Примеры слов с приставками ПРЕ и ПРИ? Приставки «пре» и «при» в некоторых словах Слова с приставками пре и при упражнения

В основе написания приставок ПРЕ- и ПРИ- лежит смысловой принцип. т. е. выбор той или иной приставки зависит от того, какое значение она привносит в слово.

Приставка ПРЕ- пишется в следующих случаях. Во-первых, когда она привносит в слово значение предельной степени действия, качества, превосходящего меру. Например, превосходный, превозносить, преувеличивать, прехорошенький, премило .

Во-вторых, приставка ПРЕ- будет писаться в тех случаях, когда она близка по значению к приставке ПЕРЕ-. Например, предание , сравните - «передать»; преграда , сравните - «перегородить», преступить черту , сравните - «переступить».

Приставка ПРИ- может иметь следующие значения. Во-первых, близости к чему-либо, смежности. Например, пришкольный, приморский, Приамурье .

Во-вторых, в значении неполноты действия, т. е. действия, которое совершается в неполном объеме или на какой-то ограниченный срок. Например, прилечь, присесть, прикрыть.

В-третьих, приставка ПРИ- может иметь значение присоединения, приближения. Например, пришить, привязать, примерзнуть .

В-четвертых, приставка ПРИ- может иметь значение доведения действия до логического конца, до итога, до завершения. Например, приучить, прикончить.

Приставка ПРИ- также может иметь значение сопутствующего действия: пританцовывать, присвистывать .

И наконец, приставка ПРИ- может обозначать действие, которое совершается в собственных интересах: принарядиться, прислушаться .

Необходимо различать написание близких по звучанию, но совершенно разных по значению слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-. Таких, например, как презирать труса и призирать в значении давать приют , притворить дверь и претворить мечту в жизнь . Пребывать в значении быть, находиться где-то и прибывать в значении приезжать . Преклонить голову или приклонить ветку к земле . Значение таких приставок и этих слов определяется по контексту, т. е. по тем словам, которые находятся рядом с ними. Сложность этого правила в том, что в современном русском языке есть достаточно много слов, в которых трудно или же невозможно вычленить приставку ПРЕ- и ПРИ-. Правописание таких слов нужно проверять по орфографическому словарю. В частности, к таким словам относятся устаревшие слова, использующиеся во фразеологизмах. Например, камень преткновения или устроить светопреставление .

Правописание заимствованных слов с приставками ПРЕ- и ПРИ- или слов, просто начинающихся с ПРЕ- и ПРИ-, также нужно проверять по орфографическому словарю. Например, президент, преамбула, препарат, примадонна и т. д.

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. Дополнительные упражнения ().
  2. Опорная таблица ().

Домашнее задание

Задание №1

Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую - с приставкой ПРИ-, во вторую - с приставкой ПРЕ-.

Старинное пр...дание, камень пр...ткновения, пр...чуды природы, пр...ступить (к делу), богатое пр...даное, пр...вратности судьбы, пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...знание в содеянном, пр...бывать в бездействии, беспр...кословно повиноваться, пр...верженец новых взглядов, пр...дать друга, пр...мирить врагов, пр...бытие поезда, непр...менное условие, полезное пр...обретение, жизнь без пр...крас, пр...забавный случай, пр...ломление лучей, пр...вышение полномочий, пр...остановить слушание дела, давать пр...сягу, искатели пр...ключений.

Задание №2

Замените данные обороты словами с приставкой ПРЕ- или ПРИ-.

«Усердный, старательный», «находящийся возле школы», «приехать куда-нибудь», «устный рассказ, история, передающееся из поколения в поколение», «склонности, ставшие обычными, постоянными», «перестать что-либо делать», «немного открыть».

(6 класс)

Ефремова Татьяна Олеговна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ школа 544

Московского района Санкт-Петербурга

Задача: 1) закрепить знания по теме «Приставки при- и пре- ».

Цели. Обучающие:

1) повторить значения приставок пре- и при-; учить правильно определять эти значения в разных словах

2) учить разграничивать приставки пре- и при- и корни с начальным при- и пре- в разных словах;

3) совершенствовать умение правильно писать слова с начальными пре- и при-;

4) повторить некоторые другие правила русской орфографии и пунктуации.

Развивающие:

развивать внимание, логическое мышление, воображение, зрительную память, пополнять словарный запас и развивать связную монологическую речь

Воспитывающие:

Воспитывать ответственность, собранность, умение работать в коллективе.

I . Организация.

II . Сообщение темы и целей урока. 1 мин

Тема нашего урока:Приставки при- и пре-.

Мы ещё раз повторим основные значения этих приставок, будем тренироваться определять эти значения в разных словах и совершенствовать умение правильно писать слова с начальными пре- и при-.

III . Закрепление пройденного.

1. Повторение основных значений приставок пре- и при-. 10 мин.

Учащимся раздаются листочки со стихотворением. Они читают его про себя.

Прочитайте стихотворение про себя. Догадайтесь, что необходимо вставить на месте пропущенного.

Прочитайте стихотворение вслух.

Стихотворение разделено на две большие части. Как следует их озаглавить?(I ч.- при-, II ч. - пре-).

Запишите эти слова в качестве заголовков к частям стихотворения.

С/Р. Вставьте на месте пропусков то, что необходимо.

Проверка. Два ученика отвечают на оценку, остальные проверяют устно.

Какое значение имеет приставка при- в первой строфе? Что написали перед четверостишием?

Какие приставки вставили в словах?

Аналогично работаем с остальными четверостишиями.

Какое значение имеет приставка пре- в пятой строфе? Какие два слова - исключения из этого правила пишутся с приставкой при-?

Аналогично - с последней строфой.

Итак, какие значения имеют приставки при- и пре-? Все ли значения мы назвали?

(нет, у приставки при- есть ещё несколько значений)

2. Дополнительные значения приставки при-. 5 минут

Вспомним дополнительные значения приставки при-. Переверните листочки. Выполните задание.

Проверка. Третий ученик отвечает на оценку . Какое пятое значение имеет приставка при- ? Докажи. 6,7 - аналогично.

3. Слова с при- и пре-, в которых трудно определить значение исторической приставки. Д/З. 3 мин

- Давайте вернёмся к третьей строфе вашего стихотворения.

В каких словах при- не обозначает «близости нахождения»? Слова пригожий, привередливый и привольный необходимо запомнить. В каком из них выделяется современная приставка при-? В остальных словах историческая приставка слилась с корнем. Мы уже встречались с такими словами.

Работе над ними посвящено ваше д/з. Прочитайте его. Откройте дневники, запишите д/з.

Выучить значения приставокпре- и при-, выполнить письменное задание в тетради (см. лист)

2. Игра-соревнование «Кто быстрей и грамотней?» По колонкам. 12 -15 минут.

Мы повторили значения приставок пре- и при-, а сейчас проверим, как вы умеете применять знания на практике. Игра-соревнование «Кто быстрей и грамотней?» Каждая колонка получает листок с заданиями. Чья колонка быстрее справится с ними (разумеется, при условии, что всё будет выполнено правильно), та и победит.

Задания выполняем по - одному. Внимательно слушаем первое задание: надо записать слова, обозначающие приближение кого-либо.

Образец : приближение круглого предмета: при катился.

приближение спортсмена-легкоатлета: при бежал

Обратите внимание: глаголы должны стоять в прош. вр., ед числе, м. или ж. р.

IIзадание. Замените словосочетания одним словом.

Образец : присоединить с помощью паяльника: при паять.

IIIзадание. Образуйте с помощью приставки при-(пре-) имена прилагательные от данных слов по модели:

Образец : (посёлок) при городе - пригородный.

Не забудьте, что имя прилагательное согласуется с именем существительным (верно напишите окончания прилагательных).

IV. Как сказать одним словом?

Образец : открыл, но не полностью : приоткрыл.

V. Замените синонимом с приставкой пре-:

Образец : очень добрый - предобрый.

VI. Угадайте слово с начальным пре- по его ЛЗ.

Образец : Пре_______- перенести муку, лишения, голод, мучения. Претерпеть.

3. Проверка. 3 минуты.

Сейчас у вас будет возможность проверить себя. Среди слов, записанных на доске, есть те, которые вы должны были записать.

Узнайте их. Но при этом вы должны выполнить ещё одно маленькое задание, развивающее логическое мышление и языковое чутьё.

Внимание!

1) «Шестой лишний».

1.Пр…летел, пр…скакал, пр..полз, пр…плыл, пр…ехал, пр…землился .

2. Пр…вязал, пр..клеил, пр…шил, пр…винтил, пр…бил, пр…говорил .

3. Пр…морский, пр…вольный , пр…дорожный, пр…вокзальный, пр…усадебный, пр…брежный.

4. Пр…поднял, пр…храмывает, пр…смотрелся , пр…остановился, пр…лёг, пр…глушил.

5. Пр…красный, пр…длинный, пр…спокойный, пр…любопытный, пр…чудливый , пр…интересный.

6. Пр…одолеть, пр…рвать, пр..рывистый, пр…градить, пр…подавать, пр…словутый.

Какими морфемами являются пре- словах пресловутый, преподавать, преградить?

(исторические приставки в современном русском языке слились с корнем, но, поскольку когда -то они были приставками и их значение можно определить, я включила их в задания).

4. Проверочная работа. Попутное повторение изученных орфограмм.

Вставить пропущенные буквы.

Осенью лес прумо лкае т. Прслушайтесь! Ка кая сто ит (не) обыкнове(н/нн) ая тиш! В предчув ствии хлдов пртихли птицы. Ветка слег ка про гнулась и при кснулась к тво ему лицу. Бес прдельная радость о хваты вае т тебя. В та кую пору особое наслждение при носит при чудливая музыка дятла.

При рода звёт, мнит к себе. На стрение прпо дни маетс я. Кажетс я, что продо лимы все прпяТств ия.

5. Итог урока. -Давайте подведём итог урока.

Что повторили? Чему учились?

Оценки: за работу на уроке; за пр. р; за победу в соревновании.

Доска (презентация)

Приставки при- и пре-.

1.Значение приставки:_______________________________

Прибыл поезд, пр…плыл теплоход,

Космонавт пр…летел из Вселенной…

В словах пр…дёт, пр…летит, пр…плывёт

Пишется ______, несомненно.

2.Значени приставки:_______________________________________

Винт пр…винтил, пр…крутил колесо,

Пр…клеил, пр…шил умело.

Пишем мы ______, говоря обо всём,

Что добрые руки пр…делали.

3.Значение приставки (только для выделенных слов):

_____________________________________________________

В пригороде пр…морском ,

На пр…школьном участке пригожем

Даже привередливому - приволье.

4._Значение приставки:_____________________________________

Язык пр…кусил - не совсем откусил,

Пр…горело - не значит сгорит.

Помни: что сделано, но не совсем,

Пишем с приставкой _________.

II._________________

1.Значение приставки:______________________________________

Пр…длинный достанет до крыши рукой,

Пр…жадный не даст вам конфету.

Если такой или «очень сякой»,

Мы напишем при этом.

Исключения: __________________________________

2. Значение приставки:_____________________________________

Дожди непр…рывные льют в октябре,

Но грамотным дождь не пр…града.

Где очень похожи _______ и _________,

Писать только _______ там надо.

I. Дополнительные значения приставки при-.

Вставить пропущенное.

5.____________________________________________

Пр…учить, пр…говорить, пр…брать, пр…душить.

6.____________________________________________

Пр..говаривать, пр…певать, пр…топывать, пр…стукивать.

7.____________________________________________

Пр…смотреться, пр…глядеться, пр…слушаться.

Не всегда удаётся определить значения приставок пре- и при-, особенно исторических. (приволье,привередливый). Кроме того, в русском языке есть ряд заимствованных слов с начальными пре- и при-. Правописание таких слов следует проверять по Орфографическому словарю и запоминать.

Д/З (ПИСЬМЕННОЕ) .

Запишите слова, распределяя их в два столбика: с начальным при- и начальным пре-:

Беспри мерный, беспри страстный, пре поднести, при гожий, пре следовать, при влекательный, при вольный, при вычка, пре клонный, при вередливый, при сутствовать, пре льщать, при мечать, при лежный, при чесать, при ятный, пре проводить, при теснять, при нудительный.

При нципиальный, при оритет, пре зидентский, пре тензия, при ватизация, при вилегия, пре зидиум, пре миальный, пре мьера, пре стижный, при мадонна, при митивный.

Задания по группам.

I. Запишите слова, обозначающие:

1) приближение птицы____________________________________

2) приближение коня_____________________________________

3) приближение рыбы____________________________________

4) приближение змеи__________________________________

5) приближение автомобиля_______________________________

II. Замените словосочетания одним словом:

1) присоединить с помощью верёвки___________________________

2) присоединить с помощью клея___________________________ __

3) присоединить с помощью винтов и шурупов__________________

4) присоединить с помощью иголки с ниткой____________________

5) присоединить с помощью молотка и гвоздей__________________

III. Образуйте с помощью приставки при-(пре-) имена прилагательные от данных слов по модели:

1) (край) при море__________________________________________

2) (канава) при дороге_______________________________________

3) (площадь) при вокзале_____________________________________

4) (огород) при усадьбе______________________________________

5) (скалы) при береге________________________________________

IV. Как сказать одним словом?

1) немного поднял__________________________________________

2) немного хромает_________________________________________

3) ненадолго остановился____________________________________

4) ненадолго лёг____________________________________________

5) не совсем заглушил_______________________________________

V. Замените синонимом с приставкой пре-:

Очень красивый_____________________________________________

Очень спокойный____________________________________________

Очень любопытный__________________________________________

Очень длинный_____________________________________________

Очень интересный___________________________________________

VI. Угадайте слово с начальным пре- по его лексическому значению:

1.Пре ____________________- справиться с чем-нибудь, пересилить, перебороть, превозмочь. П. препятствие. П. себя. П. боль.

2.Пре _________________- 1)резко, внезапно прекратить или приостановить что-либо, «перервать»; 2) вмешаться в разговор, перебить.

П. отношения. П. беседу.

3.Пре _______________- имеющий перерыв ы через короткие промежутки времени. П. сигнал. Антоним: непрерывный.

4. Пре _______________ -загород ить, сделать невозможным или затруднительным движение и т. п. П. доступ воздуху.

5. Пре_ ______________- учить, передавать знания. П. в школе.

II. Вставить пропущенные буквы.

Пр…бежище, пр….гибаться, пр…бавлять, пр….двинуться, пр…неприятный, пр…вязчивый, пр…задуматься, пр…жечь, пр…каспийский, пр…творить (дверь), пр…творить (мечту в жизнь), пр…восходный, пр…емник (писателя), радиопр…ёмник.

Составьте словосочетания со словами (вставьте пропущенную букву):

пр…рвать ___________________________

пр…градить__________________________

пр…терпеть__________________________

пр…поручить__________________________

пр…одолеть__________________________

3. Объяснительный диктант.

В зависимости от значения в слове можно написать и пре-, и при-. Произносятся такие слова одинаково, а их написание различается одной буквой. Называются они омофонами. Сейчас я продиктую вам пары словосочетаний с омофонами. Запишите их и объясните свой выбор приставки:

пр…дать значение - пр…дать земле

пр…бывать на станцию - пр…бывать в растерянности

пр…зреть сироту - пр…зирать врага

пр…творить мечту в жизнь - пр…творить дверь

пр…ступить к работе - пр…ступить закон

пр…емник поэта - радиопр…ёмник

Правописание приставок – важный раздел при изучении русского языка. Гласные в приставках пре- и при- зависят от лексического значения слова. Принципов их правописания немного, и они не являются сложными. Но, несмотря на это, не только дети, но и взрослые путаются в правилах, когда пишется гласная -е или -и. Рассмотрим правило написания пре-/при-.

Вконтакте

Приставка при-

Слова с при- выражают:

  1. Присоединение и приближение. Прибавление, приложение, прийти, приехать, пристегивать.
  2. Неполноту действия. Прибаюкивать, прибедняться, привскакивать, приглядывать, пригревать, пригубить, приподняться, прихрамывать.
  3. Нахождение вблизи чего-нибудь. При́берег, пригорный, прикроватный, прифронтовой, при́городный, привокзальный.
  4. Постепенное доведение процесса до конца. Приручение, привить, привыкнуть, пристрастие, примирение, припасти.

Обратите внимание! Что такое неполнота действия? Это , выражающие полудействие лица или предмета, т.е. выполнение чего-либо не до конца. Встать – привстать, сесть – присесть, лечь – прилечь

изучаем русский язык

Значение приставки пре- может быть выражено :

  1. Превосходным значением слова. Пребольшой, преважный, премудрый, преимущество, преспелый, пресочный.
  2. Приставка пре- может быть заменена на пере-. Преходящий момент – переходящий (момент, который изменится); преплывать (устаревшая форма) – переплывать.

Важно ! В встречаются слова, в которых пре- и при- входят в корень слова. Объяснить правописание таких слов затруднительно (в большинстве случаев это ), поэтому их лучше запомнить. Примеры: президент, прейскурант, преподаватель, препарат, престол, претендент, преферанс, приватный, привилегия.

Путаница в написании может возникать в омофонах – словах, которые звучат одинаково , но имеют разное написание. Претворить – воплотить в жизнь, притворить – закрыть, преходящий – временный, приходящий – являющийся куда-то; презирать – ненавидеть, призирать – заботиться о ком-либо; преклонить – почтительно опустить, приклонить – наклониться; предавать – обманывать, придавать – усиливать роль предмета.

Правописание приставок пре-/при- у глаголов

Приставки пре-/при- часто употребляются с глаголами, поэтому уделим им особое внимание.

Слова с приставкой пре- имеют следующее толкование:

  1. Изменить что-то. Лягушка превратилась в царевну. Весна преобразила все вокруг.
  2. Претворить = воплотить что-то в жизнь.
  3. Завершение действия или процесса. Преграждать путь, прервать речь, пресекать преступление, прекратить деятельность, препятствовать поступлению.
  4. Действие является выше или ниже определенной меры. Превозносить, превосходить, превышать, преуменьшать.
  5. Пребывать = жить, быть, существовать. Он пребывает в Ростове. = Он находится в Ростове.

Вы можете воспользоваться сайтом-подсказкой http://bezbukv.ru/mask/%D0%BF%D1%80%D0%B5$/verb, на странице которого представлены глаголы с приставкой, в которой пишется -е-.

Обратите внимание! Большинство глаголов с пре- встречаются в художественных произведениях.

Приставка при- в написании глаголов употребляется в следующих случаях :

  1. Завершение действия или движения. Приехать, прибежать, пригнать, прилететь.
  2. Определенное положение одного предмета по отношению к другому. Приложить компресс, приклеить лист, прилипнуть намертво, прикоснуться к руке, прикрепить полку, присоединить детали, приколоть брошь.
  3. Прибавление. Прибавить скорость, приписать лишнее, прикупить вещей, пристроить балкон, приумножить капитал.
  4. Неполнота действия. Глаголы «присесть» и «прилечь» могут иметь значение кратковременного действия. Я прилег на кровать, чтобы немного вздремнуть. Присяду на минутку и побегу дальше по делам.
  5. Глаголы восприятия «смотреть» и «слушать» с приставкой при- и постфиксом -ся выражают углубление в действие – присмотреться получше, прислушаться внимательно.
  6. Глаголы «звать» и «влечь» с приставкой при- = обратиться к кому-то, побудить к действию – призвать, привлечь.
  7. Глаголы «приучить», «приручить», «привить» (переносное значение), «привыкнуть» = передача или приобретение каких-либо качеств, свойств, навыков. Родители приучили детей к дисциплине. Любители животных могут приручить даже льва. Учитель литературы привил нам любовь к поэзии. Тот, кто привык рано вставать, много успевает.

Приставка при- у глаголов может употребляться не только в прямом, но и переносном значении . Под эту категорию попадают глаголы движения. Ознакомимся с примерами, в которых глагол «приходить» стоит в переносном значении:

  1. Значение «получить определенный результат». Мы пришли к определенному решению этой задачи.
  2. Может содержать в себе вывод/заключение или соглашение. Проработав после школы два года, он пришел к решению уехать из родного города и начать жизнь заново. В результате длительных переговоров представители двух стран пришли к соглашению по территориальным проблемам. Комиссия пришла к заключению, что в работе банка нет никаких нарушений.
  3. Значение «договориться», «иметь общее решение». Мы долго спорили, куда нам ехать на каникулах, а когда пришли к общему мнению, то решили ехать к Белому морю.
  4. Значение «понимание» или «осознание». С возрастом к нему стало приходить понимание того, как важно беречь здоровье.
  5. В значении «получать власть». В результате выборов в стране к власти пришли республиканцы.

В отглагольных частях речи написание пре-/при будет сохраняться. Преграждать – преграждение – преграждающий, примеривать – примеривание – примеривающий.

Глагол «приходить» также встречается во фразеологических оборотах : Как такое могло тебе прийти в голову? – Подумать о чем-либо. Он так и не смог прийти в себя после той страшной аварии. – Опомниться.

Если вы сомневаетесь в написании слова и не можете определиться, какую гласную, -е- или -и-, надо вставить в данное слово, то обязательно загляните в толковый словарь . Напоминаем, написание пре-/при- напрямую зависит от значения слова.

Правила написания приставок в русском языке

Правописание слов с приставками пре- при-

Чтобы без ошибок писать слова, начинающиеся с ПРЕ- или ПРИ-, необходимо выучить следующее правило.

В большинстве слов выбор гласной И или Е зависит от значения приставки.

Приставка ПРИ- может обозначать:
1. Пространственную смежность, близость: ПРИБРЕЖНЫЙ, ПРИШКОЛЬНЫЙ.
2. Приближение, присоединение: ПРИЕХАТЬ, ПРИСЛОНИТЬСЯ, ПРИКЛЕИТЬ.
3. Неполноту действия: ПРИТВОРИТЬ ДВЕРЬ, ПРИГНУТЬ, ПРИУКРАСИТЬ.
4. Доведение действия до конца: ПРИСТРЕЛИТЬ, ПРИДУМАТЬ.

Приставка ПРЕ- может выражать:
1. Высокую степень качества или действия и иметь значение, близкое к значению слова «очень»: ПРЕСКВЕРНЫЙ, ПРЕДЛИННЫЙ, ПРЕОБЛАДАТЬ.
2. Значение, близкое к смыслу приставки ПЕРЕ-: ПРЕВРАЩАТЬ, ПРЕОБРАЖАТЬ, ПРЕГРАДА.

У этого правила есть два примечания:
1. Необходимо различать написания слов, близких по звучанию, но разных по значению:
ПРЕЗИРАТЬ (ненавидеть) – ПРИЗИРАТЬ (давать приют), ПРЕКЛОНИТЬ (колени) – ПРИКЛОНИТЬ (ветку), ПРЕТЕРПЕТЬ (трудности, несчастья) – ПРИТЕРПЕТЬСЯ (к обстоятельствам), ПРЕХОДЯЩИЙ (момент) – ПРИХОДЯЩИЙ (почтальон),
ПРЕБЫВАТЬ (находиться) – ПРИБЫВАТЬ (приближаться).
2. Есть слова, в которых написание гласной нельзя объяснить изложенным выше правилом. Это русские слова, в которых приставка уже не вычленяется (например, ПРИРОДА, ПРИЧИНА, ПРИТЯЗАНИЕ, ПРИБОР, ПРЕЛЬЩАТЬ, ПРЕПОНА, ПРЕКОСЛОВИТЬ), а также заимствования (ПРЕЗИДИУМ, ПРЕАМБУЛА, ПРЕПАРАТ, ПРИВИЛЕГИЯ, ПРИМИТИВ, ПРИВАТНЫЙ, ПРИОРИТЕТ). В таких случаях, чтобы не допустить ошибки, нужно воспользоваться словарем.

Приставки «пре» и «при» в некоторых словах

1. Презрение/призрение

С первым словом все понятно, а вот второе используется гораздо реже. ПрИзрение - это попечение. ПрИзреть - значит дать приют и пропитание. В словаре этот глагол имеет помету «устар.». Домом призрения в XVIII–XIX веках называли учреждения, которые занимались опекой и попечительством.

При- во втором слове легко объяснить. Тут есть оттенок приближения, принятия, присоединения.

2. Предать/придать

Предать можно (но не нужно) друга, а придать - значение. Во втором случае опять виден мотив присоединения.

3. Преклонить/приклонить

Преклонить можно голову или колени. А приклонить, например, ветку к земле (приблизить, поэтому при-).

4. Претворить/притворить

Претворить можно мечту. И здесь приставка пре- сходна по значению с пере- (мечта ПЕРЕрождается и становится реальностью). А вот притворить можно калитку (ПРИкрыть, мотив неполноты действия: закрыть, но не до конца).

5. Претерпеть/притерпеться

Претерпеть - это почти то же самое, что и ПЕРЕтерпеть. То есть перенести, переждать, пережить. А значит, нужна приставка пре-.
А притерпеться - это довести действие до конца и (опять же) сблизиться с тем, что терпишь.

6. Преходящий/приходящий

Преходящее - это то, что переходит, проходит.
А приходящий - это тот, кто приходит, приближается. Например, приходящий на эту платформу поезд. Или приходящий в детский сад ребенок.

7. Преумножить/приумножить

Эти слова различить очень трудно, это отмечают даже в справочниках. Считается, что прЕумножить - это сильно умножить, а прИумножить - добавить немного. Но это скорее оттенки одного значения, поэтому их часто путают.

8. Преемник/приемник

Дмитрия Медведева в свое время называли преемником Владимира Путина - к нему ПЕРЕшли полномочия президента. Но никак не прИемником! Запомните: приемник - это аппарат, а не человек.

Правописание слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-

Чтобы без ошибок писать слова, начинающиеся с ПРЕ- или ПРИ-, необходимо выучить следующее правило.

В большинстве слов выбор гласной И или Е зависит от значения приставки.

Приставка ПРИ- может обозначать:
1. Пространственную смежность, близость: ПРИБРЕЖНЫЙ, ПРИШКОЛЬНЫЙ.
2. Приближение, присоединение: ПРИЕХАТЬ, ПРИСЛОНИТЬСЯ, ПРИКЛЕИТЬ.
3. Неполноту действия: ПРИТВОРИТЬ ДВЕРЬ, ПРИГНУТЬ, ПРИУКРАСИТЬ.
4. Доведение действия до конца: ПРИСТРЕЛИТЬ, ПРИДУМАТЬ.

Приставка ПРЕ- может выражать:
1. Высокую степень качества или действия и иметь значение, близкое к значению слова «очень»: ПРЕСКВЕРНЫЙ, ПРЕДЛИННЫЙ, ПРЕОБЛАДАТЬ.
2. Значение, близкое к смыслу приставки ПЕРЕ-: ПРЕВРАЩАТЬ, ПРЕОБРАЖАТЬ, ПРЕГРАДА.

У этого правила есть два примечания:
1. Необходимо различать написания слов, близких по звучанию, но разных по значению:
ПРЕЗИРАТЬ (ненавидеть) – ПРИЗИРАТЬ (давать приют), ПРЕКЛОНИТЬ (колени) – ПРИКЛОНИТЬ (ветку), ПРЕТЕРПЕТЬ (трудности, несчастья) – ПРИТЕРПЕТЬСЯ (к обстоятельствам), ПРЕХОДЯЩИЙ (момент) – ПРИХОДЯЩИЙ (почтальон),
ПРЕБЫВАТЬ (находиться) – ПРИБЫВАТЬ (приближаться).
2. Есть слова, в которых написание гласной нельзя объяснить изложенным выше правилом. Это русские слова, в которых приставка уже не вычленяется (например, ПРИРОДА, ПРИЧИНА, ПРИТЯЗАНИЕ, ПРИБОР, ПРЕЛЬЩАТЬ, ПРЕПОНА, ПРЕКОСЛОВИТЬ), а также заимствования (ПРЕЗИДИУМ, ПРЕАМБУЛА, ПРЕПАРАТ, ПРИВИЛЕГИЯ, ПРИМИТИВ, ПРИВАТНЫЙ, ПРИОРИТЕТ). В таких случаях, чтобы не допустить ошибки, нужно воспользоваться словарем.

Упражнение

1. Коротков не расслышал, хотя и пр_ падал ухом к замочной скважине. (М. Булгаков, "Дьяволиада")
2. Даша с трудом влезла на печь, пр_ крылась пальто, подобрала ноги. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
3. Итак, я слез и пр_ был в свою часть. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
4. Пр_ одолевая головную боль, он весь собрался для последней схватки. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
5. Этот Кузьма Кузьмич еще в вагоне пр_ сматривался к Даше - чем-то она ему пр_ шлась по вкусу. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
6. Чиж беспр_ станно чирикал и прыгал, и клетка беспр_ станно качалась и дрожала. (По И. Тургеневу, "Отцы и дети")
7. Он сдвинул шапку на затылок, пр_ держивая винтовку. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
8. Вместо подсолнухов, пр_ манивающих солнце в маленькие окошки хат, торчат одни гнилые стебли. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
9. В это мгновение лодка пр_ чалила. (И. Тургенев, "Накануне")
10. Пускай горе пр_ даст вам твердость. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
11. Не в том ли состоит это пр_ имущество,что в них меньше следов барства, чем в нас? (И. Тургенев, "Отцы и дети")
12. Но я не могу себя чувствовать пр_ ниженной, последней из всех. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
13. Зачем заранее пр_ дполагать, что я - враг? (А. Толстой, "Хождение по мукам")
14. Ты должна будешь отстать от всех твоих пр_ вычек; там, одна, ты пр_ нуждена будешь работать... (И. Тургенев, "Накануне")
15. Я же, несмотря на многочисленные пр_ вратности, никогда не знал несчастья. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
16. Дальнейший послужной список пр_ ложен при паспорте. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
17. В это мгновение вошла в комнату А. В., и разговор пр_ кратился. (И. Тургенев, "Накануне")
18. Инсаров прочел записку Елены - и тотчас же стал пр_ водить свою комнатку в порядок. (И. Тургенев, "Накануне")
19. Агриппина шла, как пр_ вязанная, шаг в шаг - за мужем. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
20. Я знаю трактирчик пр_ скверный, где нам дадут обедишко пр_ пакостный. (И. Тургенев, "Накануне")
21. Кузьма Кузьмич пр_ строился на лавке под печкой и тоже не мог сразу заснуть - пр_ чмокивая, бормотал. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
22. А вы говорите с ним и пр_ зираете его в то же время. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
23. Иван Ильич, не шевелясь, чуть-чуть пр_ открыл веки. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
24. Пр_ лестно было выражение ее глаз. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
25. У тебя хоть семь пядей во лбу - не пр_ взошел науку, и всегда сделаешь ошибку. (По А. Толстому, "Хождение по мукам")
26. И написана-то девушка пр_ скверно. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
27. Тебе же, мой друг, советую ботанизировать: это самое лучшее, что ты пр_ думать можешь. (По И. Тургеневу, "Накануне")
28. Вы, кажется, умный человек: чего же нам пр_ творяться? (А. Толстой, "Хождение по мукам")
29. И добрые мужички надуют твоего отца всенепр_ менно. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
30. Певица отдалась поднимавшей ее волне, лицо ее пр_ образилось. (И. Тургенев, "Накануне")
31. Пр_ ведешь его ко мне, сам допрошу. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
32. Елена уже не могла беспечно пр_ даваться чувству своего счастья. (И. Тургенев, "Накануне")
33. Она поставила лампу на стол, пр_ спустила огонек, села. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
34. И Н. П. вынул из заднего кармана сюртука пр_ словутую брошюру. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
35. Там он увидел ее впервые, она показалась ему пр_ красной, как весна. (А. Толстой, "Хождение по мукам")

Упражнение подготовили Д. Жужлева и Б. А. Панов («Лига школ»).