Великие Моголы. Империя Великих Моголов. Династия великих моголов V. Династия Великих Моголов: падение

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Казахский Государственный Женский Педагогический университет

Личность Бабура в истории Индии. Бабур в литературе Востока

Выполнила: Градовская Е.

Проверила: Бурханова Д.С.

Алматы, 2011

2. Завоевание Индии

4. Творчество Бабура

5. "Бабур-наме"

Заключение

Список литературы

1. Военные походы Бабура, основание державы Великих Моголов

Бабур, Захиреддин Мухаммед (1483-1530), основатель державы Великих Моголов в Индии, просуществовавшей более двух столетий (1526-1761). По отцовской линии - потомок Тимура, по материнской, возможно, Чингисхана. Этот человек вошёл во всемирную историю как основатель крупнейшей в XVI-XVIII веках державы на территории Индии и Афганистана - Могольской империи. Могольской эта империя называлась потому, что создатель её был внуком Тамерлана, который, в свою очередь, был дальним потомком Чингисхана - то есть монголом. Великими Моголами называется династия, начало которой положил этот человек.

Имя его - Бабур. Бабур означает "лев". А изначальным именем было Захиреддин Мухаммед. В одиннадцатилетнем возрасте получил в наследство от своего отца Ферганское княжество. Изгнан из Средней Азии тюркскими племенами, пришедшими из Сибири (предками узбеков). В 1504 с помощью своего родственника, правителя Герата, занял Кабул, где приступил к созданию сильного войска, набиравшегося из уроженцев Средней Азии афганцев и гакаров. Вслед за этим предпринял неудачную попытку захватить Самарканд, бывшую столицу Тимура.

Решив, что только завоевав Индию он станет во главе могучего государства, в 1518 и 1524 Бабур совершил нападения на Пенджаб. Наместник Пенджаба Даулат-хан, находясь во вражде с царствовавшим в Дели султаном Ибрахимом Лоди, сначала поддерживал действия Бабура, полагая, что он, подобно Тимуру, сокрушит Делийский султанат и уйдет домой, а престол в Дели окажется вакантным. Но, Бабур, заняв в 1524 Лахор, на следующий год во главе 12-тысячного войска предпринял новый поход. Даулат-хан выступил против него, но был разбит. Решающая битва с 40-тысячным войском султана Ибрахима Лоди состоялась в апреле 1526 на равнине Панипата (на пути из Пенджаба в Дели). Войско Бабура имело подавляющее превосходство в артиллерии и умело создавать укрытия для своих пушек из повозок, связанных ремнями. Кроме того, оно переняло у монголов тактику охвата конницей флангов противника. Все это предопределило в конечном счете победу Бабура; дорога на Дели была ему теперь открыта. Однако на его пути стоял правитель Мевара раджа Санграм Сингх, собравший многотысячное войско из конных отрядов нескольких раджпутских князей. Битва раджпутов с Бабуром состоялась в марте 1527 при Кхануа. И вновь перевес Бабура в артиллерии имел решающее значение для исхода сражения. Эти две победы означали фактически установление господства Бабура в Северной Индии. В дальнейшем его государство расширилось до низовий Ганга на востоке в результате разгрома в мае 1529 афганских правителей Бихара и Бенгала.

Часть афганских отрядов армии Бабура возвратилась домой, нагруженная добычей. Воины, оставшиеся в Индии, получили от Бабура наделы земли в служебные пожалования. Эти новые землевладельцы нанимали себе в качестве управляющих индусов, которые хорошо знали обычаи своей страны. Бабур не успел закончить формирование налогово-административного аппарата и централизованной системы управления государством. Эти задачи были решены его преемниками.

Бабур был выдающимся полководцем и политиком. Чувствуя непрочность своего положения в завоеванной стране с самобытной культурой, он старался лучше познакомиться с местными обычаями и спецификой. Источники отмечают его образованность, наблюдательность, умение ценить искусство. Он интересовался историей, культурой народов Средней Азии, Афганистана и Индии, флорой и фауной этих стран. Бабур известен как замечательный поэт, писавший на джагатайском и таджикском языках, как автор мемуаров "Бабур-наме". Хотя он несколько свысока относился к индусам как к "неверным", однако проявлял к ним известную терпимость и преследовал только тех из них, которые относились к нему недоброжелательно.

бабур индия тимур чингисхан

Перед смертью Бабур разделил свои владения между сыновьями, оставив основную индийскую часть территории государства старшему - Хумаюну - и велев остальным, получившим Пенджаб, Кабул и Кандагар, подчиняться ему.

2. Завоевание Индии

Один из индийских ученых, Трипатхи Рам Просад, давая оценку этой победе Бабура при Панипате, писал, что и "победа при Панипате Захиреддина Мухаммеда Бабура заложила фундамент Великой могольской (т.е. Бабуридской) империи в Индии, которая по своей пышности, мощи и культуре осталась величайшей империей в мусульманском мире и могла даже соперничать с Римской империей".

Однако, чтобы окончательно закрепить победу в Панипате, Бабуру пришлось продолжать свою политическую борьбу, а также вести такую внутреннюю политику, которая завоевала бы ему симпатии и расположение жителей городов и деревень Индии. Одним из проявлений такой политики было издание указа об отмене налога тамги, взимаемого с торговли.

В "Бабур-наме" нашла свое наиболее подробное описание другая битва Бабура в Сикри с Рано Санграм Синхом, которая произошла 13 марта 1527 г. Рано Санграм и его союзники: Хасан хан Мевати - правитель Дунгарпура, равал Уди Санг Багари, Рай Чандрабан Чаухан, сын правителя Чандари - Бхупат Рао, и многие другие не смогли устоять перед военной тактикой Бабура. Удачно исполненный им маневр тулгама, т.е. внезапный удар с тыла и флангов противника, и артиллерийский удар, решили судьбу сражения при Сикри. Описывая это сражение, Бабур объективно анализирует слабые и сильные стороны своего противника, не забывая при этом отдать должное храбрости и мужеству своего врага, Рано Санграм Синха.

Как известно, сравнительно стабильным в политическом отношении стало положение в Индии после третьего сражения Бабура при Гогре, которое произошло 6 мая 1529 г. и завершилось полной победой Бабура и крупным поражением афганских и бенгальских феодалов. Битва при Гогре была третьей и последней победой, которая сделала Бабура полным хозяином Северной Индии. Весьма ценны его данные о независимых княжествах Гуджарата, Мальвы, Мевара, Бенгалии, Декана, и Биджанагара. О Кашмире и Синде Бабур упоминает вскользь. Бабур, находясь в Индии, имел хорошую возможность общаться с коренным населением страны. Его полномочия и власть были распространены от Кабула до Бихара, охватывая большинство густонаселенных земледельческих оазисов Северной Индии. Анализ данных Бабура относительно географии Индии показывает, что Бабур наиболее четко различает три бассейна: бассейн рек Инд, Ганг и приток Ганга. "Те горы, которые расположены на севере Хиндустана, индийцы называют Салавак-Парбат. На языке индийцев сава - четверть, лак - сто тысяч, парбат - гора; получается - пишет Бабур, - "четверть и сто тысяч гор", то есть двадцать пять тысяч гор".

3. Внутренняя и внешняя политика Бабура в Индии

Несмотря на очень краткое по времени правление в Индии (1526-1530 гг.), Бабур сумел в некоторой степени объединить феодально-раздробленную страну и провести в жизнь такие важные мероприятия, как упорядочение земельно-водных отношений и налоговой системы. По его приказу благоустраивались мечети, сооружались здания различного назначения, строились бани, рылись колодцы и т.д. В крупных городах Индии - Дели, Агре, Лахоре, Девалпуре - Бабуром были заложены сады и парки с декоративными растениями. Характерно то, что при планировке садов Бабур применял среднеазиатскую систему чарбаг. Из "Бабур-наме" становится известно, что в 1526 г. в Панипате Бабуром в честь победы над Ибрахимом Лоди был разбит большой сад, именуемый Кабул-бахтом, который, по-видимому, был первым его сооружением на территории Индии. В садах, разбитых в Индии, Бабур впервые применил опыт по выращиванию среднеазиатских дынь и винограда (в Индии до сих пор выращивается сорт винограда под названием ангури самарканди, т.е. самаркандский виноград).

Бабур в своей деятельности постоянно преследовал цель благоустройства подвластных ему крупных городов Индии. Планировка и архитектура общественных и частных построек, их внешнее оформление и интерьер, имея очень много со среднеазиатским стилем, органично сочетались в то же время с индийской формой и стилем, что привело к соприкосновению двух культур - индийской и среднеазиатской. Процесс этот получил дальнейшее развитие при приемниках Бабура, что особенно заметно в стиле крупных зданий, сооруженных в Северной Индии его потомками.

Однако не только взаимопроникновение и взаимовлияние двух культур - Средней Азии и Индии - характерно для времени правления в Индии Бабура, а известная трансформация некоторых феодальных институтов, присущих обеим странам в средние века (например, институты Тархан, Суюргал и др.). Все это хорошо отражено в "Бабур-наме".

В Индии Бабур постоянно стремился укрепить торгово-экономические связи со Средней Азией, Афганистаном и Ираном, которые были прерваны после поражения Бабура в 1511 г. в битве с Убайдуллаханом у Кули Малик, неподалеку от Бухары. Специальный фирман (указ) Бабура об измерении расстояния между Агрой и Кабулом, о благоустройстве караван-сараев, постройке специальных колодцев на торговых магистралях, заготовке фуража и съестных припасов для путников был создан с целью подъема товарооборота страны, нормализации системы внешних сношений с другими странами.

4. Творчество Бабура

Также перу Бабура принадлежит трактат по поэтике; изложение в стихотворной форме фикха (мусульманского права) и собственная разработка алфавита - “Хатти Бабури” (“Алфавит Бабура”). “Хатти Бабури” был создан на основе древнетюркских письмен и являлся упрощенным по начертанию (по сравнению со сложным арабским письмом).

БАБУР, Захир ад-Дин Мухаммед Бабур (1483–1530), основатель династии Великих Моголов, среднеазиатский государственный деятель и полководец, завоеватель Индии и основатель династии Великих Моголов. Родился 14 февраля 1483 в Андижане, старший сын правителя Ферганы Омара Шейха Мирзы. По отцовской линии происходил от Тимура, по материнской – от Чингис-хана . Принца Захир ад-Дина обучали во дворце отца придворные ученые и советники. После смерти отца в 1494 он выдержал упорную борьбу за власть со своими родственниками и представителями групп знати. Попытки молодого правителя создать на территории Мавераннахра (междуречья Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи) крупное централизованное государство не увенчались успехом. В итоге Фергана была разделена между Захир ад-Дином, прозванным по-монгольски «Бабур» («Тигр»), и его братом Дхахангиром Мирзой. В ходе ряда походов Бабуру удалось присоединить Кашгар, Кундуз и Кандагар и установить свою столицу в Самарканде.

В 1504, воспользовавшись междоусобицами и войнами между соперничавшими правителями из рода Тимуридов, предводитель кочевых узбекских племен Мухаммед Шейбани-хан захватил Самарканд и Андижан, а затем Ташкент, вынудив Бабура отступить в Кабул. В 1508 Шейбани отвоевал Герат у правителя Хорасана (султана Хуссейна Мирзы).

Укрепившись в Кабуле, Бабур пытался в 1505–1515 вернуть среднеазиатские владения, но каждый раз терпел поражения. В 1508 он выступил в Кандагар, чтобы придти на помощь его правителю, но вскоре рассорился с ним, захватил этот город и передал управление им своему брату Наыру Мирзе. В том же году Бабур совершил первый поход в Индию и, остановившись у перевала Бади-Пич, повелел высечь на камне историю своего перехода.

С 1519 правитель Кабула приступил к систематическому завоеванию Индии. В 1525, откликнувшись на призывы вассалов последнего султана Дели Ибрагима (Ибрахима) Лоди, Бабур пересек р.Инд и в 1526 разбил армию султана в битве при Панипате, к северу от Дели. «Великий Господь, – вспоминал завоеватель, – сделал легким для нас это трудное дело: столь многочисленное войско он в полдня сравнял с землей. Возле Ибрахима, в одном лишь месте, было убито 5 или 6 тысяч человек; число павших в других местах мы приблизительно определили в 15–16 тысяч. Потом... из рассказов жителей Хиндустана стало известно, что в этой битве было убито 40–50 тысяч человек». Заняв Дели, Агру и почти всю долину Ганга вплоть до Бенгалии, Бабур объявил себя императором (падишахом). Владения его империи со столицей в Агре распространялись на северную Индию и часть современного Афганистана.

Бабур известен как просвещенный правитель, покровитель искусств, науки и культуры. Вокруг своего двора в Агре он собрал многих выдающихся писателей, поэтов, художников, музыкантов и ученых. Он и сам был ученым, талантливым писателем и поэтом. Дочь Бабура, Гульбадан-бегим, вспоминала, что отец построил в г.Сикри площадку для игры в конное поло со специальным помещением, где имел обыкновение писать книги. Бабур – автор лирических стихов (рубаи и газелей), трактатов по мусульманскому законоведению (Мубайин ), поэтике (Аруз рисоласи ), музыке, военному делу, создатель специального алфавита Хатт-и Бабури . Но наибольшую славу принесла ему уникальная автобиографическая книга Бабур-наме (Записки Бабура ), отражавшая сведения об истории и жизни народов, экономике, природе и географии Средней Азии, Афганистана и Индии в конце 15 – начале 16 вв.

Завладев Индией, Бабур способствовал развитию городов и торговли, поощрял посадку деревьев и садов, строительство библиотек и караван-сараев. Он умер 26 декабря 1530 в Агре; трон унаследовал его сын Хумаюн. Останки основателя империи были, согласно его завещанию, перенесены в Кабул и захоронены в загородном саду Баг-и Бабур (Сад Бабура). Потомки Бабура, Великие Моголы, правили в Индии до середины 19 в.

Деятельность Бабура в Средней Азии. Бабур, основатель империи Моголов в Индии, был чагатайским тюрком1. Он был потомком Тимура по прямой мужской линии, а по линии матери он мог претендовать на происхождение от Чингиз-хана.

Его отец-Умар Шейх Мирза-правил Ферганой. Бабур родился в Фергане в феврале 1483 года. Его отец умер в 1494 году, и он наследовал отцовское княжество в возрасте одиннадцати лет.

Бабур исключительно быстро развился. Старший и младший его дяди по отцу умерли вскоре один после другого; начались распри за овладение Самаркандом, который был завоеван Бабуром в 1497 году, когда победителю едва исполнилось пятнадцать лет. Вскоре после этого он потерял эту столицу Средней Азии, будучи всецело занят сохранением своей власти в Фергане. Затем он снова завоевал Самарканд, но это повлекло за собой столкновение с Шей-бани-ханом, вождем кочевников-узбеков, который нанес Бабуру поражение в битвах при Сар-и-Пуле и Ахси и вытеснил его из Самарканда и Ферганы.

Эти поражения сделали Бабура странником, «передвигающимся,-как он пишет в своей автобиографии,-с одного квадрата на другой, подобно шахматному королю». Ему удалось захватить Кабул в 1504 году, свергнув там узурпатора. Тем самым обстоятельства направили внимание Бабура на юго-восток. Однако Бабур получил еще одну возможность восстановить свое положение в Средней Азии. Шейбани-хан, казалось, подобно Чингиз-хану и Тимуру, стремился к завоеванию мира. Он вызвал вражду шаха Исмаила, сефе-видского правителя возрожденной Персидской империи. Шах Исмаил наголову разбил Шейбани-хана и убил его. Бабур, повидимому, послал шаху Ис-маилу подарки, которые тот счел данью. Шах Исмаил, как поборник шиизма, согласился восстановить Бабура в Самарканде и Бухаре, но он, повидимому, настаивал, чтобы Бабур согласился способствовать распространению шиитских доктрин. Хотя и ослабленные смертью Шейбани-хана, узбеки оказали сопротивление Бабуру, и он не смог занять Самарканда. Персидская армия была разбита в битве при Гадж-Даване; персы приписывали поражение отступничеству Бабура.

Деятельность Бабура за пределами Индии значительно повлияла на его деятельность в Индии. В битвах при Панипате и Кхануа мы видим в Бабуре сложившегося воина, который умел переносить тяжелые испытания, изучил использование огнестрельного оружия благодаря связям с персами и применение тулугмы (фланговой атаки) в войнах с узбеками. Тактика узбеков состояла в обходе флангов противника и в одновременной атаке на бешеном карьере в лоб и в тыл неприятеля. Эффективное соединение хорошо обученной конницы и нового огнестрельного оружия, а также блестящая тактика, обеспечив-* шая Бабуру победы при Панипате и Кхануа, были плодами его опыта в Средней Азии. Другой фактор, который часто остается незамеченным, заключается

1 Чагатай был вторым сыном Чингиз-хана.

ИСТОРИЯ ИНДИИ

в том влиянии, какое бурная юность и романтичные приключения Бабура оказали на политику Моголов в Средней Азии во времена его преемников.

Деятельность в Афганистане. В апреле 1512 года попытки Бабура осуществить свои притязания в Средней Азии потерпели полный провал. После этого он перебрался в Кабул. Кандагар был захвачен в 1512 году. Богатства Индии уже занимали его предприимчивый ум и дразнили его воображение. В 1516 году он был поглощен реорганизацией армии, отливанием пушек и совершенствованием тактики, что было необходимо в связи с применением огнестрельного оружия.

В первый раз Бабур вторгся в Индию в 1519 году. Он воевал против юсуф-заев. Был также предпринят поход против Биджаура в 1520 году. Ьудучи потомком Тимура, Бабур рассматривал Пенджаб как свое наследственное владение. В 1524 году он преодолел Хайберский проход, перешел Джелум и Че-наб и подошел к Дибалпуру, который он пытался взять приступом. Однако ему пришлось отступить к Лахору и вернуться в Кабул. Он рассчитывал на помощь двух недовольных вельмож из государства Лоди-Даулат-хана Лоди и Алам-хана Лоди,-которые обратили оружие против него, когда поняли, что целью его является скорее завоевание, нежели грабеж. Теперь положение изменилось. Бабур стал готовиться к нанесению сокрушительного удара ослабевшему афганскому Делийскому государству.

Лервая битва при Панипате (1526 г.). В ноябре 1525 года Бабур выступил из Кабула и вошел в Пенджаб с армией в 12 тысяч человек. Даулат-хан Лоди, оказавший ему сопротивление, был побежден и признал себя вассалом Бабура. Из Пенджаба Бабур двинулся по направлению к Дели. Ибрахим Лоди выступил из Дели ему навстречу. Ибрахима Лоди Бабур описывал как «неопытного молодого человека, который двигался в походе без предосторожности, останавливался или отступал без всякого плана и вступал в битву не подумав». Такой человек не мог рассчитывать на победу над столь опытным воином, как Бабур.

Решительная битва произошла 21 апреля 1526 года при Панипате, где так часто решалась судьба Индии. И действительно, если врага, идущего с северо-запада, не удавалось остановить у Хайберского прохода, полем битвы неизбежно становился район между Сатледжем и Джамной. Так как пенджабские реки можно было зимой во многих местах перейти вброд, трудно было держать линию обороны на реке. Враг мог легко ее перейти во многих местах. Естественно, что ближайшим выгодным местом для решительной битвы являлись обширные равнины между Сатледжем и Джамной, где могло быть лучше использовано преимущество в численности войск и где оборонявшаяся армия имела в тылу Дели и Агру.

В Панипат Ибрахим привел сорокатысячную армию. Однако эта плотная масса войск представляла превосходную мишень для пушек Бабура, которыми управляли два специалиста-устад (мастер) Али и Мустафа. Ровная местность была хорошо приспособлена для действий конницы и для применения фланговой тактики Бабура.

Бабур укрепил свою слабую передовую линию, поставив в ряд повозки, с тем чтобы держать афганцев вдоль растянутого фронта и тем самым обеспечить себе возможность атаковать фланги. Ибрахим потерпел полное поражение, и число убитых афганцев было огромным. Военное искусство Бабура, прекрасное взаимодействие его конницы и артиллерии принесли ему полный успех. Немедленно после этого он занял Дели и Агру. Щедрость по отношению к своим последователям и богатые подарки друзьям в Самарканде, Кашгаре, Хорасане, Персии и Кабуле сделали имя Бабура известным в отдаленных землях, породили стремление подражать ему и помогали ему пополнять свою армию. Ему удалось также убедить своих приверженцев остаться в Индии.

БОРЬБА АФГАНЦЕВ И МОГОЛОВ ЗА ВЛАСТЬ

Сопротивление раджпутов и афганцев-битвы при Кхануа и Гогре. Два

врага, с которыми пришлось бороться Бабуру, чтобы обеспечить себе господство в Индостане, были афганцы на востоке и раджпуты под предводительством раны Санграма Сингха, правителя Мевара. Афганцы на востоке с Иасир-ха-ном Лохани и Мааруфом Фармули во главе рассеялись при появлении посланных против них войск старшего сына Бабура, Хумаюна. В течение восьми месяцев, истекших после поражения Ибрахима при Панипате, власть Бабура распространилась от Аттока до Бихара. Мультан был также присоединен к его владениям.

На юге владения Бабура простирались до Калпи и Гвалиора. Но нужно было смотреть в глаза опасности, угрожавшей из Раджпутаны. Бабур прекрасно понимал, что ему придется встретиться с испытанным воином. Рана Санга имел уже раньше дело с Бабуром. Последний жаловался, что между ним и раной была договоренность, что рана нападет на Агру, когда Бабур пойдет походом на Дели. Рана, в свою очередь, жаловался, что в нарушение прежнего соглашения Бабур захватил Калпи, Дхолпур и Биану. Санга признал султана Махмуда Лоди, которого поддерживали афганцы на западе, законным претендентом на престол в Дели.

Спор между Бабуром и раной разрешился в битве при Кхануа (27 марта 1527 г.). Раджпутская конница не смогла устоять против сокрушительного огня Мустафы, сражение было упорным, поскольку раджпуты имели численное превосходство. Но решающую роль сыграла артиллерия. Раджпуты и их афганские союзники потерпели полное поражение. Битва при Кхануа сделала невозможным установление власти раджпутов в Северной Индии на развалинах Делийского султаната. Вслед за этим потерпел поражение Медини Рай-один из наиболее выдающихся военачальников раны Санги, который командовал важной крепостью Чандери в Мальве. Рана умер, убитый горем, в 1528 году.

Избавившись от угрозы со стороны раджпутов, Бабур повернул против афганцев на восток. Афганцы враждовали между собой. Столкновения между домами Лохани и Лоди были пагубны для афганских интересов. В 1529 году султан Махмуд Лоди объединил значительную часть афганцев под своим руководством. Бабур направился на восток через Аллахабад, Бенарес и Газипур. Джалал-уд-дин Бахар-хан Лохани покорился ему. Бабур занял Бихар. Армия Нусрат-шаха, султана Бенгалии, которая пришла на помощь афганцам, оказала Бабуру сопротивление на берегах Гогры. Бабур блестяще осуществил переправу под сильным огнем. Бенгальская армия бежала в беспорядке. Нусрат-шах заключил мир с Моголами. Другие афганские вожди также покорились. Таким образом, битва на реке Гогре (6 мая 1529 г.), по крайней мере на время, уничтожила возможность политического возрождения афганцев.

Оценка деятельности Бабура. Бабур умер 26 декабря 1530 года. Имеются указания на то, что в последние дни его жизни во дворце был организован заговор с целью устранить его старшего сына Хумаюна. Если такой заговор действительно имел место, то он окончился полной неудачей, и Хумаюн спокойно наследовал Бабуру. Бабур как правитель не обладал выдающимися способностями. Он был прежде всего воином. Старая, стихийно сложившаяся система управления, существовавшая до него, сохранялась и при нем. Он оставил своему сыну обширную империю (простиравшуюся от Аму-Дарьи до Бихара), которая не была сплочена и которую можно было удержать лишь при помощи военной силы. Английский историк Лен Пул правильно охарактеризовал Бабура как «промежуточное звено между Средней Азией и Индией, между дикими ордами и имперской организацией управления, между Тамерланом и Акбаром».

ИСТОРИЯ индии

Автобиография Бабура. Бабур обладал хорошим литературным вкуп м. Он хорошо писал как на фарси, так и на тюркском языке. Наиболее важным источником наших сведений о его деятельности является превосходная автобиография, которая первоначально была написана на тюркском я.*ы-ке, затем переписана его сыном Хумаюном и переведена на язык фарси при Акбаре. Как указывает английский историк Элфинстон, «его мемуары содержат подробное описание жизни великого тюркского монарха наряду с выражением его личных мнений и чувств, свободное от маскировки и утаивания, а также от показной откровенности и прямоты. Стиль его простой и мужественный, а также живой и образный. Точно в зеркале, отображает автобиография Бабура его соотечественников и современников, их облик, обычаи, стремления и поступки. В этом отношении она почти единственный образец подлинного исторического описания в Азии: Бабур изображает внешность, одежды, вкусы и привычки каждого человека и описывает страны, их климат, пейзаж, хозяйство, произведения искусства и ремесла. Наибольшее очарование работе придает, однако, характер самого автора. Отрадно среди напыщен-ной холодности азиатской истории встретить правителя, который мог плакать и рассказывать нам, как он скорбел о смерти товарища своих детских лет»,

За свою 47-летнюю жизнь Захириддина Мухаммед Бабур, оставил богатое литературное и научное наследие. Его перу принадлежит знаменитое “Бабур-наме”, снискавшая мировую признательность, оригинальные и прекрасные лирические произведения (газели, рубаи), трактаты по мусульманскому законоведению (“Мубайин”), поэтике (“Аруз рисоласи”), музыке, военному делу, а также специальный алфавит “Хатт-и Бабури”.
Бабур старший сын правителя Ферганского уезда Омар Шейха Мирзы - родился 14 февраля 1483г. в г.Андижане в разгар междоусобной борьбы различных тимуридских правителей в Средней Азии, и в Хорасане за передел обширной территории созданного Тимуром государства.

В 1494г., Омар Шейх Мирза трагически умирает, и 11 летний Бабур был объявлен государем Ферганы. В последующие годы Бабур упорно стремился создать в Мавераннахре, крупное централизованное государство, но его планы не увенчались успехом.

Предводитель кочевых узбеков Мухаммед Шейбани-хан, умело воспользовавшись неурядицами и политическими междоусобицами среди правителей Мавераннахра и Ферганы, в 1504 овладевает Самаркандом, Андижаном и Ташкентом, и тем самым вынуждает Бабура покинуть пределы Ферганы, и Бабур обосновывается в Кабуле и Бадахшане. Неоднократные попытки Бабура (в 1505-1515гг.) вернуть “подвластные владения” государства Тимуридов оканчиваются полной неудачей, и Бабур обращает свои взоры на Индию. В 1526г. в битве при Панипате, к северу от Дели, делийский султан Ибрахима Лоди терпит поражение и Бабур становится правителем Северной Индии. Бабур основывает империю Бабуридов (“Империя великих моголов”), которая просуществовал до XIX века.

В своей столице Агре, Бабур собирает вокруг себя немало выдающихся писателей, поэтов, художников, музыкантов того времени. Необходимо подчеркнуть, что тимуридские правители всегда способствовали развитию культуры и науки.

Умер Бабур 26 декабря 1530г. Спустя некоторое время после смерти Бабура, останки его тема были перенесены из Агры в Кабул, в загородный сад, который ныне известен как Баг-и Бабур (Сад Бабура).

Лирика

Поэтическое наследие Бабура многогранно и богато. В его стихотворениях реалистически отражены исторические события эпохи, его личная жизнь, окружающая среда, отношение к человеку, религии, обычаям.

Можно сказать, что стихи Бабура - автобиография поэта, в которых поэтическим языком, трогательно излагаются глубокие чувства, мастерски рассказывается о переживаниях, порожденных в результате столкновения с жизненными обстоятельствами. О чем красноречиво говорит сам поэт:
Каких страданий не терпел и тяжких бед, Бабур?
Каких не знал измен, обид, каких клевет, Бабур?
Но кто прочтет “Бабур-наме”, увидит, сколько мук
И сколько горя перенес царь и поэт Бабур.

Лирика поэта пропитана вдохновенной поэзией А.Навои. Известна переписка Бабура с Навои незадолго до смерти последнего. В своих газелях и рубаи поэт поднимает такие проблемы человеческих взаимоотношений, как любовь, дружба, стремление к прекрасному и т.д. Земную любовь, поэт воспевает как самое высокое человеческое достоинство.

Бабур утверждает, что ради свидания с возлюбленной он готов вынести любые трудности. Без своей возлюбленной он не представляет себе жизни. С большой искренностью поэт выражает готовность пожертвовать ради любви самим собой, всем своим существом.

Любовь для Бабура - превыше всего: богатства, общественного положения и всех земных благ. Поэт в своих газелях создает образ прекрасной возлюбленной, наделяя ее небывало красивой внешностью, богатым внутренним и духовным содержанием.

В лирике Бабура особое место занимает тема родины. В его газелях и особенно в рубаи с большой впечатляющей силой выражены тоска по родине и беспредельная любовь к ней.
Ты на чужбине - и забыт, конечно, человек!
Жалеет только сам себя сердечно человек,
В своих скитаньях ни на час я радости не знал!
По милой родине скорбит извечно человек.

В поэзии Бабура также затронуты и вопросы нравственности и духовного совершенства человека. Поэт возвышает человека, относится к нему с великим уважением, высоко ставит человеческое достоинство. В своих рубаи он говорит о том, как человек должен воспитывать в себе лучшие моральные качества.

Говоря о художественном языке произведений Бабура, необходимо отметить его простоту, общедоступность, ясность и сжатость. Поэт не любит громких фраз и сложных выражений. Простота языка Бабура способствует ясному восприятию читателями его творений, богатой палитры чувств и переживаний.

Поэтическое мастерство Бабура выражается в художественном стиле в умелом использовании наиболее выразительных средств родного языка и в творческом воссоздании источников народного творчества.

О произведении "Бабур-наме"

Центральное место в творчестве Бабура занимает бесценный литературный памятник прозы на узбекском языке исторический труд “Бабурнаме”, которую востоковед В.Бартольд назвал “лучшим произведением тюркской прозы”. Книга была завершена в Индии, она носит в основном автобиографический (мемуарный жанр) характер и отражает историю народов Центральной Азии конца XV - начала XVIIвв.

По совокупности сведений и их достоверности “Бабур-наме” является самым важным и ценным историко-прозаическим трудом, не имеющим себе равных среди аналогичных сочинений, написанных в средние века в Средней Азии, Иране, Афганистане и Индии.

По богатству и разнообразию материала, по языку и стилю “Бабур- наме” стоит выше любой исторической хроники, составленный придворными летописцами того времени, Не удивительно поэтому, что в разные времена труд этот привлекал пристальное внимание ученых своего мира. “Бабур-наме” посвящен описанию деятельности Бабура, его удачных и неудачных военных походов, изложению всех перипетий его богатой приключенческой жизни. История создания “Бабур-наме” неизвестна, по сведениям дочери Гульбадан-бегим, в ее книге “Хумаюн-наме”, описывается, что в Индии, в городе Сикри, в саду была площадка и наверху этой площадки Бабур имел обыкновение писать книги.

“Бабур-наме” состоит из трех частей. Первая ее часть посвящена описанию политических событий в Мавераннахре в конце XVв. Вторая часть охватывает события, происходившие на территории Афганистана, которая в эпоху Бабура была известна как “Кабульский удел”. В последней части, описываются политические события в Северной Индии, географические данные страны, ее природные особенности, содержатся интересные сведения о народах, населявших эту страну.

Автор “Бабур-наме” с присущей ему откровенностью описывает борьбу за власть, приводит факты опустошения земледельческих оазисов, увеличения поземельного и др. налогов, сбор которых участился в годы смуты во владениях последних тимуридов в Хорасане и Мавераннахре.

Благодаря “Бабур-наме” мы узнаем об имевшем место в г.Самарканде страшном голоде в дни осады его Шейбани-ханом в 1501г. Правдивость сведений Бабура подтверждают историки того времени: Хандемир, Мухаммад Хайдар, Мухаммад Салих, Беннаи и др.

Сам Бабур пишет: “... все, что здесь написано, истина, и цель этих слов в том, чтобы похвалить себя, - все, действительностью, было так, как я написал. В этой летописи я вменил себе в обязанность, чтобы каждое написанное мной слово было правдой и всякое дело излагалось так, как оно происходило”.

“Бабур-наме” хотя и посвящена политической истории вышеназванных стран рубежа XV-XVIIвв., однако изобилует она также бесценными материалами из социально-экономической жизни народов, затрагивает вопросы морали, этики, нравственности и аспекты современной автору эпохи.

“Бабур-наме” содержит многочисленные сведения о литературной среде самого Бабура. На основе этих сведений можно воссоздать биографии многих малоизвестных поэтов того времени, живших в Центральной Азии, и писавших стихи, как на персидском, так и тюркском языке. В книге много словесных портретов целого ряда современников поэта, государственных деятелей, художников, музыкантов, историков. Чрезвычайно ценными являются сведения Бабура о полезных ископаемых городов Центральной Азии. В книге не только приводятся отдельные сведения о природных ископаемых, но одновременно отмечается их назначение в хозяйственной жизни страны.

С большой любовью пишет Бабур о Самарканде, не упускает автор из виду описание обсерватории Улугбека, которым восторгался, отмечая совершенство этого сооружения, его изумительность.

В книге Бабура получили подробные описания жизнь и трудовая деятельность различных афганских племен, обитавших на обширной территории между Вахшем и Пенджабом.

В “Бабур-наме” нашли отражение флора и фауна описываемых стран. Бабур, подробно описывая Хиндустан, восхищается его природой, сравнивает его со своей родной: “Эта удивительная страна; в сравнении с нашими землями это иной мир. Горы, реки, леса, города, области, язык, растения и ветры - все там не так как у нас. Хотя и жаркие области, прилегающие к Кабулу, кое в чем сходны с Хиндустаном, но в других отношениях они не сходны: стоит лишь перейти реку Синд, как земли и вода, и деревья, и камни, и люди, и обычаи - все становится таким же, как в Хиндустане”. Описывая политическую жизнь Индии, Бабур дает сведения об истории Индии XV - начала XVI вв.

В “Бабур-наме” много фактических данных по этнографии: интересны описания одежды индусов, их обычаев, образа жизни простого народа и знати.

Бабур в своей деятельности преследовал цель благоустройства подвластных ему крупных городов Индии. Планировка и архитектура общественных и частных построек, их внешние оформление и интерьер, имеют много общего со среднеазиатским стилем, орчанично сочетаясь с индийской и среднеазиатской. Бабур стремится укрепить торгово- экономические связи с соседними странами.

В настоящее время “Бабур-наме” все более привлекает внимание специалистов из разных стран мира. Ценность сведений, приведенных в “Бабур-наме”, искренность и самокритичность автора, достоверность фактов получили единодушное признание ученых всего мира. Данные “Бабур-наме” вошли в сводные тома по истории народов Центральной Азии.

Интерес к замечательным творениям Бабура, особенно к его книге “Бабур-наме”, возрастает год от года во всем мире.

Вот что он пишет:
Если я умру с добрым именем - хорошо.
Мне нужно (доброе) имя - тело принадлежит смерти.

Великое творение Захириддина Мухаммада Бабура “Бабур-наме” обессмертило имя поэта в века.


Об этом памятнике, который давно стал символом Индии, великий индийский писатель и поэт Рабиндранат Тагор сказал: «Пусть эта единственная слеза – Тадж-Махал – вечно скользит, сверкая по щеке рая. Творец! Ты смог очаровать время волшебством красоты и сплести гирлянду, которая облекла в бессмертную форму бесформенную смерть...»


Тадж-Махал - памятник, ставший символом великой любви. Построенный в Индии неподалёку от города Агра, чьё название вызывает в памяти полусказочные истории, полные таинственных приключений, сегодня храм входит в городскую черту. Пульсирующая, хаотичная жизнь города составляет резкий контраст с манящим миражом Тадж-Махала.


ВЕЛИКИЕ МОГОЛЫ

История этого удивительного памятника началась много веков назад. В 1526 году Шах Бабур одержал победу над Делийским султаном и основал империю Великих Моголов. Империя эта просуществовала недолго, всего 180 лет. Слава же о роскоши и богатстве двора Великих Моголов, их могуществе дошла и до наших дней в сказках, преданиях и даже детективах.

Династия моголов дала Индии шесть великих правителей, чьи имена почитаются по сей день: Шах Бабур, Шах Хумаюн, Шах Акбар, Шах Джахангир, Шах Джахан. Родоначальник династии – Шах Бабур – был одним из интереснейших людей своей эпохи. Он происходил по отцовской линии от Тимура, а по материнской – от Чингиз-хана. Когда он стал правителем Самарканда, ему исполнилось всего одиннадцать лет. Не раз он терял трон и вновь возвращал его, проведя свои юношеские годы на поле брани. Возмужав, он пошёл войной на Кабул и, покорив его, вторгся в Индию. Его небольшая, но хорошо обученная и вооружённая по последнему слову техники армия без особого труда разгромила целые полчища и принесла Бабуру победу. Индией он правил четыре года. Неспокойным было это правление. Тем не менее, Шах находил время для занятий искусством и литературой. Он написал книгу воспоминаний. В ней показана Индия так, как он её увидел:

«Империя Индостан обширна, густо населена и богата. На востоке, на юге и даже на западе она омывается Великим океаном. Столицей всего Индостана является Дели. Это замечательно красивая страна. Она представляет совершенно другой мир по сравнению с нашими странами. Её горы и реки, её леса и равнины, её животные и растения, её жители и их язык, её ветры и дожди – всё здесь отличается по своему характеру... Даже пресмыкающиеся здесь другие... Главное преимущество Индостана заключается в том, что страна велика и в ней имеется в изобилии золото и серебро... Другое удобство в Индостане заключается в том, что имеется бесчисленное и бесконечное множество работников любых профессий и специальностей. Для любой работы и любого занятия всегда готово множество людей, к которым это занятие и ремесло переходили от отца к сыну из века в век».

Бабур умер в 1530 году, и вот что рассказывают о его смерти: когда Шаху исполнилось 49 лет, сын его, Хумаюн, заболел. Врачи сказали, что кто-то должен пожертвовать своей жизнью, чтобы больной выздоровел. И тогда отец предложил свою жизнь взамен. Хумаюн поправился, а Бабур через несколько дней умер.

Огромная держава досталась Хумаюну. Царство моголов простиралось от Бенгальского залива на востоке до Кандигара на западе и от Декана на юге до Тибета на севере. Это было величайшее царство, когда-либо существовавшее в Индии. Но сын Бабура был слабым воином, не сумел отстоять трон и был свергнут. Скитаясь по отдалённым местам, он испытывал лишения. В пустыне Раджастхана рожден был сын Хумаюна, Акбар, – величайший из правителей Индии, слава которого затмила славу его великого деда. Он унаследовал престол отца и деда в тринадцать лет и правил Индией около полувека.

Акбар был мудрым правителем. Он прилагал много усилий для того, чтобы не было вражды между представителями разных вер, укреплял государство и привлёк к своему двору многих великих мастеров.

Сын прославленного Акбара, Джахангир, унаследовал престол отца.

Каждый из Великих Моголов выгодными политическими браками стремился укрепить мощь державы. Первый брак Шаха Джахангира был совершён по политическим соображениям, а второй раз он женился на прекрасной и любимой Нур Джахан - вдове одного из своих генералов.


ИСТОРИЯ ЛЮБВИ

А теперь мы перенесёмся в Агру, в прекрасный как сон дворец Великих Моголов, построенный волей Акбара. Здесь начинается история Тадж-Махала. Здесь единственный раз в году открывался специальный рынок для обитательниц гарема Джахангир-Шаха. Торговцы выставляли в этот день, день великого праздника, свои лучшие товары. Лица женщин открыты были для взглядов мужчин. К этому дню, дню свободы и счастья, готовились задолго. В этот день зарождались любовь и приключения.

В тот день любимый сын и наследник Шаха Джахангира – принц Хуррам, которому исполнилось шестнадцать лет, – заглянул в одну из лавок и увидел прекрасную Арджуман. Красота девушки сразила принца. Как в тумане он задал какой-то малозначащий вопрос, получил шутливый ответ и вышел.

А на следующий день весь двор всколыхнула весть о том, что принц хочет взять в жёны прекрасную Арджуман. В те времена женитьба по любви была неслыханным делом. Однако когда молодой принц сообщил о своём намерении, Джахангир-Шах разрешил ему жениться, но через пять лет.

Это было в 1607 году. И через пять лет, когда астрологи убедились в благоприятном расположении звёзд, принц женился на Арджуман. К этому времени у принца был большой гарем из пяти тысяч красавиц, но любимой его женой стала Арджуман.

Свадьба поразила своим блеском царство и породила множество легенд. В центре свадебной процессии гарцевали принц Хуррам и Джахангир. За ними шествовал кортеж придворных, которые несли богатые, шитые золотом одежды. Каждый сантиметр одежды принца, которую расшивали шесть лет, был усыпан прекрасными самоцветами. За процессией шествовали акробаты и музыканты. Со слонов разбрасывали золотые монеты для нищих и детей. Правитель Джахангир, восхищённый красотой своей снохи, дал ей новое имя – Мумтаз Махал, что означало «единственная во дворце». Придворный поэт донёс очарование её красоты в следующих строках: «Луна, касаясь её лица, стыдится. Ибо оно затмевает даже свет звёзд».

Образование Мумтаз Махал сводилось к чтению Корана. Но, имея природный ум, она много работала и смогла стать ближайшей советницей мужа. Она прославилась своей благотворительностью, раздавая деньги и пищу бедным, привлекая внимание правителя к нуждам вдов и сирот. Её деятельность способствовала росту популярности власти. Во всех работах ей помогала Сати ун-Нисса – её ближайшая камеристка.

Повзрослев, принц Хуррам стал генералом в армии отца и выиграл многие сражения, но всё это время он ждал трона. При дворе Моголов наследником становился не старший сын, а тот, кто сумеет завоевать трон. В этой борьбе погибли многие братья принца Хуррама. Он и сам неоднократно предпринимал попытки свергнуть отца. Когда после одного из таких заговоров армия моголов преследовала его по пятам, возлюбленная следовала за ним.

В 1627 году Джахангир умер от приступа кашля в возрасте пятидесяти девяти лет. Двумя днями позже борьба за трон разбила всю страну на несколько лагерей. Принц Хуррам, будущий Шах Джахан, с помощью своего тестя завоевал трон. Два его брата были казнены, а мачеха – Нур Джахан – заточена в Лахоре. 4 февраля 1628 года принц Хуррам был коронован.

Коронационные торжества были очень пышны и затмили все предыдущие. Слуги разносили между гостями подносы с алмазами. Но особой роскошью отличались подарки, преподнесённые царице. На слонов были погружены выточенные из драгоценных камней чаши, кинжалы, чьи ножны были усыпаны самоцветами, турецкие сбруи, ткани, расшитые золотом и жемчугом. В подарок Мумтаз Махал преподнесли несколько маленьких княжеств.

Не были забыты и сторонники Шаха. Все они получили слонов, рабов и другие награды.

Шах Джахан продолжил завоевание Индии, начатое его предками. Но чувство Шаха к царице с годами оно только крепло. Шах Джахан не переставал осыпать царицу драгоценностями, а розы ей присылали из лучших садов страны. Когда выпадало свободное время, он сопровождал царицу в сады Шалимара.

В течение девятнадцати лет Мумтаз родила своему мужу четырнадцать детей. А так как Шах постоянно воевал, то дети рождались в палатках, в перерывах между битвами. В 1630 году на третий год правления, Мумтаз Махал как обычно сопровождала своего супруга в походе против Декана. Царица мужественно переносила все невзгоды несмотря на то, что ожидала очередного ребёнка. Но здоровье царицы ухудшилось настолько, что Шах Джахан вынужден был прекратить военные действия. Незадолго до смерти царица высказала свою последнюю волю – воздвигнуть памятник, символизирующий их любовь.

После её кончины Шах заперся ото всех, даже от членов семьи. Через несколько дней он покинул своё добровольное заточение, но вышел оттуда совершенно седой. С тех пор он никогда не надевал парадных одежд.

Существует предание, что Шах, сидя на своём знаменитом троне в одном из помещений Красного форта, в окне увидел видение сказочного здания. Когда он попытался описать его зодчим, они пришли в восторг. Место видения приходилось как раз на сад раджи Тадж Ситха. Раджа хотел подарить эту землю Шаху, но догмы ислама запрещали сооружать мечеть на подаренной земле. Поэтому Шах выкупил эту землю за четыре царские резиденции.

Через несколько месяцев тело Мумтаз Махал было перевезено в Агру, где в саду раджи Тадж Ситха была выстроена заупокойная часовня. Эта часовня сохранилась в западной части парка.

Каждую пятницу Шах посещал захоронение. Вместе с ним молилась и вся семья. Сотни женщин и мужчин с молитвенными чашами приходили читать Коран. В первую годовщину смерти было устроено чествование, на котором одной милостыни было роздано пятьдесят тысяч рупий. В течение всей жизни Шаха Джахана годовщина смерти Мумтаз Махал отмечалась с большой пышностью и великолепием.


ПАМЯТНИК

Зодчие приступили к разработке сооружения, и после множества проб и ошибок наконец появилась его модель. Она была так дорога Шаху, что во время строительства хранилась в сокровищнице Моголов.

В саду Тадж Ситха была отгорожена площадка на берегу реки Джамны. В течение двадцати двух лет двадцать тысяч рабочих возводили совершенное творение. Гигантские силы были вовлечены в строительство комплекса. Женщины работали наравне с мужчинами. Рабочие, строившие памятник, получали щедрую плату – 100 рупий в месяц, а мастера – 1000. Богатство, благоговейность и свобода создавали атмосферу, удивительно способствующую творчеству.

Семнадцатикилометровая тропа из земли и извёстки протянулась через Агру к месту строительства. По ней шли вереницы слонов и быков, тянущие мраморные блоки. Их устанавливали на место с помощью специальных приспособлений.

Даже сейчас кажется невероятным, что подготовка фундаментов и платформы, возвышающихся над рекой, были закончены всего за четыре года. Первыми были завершены сам мавзолей и две мечети по его сторонам. Затем – минареты и, наконец, главные ворота и служебные постройки.

Отделочные работы длились шесть лет. Материалы для отделки доставлялись из различных мест. Из Раджастана привезли светящийся белый мрамор с характерной структурой, отличающийся от голубоватых итальянских и желтоватых японских. Именно он заставляет сооружение светиться по-разному в зависимости от освещения. Жёлтый мрамор привезли с берегов Нармады – реки в центре Индии. Он был куплен на специально введённый налог в 40 рупий с площади каждого двора. Чёрный мрамор, почти не известный в Индии, был куплен за двойную цену. Хрусталь привезли из Китая, а лазуриты из Шри-Ланки. Яшма была доставлена из Пенджаба, агаты из Йемена, а кораллы из Аравии. Индийские ювелиры подарили гранаты, а купцы алмазы. Из Персии был доставлен оникс, из Европы – изысканные халцедоны. Из расположенного неподалеку от Агры мёртвого города Фатупур Сикри, бывшей столицы моголов, построенной на пустынном месте за несколько лет и оставленной жителями, привезли 114 000 блоков песчаника.

Маленькие кирпичики, специально приготовленные для Таджа, придали устойчивость памятнику.

В 1643 году был закончен весь комплекс с садами, воротами, торговой площадью, караван-сараем.

Даже сегодня конструкция Таджа изумляет инженерным искусством. Стены несут груз семитонных квадратных блоков. Монолит купола весит 12 000 тонн. Весь мавзолей покоится на арочных конструкциях, укреплённых каменными поясами. Высокие столбы присоединены медными болтами к каменному основанию.

Специальные плиты защищали памятник от наводнения. Замысел архитектора предполагал, что река будет служить обрамлением для Таджа. Конструкция из нескольких сводов, размещённая чуть выше по течению, заставила реку, известную своими частыми наводнениями, течь не широким потоком. В XX веке река несколько раз сильно разливалась, но памятник не был повреждён.

Во время правления Моголов Индия стала центром художественного творчества Востока. Здесь собрались лучшие художники и ремесленники. В строительство были вовлечены художники из всех частей Азии, что превратило Агру в центр архитектурного творчества. Из Турции прибыл знаменитый зодчий, наблюдавший за возведением куполов.

Очень долго имя зодчего, возводившего комплекс, оставалось тайной. Лишь в 1930 году была найдена рукопись, в который называлось имя легендарного Ахмад Устада по прозвищу Надир эль-Аср, что означало «Чудо столетия». Инженер, астроном, геометр, математик и астролог при дворе Шаха Джахана, он был величайшим зодчим. О нём известно мало. До переселения в Лахор его семья жила в Герате. После переезда его отец Устад Ахмад поступил на работу к Абд-аль Кариму – главному архитектору Шаха Джахангира. Все три сына под руководством отца строили Тадж-Махал.

Шах Джахан задумал создать с другой стороны реки Джамны симметричный мавзолей точно такой же формы и размера, но из чёрного мрамора. Он должен был соединяться с белым храмом серебряным мостом. Однако уже во время строительства Тадж-Махала казна государства была опустошена, и идея Шаха не осуществилась. А вскоре власть над государством была узурпирована Аурангдебом – сыном Шаха Джахана. Это был последний из легендарных правителей. Однако его религиозная нетерпимость, сильно отличавшая его от великих прародителей – Бабура и Акбара, – привела к ослаблению империи. Через некоторое время государство распалось на княжества, и тогда англичане установили здесь своё господство.

В этот период многие великие памятники были разрушены, а многими рельефами индийских храмов украсились музеи Объединённого королевства. Тадж-Махал, к счастью, сохранился, хотя и был разграблен в 1764 году.


ПАРАДИЗ

...Дворец из жемчуга среди
садов и водных каналов, где
благочестивые и благословенные
могут жить всегда.

Ансамбль, по замыслу зодчего, состоял из мавзолея, мечети и павильона для собраний. Все они располагались на массивной, вытянутой платформе, сложенной из плит красного песчаника, и примыкающего к ней с юга обширного парка – «Чербака», с трёх сторон обнесённого стеной, с воротами посредине каждой стороны.

Архитектор готовил зрителя к восприятию всего комплекса. Ансамбль открывается постепенно. На расстоянии храм кажется миражом. Через несколько шагов открывается массив луковичных глав центрального храма. Мавзолей располагается в центре белой мраморной террасы в конце протяжённого сада на берегу реки. На другой её стороне простираются пшеничные поля.

Вход в комплекс мавзолея закрывают массивные ворота из красного песчаника. Они достигают тридцатиметровой высоты. Сквозь их красное кружево открывается вид на беломраморное сооружение. По углам ворот поставлены круглые башни с купольными павильонами «чагри» наверху. Наследуя традиции персидских мастеров, создатели ворот украсили их тончайшими каллиграфическими узорами. Этот иллюзорный орнамент образован чудесными письменами, покрывающими ворота. Он перекликается с письменами, бегущими над арками мавзолея. Одна из надписей гласит, что Шах Джахан в основу мемориала положил мусульманскую идею парадиза: «...Дворец из жемчуга среди садов и водных каналов, где благочестивые и благословенные могут жить всегда».

Образ парадиза был широко распространён в искусстве моголов. Прекрасные ворота были входом в парадиз и воспринимались как «каменная увертюра к застывшей музыке».

Ворота покрыты медными украшениями, но было время, когда они сияли серебром в лунном свете, обрамляя белоснежный мавзолей.

Через высокую арку портала открывался вход на центральную аллею. Зелёные газоны, симметричные водные дорожки с фонтанами, устремляющими свои струи вверх – всё здесь как в мусульманском раю. В глади каналов отражались стройные башни минаретов. Вода поступает из очень глубокой скважины. Сегодня её не хватает и она очень засолена.

Центральная аллея пересекает весь парк и подходит прямо к зданию мавзолея. Общая высота его достигает семидесяти пяти метров.

Сам мавзолей меняет свой вид в течение дня в зависимости от цвета неба, которое изменяет окраску от серо-голубого с утра и ослепительно белого днём до сиренево-серого на закате.

Справа и слева от Таджа расположены храм Сати ун-Нисса, любимой камеристки, и мечеть – месджид. Оба здания красного цвета. Они абсолютно одинаковы, увенчаны тремя куполами, и тонкие белые узоры эффектно смотрятся на красной поверхности. Здание мечети – на западной стороне. Оно обращено к Мекке. Другое здание не может использоваться для молитв, так как не ориентировано на Мекку. Поэтому оно служит гостиницей для паломников. Каждую пятницу мечеть оживает. Здесь совершается намаз. На 500 украшенных местах для молитв стелют специальные коврики, стоя на которых кланяются в сторону Мекки правоверные.

Кроме центральных, ещё четверо ворот (а четыре – святое число для мусульман) ведут к мавзолею. Рядом с воротами, которые называются катра, располагались раньше лавки ремесленников. К северо-востоку от ворот Катра Гилал жили мастера, изготавливающие различные благовония из цветов. Ворота Катра Решма получили название по дому торговца шелками. Катра Омар Хана на северо-западе и Катра Йогуда на юго-востоке, вероятно, названы по имени лиц, служивших здесь.

Трёхэтажные минареты с орнаментированными балконами (мрамор с инкрустацией чёрным сланцем) сегодня закрыты для посещения.

Под двумя верхними надгробиями захоронений нет, настоящая могила заключена глубоко в крипте. Несмотря на большой размер захоронения, оно удачно вписано в комплекс. Верхние погребальные комнаты окружают восемь пустых палат – четыре восьмиугольные и четыре прямоугольные. Эти пустые комнаты разгружают вес купола. Простота их отделки гармонирует с кенотафом. Стены палат покрыты отполированной штукатуркой пятисантиметровой толщины. Она состоит из белой извёстки, мраморной пыли, сахара, мелкого турецкого чёрного горошка, яичного белка и специального вязкого вещества – сока индийского фрукта. К сожалению, один из компонентов этой штукатурки по сей день остаётся неизвестным. Этот состав оказывал особое действие: охлаждал мрамор, который перегревался при сильной жаре.

Под основным куполом лежит восьмиугольная погребальная комната Шаха

Джахана и Мумтаз Махал. Переход из земного пространства комплекса в духовный мир – часть магии Таджа. Раньше погребальная комната освещалась только солнечным и лунным светом, проникающим через мраморный орнамент наверху. Маленькие слюдяные кусочки заполняют отверстия во дворце зеркал, придавая эффект молочно-белого освещения и сохраняя в нём прохладу. Такой свет Эйне-Махал перекликается с мраморным интерьером.

Кенотаф с самого начала был закрыт инкрустированной драгоценными камнями золотой оградой. В 1642 году этот барьер был заменён специальным экраном. Мозаика, изображающая цветы и арабески, резьба по камню, барельефы и прекрасные инкрустации по черному мрамору, украшающие экран, заставляют вспомнить, что Тадж, задуманный как дворец, был построен как украшение. Исполнение этого каменного экрана заняло десять лет. На самой могиле переливаются 99 изречений Пророка Магомета, выложенных самоцветами.

Верхние могилы с тридцатью пятью вариациями из редких камней гораздо пышнее, чем нижние. Мозаикой, украшающей кенотаф, выложены слова, благословляющие шаха с шахиней и проклинающие всех неправоверных.

Тысячи разных цветов выложены мозаикой. Говорят, что оставшиеся комнаты были предназначены для близких родственников Шаха. Раньше погребальные комнаты были устланы коврами, на которых сидели муллы и молились.

Стоимость храма в XVII веке оценивалась в пять миллионов рупий. Чуть позже возникла другая цифра – тридцать миллионов.

Однако и тогда признавали, и сегодня мы понимаем, что оценка стоимости Тадж-Махала столь же безумна, как желание определить стоимость миллиарда звёзд.