляя по саду, она встретила юношу, его звали Улотрикс. Она влюбилась, он тоже и вскоре они поженились и через год у них родился прекрасный ребенок. А еще через год три царства заключили мирный договор, и живут в мире по сей день.

Биология – увлекательная и интересная наука. Часто можно видеть, как дети с удовольствием и любовью ухаживают за растениями и животными, смотрят фильмы о живой природе. Но вот приходя на уроки биологии, сталкиваются с необходимостью знакомиться с множеством новых научных терминов, понятий, которые им порой неинтересны и непонятны. Не всем бывает интересно изучать программный материал, постепенно теряется желание изучать предмет, начинаются проблемы с успеваемостью.

В то же время, всем очевидно, что только тот урок будет интересен, на котором царит атмосфера активной мыслительной деятельности, творчества. Одним из способов решения проблемы может оказаться поиск разнообразных, иногда необычных педагогических приёмов. Использование на уроках биологии особенно в 6-7 классах при изучении отдельных тем нестандартных приёмов вызывает удивление, интерес, положительные эмоции, психологическую разгрузку учащихся. К таким приёмам относятся короткие дидактические сказки, где в доступной форме заключена часть информации, биологические понятия и термины. Дети очень отзывчивы и любознательны, поэтому сказка позволяет активизировать познавательные процессы, развивает воображение, творческие способности. Дидактическую сказку отличает большая эмоциональность и образность, в ней есть свои одушевлённые герои, решить задачи, за которых могут только учащиеся.

Дидактические сказки пишутся в соответствии с определённым алгоритмом.

  1. Описание сказочной страны, её героев.
  2. Важное событие в жизни героев, которое изменяет их жизнь или заставляет о чём-то задуматься.
  3. Финал сказки.
  4. Задания для учащихся.

Сказка обязательно должна быть дополнена наглядными источниками информации (таблицы, рисунки, слайды, гербарии)

На уроках можно использовать разные виды сказок: сказки – повествования, которые применяются при изучении нового материала, сказки- загадки – при закреплении и повторении, сказка – ложный рассказ – при проверке и закреплении знаний.

Кроме этого, при составлении сказок учитывается тема урока, тип урока, так как не на каждом уроке сказка будет уместна. Обычно дидактическую сказку я применяю на уроке изучения нового материала и обязательно в сочетании с другими приёмами обучения.

Ниже приводятся дидактические сказки, которые были составлены и опробованы при изучении биологии в 7-м классе. К каждой сказке обязательно составляются задания для самостоятельной работы.

Тема урока: Особенности организации кишечнополостных.

На доске вывешивается учебная таблица с изображением пресноводной гидры или демонстрируется слайд с изображением гидры. Учитель предлагает внимательно рассмотреть гидру, отметить необычные черты в строении её тела и читает сказку.

Сказка про то, как гидра всех удивляла.

В пруду, в подводном царстве на стебле растения жила – была гидра, и вид у неё был такой необычный, что все вокруг, увидев её, удивлялись и даже пугались. Не было у неё головы, а были щупальца, не было у неё ног, а была подошва. И снаружи, и внутри в два слоя располагались клетки. А какой у гидры был необычный рот! Со всех сторон он был окружён щупальцами, которые расходились в разные стороны наподобие лучей. Так и жила она: лениво передвигалась – то подошвой шаг сделает, то щупальцами, словно кувыркается только очень медленно.

Особой гордостью гидры были жгучие клетки. Как выскочит из такой клетки острая стрекательная нить - уносите ноги, или попадёте гидре на обед. Не любили за это гидру обитатели пруда, не хотели с ней связываться и не дружили. Так и жила гидра – непонятная, необычная и очень одинокая.

Учитель предлагает поближе познакомиться с гидрой, выполнив следующие задания.

  • Рассмотрите живую гидру на часовом стекле или на рисунке. Какими необычными особенностями в строении тела обладает гидра?
  • Опишите способ передвижения гидры
  • На рисунке или таблице найдите верхний и нижний концы тела, щупальца, окружающие ротовое отверстие, подошву. Назовите части тела гидры, с помощью которых она добывает пищу и защищается от врагов.
  • Найдите на рисунках 2 слоя клеток тела и кишечную полость. Определите, какие клетки располагаются в наружном и внутреннем слоях тела. В тексте учебника найдите информацию о функциях этих клеток и заполните предложенную таблицу.

Функции клеток тела пресноводной гидры.

Тема: Класс Однодольные. Характерные признаки семейства Злаки.

Сказка о царице Кукурузе.

В некотором царстве в тридевятом государстве жила- была царица Кукуруза: высока, стройна, красива. Не было ей равных на земле. Золотые початки украшали её, мощные придаточные корни удерживали её в почве. Все кругом любили её и поклонялись ей. В початках каждый год созревали драгоценные зерновки. Были они вкусны и полезны для всех.

Было у Кукурузы много родственников, дальних и близких, только об этом она не знала и часто грустила в одиночестве. Приказала она слугам разыскать своих близких и позвать их в гости только с одним условием: они должны доказать своё родство.

И вот однажды со всех концов земли стали приезжать гости и доказывать царице, что они состоят с нею в родстве. Самой смелой оказалась пшеница.

“– Я такая же, как и ты, плод у меня зерновка, стебель – соломина, а уж о знатности моей и так всем известно”

“– А я хоть и по пояс в воде расту, но очень на тебя похож и внешне и внутренне. Посмотри внимательно и убедишься сама” - заявил рис. И тут все вместе заговорили: рожь, овёс, просо, и даже злой сорняк пырей – гроза полей тоже оказался родственником Кукурузы. Поняла Кукуруза, что есть у неё большая и крепкая семья и зовут эту семью Злаки.

В качестве иллюстрации к этой сказке используются таблицы и гербарии – портреты злаков.

Вопросы и задания.

  1. Какие признаки в строении своих органов могли использовать гости кукурузы для доказательства своего родства с ней? При ответе на этот вопрос необходимо отметить и найти на таблицах и рисунках основные биологические особенности растений семейства злаковые: строение стебля, особенности строения листьев, цветка, соцветия.
  2. Какие растения могут претендовать на роль родственников кукурузы? Учащимся предлагается рассмотреть гербарные экземпляры растений и выбрать из них растения семейства злаковые по внешним признакам.
  3. Чем прославились растения этого семейства?

Тема урока: Семейство Бобовые

Как царь Горох загадки загадывал.

В огороде на грядке жил царь Горох. Родом он был из Индии и гор Афганистана, род его считался одним из самых древних на земле. Не боялся он ни холода, ни голода, только без воды не мог долго обойтись. Царь отличался силой, корни у него были мощные, и по секрету надо сказать, что на корнях тех хранилось несметное богатство в особых клубеньках, о которых он никому не рассказывал. Об этом секрете знали лишь родственники гороха, которые сами этим секретом владели. Очень боялся царь, что все узнают про тайну его рода и тогда пропадёт его сила и могущество.

Любил Горох хвалиться своими достоинствами – и цветками-мотыльками, и плодами – лопатками, только стебель у него был слабый и приходилось ему искать опору, цепляться за других. Вот поэтому – то царь и боялся за себя и хранил секрет своей силы и богатства.

Задания к сказке.

  1. Как вы думаете, в чём особый секрет гороха и его родственников? Почему там, где растут бобовые растения, улучшаются условия почвенного питания других растений?
  2. Рассмотрите гербарные экземпляры бобовых, их рисунки в учебнике (стр.85) и опишите их по плану: строение цветка (формула), плод и его название, корневая система, листья(жилкование, простые или сложные)
  3. Вам загадали загадки о бобовых растениях: люпине, горохе, акации.

Лист – перчатка.
Плод – лопатка,
А цветок – мотылёк.

Что же это за подвох?
Вдруг на дереве – горох!

Цветок – крылатка,
Плод – лопатка.
Плод зелен и молод,
Но сладок, как солод.

Какие признаки позволяют отнести их к семейству Бобовые?

Тема: Моховидные. Зелёный мох кукушкин лён.

Лесной карлик.

В чащелеса, где сыро и влажно, жил один удивительный карлик. Был он небольшого роста, сверху зелёный, а снизу коричневый. Небольшой его стебелёк, густо усеянный узкими листочками, очень напоминал росток льна. За это его и прозвали кукушкин лён. Почему кукушкин? Да потому, что в чаще леса по соседству жила кукушка и наш карлик подолгу любил слушать её звонкое ку-ку и радовался тому, что кукушка обещала ему долгую жизнь.

В конце лета вырастала у него длинная тонкая ножка, на которой возвышалась особая коробочка. Эта коробочка прикрывалась до поры до времени колпачком, похожим на крохотную шляпку с полями. Приходило время и живые пылинки, созревавшие в этой коробочке, отправлялись в путешествие, попадали в подходящее место и прорастали. Так продолжался род карлика. Всё в жизни у него шло гладко, только вот не мог он понять, почему другие растения смотрели на него свысока и не хотели с ним общаться. Ты – не настоящее растение, у тебя даже и корней нет”- говорили они ему и смотрели на него свысока. Не мог с этим смириться кукушкин лён, обижался и постоянно доказывал, что он и его родственники – мхи являются настоящими растениями.

Задания:

  • Как вы думаете, мхи – настоящие высшие растения или нет?
  • Какие примитивные черты организации можно отметить у мхов?

Тема урока: Простейшие. Особенности организации.

Один день из жизни амёбы обыкновенной.

В мутной воде старого заброшенного пруда на самом дне жила амёба обыкновенная. Была она крошечная, едва заметная простым глазом, бесцветная и совсем неинтересная. Но она жила, питалась и даже размножалась.

В её маленьком водном царстве всё было просто и понятно. Все куда – то спешили, спасались от хищников, искали себе пищу, продолжали свой род. Так проходил день за днём.

И вот настал день, когда амёба решила изменить свою скучную жизнь и отправиться в путешествие. Сначала она основательно подкрепилась – вытянула свои ложноножки (псевдоподии) и захватила тех, кто был меньше и оказался неподалёку. Затем, не мешкая, отправилась в путь. Передвигалась она медленно, вытягивая свои ложноножки, и довольно скоро устала. Солнце светило ярко, дул лёгкий ветерок, и внезапно небольшая волна выбросила нашу путешественницу на берег. “ Вот и пришёл мой последний час” - успела подумать амёба и заснула крепким сном.

Задания.

  • О каких процессах жизнедеятельности амёбы идёт речь в сказке?
  • Как вы думаете, какова дальнейшая судьба амёбы? Попробуйте дома дописать сказку.
  • Прочитайте по учебнику материал о цисте. Рассмотрите её на рисунке, объясните её значение в жизни амёбы.

Тема Царство Грибы. Особенности организации, их роль в природе и жизни человека.

Как дружат деревья и грибы.

В молодом осиннике среди шума ещё не опавшей листвы однажды появился крепкий, яркий гриб. Был он настоящим красавцем: на толстой упругой ножке красовалась красная шляпка. Шло время, гриб подрастал и не успевал принимать от лесных жителей многочисленные комплименты. Наконец, он так зазнался, что перестал здороваться со своими соседками - молодыми осинками. Они казались ему уродливыми и скучными. Он говорил, что ему стыдно жить рядом с такими соседями. Не выдержали скромные осинки такой неблагодарности и решили проучить зазнайку. Перестали они его кормить, стал наш гриб на глазах таять, болеть и от его былой красоты не осталось и следа. Собрался он с силами и попросил прощения. Обещал, что никогда не обидит тех, кто помог ему вырасти. С тех пор так и живут они, помогая друг другу каждый по - своему.

Задания:

  • Какое биологическое явление описывается в этой сказке?
  • Перескажите содержание этой сказки, используя слова симбиоз, микориза, грибница.

Тема: Размножение и развитие насекомых.

Приключения майского жука.

Задание: найдите ошибки.

Однажды в осенний погожий день на поверхности почвы показался крупный майский жук, расправил все свои 4 крыла, пошевелил всеми своими 4-мя парами ножек и полетел. Встречный ветер обдавал прохладой, свежестью, и майский жук с удовольствием вдыхал лёгкими воздух.

Пролетев немного, он решил отдохнуть и перекусить. Майский жук очень любил сладкий сок цветущих растений, он расправил свой длинный хоботок и, найдя красивый цветок, стал лакомиться сладким нектаром.

Вдруг он увидел на земле какое-то уродливое, грязно-белое, неподвижное тело, которое слабо шевелилось. Присмотревшись, он заметил, что тело изогнуто в виде дуги, на большой голове 3 пары ног, а в задней части брюшка просвечивает что-то тёмное. Майский жук был очень любопытным. Подобравшись поближе, он решил заговорить с неведомым существом. Существо слабо пошевелилось, тяжело вздохнуло и стало с аппетитом поедать молодую травку.

“Кто ты?” - спросил майский жук.

“Я – твоя личинка” - ответила толстая уродина. “Осенью я появляюсь на свет и питаюсь молодой травкой, а через год я превращусь в такого - же майского жука, как и ты.

“Ну и ну”- подумал майский жук и полетел навстречу приключениям.