Точки зрения о развитии общества. Развитие общества. Теория общественных формаций К. Маркса

Контрольный срез для 10-11 классов

    В процессе развития общество: А) обособилось от природы, но осталось неразрывно связанным с ней;

Б) обособилось от природы и стало независимо от нее;

В) осталось частью природы;

Г) перестало оказывать влияние на природу.

2. Деятельность законодательных органов власти относится к:

А) духовной сфере жизни общества;

Б) экономической сфере жизни общества;

В) политической сфере жизни общества;

Г) социальной сфере жизни общества.

3

А) суждение; Б) наблюдение;

В) ощущение; Г) умозаключение

4. Положение человека в обществе – это:

А) социальный статус; Б) социальная роль;

В) социальная мобильность; Г) социальная адаптация.

5. Одним из основных признаков правового государства является:

А) публичная власть;

Б) система государственных законов;

В) система правоохранительных органов;

Г) разделение властей.

6. Отличительной особенностью элитарной культуры является:

А) сложность содержания;

Б) ограниченность национальными рамками.

В) способность приносить прибыль;

Г) ориентация на широкую публику.

7. К отраслям частного права относится:

А) гражданское; Б) уголовное;

В) административное; Г) конституционное.

8. Высшим представительным органом РФ является:

А) Федеральное Собрание; Б) правительство;

В) Верховный Суд; Г) Президент.

9 . Отклоняющееся поведение – это:

А) любые изменения в жизни человека;

Б) перемещение человека в пределах своей группы;

В) несоблюдение принятых в обществе норм;

Г) изменение социального статуса человека.

10. В обществе с рыночной экономикой государство воздействует на экономическую жизнь через:

А) систему налогообложения;

Б) централизованное установление цен;

В) директивное планирование производства товаров;

Г) снабжение населения товарами

11. Верны ли следующие суждения?

А. Взаимодействие с окружающим миром – характеристика человеческой деятельности.

Б. Человеческая деятельность имеет цели и мотивы

12. Верны ли следующие суждения?

Политическая партия как институт политической системы:

А. Обладает правом на разработку и принятие корпоративных норм.

Б. Представляет и отстаивает различные общественные интересы на политической арене.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

13. Установите типы обществ и характеристик общественного развития. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

Типы обществ : Характеристики общественного развития :

    традиционное А) промышленный переворот;

2) индустриальное Б) развитие информационных технологий;

3) постиндустриальное В) сословный характер социальной стратификации.

14 . Что относится к вертикальной социальной мобильности? Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.

А) гражданин переехал из двухкомнатной квартиры на пятом этаже в трехкомнатную квартиру на девятом этаже в том же доме;

Б) рядовой инженер назначен руководителем проекта;

В) офицер лишен воинского звания за совершение неблаговидного поступка и уволен из армии;

Г) мелкий торговец продуктов питания начал заниматься продажей подержанных вещей;

Д) гражданка вступила в повторный брак;

Е) секретарь согласился выполнять дополнительные обязанности.

15 .Как называется разделение общества на различные социальные группы?

16. Что из ниже перечисленного характерно исключительно для элитарной культуры?

а) выражение изысканных вкусов привилегированной части общества;

б) коммерческая направленность;

в) сложность и противоречивость;

г) общедоступность;

д) расчет на узкий круг знатоков;

е) анонимность.

17. Вставьте пропущенное слово:

Процесс_________________ представляет собой усвоение социальных ролей и культурных норм, начинающееся в младенчестве и кончающееся в старости

18. Политическая партия, критикующая программу правительства и предлагающая альтернативный вариант развития страны, называется ______________________.

19. Весь исторический путь человечества К. Маркс разделил на пять общественно- экономических

формаций. Запишите их в последовательном порядке в виде «лестницы».

20. Выполните схему формы государственного правления.

21 . Какое слово пропущено в схеме?

22. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе.

« проблемы, затрагивающие интересы всего человечества, особенно ярко проявились во второй полови­не XX в. в условиях научно-технической революции и воз­растания угрозы ядерной катастрофы».

23. Установите соответствие между областями культуры и их признаками; к каждой позиции из первого столбца под­берите соответствующую позицию из второго.

Признаки Область

культуры

    исполнение обрядов А) мораль

    убежденность в существовании Б) религия высшей силы

    нацеленность на идеальные отно­шения между людьми

    отсутствие специальных учрежде­ний, утверждающих нормы и контро­лирующих их исполнение

    представления, основывающиеся на вере

24 . Найдите в приведенном ниже списке факты экономи­ческой жизни общества. Обведите цифры, под которыми они указаны.

    проведение научной конференции

    изучение экономической теории в вузе

    разработка статей государственного бюджета

    участие в антивоенном митинге

    использование новой технологии в производстве

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

25 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.

Тесные (1) с особой остротой ставят вопрос о соблюдении определенных (2). Превра­щение этих требований в личные правила, принятие их человеком как непременное условие отношения к окружаю­щим и есть нравственный _________________ (3). Семья в первую очередь влияет на воспитание детей. Общество в лице ___________ (4) берет на себя защиту семьи, материнства и детства, а от родителей требует исполнения их обязанно­стей. Каждый ребенок с момента рождения имеет гаранти­рованное государством право на заботу и внимание взрослых. Хотя семья - дело сугубо личное, но государству не­безразлично, в каких условиях формируются его граждане,
оно, предоставляя (5), одновре­менно определяет их долг - заботиться о своих детях, созда­вать необходимые условия для их полноценного развития.

Выберите из предлагаемого списка слова (словосочета­ния), которые следует вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов (словосочетаний) больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пробел.

нравственные требования

гражданские права

государство

семейные связи

Федеральное собрание

родительские права

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запиши­те под каждым номером букву, обозначающую в списке вы­бранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

26 . Назовите пять признаков демократического государ­ства.

27 .Приведите три примера правоотношений, регулируе­мых нормами гражданского права.

28. Составное задание. Прочитайте текст и выполните задания.

О всевластии большинства в Соединенных Штатах Америки и о его последствиях

Основой демократических форм правления является безраздельная власть большинства, так как, кроме нее, в демократических государствах нет ничего постоянного. <...> Из всех видов политической власти законодательная власть лучше всего подчиняется воле большинства. По во­ле американцев ее представители избираются непосредст­венно народом и на очень короткий срок. Это принуждает их выражать не только основополагающие взгляды своих избирателей, но также их преходящие страсти. Членами обеих палат могут стать представители одних и тех же классов, процедура их избрания одинакова. В связи с этим законодательный корпус подвержен таким же быст­рым и неотвратимым изменениям, как и одна отдельно взятая ассамблея. Придав законодательной власти такую структуру, американцы отдали в ее руки почти все функ­ции управления. <...> Представителям исполнительной власти закон не обеспечивал ни стабильности, ни незави­симости, он полностью подчинял их капризам законодате­лей. Во многих штатах формирование судебной власти также отдавалось на волю большинства, поскольку она из­биралась, и во всех штатах судебная власть зависела от законодательной: народные представители имели право ежегодно назначать зарплату судьям. <...> В Соеди­ненных Штатах все больше и больше распространяется обыкновение, которое в конце концов может свести на нет возможности представительной формы правления. Очень

часто избиратели, выбирая депутата, намечают ему план действий и дают некоторые конкретные поручения, кото­рые он обязан выполнить.

Алексис де Токвиль

Г. Сформулируйте любые три принципа политической власти, которая охарактеризована в тексте.

1. Характерной чертой эволюционных процессов в общественной жизни является:

А) скачкообразность перемен;

Б) революционный характер изменений;

В) постепенность процессов;

Г) необратимость процессов.

2. Человек от животного отличается тем, что он:

А) имеет природные инстинкты;

Б) обладает большим размером мозга;

В) не зависит от природных условий;

Г) обладает членораздельной речью.

3 . К формам чувственного познания относится:

А) суждение; Б) наблюдение;

В) ощущение; Г) умозаключение

4. Общепринятое средство платежа, которое потребитель может обменивать на любые товары и услуги, - это:

А) дисконтная карта; Б) товарный чек;

В) деньги; Г) облигация.

5. Что из перечисленного относится к природным ресурсам:

А) сырье, не включенное в производство;

Б) действующие на производстве машины;

В) квалифицированная рабочая сила;

Г) топливо, стоящее на подъездных путях.

6. Отличие познавательной деятельности ученого от познавательной деятельности школьника состоит в том, что ученый:

А) использует эксперимент; В) развивает свои интеллектуальные возможности;

Б) подходит к работе творчески; Г) добывает знание, новое для всего человечества.

7. Наиболее полное значение понятия «гуманизация образования» - это

А) демократическое самоуправление в школе;

Б) обязательное среднее образование;

В) учет потребностей и интересов учащихся;

Г) бесплатное обучение в любых образовательных учреждениях.

8. Дефицит государственного бюджета – это:

А) уменьшение налоговых поступлений;

Б) превышение расходов над доходами;

В) увеличение государственного долга;

Г) сокращение финансирования социальных программ.

9 . Право как социальный регулятор обладает следующим особенным признаком:

А) соответствует общепринятым представлениям о добре и зле;

Б) является воплощением идеала справедливости;

В) характеризуется особым порядком разработки и принятия;

Г) обеспечивается силой общественного мнения.

10. Направлением политики государства является политика:

А) демографическая; Б) творческая;

В) деятельная; Г) гуманная.

11. Верны ли следующие суждения?

А. Традиционное общество выше всего ценит свободу личности, права отдельного человека.

Б. В индустриальном обществе традиции и обычаи сохраняют значение норм, регулирующих общественную жизнь.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

12. Верны ли следующие суждения? Уголовная ответственность наступает за:

А. Хулиганство Б. Мелкое хулиганство.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

13. Установите соответствие: к каждому понятию первого столбца подберите соответствующее определение из второго. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

1) Индивид А) Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий

2) Индивидуальность природу, общество и самого себя;

3) Личность Б) Отдельно взятый представитель всего человеческого рода

В) Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств

14 . Запишите слова пропущенные в следующей фразе: «Человек - существо не только _________________, но и _________________. Это и определяет необходимость прохождения процесса социализации каждым индивидом».

15 . Распределите перечисленные ниже позиции в две группы следующим образом: 1 гр. – должны характеризовать мажоритарную (одномандатную) систему выборов, 2 гр. – пропорциональную избирательную систему. Буквы в каждой группе запишите в алфавитном порядке следования.

Б) победителем считается тот кандитат, который набрал большее по сравнению с соперниками число голосов;

В) распределение мест между партиями в парламене осуществляется пропорционально числу поданных за каждую из них голосов;

I гр. - ……………; II гр. - ………….

16. Запишите слово пропущенное в схеме:

« Система образования в Российской Федерации».

Дошкольные образовательные

учреждения

Общеобразователь-ные учреждения

Средние специальные

учебные учреждения

(училища, техникумы,

колледжи)

………………

заведения

17. Вставьте пропущенное слово: Многие ученые считают ____________ типом этноса, сформировавшимся в условиях капитализма.

18. Закончите фразу. Основная политическая организация общества, осуществляющая управление и обеспечивающая охрану и стабильную структуру общества, называется _____________________.

19. Назовите основные социальные роли, являющиеся наиболее типичными для большинства людей (выполнить схемой)

20. Выполните схему «Сферы жизни общества».

21. Заполните пробел в схеме.

22. Какое слово пропущено в следующей фразе?

«Цель - получение знаний о реальном мире, в котором живет человечество».

23 . Установите соответствие между факторами производ­ства и их примерами; к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

Примеры Факторы

производства

    подъемный кран А) земля

    лес Б) капитал

    пашня В) труд

  1. здание завода

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем полу­чившуюся последовательность букв перенесите в бланк от­ветов (без пробелов и других символов).

  • «Прикладная Юридическая Психология»

    Документ

    Направленности личности и проективные тесты ("чернильныепятна" Г. Роршаха - ... государства и общества , гарантированного обеспечения правграждан и развития общества как гуманного... вооруженных преступников осуществляется впроцессе переговоров, тактикой...

  • Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторских программ В.

    Рабочая программа

    Прогнозировать содержание текста впроцессе чтения. Определять жанр. ... при чтении. (Р.) – Ориентироваться в тесте .(П-1.) – Анализировать текст для выявления... о роли трудовой деятельности людей в развитии общества , но и позволяет сформировать у...

  • Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №47 г. Липецка

    Основная образовательная программа

    Признаки) разных объектов впроцессе их рассматривания (наблюдения); ... Современный уровень социокультурного развития общества диктует иную... Тест Люшера. Использование теста Семаго по выявлению уровня интеллектуального развития первоклассника. Тест ...

  • Программа дисциплины Теоретическая педагогика

    Программа дисциплины

    И развития в формировании личности. Роль воспитателя и воспитанника впроцессе воспитания. ... примерные вопросы: Пример вариана теста : 1. Что называется процессом... представлений, понятий, законов о развитии природы, общества , мышления. B. Систему научных...

  • Типы общества. Традиционное (аграрное) – тип общества, основывающийся на натуральное хозяйство, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.

    Экономика.

    · Натуральное сельское хозяйство

    · Примитивные ремёсла

    · Преобладание коллективной формы собственности. Защита собственности только высшего слоя общества. Традиционная экономика.

    · Производство товаров ограничено определённым их видом, перечень органичен.

    · Экстенсивная экономика

    · Ручные орудия труда

    · Зависимость от природно-климатических условий

    · Медленное внедрение в экономику инноваций.

    · Уровень жизни основной массы населения невысокий.

    Политическая сфера.

    · Господство церкви и армии

    · Власть наследственная, источник власти - воля Божья.

    · Монархические формы правления, политические свободы отсутствуют, власть выше закона, поглощение личности коллективом, деспотическое государство.

    · Государство подчиняет себе общество, общество вне государства и его контроль не существует.

    Социальная сфера.

    · Зависимость положения от социального статуса.

    · Основные ячейки общества - семья, община

    · Стабильность социальной структуры, границы между социальными общностями устойчивые, соблюдение строгой социальной иерархии.

    · Сословность.

    Духовная сфера.

    · Нормы, обычаи, верования.

    · Провиденциализм сознания, фанатичное отношение к религии.

    · Индивидуализм и самобытность личности не поощрялись, коллективное сознание преобладает над индивидуальным.

    · Мало образованных людей, не велика роль науки. Образование элитарное.

    · Преобладание устной информации над письменной.

    Цель общества: приспособление к природе.

    Индустриальное – тип общества, основывающийся на рыночной экономике, высоком развитии промышленности, внедрении научных достижений в экономике, появлении демократической формы правлении, высоком уровне развития знаний, научно-техническим прогрессом, секуляризацией сознания.

    Экономика.

    · В основе - промышленность, в сельском хозяйстве - повышение производительности труда. Разрушение натуральной зависимости.

    · Машинная техника

    · Основа экономики - государственная и частная собственность, рыночная экономика.

    · Стандартизация -это однородность в производстве и потреблении товаров и услуг.

    · Интенсивная экономика

    · Машинная техника, конвейерное производство, автоматизация, массовое производство

    · Независимость от природно-климатических условий Научно-технический прогресс.

    · Рост доходов населения.

    · Меркантилизм сознания.

    Политическая сфера.

    · Возрастает роль государства.

    · Господство права и закона(правда, чаще на бумаге)Равенство пред законом. Права и свободы личности законодательно закреплены. Главный регулятор отношений- нормы права.

    · Предоставление политических свобод, республиканская форма правления преобладает. Человек- активный субъект политики. Демократические преобразования

    Социальная сфера.

    · Появление новых классов - буржуазии и промышленного пролетариата.

    · Урбанизация.

    · Мобильность социальной структуры велика, возможности социального перемещения не ограничены.

    Духовная сфера.

    · Секуляризация сознания. Появление атеистов.

    · Индивидуализм, рационализм, утилитаризм сознания.

    · Велика роль знаний, образования. В основном- среднее образование.

    · Господство массовой культуры.

    Цель общества: освобождение человека от прямой зависимости от природы, частичное подчинение её себе. Появление экологических проблем.

    Постиндустриальное – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, развитии сферы услуг, непрерывном образовании, свободе совести, демократии консенсуса, формировании гражданского общества.

    Экономика.

    · Основа производства- информация.

    · На первый план выступает сфера услуг.

    · Компьютерные технологии

    · Наличие разных форм собственности. Смешанная экономика.

    · Индивидуализация производства, вплоть до эксклюзива.

    · Увеличение удельного веса мелкосерийного производства.

    · Развит сектор экономики, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации.

    · Сотрудничество с природой, ресурсосберегающие, экологически чистые технологии.

    · Модернизация экономики.

    · Высокий уровень и качества жизни людей.

    Политическая сфера.

    · Политический плюрализм

    · Гражданское общество.Отношения между личностью и обществом строятся на принципе взаимной ответственности.

    · Закон, право - не на бумаге, а на деле.

    · Демократия. Демократия «консенсуса».

    · Политический плюрализм.

    Социальная сфера.

    · Рост удельного веса среднего класса.

    · Значительно возрастает доля населения, занятого в обработке и распространении информации, над рабочей силой в сельском хозяйстве и промышленности

    · Ликвидация социальной поляризации.

    · Стирание классовых различий.

    Духовная сфера.

    · Непрерывное образование.

    · Свобода совести и вероисповедания.

    · Стремление проявить себя, достичь успехов в жизни.

    · Велика роль науки, образования, век информации. Высшее образование.

    · Формируется глобальная сеть телекоммуникаций - Интернет.

    · Наличие разных видов культуры

    Цель общества : антропогенная цивилизация, т.е. в центре - человек, его индивидуальность, интересы, решение экологических проблем.

    ТИПЫ ОБЩЕСТВА

    1.По степени открытости:

    - закрытое общество – характеризуется статичностью социальной структуры, ограниченной мобильностью, традиционализмом, очень медленным введение инноваций или их отсутствием, авторитарной идеологией;

    - открытое общество – характеризуется динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом, отсутствием государственной идеологии.

    По наличию письменности:

    - дописьменные,

    -письменные (владеющие алфавитом или знаковым письмом)

    3.По степени социальной дифференциации (или расслоения ):

    - простые - догосударственные образования, нет руководителей и подчинённых);

    - сложные – несколько уровней управления, слоёв населения.

    В окружающем мире происходит множество изменений. Одни из них совершаются постоянно и могут быть зафиксированы в любой момент. Для этого необходимо выбрать определенный промежуток времени и проследить, какие черты объекта исчезают, а какие появляются. Изменения могут касаться положения объекта в пространстве, его конфигурации, температуры, объема и т.д., т.е. тех свойств, которые не остаются постоянными. Суммируя все изменения, мы можем выделить характерные черты, отличающие данный объект от других. Таким образом, под категорией «изменение» понимается процесс движения и взаимодействия предметов и явлений, перехода от одного их состояния к другому, появления у них новых свойств, функций и отношений.

    Особый тип изменения - развитие. Если изменение характеризует любое явление действительности и является универсальным, то развитие связано с обновлением объекта, превращением его в нечто новое. Причем развитие не есть обратимый процесс. Например, изменение «вода-пар -вода» не считается развитием, так же как им не считаются количественные изменения или разрушение объекта и прекращение его существования.

    Развитие всегда предполагает качественные изменения, происходящие в относительно больших интервалах времени. Примерами могут служить эволюция жизни на Земле, историческое развитие человечества, научно-технический прогресс и т.д.

    Развитие общества - это процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точке человеческого общежития. В социологии для характеристики движения общества употребляются понятия «социальное развитие» и «социальные изменения». Первое из них характеризует определенный вид социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, усложнения и совершенствования. Но существует множество других изменений. Например, возникновение, становление, рост, упадок, исчезновение, переходный период. Эти изменения не несут в себе ни положительного, ни отрицательного смысла. Понятие «социальные изменения» охватывает широкий круг социальных перемен безотносительно к их направленности.

    Таким образом, понятием «социальные изменения» обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами. Такие изменения могут происходить на уровне межличностных отношений (например, изменения в структуре и функциях семьи), на уровне организаций и институтов (образование, наука постоянно подвержены изменениям и в плане их содержания, и в плане их организации), на уровне малых и больших социальных групп.

    Можно выделить четыре вида социальных изменений:

    1) структурные изменения, касающиеся структур различных социальных образований (например, семьи, любой другой общности, общества в целом);

    2) изменения, затрагивающие социальные процессы (отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности и т.д.);

    3) функциональные социальные изменения, касающиеся функций различных социальных систем (в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. произошли изменения в функциях законодатель ной и исполнительной власти);

    4) мотивационные социальные изменения (в последнее время у значительных масс населения на первый план выступают мотивы личного денежного заработка, прибыли, что оказывает влияние на их поведение, мышление, сознание).

    Все эти изменения тесно связаны между собой. Изменения одного вида неизбежно влекут за собой изменения других видов.

    Изучением развития занимается диалектика. Это понятие возникло в Древней Греции, где высоко ценилось умение полемизировать, аргументировать, убеждать, доказывая свою правоту. Под диалектикой понимали искусство спора, диалога, дискуссии, в ходе которых участники выдвигали альтернативные точки зрения. В процессе спора преодолевается односторонность, вырабатывается верное понимание обсуждаемых явлений. Широко известное выражение «в споре рождается истина» вполне применимо к дискуссиям философов древности.

    Античные диалектики представляли мир постоянно движущимся, изменчивым, а все явления - взаимосвязанными. Но в то же время они не выделяли категорию развития как возникновения чего-то нового. В древнегреческой философии господствовала концепция великого круговорота, согласно которой все в мире подвержено циклическим возвратным изменениям и подобно смене времен года все в конечном итоге возвращается «на круги своя».

    Понятие развития как процесса качественных изменений появилось в средневековой христианской философии. Августин Блаженный сравнивал историю с человеческой жизнью, проходящей этапы детства, юности, зрелости и старости. Начало истории сопоставлялось с рождением человека, а ее окончание (страшный СУД) - со смертью. Эта концепция преодолевала представление о цикличности изменений, вводила понятие поступательности движении и неповторимости событий.

    В эпоху буржуазных революций возникла идея исторического развития, выдвинутая известными французскими просветителями Вольтером и Руссо. Ее развил Кант, который поставил вопрос о развитии нравственности и социальном развитии человека.

    Целостную концепцию развития разработал Гегель. Многообразные изменения он находил в природе, но подлинное развитие видел в истории общества и, прежде всего, в его духовной культуре. Гегель выявил основные принципы диалектики: универсальная связь явлений, единство противоположностей, развитие через отрицание.

    Диалектические противоположности неразрывно связаны между собой, немыслимы друг без друга. Так, содержание невозможно без формы, часть - без целого, следствие - без причины и т.д. В ряде случаев противоположности сближаются и даже переходят друг в друга, например, болезнь и здоровье, материальное и духовное, количество и качество. Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей устанавливает, что источником развития выступают внутренние противоречия.

    Особое внимание диалектика уделяет взаимосвязи количественных и качественных изменений. Любой предмет обладает качеством, отличающим его от других предметов, и количественными характеристиками его объема, веса и т.д. Количественные изменения могут накапливаться постепенно и не влиять на качество предмета. Но на определенном этапе изменение количественных характеристик приводит к изменению качества. Так, увеличение давления в паровом котле может привести к взрыву, постоянное проведение непопулярных в народе реформ вызывает недовольство, накопление знаний в какой-либо области науки приводит к новым открытиям и т.д.

    Развитие общества совершается поступательно, проходя определенные этапы. Каждый последующий этап как бы отрицает предыдущий. По мере развития появляется новое качество, происходит новое отрицание, которое в науке получило название отрицание отрицания. Однако отрицание нельзя считать уничтожением старого. Наряду с более сложными явлениями всегда существуют более простые. С другой стороны, новое, высокоразвитое, возникая из старого, сохраняет все ценное, что в нем было.

    Концепция Гегеля основывается на реальной действительности, обобщает огромный исторический материал. Однако на первое место Гегель ставил духовные процессы общественной жизни, считая, что история народов является воплощением развития идей.

    Используя концепцию Гегеля, Маркс создал материалистическую диалектику, которая основывается на идее развития не от духовного, а от материального. Основой развития Маркс считал совершенствование орудий труда (производительных сил), влекущее за собой изменение общественных отношений. Развитие рассматривалось Марксом, а затем Лениным, как единый закономерный процесс, ход которого осуществляется не прямолинейно, а по спирали. На новом витке повторяются пройденные ступени, но на более высоком качественном уровне. Движение вперед происходит скачкообразно, иногда катастрофически. Переход количества в качество, внутренние противоречия, столкновение различных сил и тенденций дают импульсы к развитию.

    Однако процесс развития нельзя понимать, как неукоснительное движение от низшего к высшему. Разные народы на Земле отличаются в своем развитии друг от друга. Какие-то народы развивались быстрее, какие-то медленнее. В развитии одних преобладали постепенные изменения, а в развитии других они носили скачкообразный характер. В зависимости от этого выделяют эволюционное и революционное развитие.

    Эволюция - это постепенные, медленные количественные изменения, которые со временем приводят к переходу в качественно иное состояние. Эволюция жизни на Земле - наиболее яркий пример таких изменений. В развитии общества эволюционные изменения проявились в совершенствовании орудий труда, возникновении новых, более сложных форм взаимодействия людей в разных сферах их жизни.

    Революция - это в высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку существовавших ранее отношений, носящие всеобщий характер и опирающиеся, в некоторых случаях, на насилие. Революция носит скачкообразный характер.

    В зависимости от продолжительности революции бывают кратковременные и долговременные. К первым относятся социальные революции - коренные качественные изменения всей общественной жизни, затрагивающие основы социального строя. Такими были буржуазные революции в Англии (XVII в.) и Франции (XVIII в.), социалистическая революция в России (1917 г.). Долговременные революции имеют глобальное значение, затрагивают процесс развития разных народов. Первой такой революцией была неолитическая революция. Она продолжалась несколько тысяч лет и привела к переходу человечества от присваивающей экономики к производящей, т.е. от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Важнейшим процессом, проходившим во многих странах мира в XVIII-XIX вв., стала промышленная революция, в результате которой произошел переход от ручного труда к машинному, была проведена механизация производства, позволившая значительно увеличить объем выпускаемой продукции при меньших затратах труда.

    В характеристике процесса развития применительно к экономике часто выделяют экстенсивный и интенсивный пути развития. Экстенсивный путь связан с увеличением производства за счет привлечения новых источников сырья, трудовых ресурсов, усиления эксплуатации рабочей силы, расширения посевных площадей в земледелии. Интенсивный путь связан с использованием новых методов производства, опирающихся на достижения научно- технического прогресса. Экстенсивный путь развития не бесконечен. На определенном этапе наступает предел его возможностей, и развитие заходит в тупик. Интенсивный путь развития, напротив, предполагает поиск нового, которое активно используется на практике, общество движется вперед более быстрыми темпами.

    Развитие общества - сложный процесс, который беспрерывно продолжается на протяжении всей истории существования человечества. Он начался с момента выделения человека из мира животных и вряд ли завершится в обозримом будущем. Процесс развития общества может прерваться только с гибелью человечества. Если сам человек не создаст условий для самоуничтожения в виде ядерной войны или экологической катастрофы, пределы развития человечества можно связывать только с концом существования солнечной системы. Но вполне вероятно, что к тому времени наука выйдет на новый качественный уровень и человек сможет перемещаться в космическом пространстве. Возможность заселения других планет, звездных систем, галактик может снять вопрос о пределе развития общества.

    Вопросы и задания

    1. Что понимается под категорией «изменение»? Какие виды изменений вы можете назвать?

    2. Чем развитие отличается от других видов изменений?

    3. Какие виды социальных изменений вы знаете?

    4. Что такое диалектика? Когда и где она возникла?

    5. Как изменялись представления о развитии в истории философии?

    6. В чем состоят законы диалектики? Приведите подтверждающие их примеры.

    7. Чем различаются эволюция и революция? Как эти процессы проявлялись в жизни отдельных народов, всего человечества?

    8. Приведите примеры экстенсивного и интенсивного путей развития. Почему они не могут существовать один без другого?

    9. Прочитайте высказывание Н.А. Бердяева:

    «История не может иметь смысла, если она никогда не окончится, если не будет конца; смысл истории и есть движение к концу, к завершению, к исходу. Религиозное сознание видит в истории трагедию, которая имеет начало и будет иметь конец. В исторической трагедии есть ряд актов, и в них назревает окончательная катастрофа, катастрофа всеразрешающая...». В чем он видит смысл истории? Как его идеи связаны с проблемой развития общества?

    10. Проведите дискуссию на тему «Есть ли предел развития человечества?»

    В рамках перехода к более конкретным этапам восхождения от абстрактного к конкретному, а именно — к исследованию исторических этапов развития общества, представляется целесообразным выделить вкратце специфику методологии исследования. В данном случае, мы акцентируем внимание на двух сторонах методологии — историческом и логическом . Историческое есть процесс развития предмета, со всеми его необходимыми этапами, во времени. Логическое — анализ уже зрелых сторон предмета в их “классическом”, завершенном виде, в одновременной их данности. Итак, мы можем на основании этих посылок вывести следующее суждение: логическое есть снятое историческое . Логическое и историческое внутренне едины, взаимосвязаны, диалектико-материалистическое рассмотрение одновременной данности моментов процесса развития есть отображение в снятом виде его развития во времени , а развитие во времени есть развитие именно этого, а не другого процесса и, следовательно, его моментов как одновременно данных , однако же это — тождество с различием . Это явствует из вышеизложенного. Следовательно, эти единые моменты можно рассматривать в их относительной обособленности.

    Материалистическое понимание истории, открытое Марксом и Энгельсом, позволило понять историю как подлинно объективный процесс, со своими закономерностями. История стала собственно наукой. Однако же, исторический материализм не постулировал (и не делает этого сейчас) детерминизм в виде абсолютной предопределенности, некоего Рока. Наряду с объективными процессами исторического развития, учитывается и деятельность думающих, чувствующих людей, имеющих свою волю и свои интересы, то есть субъектная деятельность является важным составным элементом материалистического понимания истории. Итак, имеется закономерное развитие общества, постольку, поскольку оно — закономерно, оно осуществляется в определенном направлении. Наряду с этим существует деятельность субъектов, действующих в определенных исторических рамках. Сознавая это в той, или иной мере, в конечном счете люди должны считаться с наличными материальными условиями их бытия . Историческое развитие представляет собой равнодействующую, складывающуюся из деятельности масс людей.

    История не свободна от зигзагов, перерывов и случайностей, однако закономерность исторического развития с необходимостью пробивает себе путь. Это становится явным при рассмотрении продолжительных по времени периодов развития.

    Для характеристики всякого исторического процесса развития необходимо рассмотрение его общей направленности, а значит, начала процесса, этапов, которые он проходит, а также “механизмов” перехода от одного этапа к другому, специфики, преемственности и направленности процесса развития в целом и его этапов.

    Стоит отметить, что мы выделяем именно главное направление развития общества, абстрагируясь от того, что имеются другие ветви развития, и между ними и главным направлением может происходить взаимодействие.

    Общество как органическое целое. Этапы его развития

    Итак, общество есть органическое целое, проходящее в своем развитии характерные этапы. В рамках научного исследования нам, опять же, необходимо абстрагироваться от ряда дополнительных обстоятельств, ведь в реальности существующая история не происходила и не происходит в “чистом виде”. Необходимо провести данное действие с целью выявления общей закономерности, “магистрального” направления, изучение которого позволит в дальнейшем постепенно вводить модифицирующие обстоятельства, конкретные моменты. Все это поможет наиболее полно понять сущность исследуемого предмета, его внутренние связи.

    Общественная форма движения качественно отличается от биологической формы движения, и вместе с тем общество возникает из природы и ближайшим образом из биологической формы движения.

    Так как общество является “органическим” целым, необходимо выделить этапы его развития, которые характерны для всякого “органического” целого.

    1. Начало процесса исторического развития общества. В рамках данного этапа в недрах биологического, вообще, природного, начинает формироваться новый источник движения — социальное, а точнее — его предпосылки, при сохранении господства биологического и его ведущей роли. Сущности общества, как таковой, еще не имеется.
    2. Первоначальное возникновение общества. Сюда мы относим первобытно-общинный строй.
    3. Формирование общества. Идет процесс преобразования социальным его природной, биологической основы. Сюда относится период классово-антагонистических обществ, формаций.
    4. Зрелость общества. В рамках этой стадии завершается процесс преобразования социальным природного, включение последнего в качестве существенно преобразованного момента в движение социального, в процесс развития общества. По сути, это завершение “земной” истории человечества. Зрелым обществом является коммунистическое общество.

    Все три первые этапа относятся нами к становлению человеческого общества.

    В рамках первой стадии возникают предпосылки социального, однако же господствует именно природное, природные закономерности. Источник движения и развития следует рассматривать именно в рамках природных процессов. На второй стадии уже возникает социальное, как новая форма движения, которая начинает процесс преобразования природного, своей основы. Тем не менее, в той, или иной степени природа остается не преобразованной, и в этом смысле господство сущности общества, социального, ещё не установлено, однако сущность выступает в качестве ведущего фактора развития. В стадии формирования продолжается преобразование возникшей сущностью своей природной основы.

    Зрелое коммунистическое общество характеризуется тем, что сущность выступает не только в качестве ведущего фактора, но и в качестве фактора непосредственно господствующего. Резюмируя: вначале господствует природа, затем возникает социальное, которое сразу становится ведущим, главенствующим фактором, но не господствующим; господствует же взаимодействие этих двух факторов. Третья стадия сохраняет социальный фактор в качестве ведущего. На четвертой стадии социальное становится безраздельно господствующим фактором, по той причине, что природное преобразуется полностью. И только теперь безраздельно господствуют самодвижение, саморазвитие общества, взаимодействие людей как самоцель, развитие сущности человека как самоцель . Здесь речь идет именно о взаимодействии с природой в планетарном масштабе, но уже на последних стадиях формирования общества возникают предпосылки космической эпохи, то есть, возникновения принципиально новой стадии, нового витка взаимодействия человечества и природы.

    “Начало” как логическая категория

    В обычном значении понятие “начало ” подразумевается как первая стадия развития какого-либо предмета, процесса, самая неразвитая его стадия. При этом отождествляются две различных стадии : стадия образования исторических предпосылок процесса, предмета, и стадия его первоначального возникновения , и фактически началом называется первоначальное возникновение сущности предмета, процесса.

    У нас “начало ” — это стадия образования исторических предпосылок процесса, предмета, то есть, стадия, когда сущность этого процесса ещё не возникла . Эти две стадии неправильно и отождествлять, и отрывать друг от друга. Начало процесса, достигая своего наивысшего развития, изменяется по сущности и качеству. Стадия начала в наивысшем развитии превращается в стадию первоначального возникновения его сущности.

    Как пример, товарно-денежные отношения. Существуя до капитализма, они представляют собой начало капиталистических отношений , а становясь всеобщими, господствующими, полностью подчиняя себе весь процесс труда, производства, рабочую силу, средства производства, они превращаются в капиталистические.

    Неверно смешивать начало с простейшим отношением , потому как простейшее отношение есть начало в снятом , преобразованном виде, в каком начало сохраняется с образованием сущности предмета. Следовательно, начало существует до процесса , началом которого оно служит, и начало именно этого, а не другого процесса, оно есть совокупность необходимых и достаточных предпосылок для первоначального возникновения сущности процесса, предмета . Для определения необходимых и достаточных предпосылок первоначального возникновения сущности процесса, нужно иметь в виду его возникшую сущность. Иначе нельзя говорить о предпосылках, предпосылках неизвестно чего. Так же должно быть какое-то представление о предмете, о начале которого идёт речь. Так как мы рассмотре­ли простейшее отношение общества, то есть начало в том преобразованном виде, в каком оно существует уже при наличии образовавшейся сущности общества, то это дает известную путеводную нить при исследовании на­чала .

    Начало человеческой истории

    Образование природных (биологических) предпосылок

    Начало человеческой истории – образование природных , биологических предпосылок , необходимых и достаточных для возникновения социального .

    Для человечества были следующие необходимые и достаточные предпосылки :

    • — определённые внешние природные условия (климат, пригодный для жизни, наличие природной кладовой для минимального удовлетворения потребностей)
    • — наличие животных особей с определённым строением тела
    • стадный образ жизни

    Начало истории человечества так же имеет стадии: начало , первоначальное возникновение своей сущности , зрелость , умирание и исчезновение .

    Эти стадии мы затронем совсем немного.

    Развитие предпосылок

    Предпосылки возникновения человечества также имеют свои стадии развития, свои этапы внутри стадии “начала ”. Ранее мы уже рассматривали эти этапы, развивающиеся формы отношения живых образований к окружающей среде. Вначале — это непосредственная погруженность в нее, в снятом (преобразованном) виде это погружение, эта неразрывная связь сохраняется и сейчас у человека — например, дыхание. Такую непосредственную связь живого организма со средой обитания можно назвать базовым, минимально необходимым условием для существования живого как такового, для такого существования не требуется сложно развитых структур организма.

    Следующая, гораздо более сложная форма связи, более развитое отношение к среде образуется с возникновением животных. Более сложные формы организмов формируются в результате (и одновременно) развития более сложных, опосредованных связей со средой. Выражение “в результате и одновременно” означает диалектическое единство процессов развития как живого организма , так и самого отношения этого организма к окружающей среде. Отличие такой более опосредованной связи от предыдущей стадии заключается в способности живого организма перемещаться в пространстве, что повышает его шансы на выживание, на нахождение (нужно отметить — уже имеющихся в наличии) более благоприятных условий среды обитания. В то же время, меняется и характер обратного воздействия этого живого организма на внешнюю среду — кроме выделения веществ к этому воздействию присоединяется и механическое внешнее воздействие — например, вытаптывание растений или уничтожение добычи как фактор влияния, не связанный с процессом непосредственно потребления , но опосредованно оказывающий влияние на экосистему среды обитания, на ее пищевые цепочки. При этом, возникающие изменения окружающей среды, вызывают необходимость изменения и отношения живого организма к этой среде, что приводит, в конечном итоге, и к необходимости тех или иных изменений в самом живом организме. Влияние среды на живой организм остается ведущим, решающим.

    Конец стадии, возникновение основы для “социального”

    Затем наступает стадия “умирания” господства животного отношения к среде, которая формирует основу нового, человеческого отношения . Эта стадия характеризуется случайным , еще неустойчивым употреблением предметов природы в качестве средств для воздействия на другие предметы природы. Такое отношение к внешней природе и сейчас характерно для приматов, именно оно и стало тем фактором, который позволил нашим животным предкам перейти на качественно иной уровень развития.

    Так как перемещение в пространстве и механическое воздействие на внешнюю среду (как способ взаимодействия организма с ней) оказались наиболее перспективным способом, именно такие способности и формировали соответствующие органы животных, постепенно меняли их морфологию. Не случайно, что самые большие возможности для дальнейшего развития обратного воздействия на природу имели те животные, у которых перемещение в пространстве их собственного тела было нередко и перемещением в пространстве других предметов природы. Захватывание ветвей конечностями при лазаний по деревьям представляет собой типичный пример совпадения того и другого перемещения. При этом необходимо отметить важное отличие между целесообразным перемещением в пространстве предметов потребления, имеющихся в готовом виде, от перемещения предметов, предметами потребления не являющимися. То есть, перемещение добычи (корма и т.п.) в пространстве коренным образом отличается от перемещения животным поднятой с земли палки в сторону висящего на дереве плода. У животных, приспособленных к перемещению в пространстве на деревьях посредством захватывания конечностями ветвей, происходит частое, устойчивое совпадение перемещения в пространстве собственного тела с перемещением в пространстве предметов, не имеющих непосредственного значения ни для поддержания собственного существования, ни для продолжения жизни вида. Это, так сказать, почти постоянно сопутствующий побочный продукт их образа жизни.

    Стадия начала человеческой истории заканчивается переходом животных предков человека к наземному образу жизни, к прямохождению, освобождением верхних конечностей от участия в передвижении тела, употреблением в основном данных природой в готовом виде средств воздействия.

    В своей классической работе о роли труда Энгельс отправляется от той стадии наших предков, которая характеризуется им как необычайно высокоразвитая порода человекообразных обезьян. Здесь можно подразумевать, например, очень высокий уровень телесной организации наших предков, их гибкую приспособляемость к новым условиям среды, высокое развитие головного мозга.

    Прямохождение, по Энгельсу, было решающим шагом на пути очеловечения обезьяны, так как при выпрямленном положении тела руки освободились от функций опоры и локомоции . Приспособляясь первоначально к весьма простым трудовым операциям, руки испытали прогрессивное развитие на протяжении огромного промежутка времени, когда человек формировался под влиянием труда. Энгельс пишет, что труд оказывал прямое влияние на строение и функции руки с последующей передачей индивидуально приобретенных особенностей по наследству. При этом Энгельс подчеркивает, что прямохождение у наших предков установилось не сразу и что, сделавшись сперва правилом, оно затем превратилось в необходимость . Прямая походка приобрела новое значение и начала прогрессировать в связи с тем, что руки обратились к совершенно новой, не испытанной дотоле функции, а именно — к употреблению орудий. Последнее в свою очередь из случайного явления стало жизненно необходимым и специфически характерным действием, превратившись в коллективное изготовление орудий и их употребление в обществе себе подобных. Это опять-таки повлекло за собой формирование кисти в определенном направлении: рука не только стала органом труда, но она превратилась и в его продукт, отразив на своем строении и функциях влияние трудовой деятельности как часть целого. Изменявшаяся же рука влияла на остальной организм . Но, будучи с ним коррелятивно связана, она испытывала и обратное влияние .

    Стадия первоначального возникновения человеческого общества

    Добыча как предшественник труда

    Стадия первоначального возникновения человеческого общества начинается тогда, когда случайное, неустойчивое употребление предметов природы в качестве средств воздействия на другие предметы природы постепенно становится необходимым, устойчивым . Чем чаще, устойчивее становится употребление предметов природы для воздействия на другие предметы природы, тем устойчивее становятся форма и материал средств воздействия, тем больше дифференцируются средства воздействия соответственно своему материалу, природе предмета, на который происходит воздействие, и тому, ради чего осуществляется воздействие (ради удовлетворения той или иной потребности). Труд из инстинктообразного превращается в собственно человеческий труд со всеми его компонентами (целью, средствами, предметами, процессом, результатом, субъектом труда). Материально устойчивость, необходимость употребления средств воздействия закрепляется в создании, производстве этих самых средств. Нередко говорят: «Труд создал человека». Это утверждение не вполне точно, ибо может создаться впечатление, что сначала образовался труд, а потом человек. Между тем образование человека шло в процессе образования труда.

    Вследствие самой природы передних, а затем верхних конечностей воздействие на предметы природы могло быть главным образом механическим . Из предметов природы, чаще всего встречающихся и данных природой в готовом виде, наиболее пригодным для механического воздействия на другие предметы природы был камень . Ручная механическая обработка камня , превращающая его в средство воздействия, проходит ряд этапов.

    От стадии начала человеческой истории ведет свое происхождение такой способ поддержания существования, как добыча. На первых этапах стадии первоначального возникновения истории непосредственно господствует не производство, а добыча ибо это общество охотников, рыболовов, собирателей.

    По мере того как ручная механическая обработка камня достигает совершенства и в основном исчерпывает свои возможности, т. е. по мере перехода к неолиту, происходит такое совершенствование добычи, которое ведет к исчерпанию возможности добычи. Ведь возможности добычи определяются данным природой в готовом виде количеством и качеством животных и биологических потребностей человека. Чем более совершенными становятся средства добычи, тем в большей степени исчерпывается природная «кладовая», возникает и растет необходимость воздействия на саму эту «кладовую» природы. И это воздействие реализуется переходом к скотоводству и земледелию, т. е. к господству уже не присваивающего, а производящего хозяйства, к господству не добычи, а производства. С переходом к неолиту осуществляется и переход к первому этапу скотоводства и земледелия, к раннему этапу производящего хозяйства.

    Запрет внутриродовых половых связей как свидетельство возникновения социальных отношений внутри стада. Становление рода и общины

    Добыча при помощи произведенных средств воздей­ствия более сложна (требует более сложной подготов­ки и организации, вызывает усложнение самого процес­са добычи…), более эффективна, чем добыча без та­ких средств. Ее образование обусловливает рост устой­чивости стада (за счет увеличения предметов потребления, то есть улучшения жизненных условий и увеличения возможностей для роста численности индивидов), более высокий уровень согласованности действий членов стада, ведет к тому, что все более настоятельной становится необходимость в исключении конфликтов внутри стада (как раз для согласованности между индивидами в общественном труде, производстве). Наиболее частым источником конфликтов является борьба за удовлетворение полового инстинкта. По мере роста устойчивости стада устанавливается запрет чле­нам стада вступать в половые связи друг с другом. Об­разуется род . Одно из качественных отличий рода от стада состоит в том, что, внутри стада отношения между его членами являются эндогамными, а внутри рода — экзогамными . Помимо увеличения роли производства средств воздействия и совершенствования, усложнения добычи, осуществляющейся при помощи этих средств, их влияния на рост устойчивости стада и на исключе­ние половых связей внутри стада имеет смысл признать и роль естественного отбора в происхождении рода. За­преты вступления в половые связи внутри стада, стано­вящегося родом , есть то или иное осознание необходи­мости исключения этих связей. Осознание - продукт возникновения социальных (в широком смысле слова) отношений. При помощи естественного отбора объяснить возникновение упомянутых запретов нельзя. Но отсюда еще не следует, что неосознаваемый естественный отбор не содействовал образованию рода тем, что вел к вы­рождению и гибели тех стад, в которых имели место внутристадные половые связи.

    Род окончательно возникает тогда, когда полностью исключаются половые связи внутри стада и становятся регулярными, устойчивыми половые связи между чле­нами разных родов. Видимо, два этих процесса были не вполне тождественны.

    При возможности регулярных, периодических встреч разных стад (родов), а тем более при постоянном оби­тании в зоне доступности их по отношению друг к дру­гу половые партнеры вполне могли проживать каждый в своем стаде, превращавшемся в род, не переходя в род половых партнеров. Если же встречи сообществ бы­ли — в силу обстоятельств проживания — нерегуляр­ны, затруднительны, то в таких условиях возникала не­обходимость перехода лиц мужского или женского пола в род своих половых партнеров.

    Наиболее вероятным, видимо, было все же возобладание в конце концов тенденции переселения в род сво­его (своих) полового партнера (партнеров). Во-первых, потому что связи разных стад в период превращения стада в род в общем и целом скорее всего были доволь­но затруднительными, нерегулярными. Во-вторых, обуз­дываемый инстинкт вряд ли мог достаточно устойчиво быть обуздан, если он вместе с тем достаточно регуляр­но не удовлетворялся в соответствии со своей природой.

    Возобладание в конце концов переселения в род сво­его (своих) полового партнера (партнеров) обусловли­валось, по нашему мнению, не только характером хо­зяйствования, но и природными условиями проживания сообществ, и необходимостью достаточно регулярного удовлетворения полового инстинкта в соответствии с его природой.

    Члены рода , вместе с лицами, переселявшимися в род из других родов, образуют общину , отличную от рода . Если род живет обособленно, то община и род представляют собой непосредственное тождество, они не различаются между собой.

    Период формирования производительных сил (в отличие от их первоначального возникновения), если иметь в виду продукт производства , начинается с той ступени, когда уровень производительных сил позволяет производить постоянный излишек сверх совершенно необходимого для поддержания физического, биологического существования, и продолжается до достижения того уровня, когда становится возможным производство изобилия материальных благ. В течение всей этой стадии существует следующее противоречие. С одной стороны, производство уже есть , оно развивается, средства к жизни, в основном, не добываются, а производятся . С другой стороны, средств к жизни не хватает для оптимального удовлетворения биологических потребностей, и на протяжении всей стадии идет борьба между людьми за средства к жизни, за удовлетворение биологических потребностей , а цель производства по сути остается а животном уровне — элементарное биологическое выживание . С этой стороны люди еще не поднимаются над животным миром, их борьба в таком отношении — борьба социальных животных .

    Если иметь в виду орудия труда, производства, то для стадии характерны, употребляя терминологию К. Маркса и Ф. Энгельса, «естественно возникшие орудия производства». «…Здесь, — пишут они, — выступает различие между естественно возникшими орудиями производства и орудиями производства, созданными цивилизацией. Пашню (воду и т. д.) можно рассматривать как естественно возникшее орудие производства. В первом случае, при естественно возникших орудиях производства, индивиды подчиняются природе , во втором же случае они подчиняются продукту труда » .

    Кроме того, к стадии формирования производительных сил относится также и тот этап развития «орудий, созданных цивилизацией», т. е. произведенных орудий, когда они начинают завоевывать господство в производстве, даже играют роль господствующих, но когда их господство (господство автоматической системы ) еще не безраздельно , т. е. когда этап развития этих орудий еще не достиг полной зрелости .

    Формирование производительных сил начинается после того, как впервые возникли их компоненты , и оно заключается по своей сути в формировании общественного характера труда . На стадии первоначального возникновения общества общественный характер труда только возникает, причем — при господстве добычи — он существует в основном в конкретном тождестве с биологическими связями людей, с природным отношением к природе. Переход к господству производства (к раннему скотоводству и раннему земледелию) в недрах стадии первоначального возникновения общества вел к образованию несоответствия производительных сил отношениям, существовавшим тогда между людьми, и в перспективе к выходу за рамки этой стадии.

    Стадии формирования производительных сил соответствует общественное разделение труда . Общественный характер труда существует здесь через свое разделение, расчленение, через свое, можно сказать, отрицание . Собственно общественный характер труда, общественный характер труда в позитивном отношении, хотя и возникает на последнем этапе (субстадии) формирования человеческого общества, но не соответствует производственным отношениям этой субстадии .

    На стадии формирования производительных сил общества в качестве общественных уже имеется отличие специфически общественного отношения людей к природе от их природного отношения к природе, и это отличие развивается. Специфически общественное отношение к природе все более обособляется от природного отношения к природе и все более преобразует последнее. Вместе с тем, в рамках связи специфически общественного и природного отношения к природе развиваются предпосылки их единства, причем уже на основе доминирования специфически общественного (а не природного) отношения к природе. Формирование общественного характера труда начинает завершаться тогда, когда в производстве в масштабах всего человечества начинают преобладать процессы, в которых различные люди служат моментами единого процесса производства. Полностью же формирование общественного характера производства заканчивается тогда, когда произведенные орудия производства приходят к безраздельному господству и когда весь процесс производства человечества становится внутренне расчлененным .

    На стадии формирования производительных сил происходит переход от преобладающего использования найденных в природе готовыми предметов труда к преобладающему использованию искусственных предметов труда , предметов труда с заранее заданными свойствами .Человечество на стадии формирования производительных сил начинает переходить к целесообразному воздействию на все земные природные условия, на всю окружающую земную природную среду. Наконец, на этой стадии формируется человек в качестве компонента специфически общественного производительного отношения к природе . Все перечисленные выше превращения означают проникновение в сущность природных процессов , следовательно, предполагают начавшийся переход от обыденного эмпирического уровня развития знаний к доминированию теоретического . Формирование человека в качестве производительной силы есть не только овладение им «орудиями, созданными цивилизацией», но и превращение его в индивида, вооруженного теорией, способного к всесторонней деятельности , необходимость которой формируется с переходом к господству произведенных орудий труда (расчлененность деятельности человека на этой стадии определяется главным образом общественным разделением труда).

    Процесс формирования общества, с точки зрения развития производственных отношений

    Формирование общества, если иметь в виду развитие производственных отношений , совершается в конечном счете под определяющим влиянием формирующихся производительных сил . Но вместе с тем формирование производственных отношений есть относительно самостоятельный процесс. Производительные силы есть и нечто внешнее по отношению к производственным отношениям, но одновременно производительные силы и производственные отношения образуют внутреннее единство , общественный способ производства . Ни то, ни другое, не существуют вне своего различия и единства друг с другом. Их внутреннее единство и «борьба» и образуют внутренний источник саморазвития общества . Общественный способ производства, внутренний источник саморазвития общества, не является чем-то неизменным, он также проходит стадию формирования .

    Наличие произведенных орудий производства обусловливает собственно производственные отношения . Наличие «естественно возникших орудий производства», порабощенность человека действием природных сил обусловливают сохранение той или иной формы природной связи, природной общности людей . Будем впредь называть их «естественно возникшими общностями» , «естественно возникшими связями».

    Развитие производственных отношений на этапе формирования общества происходит противоречиво как в том отношении, что формируется противоречие между производительными силами и производственными отношениями , которое в конце концов приведет к устранению той и другой стороны этого противоречия, так и в том отношении, что производственные отношения постепенно отчленяются от природных связей людей, подчиняют их себе и снимают их, собственно производственные отношения по сравнению с «естественно возникшими связями» людей постепенно превращаются в безраздельно господствующие . То есть, если изначально люди возникли и существовали в основном как животные, как особый биологический вид , то со временем их существование становится социальным , а поддержание биологической жизни становится подчиненным (снятым ) моментом новой формы существования.

    Общественное разделение труда и борьба людей за удовлетворение биологических потребностей обусловливают существование классов и борьбу между ними. Следовательно, стадия формирования общества есть стадия его антагонистического классового развития . Эта стадия, в свою очередь, сама разделяется на несколько субстадий , о которых пойдет речь позже.

    Производственные отношения относительно самостоятельны. Их относительная самостоятельность сказывается в определенном несовпадении стадии (а также субстадий) формирования производительных сил и стадии (а также субстадий) формирования производственных отношений. Сначала возникает новая стадия (субстадия) производительных сил, которая начинает не соответствовать прежней стадии (субстадии) производственных отношений и при своем дальнейшем развитии вступает в противоречие со старой стадией (субстадией) производственных отношений, противоречие разрешается переходом либо к новой стадии (субстадии) производственных отношений, либо, по достижении зрелости, к созданию предпосылок для существенного изменения самой диалектики производительных сил и производственных отношений (в частности, путем вытеснения человека из сферы непосредственного производства ).Так, мы уже видели, что производящее хозяйство проходит свой ранний этап уже на стадии первоначального возникновения общества, и при дальнейшем развитии скотоводства и земледелия развивается противоречие между ними и первобытнообщинным устройством общества, разрешение этого противоречия означает переход к стадии формирования (общества)

    Периодизация истории развития общества

    Различные подходы к членению истории человечества

    При формационном членении общества прямо не фиксируется развитие общества, а только констатирует­ся одна историческая форма наряду с другой, формации представляются как внешние друг другу.

    Существует более общее членение общества: доклас­совое, классовое, бесклассовое. Исходным в определе­нии тут служит одна стадия общества — классовая, а остальные характеризуются только отрицательно по отношению к ней. Здесь тоже не фиксируется положитель­но развитие общества. Кроме того, это деление истории берет хотя и чрезвычайно важную, но лишь одну из сторон развития. Наконец, в членении истории на об­щинную, частную и общественную собственность выде­ляется существенная сторона процесса развития и при­том положительно, однако процесс рассматривается односторонне. В нашей же периодизации прямо указывает­ся на то, что речь идет о стадиях развития общества и периодизация дается с точки зрения всего развития человечества в целом, то есть речь идет о периодизации ис­тории человечества по внутреннему для процесса раз­вития основанию.

    На наш взгляд, основная задача современной эпо­хи — борьба с капитализмом, отрицание капитализма, свершение социалистической революциив конечном итоге подчинена задаче построения коммунистического общества. И не только в плане практически-политичес­ком, но и в плане методологии исторического исследо­вания она уже ныне должна рассматриваться в перспек­тиве решения задачи построения коммунистического об­щества.

    В свете же задачи построения коммунистического общества на первый план выступает не противопостав­ление коммунизма только капитализму, а отличие и связь коммунизма со всей предшествующей историей человечества как предысторией человеческого общества. При этом внимание фиксируется на витке спирали: пер­вобытнообщинный строй - доклассовое общество; пер­воначальное возникновение общества — антагонистиче­ские, классовые общества; формирование общества, ком­мунизм — бесклассовое общество, зрелое человеческое общество. Следовательно, формационное членение исто­рии оказывается необходимым, но подчиненным момен­том более общего членения истории. Это членение мы назвали бы членением по типам ис­торического процесса.

    Делить историю докапиталистических обществ по формам общинного устройства — значит выдвигать на первый план то, что исчезает. Делить историю антаго­нистических обществ на основании форм частной собст­венности — значит выдвигать на первый план то, что отрицает первобытнообщинный строй, общинное устрой­ство. Но отрицание чего-либо существует только до тех пор, пока в той или иной степени, в том или ином отношении сохраняется то, что отрицается . На протяжении всей стадии формирования имеет место не только отрицание первобытнообщинного строя, но и в той или иной мере, в том или ином отношении и виде сохранение остатков, пережитков первобытнообщинного строя. Если же исходить из того, что коммунизм есть ис­тория человечества, единая со всей предшествующей историей и отличная от нее как от предыстории, если исходить из задачи построения коммунизма как из глав­ной задачи, то надо расчленить стадию формирования общества на такие этапы, в различии которых учитыва­лись бы обе стороны : и сохранение тех или иных форм отношений и т.д. первобытнообщинного устройства, и отрицание первобытнообщинного строя строем частной собственности.

    Стадии процесса формирования. Логическая структура процесса в соотнесении с формационным делением

    Всякий процесс формирования, по нашему мнению, разделяется на три стадии, или периода:

    1) начальный период формирования, преобразования унаследованной основы;

    2) возникновение адекватной, новой основы;

    3) завершение образования адекватной, новой основы.

    Таков, например, процесс формирования капитализма:

    1) мануфактурный период (период домашинного капи­талистического производства);

    2) переход к крупной промышленности, к машинному производству (в период этого перехода сами машины еще создавались ману­фактурным, ремесленным способом);

    3) завершение пе­рехода, период собственно крупной промышленности (в этот период преобладает уже производство машин ма­шинами).

    В процессе формирования человеческого общества также, на наш взгляд, следует выделить три периода.

    1. Начальный период формирования человеческого общества. Сюда относится рабовладельческая общест­венно-экономическая формация. Частная собственность уже возникла, но она существует и развивается в общем и целом на основе естественно возникших средств про­изводства , на основе непосредственного отношения лю­дей к условиям производства и друг к другу, отноше­ния, унаследованного от предшествующей стадии. Част­ная собственность остается подчиненной родообщинной, общинной собственности на землю.

    Поэтому в рабовладельческих обществах рабский труд количественно может преобладать над трудом об­щинным лишь в совершенно исключительных случаях.

    2. Период перехода к основе, адекватной частной собственности, это — феодализм. Именно для феодаль­ной общественно-экономической формации характерно преобладание частной собственности, но преобладает частная собственность на землю, т. е. на естественно возникшее средство производства. Следовательно, част­ная собственность продолжает существовать не на адекватной основе.

    В чем же состоит переход к основе, адекватной ча­стной собственности? Железные орудия возникают и на­чинают распространяться еще до феодализма. Но зем­леделию, опирающемуся на широкое применение желез­ных орудий и притом как главному виду производства, соответствуют именно феодальные производственные от­ношения.

    В рабовладельческой общественно-экономической формации земледелие осуществлялось преимуществен­но на мягких землях и вполне могло происходить глав­ным образом при помощи каменных орудий. Но если камень — по своей природе такой материал, который возможно довольно широко применять (в качестве средств труда) без предварительной обработки , то же­лезо — по своей природе такой материал, который при его более или менее широком применении в качестве средств труда с необходимостью предполагает предва­рительную обработку.

    Широкое использование, а следовательно, и произ­водство железных орудий — сначала главным образом в земледелии — есть переход к основе, адекватной ча­стной собственности.

    3. Период завершения образования основы, адекват­ной частной собственности, - капитализм. Адекватная основа частной собственности, по нашему мнению, не естественно возникшие , а произведенные средства воз­действия. Феодальные общественные (в том числе про­изводственные) отношения соответствуют ставшему внутренне необходимым разделению на производство средств производства и производство предметов потреб­ления , но такому разделению, в котором главная роль принадлежит применению средств труда к земле (есте­ственно возникшему образованию). Капиталистические общественные отношения соответствуют такому внутренне необходимому расчленению на производство средств производства и производство предметов потреб­ления, когда главную роль играет производство средств производства (а не производство предметов потребле­ния), применение произведенных средств труда к уже прошедшему процесс (или процессы) производства пред­мету труда. При капитализме впервые доминирует ча­стная собственность на произведенные средства произ­водства. Главенствующим видом производства впервые становится промышленность, а не земледелие.Промышленность как определяющий вид производ­ства в масштабах всего человеческого общества есть обязательно промышленность в крупных масштабах, крупная промышленность. До образования такой про­мышленности ремесло может определять весь общест­венный строй лишь в пределах того или иного отдель­ного сообщества, находящегося в исключительных ус­ловиях.

    Литература

    Обязательная литература:

    1. В.А. Вазюлин. . Вопросы теории и методологии. Часть III (от начала до §1 Главы 2)
    2. Можно ли сказать, что социальное в человеке больше не подчинено биологическому? Почему?
    3. Насколько, по-вашему мнению, социальные связи сейчас преобладают или наоборот, подчинены, естественным (в том числе родовым, “кровным”) связям?
    4. В чем заключается материалистическое понимание истории? Почему именно материалистическое понимание является научным пониманием? Дайте сравнительную характеристику существенных черт материалистического и идеалистического понимания истории. Какое понимание господствует в современных подходах к изучению исторического процесса, и почему имеется превалирование одного подхода над другим? Или же такового не имеется?
    5. Можем ли мы оторвать философию диалектического материализма (методологию вообще, соотношение логического и исторического) от исторического материализма?
    6. Как вы считаете: имелось ли рациональное понимание хозяйственной деятельности у людей, трудившихся в рамках первых форм производящего хозяйства: скотоводства и земледелия?