Новый профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» вступает в силу. Педагог дополнительного образования (включая старшего) Требования к педагогу доп образования

Профстандарт педагога дополнительного образования устанавливает требования к квалификации, опыту работы, основному и дополнительному образованию специалистов. Работодатель ориентируется на профессиональные стандарты при формировании кадровой политики, решении других организационных вопросов.

Из статьи вы узнаете:

Какие сведения содержат профстандарты для педагогов дополнительного образования 2019

Скачать документы по теме:

Утвержденный документ используется и учитывается при:

  • формировании кадровой политики;
  • заключении трудовых договоров;
  • планировании обучения;
  • проведении оценки и аттестации;
  • установлении системы оплаты труда .

Обратите внимание: профессиональный стандарт педагога дополнительного образования формулирует основные цели профессиональной деятельности, регламентирует необходимые компетенции для успешной работы.

В соответствии с утвержденными профстандартами, педагоги дополнительного образования шестого квалификационного уровня могут занимать должности:

  • преподавателей;
  • тренеров-педагогов;
  • педагогов дополнительного образования;
  • педагогов-организаторов;
  • методистов.

Должностная инструкция педагога-организатора с учетом требований профстандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

Профстандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых

Профстандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых включает следующие трудовые функции:

  • разработку и организацию внедрения программ, инструментариев изучения рынка услуг доп. образования детей и взрослых;
  • изучение рынка услуг;
  • формирование программ и предложений по продвижению услуг дополнительного образования.


Скачать в.doc


Скачать в.doc

Умения педагога дополнительного обучения детей и взрослых:

  • формулировать и выносить на обсуждение с руководством концепции, методики исследования рынка;
  • формировать план выборки и проводить разработку инструментариев исследования;
  • оптимизировать затраты на проведение таких работ;
  • апробировать разработанные инструменты;
  • координировать деятельность и распределять обязанности по исследованию;
  • обрабатывать первичные результаты.

Если педагог занят непосредственной работой по обучению детей и взрослых дополнительным программам образования, основные умения направлены на:

  • внедрение эффективных методик усвоения;
  • поиск индивидуального подхода к каждому учащемуся;
  • внедренные новых методик, позволяющих усовершенствовать все основные программы дополнительного образования;
  • организацию мероприятий, направленных на сохранение контингента учащихся разных возрастов;
  • проведение презентаций, выставок, других мероприятий, направленных на привлечение внимания к программам дополнительного обучения.

Необходимые знания

Педагог дополнительного обучения детей и взрослых обладает обширным перечнем знаний с учетом возрастных особенностей обучающегося контингента:

  • знаком с перечнем и характеристиками общеобразовательных программ детей и взрослых;
  • основными правилами создания информационных материалов;
  • методиками, обеспечивающими заинтересованность учащихся;
  • техниками и приемами убеждения;
  • способностями слушать собеседника;
  • приемами вовлечения в деятельность;
  • способами быстрого разрешения конфликтов.

Обратите внимание, постепенное внедрение профстандартов педагогов дополнительного образования поможет оптимизировать и систематизировать деятельность центров внешкольной работы, проводить эффективную кадровую политику, успешно внедрять новые современные методики и программы.

28 августа 2018 года прошел регистрацию в Минюсте РФ» приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 года N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ вступает в силу 9 сентября 2018 года, а приказ этого же ведомства от 8 сентября 2015 г. N 613н » утрачивает силу.

Обращаем внимание, что в приказе от 5 мая 2018 года N 298н отсутствует положение о том, что «профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда» (ранее это требовалось).
Кроме того, к образованию и обучению лиц, претендующих на занятие должности педагога дополнительного образования, теперь установлены следующие требования:
— высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки»;

— или высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки».
Ранее были установлены требования о наличии среднего профессионального образования или высшего образования — бакалавриата, а также обязательном прохождении профессиональной переподготовки.. При этом наличие среднего профессионального образования или высшего образования — бакалавриата, направленность которого соответствовала преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), не освобождало от необходимости профессиональной переподготовки.

Источник :
Приказ Минтруда России от 5 мая 2018 года N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрировано 38 августа 2018 г., регистрационный № от 5 мая 2018 года N 298н) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»»
Письмо Минтруда России от 6 июня 2017 года № 14-2/10/В-4361 (О внедрении профессиональных стандартов и приведении наименования должностей в соответствие с требованиями российского законодательства)

Новый профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» вступает в силу : 20 комментариев

    Вопрос: являются ли курсы повышения квалификации по направлению «Образование и педагогические науки» дополнительным профессиональным образованием? Достаточно ли курсов повышения квалификации раз в 3 года,если есть образование по направлению деятельности (например, образование высшее художественное и педагог преподает ИЗО)? Прошу помочь разобраться,так как одни педагоги говорят,что достаточно курсов повышения квалификации,а другие говорят,что обязательна профессиональная переподготовка.

    Здравствуйте!
    Прочитала про новый профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». У вас на сайте написано: «При этом наличие среднего профессионального образования или высшего образования - бакалавриата, направленность которого соответствовала преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), не освобождало от необходимости профессиональной переподготовки.»
    Вопрос: разве по новому профстандарту наличие высшего образования, направленность которого соответствует преподаваемому предмету освобождает от необходимости профессиональной переподготовки?

    Добрый день, поясните пожалуйста фразу «Обращаем внимание, что в приказе от 5 мая 2018 года N 298н отсутствует положение о том, что «профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда» (ранее это требовалось)».
    И еще вопрос если я закончила вуз по направлению «химия и биология», а работаю педагогом-организатором в художественно-эстетическом отделе, в связи с вступлением нового профстандарта я имею право работать не по своей специальности «химия и биология»?

    Добрый день! Объясните формулировку в новом проф. стандарте в разделе «требования к образованию и обучению» по отношению к должности «педагог-организатор» — высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки». Это может означать, что для должности педагога-организатора достаточно просто любого среднего профессионального образования?

    Добрый день! столкнулась со следующей проблемой. Согласно Порядку проведения аттестации педработников СЗД устанавливается по истечении не ранее, чем через два года. и в этот период работник рассматривается как учитель без категории. Как производится оплата труда в таком случае? если можно, подскажите ссылку на документ, регламентирующий этот момент.

    Я педагог дополнительного образования с25 летним стажем, образование средне специальное техническое. Работаю по программе декоративно прикладного искусства. Могут ли меня аттестовать на соответствие занимаемой должности по новым простагландинов.

    Хотелось бы конкретно понимать, я педагог дополнительного образования, прошла курсы переподготовки 522 часа,педагогика и психология детей дошкольного возраста, могу ли я по новым профстандартам работать педагогом дом.образ. с детьми от 14 лет и старше??? Или только с дошкольниками?

Приказом Минтруда от 5 мая 2018 года №298 утверждён новый профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ зарегистрирован в Минюсте 28 августа за номером 52016. Профстандарт, утверждённый приказом Минтруда от 8 сентября 2015 года №613н, утратил свою силу.

Информация актуальна для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям:

Требования к методистам дополнительного образования детей и взрослых

Методист доп. образования детей и взрослых должен иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки», либо имея не педагогическое образование, но соответствующее программам доп. образования, которые реализуются в учреждении, пройти (от 3 месяцев).

Педагог-организатор: требования к должности

Чтобы занимать должность педагога-организатора не обязательно иметь высшее педагогическое или среднее профессиональное образование по педагогической специальности. В случае, если у педагога-организатора нет пед. образования, то его можно получить на курсах профессиональной переподготовки (от 3-6 месяцев).

Требования к современному педагогу

дополнительного образования

Педагог дополнительного образования осуществляет дополнительное образование детей, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав участников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения, за которое отвечает и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения.

Также педагог участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения, жизнь и здоровье воспитанников.

Особенностью работы педагога дополнительного образования также является выявление творческих способностей учеников, поддержка их развития, формирование устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Ответственность за массовые, культурные организации также нередко полагается на педагога дополнительного образования.

Кроме всего прочего преподаватель несет ответственность за соблюдение техники безопасности, участвует в методических конференциях. Как мы видим обязанности педагога дополнительного образования довольно обширные. Помимо обычных педагогических задач он также призван развивать творческую сторону детской личности, способствовать духовному росту и углубленному процессу познания.

Соответственно и образ педагога дополнительного образования в сознании учащихся обладает широким спектром признаков.

Центры дополнительного образования - явление в педагогической практике не новое. Значительное распространение оно получило в так называемых микрорайонных школах, которые с развитием вариативной системы образования столкнулись с оттоком ученического контингента. Создания самостоятельных центров со своей кадровой инфраструктурой разрешило расширить выбор образовательных, рекреационных программ, внедрить программы, привлекательные для разных категорий учеников, в том числе для учеников с проблемами. Возможности центров дополнительного образования в достижении новых результатов состоят в их ориентации на решение проблем всей школы, учеников, вне зависимости от возраста, меры успеваемости в учебной деятельности. Кроме того, центры дополнительного образования детей, которые работают непосредственно на базе школ, в сущности, являются центрами быстрого реагирования на запросы учеников, имеющиеся у них проблемы.

Независимо от возраста, пола и успеваемости подростки обращают внимание на такие характеристики преподавателя как: много знает - 76%; чуткий и внимательный - 74%; трудолюбивый - 73%; добрый, справедливый - 72%; интересно, от души объясняет - 69%; при объяснении видит, кто не понимает, и спешит оказать помощь - 61%; с веселым характером - 61%; не жалуется родителям - 58%; во время перемен с нами - 38%.

У старшеклассников оценочные требования к педагогу выше. Они больше обращают внимания на моральные качества и интеллектуальные способности педагога, его способность к полноценному взаимодействию.

Педагог дополнительного образования чаще воспринимается как более компетентный, увлеченный своей работой. Подразумевается, что он может творчески подходить к образованию и старается выявить способности ребенка, поддержать его, компенсировать недостаточность внимания со стороны педагогов-предметников и родителей. Его психологический образ дополняют черты помощника, родителя и друга. Хотя, случаются и негативные образы педагога, как человека пассивного и нетрудолюбивого, что может объясняться негативным личным опытом учеников.

Образ педагога дополнительного образования схож с образом педагога в целом, но имеет свою структуру и особенности содержания.

Подростки в первую очередь обращают внимание на культуру, эрудицию педагога, уровень его практических умений. Также в образе учеников сразу возникают такие компоненты как принципиальность, требовательность воспитателя, отношение преподавателя к своей работе. Немаловажными являются и моральные качества в образе педагога: его чуткость, внимание, такт.

Структура и содержание образа педагога дополнительного образования

На основе этого в структуре образа формируются оценочные характеристики: уважение и симпатия, одобрение деятельности педагога, довершаемые комплексом эмоционального восприятия этого человека.

Восприятия подростка более целенаправленное, планомерное и организованное, чем восприятия младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда поражает своей поверхностностью.

Внимание учеников среднего школьного возраста специфично, выборочно: интересные уроки или дела интересуют учеников, и они могут подолгу сосредотачиваться на одном материале или явлении. Но легкая возбужденность, интерес к необыкновенному часто становиться причиной переключения внимания. В связи с этим для подростка важно умение педагога передать свои навыки и знания.

Мышления в подростковом возрасте становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношения между конкретно-образным и абстрактным в пользу последнего. Подросток начинает анализировать личность педагога и мотивы его действий, создаваемый образ приобретает критические черты.

Педагог дополнительного образования относится к категории специалистов.
На должность педагога дополнительного образования назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10 лет) или высшее профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10 лет) или квалификационную категорию.
3. Назначение на должность и освобождение от нее производится приказом директора учреждения по представлению.
должен знать:

1. Конституцию Российской Федерации.
2. Законы Российской Федерации, постановления и решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования.
3. Конвенцию о правах ребенка.
4. Возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену.
5. Специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), основы их творческой деятельности.
6. Методику поиска и поддержки талантов.
7. Содержание, методику и организацию научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности, отдыха и развлечений.
8. Программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений.
9. Основы деятельности детских коллективов, организаций и ассоциаций.
10. Нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Педагог дополнительного образования подчиняется непосредственно директору учреждения или иному должностному лицу.
На время отсутствия педагога дополнительного образования (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

Педагог дополнительного образования :

1. Осуществляет дополнительное образование обучающихся (воспитанников), развивает их разнообразную творческую деятельность.
2. Комплектует состав обучающихся (воспитанников) кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения.
3. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической целесообразности.
4. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников).
5. Участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения, жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников).
6. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение.
7. Выявляет творческие способности обучающихся (воспитанников), способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.
8. Поддерживает одаренных и талантливых обучающихся (воспитанников), в т.ч. детей, имеющих отклонения в развитии.
9. Организует участие обучающихся (воспитанников) в массовых мероприятиях.
10. Оказывает консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.
11. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
12. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
13. Повышает свою профессиональную квалификацию.

Педагог дополнительного образования вправе:
1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя учреждения).
5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

Права

Педагог дополнительного образования имеет право:

Участвовать в управлении Центра в порядке, определяемом Уставом Центра;

На защиту профессиональной чести и достоинства;

Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащи­ми оценку его работы, давать по ним объяснения;

Защищать свои интересы самостоятельно и/или через пред­ставителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного рассле­дования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;

На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) рас­следования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

Свободно выбирать и использовать методики обучения и вос­питания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся;

Повышать квалификацию;

Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

Давать обучающимся во время занятий и перемен обязатель­ные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблю­дению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленном Уставом и Пра­вилами о поощрениях и взысканиях обучающихся УДО.

Ответственность:

Педагог дополнительного образования несет ответственность по законодательству Российской Федерации за качество выполне­ния образовательных программ, жизнь и здоровье обучающихся во время занятий, нарушение их прав и свобод.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважи­тельных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка УДО, законных распоряжений директора УДО и иных локаль­ных нормативных актов, должностных обязанностей,

Педагог дополнительного образования не­сет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном тру­довым законодательством.

За применение, в том числе однократное, методов воспита­ния, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка педагог дополнительного образования может быть осво­божден от занимаемой должности в соответствии с трудовым зако­нодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».Увольнение за подобный проступок не является мерой дисципли­нарной ответственности.

За виновное причинение УДО или участникам образователь­ного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) сво­их должностных обязанностей педагог дополнительного образова­ния несет материальную ответственность в порядке и в пределах, ус­тановленных трудовым и (или) гражданским законодательством. Взаимоотношения. Связи по должности

Педагог дополнительного образования:

Работает в режиме выполнения объема установленной ему учеб­ной нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий, учас­тия в обязательных плановых общешкольных мероприятиях и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установ­лены нормы выработки;

Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается заместите­лем директора УДО по учебно-воспитательной работе;

Представляет заместителю директора УДО по учебно-вос­питательной работе письменный отчет о своей деятельности по окон­чании каждой учебной четверти;

Получает от директора УДО и его заместителей информа­цию нормативно-правового и организационно-методического харак­тера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучаю­щихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с адми­нистрацией и педагогическими работниками школы, входи в состав методического объединения педагогов дополнительного образования соответствующего профиля..

Методика организации работы педагога дополнительного образования

Описание "дифференциации обучения" в педагогике

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоения целого на различные части, формы, ступени.

В педагогической литературе дифференциация обучения - это:

    форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);

    часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых. (МНИИ Школьных технологий, 2005, с. 288)

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это:

    создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп для учета особенностей их контингента;

    комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Принцип дифференциации обучения – положение согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Один из основных видов дифференциации (разделения) - индивидуальное обучение.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

По возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);

По полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);

По области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);

По уровню умственного развития (уровню достижений);

По личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);

По уровню здоровья (физические группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применения разнообразных методических средств дифференциации, является включенной, проникающей технологией.

Однако в некоторых моделях обучения дифференциация учебного процесса – главная отличительная особенность, системообразующий фактор, и поэтому они могут быть названы «технологиями дифференцированного обучения».

Дифференциация по уровню развития способностей

Классификационные параметры технологии дифференциации по уровню развития способностей

Методологический подход: дифференцированный, индивидуальный.

Ведущие факторы развития: социогенные с допущениями биогенного характера (всех выучить до одного уровня нельзя).

Научная концепция освоения опыта: приспосабливающаяся.

Ориентация на личностные сферы и структуры: информационные, знания, умения и навыки.

Вид социально - педагогической деятельности: психолого-педагогическая, компенсирующая.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп + репетитор.

Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные с элементами программирования.

Организационные формы: все формы.

Преобладающие средства: программированные + электронные.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: все виды.

Целевые ориентации:

Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;

Приспособление (адаптация) обучения к уровню и особенностям развития различных групп учащихся.

Особенности дифференциации по уровню

Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной педагогике однозначной оценки: в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.

Положительные аспекты

Отрицательные аспекты

Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей

Деление детей по уровню развития негуманно

У учителя появляется возможность слабому ученику, уделить внимание сильному

Высвечивается социально-экономическое неравенство

Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания

Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними.

Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимся к общественным нормам

Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства

Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании

Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети

Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности

Понижается уровень Я-концепции, в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости

Повышается уровень мотивации учения в сильных группах

Понижается уровень мотивации в слабых группах

В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться

Перекомплектование разрушает классные коллективы

По особенностям организации гомогенных групп выделяют:

а) внешнюю дифференциацию:

Региональную – по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);

Внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки);

В параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и т. д.);

Межклассную (факультативные, свободные, разновозрастные группы);

б) внутреннюю дифференциацию: внутриклассную или внутрипредметную (группы в составе класса) .

В современном мире существуют различные модели дифференциации обучения. (Приложение 1). Каждая модель имеет свои особенности, предмет обучения, но объединяет их одно: все модели дифференцированного обучения направлены на порождение комплекса неполноценности школьника по отношению к учению, стимулировать ребенка к работе и получить результат. Для того чтобы организовать правильную модель дифференцированного обучения, учитель должен знать, какие существуют модели и какая модель подходит к его классу. Но прежде всего рассмотрим, что такое обучение, процесс, процесс обучения русскому языку.

Обучение – управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирования мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Процесс – последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-либо, ход развития чего-либо; совокупность познавательных действий, направленных на достижение определенных результатов.

Процесс обучения – совместная деятельность учителя и учащихся по передаче и усвоению новых знаний и овладению умениями в течение определенного времени.

Стратегия современного обучения – его направленность не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции, интереса, бережного и вдумчивого отношения к делу, к своему предназначению и в целом к знаниям, на становление у младшего школьника самого главного учебного умения – учиться.

Учебная деятельность – система таких условий обучения, которые делают возможным развитие младшего школьника: появление у него способности к самоизменению.

Цели обучения – одна из категорий методики, которая характеризует учебный предмет с точки зрения причины его включения в учебный план. Русский язык как учебный предмет решает две группы задач: специальные (они вытекают из его особенностей) и обще предметные (они реализуются всеми школьными дисциплинами). Сочетанию и решению этих задач может способствовать организация дифференцированного обучения.

Таким образом дифференцированное обучение рассматривается как форма обучения, часть общей дидактической системы, создание разнообразных условий обучения, комплекс методических и психолого- педагогических мероприятий.

Развитие системы до­полнительного образования детей невозможно без серьезного кон­цептуального программно-методического обеспечения учебно-воспи­тательного процесса. Это серьезная задача, требующая постоянной и кропотливой работы под руководством наиболее квалифицирован­ных педагогов или методистов учреждений дополнительного образо­вания детей, преподавателей ИПК, научных сотрудников.

Дополнительные образовательные программы, реализуемые в общеобразовательных учреждениях, должны, с одной стороны, компенсировать недостатки стандартизированного образования, а с другой - учитывать его достоинства. Поэтому педагогам до­полнительного образования при разработке авторских программ необходимо познакомиться с содержанием тех учебных предме­тов, которые больше всего могут быть связаны с содержанием до­полнительной программы. Это может стать хорошей основой для совместной творческой работы с учителями-предметниками.

Развитие системы дополнительного образования детей ста­новится по-настоящему эффективным, если дополнительные программы соответствуют интересам и потребностям обучающихся, учитывают реальные возможности их удовлетворения в конкретном учреждении, помогают ребенку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют его самообразование и саморазвитие.

Разработка дополнительных образовательных программ нового поколения предполагает ряд принципов:

    ориентацию на широкое гуманитарное содержание, позво­ляющее гармонично сочетать национальные и общечеловечес­кие ценности;

    формирование у школьников целостного и эмоционально- образного восприятия мира;

    обращение к тем проблемам, темам, образовательным об­ластям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в ос­новном образовании;

    развитие познавательной, социальной, творческой актив­ности ребенка, его нравственных качеств;

    реализацию единства учебно-воспитательного процесса.

Дополнительные образовательные программы нового поко­ления должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребенком. Они также должны быть открытого типа, т. е. ориентированными на расширение, определенное изменение с учетом конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкос­тью использования. На их основе можно выстраивать работу, которая будет отвечать социально-культурным особенностям того или иного региона, традициям и условиям конкретного об­щеобразовательного учреждения, возможностям и интересам различных групп обучающихся, их родителей, педагогов.

Требования к программам дополнительного образования де­тей. Всистеме дополнительного образования детей различают следующие типы программ:

    примерная;

    модифицированная или адаптированная;

Можно выделить уровни освоения программ дополнительно­го образования детей по признаку «общепрофессиональное»:

    общеразвивающие;

    специализированные;

    профессионально-ориентированные.

Программы дополнительного образования детей различают по цели обучения:

    познавательные (информационно-просветительские);

    научно-исследовательские;

    социальной адаптации;

    профессионально-прикладные;

    спортивно-оздоровительные;

    развивающие художественную одаренность;

    досуговые.

По форме организации содержания и процесса педагогичес­кой деятельности программы бывают:

    комплексные;

    интегрированные;

    модульные;

    сквозные.

Дополнительные образовательные программы должны быть оформлены в виде нормативного документа.

Титульный лист с необходимыми реквизитами: вышестоящие органы управления образованием; образовательное учреждение, реализующее программу; ответственный работник учреждения, утвердивший программу; номер протокола педагогического со­вета, утвердившего программу; название программы; возраст детей, на которых рассчитана программа; срок реализации про­граммы; автор программы; данные о рецензентах.

Разделы программы:

    Введение.

    Основные направления и содержание деятельности.

    Условия реализации программы.

    Механизм оценки получаемых результатов.

    Тематическое планирование (количество часов по каждой теме по годам обучения).

    Наличие рецензий: внутренней (методический совет уч­реждения дополнительного образования детей) и внешней (сторонние организации и учебные заведения).

В целях проводимой модернизации образования в Российской Федерации Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08 сентября 2015 г. № 613-н утвержден профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Обновленные цели системы российского образования создают новые требования к качеству педагогических работников, к уровню профессиональной педагогической деятельности в целом.

Необходимо развивать новые профессиональные качества педагогов дополнительного образования со стандартом профессиональной деятельности в области обучения, воспитания и развития.

Профессиональный стандарт должен стать системообразующим механизмом, который повысит качество работы педагогов дополнительного образования, создаст объективные требования к трудовым действиям, знаниям и умениям, необходимому уровню профессионального образования.

Профстандарт определит объем и направление подготовки, переподготовки или повышения квалификации, позволит объективно связать уровень профессионализма педагога дополнительного образования, его должностные обязанности и условия оплаты труда с результатами профессиональной деятельности (эффективный контракт). При этом профстандарт должен выступить в качестве базы для оценки квалификации и труда педагога дополнительного образования, а эффективный контракт в качестве инструмента соединения интересов педагогического работника и руководителя для решения задач образовательной организации.

Необходимо констатировать, что при внедрении профессионального стандарта педагога дополнительного образования появляется ряд проблем, связанных с отсутствием в профессиональной деятельности педагогических работников четких принципов построения карьеры, включая ее основные ступени, связи между занятием соответствующей должности и требуемой для этого квалификацией (с точки зрения профессионального стандарта); отсутствием четкой и объективной взаимосвязи между квалификацией (профессиональным уровнем, уровнем владения компетенциями) педагогического работника, качеством и результатами его профессиональной деятельности и оплатой труда.

Актуализированное понимание педагогами требований профстандарта – это отражение реальных потребностей системы дополнительного образования детей, механизма получения качества образования, инструмента обеспечения профессионального и карьерного роста, личностно-значимого подхода к собственной деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Модель специалиста –

педагог дополнительного образования детей и взрослых

Функция

Организация

досуговой деятельности учащихся в процессе

реализации

Трудовые действия

1.Планирование подготовки досуговых мероприятий.

2.Организация проведения досуговых мероприятий.

3.Проведение досуговых мероприятий

Цель

Формирование культурных традиций организации досуга (в

соответствии с выбранными направлениями деятельности).

Расширение культурного опыта обучающихся

и их

родителей(законных представителей) в организации досуга

Задачи

1.Определение и описание традиционных мероприятий по

организации досуговой деятельности (в рамках структурного

подразделений в соответствии с выбранным направлением

деятельности) (форм, периодичности, ожидаемых результатов) и

возможности

их культурного

воспроизводства в семейном

воспитании.

2. Определение форм привлечения обучающихся и их родителей

(законных представителей) в процесс подготовки досуговых

мероприятий.

3. Составление и обсуждение с родителями (законными

представителями) и обучающимися планов организации досуговой

деятельности.

4.Обучение родителей (законных представителей) способам

организации и проведения досуговых мероприятий в процессе

совместной деятельности.

5.Совместное

проведение

досуговых

мероприятий

обучающимися и их родителями (законными представителями).

6. Организация получения обратной связи от родителей по и тогам

проведения мероприятий.

7.Проведение анализа с привлечением родительского сообщества,

выход на совместное планирование досуговых мероприятий.

8. Обобщение опыта и описание сформированных традиций в

организации досуговой деятельности.

Субъекты

Администрация образовательного учреждения

взаимодействия

педагог-организатор,

родители (законные представители),

обучающиеся,

профильные учреждения

Ресурсы /Условия

1.Организационные.

2.Материального – техническое оснащение (по профилю

деятельности).

3.Наличие помещения.

Результат

1. Наличие культурных традиций и системы в работе по

организации досуговой деятельности в процессе реализации

дополнительной общеобразовательной программы.

2. Активное участие родителей (законных представителей) в

планировании, подготовке и проведении досуговых мероприятий

3. Высокий уровень культуры проведения досуговых

мероприятий.

Критерии

1.Осведомленность обучающихся, родителей (законных

представителей) о системе досуговой деятельности и традициях

проведения досуговых мероприятий в структурном подразделении

и в учреждении в целом.

2.Использование освоенных форм, способов деятельности в

организации досуговой деятельности вне учреждения.

3. Распространение опыта.

Культурные традиции – социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции присутствуют во всех социальных и культурных системах и являются необходимым условием их существования.

Функция

Обеспечение взаимодействия с родителями учащихся,

осваивающих дополнительные общеобразовательные

программы, при решении задач обучения и воспитания

Трудовые действия

1.Планирование взаимодействия с родителями (законными

представителями) учащихся, осваивающих дополнительную

общеобразовательную программу, при решении задач обучения

и воспитания.

2.Проведение родительских собраний, индивидуальных и

групповых встреч (консультации) с родителями (законными

представителями).

3.Организация совместной деятельности детей и взрослых при

проведении занятий и досуговой деятельности.

4.Обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав

ребенка и выполнения взрослыми установленных обязанностей

Цель

1.Формирование ответственной активной позиции родителей в

вопросах обучения и воспитания ребенка в системе

дополнительного образования.

2. Формирование единых требований к организации

педагогического процесса со стороны родителей (законных

представителей)

педагогического коллектива

(педагогов

дополнительного образования)

Задачи

1.Информирование родителей (законных представителей) о

реализующихся

ЦДОД

«Спутник р.п. Линево»

программах

дополнительного образования и педагогическом составе.

2.Изучение запросов родителей на услуги дополнительного

образования.

3. Организация набора в группы с учетом запроса родителей и

детей.

4.Разработка системы взаимодействия с родителями, в том числе

форм работы и системы обратной связи.

5. Планирование и организация ситуаций сотрудничества с

родителями, предоставление и возможности активно

участвовать в развивающем процессе.

Субъекты

Администрация учреждения,

взаимодействия

педагог- организатор,

родители

Ресурсы/условия

1.Помещение для организации работы.

Профессионально – личностные ресурсы.

Методическая поддержка (в случае необходимости).

Результат

1.Сформированное сообщество родителей обучающихся в

МКУДО ЦДОД «Спутник».

2.Эффективное взаимодействие педагогов и родителей

(законных представителей) по вопросам, связанным с освоением

обучающимися программ дополнительного образования.

3. Наличие единства требований в вопросах организации

образовательного процесса

Критерии

1.Активное участие родителей (законных представителей) в

мероприятиях, организуемых в МКУДО ЦДОД «Спутник»,

различных форм направленности, сотрудничество с

педагогическим коллективом.

Отсутствие конфликтных ситуаций с родителями (законными

представителями), вызванных разницей требований к

педагогическому процессу и взаимодействию с обучающимися

Модель специалиста – педагог дополнительного образования детей и взрослых

Функция

Организация деятельности учащихся,

направленной на освоение

дополнительной общеобразовательной программы

Трудовые действия

1.Набор на обучение по дополнительной общеразвивающей

программе.

2.Отбор

для

обучения

по

дополнительной

предпрофессиональной программе.

3.Текущий

контроль

и помощь

учащимся в

коррекции

деятельности и поведения на занятиях.

4. Разработка мероприятий по модернизации оснащения

учебного

помещения,

формирование

его

предметно-

пространственной

среды,

обеспечивающей

освоение

образовательной программы.

Цель

1.Создание условий для эффективного овладения детьми

способов деятельности в выбранном направлении в соответствии

с потенциальными возможностями в процессе освоения

дополнительной общеобразовательной программы

Задачи

1. Проведение мероприятий по набору обучающихся на обучение

по дополнительной общеобразовательной программе (на основе

изучения запросов родителей в том числе).

2.Осуществление

педагогического

процесса, направленного на

освоение ребенком программы дополнительного образования.

3.Осуществление текущего контроля и

оказание помощи

учащимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях.

4. Создание условий, мотивирующих родителей на закрепление

у детей полученных ЗУНов и формирующихся

УУД, и

расширение культурного опыта детей в выбранном направлении.

5. Формирование предметно-пространственной среды в

учреждении,обеспечивающей освоение образовательной

программы.

6. Обеспечение возможности участия обучающихсяв

мероприятиях, направленных на представление результатов

обучения (конкурсах, выставках, соревнованиях и т.д.)

Субъекты

Администрация,

педагоги дополнительного образования,

родители,

иные субъекты социальной инфраструктуры,

связанные по

дополнительной общеобразовательной программы

Ресурсы /Условия

1.Помещение для организации занятий.

2. Материально – технические ресурсы.

3.Информационно – методические ресурсы.

4. Профессионально – личностные ресурсы педагога.

5.Ресурсы

социальной инфраструктуры

по

направлению

деятельности.

Результат

1.Эффективное овладение детьми содержанием дополнительной

общеобразовательной программы и способами деятельности в

выбранном направлении в соответствии с потенциальными

возможностями.

2. Наличие ситуации творческого успеха у обучающихся.

Критерии

1.Высокие

результаты

освоения

дополнительной

общеобразовательной программы обучающимися по результатам

контрольно-диагностических процедур (индивидуально, в

соответствии с потенциальными возможностями ребенка).

2.Результативное

участие

обучающихся

массовых

мероприятиях.

3. Высокая мотивация обучающихся к занятиям по выбранному

направлению.

Модель специалиста – педагог дополнительного образования детей и взрослых

Функция

Педагогический

контроль и оценка освоения дополнительной

общеобразовательной программы

Трудовые действия

1.Контроль и оценка освоения дополнительных

общеобразовательных программ, в том числе в рамках

установленных форм аттестации (при их наличии).

2.Анализ и интерпретация результатов педагогического

контроля и оценки.

3.Фиксация и оценка динамики подготовленности и мотивации

учащихся в процессе освоения дополнительной

общеобразовательной программы.

Цель

Создание

условий

для

своевременной

коррекции

образовательного

маршрута учащихся на

основе

фиксации

промежуточных

итоговых

результатов

освоения детьми

Задачи

1.Изучение профессиональной литературы по теме «Оценочные

процедуры», посещение тематических занятий по данному

вопросу, повышение квалификации, самообразование по данной

теме.

2.Разработка оценочных процедур для реализуемой программы

дополнительного образования и бланков для фиксации

полученных результатов.

3.Проведение

оценочных

процедур

соответствии

перспективным планом работы.

4.Фиксация результатов промежуточной и итоговой диагностики

в разработанных и утвержденных формах.

5. Коррекция образовательного

маршрута учащихся

на основе

полученных данных.

Субъекты

Педагоги дополнительного образования,

взаимодействия

обучающиеся,

методист,

родители (законные представители) обучающихся (в случае необходимости)

Ресурсы /Условия

1.Профессионально –личностные.

2.Методико-диагностические.

3.Материально-технические (в зависимости от направления

деятельности).

2.Своевременная коррекция образовательного маршрута

учащихся на основе фиксации промежуточных и итоговых

результатов освоения детьми содержания программы.

2.Эффективное освоение детьми программы дополнительного

образования.

Критерии

1.Наличие итоговых материалов по результатам проведения

оценочных процедур.

2.Внесение изменений и дополнений в ДОП и РДОП на основе

проведения оценочных процедур (в случае необходимости).

3.Достижение запланированных результатов по освоению

обучающимися дополнительных общеобразовательных

программ.

Модель специалиста – педагог дополнительного образования детей и взрослых

Функция

Разработка программно-методического обеспечения реализации

дополнительной общеобразовательной программы

Трудовые действия

1.Разработка дополнительных общеобразовательных программ

(программ учебных курсов, дисциплин (модулей)) и учебно-

методических материалов для их реализации.

2.Определение педагогических целей и задач, планирование

занятий и (или) циклов занятий, направленных на освоение

избранного вида деятельности (области дополнительного

образования).

3.Определение педагогических целей и задач, планирование

досуговой деятельности, разработка планов (сценариев)

досуговых мероприятий.

4.Разработка системы оценки достижения планируемых

5.Ведение документации, обеспечивающей реализацию

дополнительной общеобразовательной программы (программы

учебного курса, дисциплины (модуля))

Цель

Создание современной актуальной базы программно –

методического обеспечения дополнительного образования.

Формирование образовательной среды (условий,в том числе

методического сопровождения), актуальной для современной

системы ДПО

Задачи

1.Изучение потребностей получателей образовательных услуг на

конкретные программы дополнительного образования.

2. Разработка проектов программно- методических комплексов по

выбранному направлению деятельности.

3. Определение условий эффективной реализации программы

дополнительного образования с учетом потребностей участников

образовательных

отношений

(родители

(законные

представители)

обучающихся,

педагогические

работник,

обучающиеся), включаю процессы обучения и

организации

досуговой деятельности

4. Согласование и утверждение программ и методических

материалов.

5. Разработка системы оценки достижения планируемых

результатов освоения общеобразовательной программы.

6. Оформление и представление документации, обеспечивающей

реализацию дополнительной общеобразовательной

программы

(программы учебного курса, дисциплины (модуля))

Субъекты

Педагоги дополнительного образования,

взаимодействия

методисты,

специалисты органов управления образованием,

экспертное сообщество (по профилю общеобразовательной

Результат

1.Наличие актуальной базы программно –методического

обеспечения дополнительного образования по реализующимся в

учреждении направлениям дополнительного образования.

Критерии

1.Соответствие программно-методического обеспечения

современным требованиям.

2.Подтвержденная оценка актуальности и эффективности

разработанных, реализующихся и планирующихся к реализации

программно-методических комплексов.