Развитие речи занятия с логопедом. Логопедические занятия для детей дома. Расширение словарного запаса и развитие речи

Когда мы слышим незамысловатую речь карапуза, безусловно, это не может не вызвать улыбку. И действительно, когда ему 2-3 года, ничего страшного в этом, но если малыш перешагнул рубеж 5-ти лет и у него есть проблемы с выговариванием некоторых букв или с невнятной речью, родителям стоит обратить на это пристальное внимание.

Поэтому сегодня мы хотим поговорить о логопедических дефектах, которые наблюдаются в возрасте 5-6 лет, какие существуют занятия для детей, чтобы исправить данную проблему, и рассмотрим упражнения, которые родители смогут делать вместе с детьми дома.

Логопедические дефекты

Речевых дефектов существует огромное множество, но мы рассмотрим самые распространенные варианты, которые встречаются наиболее часто.

Заикание

У детей этот дефект считается наиболее распространенным. Из-за того, что мышцы, которые составляют речевой аппарат, находятся в судорожном состоянии, происходит нарушение плавности и ритма речи. Различают клоническую форму заикания (когда малыш растягивает или повторяет определенные слоги, например, м-м-м-машина или ве-ве-ве-велосипед и т. д.) и тоническую (вследствие которой в речи возникают паузы, т. е. м…машина или в…велосипед.) Заметить данное нарушение можно, когда крохе будет около 3-х лет, именно в этом возрасте он начинает выстраивать большие предложения.

Поэтому, в такой ситуации не стоить тянуть до 4-5 лет, а обращаться к врачу, как только вы заметили данное отклонение, и начинать логопедические занятия для детей.

Дислалия

Еще одним частым нарушением считается дислалия, т. е. возникновение фонетических нарушений, но при этом у ребенка нормальный слух и хорошо поставленная речь. Дислалия бывает 3-х видов:

  • Нарушение произношения шипящих(ж, ч, ш, щ) и свистящих звуков (з, с, ц) или их затруднительное произношение;
  • Ротацизм, т. е. неправильное произношение буквы «р»;
  • Ринолалия, или «гнусавость», когда при произношении у ребенка искажается звук и тембр голоса. Основной причиной такого явления считается нарушение в строении составляющих речевого аппарата (носоглотка, носовая полость, твердое и мягкое небо).

Задержка речевого развития

Такое нарушение наблюдается у детей до 5 лет, и заключается оно в том, что речь ребенка скудная, он слишком мало говорит и имеет небольшой речевой запас. В такой ситуации необходимо обратиться к специалистам и исключить неврологические отклонения в развитии.

Общее недоразвитие речи

Такая проблема достаточно часто возникает из-за того, что с малышом с самого начала говорили неправильно, т. е. вместо четкого выговаривания слов с ним «сюсюкались» и искажали правильное произношение. В такой ситуации малыш просто запутывается и не может понять, в чем его ошибка. Проявляется такое нарушение после 5-ти лет и заключается в том, что малыш может неправильно произносить, склонять и образовывать слова.

Также существуют ситуации, когда у ребенка наблюдается проблемы с развитием речи по причине неврологических отклонений или заболеваний. В таком случае необходима комплексная помощь врача невролога и логопеда.

Когда нужно обратиться к логопеду

Этот вопрос родители задают часто, потому что есть различные мнения по этому поводу. Кто-то говорит, что если есть какие-то подозрения отставания в развитии речи, сразу нужно бежать к врачу. А кто-то, наоборот, ждет определенного возраста, в котором у крохи все должно наладиться. Как же правильно должны поступить родители?

Все очень просто: чем раньше вы заметите проблему и начнете ее решать, тем у малыша будет больше шансов научиться правильно произносить те или иные слова. В данной ситуации, лучше сходить на прием к врачу и услышать, что у вашего сына или дочки нет проблем, чем пропустить их, не спешить при этом идти к специалисту и лишить кроху своевременной помощи.

Логопедические занятия с ребенком дома

Логопедические занятия с детьми зависят от возраста: например, в 5 лет упор необходимо делать на правильное произношение сложных согласных звуков и логических цепочек, а в 7 – на построение ребенком небольших рассказов.

Большую часть занятий вы можете проводить вместе со своим крохой дома в виде различных игр, которых существует огромное множество в зависимости от проблемы, и главное – то, что малышам очень нравится играть. Таким образом, вы сможете соединить приятное с полезным. С некоторыми основными упражнениями вы сможете ознакомиться в видео, приведенном ниже.

  • В современном мире нам катастрофически не хватает общения. Интернет и социальные сети – это те места, где люди пропадают больше и чаще всего, и даже современные социологические исследования ясно говорят о том, что мы нуждаемся в общении друг с другом. Это касается и родителей. В современных семьях родители не разговаривают со своими детьми или делают это крайне редко. И эта причина приводит к тому, что они начинают поздно говорить, становятся замкнутыми и малообщительными. Поэтому начинать общаться нужно еще тогда, когда малыш находится в утробе своей мамы. А когда он появляется на свет, общение нужно не только для того, чтобы развивать с ним отношения, но и для его речевого развития. И чем больше ваша речь будет наполнена разнообразными словами, тем больший запас слов будет у вашего малыша.
  • Также читайте детям книги. Во-первых, во время чтения он будет слышать и запоминать новые слова, тем самым увеличивая свой словарный запас, а во-вторых, вы покажете дочери или сыну источник новой и интересной информации. И со временем ему или ей понравится читать. Согласитесь, это же очень здорово.
  • Еще очень важно психо-эмоциональное развитие. Если мальчики и девочки растут в спокойной обстановке, окружены любовью и вниманием, как правило, проблемы с речью у них возникают гораздо меньше. И даже если у малыша есть проблемы со здоровьем, которые мешают развиваться, окруженный любовью кроха сможет преодолеть этот барьер гораздо легче, чем детки, лишенные заботы и родительской ласки.

Логопедические упражнения с детьми – видео

Предлагаем вашему вниманию видео, в котором представлены артикуляционные упражнения, помогающие ребенку правильно выговаривать звуки речи. Такие занятия помогут вашему ребенку научится правильно разговаривать.

Ранний детский возраст (2-3 года) – важный этап в развитии речи ребенка.

В это время детей интересует все происходящее вокруг.

Родителям важно всячески поддерживать малыша в его начинаниях, ведь главными проводниками в мир новой информации являются именно взрослые ближайшего окружения.

Нужно убедиться в том, что ребенок нормально физически, эмоционально.

Существуют условные нормы развития детей (рост, навыки, умения, словарный запас ребенка).

Их следует учитывать, но и зацикливаться в случае несоответствия не стоит.

Лучше обратиться к специалисту, который сопоставит все факторы, влияющие на развитие, и даст профессиональную оценку развития вашего чада.

Особенности логопедии в 2-3 года

Главная задача взрослого при работе с детьми раннего возраста – вызвать звукоподражание в любой форме.

Учитывая психологию детей 2-3-х лет, занятия нужно проводить в виде подвижных игр, разнообразных и не продолжительных по времени.

Важно установить эмоциональный контакт с ребенком, заинтересовать его, завоевать доверие, поощрять активность, хвалить.

Это поможет избежать многих психологических проблем, связанных с боязнью речи.

Развитие общего подражания

Общим подражанием называется копирование движений, действий, мимики.

Ребенок воспроизводит движения, которые видит, и успешно их запоминает при многократном повторении.

Механизм подражания работает на подсознательном уровне в быту, а воспитатели и логопеды используют его осознанно при проведении занятий с детьми.

Важно, чтобы ребенок находился в условиях правильной речевой среды, т. е. лучше ограничить общение с людьми, имеющими дефекты речи. Следите за своим поведением – слова не должны идти вразрез с действиями.

Развитие общего подражания начинают с повторения элементарных движений, затем выполняют несколько действий одновременно. Следующий этап – выполнение целой цепочки действий, логически связанных, и, как правило, социально значимых (например, покормить куклу и уложить ее спать).

Занимаясь с детьми, соблюдайте некоторые правила: ваши предложения должны быть внятными, простыми и не слишком длинными; речь взрослого – эмоционально яркой, спокойной, не громогласной.

Игры общего подражания могут проводиться как с одним ребенком, так и с несколькими (обычно 3-5 детей).

Но! Учитывайте, что, играя в группе, дети подражают не только взрослому, но и друг другу.

Игры с общим подражанием

  • . Смысл игры – выполнение команд взрослого (руки вверх, руки в стороны, прыгаем, хлопаем в ладоши). Для поддержания интереса и внимания предложите детям выбрать ведущего среди них самих.
  • Птички. Дети играют в птичек. Взрослый комментирует каждое движение: «Летаем как птички! Помашем крылышками вверх и вниз! Теперь птички клюют зернышки!» Постепенно темп игры увеличивается.
  • Ладошки. Выполняется серия движений с ладошками:

«Ладошки вверх (кладем ладони на стол внешней стороной вниз)!

Ладошки вниз (переворачиваем ладони)!

А теперь их на бочок (ставим ладони на ребро)!

И зажали в кулачок (зажимаем ладони в кулаки)!»

Речевое подражание

Воспроизведение ребенком звуков, слов, фраз называется речевым подражанием.

Оно является осмысленным только тогда, когда речь тесно связана с действиями ребенка.

Взрослый должен стимулировать речь ребенка при помощи вопросов.

Слова для повторения нужно произносить многократно, не повторять за ребенком его «слова-заменители». Ответы ребенка принимаются в любом виде.

Самое важное – сделать все возможное, чтобы ребенок не стеснялся говорить.

Подражание речи проходит несколько ступеней:

  1. Копирование звуков, имеющих определенный смысл.
  2. Повторение аморфных слов (куп-куп – купаться, ам-ам – кушать, ляля – кукла).
  3. Повторение простых слов (баба, деда, пить).
  4. Повторение коротких фраз: «Дай сок! Где ложка?»

Уделяйте большое внимание употреблению глаголов. Если в речи ребенка много слов-действий, его уровень развития достаточно высок.

Игры с речевым подражанием

Эффективным способом вызывания речевого подражания является использование стихотворных текстов – договаривание слов и фраз путем создания пауз при чтении стихов.

Например:

Очень любят … (обезьяны)

Кушать сладкие … (бананы).

Мы на обезьян … (похожи),

И бананы любим … (тоже).

Постепенно количество пауз (пропускаемых взрослым слов) можно увеличивать, тем самым увеличивая словарный запас ребенка.

Увлекательны игры в форме беседы: взрослый несколько раз повторяет слово, далее задает ребенку вопрос, ответом на который является выделенное слово. В случае правильного ответа на вопрос взрослый хвалит ребенка, в случае неправильного – сам отвечает на вопрос или предлагает несколько вариантов ответа.

Роль книги

Книга знакомит ребенка с окружающим его миром; развивает логическое и образное мышление, память, воображение; расширяет словарный запас; учит правильно составлять предложения.

Благодаря чтению ребенок учится слушать и концентрировать внимание.

Семейное чтение – это способ общения между родителями и детьми, хороший метод воспитания и средство досуга.

Психологи считают, что дети, которым читают книги родители, более эмоционально уравновешены и уверены в себе.

Книжный материал для занятий

Основные черты хорошей книги для ребенка 2-3 лет:

  • Высокое качество иллюстраций.

Качественные изображения привлекают ребенка, не перемещают его внимание за границы картинки. В качественных изданиях рисунки обычно яркие, четкие, «просторные» (на светлом фоне, для лучшего зрительного восприятия ребенка), реалистичные, изображения тел героев – пропорциональные. Качественные иллюстрации развивают эстетический вкус малыша. Общение с книгой для малыша – это первое знакомство с миром искусства.

  • Лаконичность текста.

В 2-3 года дети еще не могут слушать длинные сказки, поэтому короткие ритмичные произведения (стихи, песенки, частушки, считалки, ) и короткие рассказы и сказки являются оптимальным выбором для малышей.

Список книг для детей раннего возраста:

1. Русские народные сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба»). Способствуют развитию логического мышления. Например, в сказке «Репка» малыш запоминает героев в той очередности, в которой герои тянули репку, – отличное упражнение для развития памяти и логики.

  • А. Барто (сборник «Игрушки»);
  • К. Чуковский («Сказки»);
  • С. Маршак («Стихи и сказки»);
  • живые, задорные и юмористические сборники стихов И. Токмаковой «Где спит рыбка», «Ходит солнышко по кругу»;
  • необычные, с нестандартными рифмами, стихи Г. Сапгира «Леса-чудеса»;
  • С. Михалков («Самые любимые сказки и стихи малышам») известен своей способностью в легкой юмористической форме рассказывать детям про их проказы и непослушание.

4. Сказки зарубежных писателей. Яркий представитель – Д. Дональдсон. Самые знаменитые произведения – сказка «Груффало» (о маленьком мышонке, который смог перехитрить страшное чудище Груффало), «Дочурка Груффало» (в книге хорошо отслеживается полезная мысль – не стоит уходить далеко без спроса родителей, это может быть опасно).

5. Развивающие книги – помогают детям учиться рисовать, клеить, лепить.

Влияние моторики

Развитие речи напрямую зависит от развития мелкой моторики, т. к. участки мозга, отвечающие за речь и за движение, взаимозависимы и находятся рядом.

На рынке много разных пособий и игрушек для развития мелкой моторики, но, чтобы играть с ребенком, не нужно специальных дорогих игрушек.

На самом деле все необходимое есть в каждом доме – фасоль, макароны, пуговицы, крышечки, баночки и т. д.

Чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды.

Сенсорное развитие

Сенсорное развитие – это представления ребенка о внешних особенностях предметов: их цвете, величине, форме, вкусе, запахе и т. д.

Ребенок 2-3 лет уже способен называть без ошибок около 6 цветов, складывать пирамиду, раскладывать фигурки различной формы в соответствующие отверстия на доске, собирать мозаику из 4-х частей, в рамках листа проводить линии (длинные, короткие, округлые, вертикальные, горизонтальные).

Веселая тренировка

Подвижные игры укрепляют мышцы детского организма, являются профилактикой плоскостопия, развивают координацию движения, способствуют развитию моторных навыков и речи.

Виды подвижных игр:

  • разные виды ходьбы (приставной шаг, ходьба на пятках, носочках);
  • лазание, преодоление препятствий;
  • игры с мячом;
  • упражнения на равновесие (скольжение с горки, ходьба по наклонной скамейке).

Артикуляционная гимнастика при заикании

Заикание – это речевая проблема, которая порой тяжело поддается терапии. Успеха можно достигнуть лишь посредством ежедневных тренировок.

Артикуляционная гимнастика при заикании является одной из самых лучших, т. к. она направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Примеры упражнений:

  • надувать щеки, выпускать воздух, надувать каждую щеку поочередно;
  • хлопать губами друг о друга (как рыбка);
  • языком надавливать то на одну, то на другую щеку по очереди;
  • надуть щеки, закрыв при этом рот, затем ударить по щечкам кулаками, чтобы с шумом выпустить воздух;
  • покусать верхнюю, потом нижнюю губу.

Возраст раннего развития (2-3 года) – недолгий, но поистине уникальный период жизни, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Родителям стоит уделить особое внимание ребенку, т. к. именно в это время закладывается фундамент для развития речи и мышления малыша.

Содержание:

Правильная и красивая речь - залог успеха в любых начинаниях. Прислушайтесь к разговору ребенка и задумайтесь, может ли ваша речь стать примером для подражания. Если заметили отклонения от нормы, необходимо обратиться к логопеду или попытаться скорректировать неправильные звуки самостоятельно. Для успешных занятий разработано множество эффективных методик и универсальных приемов, помогающих быстро добиться желаемого результата.

  1. 1. Начните занятия с простых звуков, переходите к сложным постепенно («к», «г», «х», «й», «л», «р»).
  2. 2. Перед началом работы сделайте логопедическую разминку для губ и языка.
  3. 3. Организуйте занятия так, чтобы они нравились ребенку.
  4. 4. Упражнения для постановки звуков возьмите из логопедического пособия.

Упорство и терпение плюс последовательное выполнение методических рекомендаций позволят достигнуть успеха в самые кратчайшие сроки.

Для развития речи

Артикуляционная гимнастика - логопедическая разминка – логозарядка - комплекс упражнений, улучшающих подвижность артикуляционного аппарата. Гимнастика помогает сделать речь четкой, ребёнок не должен испытывать принуждение.

Повторяйте упражнения при каждом удобном случае, одновременно тренируйте дыхание. Дыхательную гимнастику организуйте в игровом стиле. Несколько популярных упражнений понравятся малышу и будут чрезвычайно полезны.

  1. 1. «Надуй мыльный пузырь». Играть можно в ванной, надувая мыльные пузыри между ладошками, или на улице. Для занятия подготовьте мыльный раствор из шампуня и воды.
  2. 2. «Сдуй одуванчик» (если сезон одуванчиков не настал, можно сдувать пушинку или ватку с тетрадного листа).
  3. 3. «Чей кораблик дальше уплывет». Сделайте кораблики из бумаги и пустите их в тазик с водой. Дуйте на кораблики, соревнуясь, чей дальше уплывет. Выполняйте упражнение не более 7 секунд, чтобы у ребенка не закружилась голова.
  4. 4. «Весёлая обезьянка». Надуть щёки и потянуть за ушки, показать и спрятать язычок, по гримасничать перед зеркалом. Сделать серьёзное лицо, а затем снова показать обезьянку.
  5. 5. «Надувание шаров». Надувайте вместе с ребенком разноцветные шары и складывайте их на стол, потом сдувайте со стола.
  6. 6. «Как шипит змейка». Предложите ребенку показать как шипит маленькая змейка (тихо). Как шипит большая змея (средней силы) и огромная (очень сильное шипение).

Работа над звуком «р»

После разминки приступайте к постановке звуков. Наиболее проблемным является звук «р», его тренируют специальными упражнениями.

  1. 1. «Чьи зубки лучше блестят»:
  • раскрыть рот и с внутренней стороны подвигать кончиком языка по зубам, наподобие чистки;
  • показать чистые зубы в улыбке.

Важно! На губах улыбка, зубы видны, челюсть неподвижна.

  1. 2. «Мы покрасим дом»:
  • растянуть губы в широкой улыбке, открыть рот и полизать тонким кончиком языка нёбо;
  • делать языком движения назад-вперед, как кисточку маляра, который красит дом.

Важно! Губы неподвижные, язычок прикасается к внешней стороне зубов.

  1. 3. «Кто дальше бросит мяч»:
  • растянуть губы в улыбке;
  • высунуть язык и положить его широким передним краем на нижнюю губу. Одновременно произносить звук «ф» так долго, чтобы получилось передуть ватку на противоположный край стола.

Важно! Не надувать щеки, контролировать чтобы ребенок произносил звук «ф».

  1. 4. «Вкусное повидло».

Немного открыть рот и сделать движение языком по губам, будто слизываете повидло. Можно капнуть на губы ребенка капельку меда или повидла.

Важно! Придержите пальцем нижнюю челюсть, если она пытается помочь языку, язык не касается уголков рта.

  1. 5. «Птица»:
  • раскрыть рот, положить широкий язычок на верхнюю губу и двигать им по губе назад и вперед;
  • одновременно, не отрывая язык от губ, выполнить поглаживающие движения;
  • делать упражнение вначале медленно, затем увеличить темп и произносить бл-бл-бл, как голубь.

Важно! Язык хорошо облизывает губу, не вываливается вперёд и не уходит в сторону.

  1. 6. «Музыканты»:
  • открыть рот в улыбке, побарабанить краешком языка по верхним альвеолам и пытаться сказать звук похожий на английский D;
  • упражнение напоминает барабанную дробь, скорость с каждым разом увеличивать.

Важно! Удар языка четкий, как барабанная дробь, никаких посторонних звуков кроме D не слышно. При выполнении упражнения формируется сильная воздушная струя, рот не закрывается. При правильном выполнении поднесенный ко рту листок бумаги отклоняется.

Постановка звука «ц»

Наиболее эффективны 2 методики работы над произношением звука «ц».

  1. 1. Игровая форма:
  • поднесите палец к губам и скажите ребёнку – «Не говори так громко. Тише!» - т-ссс; На крыше спит котик т-ссс. Не буди его, а то он съест мышек т-ссс. Всё вокруг тихо т-ссс. Мышки не шумите т-ссс;
  • поезд останавливается т-ссс. Не шумите пассажиры т-ссс. Не торопитесь выйти т-ссс. Не разговаривайте так громко т-ссс.
  1. 2. От поставленных звуков.

Поднесите руку ребенка к своим губам и произнесите звук ц. Он должен почувствовать одно прикосновение воздушной струи. Теперь поднесите его руку к его губам и попросите, чтобы он произнёс звук «ц». Он почувствует два прикосновения воздушной струи. Это происходит при неправильном произнесении звука. Объясните ребёнку, что струя воздуха должна быть одна. Повторяйте упражнение, пока ребенок не устанет.

Для звука «л»

  • «Гудок поезда». Показать язычок и одновременно сказать – у-у-у. Поезд едет у-у-у. Громко, четко у-у-у.
  • «Чистый язычок». Прижать язык между зубами, будто пытаетесь чистить. Выполнять движения вверх и вниз. Упражнение похоже на маляра, который красит дом.
  • «Поиграем с лошадкой» (звук от цокота копыт). Веселая лошадка бегает, а копытца поют цок-цок-цок. Побегать с ребёнком, изображая лошадку.
  • «Язычок поет». Немного прикусив язык, пропеть лёк-лёк-лёк. Помолчать и снова лёк-лёк-лёк. Сделать два-три подхода.

При заикании

При работе с заиканием важно формировать плавность речи, развивать речевое дыхание, выполнять множеств упражнений в игровой форме в комфортных для ребенка условиях.

  1. 1. «Весёлые карусели». Ходить по кругу и на каждый шаг произносить: «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па, татати-тати-тата».
  2. 2. «Веселые цыплята». Прыжки на правой и левой ноге попеременно со словами: «Хлоп-топ-хлоп! Уф-ив-аф! Ап-цап- тап! Тап-тип-рап-роп-цып-цып!».
  3. 3. «Поиграем в дирижёра». Ритмично делайте взмахи руками, ребёнок должен произносить на распев любые слова, слоги или гласные.
  4. 4. Хлопаем в ладоши на каждый гласный звук. При успешном выполнении добавляем топанье ногой. Если у ребёнка не получается одновременно хлопать и топать, отработайте поочередно, затем соедините. Важно, чтобы ребёнку упражнение нравилось, он чувствовал себя комфортно, не боялся и не стеснялся.
  5. 5. Предложить ребёнку прочесть короткое детское стихотворение под любую спокойную музыку, следить за соблюдением ритма. При успешном прочтении маленького стихотворения, подберите более сложные и длинные. Предложите рассказать знакомое стихотворение в такт музыке, мелодия классическая или современная без слов.

Для взрослых

Перед началом занятий с ребенком обратите внимание на свою речь, если некоторые звуки произносите не достаточно четко, потренируйте их скороговорками. Последовательность занятий:

  • прочитайте скороговорку несколько раз;
  • попробуйте произнести, медленно выговаривая все звуки;
  • не ускоряйте темп, пока не получится ясно и чётко;
  • добившись положительных результатов, ускорьте темп. Главным является точное воспроизведение звуков, а не скорость;
  • маленькие скороговорки произносите на одном дыхании, соблюдайте темп и ритм.

На четкость произношения

Произнесите ясно и чётко: трава, дрова, кровать, река, рак, огонь, лук, стук, гроздь, гвоздь, орёл, козёл, пришёл, ушёл, зашёл, каратист, пианист, фашист, интурист, бровь, морковь, метель, карусель, вода, игра, дошла, подошва, полк, кружка, подружка, тарелка, белка, кровать, стоять, писать, летать, скакать, птица.

Эти слова позволяют выявить проблемные звуки.

Возьмите любое стихотворение или текст и читайте его с интонацией, четко проговаривая звуки. Следите за положением нижней челюсти и губ.

Принципиальных отличий при работе с детьми и взрослыми нет, техника и упражнения одинаковые. Правильность выполнения упражнений контролируйте у зеркала.

После инсульта

Логопедические упражнения помогут восстановить речь после инсульта при их систематическом выполнении. Каждое упражнение повторяйте 15-20 раз.

  1. 1. «Лошадь». Двигайте языком во рту так, чтобы имитировать лошадиное цоканье.
  2. 2. «Ядовитая змея». Высовывайте язык, как можно дальше, и шипите, как змея.
  3. 3. «Стена». Сделайте оскал, чтобы были видны передние зубы. Выполняется без звука.
  4. 4. «Добрый волшебник». Улыбайтесь, не показывая зубы.
  5. 5. «Дудочка». Покажите кончик языка, свернутого трубочкой, дуйте в него, как можно сильнее.
  6. 6. «Громкоговоритель». Сделайте губы трубочкой, приставьте к губам ладошку и громко трубите.
  7. 7. «Бублик». Округлите губы и пойте О-О-О-О-О-О-О.
  8. 8. «Маятник». Высуньте язык и двигайте его вверх-вниз, как маятник.
  9. 9. «Хорошая ладошка». Целовать ладошку, громко чмокая (как при воздушном поцелуе). При выполнении упражнения складывайте губы в трубочку с напряжением.
  10. 10. «Хобот слона». Высуньте язык и попробуйте достать сначала нос, затем подбородок, не помогайте губами.

Регулярное выполнение упражнений поможет больному после инсульта восстановить речь и вернуться к полноценному общению.

Логопедические занятия для детей и взрослых тренируют артикуляционный аппарат, повышают четкость произношения, формируют правильную речь. При постановке звуков важно выполнять дыхательные упражнения.

Первые звуки, гугуканье малыша - это всегда мило и так трогательно, однако не следует забывать, что речь ребенка должна развиваться соответственно его возврату. Всегда наступает определенный момент, когда несмышленый лепет превращается в осмысленные звуки, а затем в слова. Задержка этого процесса в первые годы чревата пагубными последствиями в школьном и даже взрослом периодах жизни человека.

Для предотвращения подобной ситуации желательно заниматься с ребенком , которые специалисты разработали для практики в домашних условиях.

Развитие малыша с младенчества

Первые занятия с крохой можно начинать с 8 месяцев, с самых простых заданий. По мере роста ребенка, следует учитывать динамику его речевого развития, чтобы она соответствовала возрасту.

Человеческая речь - процесс не такой легкий, как кажется на первый взгляд. Наш речевой аппарат способен издавать тысячи различных звуков, поэтому очень важно научить малыша правильным вариантам.

Знаете ли вы? Во время разговора человек задействует около 100 мышц лица, груди, шеи, правильное использование которых помогает создавать нужные звуки.

Предложенные ниже методы логопедической гимнастики для развития речи ребенка отлично подойдут для деток, у которых нет отклонений в произношении. В противном случае, с крохой должен заниматься логопед.

Впервые на прием к этому специалисту родители приводят своих малышей в возрасте и старше. На этот момент мама или папа замечают, что у ребенка есть проблема с тем или иным звуком.

Однако, даже если на первый взгляд у малыша все в порядке с речью, лучше посетить врача, чтобы в этом убедиться.

Поскольку каждый организм индивидуален, и развивается своими темпами, то есть ряд так званных дефектов речи, которые логопеды относят к временным. Услышав их в речи крохи, не стоит волноваться: это пройдет с возрастом.

К ним относятся:

  • смягчение звуков («лоська», а не «ложка», «кусять» вместо «кушать»);
  • замена «р» в речи: «кровать» превращается у малыша в «клавать», «играть» - в «иглать»;
  • нелюбовь к шипящим звукам («ж», «ш», «ч») и замена их на другие («бесать» вместо «бежать» и т.д.);
  • избегание звонких звуков, а также «к», «г» («звонить» у малыша превращается в «свонить», а «капля» в «тапля»).
Многие родители в период 3-4 лет замечают, что их детки избегают сложных слов или сокращают их («вентилятор» становится «жужой», «температура» - «ампиратурой»). Иногда маленькие ораторы путают слоги в словах.

Важно! До 4-5 лет такие речевые «уловки» - норма, однако если со временем ребенок не избавляется от подобной привычки, стоит проконсультироваться с логопедом.

Структура грамотно построенного занятия

Логопедические упражнения для выработки четкой речи включают в себя несколько направлений:

  • игры на моторику (пальчиковые);
  • гимнастика для язычка, щечек, губ (артикуляционная);
  • работа с дыханием;
  • развитие ;
  • подражание звукам;
  • комбинирование звуков и жестов;
  • увеличение словарного запаса.
Главный секрет занятий с крохой от 1 до 5 лет - обучение должно быть в форме игры. Оно может происходить на прогулке, когда малыш скачет по дивану или собирает любимый конструктор.

Заинтересуйте ребенка такой «учебой», иначе результата добиться будет сложно.

На помощь придут следующие советы:

  • начните с 2-3-минутных тренировок, постепенно увеличивая их до 10-15;
  • если у малыша прямо сейчас нет желания заниматься, не заставляйте;
  • оптимальный темп работы - 4-5 упражнений за сеанс, однако в этом деле частота важнее длительности: сделайте лучше 3, но повторите их в течение нескольких сеансов - так у ребенка скорее выработается навык;
  • не ругайте за ошибки, но хвалите за успешные попытки: исходящий от родителей позитив всегда вдохновляет кроху;

Знаете ли вы? Самый распространенный звук в мире - «А», он есть во всех языках.

  • если у малыша что-то не получается, постарайтесь разобраться почему это происходит, помогите ему выполнить задание правильно;
  • проводить тренировку желательно перед зеркалом, чтоб ребенок наблюдал за своими движениями;
  • начните занятие с любимых упражнений маленького ученика (если такие уже есть), чтоб максимально заинтересовать его и настроить на работу.
Для достижения результата необходима систематичность, правильность выполнения заданий и задача родителей - следить за этим.

Пальчиковые игры

Среди упражнений для дикции и артикуляции больше всего нравятся пальчиковые игры. Учеными давно доказана связь между руками и мозгом человека, поэтому развитие мелкой моторики позитивно влияет на речевой аппарат.

Суть пальчиковых игр заключается в чтении взрослым стишков, которые сопровождаются определенными движениями рук.

Важно! Такие занятия способствуют речевому развитию, концентрации внимания, тренируют реакцию и расширяют эмоциональный диапазон у малыша. А еще они способствуют сближению крохи с родителями.

Чтоб достигнуть максимального эффекта:
  • занимайтесь не больше 5 минут за раз;
  • говорите речевки и стишки выразительно, четко, придерживайтесь дикции;
  • начинайте со стишков покороче (например, «Сорока», «Апельсин»), где используется меньше жестов, постепенно переходя к более сложным упражнениям.
Кроме развития моторики, такие задания со временем могут научить малыша считать, ориентироваться в пространстве (верх-низ, право-лево, низко-высоко).

Логопедический массаж

В состав логопедии входит не только гимнастика для языка, звуковые упражнения, но и специальный вид массажа - логопедический. Это особый метод воздействия на органы и мышцы речевого аппарата, при котором изменяется их состояние.

Его назначают деткам, когда обычной гимнастики для коррекции произношения недостаточно. В роли массажиста поначалу выступает логопед, однако со временем и родители могут проводить необходимые процедуры в домашних условиях.

Знаете ли вы? Самым громким среди растений считается кактус. От нехватки воды он начинает вибрировать, издавая звуки, которых человек не слышит. С помощью вибрации растение достает капельки воды их грунта.

Длительность первых сеансов - не больше 5-6 минут, но дальше она доходит до 15-20. Проводятся занятия каждый день или через день. В среднем один цикл требует 10-20 сеансов, в зависимости от состояния малыша. Через месяц-полтора курс повторяют по мере надобности.

Логопедический массаж делится на несколько видов:

  • Классический. Проводится вручную с помощью поглаживаний, вибрации, растирания. Иногда задействованы специальные инструменты (зубные щетки, шпатели и т.д.).
  • Точечный. Его задача - оказать воздействие на конкретные точки для восстановления определенной функции.
  • Аппаратный массаж проводится с помощью вакуумных, вибрационных приборов.
  • Самомассаж - набор упражнений для губ, языка малыша, которые он делает самостоятельно.

Артикуляционная гимнастика

Для губ и языка также предусмотрен ряд упражнений - артикуляционная гимнастика. Язык - главный орган в системе речи, поэтому его тренировкам следует уделить особое внимание.

Артикуляционная гимнастика состоит из статических (фиксация в нужном положении на определенный период времени) и динамических (активное повторение) упражнений. Выполнять их желательно перед зеркалом, чтоб малыш видел все нюансы.

Родитель или логопед должны следить за правильностью выполнения - это залог будущей четкости речи. Логопедические занятия для детей 2-3 лет следует начинать с самых простых упражнений:

  • «качели» - тянемся язычком то к носу, то к подбородку;
  • «хоботок» - вытягиваем губки трубочкой на 5-10 секунд;
  • «часики» - двигаемся кончиком языка поочередно то к правому, то к левому уголкам рта.

Важно! С возрастом задания должны усложняться, но вариации упражнений сегодня настолько разнообразны, что обучение легко превратить в увлекательную игру с ребенком, стоит лишь проявить фантазию.

Дыхательная гимнастика

Работа над правильным дыханием, которое непосредственно задействовано в речи, начинается при чтении сказок и игрушечных вертушек. При упоминании ветра в тексте дуйте несильно на малыша, попробуйте вместе заставить работать лопасти вертушки с помощью дыхания.

Еще можно поучиться дуть на свечу, но не одним резким выдохом гасить ее, а постепенно потоком воздуха на выдохе заставлять пламя наклоняться, не допуская его затухания. Такие игры подойдут для самых маленьких.

Деткам постарше можно предложить поиграть:

  • в «снежок»: распушить небольшой кусочек ватки и показать малышу, как правильно дуть на «снежинку», чтобы она парила в воздухе;
  • в «собачку»: когда ей жарко, она дышит шумно, быстро, высунув язык;
  • в «холодно-горячо»: учимся греть ручки своим дыханием, когда нам холодно, и остужать горячий чай, дуя на него.

Для детей 4-5 лет уже следует выбирать более сложные упражнения:

  • учимся разделять дыхание ртом и носом: сначала нюхаем цветочек, а затем находим одуванчик и раздуваем его пушинки;
  • изображаем море, плавно поднимая руки вверх на вдохе и опуская на выдохе;
  • можно сделать бумажный кораблик и попытаться «завести» его в гавань с помощью выдохов различной амплитуды.

Знаете ли вы? Звук способен влиять на другие чувства человека. Например, из-за шума самолета еда, которая подается на борту, кажется менее соленой или сладкой, однако более хрустящей.

Контроль над дыханием делает речь эмоционально насыщенной, позволяет управлять интонацией. Поэтому не забывайте уделять внимание дыхательной гимнастике своего малыша при тренировке речевого аппарата.

Игры на звукоподрожание, развитие слуха и логоритмика

Хороший слух немаловажен для формирования правильной речи. Чтоб воспроизводить звуки верно, малыш сначала должен услышать, как они звучат.

Тренировки на слух и восприятие включают в себя:

  • игры на дифференциацию звуков и внимание: изучаем звуки, которые издают животные, транспорт, различные виды стука, звона;
  • ориентирование в пространстве: малыш с завязанными глазам учится определять источник звука;
  • согласование слов и движений с помощью обучающих стишков.

Отдельное место в этих тренировках занимает подражание звукам. На примере кошачьего мяуканья, лая собак, мычания коров кроха привыкает к передаче звуков окружающего мира своими словами.

Кроме звуков животных, в таких практиках можно использовать повседневные, бытовые шумы: тиканье часов, шаги, стук молотка, хлопанье дверей и т.д.

Особое внимание в развитии ребенка 3-4 лет стоит уделить логоритмике.

Важно! Логопедическая ритмика сочетает движение, речь и музыку. Ее основная задача - развивать моторику, речевое дыхание и мышечный тонус.

Занятие по логоритмике проходит в виде веселой игры, когда взрослый под музыку читает стишок, сопровождая его жестами и движениями, которые малыш повторяет:

По узенькой дорожке (топчемся на месте )

Шагают наши ножки (теперь высоко поднимаем колени )

По камешкам, по камешкам (переминаемся неспешно с ноги на ногу )

И в ямку… бух! (быстро на пол )
Такие веселые, подвижные уроки не только тренируют память и слух крохи, но и поднимают настроение.

Проводить их желательно 2-3 раза в неделю, обязательно подобрав предварительно музыку для сопровождения.

Логоритмика отлично влияет на психику детей: легковозбудимых она успокаивает, а медлительных тихонь делает более активными.

Особенно важно заниматься, если малыш заикается, его речь слишком быстрая или чересчур медленная, при проблемах с развитием моторики.

Стихи для развития речи - скороговорки и пополнение словарного запаса

В возрасте 3-4 лет набор упражнений для дикции речи ребенка пора пополнить скороговорками и стихами.

Первые нужны для тренировки грамотности, выработки четкости речи и улучшения дикции. Для начальных уроков выбирайте скороговорки не слишком длинные, понятные малышу. Учитывая сложность упражнения, сначала следует выучить текст, затем уже тренировать скорость его произношения.

Попробуйте начать со следующих вариантов:

  • На дворе трава, на траве дрова.
  • У пенька опять пять опят.
  • Как хорош пирожок, когда внутри - творожок.

Знаете ли вы? В Древней Греции скороговорки использовались в соревнованиях ораторов.

Если выучить наизусть короткую скороговорку малышу уже не составляет труда, переходите к изучению стихов. Их цель в детском - глубокая тренировка памяти, увеличение словарного запаса. Начинайте с веселых четверостиший, легких песенок, что по душе ребенку.

У детей словарный запас делится на две категории:

  • пассивный (слова, что малыш понимает);
  • активный (те, что употребляются им в повседневной речи).
Второй традиционно меньше первого, поэтому надо стараться как можно больше слов перевести из пассива в актив.

Именно для повышения количества произносимых крохой слов и пополнения пассивного запаса используются стишки.
Отличным помощником для родителей, которые заботятся о речевых навыках своего малыша, станут тематические пособия.

В них собраны упражнения для логопедических занятий дома, подобранные опытными специалистами.

«Уроки логопеда. Игры для развития речи»

Пособие включает три раздела:

  • Пальчиковая гимнастика (описывает статические и динамические упражнения, а также тренировки для кистей рук).
  • Артикуляционная гимнастика в книге задействует сказки, стихи, специальные игровые карточки и дает задания на отработку навыков.
  • Отдельно представлены игры на внимание, отработку сложных звуков и слогов.
К преимуществам данного сборника следует отнести:
  • авторы - опытные специалисты в сфере логопедии;
  • материалы поданы в легком, красочном виде с детальными инструкциями по применению;
  • все нужные упражнения собраны в одном месте;
  • заниматься можно в дороге, на отдыхе, в очереди к врачу, а не только дома.

Важно! Рекомендации в пособии составлены для тренировок деток, которые не имеют отклонений в функционировании речевого аппарата. В случае наличия проблем в развитии малыша, с ним должен заниматься непосредственно логопед.

«Большой альбом по развитию речи»

Еще один популярный среди родителей сборник упражнений по логопедии. В его состав вошли:

  • раздел для самых маленьких (о занятиях в первые месяцы жизни, упражнения по моторике, пальчиковым играм, дыхательной гимнастике);
  • раздел о тренировках с малышом 3-5 лет;
  • рекомендации по работе с дошкольником (5-6 лет).
«Большой альбом» предоставляет сразу целостную систему тренировок от первых занятий до уровня первого класса, поэтому родителям не придется искать дополнительные материалы по мере взросления крохи.
Уделяйте занятиям с малышом 15-30 минут в день, постепенно пробуя на практике все вышеизложенные советы. Такие совместные игры не только улучшат речевые навыки крохи, но и подарят массу незабываемых моментов совместного времяпровождения.

Звук и буква –Ж. Путешествие в сказочный лес. Старшая логопедическая группа

Вялкова О.В.

Учитель-логопед НДОУ «Детский сад №45» ОАО «РЖД»

Цели:

Закрепить правильное произношение звука -Ж-.

Формировать навыки деления слов на слоги.

Развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза.

Обогащать словарный запас.

Упражнять в словообразовании.

Вызывать интерес к языку на основе упражнений по интонационной окраске фразы.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательность, умение слушать товарища.

Способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

Оборудование:

Схемы согласных звуков.

Схемы, обозначающие место звука в слове: в начале и в середине слова.

Символы-кружочки, обозначающие гласные (красные) и твердые, мягкие (синие, зеленые)согласные звуки.

Домики для слов разного слогового состава.

Картинки для крепления на фланелеграф: дом и домик, два человечка большой и маленький, пирог, пирожок, сапог, сапожок, флаг, флажок, утюг, утюжок, кружка, кружечка, ложка, ложечка, жаба, ежик, уж; насекомые различного слогового состава: жук, шмель, паук, муха, муравей, бабочка; знакомые детям буквы (Ж,А,Б,А)

Предметные картинки: желуди, журавль, желе, жемчуг, жуки, ножницы, ежевика, дождик, пружина;

художник, лыжник, книжная полка, лежащий кот.

Фланелеграф, наборное полотно.

Ход занятия.

Орг. момент.

Дети встают в круг.

(Психоэмоциональный настрой)

Логопед. Поздоровайтесь друг с другом,

Улыбнитесь всем вокруг.

Руку дайте другу слева

И скорей вставайте в круг,

А теперь соседу справа

Ты улыбку передай,

Утра доброго желай,
С нами в сказку приглашай.

Дети садятся на стульчики полукругом.

Введение в тему.

Логопед. Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказку. Узнаем о приключениях маленьких лесных жителей и будем им помогать. Но попасть в сказку сможет тот, кто правильно услышит нужный звук. Послушайте, какой звук часто повторяется в скороговорке:

Жук жужжит, а встать не может.

Ждет он, кто ему поможет.

(Дети. Звук -Ж-.)

Логопед. Правильно. А где можно услышать звук Ж?

(Дети. Жужжит пчела, жужжит юла, электродрель, мотор машины жужжит, пила жужжит и т.д.)

Логопед. А что вы знаете о звуке Ж, он какой?

(Дети. Он согласный, звонкий и всегда твердый.)

Основная часть.

Логопед. Я вижу, что вы готовы к путешествию в сказку, где живет звук -Ж-.

Сейчас — поворачиваемся вокруг себя и говорим волшебные слова:

Раз, два, три, четыре, пять,

В сказке очутились мы опять.

Будьте внимательны, ответы на все вопросы вы должны придумывать со звуком Ж.

Логопед рассказывает сказку, по ходу сказки дети отвечают на вопросы.

На фланелеграф крепятся картинки домик, жук и уж.

Логопед. Жили-были Жук и Уж. Однажды Жук говорит Ужу:

Какая-то у нас крыша темная, старая. Вот бы покрасить ее в яркий веселый цвет.

Покрасить можно,- говорит Уж,- только какой краской?

Как вы думаете, какой краской они могут покрасить крышу, чтобы в названии

был звук Ж?

(Дети: желтой, оранжевой)

Логопед продолжает.

Конечно лучше желтой, сказал Жук.

Но у нас нет желтой краски,- сказал Уж.

Ну тогда оранжевой,- сказал Жук.

И оранжевой нет, сказал Уж.

Тогда надо идти к Жабе, у неё много всякой краски.

А надо сказать, что Жаба ничего никому не давала. Значит она была какая?

(Дети: Жадная.)

А где живет Жаба?- спросил Уж.

Точно не знаю. Где-то в лесу, у большой лужи.

Ладно, пошли, а дорогу у кого-нибудь спросим.

И пошли Жук и Уж искать Жабу.

Упражнение на фонематический слух и фонематическое восприятие.

На наборном полотне картинка — ёжик, схемы обозначающие место звука в слове: в начале и в середине;

на столе предметные картинки: желуди, журавль, жемчуг, желе, жуки, ножницы, ежевика, дождик, пружина;

художник, лыжник, книжная полка, лежащий кот,

Логопед продолжает. Красиво в лесу, цветы цветут, пчелки жужжат. Видят, сидит Ёжик и делает задания, которые ему задали в Лесной школе.

Стали они спрашивать у Ёжика дорогу к жилищу Жабы. А Ежик говорит:

Поможете мне выполнить задания, тогда и я вам помогу.

В первом задании надо услышать, где спрятался звук -Ж в слове -

в начале, или в середине и поставить картинку к нужной схеме?

(Дети по одному выходят, выбирают картинку, проговаривают слово, определяют место звука Ж в слове (Например: Это пружина, в этом слове звук -Ж- в середине.) и ставят картинку к нужной схеме).

Логопед. А во втором задании,- сказал Ежик,- надо отгадать слова, в них должен быть звук -Ж- и поставить нужную картинку.

*Как называется профессия человека, который рисует картины? (художник)

*Спортсмен, бегущий на лыжах. (лыжник)

*Полка для книг, какая? (книжная)

*Как можно назвать ленивого кота, который любит лежать на боку? (лежебока)

(Дети называют слова и ставят нужные картинки на наборное полотно).

Вот спасибо друзья, какие вы сообразительные.

Упражнение на словообразование.

На фланелеграф крепятся дом и домик и два человечка большой и маленький.

Перед фланелеграфом на столе картинки: пирог — пирожок,

сапог - сапожок, флаг - флажок, утюг - утюжок, ложка - ложечка, кружка - кружечка.

Никак братья не помирятся, потому что не могут разобрать свои вещи. Жук и Уж стали спрашивать дорогу к жилищу Жабы. А братцы и говорят:

Сначала помогите нам вещи разобрать, а уж мы в долгу не останемся.

Дети, давайте поможем нашим друзьям поделить предметы, какие большому, а какие маленькому братцу.

(Дети крепят картинки, называя слова:

-Большому брату - пирог, маленькому — пирожок, сапог - сапожок, флаг - флажок, утюг - утюжок, ложка -ложечка, кружка — кружечка)

Логопед.-Ребята, назовите предметы маленького братца.

Какой звук появился в названии каждого маленького предмета?

(Дети проговаривают «маленькие» слова и определяют, что в названиях появился звук Ж)

Логопед. Молодцы! Вы помогли помириться братьям, и они показали дорогу нашим друзьям.

Формирование навыков деления слов на слоги.

На фланелеграфе три домика для слов разного слогового состава.

На столе картинки разного слогового состава с изображением насекомых: жук, шмель, паук, муха, муравей, бабочка;

Логопед. Идут Жук и Уж дальше, смотрят, на полянке 3 домика. На первом домике нарисованмак , и одна короткая полоска, на втором - ландыш , и полоска разделена на две части, а на третьем — ромашка и полоска разделена на три части. Ребята, как вы думаете, что это значит?

(Дети дают свои ответы с пояснением: в слове МАК - один слог, ЛАНДЫШ - два слога,

РОМАШКА - три слога.)

Логопед. Ребята, посмотрите, возле домиков ползают разные насекомые, они никак не могут найти свои домики. Стали у насекомых Жук и Уж спрашивать дорогу к жилищу Жабы, а насекомые говорят:

Помогите нам наши домики найти, тогда укажем вам дорогу.

Дети, давайте поможем насекомым найти свои домики. Надо определить, сколько слогов в названии каждого насекомого и поместить их в нужный домик.

(Дети определяют количество слогов в слове и, комментируя, крепят картинки в нужный домик.

Примерные ответы детей:

Жук, (шмель)- В этом слове 1 слог, он живет в домике, где нарисован мак и одна полоска.

Муха, (паук) - 2 слога, живет в домике с ландышем и двумя полосками.

Муравей,(бабочка) - 3 слога, живет в домике с ромашкой и тремя полосками.)

Очень обрадовались насекомые и решили поиграть.

Дружно пальчики считаем - насекомых называем.

Сжимают и разжимают пальцы.

Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом.

Поочередно сгибают пальцы в кулачок,

Начиная с большого.

Это кто же тут жужжиит? Ой, сюда пчела летит! Прячьтесь!

Дети приседают, делая ладонями «домик» над головой.

Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

На фланелеграф крепятся картинки: жаба, лужа, домик,

На столе буквы: А, Ж, А, Б и символы-кружочки, обозначающие гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

Логопед. Идут Жук и Уж и видят большую лужу, а возле нее сидит Жаба.

Поздоровались наши друзья с Жабой и вежливо попросили у нее желтой краски. А она отвечает: «Не дам! Жалко краску. Вот если только поможете мне.

Была у меня надпись на домике «ЖАБА» и рассыпалась, а собрать я не могу.»

Дети, давайте поможем нашим друзьям починить надпись..

(Дети по одному, комментируя, крепят буквы на домик, составляя слово ЖАБА.)

Логопед. Чтобы домик был красивый, давайте под каждой буквой поставим символ звука.

(Дети делают звуковой анализ слова с выставлением символов-кружочков, комментируя свои действия: Первый звук -Ж- он согласный, всегда твердый, обозначаем синим цветом. Второй звук -А-, он гласный, обозначаем красным цветом. и т.д.)

Логопед. Ребята, а какой кружок у нас остался? И почему?

(Дети. Остался зеленый кружок, потому что в слове ЖАБА нет мягкого согласного звука).

Логопед. Молодцы! Жаба очень довольна, что ее домик стал такой красивый и даже подобрела. «Ладно, сказала она,- дам я вам ведерко желтой краски».

Работа над интонацией.

На фланелеграфе крепится домик Жука и Ужа с желтой крышей.

Логопед. Радостные Жук и Уж вернулись домой покрасили крышу желтой краской, сели на крылечко и решили поиграть - стали придумывать про Жабу предложения и по разному их произносить. Давайте тоже придумаем.

(Дети придумывают разные предложения. Логопед выбирает одно(например , Жаба живет возле лужи. ) и предлагает произносить с разной интонацией: грустно, вопросительно, радостно).

Итог.

Логопед. Понравилось вам путешествие? Какие задания мы помогли выполнить нашим друзьям? (Ответы детей)

Наши сказочные герои решили вас отблагодарить за помощь. Наступила весна, снег тает, и они дарят вам первые весенние цветы, в их названии тоже есть звук -Ж-. Как они называются?(Дети. Подснежники.)

В качестве приза каждый ребенок получает картинку с рисунком подснежника.

Логопед. А теперь нам пора обратно в детский сад, в нашу группу.

Поворачиваемся вокруг и говорим:

Раз, два, три, четыре, пять - В нашей группе мы опять.

Логопед. Спасибо, дети, вы все молодцы.

Использование звуковых игр

В процессе развития фонематического слуха, фонематического восприятия, формировании навыков деления слов на слоги и звукового анализа и синтеза я использую речевые игры со сказочными героями: Словознайкин и Звукознайкин. Такие игры активизируют деятельность детей, создают благоприятный эмоциональный фон, вызывают интерес и пользуются успехом у детей старшего дошкольного возраста.

Словознайкин прочитал много книг, знает много стихов, загадок, поговорок, знает все о словах, может объяснить значение всех незнакомых слов. А еще он придумал разные интересные игры, в которых научит нас делить слова на слоги и записывать их с помощью схем. А Звукознайкин знает все о звуках, правильно и красиво говорит. Он придумал игры со звуками.

Игры Словознайкина.

«Нарисуй слова»

Цели: Упражнять детей в умении делить слова на слоги и определении ударного слога.

Оборудование : карточки, разделенные на две колонки. В левой колонке карточки вертикально расположены предметные картинки (3-4 штуки), названия которых содержат разную слоговую структуру. На правой стороне, напротив каждой картинки, дается образец- схема этого слова (разделенные на слоги с обозначенным ударением). Эта сторона карточки закрыта чистой полоской плотной бумаги.

Описание игры:

Перед началом игры уточнить с детьми, что такое слог, ударение, сколько может быть ударных слогов в слове.

Затем каждому ребенку дается карточка. Предлагается рассмотреть картинки на карточке, назвать их, определить количество слогов и ударный слог.

Игры Звукознайкина.

«Разбери слова по звукам»

Цели: Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

Развивать навык звукового анализа и синтеза слов.

Оборудование : карточки, разделенные на две колонки. В левой колонке карточки вертикально расположены предметные картинки (3-4 штуки). На правой стороне, напротив каждой картинки, дается образец- схема звукового анализа слова (гласные - красными, согласные твердые - синими, согласные мягкие - зелеными кружочками.) Эта сторона карточки закрыта чистой полоской плотной бумаги.

Описание игры:

Перед началом игры уточнить с детьми, какие бывают звуки. Каким цветом обозначаем гласные звуки? Твердые согласные? Мягкие согласные?

Затем каждому ребенку дается карточка. Предлагается рассмотреть картинки, назвать их. Затем, самостоятельно на чистой полоске карточки, напротив каждой картинки сделать звуковой анализ и записать схему.

После выполнения задания, дети убирают полоску, и проверяют по образцу, правильно ли выполнено задание.

Примечание : Для усложнения задания эти две игры можно объединить в одну.

Пичугина Г.А. Необычная поездка. «Логопед» №3, 2009г. Стихотворение в орг.моменте.

Борисова Е.А. Пальчиковые игры для детей. Речевые игры и упражнения №1 2006г.

Волина В.В. «Учимся играя». Новая школа. Москва 1994г.

(Звук -Ж- адаптированная сказка «Жадная жаба»)

Инновации в логопедическую практику. Сборник. Линка-Пресс. Москва 2008

Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. Санкт-Петербург 2011г.

Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Москва 2002г.

Логопедические занятия с детьми 6-7 лет. Санкт-Перербург 2004г.

Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Ш, Ж. Ярославль 1996г.

Репина З.А. Уроки логопедии. Екатеринбург.1999г.